Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
гимназия № 1
НОМИНАЦИЯ «ЛУЧШАЯ ПРОГРАММА НАСТАВНИЧЕСТВА»
ФОРМА «ПЕДАГОГ-СТУДЕНТ»
вариант взаимодействия «успешный профессионал – студент, выбирающий профессию»)
на период 1 учебный год
Техника взаимодействия «баддинг»
Наставник: Богомякова А.А.,
учитель английского языка
Наставляемый:
Колобчук М.Ю.,
студентка ПИ ТОГУ
2023
РАЗДЕЛ 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Целью программы наставничества является оказание помощи студенту в его профессиональном становлении и создание условий для самореализации и приобретения практических навыков, необходимых для педагогической деятельности.
Задачи программы наставничества:
- Создание атмосферы поддержки студента, находящегося в педагогическом коллективе;
- Оказание методической и практической помощи студенту в повышении общедидактического и методического уровня организации учебно- воспитательной деятельности, в планировании и организации учебной деятельности;
- Создание условий для формирования индивидуального стиля творческой деятельности;
- Развитие потребности и мотивации в непрерывном самообразовании и профессиональном самосовершенствовании.
Этапы наставничества:
1.Работа с документацией.
2.Планирование и организация работы по предметам.
3.Планирование и организация воспитательной работы.
4.Работа по самообразованию.
5.Психолого-педагогическая поддержка.
- Руководство и контроль за деятельностью студента.
РАЗДЕЛ 2. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ УЧАСТНИКОВ ПРОГРАММЫ НАСТАВНИЧЕСТВА.
К зоне ответственности наставника относится:
1.использование только утвержденных/действующих нормативных документов, определяющих и регулирующих освоение/владение учителем компетентностями в медиативных технологиях;
2.добросовестное ведение документации, установленной программой наставничества;
- решение всех выдвинутых программой задач;
4.представление опыта формирования компетенций в конкурсах различного уровня;
- обмен профессиональным опытом с наставляемым;
- соблюдение норм этики взаимоотношений.
Обязанности наставника:
- Знать требования законодательства в сфере образования, нормативных актов, определяющих права и обязанности студента.
2.Разрабатывать совместно со студентом план профессионального становления с учётом уровня его интеллектуального развития, педагогической, методической и профессиональной подготовки по предмету.
3.Изучать деловые и нравственные качества студента, его отношение к проведению занятий, коллективу школы, учащимся и их родителям, увлечения, наклонности, круг досугового общения.
4.Знакомить студента со школой, с расположением учебных кабинетов, классов, служебных и бытовых помещений.
5.Вводить в должность (знакомить с основными обязанностями, требованиями, предъявляемыми к педагогу, правилами внутреннего распорядка, охраны труда и техники безопасности).
6.Проводить необходимое обучение; контролировать и оценивать самостоятельное проведение учебных занятий и внеклассных мероприятий; давать конкретные задания с определённым сроком их выполнения; контролировать работу, оказывать необходимую помощь.
7.Оказывать студенту индивидуальную помощь в овладении педагогической профессией, практическими приёмами и способами качественного проведения занятий, выявлять и совместно устранять допущенные ошибки.
8.Личным примером развивать положительное отношение к профессии, привлекать к участию общественной жизни коллектива, содействовать развитию общекультурного и профессионального кругозора.
9.Подводить итоги работы студента, составлять отчёт по итогам наставничества с заключением о результатах прохождения адаптации, с предложениями по дальнейшей работе студента.
Права наставника:
1.Запрашивать необходимую для реализации программы документацию у куратора.
2.Консультироваться с куратором и более компетентными специалистами.
3.Вносить обоснованные коррективы в планы работы наставника и наставляемого, а также в программу наставничества в целом, согласовав их с наставляемым и куратором.
4.Выбирать наиболее эффективные приемы и средства обучения наставляемого.
5.Предлагать наставляемому участие в мероприятиях, подтверждающих овладение последним ИКТ-компетентностями.
6.Вносить предложения администрации образовательной организации о поощрении наставляемого за отличные достижения и продукты деятельности.
