План сопровождения ребёнка, имеющего признаки одаренности в области познавательного развития

ФИО: Гагуа Н.А.
Свидетельство о публикации в электронном СМИ № AP-3340
Конкурс: Всероссийский конкурс педагогических работников «Педагогические достижения», в рамках реализации приоритетного национального проекта Образование
Наименование конкурсной работы: План сопровождения ребёнка, имеющего признаки одаренности в области познавательного развития
Итоговая оценка: 2 место,  75 баллов(-а)



МБДОУ «Детский сад № 12 «Звездный»

План сопровождения ребёнка, имеющего признаки одаренности в области познавательного развития

Выполнил: воспитатель

Гагуа Надежда Аркадьевна

Тамбов

2021 г.

 

 Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в той или иной деятельности.

Несколько категорий детей, которых обычно и называют одаренными:

– дети с высокими показателями по специальным тестам интеллекта (интеллектуальная одаренность);

 – дети с высоким уровнем творческих способностей (творческая одаренность);

–  дети, достигшие успехов в каких-либо областях деятельности (юные музыканты, художники, математики, шахматисты и др.); эту категорию детей чаще называют талантливыми;

– дети, хорошо обучающиеся в школе (академическая одаренность).

Одаренность представляет собой сочетание трех характеристик:

– интеллектуальных способностей (превышающих средний уровень);

 – творческости ( креативность);
– настойчивости (мотивация, ориентированная на задачу).

 Ребенок, имеющий одаренность в познавательном развитии довольно быстро запоминает информацию и может качественно её воспроизвести. Ему легко даются примеры, новые задачи, а также он быстро приспосабливается к новым условиям, возникающим при решении различных заданий. Успешность работы с одаренным ребёнком во многом зависит от организации поддержки сопровождения такого ребенка.

План сопровождения одаренного ребенка

Фамилия имя ребенка
Возраст 5 лет
Вид одаренности Познавательное развитие
Психолого-

педагогический портрет

ребенка

Развитие ребёнка соответствует возрасту. Очень активен, любознателен. Обладает прекрасной памятью и хорошо развитым воображением. Имеет богатый словарный запас, легко запоминает и c выражением читает стихи, пересказывает тексты, придумывает рассказы и сказки, с легкостью выполняет математические задания и постройки из лего конструктора. И очень любит природу и интересуется животными разных стран.

Ребёнок воспитывается в полной семье. 

Атмосфера в семье дружелюбная.

Рекомендации Совместно с родителями создать условия для поддержания интереса к миру природы и экологии.
Цель Создание оптимальных условий для развития и реализации познавательных способностей ребенка с учетом его возрастных и индивидуальных психологических особенностей.
Задачи – совершенствовать познавательные способности; 

– вовлекать в конкурсы на различном уровне;

 – повысить уровень взаимодействия детского сада и семьи в вопросах поддержки и сопровождения одаренных детей.

Ожидаемые результаты – вовлечение в систему дополнительного образования города; 

– способствовать самоопределению ребенка в вопросе дальнейшего саморазвития;

 – увидеть целостность отдельного организма и

экосистемы в целом, осознать уникальность и неповторимость каждого объекта природы;

 – активное участие родителей в образовательном процессе.

Общий срок реализации 9 месяцев
Ответственные Воспитатели группы
Периодичность занятий  2 раза в неделю
Месяц Тема Содержание работы Задачи Материалы
Сентябрь Игра «Кто поможет малышу?» Ведущий выбирает картинку с одним из животных и помещает его в «чужие условия». Животное отправляется в путешествие – хочет вернуться в свою среду, но на пути встречает много препятствий. Для спасения путешественника дети должны подобрать другое животное, которое в данной ситуации может оказать помощь. Уточнить знания ребенка о приспособлении животных к среде обитания. Картинки животных разных стран, картинки с изображением среды обитания животных ( вода, лес, пустыня и т.д.)
Сентябрь  Игра «Лишнее слово” Ведущий называет 4 слова, три из которых можно объединить, а одно слово к ним не подходит, оно лишнее.
Например:
1. Книга, телевизор, радио, магнитофон.
2. Россия, Польша, Москва, Япония.
3. Голубь, ворона, птица, сорока.
Развитие мышления Подбор слов и картинок
Октябрь  Упражнение «Смысловые ряды» Ведущий называет  три слова, необходимо подобрать слово, какое будет четвертое.
1. птица-гнездо, собака -…
2. куртка-ткань, сапоги-…
Развитие мышления

Подбор слов и картинок
Октябрь  Игра «Волшебный поезд» Необходимо разместить по вагонам (в

первом – зверей, во втором – птиц, в третьем – насекомых, в четвертом –

земноводных) так, чтобы в каждом окне был виден один пассажир.

