Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности «Пластилинка» для детей 3 – 5 лет

ФИО: Гребенькова И.А.
Свидетельство о публикации в электронном СМИ № AP-3470
Конкурс: Всероссийский профессиональный конкурс педагогического мастерства педагогов дополнительного образования «Эффективные педагогические практики и современные технологии работы с детьми в системе дополнительного образования детей»
Наименование конкурсной работы: Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности «Пластилинка» для детей 3 – 5 лет
Итоговая оценка: 1 место,  85 баллов(-а)



Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребёнка – детский сад №110» г.Сыктывкара

Дополнительная общеобразовательная программа

художественной направленности

«Пластилинка»

для детей 3 – 5 лет

Срок реализации – 1 год

Разработала руководитель кружка:

Гребенькова Ирина Алексеевна,

 воспитатель

г. Сыктывкар

2023 г

Содержание

 

  1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1. Пояснительная записка…………………………………………………..…  2

1.2. Цели и задачи реализации Программы ……………………………..…….  4

1.3. Принципы и подходы к формированию Программы …………………….  4

1.4. Планируемые результаты реализации Программы …………………..….. 5

1.5. Педагогическая диагностика достижения планируемых результатов ….. 6

 

  1. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1. Задачи и содержание образовательной деятельности ……………………. 7

2.2. Описание форм, способов, методов и средств реализации Программы с учётом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов………………………………………………………………….……… 9

2.3. Тематическое планирование …………………………………………..….. 12

 

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ ……………………………………..…… 13

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ …………………………..…… 15

 

 

 

  1. ЦЕЛЕВОЙ  РАЗДЕЛ

 

1.1. Пояснительная записка

 

        Дополнительная общеобразовательная программа художественной 

направленности «Пластилинка» (далее Программа) разработана в 

соответствии со следующими нормативными документами:

– Федеральным законом Российской Федерации «Об образовании в 

Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ; 

– Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 

17.10 2013 №1155 «Об утверждении федерального государственного 

стандарта дошкольного образования»;

– Приказом Минпросвещения России от 25.11.2022 № 1028 «Об утверждении 

федеральной образовательной программы дошкольного образования»;

– Постановлением Правительства РФ «Правила оказания платных 

образовательных услуг» от 15.08.2013г. №706;

– Приказом Минпросвещения России от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

– Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской 

Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;

– Приказ Минпросвещения России от 09.11.2018 г. №196 «Об утверждении 

Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по 

дополнительным общеобразовательным программам»;

– Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных 

общеразвивающих программ в Республике Коми от 19 сентября 2019г. 307-

13/631;

 

         Дополнительная общеобразовательная программа художественной 

направленности «Пластилинка» направлена на развитие изобразительных художественно-творческих умений детей и развитие их мелкой моторики в процессе изготовления картин из пластилина.

       Дошкольное детство – очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребёнок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идёт разностороннее развитие ребёнка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества. Вот почему одним из наиболее близких и доступных видов продуктивной деятельности в детском саду является художественный ручной труд, создающий условия для вовлечения ребёнка в собственное творчество, в процессе которого создаётся что-то красивое, необычное.    

        Младший дошкольный возраст характеризуется возрастающей 

познавательной активностью, интересом к окружающему миру, стремлением 

к наблюдению, сравнению, способностью детей осознавать поставленные 

перед ними цели.

       В ходе реализации Программы дети младшей группы знакомятся с 

нетрадиционной техникой изобразительной деятельности –пластилинографией. На занятиях ребята создают лепные картины с изображением полуобъёмных предметов из пластилина на горизонтальной поверхности. Пластилинография — это один из новых видов изобразительной деятельности. Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графия» — создавать, рисовать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла.

