НАСТАВНИЧЕСТВО В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИи

ФИО: Гемель Е.В.
Свидетельство о публикации в электронном СМИ № AP-3385
Конкурс: Всероссийский конкурс педагогических работников «Лучшие практики наставничества», в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование»
Наименование конкурсной работы: НАСТАВНИЧЕСТВО В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИи
Итоговая оценка: 1 место,  85 баллов(-а)



НАСТАВНИЧЕСТВО В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
MENTORING IN EARLY CHILDHOOD EDUCATIONAL INSTITUTION

Аннотация: Наша статья рассматривает важность наставничества в дошкольных образовательных учреждениях. Она обсуждает роль наставника в формировании личности ребенка, развитии его интеллектуальных, эмоциональных и социальных навыков. Работа также подчеркивает необходимость поддержки и развития профессионализма наставников для обеспечения качественного обучения и воспитания детей.

Ключевые слова: Наставничество, дошкольное образование, дети, развитие, профессионализм

Abstract: This article explores the importance of mentoring in early childhood educational institutions. It discusses the role of a mentor in shaping a child’s personality, developing their intellectual, emotional, and social skills. The text also emphasizes the need for supporting and enhancing the professionalism of mentors to ensure quality education and upbringing for children.

Keywords: Mentoring, early childhood education, children, development, professionalism

Наставничество – это особая форма обучения и воспитания, которая предполагает личностное взаимодействие между учителем и учеником, наставником и подопечным. В дошкольном образовательном учреждении наставничество играет особенно важную роль в формировании личности ребенка, его интеллектуального, эмоционального и социального развития. В данной статье мы рассмотрим особенности наставничества в дошкольном образовательном учреждении и его значение для развития детей.

Понятие наставничества в дошкольном образовательном учреждении.

Наставничество в дошкольном образовательном учреждении – это система воспитательно-образовательных воздействий, направленных на помощь ребенку в его развитии, формировании индивидуальных качеств личности и достижении определенных целей. Наставничество включает в себя совместную деятельность воспитателей, родителей и других взрослых, которые принимают участие в процессе воспитания и обучения детей.

Цели и задачи наставничества в дошкольном образовательном учреждении.

Цель наставничества в дошкольном образовательном учреждении – создание условий для всестороннего развития личности ребенка, формирование его интеллектуальных способностей, эмоциональной и социальной компетенции. Основные задачи наставника в дошкольном учреждении:

– Организация индивидуализированной работы с каждым ребенком в соответствии с его потребностями и возможностями;

– Содействие социализации детей, формирование у них навыков общения и взаимодействия с окружающими;

– Помощь детям в освоении новых знаний и навыков, развитие их творческих способностей;

– Поддержка детей в развитии самостоятельности и ответственности за свои действия;

– Поощрение самовыражения и самореализации личности ребенка.

Особенности наставничества в дошкольном образовательном учреждении

Наставничество в дошкольном образовательном учреждении имеет свои особенности, которые определяются возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста. Наставник должен учитывать следующие особенности:

  1. Индивидуальный подход. В дошкольном возрасте каждый ребенок уникален и имеет свои особенности развития. Поэтому наставник должен уметь адаптировать свою работу под индивидуальные потребности и особенности каждого ребенка.
  2. Игровой подход. Игра является основным методом обучения и развития в дошкольном возрасте. Наставник должен уметь использовать игровые методики и игру как средство обучения и воспитания детей.
  3. Эмоциональная поддержка. В дошкольном возрасте эмоциональное развитие играет ключевую роль. Наставник должен уметь создавать благоприятную эмоциональную обстановку, быть эмоциональной опорой для детей и помогать им развивать навыки эмоциональной саморегуляции.
  4. Сотрудничество с родителями. Родители играют важную роль в воспитании и образовании ребенка, поэтому сотрудничество с ними является неотъемлемой частью наставничества в дошкольном учреждении. Наставник должен уметь строить доверительные отношения с родителями, учитывать их мнение и поддерживать их в работе над развитием детей.

Методы наставничества в дошкольном образовательном учреждении.

