МБДОУ «Детский сад № 12 «Звездный»
План сопровождения ребёнка, имеющего признаки одаренности в области познавательного развития
Выполнил: воспитатель
Гагуа Надежда Аркадьевна
Тамбов
2021 г.
Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в той или иной деятельности.
Несколько категорий детей, которых обычно и называют одаренными:
– дети с высокими показателями по специальным тестам интеллекта (интеллектуальная одаренность);
– дети с высоким уровнем творческих способностей (творческая одаренность);
– дети, достигшие успехов в каких-либо областях деятельности (юные музыканты, художники, математики, шахматисты и др.); эту категорию детей чаще называют талантливыми;
– дети, хорошо обучающиеся в школе (академическая одаренность).
Одаренность представляет собой сочетание трех характеристик:
– интеллектуальных способностей (превышающих средний уровень);
– творческости ( креативность);
– настойчивости (мотивация, ориентированная на задачу).
Ребенок, имеющий одаренность в познавательном развитии довольно быстро запоминает информацию и может качественно её воспроизвести. Ему легко даются примеры, новые задачи, а также он быстро приспосабливается к новым условиям, возникающим при решении различных заданий. Успешность работы с одаренным ребёнком во многом зависит от организации поддержки сопровождения такого ребенка.
План сопровождения одаренного ребенка
Фамилия имя ребенка | |
Возраст | 5 лет |
Вид одаренности | Познавательное развитие |
Психолого-
педагогический портрет ребенка |
Развитие ребёнка соответствует возрасту. Очень активен, любознателен. Обладает прекрасной памятью и хорошо развитым воображением. Имеет богатый словарный запас, легко запоминает и c выражением читает стихи, пересказывает тексты, придумывает рассказы и сказки, с легкостью выполняет математические задания и постройки из лего конструктора. И очень любит природу и интересуется животными разных стран.
Ребёнок воспитывается в полной семье. Атмосфера в семье дружелюбная. |
Рекомендации | Совместно с родителями создать условия для поддержания интереса к миру природы и экологии. |
Цель | Создание оптимальных условий для развития и реализации познавательных способностей ребенка с учетом его возрастных и индивидуальных психологических особенностей. |
Задачи | – совершенствовать познавательные способности;
– вовлекать в конкурсы на различном уровне; – повысить уровень взаимодействия детского сада и семьи в вопросах поддержки и сопровождения одаренных детей. |
Ожидаемые результаты | – вовлечение в систему дополнительного образования города;
– способствовать самоопределению ребенка в вопросе дальнейшего саморазвития; – увидеть целостность отдельного организма и экосистемы в целом, осознать уникальность и неповторимость каждого объекта природы; – активное участие родителей в образовательном процессе. |
Общий срок реализации | 9 месяцев |
Ответственные | Воспитатели группы |
Периодичность занятий | 2 раза в неделю |
Месяц | Тема | Содержание работы | Задачи | Материалы |
Сентябрь | Игра «Кто поможет малышу?» | Ведущий выбирает картинку с одним из животных и помещает его в «чужие условия». Животное отправляется в путешествие – хочет вернуться в свою среду, но на пути встречает много препятствий. Для спасения путешественника дети должны подобрать другое животное, которое в данной ситуации может оказать помощь. | Уточнить знания ребенка о приспособлении животных к среде обитания. | Картинки животных разных стран, картинки с изображением среды обитания животных ( вода, лес, пустыня и т.д.) |
Сентябрь | Игра «Лишнее слово” | Ведущий называет 4 слова, три из которых можно объединить, а одно слово к ним не подходит, оно лишнее. Например: 1. Книга, телевизор, радио, магнитофон. 2. Россия, Польша, Москва, Япония. 3. Голубь, ворона, птица, сорока. |
Развитие мышления | Подбор слов и картинок |
Октябрь | Упражнение «Смысловые ряды» | Ведущий называет три слова, необходимо подобрать слово, какое будет четвертое. 1. птица-гнездо, собака -… 2. куртка-ткань, сапоги-… |
Развитие мышления | Подбор слов и картинок |
Октябрь | Игра «Волшебный поезд» | Необходимо разместить по вагонам (в
первом – зверей, во втором – птиц, в третьем – насекомых, в четвертом – земноводных) так, чтобы в каждом окне был виден один пассажир. |
Закрепить и систематизировать представления ребенка о зверях, птицах, насекомых, земноводных. | Два поезда, вырезанных из картона (в каждом по 4 вагона с 5 окнами); два комплекта карточек с изображениями животных. |
Ноябрь | Игра «Зоологическая столовая» | Посадить животных за столы так, чтобы хищники оказались за красным столом, растительноядные – за зеленым, всеядные – за синим. | Формировать представление дошкольника о способах питания животных и группировке их по этому признаку. | Лист картона с изображением трех столов (красного, зеленого, синего, комплект картинок с изображением животных (15-20 шт.) |
Ноябрь | Игра “Сравни предметы” | Сравни предметы между собой. Скажи чем они похожи и чем отличаются. – сапоги и носки – пианино и скрипка – чайник и тарелка |
Развитие внимания, мышления. | |
Декабрь | «Решение логических задач» | Послушай задачки, подумай и реши их.
