Педагогический проект
«Духовно – нравственное воспитание старших дошкольников и просвещение их родителей средствами музейной педагогики»
Руководитель проекта: Климёнова Людмила Эдуардовна
воспитатель Детского сада № 57 ОАО «РЖД»
г. Смоленск
Тип проекта: исследовательский, познавательно – творческий.
Сроки проекта: долгосрочный
Участники проекта: дети группы компенсирующей направленности (5-7 лет), родители, педагоги.
Актуальность проекта
Сегодня перед обществом встают задачи, которые не могут быть решены в рамках традиционных методов и требуют формирования нового стиля мышления, нового мировоззрения.
Следует отметить, что в решении многих образовательно-воспитательных задач может оказать неоценимую помощь педагогическое направление – музейная педагогика, предусматривающая как обучение и воспитание дошкольников на музейном материале, так и их теоретическое осмысление. Основная цель музейной педагогики – приобщение к музеям подрастающего поколения, формирование духовно – нравственных ценностей, творческое развитие личности.
Основные принципы музейной педагогики:
- тесная органическая связь культуры и образования;
- учет возрастных и индивидуальных особенностей детей, их интересов и склонностей;
- комплексность в изучении видов искусств;
- личностно ориентированный характер деятельности;
- гуманистическая направленность;
- педагогическая целесообразность.
Реализация этих принципов при решении сложных задач комплексного художественного воспитания и развития личности, а также формирование духовно-нравственных ценностей подрастающего поколения посредством музейной педагогики могут быть представлены в разных видах сотрудничества.
В образовательно-воспитательной деятельности музеев заложены большие возможности. Посредством своих материалов они способны эффективно воздействовать на формирование патриотических качеств личности, поликультурного сознания. Одновременно это важный вклад в воспитание личности способной к самовоспитанию и саморазвитию, в обогащение духовной жизни, в рациональную организацию досуга и культурного отдыха. При этом основная задача музеев видится не просто в пополнении исторических знаний, а в привитии навыков исторического мышления различным по уровню образования категориям посетителей, формировании чувства гордости за право жить в своей стране. Музей является местом, где человек не только приобретает знания, но и воспринимает накопленный исторический опыт, усваивает эстетические ценности, т.е. получает мировоззренческий и эмоциональный заряд.
Неоценимо велика роль музея в приобщении детей к миру музейных ценностей. Музей, как огромный волшебный ларец, хранит необычную драгоценность – время, которое живет в виде музейных предметов, созданных человеком. Экскурсии по музею способствуют развитию познавательного интереса, связной речи дошкольников. Здесь же они получают духовно – нравственное воспитание, суть которого состоит в том, чтобы взрастить в детской душе семена любви к родной природе, родному дому и семье, истории и культуре своей страны, города, ко всему, что создано трудом родных и близких людей
Проблема
Дети, начиная с дошкольного возраста, испытывают дефицит знаний о родном городе, особенностях традиций. Знакомство с родным городом, своей страной невозможно без погружения в историю и культуру своей страны. Дети должны знать традиции своего народа и достопримечательности.
Цель
Ознакомление дошкольников с историей культуры и искусства родного города посредством знакомства с музеями и достопримечательностями
Задачи
– формирование у воспитанников гражданско-патриотических качеств, представления о музее;
– воспитание познавательного интереса, желание и умение применять полученные знания, любовь и уважение к историческому прошлому своего народа, города, своей Родины;
– воспитание бережного отношения к культурному наследию;
– развитие чувства причастности к судьбе родной земли;
– привлечение внимание родителей к музеям.
Проект способствует формированию у родителей и детей интереса к истории и культуре родного края, его традициям и обычаям.
Работа по реализации проекта объединяет всех заинтересованных лиц: педагогов, детей, родителей, администрацию Детского сада, сотрудников учреждений культуры.
Этапы.
1 этап – подготовительный
– Обсуждение идеи проекта.
– Подготовка педагогов к выполнению проекта.
