Хореографическое искусство и современные технологии работы с детьми в системе дополнительного образования

ФИО: Макарова Л.Г.
Свидетельство о публикации в электронном СМИ № AP-3477
Конкурс: Всероссийский профессиональный конкурс педагогического мастерства педагогов дополнительного образования «Эффективные педагогические практики и современные технологии работы с детьми в системе дополнительного образования детей»
Наименование конкурсной работы: Хореографическое искусство и современные технологии работы с детьми в системе дополнительного образования
Итоговая оценка: 2 место,  79 баллов(-а)



Макарова Лариса Георгиевна

 

Хореографическое искусство и современные технологии работы с детьми в системе дополнительного образования.

 

Хореографическое искусство на протяжении всего времени приковывало к себе взгляд, вызывало интерес и стремление познать технику танца. И в наше время оно завоевало широкое распространение в разнообразных учреждениях и общеобразовательных школах. Школы искусств и хореографические училища представляют на практике, что такая форма эстетического   воспитания детей, очень перспективна. 

Хореография – это синтетический вид художественного искусства, главным средством которого является перемещение во всем его обилии. Высочайшей выразительности оно добивается при музыкальном оформлении. Движения под музыку оказывают воздействие на формирование эмоциональной сферы, координацию движений, развитие музыкальности и артистичности; слуховой, зрительной, и моторной  памяти.

Хореографические занятия ведут к совершенствованию, способствуют верному развитию и улучшению общего состояния костно-мышечного аппарата, исправлению нарушения осанки, формированию красивой фигуры. Поэтому главной задачей хореографического танца является оказание помощи танцору в том, чтобы он проник в мир музыки и танца, был подготовлен к профессиональной сцене. 

Другими словами, хореография – это лучший способ выплеснуть все свои эмоции и разумно потратить свою энергию. Еще один огромный плюс для родителей – после занятия ребенок будет чувствовать приятную усталость и ему не захочется тратить свои силы на пустые дела [1,с.28]. 

В современное время, хореография представлена широким спектром различных направлений: классическим, бальным, народным, современным. Каждое хореографическое направление предусматривает свою историю появления и развития, свойственные черты техники исполнения. Связанно это с тем, что у любого подвида танца существует своя физиологическая и музыкально-ритмическая характеристика.  

В современном танце используются выразительные средства хореографического искусства, позволяющие полноценно выразить хореографический сценический образ [6,с.43]. В России хореографическое искусство связано с формированием новых техник движения, что ведет к сближению драматического искусства, авангарда, фольклорных традиций, геометрического объема пространства, перфоманса и живого вокала.

В настоящее время хореографии главным является выражение чувств и настроений человека. Это свободный, универсальный танец, не имеющий стандартов в хореографической композиции. Хореографы, стремясь передать мысли и чувства людей, находятся в постоянном поиске, и изобретают новые движения, нередко, смешивая различные техники, стили и направления. Танец развивается, появляются новые стили. Каждому периоду времени свойственна своя музыкальная культура, которая порождает новые виды танца [4,с.16]. 

Затрагивая тему эффективных методов обучение хореографии, отметим, что обучение в области классического танца связано с физическими нагрузками. Физическое напряжение ослабляет внимание ученика, мешает воспринимать замечания педагога. Часто из-за физического напряжения учащиеся не слышат педагога, поэтому хореографу необходимо делать замечания лаконично, мягко, в образной форме.

Следует избегать на уроках монотонности голоса. Монотонность речи утомляет нервную систему, приводит к пониженному тонусу на занятиях, она не способствует усвоению учебного материала, в результате чего у учащихся падает интерес к занятию.

Музыкальное оформление урока должно быть богатым, разнообразным, с использованием различных музыкальных размеров и темпов. Основная задача педагога-хореографа – научить учащихся,  движением заполнять музыкальную фразу, добиваясь максимального эмоционального слияния с ней.

