Коллективно-творческое дело «Помнить, чтобы жить!»
Автор: Спиридонова Любовь Владимировна, Камчатский край, Усть-Камчатский муниципальный район, муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №5 п.Ключи-1» , педагог-организатор, учитель химии
Аннотация
Методическая разработка коллективно-творческого дела (далее – КТД) «Помнить, чтобы жить!» направлена на воспитание патриотизма и формирование российской идентичности.
Цель воспитательного мероприятия:
осмысление того, что нужно помнить о трагедиях, произошедших со страной, чтобы жить мирно и избегать конфликтов.
Задачи.
- Воспитание гражданина – патриота, формирование чувства ответственности за судьбу своего народа.
2 Воспитание уважения к памяти людей, защищавших нашу Родину.
- Приобщение к культурным ценностям страны.
- Формирование умений самоорганизации, индивидуальной и коллективной деятельности.
6.Воспитывать общность интересов, чувство локтя, взаимовыручки.
7.Способствовать развитию творческого мышления учащихся, активизировать познавательную деятельность.
Данное мероприятие входит в комплекс мероприятий, направленных на познание историко – культурных корней, осознания неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней, формирование гордости за сопричастность к деяниям предков и современников и исторической ответственности за происходящее в обществе,
КТД гражданско-патриотической направленности тесно связано с духовно-нравственным, культурно-эстетическим и учебно-познавательным направлениями воспитательной работы класса.
Ожидаемый результат:
- Сформированность патриотических чувств в процессе реализации данной цели и задач.
- Приобщение детей к истории страны и народа.
- Применение полученных знаний в добрых делах и поступках. М.Горький отмечал: «Чем лучше мы будем знать прошлое, тем более глубоко и радостно поймем великое значение творимого нами настоящего».
Форма проведения воспитательного мероприятия – познавательное КТД. В сфере воспитания КТД уже многие годы занимает особое место. Это замечательная методика, учитывающая психологию подросткового и юношеского возраста.
Коллективное – планируется, готовится, совершается и обсуждается воспитанниками и воспитателями. Творческое – на каждой стадии его осуществления ведется поиск путей, способов, средств решения общей задачи. Дело – это совокупность определенных действий на общую пользу и радость.
В процессе КТД воспитанники приобретают навыки общения, учатся работать, делить успех и ответственность с другими, узнают друг о друге много нового. Таким образом, идут два важных процесса одновременно – формирование и сплочение коллектива, и формирование личности школьника.
Целевая аудитория – возрастная категория 14+
Гости мероприятия – администрация, учителя школы.
Педагогическая технология/методы/приемы
– технологии – использования игровых методов и информационно-комуникационная;
– приемы/методы воспитательной работы – словесные (чтение стихотворений, беседа-обсуждение); наглядные (презентации, заполнение таблиц, оформление); развлекательные (игры).
Ресурсы
– методические – предварительная работа по подбору необходимой методической литературы, основной источник получения информации является интернет.
– материально-технические – ноутбук, колонки, проектор, интерактивная доска, картинки – 2 набора – А4 и маленькие для земного шара; два земных шара, ладошки, шарфы (платки)
Последействия
Участие в конкурсах:
- презентаций «Война и песня»
- сочинений «Герои моей страны» (1 место)
- газет «Победа в лицах и событиях» (1 место)
- рисунков «Память о войне» (1 место)
Участие в акциях «Ветеран», «Обелиск», в митинге в честь Дня Победы.
Продолжение работы в том же направлении (патриотическое воспитание).
Рекомендации по использованию методической разработки – данная методическая разработка может быть использована во время проведения Дней памяти: 8 сентября — День Бородинского сражения русской армии под командованием М.И. Кутузова с французской армией (1812 год) , 15 февраля – День памяти воинов-интернационалистов; 09 мая – День Победы.
Разработанное мероприятие может быть использовано как составная часть проекта патриотической направленности.
Актуальность
В наше время многие, особенно молодежь, забывают о подвигах воинов прошлых веков. И поэтому отсутствует любовь к Отчизне, гордость за мужество, уважение к армии. Войны, затронувшие практически каждого в нашей стране, оставили неизгладимый след в наших душах. Но кому же, как не нам, потомкам Победителей, помнить о подвиге героев, о доблести и чести русских воинов, о Великой Победе, воспитывать своих детей, исходя из ее уроков? От этого зависит наше будущее. Актуальность моей разработки заключается в выявлении причин, итогов особо значимых войн, условий жизни людей, их выживания в годы войны. Мероприятие призвано обеспечить ценностно-смысловую определенность нравственного и гражданско-патриотического воспитания.