К зоне ответственности наставляемого относится:
1.использование только утвержденных/действующих нормативных документов, определяющих и регулирующих освоение/владение учителем компетентностями в медиативных технологиях;
2.добросовестное ведение документации, установленной программой наставничества;
3.решение всех выдвинутых программой задач;
4.представление опыта формирования компетенций в конкурсах различного уровня;
5.обмен профессиональным опытом с наставляемыми;
6.соблюдение норм этики взаимоотношений.
Обязанности наставляемого:
1.Изучать нормативные документы, определяющие его служебную деятельность, структуру, штаты, особенности деятельности школы и функциональные обязанности по занимаемой должности.
2.Выполнять план профессиональной практики в установленные сроки.
3.Постоянно работать над повышением профессионального мастерства, овладевать практическими навыками.
- Учиться у наставника передовым методам и формам работы, правильно строить свои взаимоотношения с ним.
5.Совершенствовать свой общеобразовательный и культурный уровень.
Права наставляемого:
- Консультироваться с наставником вне плана программы взаимоотношений по мере необходимости и согласованию с последним.
- Вносить обоснованные коррективы в план работы наставляемого, а также в программу наставничества в целом, согласовав их с наставником.
- Выбирать наиболее эффективные приемы и средства обучения освоения программы наставничества.
- Участвовать в конкурсном движении наставничества.
- Участвовать в мероприятиях, подтверждающих овладение ИКТ-компетентностями.
Функции по управлению и контролю наставничества осуществляет заместитель директора по УВР.
К зоне ответственности куратора относятся:
- контроль над выполнением цели и задач программы наставничества;
- согласование действий по корректировке программы наставничества с наставником и наставляемым;
- использование только утвержденных/действующих нормативных документов, определяющих и регулирующих освоение/владение учителем компетентностями в медиативных технологиях;
- своевременное информирование администрации образовательной организации о процессе, состоянии дел и результатах (промежуточных и итоговых) реализации программы наставничества;
- информирование наставника и наставляемого о возможных мероприятиях, позволяющих повысить рейтинг образовательной организации;
- представление практики наставничества по программе в конкурсном движении различных уровней;
- обеспечение пополнения медиатеки образовательной организации методическим продуктом;
- мотивирование наставника и наставляемого на взаимодействие;
- соблюдение норм этики взаимоотношений.
Утверждение кандидатуры наставника Богомяковой Анастасии Александровны, учителя английского языка осуществлено приказом директора МБОУ гимназии № 1 от 30.08.2023г. № 128/01-09.
Наставничество осуществляется при обоюдном согласии наставника Богомяковой А.А. и Колобчук М.Ю. Наставник Богомякова А.А. прикрепляется к наставляемому Колобчук М.Ю.на срок 1 год.
РАЗДЕЛ 3. НОРМАТИВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТУ НАСТАВНИЧЕСТВА И ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ РАЗРАБАТЫВАЕМОЙ ПРОГРАММЫ НАСТАВНИЧЕСТВА.
Данная программа наставничества разработана в соответствии с Региональной методологией (Целевой моделью) наставничества, утвержденной распоряжением Министерства образования и науки Хабаровского края от 10 сентября 2020 г. N 887. Целью внедрения Целевой модели наставничества является максимально полное раскрытие потенциала личности наставляемого, необходимое для успешной личной и профессиональной самореализации. Одной из приоритетных форм наставничества является форма «работодатель-студент». Цель реализации данной формы состоит в получении обучающимися актуализированного профессионального опыта и развитие личностных качеств, необходимых для осознанного целеполагания, самореализации, профессиональной реализации и трудоустройства.