       Работа с пластилином направлена на развитие мелкой моторики пальцев и кисти рук, которая в дошкольном возрасте у многих детей ослаблена, через интересные занятия по изготовлению пластилиновых картинок.        Специалисты в области раннего развития, уже давно настаивают на том, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребёнок и его мозг, необходимо тренировать руки. Именно это в дальнейшем даст ребёнку возможность легко обучаться новому, будь то иностранный язык, письмо или математика. Развитие навыков мелкой моторики важно ещё и потому, что вся дальнейшая жизнь ребёнка потребует использования точных, координированных движений руки и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

      Кроме того, что занятия пластилинографией способствуют интеллектуальному развитию детей, сам процесс деятельности с пластилином и полученные   результаты раскрывают творческие способности ребёнка, делают детский мир красочнее и духовно богаче. Создание пластилиновых картинок способствуют развитию таких психических процессов, как внимание, память, мышление. Пластилинография способствует развитию восприятия, пространственной ориентации, сенсомоторной координации детей, то есть тех значимых функций, которые необходимы для успешного обучения в школе. Дети учатся планировать свою работу и доводить её до конца. В процессе занятий с пластилином у ребёнка развивается умелость и сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются, у детей развивается пинцетное хватание, т. е. захват мелкого предмета двумя пальцами или щёпотью. Таким образом ребёнок подготавливает руку к освоению такого сложного навыка, как письмо. Во время занятий в интересной игровой форме обогащается словарь детей. В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с пластилином ведётся непрерывный разговор с детьми. Такая игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, формирование и активизацию словаря, пониманию ребёнком речи окружающих.

 

1.2. Цели и задачи реализации Программы

 

      Цель Программы: развитие творческих способностей и мелкой моторики пальцев рук у дошкольников через освоение нетрадиционной техники работы с пластилином – пластилинографии.

      Задачи Программы:

– формировать у детей интерес к художественному творчеству.

приобщать детей (в соответствии с возрастными особенностями) к базовым ценностям российского народа, в частности, созидательный труд, патриотизм, гуманизм, милосердие, взаимопомощь и др.

– учить детей различным приёмам лепки в технике пластилинографии.

– способствовать развитию у детей познавательной активности, развитию

творческого мышления, представления, воображения.

развивать и укреплять у детей мелкую моторику пальцев рук и зрительно-моторную координацию;

– развивать у детей самостоятельность, уверенность, положительную самооценку.

 

1.3. Принципы и подходы к формированию Программы

 

       Программа построена на следующих педагогических принципах обучения:

  1. Принцип доступности реализуется за счёт того, что все задания доступны детям, находятся в зоне актуального и ближайшего развития, подобраны с учётом возраста и индивидуальных особенностей детей.
  2. Принцип личностно – ориентированного общения заключается в признании ценности личности каждого ребенка и нацеленности обучения на раскрытие и развитие его индивидуальности. В процессе занятий дети выступают как активные исследователи, перенимают опыт воспитателя. Приоритетные формы общения педагога с детьми – это партнёрство, соучастие и взаимодействие.
  3. Принцип комфортности обеспечивает атмосфера доброжелательности,

вера в силы ребёнка, создание для каждого ребёнка ситуации успеха.

  1. Принцип интеграции заключается в сочетании основного вида деятельности лепки в технике пластилинографии с развитием речи, с игровой деятельностью, с развитием познавательных процессов.
  2. Принцип последовательности и систематичности обеспечивает равномерное накопление и углубление знаний, обучение происходит с переходом от известного к неизвестному, от простого к сложному. 
  3. Принцип свободы выбора предоставляет детям возможность

самим решить, как будет оформлена их картина, какой материал

выбрать. При использовании этого принципа особенно повышается

интерес к активной творческой деятельности.

  1. Принцип наглядности включает широкое использование соответствующей изучаемому материалу наглядности: иллюстрации, фотографии пейзажей, презентации, макеты, игрушки и др. 
  2. Принцип учёта этнокультурной ситуации развития детей реализуется через приобщение их к культуре Республики Коми и любви к родному краю и её природе.

 

1.4. Планируемые результаты реализации Программы

 

        В соответствии с ФГОС ДО специфика дошкольного возраста и системные особенности ДО делают неправомерными требования от ребёнка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений. Поэтому планируемые результаты освоения Программы представляют собой возрастные характеристики возможных достижений ребёнка дошкольного возраста на данном возрастном этапе.

        К концу обучения по Программе:

– Ребёнок способен создавать простые образы на картине посредством пластилинографии, используя разнообразные приёмы лепки – отщипывание, скатывания, раскатывание, сплющивание, прижимание, размазывание;

– Ребёнок способен располагать изображение на всём листе;

– Ребёнок способен проявлять творчество, усидчивость, аккуратность, трудолюбие в процессе выполнения пластилинографии.

– Ребёнок способен направлять свои действия на достижение простой, самостоятельно поставленной цели; знает, с помощью каких средств и в какой последовательности продвигаться к цели.

