“Программа наставничества для работы с молодыми педагогами дошкольного образования”

ФИО: Нельмаер Ю.А.
Свидетельство о публикации в электронном СМИ № AP-3417
Конкурс: Всероссийский конкурс педагогических работников «Лучшие практики наставничества», в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование»
Наименование конкурсной работы: "Программа наставничества для работы с молодыми педагогами дошкольного образования"
Итоговая оценка: 2 место,  79 баллов(-а)



Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 257»

Программа наставничества для работы с молодыми педагогами дошкольного образования

  1. Пояснительная записка

Программа нацелена на работу с начинающими воспитателями, 

имеющими опыт работы в дошкольном образовании менее трех лет. Начиная 

свою работу в Учреждении, они испытывают потребность в общении с 

коллегами, в более глубоком знании психологии детей дошкольного возраста, 

методик дошкольного воспитания и обучения. Программа призвана помочь 

организации деятельности наставников с начинающими воспитателями.

Один из способов гибкого, психологически комфортного «вхождения» в профессию – это 

организация наставничества. При этом важно, чтобы начинающий коллега не разочаровался в 

выборе профессии, а наоборот – ощутил свой успех и стремился дальше совершенствовать себя.

Идея создания программы появилась в результате осознания необходимости адаптации и 

сопровождения профессионально-личностного развития молодых воспитателей. При 

взаимодействии опытных и молодых педагогов происходит интеллектуальное единение, обмен 

опытом, развитие совместного творчества, профессионального мастерства, самовыражения, 

кадрового потенциала Учреждения.

Программа призвана помочь организовать деятельность наставника с молодым педагогом

на уровне образовательной организации

Срок реализации программы: 1 год.

  1. Общие положения

2.1. Основные термины

Наставничество – это часть корпоративной культуры учреждения, которая взращивается 

долгие годы; универсальная технология передачи опыта, знаний, формирования навыков, 

профессиональных компетенций и личностных ценностей через неформальное 

взаимообагащающее общение, основанное на доверии и партнёрстве.

Наставник – педагогический работник с педагогическим стажем не менее 5 лет, 

пользующийся авторитетом среди коллег и имеющий высшую квалификационную категорию, 

назначаемый ответственным за профессиональную и должностную адаптацию лица, в отношении 

которого осуществляется наставническая деятельность в Учреждении.

Наставляемый – участник системы наставничества, молодой педагог, не имеющий опыта 

педагогической деятельности, который через взаимодействие с наставником и при его помощи и 

поддержке приобретает новый опыт, развивает необходимые навыки и компетенции, добивается 

предсказуемых результатов, преодолевая тем самым свои профессиональные затруднения.

Куратор – сотрудник образовательного Учреждения из числа ее социальных партнеров 

(другие образовательные учреждения – школы, вузы, колледжи; учреждения культуры и спорта, 

дополнительного профессионального образования, предприятия и др.), который отвечает за 

реализацию персонализированных (ой) программ(ы) наставничества.

Цель программы – оказание помощи молодому специалисту в профессиональном 

становлении, формирование уверенности в собственных силах, мотивации на дальнейшее 

саморазвитие и раскрытие творческого потенциала.

Для реализации поставленной цели, необходимо решение следующих задач:

  1. Обеспечить теоретическую, психологическую, 

методическую поддержку молодых педагогов. 

  1. Стимулировать повышение теоретического и 

практического уровня педагогов, овладение 

современными педагогическими технологиями. 

  1. Способствовать планированию карьеры молодых 

специалистов, мотивации к повышению 

квалификационного уровня. 

  1. Отслеживать динамику развития 

профессиональной деятельности каждого педагога.

Принципы Программы. 

Система наставничества основывается на следующих принципах:

 принцип добровольности, соблюдения прав и свобод, равенства педагогов 

предполагает приоритет и уважение интересов личности и личностного развития 

педагогов, добровольность их участия в наставнической деятельности, признание 

равного социального статуса педагогических работников, независимо от ролевой 

позиции в системе наставничества;

 принцип индивидуализации и персонализации направлен на признание 

способности личности к саморазвитию в качестве естественной, изначально 

присущей человеку потребности и возможности; на сохранение индивидуальных 

приоритетов в формировании наставляемым собственной траектории развития;

 принцип вариативности предполагает возможность образовательных 

организаций выбирать наиболее подходящие для конкретных условий формы и виды наставничества; 

 принцип системности и стратегической целостности предполагает 

разработку и реализацию системы (целевой модели) наставничества с 

максимальным охватом всех необходимых структур системы образования на 

федеральном, региональном, муниципальном уровнях.