РАЗДЕЛ 4. ПЛАН ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПАРЫ, НАСТАВНИК-НАСТАВЛЯЕМЫЙ
План мероприятий по взаимодействию пары:
№
пп |
Мероприятие | Дата | Цель | Планируемый результат | Форма отчетности | Срок отчетности |
1 | Знакомство, утверждение плана работы педагога-наставника со студентом. | в течение года | Создание доброжелательной атмосферы | Повышение мотивации к дальнейшему сотрудничеству | анкета | сентябрь |
2 | Беседы | в течение года | Получение студентом актуализированного профессионального опыта и развитие личностных качеств | Получение конкретных профессиональных навыков, необходимых для вступления в полноценную трудовую деятельность | Презентации, конспекты | В течение года |
3 | Практикумы | в течение года | Получение студентом актуализированного профессионального опыта и развитие личностных качеств | Получение конкретных профессиональных навыков, необходимых для вступления в полноценную трудовую деятельность | Презентации, конспекты | В течение года |
4 | Мастер-классы | в течение года | Получение студентом актуализированного профессионального опыта и развитие личностных качеств | Получение конкретных профессиональных навыков, необходимых для вступления в полноценную трудовую деятельность | Презентации, конспекты | В течение года |
5 | Часы психологии | в течение года | Получение студентом актуализированного профессионального опыта и развитие личностных качеств | Получение конкретных профессиональных навыков, необходимых для вступления в полноценную трудовую деятельность | Презентации, конспекты | В течение года |
6 | Взаимопосещения уроков, внеклассных мероприятий, их анализ | в течение года | Ускорение процесса освоения основных навыков профессии | Адаптация студента на потенциальном месте работы | Презентации, конспекты | В течение года |
7 | Итоги работы | май | Желание студента в дальнейшей работе в гимназии в качестве учителя | Дальнейшее трудоустройство студента в гимназии | Сформированная методическая копилка (папка с конспектами, разработанными уроками, внеклассными мероприятиями, банк электронных ресурсов, презентации и на электронном носителе и т.д.) | май |
План работы наставника:
№
пп |
Мероприятие | Дата | Цель | Планируемый результат | Форма отчетности | Срок отчетности |
1 | Час общения «Расскажи о себе»;
Заполнение анкеты |
сентябрь | Знакомство, создание доброжелательной атмосферы | Повышение мотивации к дальнейшей совместной работе | анкета | сентябрь |
2 | Знакомство студента с традициями гимназии, правилами внутреннего распорядка, уставом | сентябрь | Создание доброжелательной атмосферы | Повышение мотивации к дальнейшей совместной работе | Методическая папка наставника | сентябрь |
3 | Изучение содержания учебных программ, нормативных документов по организации образовательного процесса | сентябрь | Погружение студента в изучении документации, необходимой для дальнейшей работы | Начало создания студентом собственной методической копилки | Методическая папка наставника | сентябрь |
4 | Открытый урок для студента | сентябрь | Получение студентом актуализированного профессионального опыта и развитие личностных качеств | Получение студентом конкретных профессиональных навыков, необходимых для вступления в полноценную трудовую деятельность | Методическая папка наставника | сентябрь |
5 | Практическое занятие по разработке технологической карты урока | октябрь | Получение студентом актуализированного профессионального опыта и развитие личностных качеств | Содействие выработке навыков профессионального поведения, разработанная совместно технологическая карта урока | Методическая папка наставника | октябрь |
6 | Час психологии «Как быстрее адаптироваться в школе» | октябрь | Получение студентом актуализированного профессионального опыта | Повышение уровня мотивированности и осознанности в вопросах саморазвития, конспект, презентация | Методическая папка наставника | октябрь |
7 | Открытый урок для студента | октябрь | Получение студентом актуализированного профессионального опыта и развитие личностных качеств | Получение студентом конкретных профессиональных навыков, необходимых для вступления в полноценную трудовую деятельность | Методическая папка наставника | октябрь |
8 | Консультация «Документация классного руководителя» | ноябрь | Получение студентом актуализированного профессионального опыта и развитие личностных качеств | Получение студентом конкретных профессиональных навыков, конспект | Методическая папка наставника | октябрь |
