Празднование святок на Урале

ФИО: Карелина Е.Г.
Свидетельство о публикации в электронном СМИ № AP-3279
Конкурс: Всероссийский конкурс педагогических работников «Духовно-нравственное образование и воспитание обучающихся», в рамках реализации приоритетного национального проекта Образование
Наименование конкурсной работы: Празднование святок на Урале
Итоговая оценка: 2 место,  79 баллов(-а)



Сценарий развлечения

«Празднование Святок на Урале»

 

Под музыку в зал входят дети с воспитателем. На экране – презентация.

Воспитатель:

Сейчас главным зимним праздником в России считается Новый год. Но много лет назад всё было по-другому: центральным событием зимы было Рождество. После Рождества наши предки приступали к празднованию Святок, с которыми связано множество традиций. Наши прабабушки и прадедушки очень любили этот праздник.

Святки, праздновавшиеся на Урале ничем не отличались от общерусских, но они вобрали в себя и местные особенности края, ведь здесь жили  разные народы.

Так, на Урале в Святки было распространено традиционное развлечение – ряжение, а главными героями святых вечеров были колядующие. На Урале их называли «баские», «наряженные», «куколки». Костюмы колядующие выбирали самые разные, а чтобы оставаться неузнаваемыми, уральцы мазали на лицо сажу, рисовали усы и бороду. Также «баские» наряжались в костюмы из белой ткани или в старинные наряды, а лица свои прикрывали тонкой тканью. А еще надевали маски животных, и диких, и домашних.  

В Святочные вечера по дворам ходили ряженые, пели величальные песни, в которых славили хозяев, желали им доброго здоровья, богатого урожая.

Все с нетерпением ожидали прихода ряженых с их колядками. Люди верили, что к кому они зайдут, тот двор в новом году удачлив будет, с достатком и прибылью.

Хозяева встречали колядующих на пороге дома. 

Если хозяева были особенно гостеприимны, то они приглашали колядующих в дом, усаживали за стол и угощали. 

А сейчас мы с вами пойдём колядовать! Для этого наденем маски.

Хозяйка: Гости ко мне пожаловали!

Здравствуйте детушки-малолетушки!

Добро пожаловать! Детушки, а вы обратили внимание на то, как я с вами поздоровалась?

Дети: С поклоном

Хозяйка: Правильно. 

Воспитатель: Правая рука протягивается к гостю, как бы показывая, что в руке у хозяина ничего нет, поэтому обидеть он его не сможет, затем рука прикладывается к сердцу, как бы говоря, что принимает гостя от всего сердца. И со словами «Добро пожаловать!» выполняется поклон. 

Хозяйка: Давайте попробуем так сделать!

Дети:  «Добро пожаловать!»

Хозяйка: Милые гости проходите в избу, да рассаживайтесь поудобнее!

Ребята, а вы знаете, что такое колядки?

Ребёнок: Колядки – это небольшие стихи или песенки с незатейливой мелодией. В них славили хозяев, желали им добра и процветания, чтобы приумножилось в доме богатство. 

Воспитатель: За такие колядки хозяева угощали колядовщиков пирогами, булками, конфетами, мелкими монетами, «козюльками». 

Хозяйка: Ребята, а вы знаете, что такое козюльки?

Ребёнок: Козюльки – это такие пряники, да не простые, а в форме животных.

Воспитатель: Колядки имели свои особенности на Урале: ученые отмечают, что наши предки использовали не просто святочные песни, а песни, которые являлись как бы «выпрашиванием» угощения. Давайте споем песенку-колядку, с которой ходили по дворам.

Дети поют колядку:

Шире двери открывайте

И конфеты раздавайте!

На пороге коляда,

Прибегайте все сюда!

Вам здоровья мы желаем

И конфеты забираем!

 

Коляда, коляда

Отворяйте ворота, 

Дайте нам конфетку

Можно и монетку!

Не жалейте ничего

Накануне рождество!

 

Хозяйка: Я приготовила для вас угощения.

Воспитатель: Но угощения никогда не брали голыми руками. Его либо брали варежкой, либо в подол, а затем ссыпали Мехоноше в мешок. 

Хозяйка: Гости дорогие, а вы знаете, кто такой Мехоноша?

Воспитатель: Мехоноша – это человек, который носит мешок для сбора даров. Мы тоже пришли к тебе с Мехоношей.

Ребёнок: 

Мехоношей я зовусь

И морозов не боюсь!

К вам иду на огонёк,

И несу большой мешок!

Дети надевают варежки, Хозяйка угощает детей, они складывают угощенья Мехоноше в мешок.

 

Хозяйка: На святки, не только пели, но и играли. А теперь игра! 

 

Игра «Пирог»

Чтобы выбрать, кто будет «Пирогом», надо посчитаться.

Считалка

Мы собрались поиграть

Ну кому же начинать?

Раз – два – три,

Начинаешь ты!

 

Правила игры: дети стоят в двух шеренгах напротив друг друга. В середине – водящий – «пирог». Все говорят:

Да какой он высокий,
Да какой он широкий,
Да какой он мягонький,
Режь его, да ешь.

При словах «высокий» поднимают руки вверх, «широкий» — разводят в стороны, «мяконький» — гладят по животу.

После слов «Режь его, да ешь» к «пирогу» бегут по одному участнику от каждой шеренги. Кто первый коснётся «пирога», уводит его в свою команду, а неудачник остаётся изображать «пирог». Выигрывает группа, забравшая больше «пирогов».

Воспитатель: Святки празднует народ! Становитесь в хоровод!

Хоровод-игра на ускорение «Мы пойдем сначала вправо…»

Воспитатель: А еще примета есть – если звездочку с неба поймаешь и желание загадаешь, то оно непременно исполнится. Загадали желание? Ловите! Только берегите звездочку, а иначе ничего не сбудется.

(бросает детям звездочки, вырезанные из золотистой и серебристой бумаги)

Воспитатель: Вот и узнали вы сегодня о старинном, немного позабытом, но очень интересном праздничном обряде нашего края – Урала.

Хозяйка:  Вот и подошла наша встреча к концу.

 – Вам понравилось у меня в гостях? 

– С каким традиционным обрядом мы сегодня с вами познакомились?

– Какие новые слова сегодня узнали?

 

Хозяйка:  У праздника есть начало, у праздника есть конец

                 Кто с нами играл и смеялся, конечно, молодец

                 Загадаем все желанья, чтоб легче стало прощанье!