 

1.5. Педагогическая диагностика достижения планируемых результатов

 

     Педагогическая диагностика достижений планируемых результатов направлена на изучение деятельностных умений ребёнка, его личностных особенностей. Она позволяет выявлять особенности и динамику развития ребёнка, составлять на основе полученных данных индивидуальные образовательные маршруты освоения Программы, своевременно вносить изменения в организацию деятельности.

Результаты педагогической диагностики (мониторинга) используются исключительно для индивидуальной поддержки ребёнка, построения его образовательной траектории развития и оптимизации работы с группой детей.

       Цель диагностики: выявление уровня возможных достижений ребёнка при освоении Программы.

      Методы диагностики: наблюдение за детьми в процессе выполнения пластилинографии и анализ детских работ. 

Способ определения результативности Программы – это мониторинг достижения ребёнком планируемых результатов в начале и в конце года обучения (в октябре и в мае). Сравнение результатов стартовой (в начале года) и финальной (в конце года) диагностики позволяет выявить индивидуальную динамику развития каждого ребёнка, а также определяет эффективность используемых приёмов и методов организации деятельности детей.

      Все данные обрабатываются в сводную таблицу (см. Таблицу 1). 

         Характеристика уровней:

  1. Высокий уровень (3 балла) –   ребёнок выполняет работу в полном объёме, без помощи воспитателя, проявляет интерес, активность, самостоятельность, инициативность в способах деятельности с пластилином.

Располагает изображение на всём листе, нет пустых неопределённых мест.

Может лепить различные предметы, используя разнообразные приёмы лепки – раскатывание, скатывание, сплющивание, размазывание. 

  1. Средний уровень (2 балла) – ребёнок выполняет работу не в полном объёме, для реализации цели необходима дозированная помощь воспитателя, не проявляет интереса к теме работы, необходима дополнительная мотивация на деятельность. Скученное изображение, есть неточности в изображении.

Мелкая моторика развита недостаточно, нет согласованности в координации движений пальцев рук. Ребёнок соединяет несколько частей в цельный образ, используя разные способы лепки, может нарушать пропорции, знает и соблюдает последовательность лепки, сформированы технические навыки, но может выполнить действия неточно, требует напоминаний взрослого.

  1. Низкий уровень (1 балл) – ребёнок не проявляет интереса к деятельности, всю работу выполняет только с воспитателем способом «рука в руке». В изображении нет единства, изображение не продумано. В процессе работы часто обращается за помощью к воспитателю, слабо развита ручная умелость и моторика рук, координация движений, гибкость пальцев рук, нет точности ручных движений. Ребёнок испытывает трудности в изготовлении основных форм, затрудняется в работе с пластилином, самостоятельно не может применять основные приемы лепки.

       Формой подведения итогов реализации дополнительной общеобразовательной программы «Пластилинка» художественной направленности является открытое итоговое занятие с детьми для родителей, на котором дети самостоятельно выполняют пластилиновую картинку на выбранном фоне, проявляя своё творчество, инициативность, аккуратность, технические умения.

 

  1. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

 

2.1. Задачи и содержание образовательной деятельности

 

          В процессе проведения занятий по Программе «Пластилинка» будут реализовываться следующие задачи образовательной деятельности:

– Познакомить детей с пластилинографией и способами использования пластилина для создания пластилиновых картинок, учить различным приёмам лепки в технике пластилинографии.

– Формировать у детей умение изображать простые предметы и явления посредством пластилинографии, передавая их образную выразительность.

– Формировать у детей умение находить связи между предметами и явлениями окружающего мира, передавать простейшие образы предметов, явлений окружающего мира посредством пластилинографии.

– Формировать у детей умение создавать индивидуальные плоскостные композиции на фоне с помощью пластилина. 

– Формировать у детей устойчивый интерес к художественной лепке.

– Развивать у детей художественное восприятие, закреплять умение выделять цвет, форму, величину как особые свойства предметов.

– Развивать у детей целостный художественный образ, цветовое восприятие, художественный вкус, интерес к изобразительной деятельности. 

– Расширять и уточнять знания детей о Российских праздниках, формировать желание изготавливать для родных поздравительные открытки в технике пластилинографии. 

