Роль детского духового оркестра в воспитании учащихся детской музыкальной школы

ФИО: Денисенко П.А.
Свидетельство о публикации в электронном СМИ № AP-3395
Конкурс: Всероссийский конкурс педагогических работников «Духовно-нравственное образование и воспитание обучающихся», в рамках реализации приоритетного национального проекта Образование
Наименование конкурсной работы: Роль детского духового оркестра в воспитании учащихся детской музыкальной школы
Итоговая оценка: 2 место,  79 баллов(-а)



 

«Роль детского духового оркестра в воспитании учащихся детской музыкальной школы»

Денисенко Павел Анатольевич 

Преподаватель духовых инструментов

МБУ ДО «Норильская детская школа искусств»

Г. Норильск 2024 г.

Аннотация

 

Важнейшей задачей образования в нашей стране является всестороннее развитие молодого поколения. Сейчас, когда широко развита электроника и техника, когда интернет глубоко укоренился в человеческом сознании, молодое поколение, школьники всё больше отдаляются от искусства и замыкаются на компьютерных развлечениях. Всё меньше можно найти ребят, увлечённых музыкой, желающих посещать творческие коллективы, коллективы художественной самодеятельности. Особую актуальность сейчас приобретает проблема тенденции к снижению художественно-творческого уровня в музыкальном творчестве.

Значительный вклад в решение этой проблемы вносят детские музыкальные школы, художественные школы, школы искусств, хореографические школы и т.д., где дети через мир искусства постигают богатство человеческого духа, учатся мыслить, искать, творить.

Коллективная деятельность, коллективный труд – есть основа нашей жизнедеятельности. 

Только в коллективе достигается единство «хочу» и «надо». Поэтому детей надо включать в общественно–полезный труд, организовывать среду обитания школьников: объединять детей в большую дружную семью, называемую коллективом. Следует строить свою работу так, чтобы занятия в коллективе ребята воспринимали как часть и продолжение своей жизни.

Детский коллектив лишь тогда становится воспитывающей силой, когда он возвышает человека, утверждает в каждом чувство собственного достоинства, уважение к самому себе. 

 

Содержательная часть 

 

Оркестр – это коллективная форма игры, в процессе которой несколько музыкантов исполнительскими средствами сообща раскрывают художественное содержание произведения. Исполнение в оркестре предусматривает не только умение играть вместе. Здесь важно другое – чувствовать и творить вместе. Единство художественных намерений, единство эмоционального отклика на исполняемое, вдохновенная игра всех – вот чем характеризуется оркестровое искусство. Только тогда музыка может выполнить свою эстетическую, познавательную и воспитательную роль, когда дети научатся по-настоящему слышать и понимать её. 

Если выступление солиста можно сравнить с «театром одного актера», то оркестр представляет собой как бы небольшую театральную труппу. 

 

Работа с детским духовым оркестром

 

В стране нет ни одной оркестровой школы, в то время как за рубежом эти школы действуют давно почти в каждом городе. Такие школы имеют свои оригинальные учебные планы, где всё ориентировано на подготовку оркестранта. Вспоминая отечественный опыт в этой сфере, приходится удивляться, как мог один руководитель самодеятельного оркестра вести индивидуальную работу с каждым музыкантом, проводить занятия оркестра количеством до 40 исполнителей и выступать на различных обслуживающих мероприятиях. Сегодня же во многих музыкальных школах на оркестровых отделениях работают специалисты по каждому инструменту, а оркестров там нет, что естественно является плохой практикой.

В связи с демографической ситуацией стало меньше детей, студентов, обучающихся на духовых инструментах. При отборе в учебные заведения часто нет конкурса. Также родители в наше время рекомендуют получить экономическое образование, а не музыкальное. Педагогам самим приходится пропагандировать поступление в музыкальные школы, в средние и высшие учебные заведения. Сократилось количество детей, желающих обучаться на духовом отделении, заметно упал возраст поступающих. Дети приходят очень маленькие, что не очень подходит для обучения в оркестровом классе на духовом отделении. Но ведь без хорошей организации обучения в начальном звене не будет будущего. Необходимо искать ту модель и систему организации обучения детей, которая была бы эффективной. Пробовать различные формы и методы обучения, работы в детском коллективе. Если раньше средний возраст учащихся составлял 12-17 лет, теперь этот возраст 8-12 лет, что имеет свои трудности с обучением на инструментах, называемых «тяжелой артиллерией» (тромбоны, баритоны, тубы). 

Однако, с первых же дней занятий ребенка желательно подключать к участию в игре ансамблем. Пусть это будут несложные пьесы для двух инструментов (блокфлейты, флейты, кларнеты, трубы и т.д.), сначала в паре с преподавателем, затем с одноклассниками. Чувство ансамбля, умение слушать партнера воспитывается уже в начальный период обучения игре на духовых инструментах, в сопровождении фортепиано. Уже в этот период требуется интонационное, тембральное, динамическое единство разнородных инструментов. Преподавателю следует обращать внимание ученика на ритмический рисунок, точность держания своей партии, верное распределение дыхания, игру качественным и красивым звуком. Это развивает не только ритм, слух, интонацию, но и, самое главное, чувство ансамбля, чувство ответственности за совместное дело. Впоследствии усложняются пьесы и усложняются партии. Так постепенно ребенок привыкает к совместному, ответственному коллективному труду. Теперь его можно и нужно вводить в коллектив оркестра.

Чтобы новые ученики без страха и боязни, с радостью вошли в основной коллектив, их надо приглашать на репетиции и концерты оркестра в качестве зрителей. Разучивать с ними на уроках по специальности оркестровые партии произведений, которые исполняет оркестр, затем вводить их в состав оркестра уже как исполнителя на концертах с одной, а потом с несколькими уже выученными пьесами. 

Цель учебной работы в оркестре – это обучение детей профессиональным навыкам игры в духовом оркестре, развитие творческих способностей оркестрантов, воспитание сплоченного музыкального коллектива. Работа в этих трех направлениях должна тесно переплетаться на каждой репетиции, на каждом внеурочном мероприятии. 

 

Учебная работа

 

Всю работу руководителя духового оркестра можно разделить на три этапа:

Подготовительный этап

Репетиции с оркестром

Концертное выступление

Подготовительный этап начинается с подбора учебного и концертного репертуара, который должен соответствовать техническим и художественным возможностям учебного коллектива. 

Подбор репертуара – важнейший участок работы дирижера. Очень важно накапливать репертуар, бережно сохраняя старый и добавляя новый. Концертов бывает много, в разных аудиториях, с разным менталитетом у людей. Поэтому важно в своей копилке иметь разнообразный материал: от классического до современного эстрадного.

Изучение партитуры – сложная и ответственная работа. Она проводится руководителем до встречи с коллективом и относится к предрепетиционной дирижерской работе. Подбор репертуара находится в прямой зависимости от технического уровня оркестрантов.

Прежде всего, следует подбирать такие произведения, партии которых не заключают в себе слишком больших тесситурных трудностей, помня о напряженности высоких регистров и глухом звучании низкого, который бывает, как у медных, так и у деревянных инструментов часто неточен. А также тщательно определять технические трудности, идущие как со стороны амбушюрной, так и «пальцевой» техники. Вначале обращаться к произведениям с максимально простым строением оркестровой ткани; наличие всякого рода второстепенных самостоятельных голосов (контрапунктов, фигураций и т.п.) придает произведению ритмическую сложность; такие произведения далеко не всегда бывают по силам исполнителям детских коллективов. В дальнейшем, подбирать пьесы с возрастанием технических и ансамблевых трудностей.

Оркестровая репетиция начинается, как правило, с тщательной настройки инструментов. В школьном коллективе это лучше делать самому руководителю. Предварительная настройка необходима для приведения к единому эталону высоты всех инструментов оркестра с целью чистого интонирования.

Для лучшей настройки оркестра следует применять тюнер. 

Руководитель должен знать специфику, строй, диапазон, выразительные возможности, способы звукоизвлечения инструментов, составляющих основу его оркестра.

