«Духовно – нравственное воспитание старших дошкольников и просвещение их родителей средствами музейной педагогики»

ФИО: Климёнова Л.Э.
Свидетельство о публикации в электронном СМИ № AP-3387
Конкурс: Всероссийский конкурс педагогических работников «Духовно-нравственное образование и воспитание обучающихся», в рамках реализации приоритетного национального проекта Образование
Наименование конкурсной работы: «Духовно – нравственное воспитание старших дошкольников и просвещение их родителей средствами музейной педагогики»
Итоговая оценка: 1 место,  85 баллов(-а)



 

Педагогический проект

 «Духовно – нравственное воспитание старших дошкольников и просвещение их родителей средствами музейной педагогики»

Руководитель проекта: Климёнова Людмила Эдуардовна

воспитатель Детского сада № 57 ОАО «РЖД»

г. Смоленск

 

Тип проекта: исследовательский, познавательно – творческий.

Сроки проекта: долгосрочный

Участники проекта: дети группы компенсирующей направленности (5-7 лет), родители, педагоги.

Актуальность проекта

Сегодня перед обществом встают задачи, которые не могут быть решены в рамках традиционных методов и требуют формирования нового стиля мышления, нового мировоззрения.

Следует отметить, что в решении многих образовательно-воспитательных задач может оказать неоценимую помощь педагогическое направление – музейная педагогика, предусматривающая как обучение и воспитание дошкольников на музейном материале, так и их теоретическое осмысление. Основная цель музейной педагогики – приобщение к музеям подрастающего поколения, формирование духовно – нравственных ценностей, творческое развитие личности.

Основные принципы музейной педагогики:

  • тесная органическая связь культуры и образования;
  • учет возрастных и индивидуальных особенностей детей, их интересов и склонностей;
  • комплексность в изучении видов искусств;
  • личностно ориентированный характер деятельности;
  • гуманистическая направленность;
  • педагогическая целесообразность.

Реализация этих принципов при решении сложных задач комплексного художественного воспитания и развития личности, а также формирование духовно-нравственных ценностей подрастающего поколения посредством музейной педагогики могут быть представлены в разных видах сотрудничества. 

В образовательно-воспитательной деятельности музеев заложены большие возможности. Посредством своих материалов они способны эффективно воздействовать на формирование патриотических качеств личности, поликультурного сознания. Одновременно это важный вклад в воспитание личности способной к самовоспитанию и саморазвитию, в обогащение духовной жизни, в рациональную организацию досуга и культурного отдыха. При этом основная задача музеев видится не просто в пополнении исторических знаний, а в привитии навыков исторического мышления различным по уровню образования категориям посетителей, формировании чувства гордости за право жить в своей стране. Музей является местом, где человек не только приобретает знания, но и воспринимает накопленный исторический опыт, усваивает эстетические ценности, т.е. получает мировоззренческий и эмоциональный заряд.

Неоценимо велика роль музея в приобщении детей к миру музейных ценностей. Музей, как огромный волшебный ларец, хранит необычную драгоценность – время, которое живет в виде музейных предметов, созданных человеком. Экскурсии по музею способствуют развитию познавательного интереса, связной речи дошкольников. Здесь же они получают духовно – нравственное воспитание, суть которого состоит в том, чтобы взрастить в детской душе семена любви к родной природе, родному дому и семье, истории и культуре своей страны, города, ко всему, что создано трудом родных и близких людей

 

Проблема 

Дети, начиная с дошкольного возраста, испытывают дефицит знаний о родном городе, особенностях традиций. Знакомство с родным городом, своей страной невозможно без погружения в историю и культуру своей страны. Дети должны знать традиции своего народа и достопримечательности.

Цель

Ознакомление дошкольников с историей культуры и искусства родного города посредством знакомства с музеями и достопримечательностями 

Задачи

– формирование у воспитанников гражданско-патриотических качеств, представления о музее; 

– воспитание познавательного интереса, желание и умение применять полученные знания, любовь и уважение к историческому прошлому своего народа, города, своей Родины; 

– воспитание бережного отношения к культурному наследию;

– развитие чувства причастности к судьбе родной земли;

– привлечение внимание родителей к музеям.