– Уточнять и расширять знания детей об особенностях природы родного Коми края, обращать внимание на воспитание у детей заботливого, бережного отношения к природе.

– Знакомить детей с народной культурой Республики Коми, с основными (простыми) элементами коми орнамента (прямые и волнистые линии); развивать умение составлять из них простые узоры; развивать у детей чувство ритма, симметрии при изображении узора по мотивам коми орнамента.

– Развивать у детей высшие психические функции (восприятие, речь, память, мышление) в процессе обсуждения темы занятия и возможных способов составления изображения по каждой теме.

– Развивать у детей мелкую моторику рук и зрительно-моторную координацию.

– Способствовать развитию у детей познавательной активности, развитию

творческого мышления, воображения, фантазии.

– Воспитывать у детей аккуратность, трудолюбие, желание доводить начатое дело до конца.

– Переводить детей от изображения по подражанию к самостоятельному творчеству.

– Развивать у детей умение рассказывать о своей пластилиновой картинке.

– Воспитывать у детей положительную самооценку, стремление к инициативности, самостоятельности в создании работы, уверенности.

– Воспитывать у детей уважительное, ценностное отношение к результатам своего труда и труда других детей.

 

          В процессе реализации Программы решаются задачи воспитания в рамках образовательной области «Художественно-эстетическое развитие», направленные на приобщение детей к ценностям «Красота», «Культура», «Человек», «Природа», что предполагает:

– воспитание у детей эстетических чувств (удивления, радости, восхищения, любви) к различным объектам и явлениям окружающего мира (природного, бытового, социокультурного) в соответствии с возрастными особенностями младших дошкольников;

– формирование целостной картины мира на основе интеграции интеллектуального и эмоционально-образного способов его освоения детьми;

– создание условий для выявления, развития и реализации творческого потенциала каждого ребёнка с учётом его индивидуальности, поддержка его готовности к творческой самореализации и сотворчеству с другими людьми (детьми и взрослыми).

         На занятиях педагог формирует у детей интерес к лепке, закрепляет представления детей о свойствах пластилина и способах лепки, учит детей отщипывать маленькие комочки пластилина, скатывать их в шарики указательным и большим пальцами, раскатывать комочки прямыми движениями, сплющивать, прилепливать, придавливать или размазывать пластилин, прикладывая его к нужному месту на картине-основе. В процессе деятельности с пластилином необходимо закреплять у детей умение аккуратно пользоваться им, класть комочки и вылепленные предметы на специальную доску для лепки.

        При разработке данной программы отбирались наиболее интересные доступные темы, сюжеты, которые смогли бы завлечь младшего дошкольника и помочь ему раскрыться. К каждому занятию подбираются соответствующие игры с движениями, пальчиковая гимнастика, разминка для рук. Для решения поставленных задач, максимально используются все анализаторы ребенка: слуховой, зрительный, тактильный и т.д. Занятия целиком проходят в форме игры. Игровые приёмы обеспечивают динамичность процесса обучения, максимально удовлетворяют потребности ребёнка в самостоятельности – речевой и поведенческой (движения, действия и т.п.). Использование игр при создании пластилиновых картинок помогает активизировать деятельность детей, развивать у них познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, мышление, поддерживает интерес к изучаемому, развивает творческое воображение, образное мышление.

          Занятия пластилинографией способствует снятию у детей мышечного

напряжения и расслаблению, развивают и укрепляют мышцы рук, развивают

детское воображение, мелкую моторику рук, будят фантазию, побуждают дошкольников к самостоятельности, формируют эстетический вкус, помогают воспитывать у детей трудолюбие, аккуратность, желание доводить начатое дело до конца.

 

2.2. Описание форм, способов, методов и средств реализации Программы с учётом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов

       Темы и содержание занятий по Программе составлены с учётом возрастных, физиологических и психологических особенностей младших дошкольников. Малыши учатся и растут играя, игра является основной формой и содержанием их воспитания и развития, поэтому в Программе отдано предпочтение игровому построению занятий. Эмоциональные переживания за вымышленных персонажей побуждают детей к целенаправленной продуктивной деятельности, развивают у них такие качества, как доброта, сопереживание, желание помочь или порадовать кого-то.

