Конспект занятия по духовно- нравственному воспитанию для старшего дошкольного возраста “Знакомство с храмами. Внешний вид храма”

ФИО: Сычева О.А.
Свидетельство о публикации в электронном СМИ № AP-3303
Конкурс: Всероссийский конкурс педагогических работников «Духовно-нравственное образование и воспитание обучающихся», в рамках реализации приоритетного национального проекта Образование
Наименование конкурсной работы: Конспект занятия по духовно- нравственному воспитанию для старшего дошкольного возраста "Знакомство с храмами. Внешний вид храма"
Итоговая оценка: 1 место,  86 баллов(-а)



Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение 

«Детский сад №365»

Конспект занятия по духовно – нравственному воспитанию для старшего дошкольного возраста:

«Знакомство с храмами. Внешний вид храма»

Выполнила: Сычева О.А.

Цель:

Знакомить детей с православным храмом его значением в жизни православных христиан; обогащать словарный запас детей понятиями духовно-нравственной культуры.

Задачи:

Образовательные:

– Дать представление о храме как о Божьем доме.

     –  Объяснить особенности внешнего вида храма.

Развивающие:

– Развивать связную речь, воображение, логическое мышление.

– Развивать умения воспринимать качества и свойства предметов

окружающего мира, развивая различные органы чувств (зрение, слух).

Воспитательные:

– Воспитывать у детей нравственные чувства любви к Родине, к

своему краю, к семье.

     – Способствовать воспитанию любви к Богу, чувства благоговения перед святыней. 

Материал к занятию:

  • Презентация с иллюстрациями храмов
  • мультимедийный проектор
  • экран
  • компьютер

Интеграция образовательных областей:

Духовно-нравственная культура.

Познавательное развитие.

Социально-коммуникативное развитие.

Речевое развитие.

Физическое развитие.

ХОД   ЗАНЯТИЯ

Организационный момент
Дети стоят в кругу. 

 Воспитатель: Ребята, сегодня у меня хорошее настроение и я хочу поделиться им с вами. (Воспитатель передает из своих рук красное сердечко со словами: «Дарю тебе, Саша, хорошее настроение» Дети передают друг другу сердечко с пожеланиями хорошего настроения друг другу.

Дети садятся на стульчики

Воспитатель – Ребята, закройте глаза и прислушайтесь, что мы слышим? Звучит запись колокольного перезвона. (Ответы детей)

  Воспитатель– Правильно, это колокольный звон. Где его можно услышать? (Ответы детей).

Воспитатель – Правильно звон колоколов можно услышать у церквей, храмов, соборов, которых в нашем городе много.

Воспитатель – Ребята, а вы знаете, что такое храм? (Ответы детей).

Воспитатель – Храм – это здание, посвящённое Богу и предназначенное для 

богослужений. Ребята, а как называются люди, которые ходят на 

богослужения, молятся Богу?

Дети: Христиане.

Воспитатель -Правильно. Большинство людей, которые живут в нашей

стране – православные христиане. А вы знаете, что значит быть христианином? Это значит верить в Бога – Иисуса Христа и жить так, как он повелел. Христиане крестят своих детей, и ребёнок тоже становится христианином. Христиане, приходя в храм, молятся Богу.  Молитва –это разговор с Богом.

Воспитатель – По-другому храм ещё называют церковью. Каждый храм имеет своё название, своё имя. А как вы думаете, в честь кого храму дают имена? (Ответы детей)

Воспитатель – Храмы называют в честь Бога и святых. 

 Если бы было можно взглянуть на храм сверху, мы бы увидели форму строения. Форма храма может быть разная – корабль, крест, круг или звезда.

Слайд № 2

Каждая форма храма несет в себе определенный смысл. 

Так, например, круг – означает бесконечность и вечную жизнь. 

Слайд № 3, 4, 5

Самая древняя форма храма – корабль. Церковь как корабль ведет нас по морю жизни к Царствию Божию. 