2.2. Ожидаемые результаты Программы

Ожидаемые результаты внедрения Программы наставничества: 

 плавный «вход» молодого специалиста в профессию и коллектив, 

построение продуктивной среды в педагогическом коллективе на основе 

взаимообогащающих отношений начинающих и опытных специалистов;

 быстрая, безболезненная адаптация педагога в новом педагогическом 

коллективе; 

 непрерывный профессиональный рост, личностное развитие и 

самореализацию педагогических работников;

 рост числа закрепившихся в профессии молодых/начинающих педагогов; развитие профессиональных перспектив педагогов старшего возраста в условиях цифровизации образования;

 методическое сопровождение системы наставничества образовательной 

организации; 

 обмен инновационным опытом в сфере практик наставничества 

педагогических работников; 

 улучшение психологического климата в образовательной организации 

внутри педагогического коллектива, связанное с выстраиванием долгосрочных и 

психологически комфортных коммуникаций на основе партнерства. 

 увеличение числа педагогов, планирующих стать наставниками и 

наставляемыми в ближайшем будущем.

Этапы реализации Программы

Программа предполагает три этапа: 

  1. Подготовительный. 

2.Практический. 

  1. Итоговый. 

I этап – Подготовительный, включает в себя: 

– изучение локальных актов ДОУ о наставничестве; 

– закрепление молодых специалистов за опытными педагогами; 

– подбор методической литературы для изучения молодыми специалистами; 

– составление плана работы с учетом индивидуальных затруднений и предложений 

всех исполнителей. 

Кандидатуры наставников рассматриваются и утверждаются на заседаниях 

педагогического совета ДОУ и утверждаются приказом заведующего с указанием 

срока наставничества (не менее одного года). 

II Этап – Практический. 

Наставник разрабатывает и реализует программу адаптации, осуществляет 

корректировку профессиональных умений молодого педагога, помогает выстроить 

ему собственную программу самосовершенствования: 

– совместное изучение новейших педагогических технологий и применение 

их в работе с детьми;

– совместное проектирование образовательного процесса, составление 

календарного и перспективного планов работы;

– ознакомление молодых специалистов с организацией предметно –

развивающей среды в группах;

– изучение опыта работы коллег своего учреждения и других ДОУ;

– показ совместной деятельности с детьми и режимных моментов 

наставниками для молодых специалистов в разных возрастных группах;

– посещение режимных моментов и показ совместной деятельности 

молодыми педагогами, с дальнейшими предложениями по выбору наиболее 

эффективных методов работы с детьми; – консультации для молодых специалистов 

по работе с родителями (законными представителями); 

– самообразование молодых специалистов; 

– обсуждение образовательной деятельности, использования приемов и 

методов в различных ситуациях. Начальный этап вхождения начинающего 

педагога в педагогическую среду, его адаптация в коллективе будут успешны, если 

четко продумана и спланирована методическая поддержка на основе изучения 

затруднений и творческого потенциала специалиста, его профессиональных 

знаний. 

Должна быть создана такая система сопровождения молодых специалистов, 

которая поможет им не только адаптироваться, но и развить умение на практике 

применить знания, полученные в учебном заведении, сформировать 

педагогические навыки взаимодействия с детьми и их родителями (законными 

представителями). 

Основной задачей работы с начинающими педагогами (молодыми 

специалистами) — повышение качества и эффективности образовательного 

процесса в ДОУ и стимулирование роста уровня профессионально-педагогической 

компетентности начинающих педагогов. 

Многолетний опыт работы педагогического коллектива позволяет наметить 

следующие направления деятельности для введения молодого педагога в 

профессию: 

– индивидуальные и групповые беседы администрации, методической 

службы, педагогов наставников о цели, назначении, принципах и содержании 

деятельности данного ДОУ, о психолого-педагогических особенностях 

воспитанников, о личностной позиции и педагогической миссии воспитателя ДОУ; 

– создание в ДОУ условий для личностных проявлений начинающего 

педагога, для его самореализации; организация систематического, грамотного, 

увлекательного психолого-педагогического просвещения начинающих педагогов в 

различных формах; 

– создание условий для повышения квалификации, 

профессиональнопедагогической переподготовки воспитателей (если они пришли 

из других сфер деятельности); 

– вовлечение молодых педагогов в инновационную деятельность; 

– деятельность всевозможных клубов, вечеров, интересных встреч, 

дискуссий, неформального общения профессиональной направленности; 

– диагностика и мониторинг образовательного процесса, роста 

профессионального мастерства начинающего педагога;

