Духовно – нравственное воспитание детей через знакомство с произведением К.Г. Паустовского “Теплый хлеб”

ФИО: Гагуа Н.А.
Свидетельство о публикации в электронном СМИ № AP-3339
Конкурс: Всероссийский конкурс педагогических работников «Духовно-нравственное образование и воспитание обучающихся», в рамках реализации приоритетного национального проекта Образование
Наименование конкурсной работы: Духовно - нравственное воспитание детей через знакомство с произведением К.Г. Паустовского "Теплый хлеб"
Итоговая оценка: 2 место,  76 баллов(-а)



«Духовно –нравственное воспитание детей через знакомство с произведением Константина Георгиевича Паустовского «Теплый хлеб».

Цель: формирование духовное-нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством произведения «Теплый хлеб».

 

Задачи: 

Образовательные: 

1.Формировать у детей представление о доброте, как о неотъемлемом качестве человека.

2.Формировать умение анализировать поступки героев рассказа и свои поступки.

3.Расширять словарный запас, совершенствовать грамматический строй речи.

Развивающие:

1.Развивать психические процессы: память, внимание, мышление, творческое воображение; монологическую речь, умение отвечать на вопросы.

2.Развивать чувство товарищества, взаимопомощи.

Воспитательные:

1.Воспитывать доброту, вежливость, культуру общения, умение признавать свои ошибки и исправлять их, бережное отношение к людям и животным.

 

Ход занятия:

1.Круг приветствия.

К тебе я обращаюсь, друг!

Вставай скорее с нами в круг.

Почувствуй радость и тепло,

Нам всем с друзьями хорошо!

 

Собрались все дети в круг,

Я твой друг, и ты мой друг.

Крепко за руки возьмемся,

И друг другу улыбнемся.

 

Когда живется дружно,

Что может лучше быть!

И ссориться не нужно,

И можно всех любить.

Ты в дальнюю дорогу

Возьми с собой друзей:

Они тебе помогут

И с ними веселей.

 

 2.Сегодня мы с вами поговорим о важном, нужном качестве для человека – о доброте. Узнаем, что дает человеку доброта и в чем она проявляется.

Послушайте загадку:

Что бывает у тебя, когда вокруг всё хорошо? 

Когда на небе солнышко и дождик уж прошел. 

Чем чаще его делаешь ты людям, тем чаще делают его тебе.

То, что является ответом — всегда находится в душе. (добро).

– Ребята, как вы думаете, что такое доброта?

Верно. Доброта – это желание человека сделать что-то хорошее для окружающих, улыбка, подаренная людям, любовь к своим близким, забота о них. Доброта – это заботливое отношение ко всему живому на земле. Доброта проявляется в ласке к кошке или щенку, в его уходе за цветами. 

– Кто такой добрый человек?

Кто придет на помощь, делает добрые дела, заботится о других, помогает взрослым, не обижает младших, защищает слабых, вежлив и внимателен ко всем, говорит только добрые, хорошие слова.

С чем всегда борется добро?

Со злом.

А какого человека называют злым?

Обижает слабых, говорит плохие слова, не заботится о животных.

Да, плохие поступки совершают, не задумываясь, от обиды, огорчения, гнева. 3.А если вдруг у кого-то в сердце обида, то мы все это легко исправим.

Психологическое упражнение «Прикосновение к обиде».

Воспитатель: Ребята, возьмите лист бумаги, сомните его. Пусть «плохое настроение» останется в этих смятых комочках, а я их соберу в коробочку.

Знаете, а добро бывает разное. Одно добро можно увидеть: это поступки, хорошие дела. Другое – можно услышать: это музыка, стихи, нежные слова. Но есть такое добро, которое ни увидишь, не услышишь, но очень хочется, чтобы оно было в каждом человеке. Это доброе сердце.

– Ребята, давайте изменим слова с помощью добрых слов.

4.Дидактическая игра «Скажи наоборот».

