Лекторий – концерт «Преданье старины далекой»

ФИО: Садыкова О.Г.
Свидетельство о публикации в электронном СМИ № AP-3332
Конкурс: Всероссийский конкурс педагогических работников «Успехи и достижения моих учеников в области искусств», в рамках Национального проекта «Культура»
Наименование конкурсной работы: Лекторий – концерт «Преданье старины далекой»
Итоговая оценка: 1 место,  88 баллов(-а)



Муниципальное автономное учреждение дошкольного образования «Детская школа искусств №2 г. Надыма» 

Лекторий – концерт «Преданье старины далекой».

МАУ ДО «Детская школа искусств № 1 города Надыма»,

МАУ ДО «Детская школа искусств № 2 города Надыма».

Выполнила: преподаватель

теоретических дисциплин 

Садыкова Оксана Гайратовна

Преданье старины далекой.

-Добрый день! Теоретическое и народное отделение детской школы искусств №2, а также отделение «Народные инструменты», учащиеся и преподаватели детской школы искусств №1, имея общие цели и стремящиеся к общему благу, предоставят вашему вниманию, совместную работу лектория-концерта «Преданье старины далекой». Вы услышите произведения великих композиторов, а также историю возникновения и развития народных музыкальных инструментов.

У каждого народа имеется национальное достояние, которым дорожат и бережно передают из поколения в поколения, которое включает в себя: легенды, сказки, преданья, декоративно-прикладное искусство, песни, танцы и музыкальные инструменты, являющиеся частью истории того или иного этноса. Если спрашивают, какой русский народный инструмент вам известен? На память приходит балалайка. Узнаваемый и старинный инструмент, являющийся музыкальным символом русской культуры, и по праву называется народным, в звучании которого словно слышится русская душа – то веселая и разудалая, то печальная и задумчивая.

Когда началась история балалайки доподлинно неизвестно. По поводу происхождения инструмента много гипотез. Одни историки считают, что заимствована балалайка у кочевых племен, другие утверждают, что переняли во времена татаро-монгольского ига у татар. Но никто не оспаривает, что появилась балалайка давно и остается одним из любимых инструментов народа.

В середине IX века, на Руси возникли группы людей, участвующих в праздничных, театрализованных обрядах – гуляньях и игрищах и назывались скоморохами. В своем мастерстве соединили; песни и пляски, фокусы и медвежью потеху, выступление в масках и игре на различных инструментах. Считается, что скоморохи являются первыми профессиональными музыкантами. Искусство скоморохов проявлялось не только в проведении праздников, но и умелое, внесение  веселых и шуточных песен, и социальную сатиру.

В XV- XVII веках для скоморохов наступили «темные» времена. Со стороны властей и церкви начались притеснения. По указу князя Алексея Михайловича Тишайшего – скоморохов казнили, отправляли в ссылку, а инструменты подлежали сожжению. Прошло время, указ был забыт, и балалайка вновь веселила народ.

В XVIII-XIX веках балалайку признают народным инструментом, но ее конструкция оставалась несовершенна. В преобразование балалайки весомый вклад внес русский дворянин Василий Васильевич Андреев – балалаечник-виртуоз, знаток русского народного творчества. Он решил вывести инструмент на концертную эстраду. В.В.Андреев обращается к петербургскому мастеру-краснодеревщику Семену Налимову. И сольные выступления на новом инструменте, вызвали у публики невероятную популярность балалайки.

Помимо этого, мастер сделал ряд балалаек, которые стали главными в составе ансамбля «Кружок любителей игры на балалайке», под управлением В.Андреева в Петербурге. Позднее ансамбль был переименован в Великорусский оркестр, который гастролировал не только по России, но и во многих странах мира. В результате весь мир узнал балалайку, прославлялась национальная культура России и традиции.

Россия и балалайка – это два слова, которые взаимосвязаны друг с другом. Балалайка – олицетворение русской культуры, заняла прочное место в народном творчестве, доказала, что способна на большее и теперь стоя весь мир рукоплещет ей.

Учащаяся: 3-го класса, Детская школа искусств № 1 города Надыма.

Р.н.п. «Калинка» обр. Г. Шансера.

Преподаватель: Александр Анатольевич Тарабукин (высшая категория).

Концертмейстер: Елена Евгеньевна Кузнецова (высшая категория).

– Следующий, инструмент, о котором поговорим, без которого не обходится ни один русский народный оркестр называется домра.

Исторические корни домры уходят в далекие времена. Но когда и откуда появилась на русской земле, никто сказать не может. Инструменты схожие с домрой имелись и у других народностей, но предшественником считается древнеегипетский танбур. Звук, на котором извлекали при помощи маленькой заточенной палочки.