Каждая репетиция должна обязательно начинаться с совместного разыгрывания. Система упражнений для разыгрывания включает в себя мажорные и минорные гаммы, арпеджио, мелодические интервалы, фразы, мелодии. На настройку и разыгрывание, как правило, отводится 20-25 минут перед началом репетиции или выступления.

На первой общеоркестровой репетиции руководитель дает общее представление о пьесе: сведения о композиторе, эпохе, характере и содержании произведения. Затем коллективу надо проиграть полностью произведение без остановок (если получится). Для этого предварительно разучить партии на индивидуальных, а затем и групповых занятиях. Такая последовательность изучения необходима в условиях слабой подготовки исполнителей, возможной сложности произведения. Таким образом, используются различные формы работы с оркестром: 1) общеоркестровая репетиция (основная форма работы с оркестром), 2) индивидуальные занятия, 3) групповая форма работы.

Основной смысл репетиции – работа над музыкальным произведением. Логическим завершением работы над произведением дирижера и оркестра является концертное выступление, успех которого в значительной мере будет зависеть от воздействия руководителя на коллектив.

Концерт – это подведение итогов, праздник, пришедший на смену кропотливой репетиционной работе.

Концертное выступление активизирует сплочение коллектива, повышает уровень музыкально-эмоционального состояния, обостряет чувство взаимозависимости, внимание, приносит ощущение радости от общения с музыкой, со слушателями, от самого процесса игры.

Успех концерта зависит, прежде всего, от степени подготовки, уровня мастерства дирижера и всего коллектива. В то же время концертное выступление позволит выявить недоработки не только художественного, но и организационно-воспитательного порядка.

Каждый концерт для ребенка – праздник и ответственное испытание на организованность, выдержку, собранность и силу воли. Ведь день перед концертом проходит иначе, чем обычный день. Очень важно перед концертом создать хорошее настроение, успокоить ребят, настроить на общение с музыкой.

Дети любят концерты – любят делать людям добро, создавать для них праздник в будний день. 

Хорошая похвала за честный и добросовестный труд всегда приятна. Ребятам важна оценка выступления и слова благодарности. Успех – приятный и важный стимул для творчества, он развивает способность относиться к своей работе, к своему искусству объективно и самокритично. Впечатления от встреч со зрителем дают участникам коллектива возможность сравнивать, сопоставлять, думать, а главное – вызывают желание стать лучше, оправдать ожидания слушателей и руководителя.

Творчество – это создание на основе того, что есть, того, чего еще не было. Уровень творчества считается тем более высоким, чем большей оригинальностью характеризуется творческий результат. Если мы хотим создать прочные основы для творческой деятельности ученика, необходимо расширять его опыт. Чем больше человек видел, слышал и пережил, чем больше он знает, и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее будет деятельность его воображения в процессе создания художественного образа.

Желательно чтобы дети чаще выступали, посещали концерты сольных исполнителей и коллективов разного уровня, посещали театральные представления. После концерта необходимо провести беседу, где каждый должен иметь возможность высказать свое мнение, впечатление.

Время сейчас диктует то, что на сцене мы должны выглядеть интересно: музыкантам нужно не только профессионально хорошо играть, но своим внешним видом привлекать зрителя, как, например, это делают современные шоу-звезды, хотя у оркестров гораздо больше возможностей, только их надо смелее воплощать. Без шоу-представлений духовых оркестров не проходит сейчас ни один праздник в крупном городе; обязательные марш-парады, плац-концерты военных и гражданских оркестров включают пение, танцы, интересные оркестровые фантазии. Использование современных технологий шоу сейчас необходимо в музыкальных программах на всех возрастных уровнях.