        На каждом занятии педагог решает не только практические, но и воспитательно-образовательные задачи, что в целом позволяет всесторонне развивать личность ребёнка, его творческие способности, умение общаться с другими людьми. Дети получают знания, умения, навыки; происходит закрепление информации, полученной на других занятиях; расширяются возможности изобразительной деятельности детей по принципу «от простого к сложному».

        В работе с детьми применяются разнообразные методы и приёмы

художественно-эстетического развития, которые имеют развивающий

характер, побуждают детей к проявлению различных форм двигательной,

речевой и творческой активности.

  1. Наглядные методы:

– Рассматривание предметов, явлений или наблюдение за ними оживляет процесс обучения, способствует побуждению у детей интереса к изображению их в технике пластилиновой графики.

– Показ способов действий, способов работы, последовательности её

выполнения – этот приём раскрывает перед детьми задачу предстоящей

деятельности, направляет их внимание, память, мышление. Показ должен

быть чётким, точным. Необходимо, чтобы дети увидели каждое движение,

заметили особенности его выполнения. Каждое показываемое детям действие необходимо комментировать, обозначать словом.

  1. Практические методы:

Нельзя научить детей чему-либо, только показывая и рассказывая о

технике изображения, не предлагая самим детям каких-либо действий.

Ребёнок овладевает опытом только тогда, когда сам примет участие в практической деятельности. 

  1. Словесные методы:

Слова позволяют передать детям информацию, ставить перед ними учебную

задачу, указывать пути её решения. Словесные методы включают в себя:

беседу, объяснения, рассказ воспитателя, использование художественного слова, совет и указания педагога, вопросы к детям, а также советы, стимулирующие активность и самостоятельность детей.

        

      Для поддержки детской инициативы во время занятий необходимо учитывать следующие условия:

– внимательно наблюдать за процессом самостоятельной деятельности детей, в случае необходимости оказывать детям помощь, но стремиться к её дозированию. 

– расширять и усложнять в соответствии с возможностями и особенностями 

развития детей область задач, которые ребёнок способен и желает решить самостоятельно. 

– поддерживать у детей чувство гордости и радости от успешных самостоятельных действий, подчёркивать рост возможностей и достижений каждого ребёнка, побуждать к проявлению инициативы и творчества через использование приёмов похвалы, одобрения, восхищения. 

– предоставлять детям несколько вариантов фона (в соответствии с темой занятия) для создания собственной картины, предоставить выбор пластилина разных цветов для эмоционального самовыражения.

      В процессе обучения детей пластилинографии важно подкреплять их уверенность в собственных силах и поощрять даже за небольшие успехи в освоении новой техники. Творчество должно доставлять дошкольникам радость общения, познания, труда, игры, отдыха. Опыт совместной работы помогает установить взаимоотношения со сверстниками, формирует чувство ответственности друг перед другом. 

 

        Пластилинография относится к нетрадиционной технике лепки, она представляет собой рисование пластилином на какой-либо плотной основе. Предметы и объекты при этом получаются в большой или меньшей степени рельефными. 

С детьми младшего дошкольного возраста целесообразно использовать самые простые виды пластилинографии:

  1. Прямая пластилинография – изображение лепной картины на горизонтальной поверхности. На лист картона наносится контур, который заполняется ребёнком пластилином. Выполнять такую работу можно не только на горизонтальной поверхности – вылепить узор из пластилина можно на стакане, на бумажной тарелочке, на цветочном горшке.
  2. Модульная пластилинография – изображение лепной картины с использованием различных элементов шариков, валиков, дисков. Такая техника пластилинографии является более сложной, потому что ребёнку необходимо овладеть всеми приёмами лепки.
  3. Жгутиковая пластилинография – изображение предметов на пластилиновой картинке с помощью жгутиков, тонких пластилиновых валиков.

 

        Обучение созданию пластилиновых картинок в технике пластилинографии предполагает применение в процессе работы разнообразных приёмов лепки. Поэтому ключевое внимание направляется на постепенное усвоение основных приёмов работы с пластилином: 

  1. Скатывания кусочка пластилина кругообразными движениями ладошек или пальчиков, формирование шарика.
  2. Придавливание соединение пластилиновой детали с основой или другой деталью изображения. 
  3. Раскатывание кусочка пластилина прямыми движениями между ладонями или пальчиками, в ходе которого он удлиняется и получает форму столбика, палочки, валика.
  4. Размазывание – наиболее простой способ распределения пластилина по основе. При этом важно научить детей прилагать усилия пальчиками. 
  5. Сплющивание – сдавливание шарика или валика в форму лепешки нажимом пальцев для дальнейшего размазывания на основе
  6. Отщипывание – отделение небольшого кусочка пластилина с помощью большого и указательного пальцев руки (действуем пальчиками как щипцами). Сначала прижимаем и вытягиваем кусочек, а затем отрываем его.
  7. Разминание, сминание – многократное надавливание руками и пальцами на кусок пластилина с целью его «разогревания», чтобы был мягкий, готовый для лепки.