Домра – в старославянской религии означает как «дом Бога Солнца». И на Руси была востребована. Люди делили печаль и радость, складывали сказки и былины, пели и плясали, из поколения к поколению передавалось искусство игры на инструменте. Домра пришлась и по душе скоморохам. Но, как уже знаем, что XV-XVII века для скоморохов были «темные» времена. Правительство считала народную музыку мятежной, бесовским действом. И домра оказалась в центре событий, драматических для нее. Домра попала под опалу, ее сжигали, истребляли и забыли на несколько столетий.

И только в конце XIX века, Василий Андреев, в далекой деревушке, нашел инструмент с круглым корпусом, и предположил, что это древняя домра. С мастером Семеном Налимовым, реконструировали домру, и Василий Васильевич Андреев ввел ее в Великорусский оркестр. После возрождения домра десять лет применялась, как инструмент оркестра.

На сегодняшней день, домра это одним из популярнейших инструментов. У нее большие перспективы и возможности. Поднявшись до высоты академического жанра, интерес к домре постоянно возрастает.

Учащаяся: 2-го класса, Детская школа искусств № 1 города Надыма.

Р.н.п. «Во поле береза стояла» обр. Р. Шишкиной.

Преподаватель: Мария Павловна Тарабукина (высшая категория).

Концертмейстер: Елена Евгеньевна Кузнецова (высшая категория).

Большую роль в русской, фольклорной, песенной, инструментальной традиции, сыграла гармонь. Наряду с балалайкой она является символом русской культуры. Ни один праздник или торжество, не обходились без ее звучного наигрыша.

На Русь гармонь была завезена в начале XVIII века из Германии. Ее покупали у иностранных торговых людей, как диковинку. Инструмент, который воспроизводил мелодию и аккомпанемент завоевал популярность среди народа, а русские мастера стали переделывать на свой лад. Потому, что строй русской народной песни и европейской отличаются. Во многих губерниях появляются мастерские, а затем и фабрики. В каждой местности гармонь делали по-своему: тульские и саратовские, елецкие и вятские, бологоевские, череповецкие и много других.

У первых русских гармоний существовал один ряд кнопок. Двухрядным с полным хроматическим строем, создает мастер Павел Чулков. В конце XIX века немецкий мастер Г. Мирвальд, создает трехрядную гармонь с хроматическим звукорядом. Пауло Сопрани – итальянский мастер, создает инструмент, с извлечением готовых мажорных и минорных трезвучий и доминантсептаккорда в левой клавиатуре. На выставке Павел Чулков представляет инструмент, на котором одним нажатием на клавишу, звучали готовые аккорды.

В начале XX века, в 1907 году русским мастером Петром Стерлиговым изготовлен четырехрядный сложный инструмент, получивший название в честь древнерусского сказателя Баян.

Баян – имеет редкую способность имитации различных тембров. Он может звучать, как флейта и кларнет, фагот и даже орган. Его по праву можно назвать маленьким оркестром. Баяну подвластно многое – от аккомпанемента народных песен до сложных шедевров мировой классики. Баян называют «душой» русского народа и является конкурентом балалайки. В России баян всенародно любим – это и академический инструмент, звучащий со сцен больших концертных залов, и символ хорошего настроения, веселящий народ.

Учащийся: 4-го класса, Детская школа искусств № 1 города Надыма.

А. Доренский «Закарпатский танец».

Преподаватель: Ильяс Раизович Галимзянов (высшая категория).

Учащийся: 6-го класса, Детская школа искусств № 1 города Надыма.

В. Семенов импровизация на тему песни «Соловейко».

Преподаватель: Ильяс Раизович Галимзянов (высшая категория).

– Следующий инструмент, о котором поговорим, называется аккордеон. Когда слышишь его звучание, представляешь; Париж, Елисейские поля, Эйфелеву башню. Франция и аккордеон неразделимы и в переводе с французского языка означает, как «ручная гармонь». Но родиной аккордеона считается Австрия, столица Вена.

Аккордеон является одним из разновидности гармоники, имеющий хроматический звукоряд и готовые аккорды. В историю развития инструмента, вносит австриец, армянского происхождения, органный мастер – Кирилл Дамиан. Из детской музыкальной игрушки эолина, он усовершенствует до полноценного инструмента и называет аккордеон. Новый инструмент так понравился публики, что К.Дамиан вместе с сыновьями открывает фабрику, инструмент попадает в Италию. Пауло Сопрани – итальянский мастер, вместе с братом дорабатывает его. И в 1872 году открывает фабрику по изготовлению аккордеонов. Популярность инструмента стремительно росла, не только в Италии, но и в других европейских странах.

