Проект «Детский сад – семья: аспекты взаимодействия в условиях реализации ФГОС ДО»

ФИО: Федотова Г.В.
Свидетельство о публикации в электронном СМИ № AP-3263
Конкурс: Всероссийский конкурс педагогических работников «Семья, общество, приоритеты», в рамках реализации мероприятий, посвященных Году семьи в Российской Федерации
Наименование конкурсной работы: Проект «Детский сад – семья: аспекты взаимодействия в условиях реализации ФГОС ДО»
Итоговая оценка: 1 место,  90 баллов(-а)



Проект

«Детский сад – семья:

аспекты взаимодействия в условиях реализации

ФГОС ДО»

 

Руководитель проекта: заведующая – Андрунь Софья Владимировна. 

Разработчики проекта: заместители заведующей по ВМР 

Федотова Галина Владимировна. 

Творческая группа

Учитель-логопед: Фролова Людмила Алексеевна,

Воспитатели: Анкудинова Екатерина Валерьевна,

Жилинская Елена Александровна, 

Юрьева Елена Михайловна,

Шамова Наталья Викторовна, 

музыкальные руководители: 

Килеева Наталья Владимировна, 

Коврежкина Марина Сайдулловна; 

инструктор по физической культуре  Пашковская Галина Валерьевна;

учитель – логопед: Самсонова Наталья Михайловна

Тип проекта

     По содержанию: практико – ориентированный, психолого-педагогический, творческий, коллективный

По числу участников проекта: педагоги,  дети, родители, социум.

По времени проведения: долгосрочный 

По месту реализации:  МБДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад № 58» ЗАТО Северск, Томская область.

По методическому обеспечению: проект является вариативной частью образовательной программы ДОУ, составленной в соответствии с ФГОС ДО. 

Актуальность.

             Детство – уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье и осуществляется развитие личности. Развитие и воспитание в семье и дошкольной организацией преследует единые цели и задачи, стремление реализовать комплексный подход к воспитанию. В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, является «взаимодействие с семьёй для обеспечения полноценного развития личности ребёнка». В  Федеральном государственном  образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО),  так же особое  внимание уделяется работе с родителями (законными представителями), где дошкольная организация является основой для оказания помощи родителям в воспитании, охране и укреплении физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции, повышение  педагогической компетентности. Родители должны быть не просто сторонними наблюдателями, а активными участниками образовательного процесса, участниками всех проектов, независимо от того какая деятельность в них доминирует. 

     Задачи,  стоящие перед современным образованием не могут быть решены  в условиях традиционно сложившейся системы управления образовательным учреждением, а значит пришло время  менять существующую практику работы с родителями воспитанников, при которой семье демонстрировалась внешняя система ценностей, без учета структуры семьи ее традиций и опыта. В связи с этим, ДОО  необходимо ориентироваться на поиск новых форм и методов взаимодействия, где важно учитывать дифференцированный    подход    к    каждой    семье,    социальный    статус,    микроклимат, а также родительские запросы и степень заинтересованности родителей в воспитании своих детей.

 

Проблемы

      Педагогическая практика показывают, что многие родители  испытывают некоторые трудности в воспитании детей. Часто это объясняется личностными проблемами: усталостью,  физическими и психическими перенапряжениями, нехваткой времени.     Во многих семьях воспитание ребёнка осуществляется интуитивно, так как  родители недостаточно  компетентны в  вопросах дошкольной педагогики и психологии, а так же  возрастных и индивидуальных особенностях развития ребенка 

    Педагогам ДОУ, в свою очередь, сложно выстраивать  отношения с родителями, так как многие семьи неохотно посвящают посторонних в семейные взаимоотношения, воспитательные функции родителей (законных представителей) и педагогов ДОУ часто не совпадают, возникают конфликтные ситуации. Формы и методы работы с родителями, применяемые ранее являются недостаточно эффективными, и  не позволяют родителям занять активную позицию в образовательном процессе ДОУ. 

      В сфере дошкольного образования возникла ситуация, когда работа с семьёй не стала давать прежних положительных результатов, поскольку прежние способы работы морально устарели и не стали действовать в новых условиях информационного общества. ФГОС ДО стимулирует сделать выбор  в сторону новой модели развития отношений между детским садом и семьёй – открытой модели партнёрского конструктивного взаимоотношения, что представляет собой процесс совместной деятельности людей, в которую включён каждый участник образовательной деятельности. Деятельность развивает и расширяет сферу знаний, умений и навыков, и формирует ценностное отношение к участникам деятельности и к процессу деятельности. 