Проект способствует формированию у родителей и детей интереса к истории и культуре родного края, его традициям и обычаям.

Работа по реализации проекта объединяет всех заинтересованных лиц: педагогов, детей, родителей, администрацию Детского сада, сотрудников учреждений культуры.

Этапы.

1 этап – подготовительный

– Обсуждение идеи проекта.

– Подготовка педагогов к выполнению проекта.

– Разработка перспективного плана. Сбор информации.

– Ознакомление с проектом родителей, сотрудников детского сада.

– Анкета «Что мы знаем о музеях города Смоленска?»

– Беседы с родителями о том, как проводить выходной день с ребенком.

– Чтение и рассматривание фотографий, иллюстраций о музеях и памятных местах города Смоленска.

2 этап – основной

Проект реализован в разных видах детской деятельности:

Познавательно-исследовательская:

– беседа «Музеи  города Смоленска»; «Музей, его назначение». «Профессии людей, которые работают в музее»;

Речевая:

– речевые игры: «Где эта улица, где этот дом?», «Разгадай ребус» 

Театрализованные игры:

– Сюжетно – ролевая игра «Музей»;

Изобразительная:

– рисование «Родной Смоленский край»; 

 Чтение художественной литературы:

– чтение познавательной литературы о родном городе Смоленске.

3 этап – заключительный

Итоговое мероприятие: 

– презентация проекта (о проделанной работе) для детей и родителей «Экскурсии в музеи города Смоленска» (участники: родители и дети).

Оценка результатов:

1.Дошкольники имеют представления о том, какие музеи есть в городе.

2.У детей появился интерес к посещению музеев и выставок.

3.Увеличилось количество семей, желающих провести выходной в музее.

Популяризация собственного опыта работы в рамках проекта «Совместное развитие познавательной активности воспитанников и их родителей средствами музейной педагогики» была представлена на педагогическом совете для педагогов Детского сада.

 

Календарно-тематическое планирование

Сроки

реализации

Тема недели Мероприятия
Сентябрь  День знаний.  Экскурсия к МОУ СОШ № 33 города Смоленска,   

в школьный музей

Беседа: «Что такое музей? Правила поведения в музе»

Видеоролик: «Дети и музей»

День города. Экскурсия в парк Реадовка. Мемориал «Курган Бессмертия», «Скорбящая Мать»

Беседа: «Моя Родина. Мой город – герой Смоленск»

Видеоролик «Достопримечательности города Смоленска».

Презентация: «Музеи Смоленска»

Фотоальбомы: «Смоленск – город – щит, город – ключ», «Города Смоленской области», «Официальные символы города героя – Смоленска и Смоленской области»

Дидактическая игра: «Путешествие по моему городу Смоленску»

Октябрь  Деревья. Лес осенью Экскурсия в осенний парк Реадовка

Тема: «Прогулка в осенний лес» 

Презентации: «Береза». «Деревья и кустарники средней полосы»

Видеоролик: «Природа Смоленщины».

Украшение березки на участке детского сада, хороводные игры вокруг березки

Ноябрь Родина.

Россия. 

Экскурсия в музей «Русская старина», музей «Смоленский лён»

Тема: «Наша Родина-Россия, «Как жили на Руси».

Презентация: «Флаги стран мира», «По знаменитым местам мира», «Русская изба» 

Фотоальбомы: «Флаги регионов России», «Одежда наших бабушек и дедушек», «Предметы домашнего обихода»

Декабрь

Зима.

Зимние забавы.

Экскурсия в парк Реадовка

Тема: «Зима. Зимние забавы», «Зима – любимое время года»

Презентация: «Зимний Смоленск»

Фотоальбомы: «Зима-волшебница»

 

 

Животные разных континентов

Экскурсия в Смоленский зоопарк

Тема: «Животные планеты»

Презентации: «Животные разных климатических зон»

Видеоролик: «Животные красной книги», «Необычные животные»

Творческие рассказы: «Каких животных ты знаешь?»

