Персонализированная программа наставничества “Педагог-студент”

ФИО: Богомякова А.А.
Свидетельство о публикации в электронном СМИ № AP-3465
Конкурс: Всероссийский конкурс педагогических работников «Лучшие практики наставничества», в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование»
Наименование конкурсной работы: Персонализированная программа наставничества "Педагог-студент"
Итоговая оценка: 1 место,  83 баллов(-а)



 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

гимназия № 1

НОМИНАЦИЯ «ЛУЧШАЯ ПРОГРАММА НАСТАВНИЧЕСТВА»

 

ФОРМА «ПЕДАГОГ-СТУДЕНТ»

вариант взаимодействия «успешный профессионал – студент, выбирающий профессию»)

на период 1 учебный год

Техника взаимодействия «баддинг»

Наставник: Богомякова А.А., 

учитель английского языка

Наставляемый: 

Колобчук М.Ю.,

студентка ПИ ТОГУ

2023

 

РАЗДЕЛ 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 

 

Целью программы наставничества является оказание помощи студенту в его профессиональном становлении и создание условий для самореализации и приобретения практических навыков, необходимых для педагогической деятельности.

 

              Задачи программы наставничества:

  1. Создание атмосферы поддержки студента, находящегося в педагогическом коллективе;
  2. Оказание методической и практической помощи студенту в повышении общедидактического и методического уровня организации учебно- воспитательной деятельности, в планировании и организации учебной деятельности;
  3. Создание условий для формирования индивидуального стиля творческой деятельности;
  4. Развитие потребности и мотивации в непрерывном самообразовании и профессиональном самосовершенствовании.

           

          Этапы наставничества:

1.Работа с документацией.

2.Планирование и организация работы по предметам. 

3.Планирование и организация воспитательной работы.

4.Работа по самообразованию.

5.Психолого-педагогическая поддержка.

  1. Руководство и контроль за деятельностью студента.

 

РАЗДЕЛ 2. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ УЧАСТНИКОВ ПРОГРАММЫ НАСТАВНИЧЕСТВА.

К зоне ответственности наставника относится:

          1.использование только утвержденных/действующих нормативных документов, определяющих и регулирующих освоение/владение учителем компетентностями в медиативных технологиях;

          2.добросовестное ведение документации, установленной программой наставничества;

  1. решение всех выдвинутых программой задач;

          4.представление опыта формирования компетенций в конкурсах различного уровня;

  1. обмен профессиональным опытом с наставляемым;
  2. соблюдение норм этики взаимоотношений.

          Обязанности наставника:

  1. Знать требования законодательства в сфере образования, нормативных актов, определяющих права и обязанности студента.

          2.Разрабатывать совместно со студентом план профессионального становления с учётом уровня его интеллектуального развития, педагогической, методической и профессиональной подготовки по предмету.

          3.Изучать деловые и нравственные качества студента, его отношение к проведению занятий, коллективу школы, учащимся и их родителям, увлечения, наклонности, круг досугового общения.

          4.Знакомить студента со школой, с расположением учебных кабинетов, классов, служебных и бытовых помещений.

          5.Вводить в должность (знакомить с основными обязанностями, требованиями, предъявляемыми к педагогу, правилами внутреннего распорядка, охраны труда и техники безопасности).

          6.Проводить необходимое обучение; контролировать и оценивать самостоятельное проведение учебных занятий и внеклассных мероприятий; давать конкретные задания с определённым сроком их выполнения; контролировать работу, оказывать необходимую помощь.

          7.Оказывать студенту индивидуальную помощь в овладении педагогической профессией, практическими приёмами и способами качественного проведения занятий, выявлять и совместно устранять допущенные ошибки.

          8.Личным примером развивать положительное отношение к профессии, привлекать к участию общественной жизни коллектива, содействовать развитию общекультурного и профессионального кругозора.

          9.Подводить итоги работы студента, составлять отчёт по итогам наставничества с заключением о результатах прохождения адаптации, с предложениями по дальнейшей работе студента.