Основная часть.
Описание подготовки воспитательного мероприятия
Предварительная работа: беседа «Великие войны страны».
Коллективное планирование и подготовка КТД:
- разработка сценария,
- оформление кабинета (картинки – 2 набора – А4 и маленькие для земного шара; два земных шара, ладошки, шарфы (платки)),
- изготовление пригласительных для гостей,
- подборка музыкального фона для мероприятия,
- создание презентаций по причинам, ходу и итогам войн – 1812 года, ВОВ, Афганистан.
Ход воспитательного мероприятия
Здравствуйте, дорогие ребята.
У нас сегодня особенный час общения, к нам пришли гости, давайте поприветствуем друг друга.
Надеюсь, судя по положению столов, вы уже поняли, что у нас сегодня состоится круглый стол.
И начать беседу мне хотелось бы со стихотворения.
Маша
Тихо березы шумят под окном,
Ветви к земле наклоняя.
Женщина молча сидит за столом,
Старые письма читает.
Пишет ей сын, что вернется домой.
Близок конец его службы.
Рядом письмо: «…он погиб как герой…».
Ветер за окнами кружит.
Кружит, подняв из сугробов метель,
Волком ночным завывает.
В траурной рамке портрет на стене.
Мать у портрета рыдает.
Сын похоронен в чужой стороне,
Нет ни креста, ни ограды.
Где-то лежит он в далекой стране,
Ей лишь прислали награды.
Только зачем ей теперь ордена?
Нету у матери сына.
Сколько детей забрала та война
У матерей, у России.
Итак, мы начнем свою беседу о некоторых войнах, где участвовала Россия.
Вы заранее определились с темой, и сейчас я вам предлагаю по очереди выступить, а пока ваши одноклассники будут нам рассказывать о событиях, я предлагаю вам заполнять таблицы
Причины | Действия | Последствия | |
Война 1812 года | |||
Великая отечественная война | |||
Афганистан |
3 выступления, после каждого выступления на один земной шар наклеивается часть картинок
После каждого выступления 1 минута на заполнение таблицы.
Посмотрите на стену скорби. Сколько боли, отчаяния, потери в этих изображениях.
Катя
Осталось много вдов в России,
Убитых горем матерей.
Откуда только брались силы,
Чтоб быть душевней и добрей.
Сердца и руки излучали
Так детям нужное тепло,
Чтоб в страшном сумраке печали
Им становилося светло.
Жена все ждет вестей о муже —
Надежду горем не убить.
Не заморозит сердце стужа,
Так вот способное любить,
Все ждет, и ждет уже полвека
Вдова родного человека.
Все ходит слушать соловья,
Хоть разлетелась вся семья.
На ее ласковые руки
Спешат теперь не дети — внуки,
Война состарила, года,
Хоть терпелива и горда.
А вдовий хлеб солен и горек
От слез, отчаянья и боли.
Чтоб не погибнуть в бабьем горе,
Набрались вдовы силы воли.
Свечу зажжет у обелиска,
Прошепчет что-то — не понять.
Его фамилия так близко,
Хоть мужа больше не обнять.
Тревожат боль, сомненья, грезы.
Потоки чувств так горячи.
Потеки воска, словно слезы,
Застыли на щеках свечи.
И эту боль, и эти слезы
Навряд ли сможем мы унять.
Ведь плачут русские березы.
Зачем — не всем дано понять.
В.ЛАУШКИН, с Залесов
Теперь, мы вернемся к вашим таблицам, они будут дополнением к этой скорби.
(вывод о том, что все эти события происходят из-за неумения слышать, ценить других, не уважать мнения другого)
А теперь предлагаю немножко поиграть
Игра “МПС” (мой правый сосед).
Нужно группе, задавая по кругу друг другу вопросы, догадаться, что такое МПС. На самом деле, это “мой правый сосед”. Несколько человек в кругу должны знать это, чтобы остальным постепенно становилось понятно.
Люди, не зная языков друг друга, должны понимать,
чтобы избежать столкновений, неприязни, конфликтов
А что еще должен уметь человек, чтобы избежать недомолвок, конфликтов, столкновений?
