Игровое пособие “Воздушный змей”

ФИО: Хворова Е.О.
Свидетельство о публикации в электронном СМИ № AP-3439
Конкурс: Всероссийский конкурс педагогического мастерства работников дошкольных образовательных учреждений «Эффективные педагогические практики и современные технологии работы с детьми», в рамках реализации ФГОС дошкольного образования
Наименование конкурсной работы: Игровое пособие "Воздушный змей"
Итоговая оценка: 1 место,  91 баллов(-а)



Кемеровская область – Кузбасс, город Осинники

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 40 «Подснежник»

Заведующий МБДОУ: Килина Юлия Владимировна

Методические рекомендации 

по использованию  игрового пособия   

«Воздушный змей»

                                                   Авторы: 

                                      Гач Ирина Богдановна, учитель-логопед,

                                                   Хворова Екатерина Олеговна, учитель-логопед

             

Методические рекомендации 

по использованию игрового пособия «Воздушный змей»

    Игровое пособие  «Воздушный змей»  предназначено для работы  с детьми  старшего дошкольного возраста  5 – 7 лет. Данное пособие ориентировано  для детей с тяжелыми нарушениями речи (далее – ТНР) и предназначено  для  автоматизации поставленных звуков в слогах. Автоматизация поставленного звука – это длительный и сложный процесс. Успех автоматизации звука зависит от многообразия и яркости используемого материала. 

          Описание игрового пособия  «Воздушный змей».  Данное пособие  состоит из игрового поля, на котором изображен воздушный змей, поле для задания – таблица из 3 ячеек сверху и 3 снизу. Цифр для задания от 1 до 3 (можно и больше). Наборы слогов, слоги размещены на геометрических фигурах  разного цвета. В слогах используются гласные звуки в сочетании с согласным, который необходимо автоматизировать. 

       Инновационность игрового пособия «Воздушный змей» заключается в том, что работая с детьми с ТНР, при автоматизации звука в слогах, необходимо использовать игровые приемы, так как слоги не несут смысловой нагрузки и данным пособием мы заинтересовываем ребенка тем самым, быстрее вводим звуки в речь. Если ребенку предложить красочный материал, при работе с которым необходимо выполнять не сложные задания, эффективность автоматизации звука в слогах будет в разы выше, чем при простом повторении слогов за педагогом. Часто педагоги не очень долго задерживаются на этапе автоматизации звуков в слогах, т.к. это не интересно детям и именно поэтому возникла идея создания пособия, которое заинтересует ребенка и поможет сделать это этап работы более ярким и интересным.   

Соответствие психофизиологическим  особенностям возрастной, целевой группы игры. Дети с тяжелыми  нарушениями речи обычно имеют функциональные или органические отклонения в состоянии центральной нервной системы. Такие дети  быстро устают, утомляются, что сказывается на общем поведении ребенка, на его самочувствии. У детей с ТНР отмечаются неустойчивость внимания и памяти, особенно речевой, низкий уровень понимания словесных инструкций, недостаточность регулирующей функции речи, низкий уровень контроля за собственной деятельностью, нарушение познавательной деятельности, низкая умственная работоспособность. 

  Данное пособие помогает  детям с ТНР в коррекции  их психофизиологических особенностей,   знакомит со звуками русского языка, учит анализировать и синтезировать, развивает фонематический слух и восприятие. От знакомства со звуком дети переходят к знакомству с буквой, которая служит зрительной опорой.

Актуальность игрового пособия «Воздушный змей» заключатся в том, что применяя данное пособие в работе с детьми с ТНР, будет эффективнее вводиться в речь поставленный звук. Дети в игровой форме и в свободной речи, стараются проговаривать звуки.

 Данное пособие можно использовать во время логопедических занятий:  индивидуальных, подгрупповых. Использовать игровое пособие лучше с детьми, которые уже умеют сливать слоги, но даже, если ребенок не читает, то педагог называет слог, показывает на него и ребенок повторяет и запоминает образ буквы и старается сам сливать слог.  

Варианты использования игрового пособия «Воздушный змей»:

  1. Ребенку предлагается игровое поле, с изображением воздушного змея. Поле с заданием: цифры от 1 до 3. Набор геометрических фигур, разного цвета с напечатанными в них слогами. Педагог заполняет поле с заданием – выкладывает цифры, в верхние ячейки, а ниже помещает геометрические фигуры. Ребенок должен выбрать необходимые геометрические фигуры и соотносит их цифрой, какая цифра стоит над геометрической фигурой, столько таких же фигур необходимо поместить на «хвост» воздушного змея. При выполнении задания, ребенок произносит слоги, которые он поставил.
  2. В следующем варианте, ребенок сам задает необходимое количество слогов и выбирает слоги. Далее игра идет так же, как и в первом варианте.
  3. Ребенку предлагается раскраска воздушного змея. Ребенок раскрашивает ее и далее ход игры повторяется. Либо педагог задает задание, либо ребенок сам выставляет задание себе. 
  4. Задание предлагается то же, что и в первых вариантах, но в конце, после того как ребенок назвал слоги, ему предлагают выбрать картинки, названия которых начинаются на заданные слоги. 

Описание технологии производства. Пособие изготавливается при использовании ИКТ. Необходимо найти и выбрать изображения воздушного змея, распечатать на фотобумаге. Таблицу, цифры и слоги изготавливаются в программе Microsoft Word и так же распечатываются на фотобумаге или можно использовать ламинирование.