         Права наставника:

         1.Запрашивать необходимую для реализации программы документацию у куратора.

         2.Консультироваться с куратором и более компетентными специалистами.

         3.Вносить обоснованные коррективы в планы работы наставника и наставляемого, а также в программу наставничества в целом, согласовав их с наставляемым и куратором.

        4.Выбирать наиболее эффективные приемы и средства обучения наставляемого.

        5.Предлагать наставляемому участие в мероприятиях, подтверждающих овладение последним ИКТ-компетентностями.

        6.Вносить предложения администрации образовательной организации о поощрении наставляемого за отличные достижения и продукты деятельности.

 

К зоне ответственности наставляемого относится:

           1.использование только утвержденных/действующих нормативных документов, определяющих и регулирующих освоение/владение учителем компетентностями в медиативных технологиях;

           2.добросовестное ведение документации, установленной программой наставничества;

           3.решение всех выдвинутых программой задач;

           4.представление опыта формирования компетенций в конкурсах различного уровня;

           5.обмен профессиональным опытом с наставляемыми;

           6.соблюдение норм этики взаимоотношений.

           Обязанности наставляемого:

1.Изучать нормативные документы, определяющие его служебную деятельность, структуру, штаты, особенности деятельности школы и функциональные обязанности по занимаемой должности.

2.Выполнять план профессиональной практики в установленные сроки.

3.Постоянно работать над повышением профессионального мастерства, овладевать практическими навыками.

  1. Учиться у наставника передовым методам и формам работы, правильно строить свои взаимоотношения с ним.

5.Совершенствовать свой общеобразовательный и культурный уровень.

          Права наставляемого:

  1. Консультироваться с наставником вне плана программы взаимоотношений по мере необходимости и согласованию с последним.
  2. Вносить обоснованные коррективы в план работы наставляемого, а также в программу наставничества в целом, согласовав их с наставником.
  3. Выбирать наиболее эффективные приемы и средства обучения освоения программы наставничества.
  4. Участвовать в конкурсном движении наставничества.
  5. Участвовать в мероприятиях, подтверждающих овладение ИКТ-компетентностями.

 

Функции по управлению и контролю наставничества осуществляет заместитель директора по УВР.

          К зоне ответственности куратора относятся:

  1. контроль над выполнением цели и задач программы наставничества;
  2. согласование действий по корректировке программы наставничества с наставником и наставляемым;
  3. использование только утвержденных/действующих нормативных документов, определяющих и регулирующих освоение/владение учителем компетентностями в медиативных технологиях;
  4. своевременное информирование администрации образовательной организации о процессе, состоянии дел и результатах (промежуточных и итоговых) реализации программы наставничества;
  5. информирование наставника и наставляемого о возможных мероприятиях, позволяющих повысить рейтинг образовательной организации;
  6. представление практики наставничества по программе в конкурсном движении различных уровней;
  7. обеспечение пополнения медиатеки образовательной организации методическим продуктом;
  8. мотивирование наставника и наставляемого на взаимодействие;
  9. соблюдение норм этики взаимоотношений.

 

Утверждение кандидатуры наставника Богомяковой Анастасии Александровны, учителя английского языка осуществлено приказом директора МБОУ гимназии № 1 от 30.08.2023г. № 128/01-09.

Наставничество осуществляется при обоюдном согласии наставника Богомяковой А.А. и Колобчук М.Ю. Наставник Богомякова А.А. прикрепляется к наставляемому Колобчук М.Ю.на срок 1 год.

 

РАЗДЕЛ 3. НОРМАТИВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТУ НАСТАВНИЧЕСТВА И ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ РАЗРАБАТЫВАЕМОЙ ПРОГРАММЫ НАСТАВНИЧЕСТВА. 