 

2.3. Тематическое планирование

 

       Примерная тематика занятий разработана в соответствии с комплексно-тематическим планированием работы с детьми второй младшей группы, учитываются сезонность и календарные праздники, включённые для младших дошкольников, а также используется национально-региональный компонент. Наш детский сад находится в Республике Коми, поэтому целесообразно включать в Программу занятия по соответствующим этнокультурным темам, например, ознакомлению с природными явлениями, характерными для северного региона, по знакомству с изображениями элементов национальной культуры коми народа и их изображениями в процессе изготовления пластилиновых картинок.

 

  Название занятия Сроки проведения
1. «Созрели яблочки в саду» Октябрь 1-ая неделя 
2. «Мухомор» Октябрь 2-ая неделя
3. «Дождик»  Октябрь 3-я неделя
4. «Полянка с ягодками» Октябрь 4-ая неделя
5. «Воздушные шарики» (День народного единства) Ноябрь 1-ая неделя
6. «Светофор» Ноябрь 2-ая неделя
7. «Выпал беленький снежок» Ноябрь 3-я неделя
8. «Цветочек для мамы» (День матери) Ноябрь 4-ая неделя
9. «Украсим шапку для Деда Мороза»

(элементы коми орнамента)

Декабрь 1-ая неделя
10. «Зелёная ёлочка»  Декабрь 2-ая неделя
11. «Украсим ёлочку» (продолжение занятия №10) Декабрь 3-я неделя
12. «Ёлочная игрушка» Декабрь 4-ая неделя
13. «Снежинка» Январь 1-ая неделя
14. «Бусы для Люси» Январь 2-ая неделя
15. «Снеговик»  Январь 3-я неделя
16. «Солнышко» Январь 4-ая неделя
17. «Рыбки в аквариуме» Февраль 1-ая неделя
18. Открытка – «валентинка»  Февраль 2-ая неделя
19. «Самолёт летит» (День защитников Отечества) Февраль 3-я неделя
20. «Осьминог»  Февраль 4-ая неделя
21. «Цветок в горшочке» (8 марта – мамин праздник) Март 1-ая неделя
22. «Клубочки для котёнка» Март 2-ая неделя
23. «Цветик-семицветик» Март 3-я неделя
24. «Улитка» Март 4-ая неделя
25. «Звёздное небо» Апрель 1-ая неделя
26. «Божья коровка» Апрель 2-ая неделя
27. «Верба» (Вербное воскресенье) Апрель 3-я неделя
28. «Пасхальное яичко» (Пасха) Апрель 4-ая неделя
29. «Салют Победы» (День Победы) Май 1-ая неделя
30. «Гусеница на полянке» Май 2-ая неделя
31. «Радуга-дуга» Май 3-я неделя
32. «Оживи картинку» (итоговое занятие) Май 4-ая неделя

 

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

 

    

Программа не может реализовываться взамен или в рамках основной образовательной деятельности за счет времени, отведенного на реализацию основных образовательных программ дошкольного образования (прогулки, дневного сна, основных занятий, игр).  Количество и длительность занятий, проводимых в рамах оказания дополнительных образовательных услуг, регламентируется СанПиН 2.4.1.3049-13.

          Организация совместной деятельности по Программе осуществляется во вторую половину дня. Количество занятий: 1 раз в неделю, с октября по май месяц (32 учебные недели, 32 занятия). Продолжительность одного занятия: 15 минут. Возраст детей, участвующих в реализации программы 3 – 4 года (возможно использовать для детей 4-5 лет, которые впервые будут знакомиться с пластилинографией) . Срок реализации (продолжительность образовательного процесса) – 1 год.

