Мастер – класс “Киноклуб как форма методической работы по наставничеству”

ФИО: Кожемяко О.В.
Свидетельство о публикации в электронном СМИ № AP-3323
Конкурс: Всероссийский конкурс педагогических работников «Лучшие практики наставничества», в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование»
Наименование конкурсной работы: Мастер - класс "Киноклуб как форма методической работы по наставничеству"
Итоговая оценка: 1 место,  84 баллов(-а)



Заседание киноклуба с просмотром и обсуждением 

художественного  фильма  «Первоклассница» (1948г.)

Цель: максимально развернутая и убедительная аргументация общего мнения по поводу самой важной (с точки зрения детей) ситуации – проблемы нравственного исправления и становления личности ребенка, представленной в фильме (со «ссылкой на авторитеты», с примерами из жизненного опыта). 

После этого занятия вы сможете:

  • Определять понятие «нравственные ценности»;
  • Акцентировать внимание на отдельных деталях   медиатекста;
  • Анализировать поведение персонажей  медиатекста; 
  • Определять  какие сложности  возникают в формировании и становление личности ребенка. Как тактично без назиданий, можно исправить, направить в правильное русло  становление ребенка, как личности. 

Участники: педагоги ДОО

Длительность: 45-60 минут

Материал для работы: советский художественный фильм Первоклассница», снятый в 1948 году режиссёром Ильёй Фрэзом  по одноименной повести Евгения Шварца

Используемые педагогические технологии:

  • Медиаобразовательные
  • Технологии развития критического мышления 

Оборудование: ноутбук, проектор, флип-чарт, бумага формата А-1, маркеры, раздаточный материал.

Ключевые слова: воспитание, формирование личности; влияние коллектива, подлинные жизненные ценности, дружба, взаимопомощь, доверие, достоинство. 

План заседания киноклуба:

  1. Организационный момент. Мотивация
  2. Прогнозирование, вступительное слово
  3. Просмотр короткометражного фильма
  4. Обсуждение фильма с последующим анализом
  5. Рефлексия, подведение итогов

Ход заседания:

 

  1. Организационный момент. Мотивация

Добрый вечер, уважаемые коллеги! Наша встреча будет сегодня в формате -Киноклуба. Что же такое, Вы спросите?

Киноклуб — это группа людей, заинтересованных в том, чтобы прийти и вместе посмотреть фильм, поделиться своими впечатлениями от просмотра и получить обратную связь от ведущего и от других участников.  

Очень часто мы смотрим кино или сериал, и как будто проглатываем его, он нам нравится или нет, мы что-то испытываем, иногда очень сильные переживания, но как будто пропускаем это мимо, идем дальше по своим делам, или смотрим новую серию. В то же время те вопросы, которые вызвало в нас произведение, остаются без ответа. 

Киноклуб поможет немного остановить время, задержаться в своих переживаниях, дать им выход и позволит найти ответы на значимые в нашей жизни вопросы.

Совместный просмотр, обсуждение, анализ сюжета, поведения и эмоций героев – ценный ресурс любого педагога, который заинтересован в своем собственном социально-личностном развитии, профессиональном росте. Кинопросмотр позволяет исследовать и понять мир человеческих отношений, а также хотелось, чтобы вы, коллеги, были активными участниками: высказывайте свое мнение, задавайте вопросы, спорьте, если вы готовы отстоять свое мнение.

Перед тем как приступить к просмотру фильма предлагаю немного порассуждать и определить тему (проблему), предложенного фильма.

 «Мозаика афоризмов». Задание: прочитать высказывания русских и зарубежных писателей, прокомментировать их. Выделить одно ключевое слово. 

  •  «Нет в мире ничего сложнее и богаче человеческой личности. Ее всестороннее развитие, нравственное совершенство» Василий  Александрович Сухомлинский 
  • «Личность воспитателя значит всё в деле воспитания» Константин Дмитриевич  Ушинский
  • «Главная задача ребёнка – это строительство человека, в которого ему суждено превратиться», – Мария Монтессори

Прием  ассоциативный куст


Модератор подводит итог  комментирования  – это «Исправление и становление личности»

Вывод:  

Исправление и Становление личности ребенка, его Система «Я» является важнейшим фактором психической жизни и поведения ребенка.

Личность ребенка строится из множества кирпичиков, ступенек, а они поочередно, на каждом возрастном этапе, составляют прочную основу его стабильного психологического здоровья. 

Сформировавшийся стиль жизни становится главным стержнем в будущем поведении ребенка.

Именно поэтому нам не безразлично, как формируется «Я» ребенка и, главное, что и как на него при этом влияет.

  1. Прогнозирование

Упражнение 1. «Сценарий на основе предложенных картинок – символов»

Мы, сегодня хотим предложить вам посмотреть, на наш взгляд, интересный фильм. На нас он произвел сильное впечатление. При просмотре фильма хотим обратить ваше внимание на то, как в небольшом коллективе решаются проблемы общества того времени, какие пути решения предлагаются. Проследите за тем, как развиваются события в фильме, происходит развитие личностей героев фильма. 