Новизна

Включенность родителей в процесс подготовки и проживания ключевых событий детсадовской жизни и ежедневных моментов на основе партнерства, соучастия и сотворчества, не только в рамках ДОУ, но и в окружающем социуме.

Гипотеза

При условии, что если  дошкольная организация станет открытой системой, то у родителей будут сформированы навыки осознанного включения в единый совместный с педагогами процесс воспитания и развития ребенка, где они станут не только равноправными, но и ответственными участниками детско-взрослого сообщества.

                 

    Проект создан  в соответствии с определенными принципами взаимодействия с родителями:

  • открытости детского сада для семьи, где каждому родителю в удобное для него время обеспечивается возможность знать и видеть, как живет и развивается его ребенок;
  • сотрудничества педагогов и родителей в воспитании детей, основанном на взаимопонимании и доверии;
  • создания активной развивающей среды, активных форм общения детей и 

взрослых,  обеспечивающих единые подходы к развитию ребенка в семье и в ДОУ;

  • диагностичности общих и частных проблем в воспитании и развитии ребенка; для того чтобы спланировать работу с родителями, надо хорошо знать родителей своих воспитанников, их социальный статус, настрой и ожидания от проживания ребенка в детском саду. Проведение анкетирования, бесед поможет педагогу профессионально грамотно выстроить работу с родителями, сделать ее эффективной, продумать действенные формы  взаимодействия с семьей.
  • динамичности  реагировать на изменения, происходящие в обществе, 

образовательные потребности и запросы родителей (законных представителей), находиться в режиме развития.

       Мы понимаем, что  перейти к новым формам отношений родителей и педагогов, стать открытой системой, значит сделать педагогический процесс более свободным, гибким, дифференцированным, гуманизировать отношения между детьми, педагогами, родителями (законными представителями). Создать такие условия, чтобы у всех участников воспитательного процесса (дети, педагоги, родители) возникала личная готовность открыть самого себя в какой-то деятельности, мероприятии, рассказать не только о своих радостях, успехах, но и о неудачах.    

     Творческой группой были проведены исследования, для изучения уровня эффективно созданных условий, обеспечивающих возможность включение родителей (законных представителей) в образовательное пространство

                                   

                                                              Swot-анализ

                         Взаимодействие ДОУ и семьи

             Миссия: «создание открытого образовательного пространства»

                                                  Внутренняя среда
Сильные стороны Слабые стороны
Нормативно-правовая база:

– наличие Устава ДОУ

– наличие лицензии на право проведения образовательной деятельности

– основная образовательная программа ДОУ

– договор между МДОУ и родителями воспитанников

– положение о родительском комитете

– положение о взаимодействии дошкольного учреждения с семьями воспитанников

1. Слабая связь с социумом.
Педагогические кадры:

– высшее образование – 52%

– средне-специальное – 48 %

– высшая категория – 30%

 – первая категорию – 36 %

Соответствие занимаемой должности -6%

Специалисты: педагог-психолог, учитель-логопед, музыкальные руководители,  инструктора по физической культуре

1. Слабая мотивация педагогов и родителей на сотрудничество. 

2. Доминирование  монолога в отношениях с семьёй, низкий уровень развития диалогического общения.

Методическая работа:

– проведение педагогических советов

– проведение консультаций

-проведение семинаров

– самообразование педагогов

1.Отсутствие мониторинга эффективности работы с родителями
Педагогическое просвещение родителей через различные формы работы  2.Низкая активность родителей.
Материально-техническая база:

музыкальный зал, спортивный зал, бассейн, холл, детские площадки, спортивная площадка

1. Недостаточное количество ИКТ
                                              Внешняя среда
Возможности Ограничения
1.Углубление связей с социумом

2.Платные образовательные услуги

3. Получение грантов по результатам участия в конкурсах разных уровней

1.Наличие конкурентов

2.Отсутствие интереса и желания родителей участвовать в деятельности  ДО

3.Закрытость или частичная открытость, защита своего семейного мира от постороннего вмешательства

 

                                                          

Проблема взаимодействия дошкольного учреждения и семьи обуславливается следующим:

                                                                                                       Таблица 1

                    Отсутствие  эффективного взаимодействия ДОУ с семьей
Недостаточно открытый характер управления образовательным учреждением Недостаточный уровень компетентности воспитателей по организации работы с семьей Сложившееся традиционное отношение к детскому саду, как обслуживающему семью институту, взявшему на себя функции воспитания
Отсутствие единых требований к задачам и содержанию воспитательной работы ДОУ и семьи    Недооценка педагогами роли семьи в воспитании и развитии ребёнка  (Миссия педагогов – контролировать семью, указывать ей на ошибки и недостатки).   Отсутствие банка данных о родителях (законных представителях) 
Низкий уровень участия родителей в управлении ОУ      Не готовы  использовать присутствие родителей в образовательном процессе в качестве помощника, наблюдателя Отсутствие изучения запросов родителей
Недостаточный уровень проведения мероприятий  Неумение педагогов планировать и выстраивать процесс общения с родителями. (Поддержка родителей в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение  семей в образовательную деятельность).  Недостаточное количество технических  средств
Отсутствует общественная организация родителей Отсутствие мониторинга эффективности работы с семьей Избегание совместной с педагогами проектной, творческой деятельности
Неумение перспективно планировать свою деятельность Различие ценностных ориентаций и взаимных ожиданий  Низкий процент посещения родителями  мероприятий ДОУ   
Нет системы активных форм с педагогическими кадрами по обучению сотрудничества с родителями Неумение создать рекламную продукцию группы,

устаревшая  информация в родительских уголках

Закрытость своего семейного мира от постороннего вмешательства

  Анализ использования в дошкольном учреждении устойчивых традиционных форм работы с семьей показывает, что ведущая роль при их организации принадлежит педагогам: целью многих форм является помощь родителям, рекомендации, советы, зачастую семья воспринимается как педагогически несовершенный фактор в становлении личности ребенка. Сфера обращения родителей и воспитателей друг к другу и сфера желаемой помощи свидетельствуют о рассогласовании.  

    Мы считаем, что ситуацию можно исправить за счёт создания открытого пространства развития,  воспитания и обучение  ребенка в семье и  ДОУ, но для этого необходимо создать условия, определить цель и задачи проекта.           

 Условия реализации проекта:

  • признание ценности взаимодействия между детьми,  педагогами и родителями (законными представителями);
  • установление эмоционально доверительного контакта между педагогами и их восприятие ребёнка как ценности;
  • адекватность методов и форм педагогического консультирования проблемного поля взаимодействия педагогов с детьми и родителями (законными представителями);
  • конструктивное мышление педагога, способствующее постоянному саморазвитию, и понимание индивидуальных и коллективных (в том числе семейных) ценностей и педагогических установок на развитие, воспитание и обучение ребёнка;
  • активность и ответственность всех субъектов взаимодействия: педагогов и родителей (законных представителей) в процессе формирования системы ценностных ориентаций и отношений к себе и другим, окружающему ребёнка миру

Цель проекта: создание открытого пространства развития и воспитания  ребенка в семье и  ДОУ, признание и становление родителей (законных представителей) полноценными участниками образовательного процесса

Задачи проекта

  1. Создать условия для формирования внешнего благоприятного открытого пространства ДОУ.
  2. Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов по взаимодействию  с семьями воспитанников
  3. Повысить психолого – педагогическую компетентность родителей в   области  детско-родительских отношений.
  4. Привлечь родителей к активному участию в детско-взрослым сообществе. 

 

Прогнозируемые результаты

– созданы условия для разнообразного по содержанию и формам сотрудничества, способствующего развитию открытого взаимодействия педагогов,  родителей, детей, социума;

– выявлены особенности профессионального педагогического взаимодействия специалистов ДОУ и родителей с учетом современных тенденций семейного воспитания дошкольников;

– сконструирована модель взаимодействия педагогического коллектива ДОУ, родителей, воспитанников, социума;

– определены показатели эффективности процесса взаимодействия специалистов  ДОУ и родителей.

 

Сроки реализации проекта: 2021 -2023гг.

 Этапы реализации проекта:

I этап – аналитический (2021 год)

      Цель: анализ и структирование информации о разработке моделей социального партнерства ДОУ с родителями воспитанников.

  • анализ воспитательного процесса с точки зрения современных требований;
  • изучение теории и практики использования новых форм взаимодействия с родителями в соответствии с требованиями ФГОС ДО;
  • подготовка педагогических кадров к разработке моделей партнерства ДОУ с родителями;
  • разработка модели взаимодействия ДОУ и семьи;

 

II этап – практический (2021-2023 учебный год)

 Цель: организация взаимодействия ДОУ с родительской общественностью в

 соответствии с моделью  (приложение).