Слайд № 6, 7

Храмы в форме креста, где крест – это главный символ или знак христиан. В знак любви к Богу все христиане носят крест на груди и украшают крестами храмы.

Слайд № 8, 9

Храмы в форме звезды символизируют Вифлеемскую звезду, которая привела волхвов к месту, где родился Иисус.

Воспитатель– Ребята, давайте немного с вами подвигаемся и построим с вами храм. Вставайте со стульчиков.

Физкультминутка «Строим храм»

Мы с друзьями строим храм, (дети стучат кулачок о кулачок)

Помогают люди нам.  (повороты влево в право)

Мы кирпичики кладем (сели руками изображаем)

Выше, выше Божий дом!  (Дети встают, поднимая постепенно руки вверх)

Славно спорятся дела!  (Дети опускают руки)

Вот какие купола!  (Поднимают руки вверх ладони «крышечкой»)

Самый главный купол нужен? Нужен!  (дети разводят руки)

Мы сомкнем все руки дружно!  (Дети сходятся руки соединяют в один большой купол)

Колокол дремавший разбудил поля (обе руки внизу, машут влево вправо)

Улыбнулась солнцу сонная земля (подняли руки вверх ладони в стороны)

Дети садятся

Слайд № 10

Воспитатель – Давайте снова посмотрим на храм. Обратите внимание, какая необычная крыша у храма, наверху которой располагается купол. Часть, на которой расположен купол называется барабан.

Слайд № 11

Воспитатель – Форма купола тоже несет определенный смысл.

 Шлемовидная форма символизирует бесконечную борьбу добра со злом. 

– Ребята, а на что похожа такая форма купола? (Ответы детей) 

Воспитатель – Правильно, она похожа на шлем богатыря. Богатыри всегда защищали нашу землю.

Форма луковицы – символ пламени свечи, победа светлых сил. Самая распространенная форма.

Шатровая форма символизирует небесный свет и образ Богородицы.

Слайд № 12

Воспитатель: Догадайтесь, какая форма купола на 1, 2, 3 фото. (Ответы детей)

Слайд № 13

Воспитатель – У разных храмов есть разное количество куполов. Бывает 1, 3, 5, 7, 12 и более куполов. Количество куполов также имеет определенное значение. Один купол значит, что у Церкви одна Глава – Христос, три устраивают в память о Святой Троице, пять – это Господь Иисус Христос и четыре евангелиста (это самая распространенная), семь – означают основные Таинства Церкви, девять – девять чинов ангелов, тринадцать – Христос и двенадцать его учеников – апостолов. На всех куполах расположен крест – главный символ христиан.

Слайд № 14

Обратите внимание, что цвет куполов тоже бывает разный, и также несет в себе определенный смысл. Черный цвет – цвет монашества, синий со звездами – посвященные Богородице, золотые купола были у главных храмов, зеленые купола – цвет Троицы, цвет Святого Духа. Окна в храмах небольшие, узкие, предназначены лишь для проникновения небольшого количества света внутрь храма.

Слайд № 15

Воспитатель – Посмотрите на экран, что вы видите? (Ответы детей) Воспитатель – Молодцы, правильно, это колокольня. Звон которой мы слышали в начале занятия.  Колокольня может находиться в отдельном здании или надстраиваться над храмом. Колокольню называют еще звонницей.

Слайд № 16

Воспитатель – Посмотрите на восстановленную колокольню Спасо -Преображенского собора в Нижнем Новгороде в Кремле.

Воспитатель –  Ребята, а как вы думаете, почему колокольня такая высокая? (Ответы детей) – Правильно, чтобы колокольный звон был далеко слышен.

Воспитатель – А для чего звонят в колокола? (Ответы детей). В колокола звонят, чтобы позвать верующих к Богослужению. Раньше в колокола звонили, когда случался пожар, какое –  либо бедствие.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              

Воспитатель- Молодцы ребята! Что вам понравилось на занятии? Что нового вы узнали? Хотите ли вы посетить храм? (Ответы детей)

   

 На следующем занятии мы познакомимся с внутренним убранством храма.