Злой – … (добрый)

Грубый – … (ласковый)

Грустный – … (веселый)

Забрать – … (отдать)

Ругать – … (хвалить)

Враг – … (друг)

Обидеть – … (защитить)

Плакать – … (смеяться)

Огорчить – … (обрадовать)

Сломать – … (починить)

Слабый – … (сильный)

Горе – … (радость)

Зло – … (добро)

  1. Ребята. Недавно мы с вами познакомились с произведением К.Г. Паустовского «Теплый хлеб». Сегодня мы его еще раз вспомним и поговорим о героях этого произведения. Внимание на экран.

Иллюстрации по рассказу. Дети вспоминают содержание рассказа и комментируют.

Вопросы по содержанию рассказа:

О каком времени пишет Паустовский?

Как звали главного героя произведения? (Филька)

Какое прозвище было у Фильки? 

Что можно сказать о характере Фильки, судя по его поступкам? Почему его звали «Ну Тебя»?

Откуда в деревне, в которой жил Филька, взялся конь?

(Его, раненого, оставили кавалеристы)

Кто выходил коня? (Мельник)

Почему коня кормили всей деревней?

(Потому что мельник не мог один прокормить коня)

Как Филька обидел коня?

(Он ударил потянувшегося к хлебу коня по морде и забросил хлеб далеко в снег)

Что случилось после того, как мальчик плохо обошелся с конем?

(Тут же налетел жуткий мороз, который заморозил воду, из-за чего и остановилась мельница)

Какую историю рассказала бабка Фильке? Перескажите ее.

Как вы понимаете выражение «от охлаждения сердца»?

Почему Филька сознался Панкрату в своём поступке?

Что придумал Филька, чтобы поправить дело? (Он уговорил деревенских ребят рубить в реке лед около мельницы, пока не появится вода)

Как Филька помирился с конем?

Как конь отреагировал на извинения мальчика? 

Что Фильке было труднее всего сделать? (Попросить прощения у коня)

 

– Сумел провиниться, сумей и повиниться. Как вы понимаете смысл этой пословицы?

6.Двигательная разминка под песню Барбарики «Доброта».

7.Речевая игра «Это я, это я, это все мои друзья…»

Дальше игру начинаем,

На вопросы отвечаем:

«Это я, это я, это все мои друзья…», или

«Нет не я, нет не я, это все не про меня…».

Кто в автобусе молчит, не шумит и не кричит? (ответы детей)

Кто подкармливает птиц: снегирей, ворон, синиц? (ответы детей)

Кто прощенья попросил, если плохо поступил? (ответы детей)

Кто идет, ворон считает, всех на улице толкая? (ответы детей)

Малышей не обижает и всегда им помогает? (ответы детей)

Кто внимательным бывает, старшим место уступает? (ответы детей)

Кто с друзьями любит драться и со взрослыми ругаться? (ответы детей)

Кто природу обижает, мух, жучков уничтожает? (ответы детей)

Кто девчонок защищает, за косички их не тянет? (ответы детей)

Мусор на пол кто бросает, за собой не убирает? (ответы детей)

Кто игрушки убирает, дома маме помогает? (ответы детей)

 

  1. Всегда и везде делайте только добрые дела. Ребята посмотрите на коробку, куда мы сложили комочки «плохого настроения», она светится изнутри (открываю шкатулку, в которой лежат раскраски солнышки).

– Мы с вами говорили, что добро, как солнышко, согревает человека. А от тепла все растет и расцветает. Вам нужно будет раскрасить свои солнышки, чтобы они согревали вас и напоминали, что всегда нужно стараться совершать добрые поступки.

  1. Подведение итогов занятия.

– Ребята, о чем мы с вами сегодня говорили?

– Что вам больше всего понравилось? / Что не понравилось?

– Что было самым интересным?

Давайте с помощью пальчика покажем свое настроение (палец вверх – веселое, палец вниз – грустное настроение) и скажем все вместе друг другу спасибо!