“Путешествие по Лукоморью”

ФИО: Прокопченко Е.Г.
Свидетельство о публикации в электронном СМИ № AP-3304
Конкурс: Всероссийский конкурс педагогических работников «Духовно-нравственное образование и воспитание обучающихся», в рамках реализации приоритетного национального проекта Образование
Наименование конкурсной работы: "Путешествие по Лукоморью"
Итоговая оценка: 1 место,  90 баллов(-а)



муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

детский сад № 20 города Свободного

Сценарий тематического мероприятия

«Путешествие по Лукоморью»,

в преддверии 225- летнего юбилея А. С. Пушкина.

(для старших и подготовительных групп)

Разработала:

музыкальный руководитель

высшей категории

Е.Г. Прокопченко

Цель: расширять знания о творчестве А.С. Пушкина и прививать любовь к русскому слову.                                                                                                    

Задачи:
Воспитательные:                                                                                     

Воспитывать любознательность, умение внимательно слушать, смотреть, отвечать на вопросы.
Воспитывать самостоятельность, умение активно и творчески применять ранее усвоенные навыки.                                                                       

Развивающие: 
Развивать интерес к творчеству А.С. Пушкина, эмоциональную отзывчивость при восприятии произведений  музыки и литературы.
Развивать умения в продуктивной деятельности.                                                                               

Развивать двигательную активность детей.                                                                                                                        Развивать воображение и творческое мышление.                                                                        

Образовательные:
Конкретизировать имеющиеся у детей знания сказок А.С. Пушкина.
Формировать умение находить и выделять характерные особенности видов народного декоративно-прикладного творчества.                                                                                                                                      

Виды деятельности: познавательная, продуктивная, речевая, двигательная, коммуникативная.                                                                               

Предварительная работа:  

беседы о жизни и творчестве А.С. Пушкина, чтение сказок, рисование по теме, изготовление атрибутов, заучивание отрывков сказок.                                                

 

Под музыку «Чудо сказки» дети проходят в музыкальный зал, встают полукругом.

Муз. рук-ль:

Придумано кем-то просто и мудро при встрече здороваться:

«Доброе утро!» (приветствие). Ребята, под какую музыку вы вошли в зал.

Наверное, нет на свете человека, который не любил бы сказок.

Их любят и взрослые, и дети. И не только за то, что в сказках происходят невероятные чудеса, сбываются самые смелые мечты, но и за то, что в них заключён глубокий жизненный смысл.

Сегодня, ребята мы посвящаем нашу встречу великому русскому поэту А. С. Пушкину.

Сказки Пушкина красивы, напевны, они звучат, как прекрасная музыка. Поэтому многие композиторы написали музыку на стихи и сказки А. С. Пушкина. Вот послушайте:

«И днём, и ночью кот ученый, всё ходит по цепи кругом. 
Идёт направо-песнь заводит, налево-сказку говорит. “
Дети, скажите песня-это какой вид искусства? 
Дети отвечают: Музыка
Муз. руководитель: А сказка? 
Дети: Литература. 
Муз. руководитель: Вот видите ребята, сам поэт подсказал нам о связи музыки и литературы.

Муз. рук: Ребята, сегодня волшебство случится –
К нам сказка в гости постучится.
Любимые герои к нам придут,
Когда ребята к Лукоморью путь найдут.

Муз. рук: Вы спросите, а как мы это сделаем?

У меня есть волшебное зимнее покрывало (показывает). 

Закрывайте глаза, а я скажу волшебные слова:
«Волшебное покрывало – раз, два, три в сказку нас перенеси!»

На экране дуб.

Муз. рук: Вот и Лукоморье. 
У Лукоморья дуб зелёный, златая цепь на дубе том
И днём и ночью кот учёный всё ходит по цепи кругом… .
Подождите, дуб есть, на нём цепь. А где же кот?

Неужели мы попали в другую сказку?

Ребята, что-же нам делать?  Ведь без кота мы не попадём в Лукоморье. Ответы детей.

Может нам пригласить его волшебной песней из сказки?

Дети поют первый куплет песни «Приходи сказка»!!!

Если вы не так уж боитесь Кощея, или Бармалея и бабу Ягу,

Приходите в гости к нам поскорее, там, где зелёный дуб на берегу.

Там гуляет чёрный котище учёный, пьёт он молоко и не ловит мышей,

Это настоящий кот говорящий, а на цепи сидит Горыныч-змей.

Приходите в гости к нам, поскорей приходите в гости к нам!

Кот про всё расскажет нам, потому что видел всё сам!

Появляется Кот учёный.                                                                                                                              Кот: (запись мяуканья кота)

Здравствуйте! Надеюсь вы меня узнали?

Я кот учёный, кот волшебный,
Живу я в сказочной стране.
И каждый здесь меня узнает,
И каждый здесь известен мне.

Вы с детских лет  читали сказки,
В них жар души, природы краски.
Добро цветёт в них, злоба чахнет.
В них русский дух, в них Русью пахнет!

Так же мне известно, что вы                                                                                                     хотите побывать в моём Лукоморье. Хотите? (Да).

Между прочим, я могу проникнуть куда угодно.

И помогает мне в этом моя волшебная книга.

Только я читать начну герои сказок тут же оживут.

Садитесь слушайте и смотрите:

Фрагмент сказки на экране.
Кот: В сказке той царевна есть, что не можно глаз отвесть;

Днём свет божий затмевает, ночью землю освящает,

Месяц под косой блестит, а во лбу звезда горит.

А сама-то величава, выплывает, будто пава;

А как речь -то говорит, словно реченька журчит.

Узнали сказку?

Дети.    «Сказка о царе Салтане»

Кот: Это лебедь – царь –девица, она волшебница, не птица.

Она Гвидону помогала, его желания все выполняла.

Князь Гвидон по океану трижды плыл к царю Салтану.

Незамеченным добрался. А в кого он превращался?

Дети: (отвечают)

 Кот: Гвидон превращается в различных насекомых, чтобы увидеть своего отца. В каких? Давайте посмотрим (Это комар, муха, шмель).

Послушайте музыку, потом мне скажите в кого превратила Лебедь 

Гвидона в этой музыкальной пьесе.

Дети слушают отрывок пьесы Римского – Корсакова «Полёт шмеля».

Музыкальный руководитель:

А написал эту музыкальную пьесу русский композитор Николай Андреевич Римский – Корсаков. Николай Андреевич также, как и А.С. Пушкин очень любил родную природу, русские сказки и музыку. Когда маленький Коля вырос, он стал писать настоящие, большие музыкальные произведения, и всю свою любовь к сказкам он перенёс в них.

Его прекрасная музыка и пригласила нас сегодня в чудесный мир сказки.
Кот: А какое чудеса ещё были в «Сказке о царе Салтане»?

Ребёнок:  

Белка там живёт ручная, да затейница какая!

Белка песенки поёт да орешки всё грызёт,

Под музыку Н.А.Римского-Корсакова «Во саду ли, в огороде» выбегает девочка – белка. Танцует.

Белочка: Здравствуйте, мои друзья! Меня узнали? 

Белка – я, звонко песенки пою, да орешки всё грызу.
А орешки не простые, все скорлупки золотые. 

С золотом на ярмарку ходила, инструменты вам купила.

Инструменты разбирайте, плясовую мне сыграйте.

Муз. руководитель:

Инструменты хороши, поиграем от души.

Оркестр с народными инструментами

Белка:

Затей у меня большой запас! А для кого они? Для Вас!

Нынче праздник в Лукоморье, будет весело у нас!

Красны девицы, сестрицы, начинайте перепляс!

Будем мы гостей встречать, вместе петь и танцевать!

Танец

Кот: А какое ещё чудо было в «Сказке о царе Салтане»?

Ребёнок:

Было там такое диво, море вздуется бурливо, 
Закипит, поднимет вой, хлынет на берег пустой, 
Разольется в шумном беге, и очутятся на бреге
В чешуе, как жар горя 33 богатыря. 
Кот: Скажите, какими должны быть богатыри? 

(сильными, ловкими, смелыми).  

Любили и берегли русские богатыри родную землю. 

Мальчики, покажите свою стать, обойдите границы нашего царства.                                                                                          Дети под музыку «Три чуда» маршируют по залу.                                                                                       
А перед каждым боем силу свою развивали, спортом занимались. 

