Доклад: « Основы духовно- нравственного воспитания дошкольников »

ФИО: Краснова Н.М.
Свидетельство о публикации в электронном СМИ № AP-3302
Конкурс: Всероссийский конкурс педагогических работников «Духовно-нравственное образование и воспитание обучающихся», в рамках реализации приоритетного национального проекта Образование
Наименование конкурсной работы: Доклад: « Основы духовно- нравственного воспитания дошкольников »
Итоговая оценка: 2 место,  76 баллов(-а)



Духовно-нравственное воспитание предполагает  отношение ребенка к Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе, и, соответственно, развитие качеств: патриотизма, толерантности, товарищества, чувство сопереживания, стремление сотворчества , активное отношение к действительности, глубокое уважение к людям. Формирование основных жизненных ценностей происходит в период роста ребёнка. Я считаю , что важную  роль в процессе становления личности дошкольника занимает детский сад и конкретно воспитатель. В числе важнейших проблем воспитания серьёзную тревогу вызывают вопросы духовного и нравственного воспитания детей. Чему учить и как воспитывать, как научить ребёнка любить Отечество, свою национальную культуру, самобытность и традиции своего народа? Этот вопрос не раз задавал себе каждый из нас. Давайте посмотрим на современных детей. Создается впечатление, что им некогда думать, что они не видят живых людей вокруг, заняты только собой. Они жестоки, напористы в своих желаниях. «Я хочу!», «Вы должны!» – вот их лозунг. В  ситуации  безнравственности во многих сферах жизни, окружающих ребёнка, – в быту, во дворе и на улице – в том мутном потоке, что льётся на него с экранов телевизоров и гаджетов , всем, а особенно ребёнку, необходимы нравственные опоры,  источники Добра и Красоты, ведь они  всегда спасали человечество, и понимать и осознавать их человек должен уже с детства. Ведь именно в детстве  формируются представления ребёнка о том, «что такое хорошо, а что такое плохо», закладывается нравственный фундамент личности. Что делать, где искать ребёнку сегодня эти нравственные опоры и образцы? Не будем разбираться в причинах и искать виноватых, подумаем лучше о том, как противостоять этим негативным тенденциям, что можем и должны сделать сегодня мы – педагоги.

 

    Нравственное воспитание дошкольника происходит главным образом в процессе обучения. Непосредственная образовательная деятельность – это место разнообразных коллективных действий и переживаний, накопления опыта нравственных взаимоотношений. На  занятиях  дети  приучаются  к  самостоятельности , для успешного осуществления которой необходимо соотносить свои усилия с усилиями других, учиться  слушать и понимать своих товарищей, сопоставлять свои знания со знаниями остальных, отстаивать мнение, помогать и принимать помощь, также  дети могут переживать вместе чувство радости от самого процесса получения новых знаний, огорчения от неудач и  ошибок. В воспитательном отношении все образовательные области, которые содержатся в рабочей программе  ДОУ  одинаково важны . Система коммуникативно- нравственного воспитания строится концентрически, т.е. в каждой возрастной группе дети знакомятся с основными нравственными понятиями. Но с  каждой возрастной группой, начиная с младшей и до подготовительной к школе  увеличивается объём знаний, углубляется осознание нравственных понятий и представлений. Воспитатель  постепенно вводит понятия о доброжелательности и справедливости, о товариществе и дружбе, о коллективизме и личной ответственности за общее дело. Само собой разумеется, что работа над воспитанием данных качеств у детей осуществляется комплексно в течение пяти лет пребывания ребенка в ДОУ, и продолжается эта работа дальше, но уже в школе. Чтобы развить нравственное  сознание дошколят, воспитатель помогает им осмыслить как их собственный опыт, так и опыт других (пример товарищей,  взрослых, примеры из произведений художественной  литературы).