  • педагогический мониторинг, позволяющий выявить возможности участия каждого родителя в педагогическом процессе ДОУ;
  • педагогическая поддержка родителей (лекции, тренинги, дискуссии, открытая непосредственно образовательная деятельность, совместная деятельность, туристическая деятельность)
  • педагогическое образование родителей (клубы интересных встреч, творческие и исследовательские проекты, тематические встречи, библиотека для родителей) 
  • совместная деятельность детей и родителей (детско-родительские клубы, конкурсы, досуги) в соответствии с разработанной системой работы, позволяющей вовлекать родителей в процесс воспитания  детей согласно задачам учреждения, применяя различные принципы, методы и формы  (приложение).

III этап – аналитический (2023 год)

      Цель: определение результативности внедрения моделей социального партнерства  ДОУ с родителями воспитанников.

  • анкетирование по удовлетворению запросов родителей;
  • определение эффективности работы педагогического коллектива. 

                                             

                                      Ресурсное обеспечение  проекта.

Организационные Комплексная образовательная программа дошкольного образования «Детство». Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе и др. 2016г. 

Образовательная программа ДОУ

Вариативная программа ДОУ «Живой родник» – ознакомление детей с народной культурой

«Школа ответственного родительства» – педагог – психолог Конькова О.С.

Педагогический проект «Сибирь – мой край родной» – использование регионального компонента в экологическом

воспитании детей (автор – творческая группа ДОУ)

Педагогический проект «Зёрна доброты» –  совместные праздники одна из нетрадиционных  форм взаимодействия с родителями

(авторы – воспитатели Сухова А. К., Немец О.Б.)

Педагогический проект «Это важное слово – семья» –  использование традиции семьи в духовно-нравственном воспитании детей (авторы – воспитатели Жилинская Е.А., Юрьева Е.М.)

Педагогический проект «Взаимодействие с семьями 

воспитанников через проектную деятельность» (авторы воспитатели Жданова О.В., Шамова Н.В.)

Сценарии  фестивалей, праздников, досугов, спортивных мероприятий и т.д.- музыкальные руководители Килеева Н.В., Коврежкина М.С., инструктор по физической культуре Пашковская Г.В., учитель логопед- логопед Самсонова Н.М.

Детско-родительский клуб «Волшебные нити» (воспитатели Фролова Л.А., Анкудинова Е.В.)

Информационные
  • научно-методическая, художественная литература;
  • средства массовой информации;
  •  ресурс Интернета.
  • сайт ДОУ
Кадровые
  • администрация ДОУ;
  •  воспитатели; 
  • педагог – психолог.
  • музыкальные руководители;
  •  инструктор по физической культуре;
  • учитель – логопед

Образование педагогов: высшее – 52%,

 средне профессионально               48%.                       

 Имеют  квалификационные категории педагогов – 73%

Материально -технические 
    • Предметно-пространственная среда групп
    • Кабинеты специалистов
    • Музыкальный зал
    • Спортивный зал
    • Бассейн   
  • Мультимедийный проектор, 
  •  Экран
  • Компьютеры 
  •  Ноутбуки
  • Цифровой фотоаппарат
  • Цифровая камера
Финансовые внебюджетные средства

 

        Взаимодействие специалистов ДОУ  по взаимодействию  с родителями

                                      (законными представителями).

Специалисты Содержание работы
1. Заместители заведующего по ВМР,  Способствуют  развитию открытого взаимодействия педагогов,  родителей, детей, социума; выявляют особенности профессионального педагогического взаимодействия

специалистов ДОУ и родителей с учетом современных тенденций семейного воспитания дошкольников; обеспечивают педагогов методической литературой, представляют инновационный педагогический опыт педагогов по данной теме, проводят  мероприятия по  повышению профессиональной 

компетентности педагогов,  осуществляют контроль за организацией работы по  взаимодействию  с семьями воспитанников, проводят мониторинг удовлетворённости деятельностью ДОУ и анализируют  результаты,  оказывают помощь в обобщение и распространение педагогического опыта по данной теме, размещают информацию на сайте

2.Педагог-психолог Оказывает психологическую поддержку семьям воспитанников, педагогическим работникам, знакомит с возрастными  особенностями  детей, участвует  в диагностической работе ДОУ,  анализирует результаты, организовывает  ШОР, проводит тренинги, семинары практикумы, круглые столы, проводит консультирование  по запросам родителей (законных представителей), педагогов, 
3. Музыкальный руководитель. Организовывают и проводят праздники, развлечения, досуги, совместные мероприятия с родителями в Музее одного образа, участвует в интегрированной образовательной деятельности, проектной деятельности.
4. Инструктор по физической культуре. Проводит спортивные соревнования, праздники, развлечения, организует туристические походы,  участвует в интегрированной образовательной деятельности проектной деятельности, пропагандирует здоровый образ жизни 
5. Воспитатель. Осуществляет  планирование, создает условия для открытого взаимодействия «Педагог – родитель – ребёнок, проводит анкетирование, опросы, беседы, привлекает родителей  к участию в воспитательно-образовательном процессе ДОУ. 