 

Данная программа наставничества разработана в соответствии с Региональной методологией (Целевой моделью) наставничества, утвержденной распоряжением Министерства образования и науки Хабаровского края от 10 сентября 2020 г. N 887. Целью внедрения Целевой модели наставничества является максимально полное раскрытие потенциала личности наставляемого, необходимое для успешной личной и профессиональной самореализации. Одной из приоритетных форм наставничества является форма «работодатель-студент». Цель реализации данной формы состоит в получении обучающимися актуализированного профессионального опыта и развитие личностных качеств, необходимых для осознанного целеполагания, самореализации, профессиональной реализации и трудоустройства.

 

РАЗДЕЛ 4. ПЛАН ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПАРЫ, НАСТАВНИК-НАСТАВЛЯЕМЫЙ 

 

План мероприятий по взаимодействию пары:

пп

Мероприятие Дата Цель Планируемый результат Форма отчетности Срок отчетности
1 Знакомство, утверждение плана работы педагога-наставника со студентом. в течение года Создание доброжелательной атмосферы Повышение мотивации к дальнейшему сотрудничеству анкета сентябрь
2 Беседы в течение года Получение студентом актуализированного профессионального опыта и развитие личностных качеств Получение конкретных профессиональных навыков, необходимых для вступления в полноценную трудовую деятельность Презентации, конспекты В течение года
3 Практикумы в течение года Получение студентом актуализированного профессионального опыта и развитие личностных качеств Получение конкретных профессиональных навыков, необходимых для вступления в полноценную трудовую деятельность Презентации, конспекты В течение года
4 Мастер-классы в течение года Получение студентом актуализированного профессионального опыта и развитие личностных качеств Получение конкретных профессиональных навыков, необходимых для вступления в полноценную трудовую деятельность Презентации, конспекты В течение года
5 Часы психологии в течение года Получение студентом актуализированного профессионального опыта и развитие личностных качеств Получение конкретных профессиональных навыков, необходимых для вступления в полноценную трудовую деятельность Презентации, конспекты В течение года
6 Взаимопосещения уроков, внеклассных мероприятий, их анализ в течение года Ускорение процесса освоения основных навыков профессии Адаптация студента на потенциальном месте работы Презентации, конспекты В течение года
7 Итоги работы май Желание студента в дальнейшей работе в гимназии в качестве учителя Дальнейшее трудоустройство студента в гимназии Сформированная методическая копилка (папка с конспектами, разработанными уроками, внеклассными мероприятиями, банк электронных ресурсов, презентации и на электронном носителе и т.д.) май

 

План работы наставника:

 

пп

Мероприятие Дата Цель Планируемый результат Форма отчетности Срок отчетности
1 Час общения «Расскажи о себе»;