Существует множество методов и приемов наставничества, которые могут быть эффективно применены в дошкольном образовательном учреждении. Некоторые из них включают в себя:

  1. Игровые методики. Игра является основным методом обучения и воспитания в дошкольном возрасте. Наставник может использовать различные игровые сценарии, методики и игрушки для стимулирования развития детей.
  2. Индивидуализированный подход. Каждый ребенок уникален, поэтому важно учитывать его индивидуальные потребности и особенности при планировании воспитательно-образовательной работы. Наставник должен адаптировать свои методики и подходы под потребности каждого ребенка, учитывая его темп развития, уровень знаний и интересы.
  3. Сотрудничество с родителями. Родители – это основные воспитатели детей, поэтому важно организовать с ними тесное взаимодействие. Наставник может проводить родительские собрания, индивидуальные консультации, родительские курсы, чтобы помочь родителям понять особенности развития детей и поддержать их в их воспитании.
  4. Развитие творческих способностей. В дошкольном возрасте остро стоит вопрос развития творческих способностей детей. Наставник может организовывать различные мастер-классы, творческие деятельности, музыкальные занятия, чтобы развить у детей творческий потенциал.
  5. Развитие самостоятельности и ответственности. Наставник должен помогать детям развивать навыки самостоятельности, умение принимать решения, брать на себя ответственность за свои действия. Это можно сделать через организацию самостоятельных проектов, заданий, игр, где дети сами принимают решения и действуют на основе своих интересов.

Значение наставничества в дошкольном образовательном учреждении.

Наставничество в дошкольном образовательном учреждении имеет огромное значение для развития детей. Важно понимать, что дошкольный период – это период интенсивного развития личности, формирования основы для будущего обучения и жизни. Роль наставника состоит в том, чтобы создать благоприятные условия для полноценного развития ребенка, помочь ему обрести уверенность в себе, развить свои таланты и способности.
Наставничество в дошкольном образовании способствует:

– Формированию ключевых компетенций у детей, таких как коммуникативные, социальные, когнитивные навыки;

– Стимулированию творческого и интеллектуального развития;

– Помощи детям в развитии эмоциональной стабильности и саморегуляции;

– Формированию у детей навыков сотрудничества и коллективной работы;

– Развитию личностных качеств, таких как самостоятельность, ответственность, уверенность в себе.

Помимо этого, наставничество в дошкольном образовании способствует созданию позитивного эмоционального фона, в котором дети чувствуют себя защищенными, уверенными и любимыми. Это важно для формирования здоровой самооценки и уверенности в себе.

Наставник в дошкольном образовательном учреждении является не только преподавателем и методистом, но и наставником, психологом, реабилитологом. Его задача не только обучить ребенка определенным знаниям и навыкам, но и помочь ему освоить общественные нормы, развить уважение к окружающим, научиться регулировать свои эмоции и конфликты.

Заключение.

Наставничество в дошкольном образовательном учреждении играет важную роль в формировании личности ребенка. Оно способствует развитию его интеллектуальных, эмоциональных и социальных компетенций, помогает раскрыть творческий потенциал и стать уверенным в себе личностью. Наставник – это не просто учитель, а человек, способный взять на себя ответственность за будущее детей, помочь им стать самостоятельными и успешными в жизни.

Поэтому важно создавать условия для развития профессионализма наставников в дошкольном образовании, обеспечивать им поддержку и обратную связь, помогать им совершенствоваться и развиваться как специалистам. Только так можно обеспечить качественное обучение и воспитание детей и дать им возможность раскрыть свой потенциал и стать успешными взрослыми.

Список литературы.

  1. Герреро, М. Л., & Экхарт, С. Дж. (2018). Наставничество в детском образовании: взгляды педиатров. Академическая педиатрия, 18(2), S30-S31.
  2. Хонг, С., Хью, Ц. И., Йеап, Х. Л., & Завави, Х. (2019). Роль наставничества в дошкольном образовании: систематический обзор. Журнал раннего детского образования, 47(3), 279-288.
  3. Майерс, Д. Дж., Бернард-Брукс, Г. М., Нгуен, С. В., & Ниньо, М. Б. (2020). Отношения наставников и учеников в дошкольной среде: исследовательское исследование. Журнал раннего детского образования, 48(2), 201-211.
  4. Смит, Л. Д., Пинто, К. А., & Тейлор, Л. Н. (2017). Поддержка наставничества для педагогов детского сада: взгляды из практики. Журнал раннего детского образования, 38(1), 23-37.