– Разработка перспективного плана. Сбор информации.
– Ознакомление с проектом родителей, сотрудников детского сада.
– Анкета «Что мы знаем о музеях города Смоленска?»
– Беседы с родителями о том, как проводить выходной день с ребенком.
– Чтение и рассматривание фотографий, иллюстраций о музеях и памятных местах города Смоленска.
2 этап – основной
Проект реализован в разных видах детской деятельности:
Познавательно-исследовательская:
– беседа «Музеи города Смоленска»; «Музей, его назначение». «Профессии людей, которые работают в музее»;
Речевая:
– речевые игры: «Где эта улица, где этот дом?», «Разгадай ребус»
Театрализованные игры:
– Сюжетно – ролевая игра «Музей»;
Изобразительная:
– рисование «Родной Смоленский край»;
Чтение художественной литературы:
– чтение познавательной литературы о родном городе Смоленске.
3 этап – заключительный
Итоговое мероприятие:
– презентация проекта (о проделанной работе) для детей и родителей «Экскурсии в музеи города Смоленска» (участники: родители и дети).
Оценка результатов:
1.Дошкольники имеют представления о том, какие музеи есть в городе.
2.У детей появился интерес к посещению музеев и выставок.
3.Увеличилось количество семей, желающих провести выходной в музее.
Популяризация собственного опыта работы в рамках проекта «Совместное развитие познавательной активности воспитанников и их родителей средствами музейной педагогики» была представлена на педагогическом совете для педагогов Детского сада.
Календарно-тематическое планирование
Сроки
реализации |
Тема недели | Мероприятия |
Сентябрь | День знаний. | Экскурсия к МОУ СОШ № 33 города Смоленска,
в школьный музей Беседа: «Что такое музей? Правила поведения в музе» Видеоролик: «Дети и музей» |
День города. | Экскурсия в парк Реадовка. Мемориал «Курган Бессмертия», «Скорбящая Мать»
Беседа: «Моя Родина. Мой город – герой Смоленск» Видеоролик «Достопримечательности города Смоленска». Презентация: «Музеи Смоленска» Фотоальбомы: «Смоленск – город – щит, город – ключ», «Города Смоленской области», «Официальные символы города героя – Смоленска и Смоленской области» Дидактическая игра: «Путешествие по моему городу Смоленску» |
|
Октябрь | Деревья. Лес осенью | Экскурсия в осенний парк Реадовка
Тема: «Прогулка в осенний лес» Презентации: «Береза». «Деревья и кустарники средней полосы» Видеоролик: «Природа Смоленщины». Украшение березки на участке детского сада, хороводные игры вокруг березки |
Ноябрь | Родина.
Россия. |
Экскурсия в музей «Русская старина», музей «Смоленский лён»
Тема: «Наша Родина-Россия, «Как жили на Руси». Презентация: «Флаги стран мира», «По знаменитым местам мира», «Русская изба» Фотоальбомы: «Флаги регионов России», «Одежда наших бабушек и дедушек», «Предметы домашнего обихода» |
Декабрь |
Зима.