Уметь доверять, слышать и брать на себя ответственность
за судьбу другого человека
Игра «Доверяй друг другу» («поводырь-слепой») группа делится на пары с помощью жеребьевки – звездочки, по совпавшим числам. Задача: один с завязанными глазами – слепой, второй – поводырь. Нужно довести словами «слепого» до определенного места, не касаясь «слепого» руками. Затем поменяться местами.
Обсуждение игры(ощущения, что сложно, какие выводы)
Мы с вами обсудили ряд событий нашей истории, выявили проблему нашего классного часа. Как вы думаете, что мы должны делать, чтобы не допустить войны между странами, между народами?
МЫ ДОЛЖНЫ ПОМНИТЬ о боли, трагедиях, потерях,
чтобы не допустить их в будущем
Запомните, ребята, слова Максима Горького, знаменитого русского писателя и драматурга , «Чем лучше мы будем знать прошлое, тем более глубоко и радостно поймем великое значение творимого нами настоящего».
Аня
Почему мы теряем родных нам людей;
Это жизни высокая плата?
Почему режет душу сильнее ножей
Это горькое слово “утрата”?
Почему же нельзя все вокруг изменить,
Чтобы грудью дышалось свободно;
Почему же нельзя жизнь сначала прожить,
Чтобы не было нам слишком больно.
Сотни жизней и судеб разбиты войной:
Не увидят они больше света;
Их окутала тьма своей вечной стеной,
Не дождавшись немого ответа.
Миллионы защитников нашей земли
Пали смертью героев, чтобы всех нас спасти;
И о подвигах павших во имя страны
Вечно помнить и знать мы сегодня должны.
Но спокойствие наше пропитано болью,
Болью тех, кто сегодня не с нами.
Кто свободу народа омыл своей кровью…
Преклоняем колени пред вами!
М.Некрылова, С. Плешаново.
Посмотрите на шар земной, он усыпан болью, скорбью, потерями.….для страны миллионы людских потерь – это статистические данные, а практически для каждого человека – это потеря самого близкого родного – отца, брата, любимого человека, друга.
Я вам предлагаю изменить картину этого мира, давайте сделаем нашу планету яркой жизнерадостной. Перед вами лежат ладошки, предлагаю вам оставить на них свои ощущения, чувства, что для вас значит жить в мире с людьми и с людьми в мире.
Ладошки приклеиваются на второй земной шар
Закончить нашу встречу хочу еще одним стихотворением
Максим
Расчехлите души. Зачехлите пушки.
Люди, разве можно победить войну?
Это так же сложно, как вернуть старушке
Молодость пригожую, девичью весну
Зачехлите пушки. Расчехлите души.
Люди, каждый выстрел это самострел.
Хватит настороженно барабаны слушать,
И ходить восторженно строем на расстрел
Зачехлите пушки. Расчехлите души.
Может быть, солдатские сбросим сапоги?
На ноги наденем что-нибудь получше,
И поможем чем-нибудь тем, кто без ноги?
Люди, перестаньте барабаны слушать!
Люди, будем живы в море и на суше!
Самоистребление участь не из лучших
Зачехлите пушки! Расчехлите души!
Подведение итогов КТД
Коллективный анализ:
Положительные моменты
– наличие и решение (достижение) комплексных задач обучения, воспитания и развития ребенка;
– соответствие цели КТД концепции педагогической деятельности: «Воспитание творчески развитой личности»;
– целесообразность чередования видов деятельности, их взаимосвязь;
– рациональное распределение обязанностей, времени; оптимальность темпа, эмоциональность;
– соответствие содержания КТД целям, возрастным, индивидуально-типологическим, интеллектуальным особенностям детей; учет индивидуальных особенностей детей, их эмоциональное состояние;
– развитие интереса и мотивации средствами содержание КТД (новизна, актуальность);
– познавательная активность, творчество и самостоятельность детей (участие в поисковой деятельности, диалоге, совместной деятельности с педагогами, сверстниками, гостями, родителями);
– адекватность выбора форм, методов и средств цели образовательной и воспитательной деятельности КТД;
– эффективность и оригинальность КТД;
– целесообразность использования наглядности и предварительной работы;
– соответствие результатов цели КТД;
– на обобщающем занятии дети показали хорошие знания по событиям ВОВ.
Отрицательные моменты
– недостаточно качественная подготовка некоторых учащихся к мероприятию;
– не задействовали родителей в данном КТД.