      

       На первом  этапе была создана творческая группа, проведён анализ анкет, осуществлена подготовка к  разработке модели социального партнерства ДОУ с родителями воспитанников, изучение нормативно – правового обеспечения защиты прав ребёнка, так же методической литературы, передового педагогического опыта педагогических работников по взаимодействию ДОО и семьи. Составлен план работы с педагогами ДОУ

Таблица 

Дата Тема лекций, семинаров Задачи
сентябрь Нормативно – правового обеспечения защиты прав ребёнка и обязанностей взрослых по отношению к детям Расширить представления педагогов о государственной политике государственных гарантиях в области материнства и детства
октябрь Семья и её особенности Показать особенности типов и моделей семьи, выделить стили семейного воспитания, функции современной семьи
ноябрь Классификация форм работы с семьёй Выделить традиционные и нетрадиционные формы работы с семьями воспитанников
декабрь Профессиональное общение и его составляющее Разобрать основные функции, стили профессионального общения, формировать компетентность в области взаимодействия с родителями (законными представителями)

 

          Работа творческой группы была направлена на моделирование взаимодействия,  по формированию готовности к участию в жизни группы и детского сада. Сотрудничество с семьями наших воспитанников начинается с момента получения родителями путёвки в дошкольное учреждение. Знакомство с родителями будущих воспитанников стараемся наполнить особым содержанием, направленным,  на установление доверительных отношений, изучение семьи и повышение психолого-педагогической культуры родителей  (законных представителей).  Первые контакты между семьями и дошкольным учреждением имеют определённую цель – создание наиболее благоприятных условий для адаптации ребёнка. Для родителей вновь поступающих детей, мы  проводим «Школу заботливых родителей». Ознакомление родителей (законных представителей) с нормативно-правовыми документами, регулирующими права и обязанности родителей,  с Уставом ДОУ, лицензией на осуществление образовательной деятельности, образовательной  программой, реализуемыми в ДОУ, методическим комплектом, образовательными технологиями, положением о взаимодействии ДОУ с семьями воспитанников, положением о родительском комитете. С родителями проводится цикл занятий с целью ознакомления с традициями и направлениями  работы дошкольного учреждения. Индивидуальные консультации специалистов повышают педагогическую и психологическую компетенцию родителей. Экскурсия по детскому саду позволяет познакомить родителей с предметно-развивающей средой и материально – техническим обеспечением.

         Презентация дошкольного учреждения – это осовремененная реклама ДОУ. В результате такой формы работы родители получают информацию о работе с детьми, платных и бесплатных услугах, предоставляемых дошкольным учреждением, знакомятся с педагогическим коллективом. Знакомство с детским садом в такой форме позволяет избежать 

многих конфликтов, вызванных незнанием и непониманием родителями специфики организации воспитательно-образовательного процесса детского сада. «Справочник для родителей» – представление полной наглядной информации о дошкольном учреждении. Данные мероприятия проводятся ежегодно

      На втором  этапе родителям (законным представителям) предлагаются активные формы взаимодействия с целью становления благоприятных межличностных отношений с установкой на деловое сотрудничество:

Для того чтобы привлечь родителей воспитанников к совместному

 взаимодействию с педагогическим сообществом ДОУ используются следующие методы:

Направления             Задачи             Формы работы

Педагогический мониторинг

Социологический анализ контингента семей.

Изучение запросов и возможностей родителей 

Социальный паспорт семьи

Социологические срезы

 Изучение медицинских карт

Посещение на дому

Анкетирование, опрос, беседы

Шкатулка вопросов и пожеланий 

родителей

Изучение удовлетворенности родителей работой ДОУ. Анкетирование,  анализ полученной информации

Педагогическая поддержка родителей

Создание атмосферы 

общности интересов взаимоподдержки в решении проблем воспитания детей.