Заполнение анкеты

сентябрь Знакомство, создание доброжелательной атмосферы Повышение мотивации к дальнейшей совместной работе анкета сентябрь
2 Знакомство студента с традициями гимназии, правилами внутреннего распорядка, уставом сентябрь Создание доброжелательной атмосферы Повышение мотивации к дальнейшей совместной работе Методическая папка наставника сентябрь
3 Изучение содержания учебных программ, нормативных документов по организации образовательного процесса сентябрь Погружение студента в изучении документации, необходимой для дальнейшей работы Начало создания студентом собственной методической копилки  Методическая папка наставника сентябрь
4 Открытый урок для студента сентябрь Получение студентом актуализированного профессионального опыта и развитие личностных качеств Получение студентом конкретных профессиональных навыков, необходимых для вступления в полноценную трудовую деятельность Методическая папка наставника сентябрь
5 Практическое занятие по разработке технологической карты урока октябрь Получение студентом актуализированного профессионального опыта и развитие личностных качеств Содействие выработке навыков профессионального поведения, разработанная совместно технологическая карта урока Методическая папка наставника октябрь
6 Час психологии «Как быстрее адаптироваться в школе» октябрь Получение студентом актуализированного профессионального опыта Повышение уровня мотивированности и осознанности в вопросах саморазвития, конспект, презентация Методическая папка наставника октябрь
7 Открытый урок для студента октябрь Получение студентом актуализированного профессионального опыта и развитие личностных качеств Получение студентом конкретных профессиональных навыков, необходимых для вступления в полноценную трудовую деятельность Методическая папка наставника октябрь
8 Консультация «Документация классного руководителя» ноябрь Получение студентом актуализированного профессионального опыта и развитие личностных качеств Получение студентом конкретных профессиональных навыков, конспект Методическая папка наставника октябрь
9 Практикум «Методика проведения внеклассных мероприятий» ноябрь Получение студентом актуализированного профессионального опыта и развитие личностных качеств Ускорение процесса освоения студентом основных навыков профессии, конспект, презентация Методическая папка наставника ноябрь
10 Демонстрация классных часов педагога-наставника ноябрь Получение студентом актуализированного профессионального опыта и развитие личностных качеств Получение студентом конкретных профессиональных навыков Методическая папка наставника ноябрь
11 Консультация «Современный урок: структура и конструирование» декабрь Получение студентом актуализированного профессионального опыта и развитие личностных качеств Получение студентом конкретных профессиональных навыков, конспект, презентация Методическая папка наставника декабрь
12 Практикум «Анализ урока».  декабрь Получение студентом актуализированного профессионального опыта и развитие личностных качеств Получение студентом конкретных профессиональных навыков, конспект Методическая папка наставника декабрь
13 Открытый урок педагога-наставника и его структурный анализ декабрь Получение студентом актуализированного профессионального опыта и развитие личностных качеств Получение студентом конкретных профессиональных навыков Методическая папка наставника декабрь
14 Практикум «Эффективность урока – результат организации активной деятельности студента» январь Получение студентом актуализированного профессионального опыта и развитие личностных качеств Получение студентом конкретных профессиональных навыков, конспект, презентация Методическая папка наставника январь
15 Мастер-класс «Использование современных образовательных технологий в учебном процессе» январь Получение студентом актуализированного профессионального опыта и развитие личностных качеств Получение студентом конкретных профессиональных навыков, конспект, презентация Методическая папка наставника январь
16 Практикум  «Разработка тематических поурочных планов и планов воспитательной работы» январь Получение студентом актуализированного профессионального опыта и развитие личностных качеств Получение студентом конкретных профессиональных навыков, конспект, презентация Методическая папка наставника январь
17 Посещение урока студента, самоанализ урока февраль Получение студентом актуализированного профессионального опыта и развитие личностных качеств Получение опыта, готовая технологическая карта урока Методическая папка наставника февраль
18 Практикум «Оптимизация выбора методов и средств обучения при организации различных видов урока» февраль Получение студентом актуализированного профессионального опыта и развитие личностных качеств Получение студентом конкретных профессиональных навыков, конспект, презентация Методическая папка наставника февраль
19 Обзор периодической педагогической печати и электронных ресурсов февраль Формирование банка электронных ресурсов для студента Сформированный банк ресурсов для дальнейшей работы студента Методическая папка наставника февраль
20 Практическое занятие «Организация индивидуальной работы с учениками» март Получение студентом актуализированного профессионального опыта и развитие личностных качеств Получение студентом конкретных профессиональных навыков, конспект, презентация Методическая папка наставника март
21 Посещение урока студента, самоанализ урока март Получение студентом актуализированного профессионального опыта Получение опыта, готовая технологическая карта урока Методическая папка наставника март
22 Час психологии «Проблемы дисциплины на уроках», практикум по решению педагогических ситуаций март Получение студентом актуализированного профессионального опыта и развитие личностных качеств Получение студентом конкретных профессиональных навыков, конспект, презентация Методическая папка наставника март
23 Практикум «Содержание, формы и методы работы педагога с родителями» апрель Получение студентом актуализированного профессионального опыта и развитие личностных качеств Получение студентом конкретных профессиональных навыков, конспект, презентация Методическая папка наставника апрель
24 Посещение классного часа, подготовленного студентом, самоанализ  апрель Получение студентом актуализированного профессионального опыта Получение опыта, готовая технологическая карта  Методическая папка наставника апрель
25 Час психологии «Основные проблемы начинающего педагога (студента) в период адаптации в школе» апрель Получение студентом актуализированного профессионального опыта и развитие личностных качеств Получение студентом конкретных профессиональных навыков, конспект, презентация Методическая папка наставника апрель
26 Подведение итогов работы по наставничеству,  семинар педагогических идей, методическая выставка достижений студента в результате работы с наставником май Подведение итогов выполнения плана работы и реализации программы Обобщение опыта Методическая папка со всеми конспектами,  разработанными материалами, справками, отчетами о проделанной работу май

