Наставничество-перспектива на будущее.
Царева Людмила Геннадьевна
педагог дополнительного образования
структурное подразделение дополнительного
образования детей центр детского творчества
государственного бюджетного общеобразовательного
учреждения Самарской области средней общеобразовательной
школы пос. Кинельский муниципального района Кинельский
Наставничество – процесс передачи опыта и знаний от старших к младшим членам общества, форма взаимоотношений между учителем и учеником.
Сегодня перед современной школой стоят задачи научить детей учиться, научить их думать, ставить цели и грамотно действовать в выбранном направлении. При этом получение знаний становится не самоцелью, а средством достижения поставленной цели.
На первый план выходят инновационные личностно-ориентированные методы и технологии обучения и воспитания.
В указе президента РФ В.В. Путина «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ» предусмотрена разработка приоритетных национальных проектов по 12 основным направлениям, одним из которых является создание условий для развития наставничества.
Для меня, как для педагога дополнительного образования, в такой ситуации выбора является актуальным формирование у обучающихся навыков проектной и исследовательской деятельности, где становится значимой позиция педагога-наставника, который призван сопровождать индивидуальную образовательную программу обучающегося и способствовать его развитию.
Своей главной задачей я считаю передачу способов работы, а не только конкретных знаний, то есть акцент делаю не на преподавание, а на учение. Я убеждена, что наибольшего эффекта при реализации образовательной программы, направленной на взаимодействие наставника и наставляемого, как известно, можно добиться во внеурочной деятельности. Я считаю, что именно работа в детском объединении, отработка умений и навыков, беседы, знакомство с дополнительной литературой, с ресурсами Интернета по определённым темам, подготовка к конкурсам и олимпиадам, участие в конкурсах и олимпиадах, проектная деятельность, подготовка к мероприятиям разного уровня, все это благоприятно помогает достичь поставленных задач.
Как педагог – наставник, я реализую стандартную позиционную модель наставничества «учитель-ученик», которую выстраиваю в тесном взаимодействии с учителями-предметниками.
Целью такой формы наставничества является успешное формирование у ребёнка представлений о следующей ступени образования, улучшение образовательных результатов и мотивации, расширение метакомпетенций, а также появление ресурсов для осознанного выбора будущей личностной, образовательной и профессиональной траекторий развития. Среди задач, я выделяю такие как:
– раскрытие потенциала наставляемого;
– формирование жизненных ориентиров у обучающегося;
– создание условий для осознанного выбора оптимальной образовательной траектории;
– формирование ценностей и активной гражданской позиции наставляемого;
– развитие гибких навыков, лидерских качеств, метакомпетенций создание условий для осознанного выбора профессии и формирование потенциала для построения успешной карьеры;
– разносторонняя поддержка обучающегося с особыми образовательными или социальными потребностями.
Одним словом, педагог транслирует знания, а обучающийся их усваивает. Здесь мы можем наблюдать высокий уровень включённости наставляемого во все социальные, культурные и образовательные процессы, что оказывает несомненное положительное влияние на эмоциональный фон. Обучающийся получает необходимый стимул к образовательному, культурному, интеллектуальному, физическому совершенствованию, самореализации, а также развитию необходимых компетенций. Для достижения большего эффекта можно использовать форму взаимодействия: «учитель – одарённый ученик», где моя деятельность, как педагога-наставника, направлена раскрытие личностного, творческого потенциала, формирование и развитие у обучающегося интеллектуальных и практических умений и способностей, поддержку индивидуальной образовательной траектории, а также подготовку наставляемого к олимпиадам, конкурсам, викторинам, конференциям различного уровня;
Одной из технологий, позволяющих эффективно реализовывать модель наставничества «учитель – ученик», для меня является технология проектного обучения.
Творческий, нестандартный подход к проведению занятий с использованием проектной технологии ведёт к повышению мотивации и ориентирован на самостоятельную деятельность обучающегося.
Проектная деятельность позволяет осуществлять более индивидуальный подход к ребёнку. Работа над проектом с использованием модели наставничества «учитель-ученик» позволяет выстроить бесконфликтную педагогику и вместе с наставляемым вновь и вновь пережить вдохновение творчества, одним словом, превратить образовательный процесс в результативную созидательную деятельность.
Также хочется отметить, что еще одним из этапов работы педагога-наставника является управление и постоянная консультативная помощь в процессе создания проектов с наставляемым, а также контроль над их реализацией. В данном случае изменяется и роль педагога: из простого транслятора знаний педагог становится действительным наставником совместной работы с обучающимся, способствуя переходу к реальному сотрудничеству в ходе овладения знаниями. Наставник определяет, какой ощутимый, понятный, измеримый результат может быть получен и представлен к защите проекта и добывает необходимый инструментарий и средства для реализации проекта и, выполняет роль специалиста, помогающего в постановке и достижении жизненных и профессиональных целей, роль опытного советника, деятельность которого направлена на полное сопровождение проекта к поставленной цели.
Анализируя свою деятельность как педагога наставника, мне удалось реализовать поставленные задачи, пробудить и активизировать интерес к исследованию и проектированию, стремлению активно участвовать в различных творческих конкурсах.
В результате можно увидеть, что модель наставничества «Учитель-ученик» создает благоприятные условия для полноценного развития личности, способствует развитию мотивации личности к познанию и творчеству, расширяет познавательные возможности и раскрывает творческие способности личности в избранной области деятельности, что помогает для самореализации, самоопределения личности. Результатом всей этой работы стали достижения наставляемого и признание его деятельности независимым жюри.
В заключении хочется отметить, что на сегодняшний день в системе образования появляется множество новейших методов и задачи, ставятся новые цели, так как современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий.
Но по-прежнему, одной из эффективных форм работы с детьми остается технология наставничества и успешное ее внедрение, как в общеобразовательной школе, так и в учреждениях дополнительного образования.
Список литературы:
- Леонтович А. В. Модель научной школы и практика организации исследовательской деятельности учащихся/ А. В. Леонтович // Школ.технологии.- 2001.
- Матяш Н.В., Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших школьников М.: Вентана – Граф, 2002
- Белобородов Н.В. Социальные творческие проекты в школе. М.: Аркти, 2006.
- Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000.
- Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников. Начальная школа. 2005. №9
- Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе. Нач.школа. – 2004. – №2.
- Иванова Н.В. Из опыта использования проектного метода на уроках русского языка в начальной школе. Начальная школа.2008. №8
- Конышева Н.М. Проектная деятельность школьников. Современное состояние и проблемы. Начальная школа.2006. №1
- Меренкова О.Ю. Научно-исследовательская работа в школе: в помощь учителю, классному руководителю. Методическое пособие. – М.: УЦ Перспектива, 2011.
- Инструктивно-методический материал по организации деятельности наставников в Программе АСИ «Кадры будущего для регионов». Сост. Карпушина Н.Я., Карпушиной Е.Е./под ред. Кондакова А.М.
- Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. Нар.образование. – 2000. – №7.