В отличие, от баяна, правая клавиатура аккордеона, схожа с фортепиано. Французы шуточно так и называли «пианино на ремешке». Впоследствии, аккордеон, вместе с эмигрантами переплывает Атлантический океан и обосновывается на американском континенте.

Аккордеон – сравнительно молодой инструмент, который продолжает свое развитие. Обладает красотой, мобильностью, актуальностью и способен передать палитру человеческих эмоций.

Учащийся: 6-го класса, , Детская школа искусств № 2 города Надыма.

А. Доренский «Кантри».

Преподаватель: Анатолий Владимирович Фурзиков (первая категория).

– Имеется еще один инструмент, который относится к народному. Это гитара. Что, возникает, когда слышишь слово гитара? Испанка, танцующая зажигательный танец или шумные цыгане, поющие веселые, разудалые песни. А может, тихий, летний вечер, берег реки, где под отблески костра, звучит задушевная песня?

Гитара – является одним из популярнейших инструментом. Но, когда, же впервые появилась гитара? Само слово состоит из двух слов: «Сангита – музыка» и древнеперсидское слово «тар – струна». По другим данным, оно происходит от санскрит «кутур – четырехструнный». Самые ранние сохранившиеся данные, о современной гитаре, относятся к 2 – 3 тысячелетию до н.э. Они были обнаружены на разных территориях и имели различные названия. Изготовляли инструменты из панциря черепах, и такого простого овоща – тыква.

Большую популярность, гитара получила в Испании в XV веке. Была добавлена пятая струна и получила название «Испанская гитара». И только к концу XVIII века, гитара в процессе эволюции, приобретает привычный для нас вид – шесть струн и репертуар произведений, на формирование, которого повлиял, итальянский виртуоз – гитарист Мауро Джулиано. Для улучшения звучания, гитара снова видоизменяется и в XIX веке, мастер, Антонио Торрес, придает гитаре, современные формы и размеры. Гитары конструкции Торреса, являются классическими.

В России гитара появляется только в XVIII веке, завезенная из Италии, и имела: четыре, потом пять, а позднее – шесть струн. Однако, в XIX веке, появляется семиструнная гитара. Своей популярности и получившее название «Русская гитара» во многом обязана деятельности, композитору и педагогу – Андрею Осиповичу Сихре. Он являлся виртуозом этого инструмента и мечтал обучить всех и каждого на земном шаре. Но это не удалось, зато благодаря А.О.Сихре мы пользуемся семиструнной гитарой. Считается, что именно у нее идеальное звучание. И подходит для любой музыки; от классической до современной. А такой известный советский актер, бард-песенник, поэт как – Владимир Высоцкий, исполнял свои произведения на семиструнной гитаре, которой посвящал стихи и песни.

В истории развития семиструнной гитары, имя Андрея Осиповича Сихры – бессмертно.

Учащийся: 4-го класса, Детская школа искусств № 1 города Надыма.

Сагрерас «Мария Луиза».

Преподаватель: Елена Михайловна Бухарова (высшая категория).

Учащаяся: 8-го класса, Детская школа искусств № 1 города Надыма.

И.С. Бах «Дубль».

Преподаватель: Александр Иосифович Велиев (высшая категория).

Слово ансамбль – знакомо каждому. В переводе с французского языка означает, как слаженность, согласованность. Делать что-то вместе, делать синхронно и есть важная составляющая, и неизменный успех ансамбля.

Название ансамбля зависит от состава его участников, и исполняется на разных инструментах и разным составом.

Дуэт аккордеонистов:

учащиеся: 3-го класса, Детская школа искусств № 1 города Надыма;

А. Мотовицкая «Полька»;

преподаватель и заведующей отделением «Народные инструменты»: Ирина Анатольевна Анисимова (высшая категория).

Трио балалаечников:

учащиеся 3-го класса, Детская школа искусств № 1 города Надыма;

Р.н.п. «Ай, все кумушки домой» обр. В. Авксентьева;

преподаватель: Александр Анатольевич Тарабукин (высшая категория);

концертмейстер: Светлана Викторовна Южалова (высшая категория).

Квартет домристов:

учащиеся: 2-го, 4-го классов, Детская школа искусств № 1 города Надыма;

Н. Лехтинен «Летка-енька»

преподаватель: Мария Павловна Тарабукина (высшая категория);

концертмейстер: Елена Евгеньевна Кузнецова (высшая категория).

-На этом наш лекторий-концерт подошел к концу. Попрошу всех участников лектория-концерта, присоединится для общей, памятной фотографии. Ну, а мы, поблагодарим аплодисментами всех участников, за оказанную помощь в организации и проведения, совместной работы лектория-концерта «Преданье старины далекой».

До новых встреч!