Но для начала вам необходимо по четырем картинки, которые связаны с
сюжетом фильма, дать название фильму, а   также необходимо предложить свой краткий сценарий  фильма.

Участники кратко представляют свои варианты сценария, аргументируют  свою точку зрения с помощью творческого задания.

Возможные варианты названий:

Перед началом просмотра модератор сообщает название фильма
«Первоклассница». Это советский художественный фильм, снятый в 1948 году режиссёром Ильёй Фрэзом  по одноименной повести Евгения Шварца, который  нам предстоит посмотреть и обсудить

  1. 3. Просмотр фильма с использованием стоп-кадров

1-й стоп-кадр «Уроки поведения для Маруси и для ее мамы (разбалованность, самонадеянность, склонность привирать).

Вопросы:

  • Чему на самом деле посвящен сюжет этого фильма?
  • Кто является героями этого сюжета?
  • Какие между ними отношения?
  • Как будет дальше развиваться сюжет?

ПРИМЕР: находчивость, поиск правильных способов достижения цели, поддержка друзей, внутренний стержень, мечты, характер.

Героиня фильма – девочка Маруся в возрасте 7-ми лет, поступающая на учёбу в 1-й класс школы. Этому возрасту и событию свойственен определённый круг педагогических проблем в воспитании ребёнка и способов их решения.

В фильме представлен случай, когда ребёнок – единственный в семье и живёт с любящими его мамой и бабушкой. Папа часто и подолгу отсутствует из-за специфики его работы. Он – лётчик.

В таких обстоятельствах ребёнок в дошкольном возрасте воспитывается в относительно замкнутой семье, окруженный любовью и заботой, когда требования к его поведению несколько занижены. Ему многое прощается, к его ошибкам относятся снисходительно. Как следствие у него развивается эгоцентризм и завышенная самооценка, что проявляется в его поведении в виде своеволия, непослушания и даже капризности.

При поступлении в школу образ жизни ребёнка радикально меняется. Недостатки его воспитания резко проявляются при первых же его шагах в новой среде. И он сразу получает первые уроки поведения. 

В таком случае очень важно, чтобы учителя и воспитатели, встретившие его в школе, тактично, но строго проявили требовательность к поведению ребёнка, объясняя ему его ошибки и подсказывая правильное поведение в конкретных ситуациях. Это и показывает фильм на примере с девочкой Марусей, явившейся самостоятельно поступать в 1-й класс школы.

Кстати, первые уроки поведения для Маруси оказались уроками и для её мамы, которой пришлось обратить внимание на то, что её любимая дочка всё-таки несколько разбалована, ведёт себя слишком самонадеянно и может даже приврать.

Обратить внимание на педагогический  коллектив – тактичнсть.

Продолжение просмотра.

2-й стоп-кадр «Первый урок в школе»  (проблема резкого перехода от индивидуалистичного характера воспитания детей в семье к воспитанию в коллективе).

 

  • Вопросы:
  • Какие положительные и отрицательные черты мы увидели в главной героине фильма?
  • Какие приемы использовала учительница для исправления   черты характера – необходимостью считаться с требованиями коллектива и иногда даже отказываться от своих личных претензий в пользу подруг по классу?
  • Что повлияло на изменение поведения героини?

Второй общей педагогической проблемой, касающейся всех детей и показанной в фильме на примере Маруси, явилась проблема резкого перехода от индивидуалистичного характера воспитания детей в семье к воспитанию в коллективе. 

Фильм на нескольких ярких примерах показывает, как учительница тактично, но настойчиво объясняет эгоцентричному ребёнку необходимость считаться с требованиями коллектива и иногда даже отказываться от своих личных претензий в пользу подруг по классу 

Учительница не говорит девочкам категорическое “нет” или “нельзя”. Она поворачивает разговор так, что ставит в пример (положительный или отрицательный) других, а вывод относительно себя оставляет детям. 

Например, на самом первом уроке:   


1) Положительный пример: “Все мои прошлые ученицы вначале тоже ничего не знали. И всего почему-то боялись. Особенно, одна девочка. Потом она выросла и стала Героем Советского Союза”.
2) Маруся вначале урока подошла и поздоровалась с учительницей за руку. Учительница спокойно ответила, а потом объяснила: “Здороваться со мной нужно, вставая”, – и еще через некоторое время: “И здороваться они не умели также, как и вы. Одна девочка, например, подошла ко мне, протянула мне руку. “Здравствуйте”, – говорит. А так не полагается – первой протягивать руку старшим”.

Продолжение просмотра.

3-й стоп-кадр «Спор детей о дежурстве»  (проблемы лидерства в коллективе). 
Вопросы:

  • В чем  была неправа  Маруся?  В чем причины такого поведения?
  • Правильно ли поступила учительница?
  •  Как меняется характер девочки на протяжении всей истории? Как именно?
  • Как бы вы поступили в подобном случае?

Кульминацией фильма, на мой взгляд, является постановка проблемы лидерства в коллективе и показ способа её решения на примере спора детей о дежурстве. 

Фильм обращается к гениальному педагогическому открытию и практическому его воплощению великим советским педагогом А. С. Макаренко, работавшим в детской колонии для беспризорных детей. 