           Занятия проводятся фронтально в основном, с подгруппой 6-8 детей. В зависимости от темы, целей и задач конкретного занятия предлагаемые задания могут быть выполнены индивидуально, парами. Занятия проходят в форме игры. Игровые приёмы обеспечивают динамичность процесса обучения, максимально удовлетворяют потребности ребенка в самостоятельности – речевой и поведенческой (движения, действия и т.п.). Использование игр в обучении детей пластилинографии помогает активизировать деятельность детей, развивать их познавательную активность и психические процессы.

       Структура занятия: 

  1. Подготовительный этап: организационный момент (художественное слово), пальчиковая гимнастика. 
  2. Основной этап: объяснение и практическая деятельность. 
  3. Заключительный этап: подведение итогов – похвала детей за труд и красоту созданной композиции, рефлексия.

          Материалы, необходимые для создания младшими дошкольниками пластилиновой картинки:

– пластилин,

– досочки для пластилина,

– фон для изображения – картон с контурным рисунком,

– салфетка для рук.

 

      При создании пластилиновых картин следует придерживаться следующей методики. В работе лучше всего использовать яркий, в меру мягкий материал, способный принимать заданную форму. Это позволит ещё не окрепшим ручкам дошкольника создавать свои первые рисунки.

        Чтобы дети лучше усвоили и закрепили навыки, обучение следует проводить поэтапно: сначала важно научить надавливать на пластилин, затем размазывать его от центра к краям контура и в дальнейшем сочетать оба приёма. Обучать пластилинографии нужно в порядке повышения уровня сложности: начинать лучше с простых картинок и постепенно переходить к созданию более сложных.

       Пластилиновая картина может состоять из шарообразных, сферических или цилиндрических кусочков либо мазков, и при визуальном восприятии выглядит как мозаика.

         В процессе обучения детей пластилинографии  важно подкреплять их уверенность в собственных силах и поощрять даже за небольшие успехи в освоении новой техники. Творчество должно доставлять дошкольникам радость общения, познания, труда, игры, отдыха. Опыт совместной работы помогает установить взаимоотношения со сверстниками, формирует чувство ответственности друг перед другом. 

       При выполнении работ из пластилина важно уметь организовать

последовательность действий. Поэтому ребята учатся составлять

определённый план предстоящей деятельности, проговаривать всю

последовательность действий, а затем поэтапно ее выполнять и сравнивать

полученный результат с запланированным. Важно помнить, что для достижения поставленной цели педагог должен озвучить цель деятельности и поддерживать у детей интерес к ней на протяжении всего занятия с помощью игровых методов и приемов.

 

       Рекомендации по организации работы в технике пластилинография: 

  – во избежание деформации картины в качестве основы следует использовать плотный картон;

  – предотвратить появление на основе жирных пятен поможет обклеивание скотчем или ламинирование основы, что к тому же ещё продлит её сохранность в первозданном виде;

  – ламинирование основы или её покрытие скотчем поможет ребёнку устранить ошибку, допущенную в процессе изображения предмета из пластилина;

  – покрытие пластилиновой картинки бесцветным лаком продлит её “жизнь” и сделает её ярче.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Анищенкова Е. С. Пальчиковая гимнастика. Для развития речи дошкольников. Пособие для родителей и педагогов. – М: Издательство: АСТ, 2022 г.
  2. Давыдова Г.Н. «Пластилинография для малышей» – М: Издательство СКРИПТОРИЙ, 2017.
  3. Денисова Д. Пластилиновые картинки/ серия «Школа семи гномов» – М: «Мозаика-Синтез», 2018.
  4. Денисова Д. Пластилиновый снежок/ серия «Школа семи гномов» – М: «Мозаика-Синтез», 2018.
  5. Лыкова И.А. “Цветные ладошки”. Парциальная программа художественно-эстетического развития детей 2-7 лет. ФГОС ДО. – Издательство «ИД Цветной мир», 2018.
  6. Нуйкина Е.Л. Пластилиновая сказка. – Издательство «ТЦ СФЕРА», 2018.
  7. Сорокина Ж.В. Пластилиновые картинки для детей от 3-х лет. – Санкт-Петербург: Издательский дом «Литера», 2013г. 
  8. Шкицкая И. О. Аппликация из пластилина. – Д.: Феникс, 2008.
  9. Приказ Минпросвещения России от 25 ноября 2022 г. № 1028 «Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования».