Методическая разработка, реализуемая в рамках проектной деятельности «Взаимодействие с семьёй как условие духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста»

ФИО: Монид Л.Е.
Свидетельство о публикации в электронном СМИ № AP-3431
Конкурс: Всероссийский конкурс педагогических работников «Духовно-нравственное образование и воспитание обучающихся», в рамках реализации приоритетного национального проекта Образование
Наименование конкурсной работы: Методическая разработка, реализуемая в рамках проектной деятельности «Взаимодействие с семьёй как условие духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста»
Итоговая оценка: 1 место,  84 баллов(-а)



 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Начальная школа – Детский сад № 11»

Методическая разработка, реализуемая в рамках проектной деятельности 

«Взаимодействие с семьёй как условие духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста»

Автор: воспитатель 

Монид Л.Е.

г. Зима, 2024 г 

                                                        Актуальность темы

     Актуальность педагогического проекта определяется целями государственной политики РФ в сфере образования, соответствует ФГОС ДОО нового поколения, государственным ориентирам в области образования через реализацию задач образовательных областей.   

     Одной из важнейших задач в  воспитании подрастающего поколения на современном этапе развития образования является духовно-нравственное воспитание. Актуальность задачи духовно – нравственного воспитания дошкольников отражена в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования.

     В основу реализации  Федерального  государственного образовательного стандарта дошкольного образования заложена концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. 

      Крайне важным моментом выступает деятельность детского сада для развития концепции духовно-нравственного развития личности ребенка дошкольного возраста.  Данная работа представлена комплексом мер, что ориентированы на реализацию ряда задач духовно-нравственного развития дошкольников в условиях взаимодействия «педагог-ребенок-семья». 

      Важно помочь родителям осознать, что воспитание многогранной личности ребенка, его духовно-нравственное становление, наиболее успешно происходит в условиях благоприятного педагогического воздействия ОУ и семьи, которое является результатом оптимально выстроенных партнерских отношений родителей и педагогов.

Пояснительная записка к педагогическому проекту

     Неотъемлемой частью всестороннего воспитания ребенка в детском саду является духовно-нравственное воспитание.  Качественно новой ступенью данного направления в детском саду является интеграция его содержания в повседневную жизнь детей, во все виды детской деятельности, и самое важное – это взаимодействие с семьей.

     Зачастую, именно семья, является слабым звеном в процессе воспитания духовно-нравственной личности ребенка. В первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи  –  важно помочь родителям это осознать.     Ведь семья является традиционно главным институтом воспитания.  

     Ежегодный мониторинг среди детей, анкетирование  родителей, позволило выяснить, что не все дети знают о своей семье, кем работают их родители и бабушки с дедушками, мало кто из детей ориентируется в родственных связях, уходят в прошлое семейные праздники и традиции.  

     В основе взаимодействия современного образовательного учреждения и семьи лежит сотрудничество и взаимодействие. Кто же должен быть инициатором в установлении взаимопомощи? Конечно, педагоги дошкольного учреждения. Педагог сознаёт, что сотрудничество требуется в интересах ребенка и что в этом необходимо убедить родителей.

     Инициатива в установлении взаимодействия с семьёй и реализация задач этого взаимодействия, определяют направляющую роль дошкольного учреждения по отношению к духовно – нравственному  воспитанию дошкольников при взаимодействии с родителями воспитанников. Это и явилось одним из факторов нашего обращения к проектной деятельности в данном направлении.