Зимние забавы. |
Экскурсия в парк Реадовка
Тема: «Зима. Зимние забавы», «Зима – любимое время года» Презентация: «Зимний Смоленск» Фотоальбомы: «Зима-волшебница» |
Животные разных континентов |
Экскурсия в Смоленский зоопарк
Тема: «Животные планеты» Презентации: «Животные разных климатических зон» Видеоролик: «Животные красной книги», «Необычные животные» Творческие рассказы: «Каких животных ты знаешь?» |
|
Январь | Рождество | Посещение Свято-Успенского собора
Развлечение «Рождественские колядки» |
В мире сказки | Экскурсии в «Музей сказки»
Тема: «В мире много сказок» Презентации: «Герои сказок» Видеоролик: «Русские народные сказки» |
|
Февраль | Семья | Экскурсия в художественную галерею г. Смоленска
Тема: «История Смоленска в истории моей семьи» Презентация: «Мои бабушка и дедушка» Фотоальбом: «Я и моя семья» |
Профессия | Экскурсия в мини музей детского сада «Юный железнодорожник»
Тема: «Такие разные профессии» Видеоролик: «Все профессии нужны» Фотоальбомы: «Железнодорожные профессии моих родителей» |
|
День защитника отечества | Экскурсия к памятнику «Александру Твардовскому и Василию Тёркину»
Тема: «Защитник страны» Видеоролик: «Наши защитники» Фотоальбом: «Мой папа, дедушка – солдат» |
|
Март | 8-е марта | Экскурсия в фойе детского сада на выставку поделок «Золотые руки»
Тема: «Мамочка любимая моя!» Презентация: «Профессии наших мам» Видеоролик: «Мамина улыбка», «Бабушкин помощник» |
Весна | Экскурсия в парк Реадовка
Тема: «Изменения в природе с приходом весны» Презентация: «Весна», «Весна глазами художников» Видеоролик: «Природа весны» |
|
Мир театров | Посещение Театра юного зрителя
Тема: «Театральный мир» Презентация: «Виды театров» Фотоальбом: «Театры города Смоленска» |
|
Апрель | Транспорт | Экскурсия по улицам г. Смоленска
Презентации: «В мире транспорта» «Транспорт спецназначения» Видеоролик: «Школа светофорных наук» Дидактические игры «Знакомство с транспортом», «Перевозчики», «Знаки ПДД» |
Космос | Экскурсия в Планетарий, к бюсту Ю.А. Гагарина
Музей космонавтики – виртуальный тур Видеоролик: «Путешествие в космос», «Космонавты» Фотоальбомы: «Планеты вселенной» |
|
Неделя ОБЖ | Экскурсия в пожарную часть г. Смоленска, пожарный музей.
Тема: «Безопасность в быту» Презентации: «Правила поведения в детском саду, дома» |
|
Май | Пасха | Посещение Храма святой мученицы Татианы г. Смоленск |
День Победы | Экскурсия в музей ВОВ
Презентации: «День победы» Видеоролик: «Герои-дети войны», «Память пылающих лет», «Смоленск в годы ВОВ» |
|
Неделя спорта | Ознакомительная экскурсия в спортивный комплекс «Юбилейный»
Презентации: «Виды спорта» «Спортивные снаряды», Видеоролик «Спорт и Мы» |
|
Здравствуй лето! | Экскурсия по территории детского сада
Тема: «Земля в цветах» Презентации: «Лето», «Сезонные изменения» Фотоальбомы: «Мои летние каникулы» |
Результаты проекта:
-укрепление института семьи, повышение статуса семьи в обществе;
-расширение представлений дошкольников об окружающем, формирование кругозора, развитие словаря;
-формирование устойчивого интереса к посещению музеев.
Приложение № 1
Анкета
«Что мы знаем о музеях родного города?»
1.Как вы проводите выходной день?
2.Как часто вы бываете в музеях города?
3.Много ли в нашем городе музеев?
4.Какие музеи города вам известны?
5.Что вам особенно кажется интересным в музее (рассказ экскурсовода, экспонаты, оформление зала)
6.Посещаете ли вы музеи вместе с детьми?
7.Кода в последний раз вы были в музее?
8.Хотелось бы вам чаще бывать в музеях?
Литература
- Галкина Т. В. Музейная педагогика: коммуникативный феномен экскурсии как базовой музейно-педагогической формы //Вестник ТГПУ. 2010. Выпуск 4 (94). С.63-76
2.Малюшова Н. Здравствуй, музей [Текст] / Н. Малюшова // Дошкольное воспитание. -2009. – N11. – С. 24-29.
3.Столяров Б.А. Музейная педагогика. История, теория, практика: Учеб. пособие. – М.: Высшая школа, 2004. – 216 с.
5.Чумалова Т. Музейная педагогика для дошкольников // Дошкольное воспитание. – 2007. – N 10. – С. 44-50.