Формирование социально ориентированного поведения подростков, состоящих на учёте в подразделениях по делам несовершеннолетних через деятельность школьного волонтёрского отряда

ФИО: Халтурина В.М.
Свидетельство о публикации в электронном СМИ № AP-3330
Конкурс: Всероссийский конкурс педагогических работников «Лучшие практики наставничества», в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование»
Наименование конкурсной работы: Формирование социально ориентированного поведения подростков, состоящих на учёте в подразделениях по делам несовершеннолетних через деятельность школьного волонтёрского отряда
Итоговая оценка: 2 место,  77 баллов(-а)



Формирование социально ориентированного поведения подростков, состоящих на учёте в подразделениях по делам несовершеннолетних через деятельность школьного волонтёрского отряда

 

С. М. Зеленчукова, социальный педагог,

МКОУ «Школа №3», г. Прокопьевск

В. М. Халтурина, педагог-организатор Отделения по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних

ГОО «Кузбасский РЦППМС»

г. Прокопьевск

 

Асоциальное поведение подростков, детская преступность, девиантное, или даже делинквентное, поведение – это проблемы, ставшие в последнее время одними из главных объектов обсуждения и дискуссий специалистов и средств массовой информации. Проблема подростковой девиации, подростковой криминализации, к сожалению, актуальна для России и Кузбасса. Все государственные, общественные институты заинтересованы в развитии деятельности, способной стабилизировать ситуацию в данном направлении.

Проблема преступности среди несовершеннолетних в Кемеровской области-Кузбассе остается сложной. Органы системы профилактики заинтересованы в реализации новых действенных форм деятельности по  снижению правонарушений.

В региональной стратегии развития воспитания «Я – Кузбассовец!» в Кемеровской области – Кузбассе на период до 2025 года в приоритете воспитание учащихся в духе любви к своей Родине, изучение истории Кузбасса, культурного наследия и достижений кузбассовцев, воспитание у детей активной социальной позиции, гражданской ответственности, осознанного отношения к деятельности. 

Подросток на этапе взросления нуждается в живом положительном примере и позитивном влиянии взрослого человека. Одной из таких форм работы с несовершеннолетними, состоящими на различных видах профилактического учета, является наставничество. Это давно забытая практика работы с «трудными» подростками.

Наша школа особенная, в ней обучаются дети с интеллектуальной недостаточностью, одной из особенностей которых, является неумение выполнять социально приемлемые роли в современном обществе. В силу своего заболевания, учащиеся испытывают трудности с усвоением информации, тревожность, повышенную внушаемость, отстают в ведущей деятельности. Узкий, односторонний социальный опыт детей приводит к малоэффективному взаимодействию с окружающими людьми, к нарушению норм и правил, установленных законом, конфликтам с родителями, педагогами, сверстниками. К сожалению таких детей, становится с каждым годом все больше и больше.

Одним из эффективных инструментов воспитания законопослушного, социально-ориентированного поведения учащихся является волонтёрская деятельность. Участие в благотворительных и добровольческих практиках, реализация разработанных волонтерских проектов способствует развитию общественных инициатив и гражданственности, помогает получить полезные знания, обеспечивает равноправное положение детей в межличностных отношениях. Волонтёрство – это редкая возможность раскрыться, общаться, развиваться, воплощать самые смелые идеи, ощущать свою значимость, полезность и востребованность.

С 2018 года на базе школы с целью создание условий для осуществления профилактики безнадзорности, и правонарушений был создан школьный волонтёрский отряд «Правопорядок». 

Для организации эффективной работы была разработана и реализуется по настоящее время рабочая программа внеурочной деятельности волонтёрского отряда «Правопорядок», которая предлагает систему практических и организационно-методических мероприятий по создание комфортного, безопасного пространства, помощь в благоустройстве микрорайона, формирование социально ориентированного поведения учащихся через волонтёрскую деятельность.

Задачи программы:

  • вовлечь учащихся, состоящих на различных видах профилактического учёта, в активную волонтёрскую деятельность;
  • обучить учащихся, родителей эффективным методам волонтёрской деятельности;
  • мотивировать учащихся к совершению добрых дел, воспитывать доброту, милосердие, отзывчивость;
  • формировать у учащихся ответственное отношение к законам и правовым нормам, к полученному делу.

Разработанная программа является развивающим пространством социального взаимодействия, способствует освоение учащимися жизненно значимых компетенций, имеет практический характер. Основополагающим в программе является формирование сотрудничества обучающихся со взрослыми, усвоение и присвоение общественного опыта.