Наглядная  информация: стенды, буклеты, папки-передвижки, памятки, статьи, рекомендации,

выставки методической литературы, игр, совместного творчества, ежедневные беседы, консультации, информационный стенд

Организация совместной деятельности направленной на развитие у родителей знаний возрастных особенностей, поддержку детской инициативы и способностей Участие в выпуске газеты «Родничковая мозаика», подготовка и презентация проектов, выпуск агитационных листков, участие в творческих выставках, акциях, спортивные  соревнованиях, праздниках.
Проявление успешности в совместной деятельности Совместная  демонстрация  своих  способностей  в конкурсах разного уровня, функционирование выставок по интерес, что создаёт для каждого ситуацию признания и успеха
 

Педагогическое образование родителей

Формирование у родителей знаний о воспитании и развитии детей, практических навыков. ШОР  (Школа ответственного родительства), тренинги, семинары, родительские собрания, информация на сайте ДОУ
Индивидуальная адресная помощь в воспитании и развитии ребёнка. Практические занятия, индивидуальное консультирование,

Педагогическое  партнёрство

    Обмен информацией о    развитии ребенка, его особенностях. Индивидуальные беседы
Объединение усилий для развития и воспитания детей, «Встречи с интересными людьми» – знакомство с профессиями, увлечениями, хобби 

Создание тематических проектов  «Моя семья», «Семейные традиции», «Помним, гордимся», др.

Приобщение родителей к воспитательно-образовательному процессу Акции «Северский дворик», «Чистый Северск», «Подкормите птиц зимой» и др, 

совместная проектная деятельность, исследование, коллекционирование

совместное проведение мероприятий в ДОУ, Музей одного образа и и

Создание условий для  творческой самореализации родителей и детей. Создание предметно-пространственной развивающей среды в группах, на территории детского сада.

 

В детском саду наиболее распространенными остаются:

Индивидуальные формы работы:

  • ежедневные непосредственные контакты во время приёма и ухода домой;
  • неформальные беседы  о воспитанниках, с целью обсуждения достижений и успехов;
  • ознакомление с жизнью  группы через фотогазеты, информационные 

  стенды;

    Групповые 

  • групповые родительские собрания с  целью обсуждения вопросов возникающих в ходе образовательной деятельности ДОО, развития и совершенствования воспитательно-образовательного процесса, повышения эффективности взаимодействия родительской общественности и коллектива детского сада
  • консультации, семинары, семинары – практикумы с целью обмена мнением по вопросам воспитания и развития воспитанников Коллективные
  • общие родительские собрания с целью совершенствования качества дошкольного образования в условиях реализации ФГОС ДО;
  • родительская конференция совместно с педагогами школ с целью обобщить, систематизировать и пропагандировать опыт работы педагогов по подготовке воспитанников к обучению в школе;
  • круглый стол,
  • ;

Совместные с родителями,  детьми и педагогами

  • проектная деятельность, где родители вместе с детьми и педагогами познают окружающий мир, совместно решают поставленные задачи.
  • праздники, развлечения досуги являются составляющей частью формирования общекультурной компетентности родителей (законных представителей);
  • традиционный ежегодный фестиваль с  участием детей, педагогов, родителей «Родничок зажигает звёзды» представление семейных талантов и способностей;
  • совместные спортивные праздники, туристическая деятельность с целью формировать у детей интерес к различным видам спорта и потребность в здоровом образе жизни;
  • культурные походы в библиотеку «Родник», как форма ознакомления с творчеством детских писателей, формирование интереса к книге и чтению;
  • акции
  • встречи с интересными людьми, целью которых является знакомство с профессиями, активное вовлечение родителей в образовательный процесс;
  • Музей одного образа  с целью ознакомления с  традициями, бытом, датами народного календаря, историей родного края;
  • тематические выставки совместных работ, с целью развития интереса к предстоящим событиям;
  • персональные выставки по формированию у воспитанников положительной самооценки и внутренней мотивации к достижениям;
  • мастер-классы проводят родители, где развивают  у детей интерес к творчеству (хобби) и  желание принять участие в создании в совместном процессе;
  • родительский клуб
  • Дни открытых дверей

 

Важным этапом в нашей работе является индивидуализация взаимодействия с родителями (законными представителями), изучается особенность семьи, проводятся индивидуальные беседы. В процессе беседы, родители  понимают, что у педагога одна цель – оказать действенную помощь.

