Исследовательская деятельность на занятиях учителя -логопеда . Конспект из программы .Занятие на лексическую тему: Зимующие птицы Забайкалья.

ФИО: Чурбанова О.Ю.
Свидетельство о публикации в электронном СМИ № AP-3410
Конкурс: Всероссийский конкурс педагогического мастерства работников дошкольных образовательных учреждений «Эффективные педагогические практики и современные технологии работы с детьми», в рамках реализации ФГОС дошкольного образования
Наименование конкурсной работы: Исследовательская деятельность на занятиях учителя -логопеда . Конспект из программы .Занятие на лексическую тему: Зимующие птицы Забайкалья.
Итоговая оценка: 1 место,  92 баллов(-а)



Занятие разработал  и провел учитель-логопед МДОУ «Детский сад «Колобок» г. Борзи, Забайкальского края Чурбанова О.Ю.

Целевая аудитория: подготовительная группа.

Тема: Зима.Зимующие птицы Забайкалья .

Цель: обогащение словарного запаса по теме «Зимующие птицы Забайкалья » посредством расширения семантического поля через исследовательскую деятельность.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  • Уточнять и расширять словарный запас по теме «Зимующие птицы»:
  • Знакомить с птицами родного  края
  • Совершенствовать грамматический строй речи;
  • Учить отвечать полным ответом;
  • Развивать умение образовывать форму родительного падежа имен существительных.
  • Формировать умение образовывать форму множественного числа имен существительных
  • Закреплять умение употреблять предлоги в составе предложений.
  • Формировать умение контролировать собственную речь

Коррекционно-развивающие:

  • Развивать связную речь;
  • Развивать память, внимание, мышление;
  • Развивать общую и мелкую моторику;
  • Развивать пространственную ориентацию в процессе пения и танцевания.

Коррекционно-воспитательные:

  • Воспитывать самостоятельность
  • Формировать положительную мотивацию к занятию
  • Воспитывать культуру поведения на занятии;
  • Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к птицам.
  • Воспитывать экологическую культуру у детей.

Оборудование: шапки бакалавра-7шт., лупы -7штук, контурные картинки птиц-7 штук; презентация на тему «Зимующие птицы», коврограф

Ход занятия.

п/п

Этапы занятия Деятельность логопеда Деятельность детей
Организационный момент.
1 I. Вводная часть

Эмоциональный настрой

Организация игры «Доброе сердечко»

Доброе сердечко нежно бьется,

Тепло его всегда через ладошку передается

-Давайте передадим друг другу тепло своей души через ладошку, я вам, а вы по кругу.

Мы должны всегда быть сердечными, добрыми, беречь, друг друга и окружающий мир.

Звучат стук дятла.

-Слышите, кто это?

-Верно, на свете есть сигналы, которые птицы, животные передают друг другу. Вот и сейчас дятел передает на весь лес сообщение.

Внимание, внимание. Открывается Академия умной Совушки, приглашаются все желающие.

Слайд№1 

Дети стоят в круге.

Дети передают друг другу тепло

Дети отвечают:

Это дятел стучит.

Артикуляционная гимнастика
2 Логопед читает стихотворение:

Птенчик клювик открывает:

Раз-два, раз-два, раз-два, раз-два.

Язычок вверх поднимает:

Раз-два, раз-два, раз-два, раз-два.

Индюшонка повстречал, язычок всем показал,

Раз-два, раз-два, раз-два, раз-два.

Дети

Широко открывают, закрывают рот

Выполняют «Качели»

На раз-высунуть язычок лопаткой, на два убрать язык закрыть рот.

Выделение птиц из мира животных
3 II.Основная часть Внимание ! Внимание! Открывается «Академия умной Совушки» 

Многообразие животных, выделение из них птиц 

Звучит заставка «В мире животных» Слайд№2

-Животных много на Земле,

Но среди миллионов видов,

есть лишь один, один из видов, 

он в небесах летать умеет.

-Кто может в небесах летать ?

Прежде, чем  приступить к изучению птиц,

давайте вспомним,

Какие части тела есть у человека, ведь человек тоже часть живого мира нашей планеты?

Выделяют птиц, среди других видов.

Дети: В небесах летают  птицы.

