Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Казацкая средняя общеобразовательная школа»
Красногвардейского района
Белгородской области
Работа педагога – наставника над созданием индивидуального творческого стиля молодого педагога
Сычева Рима Ивановна
учитель начальных классов,
МБОУ «Казацкая СОШ»
Красногвардейского района
Белгородской области
В своем интервью РИА Новости 22 мая 2019 года министр просвещения Российской Федерации Ольга Юрьевна Васильева заявила, что около половины выпускников бюджетных мест педагогических вузов РФ не приходят на работу в школы после учебы. «Ежегодно 73 тысячи молодых педагогов поступают на бюджетные места. Заканчивает учебу такое же количество, и только 30-34 тысячи доходят до школ», – сказала Васильева на Всероссийском форуме молодых учителей «Педагог: профессия, призвание, искусство». Она отметила, что в стране не хватает около 10-11% педагогов. «К 2029 году это количество вряд ли изменится в лучшую сторону», – добавила она. «Вопрос кадрового обеспечения школ остается ключевым. Важнейшая задача, чтобы молодые педагоги приходили в школу, а опытные учителя стали их наставниками», – считает Васильева. [3]
Практика показывает, что очень небольшая часть выпускников идет работать по педагогической специальности.
Возникают три вопроса, на которые попробуем найти ответ.
Вопрос 1. Почему не все молодые педагоги идут работать в школу?
Вот что они говорят:
- Печальный пример.
- Низкая заработная плата.
- Отсутствие опыта.
- Страх перед ответственностью за детей.
Этот список можно продолжать до бесконечности, потому что у каждого свои убедительные доводы. Не будем на них останавливаться. Нас интересуют те, кто пробовал работать, но ушел из школы в течение первых трех – пяти лет.
Вопрос 2. Почему молодые педагоги уходят из школы?
На этот вопрос каждый тоже может привести свой довод. Рассмотрим мое видение этой проблемы.
Начинающий педагог полон сил и идей. Он быстро учится писать образовательные и рабочие программы, составлять поурочные планы и технологические карты уроков, вести портфолио, проводить и анализировать диагностические работы. Он полон идей. Он мечтает о самых лучших учениках. Да и как может быть иначе, ведь он так готовится к урокам, он так любит своих учеников!
Но на практике все идет не так, как бы хотелось. Кажется, все делает правильно: презентация, карточки, наглядный и практический материал к уроку. А отдачи от учеников нет, учиться не хотят, все делают кое-как. То ли дети у него не совсем лучшие, то ли с ним что-то не так? И наступает момент, когда у молодого педагога наступает паника и опускаются «крылья».
Вопрос 3. Почему опускаются «крылья»?
Трудно, если человек не видит плодов своего труда. У него опускаются руки, а у учителя «крылья».
Учитель – профессия творческая, а творит он тогда, когда у него есть свой индивидуальный творческий стиль, позволяющий ему отличаться от коллег не только в глазах его учеников, но их родителей и общественности.
Как молодому учителю найти свой индивидуальный творческий стиль, способный дать ему возможность почувствовать свою значимость и уверенность в правильности профессионального выбора? Как научиться получать от своей работы удовольствие? Как воспитать в своих учениках единомышленников?
Предлагаю интересное решение данной проблемы: создание в образовательном учреждении центра образовательного туризма.
Процитирую ФГОС НОО, I Общие положения, «8. В соответствии со Стандартом на ступени начального общего образования осуществляется: становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся…».[1]
Последние годы образовательный туризм стал интересен и востребован в России. Однако заметим, что ни в одном из документов нет программы развития туризма на базе образовательного учреждения. А ведь туризм – интересный вид досуга для детей. Это познавательные экскурсии и походы. Это весёлые каникулы, расширение кругозора, новые друзья и масса впечатлений для детей всех возрастов.
С одной стороны государством и обществом обучение путем включения образовательного туризма в начальную школу в современной образовательной практике рассматривается как один из эффективных способов формирования ключевых компетенций младших школьников. С другой организация туристической деятельности младших школьников – серьезная, сложная работа. Она требует от педагога не только высокого уровня знаний, но и желания углубленно работать с учащимися в области школьного туризма. Молодой учитель испытывает трудности в методическом сопровождении.
Начинающий педагог должен помнить, что формирование гражданина, патриота своей Родины, начинается в детском и юношеском возрасте с чувства любви к близким людям, родному дому, родному краю, природе, традициям. На основе этих общих для всех чувств формируется и укрепляется высокое чувство любви к Родине. Каждый человек приходит в свою взрослую жизнь из детства, и от того, каким было детство, зависит будущее.