  Паспорт проекта

1 Наименование проекта  «Взаимодействие с семьёй как условие духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста» 
2 Автор Монид Любовь Евгеньевна
3 Категория проекта Практико – ориентированный
4 Срок реализации 2 года (2019-2021г)
5 Участники Воспитатели, дети, родители (законные представители),  музыкальный руководитель, педагог – психолог, инструктор по физической культуре.   
6 Образовательная область  Социально – коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно – эстетическое  развитие. 
7 Проблема  У детей недостаточно сформированы духовно – нравственные представления и знания о своей семье, ее членах, традициях семьи. Родители воспитанников проявляют малый интерес по привитию детям духовно – нравственных чувств, моральных правил и норм поведения в семье.
8 Новизна Одной из ступеней духовно – нравственного воспитания в детском саду, является интеграция его содержания в повседневную жизнь детей, во все виды детской деятельности, самое важное – это взаимодействие с семье.
9 Цель Создание условий для формирования у детей старшего дошкольного возраста духовно-нравственных качеств  в тесном взаимодействии ОУ с семьей.
10 Задачи 1.Воспитывать у детей чувство любви и привязанности к семье, малой Родине, родной стране.
2. Расширять представления о культуре, православных праздниках и народных традициях своего народа. 
3. Способствовать формированию духовно – нравственных качеств в процессе установления позитивных межличностных отношений. 

4. Воспитывать у детей отзывчивость, общительность, дружелюбие. 

5. Развивать коммуникативные навыки и творческие способности детей, познавательный интерес, любознательность, фантазию, воображение в процессе совместной деятельности взрослых с детьми.
6. Вовлечь родителей в образовательную деятельность по духовно-нравственному воспитанию детей.
11Гипотеза  Если создать условия для познавательной и творческой деятельности детей о семье, семейных традициях и праздниках, то становится возможным, что у детей повысится степень активности и самостоятельности в познании семьи, семейных ценностей, дети будут с уважением и любовью относится к своим родным, повысится интерес к образовательному процессу у родителей воспитанников, а также заинтересованность помочь педагогам создать предметно – развивающую среду в группе для познавательной и творческой деятельности в области духовно – нравственного воспитания.12Ожидаемые результатыВзаимодействие с семьей в ходе реализации проекта, позволит расширить духовно-нравственные представления дошкольников, будет способствовать сближению детей, родителей и педагогов, что позволит педагогам установить с ними доверительные и партнёрские отношения. Совместная деятельность будет способствовать укреплению детско – родительских отношений в области духовно – нравственного воспитания.

 

Этапы проекта 

  1. Организационно-подготовительный  – изучение литературы, разработка проекта, проведение родительского собрания, анкетирование родителей.   Определение задач. Изучение программно-методического обеспечения.
  2. Практический – определение структуры образовательной деятельности.

Реализация плана мероприятий проекта. Создание условий, побуждающих детей и родителей к познавательной и творческой деятельности в рамках духовно – нравственного воспитания. Итоговые мероприятия.

3.Аналитический – анализ работы, отчёт по реализации проекта. Презентация работы. Итоговая диагностика (анкетирование) детей и родителей. 

Нормативно – правовые ресурсы

Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»  

Закон РФ «Об образовании»

Семейный кодекс РФ

Приказ МО РФ   «О федеральных компонентах Государственных стандартов дошкольного образования».

 Письмо Министерства образования России  «О построении преемственности в программах дошкольного образования и начальной школы».

 Методические рекомендации «О взаимодействии образовательного учреждения с семьей».

 Инструктивно-методическое письмо Министерства образования РФ   «О гигиенических требованиях и максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения».

Ресурсное обеспечение 

Кадровые ресурсы:  

Директор МБОУ «Начальная школа – Детский сад № 11» – осуществление общего контроля и руководства.  

Заместитель директора по ВМР –  аналитическая деятельность, координация реализации проекта.  

Воспитатели, музыкальный  руководитель – реализация проекта. 

Педагог-психолог – психологическое сопровождение проекта, мониторинг эффективности реализации проекта. 

Инструктор по физической культуре – организация игр, спортивных развлечений, досугов.

Социальные ресурсы сопровождение проекта:  

МБУК «ЦБС» Библиотека семейного чтения им. Н. Войновской 

МБУК «Историко – краеведческий музей» 

Свято-Никольский храм

КИЦ «Спутник» 

МАУК городской дом культуры «Горизонт» 

МБОУ ДО «Зиминская детская художественная школа им. В. А. Брызгалова»

МБОУ ДОД «Зиминский дом детского творчества» –  тематические выставки, выступления специалистов, участие в тематических конкурсах, мероприятиях массового характера.  

Материально – технические ресурсы сопровождения проекта

  • Предметно – развивающая среда ОУ, средства ТСО, мультимедийные средства, интернет.

⁕ Оборудование для совместной и самостоятельной детской деятельности:

«Семья», «Магазин», «Больница», «День рождения», «Парикмахерская»: сюжетно – ролевые игры;

  • Уголок ряжения, кукольный уголок (куклы, одежда для кукол, детская посуда, кукольная мебель с постельными принадлежностями, наборы овощей, фруктов, муляжи продуктов, хозяйственные приборы и бытовая техника); уголок с крупным строительным материалом – уголки; 
  • «Кем быть?», «Кому, что нужно для работы?», «Составь портрет семьи», «Чьи обязанности?», «Семья» – дидактические игры;
  • Альбом «Семья», «Профессии», алгоритм «Портрет семьи», открытки, иллюстрации по теме, мультимедийная презентация «Семья и семейные традиции» – наглядные пособия;
  • Бумага и альбомы для рисования, картон, цветная бумага, фольга, клей, ножницы, салфетки, доски для лепки, пластилин, карандаши, фломастеры, восковые мелки, акварельные краски, раскраски – материал для продуктивной и изодеятельности; Компакт – диски с песнями и музыкальными композициями о семье, маме  – материал для музыкальной деятельности;
  • рассказ Л. Н. Толстова «Старый дед и внучек», сказки: «Гуси-лебеди», «Кукушка», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Морозко»;
  • Куклы, коляски, посуда, мячи, скакалки, ведра, лопатки, формочки, машины –  выносной материал и игрушки для прогулки;
  • Прочие материалы и оборудование: воздушные шары, медали, грамоты и благодарности, фотоаппарат, ноутбук, мультимедийное оборудование, магнитная доска.

Программно-методические ресурсы

  1. Е.П.  и семья. М., 2011.
  2. Беседы о профессиях с детьми 4-7 лет. Потапова Т. В. М.: ТЦ Сфера, 2014 г.

 3.Буре Р.С.   дошкольников.  для   сада. М.: Мозаика-Синтез, 2015. 

  1.   у   / Под ред. А.М. Виноградовой. – М.: 2012. 
  2. Гладкова Ю.А. Взаимодействие с семьей: вопросы планирования // Ребенок в детском саду. – 2014. 
  3. Занятия по патриотическому воспитанию в детском саду. Под ред. Л. А. Кондрыкинской, М.: ТЦ Сфера, 2013 г.
  4. Мосалова Л. Л. Я и мир: Конспекты занятий по социально- нравственному воспитанию детей дошкольного возраста. – СПб.: «ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2011.
  5. Нравственно – патриотическое и духовное воспитание дошкольников. Под ред. Н. В. Микляевой. – М.: ТЦ Сфера, 2013 г.
  6. Нравственно – патриотическое воспитания детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий. Методическое пособие для педагогов. Ветохина А. Я., Дмитриенко З. С. и др., СПб.: ООО «Издательство «Детство – Пресс», 2013 г.

 10.Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников. Методическое пособие.  Маханева М. Д. , М.: ТЦ Сфера, 2015 г.

11.Петрова В.И. Этические беседы с детьми 4-7 лет: Нравственное воспитание в детском саду  – М.: Мозаика-Синтез, 2007 

12.Соколова, Е.Р. Формирование чувства отзывчивости у детей дошкольного возраста: метод.-практическое пособие / Е.Р. Соколова – Москва, Учитель, 2016

13.От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М.: Мозаика-Синтез, 2014 г.

  1. Я и мир. Конспекты занятий по социально – нравственному воспитанию детей дошкольного возраста. Мосалова Л. Л. СПб.: ООО «Издательство «Детство – Пресс», 2016 г.

В практике реализации проекта с обучающимися используются разнообразные формы работы 

непосредственно – образовательная деятельность;                         

чтение художественной литературы; 

совместные игры со взрослым, сверстниками (подвижные, речевые, пальчиковые, хороводные игры);

художественная деятельность;

рассматривание наглядного материала, иллюстраций, книг, открыток; ⁕просмотр мультимедийных презентаций о семье;

самостоятельная игровая деятельность детей;

трудовая деятельность (трудовые поручения и др.);

прогулки;

наблюдения;

 совместные мероприятия  с родителями воспитанников.

Учебно-тематический план проекта

 

Образовательная область  Форма и методы работы
Познавательное развитие Рассматривание иллюстраций, картинок с членами семьи, модели генеалогического древа.

Обсуждение с детьми поговорок и пословиц о семье.

Дидактические игры: «Домашний труд», «Передай свое тепло другу стоящему рядом», «Чем можно порадовать маму».

Игра – конкурс «Моя родословная», викторина «В какой сказке встречаются семьи».

Беседа «Семейные традиции и праздники»

Занятие «Хорошо – плохо»

Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Знакомство с православными праздниками, этические беседы.

Беседа «Основные православные праздники»

Дидактическая игра «Православные праздники»,  «Домашний труд»,  «Передай свое тепло ребенку стоящему рядом», «Чем можно порадовать маму». 

Социально – коммуникативное развитие Рассказы детей о семье.

Рассматривание картины «Семья»

Беседа «Семья и родной дом»

Составление рассказа по пентаграмме на тему: «Расскажи про маму (папу, бабушку, дедушку).

Беседа «Моя мама – лучше всех»

НОД: прочтение и обсуждение рассказов В. Осеевой «Волшебное слово», «Хорошее».

Чтение стихотворений: Р. Гамзатова «Про дедушку», Н. Майданик «Вместе с бабушкой».

Формирование семейной принадлежности, воспитание нравственных чувств. 

Сюжетно-ролевые игры: Игра «Семья»                                           «День рождения»

Художественное – эстетическое развитие Художественное творчество:

НОД: рисование «Мой автопортрет». «Моя счастливая семья»;

аппликация «Мой автопортрет», «Моя родословная. Генеалогическое древо».

Музыка: слушание музыки и песен о маме и папе.

Проведение народных праздников. 

Речевое развитие НОД: беседы на тему «Моя семья», «Никого роднее мамы и папы в целом мире нет»,   «Генеалогическое древо», «Организация быта в нашей семье в будни»; «Семейный праздник – День рождения», «В какой сказке встречаются семьи»

Знакомство с народным фольклором. 

Игры пальчиковые «Моя семья» «Дружные пальчики»

Речевые игры «Назови ласково»,  «Закончи предложение», 

«Кто больше слов скажет?»

Пальчиковая гимнастика: «Семья»; «Дом».

Физическое развитие. Физкультминутка «Семья».

подвижная игра «Кувшин доброты». 

Словесная игра с мячом «Собираем добрые слова».

Психогимнастика «Превращение в цветущее дерево».

Знакомство с народными подвижными играми. 

Содержание проектной деятельности

План работы и основные направления познавательной и творческой деятельности с обучающимися при организации непрерывной образовательной деятельности

Вид деятельности, 

формы работы

Задачи
I. Прогулки. 1. Расширять кругозор детей об окружающем мире, дать понятие, что весь мир состоит из множества семей.

2. Учить составлять творческие рассказы о родителях, членах семьи.

3. Развивать речь, мышление, фантазию, расширять словарный запас.

4. Воспитывать доброжелательное отношение к окружающему миру и близким родным людям.

II. Наблюдение (на прогулке):

1.  За поведением старшего поколения на улице (бабушками, дедушками).

1. Формировать представление о пожилых людях (бабушкам, дедушках), об их образе жизни, значимости в воспитании подрастающего поколения.  

2. Учить ориентироваться в родственных отношениях, различать возможности человеческого организма в молодом и пожилом возрасте.

3.Воспитывать доброе, внимательное, уважительное отношение к старшим, стремление помогать им.

2. За молодыми мамами с детьми 1. Формировать представление о семейных ценностях, о материнстве, любви, заботе мамы о детях.

2. Вызвать эмоциональный отклик, интерес к проявлению чувств материнства.

3. Воспитывать чувства доброты, женственности, уважительного отношения к материнству.

III. Игровая деятельность

(совместные игры со взрослыми, сверстниками, самостоятельная игровая деятельность)

Игры с природным материалом (на прогулке):

1. Сюжетно – ролевая игра «Магазин»

2. Нарисуй на песке («Моя семья», «Герб, символ семьи»)

3. Создание картины из природного материала.

4. Постройка «Волшебный дом».

5. Сюрприз для мамы, папы и т. д. (из песка, камешков, сухих листьев)

6. Букет для мамы (из осенних листьев)

Игры подвижные:

1. «Кто быстрей?»

2. «Чье звено скорее соберется?

3. «Кто самый меткий?»

4. «Дорожка препятствий»

5. «Лапта»

Игры пальчиковые:

1. «Моя семья»

2. «Дружные пальчики»

3. «Прогулка»

4. «Помощники»

5. «Медвежонок»

Игры речевые:

1. «Назови ласково»

2. «Закончи предложение»

3. «Кто больше слов скажет?»

4. «Где находится твой дом?»

5. «Только веселые слова»

Игры хороводные:

1. «Затейники»

2. «Подарки»

3. «Бабушка Меланья»

4. «Самовар»

5. «Аленький платочек»

Сюжетно – ролевые игры:

1.  «Семья»

2. «День рождение»

3. «Магазин»

4. «Поликлиника»

5. «Парикмахерская» 

1. Закреплять знания о домашних обязанностях (уборка квартиры, поливка цветов, приготовление пищи, покупка продуктов, предметов быта, одежды).

2. Расширять словарный запас, развивать диалогическую речь, мышление, память, фантазию, воображение.

3. Способствовать укреплению дружеских взаимоотношений, речевому общению, эмоциональной отзывчивости.

4. Воспитывать доброе, заботливое отношение к сверстникам.

1. Способствовать сохранению и укреплению здоровья детей.

2. Развивать и совершенствовать физические и эмоциональные качества (быстроту, ловкость, равновесие, выносливость, силу воли, внимание).

3. Воспитывать доброжелательные отношения со сверстниками, умение сопереживать, радоваться за друзей.

1. Развивать мелкую моторику и двигательную активность рук, речь.

2. Учить производить движения в такт с текстом.

3. Вызвать у детей позитивный эмоциональный настрой, желание играть как со взрослым, так и самостоятельно.

1. Учить называть качества, признаки и действия близких людей, обращая внимание не только на внешний вид, но и на черты характера; подбирать уменьшительно – ласковые слова, антонимы.

2. Расширять словарный запас, развивать мышление,  связную, диалогическую и монологическую речь.

3. Воспитывать уважительное и доброе отношение к родным людям.

1. Учить детей играть согласно слов и правил игры.

3. Создать благоприятную, веселую атмосферу, развивать положительные эмоции.

4. Воспитывать доброжелательные отношения между сверстниками.

1. Учить детей распределять роли в игре, уступать главную роль друг другу, принимать на себя второстепенные роли.

2. Учить отображать в игре трудовую и общественную деятельность взрослых.

3. Развивать диалоговую речь, коммуникативные способности, умение общаться вежливо, тактично, дружелюбно.

4. Воспитывать культуру поведения и речи, доброжелательное отношение к сверстникам.

IVНепосредственно – образовательная деятельность 

Беседа «Семья и родной дом»

1. Формировать представление о мире семьи.

2. Актуализировать эмоциональный опыт детей в семейных взаимоотношениях.

3. Способствовать развитию доброжелательности, терпимости, внимания, взаимопомощи.

Беседа «Моя мама – лучше всех» 1. Воспитывать доброе, внимательное, уважительное отношение к маме, стремление заботиться и помогать ей.

2. Учить изображать предмет (цветок), используя технику нетрадиционного рисования (с помощью ладошки).

3. Развивать творчество, фантазию, воображение.

Беседа «Мой папа» 1. Развивать интерес к миру взрослых людей, вызывать желание подражать в достойном поведении.

2. Рассказать о взаимоотношениях между ребенком и отцом в семье.

3. Воспитывать доброжелательное отношение и желание поделиться своими мыслями и чувствами о своей семье.

Беседа «Семейные традиции и праздники» 1. Формировать представление о семейных  традициях и праздниках.

2. Развивать монологическую речь, расширять словарный запас, мышление, память.

3. Воспитывать доброжелательное отношение и желание поделиться своими мыслями и чувствами о своей семье со сверстниками, педагогом. 

Беседа «Моя родня» 1. Формировать представление о семье, как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге.

2. Воспитывать желание заботиться о близких, развивать чувство гордости за свою семью.

V. Ознакомление с художественной литературой.

«Посидим в тишине» Е. Благинина, 

«Моя родня» Я. Аким,

«Мой брат Миша» Я. Аким,

«Если был бы я девчонкой»

Э. Успенский

«Сестра моя Ксения»

В. Драгунский,

«Бабушка»

Е. Григорьева,

«Стирка» Г. Люшнин,

рассказ Л. Н. Толстова «Старый дед и внучек», 

сказки: «Гуси-лебеди», «Кукушка», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Морозко»)

Разучивание стихотворений, пословиц,  поговорок о семье.

1. Учить слушать, запоминать, воспроизводить художественные произведения. 

2. Соотносить услышанное с личным опытом, закреплять знания о семье, членах семьи, семейных ценностях.

3. Воспитывать доброжелательное и уважительное отношение к семье и членам семьи.

VI. Художественная деятельность (совместная деятельность со взрослым, самостоятельная деятельность детей)

 «Самая красивая мама» (пластилинография, рисование)

«Наша семья» (тестопластика)

«Символы семьи и семейного счастья»

Приглашение на праздник «Новый год» (пластилинография)

Раскрашивание раскрасок по теме проекта.

1. Учить детей изображать образы родных и близких людей (папу, маму, бабушку, дедушку, брата, сестру и др.) с помощью акварели, карандашей, фломастеров, пластилина.

2. Учить создавать яркие цветовые образы с помощью разных видов цветной бумаги и картона.

3. Учить раскрашивать изображения на раскраске карандашами, фломастерами, мелками.

4. Совершенствовать работу с ножницами, бумагой, клеем. 

5. Развивать творчество, воображение, фантазию.

6. Воспитывать доброжелательное и заботливое отношение к родным в семье.

VII. Трудовая деятельность:

– трудовые поручения

– самообслуживание

– коллективный труд

1. Закреплять умение самостоятельно и быстро одеваться и раздеваться, складывать в шкаф одежду, ставить на место обувь, сушить при необходимости мокрые вещи, ухаживать за обувью (мыть, протирать, чистить).

2. Закреплять умение поддерживать порядок в группе и на участке: протирать и мыть игрушки, строительный материал, вместе с воспитателем ремонтировать книги, игрушки.

3. Закреплять умение самостоятельно, быстро и красиво убирать постель после сна.

4. Приучать добросовестно выполнять обязанности дежурных по столовой: полностью сервировать столы и вытирать их после еды, подметать пол.