-У человека есть : 2 глаза,2 уха, один нос, одно туловице,2 руки ,2 ноги.

Исследование: выявление классовых признаков птиц. Развитие навыков анализа.
3 Исследовательская деятельность

«Название частей тела птиц»

Задание Совушки:

-На севере, во льдах 

или в жаре на юге,

Где нет воды -в пустыне 

или на реке, 

в воде озерной, на болоте,

в лесу в прохладе 

иль в засушливой степи,

Живут повсюду птицы разных видов,

Найдите сходства среди них.

-Правы, давайте посчитаем,

-Чего и сколько есть у птиц?

Возьмите макетики птиц и лупы, рассмотрите птиц  и запишите:

 Чем птицы отличаются от других животных? Все записываем в исследовательские журналы.

Молодцы, вы справились, вот вам медали: «Юный исследователь».

 Ребята, какое сейчас время года? В чем особенности зимы? 

-Знаете ли вы, что птицы бывают разные?  Какие бывают птицы вы узнаете из песни «Птицы». Давайте вместе ее споем и потанцуем, отдохнем.

 

Ребята мы пели песенку и отдыхали.

Вы вспомнили ,какие бывают птицы?

Правильно.Молодцы.

Дети рассматривают макеты птиц, записывают в исследовательские дневники свои результаты: кто знает цифры пишут цифры, а кто не знает палочками обозначает количество составных частей тел птиц.

Птицы отличаются от других животных тем, что  у них есть клюв, крылья, перья.

Зимой холодно падает снег, вода замерзает, люди ходят в теплой одежде, согревают свои жилища.

Дети поют песенку с логопедом и танцуют вместе с учителем -логопедом, выполняя движения на ориентацию в пространстве.(налево,направо,прямо)

Птицы бывают зимующие и перелетные.

Дифференциация перелетных и зимующих птиц.
4 Д/и «Зимующие и перелетные птицы»

-Ребята, на столе лежат изображения птиц, но среди них есть и зимующие,  и перелетные, вы должны их распределить по семьям: одних в семью зимующих, других в семью перелетных.

Ваша группа собирает семью зимующих птиц, а ваша перелетных. 

Дети распределяют птиц по семьям, объясняя свой выбор, разносят по «семьям» н
Формирование слухового восприятия (неречевые звуки-пение птиц)
5 Д/и «Узнай, чей голос?»

Слайды№№ 8-16.

Ребята, если вы отгадали, то похлопайте себе. 

Логопед переключает слайд после ответа ребенка, дети видят изображение птиц ,при правильном ответе хлопают.
Развитие графо-моторных навыков
6 Д/и «Разморозь птичку» Слайд №17.

Ребята, Дед Мороз заморозил птичку и она стала не видна на листе бумаги. Разморозьте птицу, обведя её ручкой.

Обводят контур изображения птицы.
Упражнение в употреблении существительных в родительном падеже.
Д/и «Что художник забыл нарисовать?» Слайд№18

-Рассмотрите, картинки, чего не хватает?

-Дорисуйте недостающие части тела у птичек.

Дети рассматривают каждый свою картинку и объясняют, без чего птичка.

Моя птичка без хвоста.

Моя птичка без крыла.

Моя птичка без глаза

Образование множественного числа существительных.
Д/и «Один -много»  Слайд №19

Логопед:

Синица

Клест

Ворона

Снегирь

Голубь

Дятел

Свиристель

Воробей

Дети

Синицы

Клесты

Вороны

Снегири

Голуби

Дятлы

Свиристели

Воробьи

Акция «Покормите птиц зимой». Подведение итогов на прогулке.
III.Заключительная часть

Итог занятия:

Рефлексия:

О каких птицах мы говорили на занятии? Слайд№20

Почему они остались с нами зимовать?

Давайте посмотрим, какие зимующие птички есть у нас на    территории детского сада

Логопед читает стихотворение «Покормите птиц зимой» 

Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Небогаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна — и не страшна
Будет им зима.

Всем, кому понравилось занятие, нужно взять снегиря и посалить на ветку. 

Дети выходят   на участки детского сада и  высыпают зернышки в кормушки

Дети прикрепляют птичек на дерево коврографа.