9 | Практикум «Методика проведения внеклассных мероприятий» | ноябрь | Получение студентом актуализированного профессионального опыта и развитие личностных качеств | Ускорение процесса освоения студентом основных навыков профессии, конспект, презентация | Методическая папка наставника | ноябрь |
10 | Демонстрация классных часов педагога-наставника | ноябрь | Получение студентом актуализированного профессионального опыта и развитие личностных качеств | Получение студентом конкретных профессиональных навыков | Методическая папка наставника | ноябрь |
11 | Консультация «Современный урок: структура и конструирование» | декабрь | Получение студентом актуализированного профессионального опыта и развитие личностных качеств | Получение студентом конкретных профессиональных навыков, конспект, презентация | Методическая папка наставника | декабрь |
12 | Практикум «Анализ урока». | декабрь | Получение студентом актуализированного профессионального опыта и развитие личностных качеств | Получение студентом конкретных профессиональных навыков, конспект | Методическая папка наставника | декабрь |
13 | Открытый урок педагога-наставника и его структурный анализ | декабрь | Получение студентом актуализированного профессионального опыта и развитие личностных качеств | Получение студентом конкретных профессиональных навыков | Методическая папка наставника | декабрь |
14 | Практикум «Эффективность урока – результат организации активной деятельности студента» | январь | Получение студентом актуализированного профессионального опыта и развитие личностных качеств | Получение студентом конкретных профессиональных навыков, конспект, презентация | Методическая папка наставника | январь |
15 | Мастер-класс «Использование современных образовательных технологий в учебном процессе» | январь | Получение студентом актуализированного профессионального опыта и развитие личностных качеств | Получение студентом конкретных профессиональных навыков, конспект, презентация | Методическая папка наставника | январь |
16 | Практикум «Разработка тематических поурочных планов и планов воспитательной работы» | январь | Получение студентом актуализированного профессионального опыта и развитие личностных качеств | Получение студентом конкретных профессиональных навыков, конспект, презентация | Методическая папка наставника | январь |
17 | Посещение урока студента, самоанализ урока | февраль | Получение студентом актуализированного профессионального опыта и развитие личностных качеств | Получение опыта, готовая технологическая карта урока | Методическая папка наставника | февраль |
18 | Практикум «Оптимизация выбора методов и средств обучения при организации различных видов урока» | февраль | Получение студентом актуализированного профессионального опыта и развитие личностных качеств | Получение студентом конкретных профессиональных навыков, конспект, презентация | Методическая папка наставника | февраль |
19 | Обзор периодической педагогической печати и электронных ресурсов | февраль | Формирование банка электронных ресурсов для студента | Сформированный банк ресурсов для дальнейшей работы студента | Методическая папка наставника | февраль |
20 | Практическое занятие «Организация индивидуальной работы с учениками» | март | Получение студентом актуализированного профессионального опыта и развитие личностных качеств | Получение студентом конкретных профессиональных навыков, конспект, презентация | Методическая папка наставника | март |
21 | Посещение урока студента, самоанализ урока | март | Получение студентом актуализированного профессионального опыта | Получение опыта, готовая технологическая карта урока | Методическая папка наставника | март |
22 | Час психологии «Проблемы дисциплины на уроках», практикум по решению педагогических ситуаций | март | Получение студентом актуализированного профессионального опыта и развитие личностных качеств | Получение студентом конкретных профессиональных навыков, конспект, презентация | Методическая папка наставника | март |
23 | Практикум «Содержание, формы и методы работы педагога с родителями» | апрель | Получение студентом актуализированного профессионального опыта и развитие личностных качеств | Получение студентом конкретных профессиональных навыков, конспект, презентация | Методическая папка наставника | апрель |
24 | Посещение классного часа, подготовленного студентом, самоанализ | апрель | Получение студентом актуализированного профессионального опыта | Получение опыта, готовая технологическая карта | Методическая папка наставника | апрель |