Описание практики наставничества
Обозначим возможности и перспективы образовательного туризма в начальной школе.
За пять лет мне удалось:
- разработать программу «Юные туристы»;
- создать на базе школы «Центр сельского туризма»;
- получить грант главы Красногвардейского района на реализацию проекта «Усёрдская земля. Из прошлого в будущее: создание центра сельского туризма в общеобразовательном учреждении»;
- вовлечь детей в исследовательскую деятельность;
- установить межпредметные связи учебных дисциплин начального образования и краеведения;
- повысить качество знаний младших школьников;
- разработать учебно-методичекое пособие «Краеведческое образование на уроках русского языка в начальной школе».
Подробно остановимся на достигнутом:
- «Центр сельского туризма»
Особым успехом у учащихся пользуются уроки краеведения в форме экскурсий и походов по родному краю Мной разработаны четыре туристических маршрута по темам: «Святыни Усёрдской земли», «Героическое прошлое Усёрдской земли», «Усёрдская земля. Из прошлого в будущее», «Город-крепость Усёрд. Прошлое и настоящее».
Туристами на маршруте бывают учащиеся не только нашей школы, но и других школ района и области. На память каждый получает буклет.
Целью предлагаемых экскурсий является личностное развитие и гуманитарное образование учащихся через приобщение к истории родного края.
- Исследовательская деятельность учащихся
Туристское краеведение помогает изучать историю, экономику, трудовую деятельность, быт и культуру населения, организовать поисковую работу, исследовать природу и концентрирует внимание на изучение тех особенностей, которые обусловлены местонахождением объектов или явлений вдоль туристского маршрута. Оно расширяет кругозор учащихся средствами наглядного предметного познания окружающего мира как бы по спирали: от родного края к Отечеству.
По результатам проведённых экскурсий и походов по родному краю дети проводили исследовательские работы по экологии, культуре и быту родного края: «Моя родословная», «История моей фамилии», «Исследование названия женского головного убора – сорока», «История возникновения народной куклы», «Мастера села Казацкое», «Исследование качества воды в реке Усёрдец», «Как вырасти русским богатырём». Все работы стали победителями и призёрами муниципального этапа конкурса исследовательских работ и творческих проектов для дошкольников и младших школьников «Я – исследователь».
Дети учатся не только исследовать, но и презентовать свои исследования на конференциях как школьного, так и муниципального уровней. Работая с первоисточниками, они развивают грамотность, память, мышление, устную и письменную речь. Выполнение и защита исследовательских работ формирует коммуникативные навыки.
- Межпредметные связи учебных дисциплин начального образования и краеведения
В современной школе проходят обучение учащиеся с новым миропониманием. Естественно, что обеспечить реализацию их жизненных способностей и устремлений общеобразовательной школе весьма проблематично. Поэтому сегодня очень важно прибегать к методам и средствам, имеющим наибольшее воздействие на подрастающее поколение.
Эта идея и легла в основу разработки серии уроков по краеведению, которые являются как частью учебного предмета и внеурочного занятия, так и реализуются в работе классного руководителя во внеурочное время.
Большую роль в проведении таких уроков играет живое общение с известными людьми своего края. Поэтому я приглашаю на встречи ветеранов Великой Отечественной войны, народных умельцев, людей разных профессий. Дети заранее готовятся к таким встречам, мастерят своими руками сувениры, с удовольствием слушают рассказы односельчан, задают вопросы. Частым гостем нашей школы бывает настоятель православного храма. Он читает православные проповеди, проводит беседы и даёт духовные наставления детям.
Туристско-краеведческая работа представляет большую возможность реализовать идею межпредметных связей, органично связывать классные занятия с внеклассными мероприятиями. Например, в ходе изучения фонетики школьникам можно предлагать для фонетического разбора и транскрибирования слова, фразы, предложения о родном крае. Изучая морфологию, можно также использовать краеведческий материал, например, при изучении разделов «собственные и нарицательные имена существительные»; «качественные, относительные и притяжательные имена прилагательные»; «глаголы», «числительные». Большие возможности имеет краеведение при изучении раздела «лексика». Школьники знакомятся с особенностями местного диалекта, изучают способы образования слов-названий.
Краеведение является одним из эффективных средств патриотического воспитания, так как соединение учебно-познавательной работы с воспитательными задачами происходит здесь естественно.
На уроках литературного чтения ребята с нетерпением ждут встреч с творчеством поэтов и писателей родного края.
Включение в содержание уроков окружающего мира материала по Белгородоведению, введение внеурочной деятельности «Мой край – родная Белгородчина» способствуют формированию у младших школьников эмоционально насыщенного образа родного дома и начальных представлений о самобытности и значимости культуры малой родины, являющихся частью национальной культуры.
Походы и экскурсии по родному краю, встречи с народными умельцами, ведение дневника «Юного путешественника» формируют ценностные ориентиры младших школьников через изучение краеведческого материала и его использование в учебных ситуациях.
- Качество знаний младших школьников
С гордостью хочу отметить повышение познавательной активности учащихся, рост качества знаний обучающихся.
Качество знаний обучающихся в 2022-2023 учебном году составило 83%.
Учащиеся в течение трех лет становятся победителями и призёрами муниципального этапа Всероссийского конкурса исследовательских работ и творческих проектов «Я – исследователь», «Первые шаги в науке».
В октябре 2023 года одержали победу в муниципальном этапе регионального конкурса «Юные исследователи окружающей среды», в 2024 году – призеры Всероссийского фестиваля творческих открытий и инициатив «Леонардо».
- Учебно-методическое пособие «Краеведческое образование на уроках русского языка в начальной школе»
Накопленный краеведческий материал стал основой учебного пособия, которое было опубликовано в соавторстве с доктором филологических наук, профессором Белгородского института культуры и искусств Тураниной Неонилой Альфредовной. Предлагаемое пособие даёт возможность учителю работать по определённой системе, использовать различные виды заданий на уроках, привлекать дополнительный материал (толкование непонятных слов, приложение к словарю). Тексты для уроков составлены на основе современной краеведческой литературы, в которой достоверно представлена история нашего региона, его культура и знаменитые земляки. Такой подход позволяет школьнику усвоить не отдельные краеведческие знания, а получить полноценное краеведческое образование, которое является залогом патриотизма и любви к русскому языку.
Пособие представляет собой 32 урока. Каждый урок содержит вступительную беседу, текст с последующим разбором по вопросам, задания творческого характера, словарную работу, познавательные игры и домашнее задание. Каждый из предложенных уроков может стать как частью предмета русского языка, литературного чтения, окружающего мира или изобразительного искусства, так и классным часом или внеурочным занятием.
Я познакомила вас с реализованными возможностями образовательного туризма в начальной школе. А сколько еще перспектив и возможностей.
Дети – наше будущее. От того, как они будут оберегать природные богатства, историю и традиции своего края, зависит будущее не только региона, но и России. И это в умелых и направляющих руках их учителя.
С чего начать
Молодому педагогу, решившему использовать образовательный туризм в своей работе, рекомендую начать с создания маршрутов по родному краю:
- Природно-климатические условия родного края.
- Культурные и исторические условия родного края.
- Духовное наследие родного края.
- Мифы и легенды родного края
- Экология родного края.
Туристические маршруты помогут младшим школьникам получить краеведческие знания: узнать историю заселения своего края, героическое прошлое своего края в годы Великой Отечественной войны. Дети смогут увидеть своими глазами места, которые дороги и памятны. У ребят будет возможность подробно рассмотреть имеющиеся исторические памятники.
Чтобы туристический маршрут оказался удачным рекомендую:
1.Младшие школьники не могут за один день преодолеть пешком большие расстояния, поэтому следует заранее обдумать возможность подвоза детей к месту начала маршрута, или выхода из него.
2.Дети должны быть легко одеты, иметь головные уборы и легкую спортивную обувь.
3.Необходимо взять продукты питания, так как в селе нет мест общественного питания. Продукты питания должны быть свежие и не скоропортящиеся.
4.Необходимо взять аптечку, бинокль, фотоаппарат.
5.Посоветуйте детям взять блокноты, для записи интересного материала.
- Возьмите «Портфель экскурсовода». (Распечатанные рисунки и фотографии, для более полного восприятия экскурсантами событий минувших времён).
- Подготовьте для экскурсантов буклет с кратким описанием объектов на маршруте.
Заключение
Я глубоко уверена в том, что образовательный туризм является одной из наиболее актуальных проблем современного образования. Данный подход может рассматриваться как выход из проблемной ситуации, возникшей из-за противоречия между необходимостью обеспечивать качество образования и невозможностью решить эту задачу традиционным путем.
Для молодого педагога – это возможность создать свой индивидуальный стиль, возможность привлечь к себе внимание обучающихся, их родителей, администрации школы и окружающего социума.
Список использованной литературы
- Федеральный образовательный стандарт начального общего образования: текст с изм. и доп. на 2011 г. / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011. – (Стандарты второго поколения).
2.Туранина, Н.А., Сычева, Р.И. Краеведческое образование на уроках русского языка в начальной школе. Учебное пособие./Н.А.Туранина, Р.И.Сычева – Белгород. Издательство ООО «ГиК», 2009.