 

Воспитательная работа

 

Главная цель воспитательной работы – создать сплочённый музыкальный коллектив. Оркестр – это не только группа музыкантов, играющих вместе, а такая форма коллективного исполнительства, где каждый, сохранив индивидуальность, вместе с тем подчиняется общим задачам в воплощении авторского замысла. Нелегко ощущать себя частью целого. Оркестр не подавляет индивидуальность музыканта, напротив, при известных обстоятельствах каждая индивидуальность получает новый импульс для своего развития и совершенствования. Чем богаче и ярче творческие индивидуальности оркестрантов, тем богаче и ярче оркестр. Оркестровые занятия обязывают учеников согласовывать свои действия с действиями других оркестрантов, и не только в творческом аспекте, но и по таким вопросам, как подчинение законам коллектива, строгим правилам дисциплины. С данной точки зрения игра в оркестре несёт в себе не малый воспитательный заряд.

В оркестре должна поощряется инициатива, самокритика и справедливая критика своих товарищей в их присутствии и тактичной форме. Всем предоставляется возможность проявить свои организаторские способности на благо общего дела.

Хороший руководитель в семье не чужой, в поисках помощи родители часто советуются с ним, доверяют, делятся проблемами. Все знания руководитель при этом должен обращать только на помощь родителям, разрешение проблем и конфликтных ситуаций.

Отсутствие в коллективе работы с родителями приводит к обеднению и затруднению учебного процесса, а также к отсеву детей, особенно в начальный период обучения. Главный принцип организации работы с родителями – это единство целей и задач, которые призваны решать руководитель оркестра и семья.

И в заключении хочу повторить, что на практике, работая с детьми, сложно, а иногда и невозможно сказать, где обучение, где творчество, где воспитание. Главное, чтобы для педагога, все ученики были замечательные и, в дальнейшей жизни, учитель остался им нужным человеком.

 

 

Учебно-методическое обеспечение

 

Для успешного обучения учащихся игре в оркестровом классе на духовом отделении в ДМШ необходимо, чтобы каждый ученик имел свой инструмент или взятый в ДМШ на прокат. Обязательным условием занятий является наличие в оркестровом классе инструмента фортепиано для качественной настройки участников оркестра. Также полезно иметь в классе тюнер и метроном.

Обязательно, чтобы класс, в котором проходят оркестровые занятия, отвечал требованиям санитарно-гигиенических норм, был просторным, светлым, был способен вмещать большое количество учащихся без стеснения их движений. Учебная мебель должна соответствовать возрастной категории детей, должна быть удобной, не вызывать утомление, перенапряжение, должна способствовать равномерному распределению нагрузки на организм обучающегося. 

На занятиях с оркестром приветствуется и является важным условием достижения хорошего результата использование в образовательном процессе электронных учебно-методических комплексов, а также электронных учебно-методических комплектов. В связи с этим в классе, где проходят оркестровые занятия, желательно иметь необходимый набор оргтехники (компьютер, принтер, ксерокс для размножения партитур, партий, и т.д.), мультимедийный комплекс для просмотра с учащимися различных выступлений, концертов, записей как знаменитых музыкантов, так и своих собственных, что помогает выработать высокую сценическую культуру.

Для концертных выступлений, которые являются неотъемлемой частью жизни коллектива, желательно определить парадную форму оркестра либо иметь сшитые на заказ костюмы.

Для оркестрового класса необходимо иметь в наличии разнообразную нотную литературу, партитуры, партии для каждого инструмента оркестра, оркестровые папки для учебной работы и папки для концертных выступлений.                     

 

Литература:

 

  1. Блажевич В. Ежедневные коллективные упражнения для духового оркестра. – М.: Музгиз, 1979.
  2. Васильев Э. Зирянов Я. Курс начальной игры в духовом оркестре. – Киев: Музична Украiна.
  3. Губарев И. Духовой оркестр. Краткий очерк.
  4. Методика работы с самодеятельным духовым оркестром. – М., 1988. – вып. 1.
  5. Петров Р.М. Инструментоведение и инструментовка. Учебно-методическое пособие           

для музыкальных колледжей. – Ташкент, 2006.

  1. Петров Р.М. Школа коллективной игры для духовых оркестров. – Ташкент, 2004.
  2. Рунов В. Как организовать самодеятельный духовой оркестр (пособие для руководителей). 

– М.: Музгиз, 1956.

  1. Школа игры для духового оркестра/Сост. Н.М. Михайлов, Е.С. Аксенов, В.М. Халилов.