Январь  Рождество Посещение Свято-Успенского собора

Развлечение «Рождественские колядки» 

В мире сказки Экскурсии в «Музей сказки» 

Тема: «В мире много сказок»

Презентации: «Герои сказок»

Видеоролик: «Русские народные сказки»

Февраль  Семья Экскурсия в художественную галерею г. Смоленска

Тема: «История Смоленска в истории моей семьи»

Презентация: «Мои бабушка и дедушка»

Фотоальбом: «Я и моя семья»

Профессия Экскурсия в мини музей детского сада «Юный железнодорожник»

Тема: «Такие разные профессии»

Видеоролик: «Все профессии нужны»

Фотоальбомы: «Железнодорожные профессии моих родителей»

День защитника отечества Экскурсия к памятнику «Александру Твардовскому и Василию Тёркину»

 Тема: «Защитник страны»

Видеоролик: «Наши защитники»

Фотоальбом: «Мой папа, дедушка – солдат»

Март 8-е марта Экскурсия в фойе детского сада на выставку поделок «Золотые руки»

Тема: «Мамочка любимая моя!»

Презентация: «Профессии наших мам»

Видеоролик: «Мамина улыбка», «Бабушкин помощник»

Весна Экскурсия в парк Реадовка

Тема: «Изменения в природе с приходом весны»

Презентация: «Весна», «Весна глазами художников»

Видеоролик: «Природа весны»

Мир театров  Посещение Театра юного зрителя

Тема: «Театральный мир»

Презентация: «Виды театров»

Фотоальбом: «Театры города Смоленска»

Апрель Транспорт Экскурсия по улицам г. Смоленска

 Презентации: «В мире транспорта» «Транспорт спецназначения»

Видеоролик: «Школа светофорных наук»

Дидактические игры «Знакомство с транспортом», «Перевозчики», «Знаки ПДД»

Космос Экскурсия в Планетарий, к бюсту Ю.А. Гагарина

Музей космонавтики – виртуальный тур

Видеоролик: «Путешествие в космос», «Космонавты»

Фотоальбомы: «Планеты вселенной»

Неделя ОБЖ Экскурсия в пожарную часть г. Смоленска, пожарный музей.

Тема: «Безопасность в быту»

Презентации: «Правила поведения в детском саду, дома»

Май Пасха Посещение Храма святой мученицы Татианы г. Смоленск
День Победы Экскурсия в музей ВОВ

Презентации: «День победы»

Видеоролик: «Герои-дети войны», «Память пылающих лет», «Смоленск в годы ВОВ»

Неделя спорта Ознакомительная экскурсия в спортивный комплекс «Юбилейный»

Презентации: «Виды спорта» «Спортивные снаряды», Видеоролик «Спорт и Мы»

Здравствуй лето! Экскурсия по территории детского сада

Тема: «Земля в цветах»

Презентации: «Лето», «Сезонные изменения»

Фотоальбомы: «Мои летние каникулы»

 

Результаты проекта:

-укрепление института семьи, повышение статуса семьи в обществе;

-расширение представлений дошкольников об окружающем, формирование кругозора, развитие словаря;

-формирование устойчивого интереса к посещению музеев.

 

Приложение № 1

Анкета

«Что мы знаем о музеях родного города?»

 1.Как вы проводите выходной день?

2.Как часто вы бываете в музеях города?

3.Много ли в нашем городе музеев?

4.Какие музеи города вам известны?

5.Что вам особенно кажется интересным в музее (рассказ экскурсовода, экспонаты, оформление зала)

6.Посещаете ли вы музеи вместе с детьми?

7.Кода в последний раз вы были в музее?

8.Хотелось бы вам чаще бывать в музеях? 

 

Литература

  1. Галкина Т. В. Музейная педагогика: коммуникативный феномен экскурсии как базовой музейно-педагогической формы //Вестник ТГПУ. 2010. Выпуск 4 (94). С.63-76

2.Малюшова Н. Здравствуй, музей [Текст] / Н. Малюшова // Дошкольное воспитание. -2009. – N11. – С. 24-29.

3.Столяров Б.А. Музейная педагогика. История, теория, практика: Учеб. пособие. – М.: Высшая школа, 2004. – 216 с. 

5.Чумалова Т. Музейная педагогика для дошкольников // Дошкольное воспитание. – 2007. – N 10. – С. 44-50.