1) Девять зайчиков съедают по одной морковке. Сколько нужно морковок, чтобы накормить всех зайчиков? 2)Две девочки играли в куклы два часа. Сколько часов играла каждая из этих девочек? |
развитие логического мышления, умения делать умозаключения. | |
Декабрь | Игра «Продолжи перечень слов» |
Продолжи перечень слов и назови группу одним словом. | Развитие познавательных процессов (внимание, мышление, речь). | сапоги, туфли… – береза, тополь… – синица, голубь… – заяц, медведь… – тюльпан, гвоздика… – коньки, лыжи… – март, январь… – гнездо, нора… |
Январь | «Чудесный мешочек» | Достать пищу для зверей, угадать, для кого она, кто чем питается. | Закрепить знания у детей, чем питаются звери. Развивать познавательный интерес. | Мешочек, мед, орехи, сыр, пшено, яблоко, морковь и т. д. |
Январь | «Животные Африки» | Ребенок задает вопросы воспитателю, какое животное тот загадал. Например: зверь маленький? может ползать? прыгать? у него есть пушистый мех? и т. д. | Закреплять знания о животных Африки. Развивать фантазию. | Картинки с изображением животных Африки |
Февраль | «Лесные жители» | Ребенку предлагаются картинки с изображением животных. Назови животных. Где они живут? Выбери и опиши животного по схеме. Найди каждому животному детеныша. Чья семейка гуляет на поляне? (медвежья, волчья) | Учить различать и называть характерные особенности диких животных, устанавливать связи между средой обитания, образом жизни и внешним видом животных. | Картинки: животных, «домиков», детенышей, продуктов питания животных. Схема для составления описательных рассказов о животных. |
Февраль | «Живое – неживое» | Воспитатель называет предметы живой и неживой природы. Если это предмет живой природы, ребенок – машет руками, если предмет неживой природы – приседает. | Закреплять знания о живой и неживой природе | |
Март | Игра «Живые цепочки» | Ребенок должен разложить картинки, чтобы получилась определенная пищевая цепочка.
Убирая какой либо объект, ребенок должен объяснить последствия такого разрыва. |
Расширять представления ребенка о природных сообществах, их
целостности и уникальности, о цепях питания. |
Картинки с объектами природы,
образующие цепи питания: дуб, дикий кабан, волк; осина, заяц, лиса (лес); подорожник, гусеница, кузнечик, жаворонок; ромашка, бабочка, стрекоза (луг); водоросли, карась, щука; кувшинка, улитка, утка (водоем) рожь, мышь, аист (поле). |
Март | «Я знаю» | Воспитатель бросает ребёнку мяч и называет класс объектов природы (звери, птицы, рыбы, растения, деревья, цветы). Ребёнок отвечает : «Я знаю пять названий зверей» и перечисляет | Закреплять знания о природе. Развивать познавательный интерес. | мяч |
Апрель | «Экотаблицы» | Ребенок выбирает таблицу с графическими символами и объясняет, какое животное зашифровано.
С помощью таблицы составляет последовательный рассказ о животном. |
Систематизировать знания о животном мире. Формировать умение пользоваться графическими символами. Развивать логическое, образное мышление. | Таблицы с графическими символами; Предметные картинки с изображением представителей животного мира. |
Апрель | Игра “Выполни движения” |
Необходимо правильно выполнять движения:
если услышишь название животного – подпрыгни, если услышишь название птицы – взмахни руками, если услышишь название предмета для школы – сядь за стол и положи руки на стол. |
Развитие внимания. | Слова: линейка, корова, рюкзак, сова, книга, медведь, лось, тетрадь, ворона, ласточка, ручка, лиса, голубь, волк, глобус, карандаш, коза, утка, сорока, пенал, свинья, ножницы. |
Май | «Картина природы» | Рассмотреть грани пирамиды и рассказать, какая это среда обитания. Выбрать среди значков картинки живых существ, обитающих в каждой конкретной среде, разместить их на соответствующих гранях пирамиды и объяснить свой выбор. | Расширить знания детей о живой природе, средах обитания живых организмов (вода, земля, воздух). | Объемная четырехгранная пирамида с изображением воды, земли, воздуха; съемные значки с картинками животных, растений, птиц, рыб, насекомых. |
Май | «Назови три предмета» | Воспитатель называет одно слово, например цветы, бросает мяч, ребенок должен назвать три слова ( ромашка, одуванчик, роза) | Упражнять в классификации предметов. | мяч |