  • Выявление проблем в развитии и воспитании дошкольника, инициаторами выступают как педагоги, так и родители (законные представители), основной формой работы является ПМПк (психолого-медико-педагогический консилиум),  данная форма работы, определяет взаимодействие специалистов и родителей по сопровождению воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и детей – инвалидов.
  • «Школа ответственного родительства», тренинг для родителей, целью которого является повышение психолого-педагогической компетентности
  • Выявление и сопровождение детей , нуждающихся в государственной защите, создаётся банк данных семей, находящихся в трудных жизненных ситуациях. Работа с такими семьями координируется специалистом отдела опеки и попечительства.  

Данные формы педагогами использовались и раньше, но в настоящее время изменились принципы, на основе которых строится общение педагогов и родителей (законных представителей).  Инновационным во взаимодействии между участниками образовательного процесса является переход от взаимоотношений по обмену информацией и пропаганды  педагогических знаний к сотрудничеству как межличностному общению педагога с родителями диалогической направленности. Ключевым понятием здесь является диалог, что подразумевает личностно-равноправное общение, открытость, искренность, отказ от критики и оценки партнёра по общению.

  Использование нетрадиционных форм усиливает семейные воспитательные позиции, и родители начинают понимать свою миссию в совместном       воспитании ребёнка, расширение спектра возможностей семейного воспитания, взаимодействия с педагогическим коллективом детского сада. Важно отметить, что интерес и  активность родителей воспитанников к совместной деятельности мотивируют педагоги ДОУ, имеющие большой педагогический стаж и опыт работы с детьми, которые создают прочный фундамент  работы с родителями, основанный на доброжелательном общении; индивидуальном подходе; создании, атмосферы  взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях.

     Детский сад готов сотрудничать, и сотрудничает с социальными институтами города, микросоциумом своего района  СОШ № 198, МБДОУ «ЦРР-детский сад №  59»

(спортивные мероприятия, совместные праздники), особенно активно мы 

взаимодействуем с МБУ ЦЦБ «Родник», совместные мероприятия с детьми, педагогами, родителями ко дню старшего поколения, в Декаде инвалидов, совместно с родителями проводился праздник «Книжкин праздник», активно участвовали в Библиосумерках и других мероприятиях.

 

                          

Изучения удовлетворённости родителей качеством образовательных услуг выявляется с помощью мониторинга, где основными задачами являются:

  • выявить представления родителей о качестве образовании в ДОУ;
  • разработать рекомендации по улучшению качества образовательных услуг в ДОУ и оптимизации взаимодействия с семьями воспитанников

Мониторинг системы взаимодействия ДОУ с семьей проводится на основе анкетирования родителей

В качестве критериев качества дошкольного образования были определены:

  • психологический микроклимат в коллективе сверстников, в отношении с педагогами;
  • уровень профессиональных навыков педагога (информированность родителей, использованные формы работы с родителями, авторитет педагога, учет мнения родителей и т.д.);
  • удовлетворенность оказываемыми образовательными услугами;
  • качество созданных условий для образовательной деятельности (материально-технические, санитарно-гигиенические, учебно-методические)

Выделенные критерии легли в основу содержания анкеты.

К достоинствам метода анкетирования следует отнести следующие характеристики:

а) это наиболее оперативный метод сбора первичной информации;

б) результаты анкетирования более доступны для математической обработки;

в) за короткий промежуток времени можно опросить большое количество людей;

г) наличие анонимности высказывания мнения.

В практике дошкольного учреждения используются групповое и индивидуальное анкетирование. Индивидуальное анкетирование используется с помощью раздаточных анкет. Групповое консультирование применяется педагогами, психологом учреждения при организации групповых родительских собраний.

Далее представлена анкета, используемая при проведении мониторинга системы взаимодействия ДОУ с семьей для изучения удовлетворенности деятельностью учреждения 

                                                                                               

Наш  проект «»разработан и находится на  стадии реализации, и мы уже сейчас, готовы говорить о том, что формы  взаимодействия педагогов с родителями:

– Это положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей (законных представителей) на совместную работу по воспитанию детей. Родители (законные  представители) уверены в том, что учреждение всегда поможет им в решении педагогических проблем и в то же время никак не повредит, так как будут учитываться мнения семьи  и предложения по взаимодействию с ребенком. Педагоги, в свою очередь, заручаются пониманием со стороны родителей в решении педагогических проблем. А в самом большом выигрыше находятся дети, ради которых  и осуществляется это взаимодействие.

– Это учет индивидуальности ребенка.  Педагог, постоянно поддерживая контакт с семьей, знает особенности и  привычки своего воспитанника и учитывает их при работе, что, в свою очередь, ведет к повышению эффективности образовательной деятельности.

