Конспект по познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Муравьи и муравейники»

ФИО: Самойлова Е.М.
Свидетельство о публикации в электронном СМИ № AP-3396
Конкурс: Всероссийский конкурс педагогического мастерства для работников образовательных организаций «Интеграция цифровых технологий в образовательные процессы», в рамках федерального проекта «Цифровая образовательная среда»
Наименование конкурсной работы: Конспект по познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Муравьи и муравейники»
Итоговая оценка: 1 место,  87 баллов(-а)



 

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение 

«Детский сад №35».

                                                                                                                                                                                                           Конспект по познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста 

«Муравьи и муравейники»                

                                                                 

Автор: Рушакова Евгения Александровна, старший воспитатель:1КК, Самойлова Екатерина Михайловна, воспитатель:1 КК.

Конспект занятия разработан в рамках  познавательно-исследовательского, краткосрочного проекта «Все о муравья».

Проблема: дети проявили интерес к муравьям, как представителям вида насекомых.

Цель: Создание  условий для знакомства с муравьями, как представителями насекомых.                                                    Задачи:                                                                                                                                                                                                                                                                

 1.Углублять знания детей о муравьях, их образе жизни, стадиях развития.                                                                                                         

 2.Создать условия для формирования представления о роли муравьёв в жизни леса.                                                                                                   

3. Развивать познавательный интерес к окружающей живой среде.

Методы и приемы:
1 . Игровой метод: игра, игровое задание, игровая ситуация.                                                                                             2.Проблемный метод: вопрос, побуждающий к мыслительной деятельности; вопрос, побуждающий к констатации;   3.Метод проблемно-поисковой ситуации
4.Словесные: вопросы к детям, беседа, чтение А. Теллер «Сказка про маленького муравья»
5. Наглядные: показ картинок
Демонстрационно-дидактические пособия, оборудование 

Карта-схема, где спрятаны части лэпбука, лэпбук «все о муравьях», макет муравейника, карточки  (питание для муравьев, польза, строение муравейника), знаки-правила, как можно уберечь муравейник от разорения, интерактивная игра «Чем питается муравей?»;  мольберт с магнитной стороной, ноутбук.

Предварительная работа.                                                                                                                                                               

1.Дидактическая игра «Муравьи спешат домой», «Угадай, кого не стало?»                                                                                                                            

2. Загадки о насекомых.                                                                                                                                                                             

3. Показ картинок.                                                                                                                                                                                      

4. Подвижная игра «Собери муравейник»                                                                                                                                                

5. Беседа о пользе насекомых.                                                                                                                                                           

Словарная работа:                                                                                                                                                                         

личинка, труженики, хвойные иголки, муравейник, санитары.

 Взаимодействие с семьями воспитанников:

  1. Предложить родителям поиграть дома с ребенком в игру «Муравьи – трудяги»
  2. Рекомендовать  родителям совместно с ребенком нарисовать и раскрасить муравья.
  3. Предложить родителям  принять участие в конкурсе рисунков  «Самый сильный из зверей – это крошка муравей».

Планируемый  результат: дети овладевают представлениями о жизни муравьев,  умеют искать полезную информацию,   

проявляют  доброжелательное отношение к живым существам,  делают выводы и умозаключения, конструктивно взаимодействуют со сверстниками.

Ход занятия
1 этап: Организационно-мобилизационный 
Методы и приемы Деятельность педагога Деятельность воспитанников.

Планируемые результаты

ПриветствиеПрием мобилизации внимания

Проблемный вопрос

-Ребята, сегодня  мы с вами пришли в зимний сад поговорить об интересных обитателях леса. 

А о каких мы узнаем из лэпбука. Там очень много полезной информации…(лэпбук лежит на столе)                                                                                                               -Ничего не понимаю, куда все исчезло? Все карманы пустые…  Кажется, кто-то над нами пошутил и все задания лэпбука спрятал.                                                                                                          Посмотрите, здесь что-то есть…(показывает детям коробочку)                                                                                            

Дети встают полукругом возле воспитателя

Здороваются

2 этап. Поисково-исследовательский
Словесно-наглядный метод

-Прием рассматривания 

Прием мобилизации внимания

-Метод моделирования и конструирования

Прием эмоциональной поддержки

Проблемный вопрос

Словесно-наглядный метод

 -рассматривание макета муравейника

– словарная работа

-прием формулировки выводов и умозаключений

-Как вы думаете, кому в лесу нужны иголки, веточки, мелкие листочки? (Ответы детей, н/р птицам строить гнезда и муравьям для муравейника)                                                                                             

Правильно, наш лэпбук называется (ответы детей) «Все о муравьях» (можно попросить детей прочитать название)          (воспитатель поднимает лэпбук, а под ним находится листок со схемой подсказкой, где написаны цифры)                                                                  

А здесь еще какой-то листок, посмотрим.                                                                               Это схема где могут быть спрятаны части лэпбука                                    Читаем, что должно быть в первом конверте?                                                                                                                А теперь посмотрим на нашей схеме, где находится первое задание.)                                                                                       Открывайте(дети открывают коробку и рассматривают  содержимое коробки)                                                                                                  Первое задание –собери макет муравья.                              Попробуем, присаживайтесь на ковер.                                                    Молодцы, у вас все получилось. Убираем макет в конверт лэпбука.                                                                                                                                    А что должно быть во втором конверте?                                                 Читаем. Питание                                                                                                            Обратимся к схеме, где находится содержимое этого конверта? (дети изучают схему)                                                                        Правильно мольберт, выберите карточки где изображено чем питается муравей.(дети выбирают карточки с правильным ответом и сравнивают их с изображением на ноутбуке)                                                                          –Хорошо, еще один конверт восстановлен, кто-то думал, что вы не справитесь, а у вас все получается.                                                                     –Посмотрим, что у нас в следующем конверте?                                                                                                                   –Где находится это задание? Обратимся к схеме.(дети находят конверт и рассматривают картинки)                                                                                                                                 – Интересно какую пользу приносят муравьи? (дети описывают картинки)                                                                     –Муравьи улучшают почву, сторя нижние ходы муравейника.          –Опыляют цветы.                                                                                                        –Уничтожают вредных насекомых.                                                                 – Способствуют распространению растений.  

– Селятся в мертвых деревьях, помогая их разложению.                                            – Птицы используют муравьев не только как корм, они садятся на муравейник и муравьи чистят перья поедая насекомых.           –Молодцы, и с этим заданием вы справились.

 –Заполняем лэпбук.                                                                                                  –Посмотрите, уже половина лэпбука собрана, но еще остались пустые конверты.                                                                                              –Какой  следующий конверт                                                          –Конверт под №4)                                                                             –А что для муравья дом?(муравейник)                                           –Совершенно верно, интересно как устроен муравейник  внутри? Здесь он изображен на картинке, а я для вас приготовила макет. Давайте рассмотрим его.(показ муравейника в разрезе)                                                                    –Проходите                                                                         Строение муравейника:                                                                                       1. Все входы и выходы охраняет муравей-солдат.                                         2.Самая верхняя камера-салярий она теплая, в ней муравьи отогреваются после зимней спячки.                                                  3.Камера-кладбище, сюда рабочие муравьи приносят мертвых собратьев и мусор. Как только она заполняется, рабочие уносят содержимое на специальную муравьиную свалку.             4.Камера «коровник» в ней муравьи доят тлю. Они усиками щекочут брюшко тли и она выделяет сладкую жидкость.                    5.Камера «мясная кладовка» сюда муравьи приносят насекомых, а называют таких муравьев-фуражиры .                                                   6.Камера «хлебный амбар»                                                                              7.Самая нижняя камера «зимовье» в ней муравьи зимуют.                        8.Камера «царская» здесь матка откладывает яйца, а ухаживают за ней муравьи-няньки. (дети убирают картинку с изображением муравейника в лэпбук)                                                   –Давайте посмотрим все ли конверты собраны?                                                                                                            Следующий конверт называется «Знаки»                                                           –Как вы думаете, как можно уберечь муравейник? Мы сможем узнать если найдем конверт под №5                                                       -Где находится это задание?(дети изучают схему и начинают поиск конверта под №5)

    И этот конверт вы тоже нашли быстро .(дети находят последний спрятанный конверт с картинками)

  – Посмотрите внимательно на картинки и расскажите для чего нужны эти знаки.(картинки с изображение знаков не сжигать, не топтать, огораживать муравейники, не ворошить палками)                                                                                                  -Молодцы, и с этим задание вы справились (дети убирают последнее задание в лэпбук)                                                                                                                                                      

Дети рассматривают содержимое коробки

Ответы детей

Дети изучают схему

Дети находят коробку

Дети садятся на ковер и выполняют макет муравья по образцу

Ответы детей

Дети находят конверт

Каждый ребенок выбирает картинку и описывает ее

Дети убирают карточки в лэпбук

Ответы детей

Дети садятся на стульчики вокруг макета

Ответы детей

Соглашаются помочь

Дети отвечают рассматривая картинки

3 этап. Рефлексивно-оценочный
Прием повышения эмоциональной активности 

Рефлексия

-Ребята вы настоящие молодцы! Восстановили все задания в лэпбуке.   

Сможете ли вы теперь рассказать своим близким и друзьям о жизни муравьев?

-А теперь возьмем наш лэпбук и расскажем остальным детям что нового и интересного узнали о муравьях.                                                                                                                                                                      

Выводы детей.Планируемый результат

Проявление интереса к поисково- исследовательской деятельности.

Развитие познавательной активности, настойчивости в достижении цели.

Формирование желания помогать нуждающимся в помощи.