25 | Час психологии «Основные проблемы начинающего педагога (студента) в период адаптации в школе» | апрель | Получение студентом актуализированного профессионального опыта и развитие личностных качеств | Получение студентом конкретных профессиональных навыков, конспект, презентация | Методическая папка наставника | апрель |
26 | Подведение итогов работы по наставничеству, семинар педагогических идей, методическая выставка достижений студента в результате работы с наставником | май | Подведение итогов выполнения плана работы и реализации программы | Обобщение опыта | Методическая папка со всеми конспектами, разработанными материалами, справками, отчетами о проделанной работу | май |
План работы наставляемого:
№
пп |
Мероприятие | Дата | Цель | Планируемый результат | Форма отчетности | Срок отчетности |
1 | Час общения «Расскажи о себе»;
Заполнение анкеты |
сентябрь | Знакомство, в результате которого необходимо настроиться на дальнейшее сотрудничество | Погружение в доброжелательную атмосферу | Анкета,
создание собственной методической копилки |
сентябрь |
2 | Знакомство с традициями гимназии, правилами внутреннего распорядка, уставом | сентябрь | Создание доброжелательной атмосферы | Повышение мотивации к дальнейшей совместной работе | Собственная методическая копилка | сентябрь |
3 | Изучение содержания учебных программ, нормативных документов по организации образовательного процесса | сентябрь | Погружение в изучение документации, необходимой для дальнейшей работы | Начало создания собственной методической копилки | Собственная методическая копилка | сентябрь |
4 | Посещение уроков педагога-наставника | сентябрь | Получение актуализированного профессионального опыта и развитие личностных качеств | Получение конкретных профессиональных навыков, необходимых для вступления в полноценную трудовую деятельность | Собственная методическая копилка | сентябрь |
5 | Участие в практическом занятии по разработке технологической карты урока | октябрь | Получение актуализированного профессионального опыта и развитие личностных качеств | Выработка навыков профессионального поведения, разработанная совместно технологическая карта урока | Собственная методическая копилка | октябрь |
6 | Участие в психологическом практикуме «Как быстрее адаптироваться в школе» | октябрь | Получение актуализированного профессионального опыта | Повышение уровня мотивированности и осознанности в вопросах саморазвития, конспект, презентация | Собственная методическая копилка | октябрь |
7 | Посещение уроков педагога-наставника | октябрь | Получение актуализированного профессионального опыта и развитие личностных качеств | Получение конкретных профессиональных навыков, необходимых для вступления в полноценную трудовую деятельность | Собственная методическая копилка | октябрь |
8 | Посещение консультации «Документация классного руководителя» | ноябрь | Получение актуализированного профессионального опыта и развитие личностных качеств | Получение конкретных профессиональных навыков, конспект | Собственная методическая копилка | октябрь |
9 | Участие в практикуме «Методика проведения внеклассных мероприятий» | ноябрь | Получение актуализированного профессионального опыта и развитие личностных качеств | Ускорение процесса освоения основных навыков профессии, конспект, презентация | Собственная методическая копилка | ноябрь |
10 | Посещение классных часов педагога-наставника | ноябрь | Получение актуализированного профессионального опыта и развитие личностных качеств | Получение конкретных профессиональных навыков | Собственная методическая копилка | ноябрь |
11 | Посещение консультации «Современный урок: структура и конструирование» | декабрь | Получение актуализированного профессионального опыта и развитие личностных качеств | Получение конкретных профессиональных навыков, конспект, презентация | Собственная методическая копилка | декабрь |
12 | Участие в практикуме «Анализ урока» | декабрь | Получение актуализированного профессионального опыта и развитие личностных качеств | Получение конкретных профессиональных навыков, конспект | Собственная методическая копилка | декабрь |
13 | Посещение уроков педагога-наставника и их структурный анализ | декабрь | Получение актуализированного профессионального опыта и развитие личностных качеств | Получение конкретных профессиональных навыков | Собственная методическая копилка | декабрь |
14 | Участие в практикуме «Эффективность урока – результат организации активной деятельности студента» | январь | Получение актуализированного профессионального опыта и развитие личностных качеств | Получение конкретных профессиональных навыков, конспект, презентация | Собственная методическая копилка | январь |