Давайте попробуем и мы с вами. 

Звучит песня «Богатырская сила» (проводим разминку).

Кот: Третье чудо в сказке было, напомните какое?

Ребёнок:

Это лебедь – царь –девица, она волшебница, не птица.

Кот: Правильно. Увенчалась сказка пиром.

Дети исполняют танец 

Кот: На экране фрагмент «Сказки о рыбаке и рыбке».

Сейчас потолкуем о сказке другой.

Там синее море, там берег морской.

Старик вышел к морю, он невод забросил,

Кого-то поймал он…Узнали сказку?

Ребёнок:

О жадной старухе рассказ здесь пойдёт.

А жадность, ребята, к добру не ведёт.

И кончится дело всё тем же корытом

Но только не новым, а старым, разбитым.

 

Кот: 

 Сказка – ложь! Да в ней намёк-прекрасным девицам урок.      

Мои милые друзья, в эту сказку привёл вас я.

Кто в сказке говорил такие слова:

«Отпусти ты, старче, меня в море.

Откуплюсь, чем только пожелаешь».

Ребёнок:

Рыбка в сказке есть у нас, золотой её окрас.

Хвостиком виляет, желания исполняет.

Кот: Эту сказку все слыхали,

Но такого не видали.

Мы фрагмент её для вас

Разыграем вам сейчас.

Рыбка, рыбка, появись, чудо новое явись! (дети садятся)

Под музыку выходит золотая рыбка (подготовительная группа).

Рыбка: Я из моря выплываю и желания выполняю.

Сказки Пушкина читали?  Значит, вы меня узнали.

Муз. рук: Здравствуй, рыбка золотая! Да мы и не звали тебя, просто сказки знакомые называли! А почему ты грустишь? 

Рыбка: Как же мне не грустить? Как ни выгляну я на берег, сразу приходится чужие желания исполнять. А мои желания некому исполнить… Эх…

Муз. рук: Ребята, порадуем золотую рыбку, исполним её желания? (Да!)

Рыбка: Как это было бы прекрасно! 

Вокруг меня бушует море, 

Волна резвится на просторе.

А над водой танцуют птицы,

Порхают в танце, баловницы.

 Ах, как мне грустно не вздыхать?

Я не умею … (танцевать).

Муз. рук: Ребята, А. С. Пушкин любил бывать на балах, все его там удивляло и радовало. Давайте попробуем научить рыбку танцевать так, как ещё в старину танцевали. В галопе дружном скачут пары и щёки их полыхают жаром.       Танец с элементами галопа.

Рыбка: 

Спасибо, я всё запомнила, буду с рыбками своими так же танцевать!

Можно с вами поиграть? Превращайтесь, дети, в волны.

Кот: Слушайте внимательно и меняйте волны так, как в сказке.

Игра- импровизация «Море волнуется»

Кот: Ребята, а наше путешествие по Лукоморью подошло к концу. 

Вам понравилось? А кто автор этих сказок? (дети отвечают)
А. С. Пушкин – великий русский поэт.

Со сказками Пушкина будьте дружны – добру они учат и всем нам нужны!

Муз. рук: Спасибо, кот учёный.

Поэзию Пушкина мы вспоминали,

Его стихи сегодня ребята читали,

Мы скажем сегодня радостно вам,

Ваши задания понравились нам.

Кот: Было приятно всем вместе узнать,

Что знаете вы сказки все просто на «пять!»

Ну, а нам с рыбкой пора, до свидания детвора.

Муз. рук: До свиданья, до свиданья скажем мы вам на прощанье.

Кот: 

Я вам говорю: «До новых встреч, в душе сказки Пушкина будем беречь!».

Ведущая: Дорогие ребята, наше путешествие по пушкинским сказкам заканчивается. Я думаю, что после него вы полюбите их ещё больше. Все сказки Пушкина прекрасны и поучительны. И в них всегда побеждает добро. Желаю вам идти по жизни только одной дорогой – дорогой добра. И ещё хочу пожелать читать больше книг. И беречь наш прекрасный русский язык. Обращайтесь с ним почтительно, в руках умелых он в состоянии творить настоящие чудеса!

Звучит песня «Дорогою добра»

Дети с воспитателем выходят из зала.