– Родители самостоятельно могут выбирать и формировать уже в дошкольном возрасте то направление в развитии и воспитании ребенка, которое они считают нужным. Таким образом, родители берут на себя ответственность за воспитание ребенка.

– Это укрепление внутрисемейных связей, эмоционального семейного общения, нахождение общих интересов и занятий.

– Это возможность реализации единой программы воспитания и развития ребенка в  учреждении и семье.

– Это возможность учета типа семьи и стиля семейных отношений, что было нереально при использовании традиционных форм работ с родителями. Педагог, определив тип семьи воспитанника, сможет найти правильный подход для взаимодействия и успешно осуществлять работу с родителями.

Сейчас можно уверенно  сказать, что признаки обновления во взаимодействии педагогов с семьей явно происходят. Привлечение родителей к жизни детского сада еще недавно казалось такой большой проблемой. Сейчас же  со стороны родителей исходит инициатива по проведению новых форм общения семей группы, родителям интересно, они с удовольствием участвуют в совместных делах группы и ДОУ.

При серьёзном  отношении педагога к данной работе по вовлечению родителей в образовательный процесс, новая философия взаимодействия с родителями осуществляется успешно, педагоги стали более инициативны, смелее. Они проявляют творчество, выдумку, фантазию в целях претворения новых идей в жизнь.

     Изменилось общение педагогов и родителей: взаимоотношения стали партнерскими, родители и воспитатели советуются друг с другом, предлагают, убеждают, как лучше организовать совместное мероприятие, праздник.

      Совместная деятельность родителей, педагогов и детей положительно влияет на воспитанников, ради которых создан наш Проект.  Ребенок чувствует себя ближе, роднее по отношению к воспитателю, так как видит тесное общение педагога с его родителями, эмоциональный подъем, желание быть в саду в центре всех игр и занятий.

       И как результат, детский сад становится открытым  пространством, а родители (законные представители) полноценными участниками образовательного процесса

 

        

                                        

 

Приложение 

 

Анкета удовлетворенности деятельностью ДОУ для родителей

 

Уважаемые родители!

Просим Вас ответить на вопросы. Ваши ответы помогут нам определить уровень удовлетворенности работой образовательного учреждения и педагогического коллектива.

 

  1. Продолжительность посещения ребенком данного учреждения / данной группы (укажите номер группы) 
  2. Выбор детского учреждения:

 считаю детский сад лучшим;

 хорошие педагоги;

 хорошая подготовка детей к школе;

 другое:

 

  1. Удовлетворены ли Вы условиями содержания детей в детском саду? 

довольны;

затрудняюсь ответить;

не довольны.

Другое: 

 

4.С удовольствием ли Ваш ребенок идет в детский сад?

да

нет 

  1. Удовлетворены ли Вы воспитанием и развитием ребенка в детском саду? 

да

нет

 

  1. Удовлетворены ли Вы отношением ребенка с педагогами

да

нет

 

  1. Удовлетворены ли Вы оказываемыми образовательными услугами? 

да, полностью

частично

не доволен

Другое:

 

  1. Соответствуют ли воспитатели данного учреждения Вашему представлению о профессионально компетентных педагогах? 

да, полностью

частично

не доволен

Другое:

 

  1. Свободно ли Вы обращаетесь за советом к воспитателям, специалистам ДОУ? 

да

нет

другое

 

  1. Какую информацию Вы узнаете от педагогов:

об образовательном процессе

о целях и задачах воспитания и обучения детей

о режиме работы

о питании

о возможных профилактических мероприятиях

оздоровлении и физическом развитии

подготовке ребенка к школе

ежедневных достижениях ребенка

негативную информацию о ребенке

совсем не получаю информацию

 

  1. Отметьте, пожалуйста, в какой форме Вы получаете информацию об особенностях развития ребенка в детском саду:

в беседе с педагогом;

в беседе со специалистом ДОУ;

информационный стенд;

выпуск газеты;

на сайте ДОУ;

в ходе собрания;

другое (укажите форму);

не получаю никакой информации

 

  1. Укажите наиболее эффективные формы работы с родителями:

родительские собрания;

индивидуальные консультации;

посещение занятий;

тренинги, мастер-классы, семинары;

совместные праздники, развлечения;

 

  1. На ваш взгляд, наиболее эффективные формы воспитания детей в ДОУ – это

непосредственно образовательная деятельность

проектная деятельность

совместная деятельность

праздники, досуги, развлечения