 

План работы наставляемого:

 

пп

Мероприятие Дата Цель Планируемый результат Форма отчетности Срок отчетности
1 Час общения «Расскажи о себе»;

Заполнение анкеты

сентябрь Знакомство, в результате которого необходимо настроиться на дальнейшее сотрудничество Погружение в доброжелательную атмосферу Анкета,

создание собственной методической копилки

сентябрь
2 Знакомство с традициями гимназии, правилами внутреннего распорядка, уставом сентябрь Создание доброжелательной атмосферы Повышение мотивации к дальнейшей совместной работе Собственная методическая копилка сентябрь
3 Изучение содержания учебных программ, нормативных документов по организации образовательного процесса сентябрь Погружение в изучение документации, необходимой для дальнейшей работы Начало создания  собственной методической копилки  Собственная методическая копилка сентябрь
4 Посещение уроков педагога-наставника сентябрь Получение актуализированного профессионального опыта и развитие личностных качеств Получение конкретных профессиональных навыков, необходимых для вступления в полноценную трудовую деятельность Собственная методическая копилка сентябрь
5 Участие в практическом занятии по разработке технологической карты урока октябрь Получение актуализированного профессионального опыта и развитие личностных качеств Выработка навыков профессионального поведения, разработанная совместно технологическая карта урока Собственная методическая копилка октябрь
6 Участие в психологическом практикуме «Как быстрее адаптироваться в школе» октябрь Получение актуализированного профессионального опыта Повышение уровня мотивированности и осознанности в вопросах саморазвития, конспект, презентация Собственная методическая копилка октябрь
7 Посещение уроков педагога-наставника октябрь Получение актуализированного профессионального опыта и развитие личностных качеств Получение конкретных профессиональных навыков, необходимых для вступления в полноценную трудовую деятельность Собственная методическая копилка октябрь
8 Посещение консультации «Документация классного руководителя» ноябрь Получение актуализированного профессионального опыта и развитие личностных качеств Получение конкретных профессиональных навыков, конспект Собственная методическая копилка октябрь
9 Участие  в практикуме «Методика проведения внеклассных мероприятий» ноябрь Получение актуализированного профессионального опыта и развитие личностных качеств Ускорение процесса освоения основных навыков профессии, конспект, презентация Собственная методическая копилка ноябрь
10 Посещение классных часов педагога-наставника ноябрь Получение актуализированного профессионального опыта и развитие личностных качеств Получение конкретных профессиональных навыков Собственная методическая копилка ноябрь
11 Посещение консультации «Современный урок: структура и конструирование» декабрь Получение актуализированного профессионального опыта и развитие личностных качеств Получение конкретных профессиональных навыков, конспект, презентация Собственная методическая копилка декабрь
12 Участие в практикуме «Анализ урока» декабрь Получение актуализированного профессионального опыта и развитие личностных качеств Получение конкретных профессиональных навыков, конспект Собственная методическая копилка декабрь
13 Посещение уроков педагога-наставника и их структурный анализ декабрь Получение актуализированного профессионального опыта и развитие личностных качеств Получение конкретных профессиональных навыков Собственная методическая копилка декабрь
14 Участие в практикуме «Эффективность урока – результат организации активной деятельности студента» январь Получение актуализированного профессионального опыта и развитие личностных качеств Получение конкретных профессиональных навыков, конспект, презентация Собственная методическая копилка январь
15 Участие в мастер-классе «Использование современных образовательных технологий в учебном процессе» январь Получение актуализированного профессионального опыта и развитие личностных качеств Получение конкретных профессиональных навыков, конспект, презентация Собственная методическая копилка январь