А. С. Макаренко считал идею о том, что лидерство в коллективе не является показателем превосходства одного члена коллектива над многими.

Главным смыслом лидерства является принятие на себя основного груза долга и ответственности за порученное дело, личного примера в отношении его исполнения, возможности проявления организаторских способностей каждым ребёнком, когда возникает такая необходимость.

Марусю назначают дежурной и она прекрасно справляется с порученным делом. Наводит чистоту в классе, организует проверку чистоты и опрятности всех учениц, даёт необходимые указания к поддержанию порядка в классной комнате. Посмотрите, как гордится Маруся, когда учительница хвалит ее за чистоту и порядок в классе. Она старалась, она реализовала себя в этом деле и получает похвалу классной учительницы.

Но на следующий день Маруся отказывается передать другой ученице дежурство по классу! Она считает, что за свои «заслуги» имеет право стать постоянной дежурной. Ведь её сама учительница похвалила!

Мы видим, как она ведет себя с подружками: ссорится, задирает нос. И что же ей говорит учительница? Что она выскочка, что она зарвалась, что она поступает плохо? Ничего подобного!! Она ей говорит: “Постарайся сделать так, чтобы тебя слушались просто так, а не потому, что ты дежурная”.

Она  терпеливо объяснить Марусе, что все ученицы класса имеют право и даже обязанность отдежурить своё, чтобы тоже выполнить свой долг и проверить свои организаторские способности. И тут очень красиво и убедительно прозвучала сказанная ею деликатно, но твёрдо фраза: «Наташа будет такой же хорошей дежурной, как и ты!»
Продолжение просмотра.

4-й стоп-кадр «Прогулка в лесу»  (проблемы безопасности). 
Вопросы:

  • Как героиня нашего фильма повела себя в данной ситуации? Изменилось ли поведение героев? Как именно?
  • Как вы думаете, что помогло главной героине фильма поверить в свои силы? 
  • Как Вы думаете, чем закончится этот сюжет?
  • Изменились ли твои симпатии/антипатии к персонажам по ходу действия фильма?


Окончание просмотра.

В фильме затронута ещё одна «вечная» тема – проблема безопасности детей. 

Показано, что уже простейшие начальные тексты, по которым дети учатся читать, подобраны педагогом так, что их содержание расширяет кругозор детей, знакомит их с устройством мира, обучает правилам жизни и, в том числе, приёмам самозащиты в случае опасности. 

И когда по сюжету дети теряются в лесу, они вспоминают, что читали о такой ситуации, и принимают вполне разумные решения к своему спасению. Конечно, спасают их взрослые, поскольку действуют быстрее и на их стороне опыт, но самый факт активной позиции детей интересен.

  1. Обсуждение фильма с последующим анализом

Вопросы к фильму: 

  • Первое впечатление. 
    Понравился ли Вам фильм? Почему?
  • Что удивило Вас в фильме? Что больше всего запомнилось?
  • Какие ценности актуализует фильм? Какие социальные проблемы отражены во взглядах и поступках персонажей?
  • Можно ли назвать окончание этого фильма «хэппи-эндом»? Почему?
  1. Рефлексия. Выводы:

Фильм выпущен около 70 лет тому назад, но проблемы в воспитании детей остаётся злободневной и даже обостряется. Фильм – невероятный кладезь примеров для родителей и учителей по воспитанию детей. 

Основной смысл этой небольшой (чуть более часа) киноленты – исправление и становление. 

Хотя в современных школах уже не носят коричневую форму, давно не пишут перьевыми ручками и чернилами, волнения, заботы и приключения маленькой первоклассницы актуальны и сейчас, у нас много общего.

Произошедшие за эти годы глубокие изменения условий жизни, смена государственного устройства  расширили много возможностей для  становления личности ребенка,  но  основные принципы нравственного воспитания всегда остаются неподвластными времени.

 Поэтому возросла актуальность звучащего в фильме сюжетного обращения ко всем взрослым, родителям нашей страны с призывом больше обращать внимания на детей, давать им  возможность  исправляется, решать проблемы. 

А мы взрослые: родители, педагоги не будем говорить категорическое “нет” или “нельзя”, а будем поворачивает разговор, действия так, что ставит в пример (положительный или отрицательный) других, а вывод относительно себя будем оставлять делать детям.

В целом фильм оптимистичен, убедителен в своём гуманизме, показывает продуманную программу отношений общества с детьми и может быть принят как педагогический образец для начинающих воспитателей и педагогов.

Заканчивая нашу встречу, мы предлагаем вам обратиться к своим «Зрительским ладошками» и подвести итоги вашей сегодняшней работы.

Оценка выступлений – голосование. Проводится сразу после выступления группы и ответов на вопросы, голосуют все члены других групп, используются карточки двух цветов: 

Белые – «Категорически не принимаю мысли и чувства, высказанные в выступлении, считаю, что важнее в фильме другое». 

Зеленые – «Выступление интересно, меня убедили, готов поддержать эту точку зрения и в чем-то изменить свое мнение».