статья на тему: Обучение творческому рассказыванию методом комментированного рисования

ФИО: Львова И.Я.
Свидетельство о публикации в электронном СМИ № AP-3435
Конкурс: Всероссийский конкурс педагогического мастерства работников дошкольных образовательных учреждений «Эффективные педагогические практики и современные технологии работы с детьми», в рамках реализации ФГОС дошкольного образования
Наименование конкурсной работы: статья на тему: Обучение творческому рассказыванию методом комментированного рисования
Итоговая оценка: 1 место,  86 баллов(-а)



Львова Ирина Яковлевна,

воспитатель в МБДОУ Д\с №40 г.Якутск

Обучение творческому рассказыванию методом комментированного рисования

 

Аннотация. В статье рассматривается вопрос обучения творческому рассказыванию методом комментированного рисования. 

В настоящее время остро стоит задача воспитания творческой личности. Работу над развитием творческих способностей личности надо начинать с дошкольного возраста. Многие психологи определяют «творчество» как деятельность, в результате которой человек создает новое, необычное, используя и проявляя воображение, реализуя замысел, находя самостоятельно методы и средства его воплощения. Словесное (литературное) творчество является одним из самых сложных видов творческой деятельности дошкольников. 

Ключевые слова: комментированное рисование, творчество, развитие речи, рассказ, творческий рассказ.

 

Словесное творчество требует от детей активной работы воображения, речи, мышления, проявление волевых усилий, внимательности. Следует отметить, что элементы творчества можно встретить не только в время рисования, лепки и игр, но и в любом детском произведении. Воображение и фантазии являются источником творчества, которые способствуют развитию творческого рассказывания у детей дошкольного возраста.

В творческом рассказе главной особенностью является то, что ребенок сам задумывает сюжет, придумывает героев, продумывает ход повествования и воплощает в процессе речевой деятельности. У ребенка должны быть такие умения как: сочинить завязку, ход события, кульминацию, развязку, не менее главное — это интересно, выразительно и точно рассказать свой рассказ [3]. Словесное творчество как считала О.С. Ушакова – это деятельность, возникающая под влиянием произведения искусства и впечатлений окружающей жизни, и выражаются в создании устных сочинений – рассказов, сказок, стихов [9].

Многие исследователи такие как: Л.С.Выготский, Н.А.Ветулина Е.А.Флерина и др. отмачают, что художественное творчество не осуществляется участия родителей, взрослых, которые принимаю активное участие в качестве критикой, экспертов и т.д. Только при правильном руководстве и обучению творческой деятельности ребенка, можно достичь высокого уровня. Большое значение в методике обучения творческому рассказыванию – это понимание особенностей формирования художественного и словесного творчества и участия в этом процессе педагога. 

Педагогические условия, необходимые для обучения творческому рассказыванию детей:

  1. «Постоянное обогащение детского опыта впечатлениями от жизни (экскурсии, наблюдение за трудом взрослых, просмотр фотографий, альбомов, иллюстраций в книгах и журналах, чтение книг).
  2. Обогащение и активация дошкольного словаря.
  3. Творческий рассказ – продуктивный вид деятельности, конечным результатом которого должен быть связный, логически последовательный рассказ. В силу чего необходимо развитие у детей умения связно рассказывать, формировать у них знания о структуре связного высказывания, о композиции повествования и описания. Этим навыкам дети обучаются на предыдущих возрастных этапах, воспроизводя литературные тексты, составляя описания игрушек и картин, придумывая по ним рассказы.
  4. Правильное понимание детьми задания «придумать», т.е. создать нечто новое, рассказать о том, чего на самом деле не было, или ребенок этого сам не видел, но «придумал» [2].

Ребенок должен уметь связно рассказывать, владеть структурой высказывания, знать композицию повествования и описания. «К словесному творчеству можно отнести рассказы об игрушке, придумывание конца и начала к изображенному на картине эпизоду» [3]. 

Во время планирования связного высказывания очень хорошо помогает наглядное моделирования, это использование сюжетных картин, схем, картинки, таблицы. эти материалы вспомогательны, они помогают надолго удерживать усвоенный словесный материал в памяти. Одним из действительных видов работы по развитию речи это прием комментированного рисования – это моделирование коммуникативной ситуации, центром которой является создание взрослым схематической зарисовки на тему, отражающую ближайший опыт детей, и организация общения детей между собой. «Основное внимание уделяется комментированию действий персонажей рисунка, их мыслей и чувств. О.П. Гаврилушкина в работе с детьми предлагает использовать комментированное рисование, как прием речевой активности детей, когда по поводу появляющегося схематического изображения ситуаций, отражающих бытовой, игровой, познавательный, эмоциональный опыт детей, они вступали в общение, упражнялись во всех типах коммуникативных высказываний» [8, c. 11 – 12]. Она описывала следующие методики – все занятия строятся по коммуникативному принципу. Это когда на каждом занятии: 

  1. Организуется оптимальные условия для мотивации детской речи и потребности в ней: ребенок должен знать, почему и зачем он рассказывает; 
  2. Обеспечивается условие общения – ребенок обязательно адресует вопросы, сообщения, побуждения кому-либо.
  3. Поддерживается и мотивируется речевая инициатива (активность) каждого из детей; 
  4. На основе личного опыта детей производится целенаправленный отбор содержания для обсуждения; 
  5. Используются различные коммуникативные средства [4, c. 15].

 Н.В. Микляева выделила в своей работе семь правил проведения комментированного рисования разработанные по О.П. Гаврилушкиной:

1 правило: Использование приема транслирования информации выступает в качестве первого и основного правила поведения взрослого во время «комментированного рисования».

2 правило: в теме рисования и творческих рассказов детей служат детские впечатления, повседневная жизнь, игры, наблюдения в природе и пр.

3 правило: главными героями в рисунках и рассказах выступают сами дети.

4 правило: Взрослый не сразу исправляет речь ребенка.

5 правило: Воспитатель создает схематические информационно-смысловые изображения, не ставит перед собой художественных целей, рисует быстро, передавая только главное, существенное. При обучении творческому рассказыванию воспитатель больше уделяет внимание составлению и рассказыванию детей. 

6 и 7 правило: В целях формирования единства образных движений и слова важно предложить детям не только рассказывать что нарисовали, но и показывать детям с помощью изобразительных движений, а формы физкультминуток могут быть разными, такими как: драматизации, имитационные движения, сопровождаемые коммуникативной речью [8].

Из вышеизложенного можно предположить, что прием комментированного рисования, является действенным методом по обучению творческому рассказыванию детей. Так же, как писалось ранее, дети быстрее подбирают слова, имея перед собой наглядный материал. Такая организация речевой работы помогает нам создать внешний план монологического связного рассказывания для ребенка.

Таким образом, обучение детей творческому рассказыванию приемом комментированного рисования должно проводится в определенном алгоритме и последовательности, где происходит переход «от простого к сложному» это переход с первого этапа, где дети развивают речевые умения по пересказыванию с использованием вспомогательных наглядных материалов  это служит основанием для следующего второго этапа – составлениям рассказов по серии картин, по одной картине, описательных рассказов. Дети на этом этапе изучают речевой образец для лучшего усвоения помимо сюжетных картин и мнемотаблиц, после происходит переход на третий главный этап, в котором подключается сказка и закрепляются речевые умения предыдущих этапов. Далее дети начинают составлять творческие рассказы с помощью приема комментированного рисования.

 

Список литературы

 

  1. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников / М. М Алексеева, В. И. Яшина. М.: Академия, 2010. 400 с.
  2. Арушанова, А. Г. К проблеме определения уровня речевого развития дошкольника / М.: Институт национальных проблем образования МОРФ, 2010. 198 с.
  3. Ветлугина, Н. А. Воспитание и обучение детей шестого года жизни: кн. Для воспитателя детского сада / Н. А. Ветлугина, Р. С. Буре, Т. И. Осокина: под ред. Л. А. Парамоновой, О. С. Ушаковой. М.: Просвещение, 1987. 287 с.
  4. Граврилушкина, О. П. Работа по развитию коммуникативного поведения дошкольников в условиях детского сада [Текст] / О.П. Гаврилушкина // Ребенок в детском саду. – 2003. – № 2. – С. 12 – 20.
  5. Гербова, В. В. Развитие речи в детском саду. М.: Мозаика – Синтез. 2006. 32 с.
  6. Гомзяк, О. С. Развитие связной речи у шестилетних детей. Конспекты занятий. / М.: ТЦ Сфера. 2007. 96 c.
  7. Короткова, Э. П. Приемы обучения рассказыванию / Дошкольное воспитание, 2014. № 10. С. 28-34.
  8. Микляева, Н. В. Комментированное рисование в детском саду: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 128 с.
  9. Ушакова, О. С. Развитие речи детей 3-5 лет. Программа комплексных занятий, методические рекомендации (по ФГОС). М.: ТЦ Сфера, 2015. 192 c.