Итоговые мероприятия:

Презентация проекта «Семья – самое главное в жизни человека»;

Мастер – класс «Вместе с мамой»;

Мастер – класс «Путешествие в страну Шахмат»;

Тренинг «Дружная семья»;

Тематические мероприятия «Православные праздники»;

Мини – проекты «Моя семья», «Профессии моих родителей»;

Экскурсии в Свято – Никольский храм;

Спортивный досуг «Семья за ЗОЖ»;

Акции «День Добрых дел»;

Выставка стенгазет «Моя семья»;

Выставка совместных творческих работ;

Выставка рисунков «Моя спортивная семья»;

Фото- выставка «Будьте знакомы – моя семья».

     Работа с родителями обучающихся, в ходе реализации проекта, направлена на решение следующих задач: вызвать интерес родителей к совместной деятельности с педагогом и детьми в ходе проекта, приобщать родителей к воспитательному процессу, оказывать педагогу психологическую и дидактическую помощь по организации познавательно – игровой и творческой деятельности с детьми, создание эмоционального настроя.  

     Данное направление в работе с родителями воспитанников реализуем через организацию родительских встреч, экскурсий, подборку художественной литературы (стихотворения, сказки, рассказы, пословицы и поговорки о семье), рассматривание иллюстраций, картинок, открыток о семье. Изготовление альбомов – презентаций с  фотоматериалом и творческим рассказом «Моя семья», изготовление поделок с папами.  Предлагаем родителям стендовую информацию, папки – передвижки: «Роль отца и матери в воспитании детей», «Понимаем ли мы друг друга?», «Семейные традиции». Памятки: «Искусство быть родителем», «О создании благоприятной атмосферы в семье», «Четыре заповеди мудрого родителя», «Три простых способа открыть ребенку свою любовь», выставка стенгазет о семье и семейных традициях.

Работа с родителями воспитанников

Формы и методы работы
1 Проведение православных праздников: «Рождество», «Масленица», «Пасха», «Троица», «День любви, семьи и верности».
2 Проведение тренинга  «Вместе с мамой»,  мастер – класс «Дружная семья»
3 Спортивный досуг «Семья за ЗОЖ»
4 Мероприятие «Семья и семейные ценности».
5 Совместное мероприятие – тематическая неделя «Покормите птиц зимой”
6 Совместное мероприятие «Моя семья и мое семейное древо»
7 Досуговое мероприятие «Семья – здоровый образ жизни»».
8 «Семейная мастерская» – выставки совместных работ 
9 Фото – выставка «Будьте знакомы – моя семья»
10 Участие в конкурсе рисунков по теме «Моя счастливая семья»; «Моя родословная. Генеалогическое древо».
11 Выставка детских рисунков по теме «Моя счастливая семья»; аппликации «Моя родословная семья»
12 Памятка для родителей «Посеять в детских душах доброту»
13 Изготовление стенгазеты  «Моя семья»
14 Консультация «Роль семьи в воспитании ребенка»; «Взаимная забота и помощь в семье».
15 Памятка «10 заповедей для родителей»; «Посеять в детских душах доброту».
16 Консультация «Как воспитать ребенка или уроки вежливости дома».

Ожидаемый результат

     Создание условий для формирования у детей старшего дошкольного возраста духовно-нравственных качеств  в тесном взаимодействии ОУ с семьей. 

     Расширять представления о культуре, православных праздниках и народных традициях своего народа.  

     Способствовать формированию духовно -нравственных качеств в процессе установления позитивных межличностных отношений. 

    Развивать познавательный интерес, любознательность, фантазию, воображение, коммуникативные навыки и творческие способности детей в процессе совместной деятельности взрослых с детьми. 

     Воспитывать у детей чувство любви и привязанности к семье, малой Родине, родной стране. Воспитывать у детей отзывчивость, общительность, дружелюбие. 

    Вовлекать родителей в образовательную деятельность по духовно-нравственному воспитанию детей.