16 Участие в практикуме  «Разработка тематических поурочных планов и планов воспитательной работы» январь Получение актуализированного профессионального опыта и развитие личностных качеств Получение конкретных профессиональных навыков, конспект, презентация Собственная методическая копилка январь
17 Демонстрация своего урока, его самоанализ февраль Получение актуализированного профессионального опыта и развитие личностных качеств Получение опыта, готовая технологическая карта урока Собственная методическая копилка февраль
18 Участие в практикуме «Оптимизация выбора методов и средств обучения при организации различных видов урока» февраль Получение актуализированного профессионального опыта и развитие личностных качеств Получение конкретных профессиональных навыков, конспект, презентация Собственная методическая копилка февраль
19 Обзор периодической педагогической печати февраль Формирование банка электронных ресурсов для студента Сформированный банк ресурсов для дальнейшей работы  Собственная методическая копилка февраль
20 Участие в практическом занятии «Организация индивидуальной работы с учениками» март Получение актуализированного профессионального опыта и развитие личностных качеств Получение конкретных профессиональных навыков, конспект, презентация Собственная методическая копилка март
21 Демонстрация урока, его самоанализ март Получение актуализированного профессионального опыта Получение опыта, готовая технологическая карта урока Собственная методическая копилка март
22 Участие в психологическом мероприятии «Проблемы дисциплины на уроках», практикум по решению педагогических ситуаций март Получение актуализированного профессионального опыта и развитие личностных качеств Получение конкретных профессиональных навыков, конспект, презентация Собственная методическая копилка март
23 Участие в практикуме «Содержание, формы и методы работы педагога с родителями» апрель Получение актуализированного профессионального опыта и развитие личностных качеств Получение конкретных профессиональных навыков, конспект, презентация Собственная методическая копилка апрель
24 Проведение классного часа, самоанализ апрель Получение актуализированного профессионального опыта Получение опыта, готовая технологическая карта  Собственная методическая копилка апрель
25 Участие в мероприятии «Основные проблемы начинающего педагога (студента) в период адаптации в школе» апрель Получение актуализированного профессионального опыта и развитие личностных качеств Получение конкретных профессиональных навыков, конспект, презентация Собственная методическая копилка апрель
26 Подведение итогов работы по наставничеству, участие в семинаре педагогических идей, своя методическая выставка достижений студента в результате работы с наставником май Подведение итогов выполнения плана работы и реализации программы Желание студента в дальнейшей работе в гимназии в качестве учителя Собственная методическая копилка май

 

РАЗДЕЛ 5. ПЕРЕЧЕНЬ МЕРОПРИЯТИЙ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИХ РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОГРАММЫ НАСТАВНИЧЕСТВА. 

  1. Размещение программы наставничества и результатов ее реализации на сайте образовательной организации.
  2. Представление куратором опыта реализации настоящей программы наставничества к конкурсу «Лучшая практика наставничества».
  3. Участие наставляемого в конкурсе «Лучший наставник».
  4. Разработка и обнародование наставляемым методической разработки образовательного материала с применением цифровых технологий.

 

РАЗДЕЛ 6. ПЕРЕЧЕНЬ ДОКУМЕНТОВ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИХ РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОГРАММЫ НАСТАВНИЧЕСТВА

 

  1. Положение о наставничестве в муниципальном районе; 
  2. Приказ директора школы о назначении наставника; 
  3. Соглашения между наставником и наставляемым;
  4. Журнал наставника; 
  5. Отчеты о деятельности наставника и наставляемого; 
  6. Анкеты и анализ результатов анкетирования наставника и наставляемого; 
  7. Протоколы заседаний педагогического и методического советов, на которых рассматривались вопросы наставничества; 
  8. Согласия на обработку персональных данных от участников наставнической программы.