МБОУ «Приморский ЦО»
отделение дошкольного образования Глебычевского филиала
ПРОЕКТ
«Моя малая Родина»
по нравственно- патриотическому воспитанию
в старшей группе.
на 2023 – 2024 уч. год
Воспитатель Золотникова С.Г.
Вид проекта: информационно -практико-ориентированный
Сроки реализации проекта: долгосрочный.
Участники проекта: воспитанники старшей группы, родители воспитанников, педагоги детского сада.
Проблема: дети не задумываются о том, что посёлок, в котором они живут это их малая родина. Не знают историю своего посёлка, достопримечательности.
Актуальность темы обусловлена тем, что проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Принята государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», ориентированная на все социальные слои и возрастные группы граждан России. В связи с этим заметно активизировалась работа исследователей и дошкольных образовательных учреждений, одна за другой стали проводиться научно- практические конференции по вопросам патриотического воспитания детей.
В рамках ФГОС ДО направление патриотическое воспитание входит в область
«Социально – коммуникативное развитие» и направленно на:
- расширение представлений о родном крае, о его достопримечательностях, о Москве, Российской Армии, героях космоса;
- формирование любви к Родине, чувства гордости за еѐ достижения;
- воспитание интернациональных чувств и уважении к людям разных национальностей и их обычаям.
Содержание проекта «Я маленький гражданин большой России построено в соответствии с требованиями ФГОС ДО и отражает основные направления приобщения детей к различным аспектам социальной культуры, включенным в контекст патриотического, нравственного, интернационального, воспитания.
- воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы»
Цель программы: Воспитывать в детях любовь к Родине, к своему поселку, своей семье, друзьям. Формировать гражданственность, воспитывать патриотизм.
Задачи программы:
- Формирование духовно – нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, детскому саду, городу, родной природе, культурному наследию своего народа.
- Воспитание уважительного отношения к людям, родной земле, символике, традициям и обычаям.
- Формирование представление о Родине.
- Расширение представлений о Российской Армии, воспитывать уважение к защитникам Отечества.
- Вовлечение родителей в совместную деятельность с детьми и педагогами ДОУ по духовно – нравственному воспитанию детей.
- Развитие и совершенствование связной речи у детей.
Тип проекта: творческий, познавательный, групповой.
Участники проекта: дети данной группы, педагоги, родители.
Ожидаемые результаты.
- Ребѐнок будет иметь углублѐнные знания о родном крае, его природе, о родном посѐлке и его достопримечательностях. Испытывать интерес к жизни родного посѐлка.
- Будет иметь представление об истории г.Выборга, отраженной в названиях улиц и памятников.
- Будет иметь представление о г. Москва, как столице России. Будет знать символику страны.
- Будет проявлять интерес к происходящим событиям в стране.
- У ребѐнка будет сформирована гендерная, семейная и гражданская принадлежность, патриотические чувства, чувство принадлежности к мировому сообществу.
- Будет сформировано уважение к человеку-труженику и желание принимать посильное участие в труде.
- У ребѐнка будут расширенные представления об истории семьи. Он будет испытывать чувство привязанности к семье и дому.
- С большим уважением будет относится к Российской Армии, защитникам Отечества, к памяти павших бойцов.
- Ребенок будет гордиться своей Родиной – Россией, еѐ достижениями.
старший дошкольный возраст (5-6 лет) – «Моя Родина- Россия».
Знакомство со столицей России, с символикой государства. Воспитание любви к своему отечеству должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к другим народам, соблюдением традиций.
Систему работы можно представить следующим образом: семья>детский сад>родная улица> родной поселок>родная страна.
Реализуется проект интегративно через все образовательные области, при проведении НОД, в совместной деятельности педагога с детьми, в ходе режимных моментов и в самостоятельной деятельности детей.