15 | Участие в мастер-классе «Использование современных образовательных технологий в учебном процессе» | январь | Получение актуализированного профессионального опыта и развитие личностных качеств | Получение конкретных профессиональных навыков, конспект, презентация | Собственная методическая копилка | январь |
16 | Участие в практикуме «Разработка тематических поурочных планов и планов воспитательной работы» | январь | Получение актуализированного профессионального опыта и развитие личностных качеств | Получение конкретных профессиональных навыков, конспект, презентация | Собственная методическая копилка | январь |
17 | Демонстрация своего урока, его самоанализ | февраль | Получение актуализированного профессионального опыта и развитие личностных качеств | Получение опыта, готовая технологическая карта урока | Собственная методическая копилка | февраль |
18 | Участие в практикуме «Оптимизация выбора методов и средств обучения при организации различных видов урока» | февраль | Получение актуализированного профессионального опыта и развитие личностных качеств | Получение конкретных профессиональных навыков, конспект, презентация | Собственная методическая копилка | февраль |
19 | Обзор периодической педагогической печати | февраль | Формирование банка электронных ресурсов для студента | Сформированный банк ресурсов для дальнейшей работы | Собственная методическая копилка | февраль |
20 | Участие в практическом занятии «Организация индивидуальной работы с учениками» | март | Получение актуализированного профессионального опыта и развитие личностных качеств | Получение конкретных профессиональных навыков, конспект, презентация | Собственная методическая копилка | март |
21 | Демонстрация урока, его самоанализ | март | Получение актуализированного профессионального опыта | Получение опыта, готовая технологическая карта урока | Собственная методическая копилка | март |
22 | Участие в психологическом мероприятии «Проблемы дисциплины на уроках», практикум по решению педагогических ситуаций | март | Получение актуализированного профессионального опыта и развитие личностных качеств | Получение конкретных профессиональных навыков, конспект, презентация | Собственная методическая копилка | март |
23 | Участие в практикуме «Содержание, формы и методы работы педагога с родителями» | апрель | Получение актуализированного профессионального опыта и развитие личностных качеств | Получение конкретных профессиональных навыков, конспект, презентация | Собственная методическая копилка | апрель |
24 | Проведение классного часа, самоанализ | апрель | Получение актуализированного профессионального опыта | Получение опыта, готовая технологическая карта | Собственная методическая копилка | апрель |
25 | Участие в мероприятии «Основные проблемы начинающего педагога (студента) в период адаптации в школе» | апрель | Получение актуализированного профессионального опыта и развитие личностных качеств | Получение конкретных профессиональных навыков, конспект, презентация | Собственная методическая копилка | апрель |
26 | Подведение итогов работы по наставничеству, участие в семинаре педагогических идей, своя методическая выставка достижений студента в результате работы с наставником | май | Подведение итогов выполнения плана работы и реализации программы | Желание студента в дальнейшей работе в гимназии в качестве учителя | Собственная методическая копилка | май |
РАЗДЕЛ 5. ПЕРЕЧЕНЬ МЕРОПРИЯТИЙ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИХ РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОГРАММЫ НАСТАВНИЧЕСТВА.
- Размещение программы наставничества и результатов ее реализации на сайте образовательной организации.
- Представление куратором опыта реализации настоящей программы наставничества к конкурсу «Лучшая практика наставничества».
- Участие наставляемого в конкурсе «Лучший наставник».
- Разработка и обнародование наставляемым методической разработки образовательного материала с применением цифровых технологий.
РАЗДЕЛ 6. ПЕРЕЧЕНЬ ДОКУМЕНТОВ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИХ РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОГРАММЫ НАСТАВНИЧЕСТВА.
- Положение о наставничестве в муниципальном районе;
- Приказ директора школы о назначении наставника;
- Соглашения между наставником и наставляемым;
- Журнал наставника;
- Отчеты о деятельности наставника и наставляемого;
- Анкеты и анализ результатов анкетирования наставника и наставляемого;
- Протоколы заседаний педагогического и методического советов, на которых рассматривались вопросы наставничества;
- Согласия на обработку персональных данных от участников наставнической программы.