 

В нравственном воспитании  дошкольников определяющее значение имеет личный пример воспитателя, его отношение к детям, к взрослым ,воспитатель должен высоко хранить свое достоинство патриота. Даже в мелочах, в манерах,  дети стараются подражать ему. Если для отношений между воспитателем  и воспитанниками  характерны душевность, отзывчивость, заботливость, такими же будут отношения воспитанников  между собой. Воспитателю следует избегать общих оценок личности каждого ученика. Ребенка  можно хвалить или осуждать за его поступок, но не следует оценку конкретного факта переносить на его личность. Немало важным является и  домашняя обстановка, отношения в семье оказывают большое влияние на нравственное развитие ребенка. Вот почему важно учить  родителей воспитанию детей. За нравственным развитием ребенка требуется следить так же тщательно, как и за его успехами.

 

Начнем с того, что нравственное начало пронизывает всю многогранную практическую деятельность ребенка, его мотивационную, эмоциональную и интеллектуальную сферы. На это надо опираться при выборе методов, форм и приемов духовно-нравственного воспитания дошкольников на каждом этапе воспитания.

Чтобы увидеть ребенка в процессе образования, его надо открыть, повернуть к себе, включить в деятельность. Человек включается в любую деятельность только тогда, когда это нужно именно ему, когда у него имеются определенные мотивы для ее выполнения.

Существуют различные способы развития мотивации:

  1. Организация образовательного процесса.

Здесь важны: новизна, практическая значимость подаваемого материала; логичное, яркое, контрастное выступление; ритмичное чередование видов деятельности; опора на возрастные  и индивидуальные потребности.

  1. Использование нетрадиционных форм обучения:

 соревнования, экскурсии, путешествия, спектакли, использование разных средств искусства, игры, выпуск газет, коллективных работ, другие.

  1. Чувство юмора.

        В моей группе  на сегодняшний день есть все условия для духовно-нравственного воспитания детей через проектную деятельность. В этой  работе я использую игровые технологии, коммуникативные, исследовательские. Одной из тем проектной деятельности был проект «Моя семья».  Семья- это источник нравственности. В рамках этого проекта были сформированы следующие духовно-нравственные качества семейной культуры:

– положительное отношение к семье, как основа российского общества;

– уважительное отношение к  родителям, осознанное и заботливое отношение к старшим и младшим;

– представления о семейных ценностях, семейных ролях и уважения к ним.

        Одним из показателей эффективности моей работы является изменения в духовно-нравственном поведении  воспитанников.  Это проявляется в устойчивом нравственном поведении, в умении предвидеть последствия своих поступков и поступков других людей.  Конечно, долго  перечислять все нравственные качества человека, но главное, что эти качества должны закладываться сегодня. Очень хочется, чтобы детство наших детей было счастливым.

              Наша задача, как педагогов – нейтрализовать негативное влияние, помочь любящим родителям в воспитании детей, указать пути и условия формирования нравственности ребёнка. Задача ДОУ – создать  благоприятные условия для формирования и развития духовно-нравственной культуры дошкольников

  Моя работа по формированию духовно – нравственной культуры дошкольников направлена на:

-на воспитание патриотизма;

-на эстетическое развитие детей;

-на трудовое воспитание.

-на  развитие творческой деятельности детей;

-на  установление взаимодействия с родителями .

Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности. Эти ценности мы храним в культурных и семейных традициях, передаем от поколения к поколению. Опора на эти ценности помогает человеку противостоять разрушительным влияниям. Моя работа по теме «Духовно-нравственное воспитание дошкольников»  созвучна с определением понятия  «воспитание» Министерства образования и науки РФ: «Воспитание – это есть создание условий для развития  духовности  обучающихся на основе общечеловеческих и отечественных ценностей».

Я хочу, чтобы в моей группе  царил дух уважения, искренности, доверия, доброты, творчества и любви, чтобы в этой атмосфере могла вырасти гармонично развитая личность, любящая свою родину, бережно относящаяся к традициям своего народа.  Это подготовит ребят к вступлению во «взрослую-школьную» жизнь, с ее нормами и требованиями, привьет им оптимистическое восприятие жизни, сделает их коллективистами, стремящимися сделать нашу землю еще лучше.