– проведение и психолого-педагогический анализ мероприятий, 

организованных начинающими педагогами; 

– контроль, учёт и оказание методической помощи воспитателям;

– обеспечение или предложения педагогам самостоятельно изучить 

необходимую литературу с рекомендациями по организации образовательного 

процесса, взаимодействию с родителями воспитанников, повышению 

профессиональной компетентности;

– обучение педагогов правильному и рациональному ведению документации; 

– организация индивидуального наставничества (распределение наставников; 

оформление документации по наставничеству: рекомендации начинающим 

педагогам и их наставникам, индивидуально-личностная программа повышения 

профессиональной компетентности начинающего педагога-воспитателя; создание 

методической копилки начинающего педагога-воспитателя); 

– своевременное решение конфликтных ситуаций.

III этап реализации программы – итоговый: 

– Показ молодыми специалистами открытых мероприятий как в ДОУ, так и 

на муниципальном уровне;

– Анализ проделанной работы на педагогическом совете; 

– Ежегодное подведение итогов;

-Обобщение опыта работы; 

– Показателями оценки эффективности работы наставника является 

выполнение молодым воспитателем, специалистом целей и задач в период 

наставничества. Оценка производится по результатам промежуточного и итогового 

контроля. 

Таким образом, система наставничества планируется и своевременно 

конкретизируется в зависимости от ожиданий и индивидуальных особенностей 

педагога. Эта система согласуется с годовыми задачами и спецификой ДОУ, 

поэтому она не может разрабатываться единой для всей системы дошкольного 

образования.

Показатели эффективности внедрения Программы по организации

наставничества

Мониторинг в наставнической деятельности понимается как система сбора, обработки, 

хранения и использования информации об этой деятельности и/или отдельных ее элементах, 

ориентированная на информационное обеспечение управления всем процессом этой деятельности. 

Организация систематического мониторинга наставнической деятельности даёт чётко 

представлять, как происходит процесс наставничества, какие происходят изменения во 

взаимодействиях наставника с наставляемым, а также, какова динамика развития наставляемого и 

удовлетворенности наставника своей деятельностью.

Мониторинг программы наставничества состоит из двух основных этапов:

1) оценка качества процесса реализации программы наставничества;

2) оценка мотивационно-личностного, компетентностного, профессионального роста участников, 

динамика образовательных результатов.

Мониторинг и оценка качества процесса реализации программы наставничества

Этап 1. Первый этап мониторинга направлен на изучение (оценку) качества реализуемой 

программы наставничества, ее сильных и слабых сторон, качества совместной работы пар или 

групп “наставник-наставляемый”.

Цели мониторинга:

– оценка качества реализуемой программы наставничества;

– оценка эффективности и полезности программы как инструмента повышения социального и 

профессионального благополучия внутри образовательной организации и сотрудничающих с ней 

организаций или индивидов.

Задачи мониторинга:

  • сбор и анализ обратной связи от участников (метод анкетирования);
  • обоснование требований к процессу реализации программы наставничества, к личности 

наставника;

  • контроль хода программы наставничества;
  • описание особенностей взаимодействия наставника и наставляемого (группы наставляемых);
  • определение условий эффективной программы наставничества;
  • контроль показателей социального и профессионального благополучия. 

Оформление результатов.

Этап 2. Второй этап мониторинга направлен на оценку мотивационно-личностного, 

компетентностного, профессионального роста участников, динамика образовательных

результатов.

Цели мониторинга влияния программ наставничества на всех участников;

– глубокая оценка изучаемых личностных характеристик участников программы.

– оценка динамики характеристик образовательного процесса;

– анализ и необходимая корректировка сформированных стратегий образования пар “наставникнаставляемый”.

Задачи мониторинга:

  • научное и практическое обоснование требований к процессу организации программы 

наставничества, к личности наставника;

  • экспериментальное подтверждение необходимости выдвижения описанных в целевой модели 

требований к личности наставника;

  • определение условий эффективной программы наставничества;
  • анализ эффективности предложенных стратегий образования пар и внесение корректировок во 

все этапы реализации программы в соответствии с результатами;

  • сравнение характеристик образовательного процесса на “входе” и “выходе” реализуемой 

программы;

  • сравнение изучаемых личностных характеристик (вовлеченность, активность и т.п.)
  1. Заключение

Педагогический опыт можно почерпнуть из книг, методических пособий, Интернета и 

других источников информации, но человечество еще не придумало лучшего способа передачи 

опыта, чем личный контакт и творческое взаимодействие педагогов-единомышленников разных 

поколений.