Закрепить и систематизировать представления ребенка о зверях, птицах, насекомых, земноводных. Два поезда, вырезанных из картона (в каждом по 4 вагона с 5 окнами); два комплекта карточек с изображениями животных.
Ноябрь  Игра «Зоологическая столовая» Посадить животных за столы так, чтобы хищники оказались за красным столом, растительноядные – за зеленым, всеядные – за синим. Формировать представление дошкольника о способах питания животных и группировке их по этому признаку. Лист картона с изображением трех столов (красного, зеленого, синего, комплект картинок с изображением животных (15-20 шт.) 
Ноябрь  Игра “Сравни предметы” Сравни предметы между собой. Скажи чем они похожи и чем отличаются.
– сапоги и носки
– пианино и скрипка
– чайник и тарелка
Развитие внимания, мышления.
Декабрь  «Решение логических задач»

Послушай задачки, подумай и реши их. 

1) Девять зайчиков съедают по одной морковке. Сколько нужно морковок, чтобы накормить всех зайчиков?

2)Две девочки играли в куклы два часа. Сколько часов играла каждая из этих девочек?

развитие логического мышления, умения делать умозаключения.

Декабрь Игра «Продолжи перечень слов»

Продолжи перечень слов и назови группу одним словом. Развитие познавательных процессов (внимание, мышление, речь). сапоги, туфли… – береза, тополь…
– синица, голубь… – заяц, медведь…
– тюльпан, гвоздика… – коньки, лыжи…
– март, январь… – гнездо, нора…
Январь «Чудесный мешочек» Достать пищу для зверей, угадать, для кого она, кто чем питается. Закрепить знания у детей, чем питаются звери. Развивать познавательный интерес. Мешочек, мед, орехи, сыр, пшено, яблоко, морковь и т. д.
Январь  «Животные Африки» Ребенок задает вопросы воспитателю, какое животное тот загадал. Например: зверь маленький? может ползать? прыгать? у него есть пушистый мех? и т. д. Закреплять знания о животных Африки. Развивать фантазию. Картинки с изображением животных Африки 
Февраль  «Лесные жители» Ребенку предлагаются картинки с изображением животных. Назови животных. Где они живут? Выбери и опиши животного по схеме. Найди каждому животному детеныша. Чья семейка гуляет на поляне? (медвежья, волчья)  Учить различать и называть характерные особенности диких животных, устанавливать связи между средой обитания, образом жизни и внешним видом животных. Картинки: животных, «домиков», детенышей, продуктов питания животных. Схема для составления описательных рассказов о животных. 
Февраль  «Живое – неживое» Воспитатель называет предметы живой и неживой природы. Если это предмет живой природы, ребенок – машет руками, если предмет неживой природы – приседает. Закреплять знания о живой и неживой природе
Март  Игра «Живые цепочки» Ребенок должен разложить картинки, чтобы получилась определенная пищевая цепочка.

Убирая какой либо объект, ребенок должен объяснить последствия такого разрыва.

Расширять представления ребенка о природных сообществах, их

целостности и уникальности, о цепях питания.

Картинки с объектами природы,

образующие цепи питания: дуб, дикий кабан, волк; осина, заяц, лиса (лес);

подорожник, гусеница, кузнечик, жаворонок; ромашка, бабочка,

стрекоза (луг); водоросли, карась, щука; кувшинка, улитка,

утка (водоем) рожь, мышь, аист (поле).

Март  «Я знаю» Воспитатель бросает ребёнку мяч и называет класс объектов природы (звери, птицы, рыбы, растения, деревья, цветы). Ребёнок отвечает : «Я знаю пять названий зверей» и перечисляет Закреплять знания о природе. Развивать познавательный интерес. мяч
Апрель  «Экотаблицы» Ребенок выбирает таблицу с графическими символами и объясняет, какое животное зашифровано.

 С помощью таблицы составляет последовательный рассказ о животном.

Систематизировать знания о животном мире. Формировать умение пользоваться графическими символами. Развивать логическое, образное мышление. Таблицы с графическими символами; Предметные картинки с изображением представителей животного мира.
Апрель  Игра “Выполни движения”


Необходимо правильно выполнять движения: 

если услышишь название животного – подпрыгни, если услышишь название птицы – взмахни руками, если услышишь название предмета для школы – сядь за стол и положи руки на стол.

Развитие внимания. Слова: линейка, корова, рюкзак, сова, книга, медведь, лось, тетрадь, ворона, ласточка, ручка, лиса, голубь, волк, глобус, карандаш, коза, утка, сорока, пенал, свинья, ножницы.
Май  «Картина природы» Рассмотреть грани пирамиды и рассказать, какая это среда обитания. Выбрать среди значков картинки живых существ, обитающих в каждой конкретной среде, разместить их на соответствующих гранях пирамиды и объяснить свой выбор. Расширить знания детей о живой природе, средах обитания живых организмов (вода, земля, воздух). Объемная четырехгранная пирамида с изображением воды, земли, воздуха; съемные значки с картинками животных, растений, птиц, рыб, насекомых.
Май  «Назови три предмета» Воспитатель называет одно слово, например цветы, бросает мяч, ребенок должен назвать три слова ( ромашка, одуванчик, роза) Упражнять в классификации предметов. мяч