Вахрушева Светлана Ивановна
Старший воспитатель МКДОУ детского сада комбинированного вида № 4
поселка городского типа Вахруши
Слободского района Кировской области
Система работы с молодыми педагогами в условиях дошкольной образовательной организации
Надо любить то, что делаешь и
идти вперёд шаг за шагом (И. Павлов).
В условиях модернизации системы образования в России значительно возрастает роль воспитателя, повышаются требования к его личностным и профессиональным качествам, к его активной социальной и профессиональной позиции. Особую значимость в педагогической деятельности приобретает проблема привлечения и закрепления молодых педагогов в образовательных организациях. Профессиональное становление молодого педагога, адаптация в трудовом коллективе, налаживание педагогических контактов возможно через создание системы наставничества в рамках образовательной организации.
Система наставничества – представляет собой форму преемственности поколений, социальный институт, осуществляющий процесс передачи и ускорения социального и профессионального опыта. Это одна из наиболее эффективных форм профессиональной адаптации, способствующая повышению профессиональной компетентности и закреплению педагогических кадров.
Профессиональная адаптация начинающего воспитателя в процессе его вхождения в образовательную среду пройдет успешно, если:
– адаптация воспитателя осуществляется в непрерывной связи с процессом его личностного и профессионального развития и определена в методической работе детского сада;
– в организации педагогического труда имеют место максимальный учет личностных особенностей и уровня профессиональной подготовки, активная поддержка личностного и профессионального роста воспитателя;
– материально-техническое обеспечение образовательной деятельности соответствует современным требованиям и помогает педагогу реализовать инновационные подходы.
Всё это создало необходимость сформировать в детском саду пакет документов, регламентирующих работу в данном направлении:
- Положение о наставничестве; 2. Целевая программа « Молодого педагога»; 3. Приказ о закреплении наставника; 4. Индивидуальный план работы педагогов-наставников с молодыми специалистами;
- Индивидуальный лист профессионального роста молодого педагога.
При планировании работы педагогов-наставников с молодыми специалистами активно используются открытые занятия с последующим обсуждением, семинары-практикумы, применяются разнообразные приемы: решение педагогических ситуаций, метод имитации рабочего дня воспитателя, «Мозайка знаний» и т. д. Педагог-психолог детского сада проводит с молодым специалистом консультации, коррекционную работу, деловые игры, тренинги.
В результате работы с молодыми педагогами мы пришли к следующим показателям:
– аттестация на первую квалификационную категорию;
– активное участие в конкурсах различного уровня;
– подготовка публикаций в печатных изданиях;
– активное участие в открытых занятиях;
– активное участие в жизни детского сада.
Практика показывает, что закрепление в детском саду молодых педагогов решает проблему кадрового обеспечения, ускоряет процесс внедрения современных педагогических технологий, повышает качество образовательной деятельности и статус детского сада.
Заповеди молодому воспитателю
- Окунись в свою работу и тогда ничто не помешает тебе плодотворно работать.
- Будь приветливым – и будешь смелым.
- Не будь самонадеянным и сможешь стать лидером.
- Умей требовать и прощать.
- Верь в уникальные способности каждого воспитанника.
- Будь компетентен и будь уверенным.
- Верь, что каждого можно воспитать, только для этого необходимо время.
- Претворяй процесс воспитания в радость.
Список литературы:
1.Наставничество в образовательной организации [Текст] / сост.:
С. В. Бондаренко, М. Ю. Ефимочкина [и др.] ; под общ. ред. Г. А. Вашкиной. – Кемерово : изд-во МБОУ ДПО «Научно-методический центр», 2017. – 88 с.