Занятия включают в себя актуализацию имеющихся знаний учащихся, расширение, уточнение, систематизацию и получение новых знаний об основах волонтёрского движения. В ходе проведения мероприятий предполагается понимание таких понятий как «благотворительность» и «добровольчество», важности этих явлений для развития общества. Учащиеся знакомятся с интернет ресурсами, с крупнейшей платформой для добрых дел «ДОБРО.РФ», выбирают добровольческую деятельность по своим интересам и склонностям.

Для развития умения строить отношения с людьми, понимание личной ответственности за совершаемые поступки, проводится работа по коррекции личностных свойств учащихся, формированию навыков коммуникативного поведения, социально приемлемых форм поведения.

Актив отряда пропагандирует идеи волонтёрского движения, организует мероприятия в классах. В волонтерский отряд мы принимаем не только ребят с положительной характеристикой, но и тех, кто не отличается хорошим поведением.  Принимая участие в делах отряда, их поведение меняется в лучшую сторону. Можно с уверенностью сказать, что работа в волонтёрском отряде помогает учащимся приобретать социальный опыт, с осознанием относиться к собственным поступкам, принимать ответственные решения и активно участвовать в повседневной жизни класса и общешкольных мероприятиях.

Участие наставляемых учащихся в волонтёрском отряде помогает им получать полезные знания, увеличивает круг общения, возможность самоутверждения. Совместная деятельность создает наиболее благоприятные условия для развития активности, ответственности, самостоятельности, гуманности, креативности. Волонтёры ощущают свою значимость, полезность и востребованность.

В октябре 2022 года в Кемеровской области – Кузбассе был принят закон N 103-ОЗ «О наставничестве над несовершеннолетними в Кемеровской области – Кузбассе». Этот закон стал реализовываться в нашей школе, используя накопленный опыт работы  в школьном волонтёрском отряде «Правопорядок». По новому закону педагоги – наставники были закреплены за учащимися, состоящими на профилактическом учёте в подразделениях по делам несовершеннолетних. Наставляемые стали активно принимать участие в мероприятиях, проводимых волонтёрами. 

Была разработана и внедрена «Программа НАСТАВНИЧЕСТВА». Одной из форм является «учитель – ученик», которая предполагает взаимодействие педагогов и учащихся школы.

Целью такой формы наставничества является раскрытие возможностей учащихся, создание условий для успешного обучения, многосторонняя поддержка и формирование жизненных ценностей, активной гражданской позиции для дальнейшей успешной жизни.

Программа основана на комплексном взаимодействии специалистов школы: социального педагога и педагога – организатора Отделения по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних, направленном на развитие у учащихся целостного представления о законопослушном поведении и формировании адекватного отношения к конфликтам и конструктивному их разрешению. 

Наставляемым подросткам было предложено вступить в волонтёрский отряд «Правопорядок». Принимая участие в делах отряда, ребята меняются в лучшую сторону. Работа в отряде помогает подросткам расширить социальный опыт, увеличивает круг положительного общения и возможность самоутверждения. 

Подростки, преступившие закон, принимают активное участие в трудовых операциях, благотворительных акциях, конкурсах, оказывают помощь городскому Совету ветеранов войны и труда в благоустройстве территории, в озеленении  посёлка Ясная Поляна, на территории которого находится школа.

В рамках «Весенней Недели Добра» под руководством наставников принимают активное участие в акции «Творим добро все вместе», передают собранные ими игрушки, книги и развивающие игры детям из малообеспеченных семей, которые находятся в реабилитационном центре «Алиса». Ребята не только вручают детям игрушки, но и готовят игровую развлекательную программу для воспитанников младшей группы.

Наши подопечные охотно принимают участие в школьных поздравительных мини-проектах: «Долг и честь эту службу нести» (поздравление сотрудников полиции с их профессиональным праздником), «День добра и уважения», «Твой подарок маме», «Яркий праздник – Новый год!», «Ветераны не уходят в запас» (поздравление ветеранов МВД), «Добрый гном» (проведение Дня доброты для учащихся младших классов), «8 МАРТА – день особый». 

Своими руками  изготавливают поздравительные открытки, вестники, рисунки, сувениры и цветы, разучивают литературные композиции для создания праздничного настроения.

Работа с наставляемыми – дело сложное, тонкое и исключающее поспешность, малейшая недоработка – и ребенок, так остро нуждающийся в помощи, не сможет раскрыться, поведать о своих бедах и проблемах, поэтому главная цель наставника налаживание контакта с подопечным, выяснения возможностей оказания практической помощи.

Участие наставляемых подростков в волонтёрском отряде даёт положительные результаты. За период реализации программы НАСТАВНИЧЕСТВА с профилактического учёта в подразделениях по делам несовершеннолетних были сняты большинство подростков, с которыми работали педагоги-наставники нашей школы. В дальнейшем эти ребята продолжают активно работать в волонтёрском отряде.

Опыт работы с подростками, находящимися в конфликте с законом, состоящими на различных видах профилактического учета, напрямую зависит от умения организовать качественную, всестороннюю, поэтапную помощь детям и семьям для восстановления их социального статуса, психологической и физической реабилитации.

Проблемы подростков, состоящих на учёте в подразделениях по делам несовершеннолетних, невозможно решить усилиями исключительно специалистов школы, только слаженная работа всех служб системы профилактики может изменить к лучшему, сложившуюся ситуацию. Взаимодействие ‒ это не сама цель, а средство, которое усиливает эффект совокупной деятельности всех органов системы профилактики. Оно направлено на комплексное решение проблем семьи и детей, вывода из социально-опасной ситуации, принятия решения, наиболее благоприятного для ребёнка.

Важную роль в профилактике асоциального поведения подростков и детской преступности играет сотрудничество со специалистами Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Специалистами Комиссии проводятся профилактические беседы с родителями (законными представителями), которым разъясняется ответственность за невыполнение родительских обязанностей по воспитанию и обучению детей, даются рекомендации по оздоровлению обстановки в семье, устанавливается контроль за семьями, требующими особого внимания. 

Специалисты Комиссии встречаются с учащимися школы, проводят беседы, участвуют в проведении «Месячника правовых знаний», акции «Классный час», «Родительский урок», «Подросток», принимают активное участие в работе Совета профилактики школы, проводят индивидуальную работу с учащимися и их родителями. В период летних каникул всем подросткам, состоящим на различных видах учёта профилактического учёта, предоставляется трудоустройство на предприятиях и в организациях города.

Налажено тесное сотрудничество со специалистами здравоохранения, которые проводят проводят познавательные беседы с учащимися на темы: «Наркомании – НЕТ, зажигай здоровью свет», «Стоп: спайсы!», «Наркомания путь в никуда…» приводят яркие примеры из практики, объясняют пагубное влияние психоактивных веществ на организм подростка.

Врачи-наркологи выступают перед родителями на общешкольных родительских собраниях, объясняют, как выявить первые признаки употребления психоактивных веществ и порядок обращения к специалистам.

Систематически проводят индивидуальные беседы с учащимися, склонными к вредным привычкам в присутствии родителей, дают рекомендации по ведению здорового образа жизни. По необходимости родители вместе с детьми посещают наркологический диспансер для получения квалифицированной помощи.

Специалисты отдела охраны прав детства Управления образования администрации города Прокопьевска оказывают консультативную помощь по работе с опекунскими и приёмными семьями. Ежемесячно проводятся рабочие встречи по обмену информацией о детях, проживающих в этих семьях.

Совместно со специалистами проводятся рейды к опекаемым, уклоняющимися от учёбы и совершающим правонарушения. По результатам рейдов принимаются меры к опекунам и приёмным родителям, согласно закона.

Специалисты Центра занятости населения города Прокопьевска оказывают консультативную помощь в вопросах трудоустройства учащихся в летний период. Ежегодно с целью популяризации профессий и специальностей, востребованных на промышленном производстве для учащихся девятых классов проводятся экскурсии. 

В ходе мероприятия учащиеся заполняют анкеты выбора профессии, знакомятся со структурой службы, получают информацию о временном трудоустройстве несовершеннолетних граждан (14-18 лет) в свободное от учёбы время, постановке на учёт несовершеннолетних после окончания учёбы.

Учащимся объясняют, как получить информацию по вакансиям в нашем городе и в регионе, знакомят с государственным порталом «Работа в России», где собрана общероссийская база вакансий для самостоятельного поиска работы в любом регионе страны.

Большую помощь в профилактической работе по коррекции отклоняющегося поведения детей и ненадлежащего контроля родителей оказывают инспектора подразделений по делам несовершеннолетних нашего города. 

Направления совместной деятельности различные: проведение месячников, акций, дней инспектора в школе, участие в проведении «Зарницы», организация экскурсий в разные службы отделов полиции, проведение творческих конкурсов среди учащихся.

Волонтёры нашей школы ежегодно принимают участие в городском творческом конкурсе «Полиция глазами детей» и областном конкурсе «Полицейский – имя гордое!». Работы учащихся выставлены на стендах в Отделах полиции города.

К профессиональным праздникам сотрудников полиции активисты школьного волонтёрского отряда «Правопорядок» готовят поздравительные вестники и небольшие сувениры, сделанные своими руками.

Главный принцип, которого необходимо придерживаться в работе, тесное сотрудничество со всеми субъектами системы профилактики, в центре этого взаимодействия находится ребёнок. Не бывает плохих детей, а бывают сложные родители, следуя этой логике, работа организуется таким образом, чтобы в ней были заинтересованы все. Практика работы показала, что меры должны быть не карательными, а воспитательными и реабилитационными, способствующими предупреждать и предотвращать противоправные действия.