Перспективное тематическое планирование
Моя Родина Россия (5-6 лет)
Месяц | Тема | Цель |
Сентябрь | «Моя малая Родина» | Познакомить с историей поселка;
Расширить представления о различных предприятиях поселка; Развитие творческих способностей; Воспитывать любовь к родному краю. |
Октябрь | «Осень в поселке» | Расширить знания детей о родном поселке, о красоте природы, ее характерных особенностях;
Познакомить с символикой поселка, прививать любовь к Родине; Развивать творческое восприятие, учить передавать красоту природы в рисунке; Развивать память и воображение. |
Ноябрь | «Здравствуйте, это я и моя семья» | Закреплять представления о родственных отношениях, воспитывать любовь к семье;
Закреплять знания о профессии родителей, о домашних адресах; Расширить познания о транспорте поселка; Развивать творческую направленность через сюжетно-ролевую игру. |
Декабрь | «Новый год у ворот» | Формировать представление о народных традициях;
Познакомить с новогодними традициями; Закрепить знания о семейных традициях празднования нового года; Побуждать желание изготавливать и дарить подарки. |
Январь | «Мы – Россияне» | Познакомить с такими понятиями, как «Родина», «Отечество»;
Развивать чувство принадлежности, любовь к своей стране; Развивать творческое восприятие, учить передавать красоту природы в рисунке; |
«Русские богатыри» | Дать представление о богатырях, познакомить с вооружением;
Развивать связную, монологическую речь дошкольников; Развивать мышление и воображение; Развивать творческое восприятие. |
|
Февраль | «Наша Армия» | Расширить познания об армии, о военных родного поселка;
Воспитывать чувство уважения к Российской армии; Развивать творческое восприятие. |
«Государственные символы России: герб, флаг, гимн» | Познакомить детей с символами России, формировать уважительное отношение к государственным символам;
Воспитывать чувство патриотизма; Развивать творческое восприятие. |
|
Март | «Мама – первое слово» | Расширить представление детей о жителях родного поселка;
Формировать образ матери в сознании детей, любовь и уважение к ее ежедневному труду; Развивать восприятие и память. |
«Москва – столица нашей Родины»
. |
Познакомить детей со столицей нашей страны;
Расширить познания детей о учреждениях родного поселка; Развивать воображение и мышление; Воспитывать чувство патриотизма. |
|
Апрель | «Все профессии нужны, все профессии важны» | Расширить познания о профессиях, воспитывать чувство гордости за людей, живущих и работающих в родном поселке;
Дать представление о Дне космонавтики, как о важном празднике в нашей стране; Развивать творческое мышление. |
«Неофициальная символика России (береза, ромашка, матрешка)» | Познакомить детей с неофициальной символикой нашей страны;
Воспитывать любовь и уважение к Родине и ее символам; Развивать творческое мышление. |
|
Май | «День Победы»
. |
Продолжить знакомить детей с историей ВОВ;
Воспитывать чувство гордости за защитников Родины; Обогащать знания детей о боевом прошлом поселка; Закрепить полученные знания о родном поселке. |
Итоговое мероприятие:
Викторина «Моя малая Родина»
Цель: обобщить и систематизировать знания детей о своей «малой» Родине.
Разминка
- В какой стране мы живем?
- В каком селе мы живем?
- На какой улице расположен детский сад?
- Назови свой адрес.
- В нашем селе есть разные улицы. Кто знает, как они называются?
- В наших лесах живут различные животные. Какие?
- Назовите птиц, которые зимуют с нами? Которые прилетают к нам на лето?
«Достопримечательности села»
Воспитатель располагает на доске иллюстрации с изображением достопримечательностей села. Дети должны внимательно их рассмотреть и рассказать, что на них изображено.
«Знатоки»
Воспитатель: Дети, вы знаете, что в селе много разных зданий. Все они различаются по своему назначению. Я предлагаю ответить на мои вопросы и узнать, что это за здание.
- Как называется здание, в которое дети приходят утром, занимаются, играют, а вечером их забирают домой родители? (детский сад).
- Как называется здание, в котором мы можем купить продукты? (магазин).
- Как называется здание, в котором живут люди? (дом).
- Как называется здание, в котором лечат детей? (поликлиника, больница).
- В этом здании мы можем отправить письмо или посылку? (почта).