Важную роль в учебном процессе занимает развитие координации движений, поэтому, составляя уроки, не следует забывать о смене ритмического рисунка внутри комбинации, правильной работе головы и взгляда, связующих элементах, единой работе рук и ног. Особенно это касается adagio в средних и старших классах, поскольку, начиная с четвёртого года обучения, adagio приобретает более трудный и силовой характер за счёт объёма и повышающейся сложности сочетания движений, поворотов и pirouettes.

Учебные примеры отрабатываются не только en dehors, но и en dedans. При переводе ног en dedans руки тоже переводятся в обратном направлении. Исполнение учебных примеров в обратном порядке – очень хороший координационный тренаж. Координированность танцовщика, наряду с выносливостью, придаёт движению, так нужную ему, естественность и лёгкость. Координация напрямую связана с танцевальностью, под которой понимается свободное и музыкально-выразительное владение телом. Музыкальная выразительность воспитывается во всех элементах классического танца, особенно в слитных, залигованых движениях, таких как port de bras, temps lie, pas de basque, adagio.

Урок современного танца, как правило, основывается на методах практического показа и словесных объяснений. В ходе занятия хореографу необходимо умение сочетать эти два метода. Слишком подробное объяснение может привести к потере внимания. В то же время не стоит ограничиваться только практическим показом движений, иначе ученики будут воспринимать материал, необдуманно копируя преподавателя.

В методиках работы в танцевальном коллективе указывается на то, что изучая новый материал и повторяя уже пройденный, необходимо как можно чаще менять построение в зале, менять линии, по которым выстроены ученики. Иначе дети, всегда стоявшие в последних линиях, привыкнут смотреть на ноги впереди стоящих и никогда не научатся мыслить и работать самостоятельно [3,с.75]. 

Такие виды перестроений еще полезны тем, что в зале создается оживленная, игровая атмосфера, происходит своеобразная разрядка. В статье учителя физкультуры Машковой И.А. отмечается, что: «Педагогической психологией введен основной закон усвоения материала, который состоит из нескольких этапов:  восприятие,  осмысление,  запоминание,  применение,   проверка результата.

 Из этой формулы ничего нельзя исключить, и нецелесообразно разрывать этапы усвоения, так как они взаимосвязаны: восприятие сопровождается осмыслением, осмысление – запоминанием. 

Восприятие, осмысление и запоминание расширяются, углубляются и закрепляются в процессе их применения проверки на практике. При повторении танцевального движения в коре головного мозга образуются временные связи. 

Когда музыкальное движение выучено и прочувствовано, закрепляется определенная последовательность возбудительно-тормозных процессов, т. е. вырабатывается динамический стереотип данного двигательного навыка.

 В этой связи можно предложить следующую формулу: от ощущений к чувствам, от них к привычке. Такое дополнение к закону усвоения способствует более эффективному формированию стереотипа движения. Следовательно, формулу необходимо применять в такой последовательности:  1) воспринимая – ощущай; 2) осмысливая – чувствуй;  3) запоминая – действуй, пробуй;  4) проверяя результат – показывай другому» [7,с.129]. 

Занятие современным танцем – это продолжительный процесс выработки музыкально-двигательных навыков. Позы, положения, движения и их комбинации в различных вариантах – это новые для организма двигательные навыки, новая психологическая и физическая нагрузка. 

При этом педагогу следует все время помнить о том, что освоение двигательных навыков всегда должно сопровождаться определенным эмоциональным настроем, что нельзя учить только технике исполнения движений, не затрагивая эмоциональную выразительность исполнения. Во время занятия педагогу необходимо видеть всех учеников, реагировать на их состояние, замечать: усталость, эмоциональную возбудимость и другие факторы, которые могут повлиять на плохое усвоение материала. Если ученик все же устал, либо эмоционально подавлен, педагогу в таком случае стоит найти возможность переключить внимание на иной материал и расслабить шуткой или рассказом. 

Хореографу необходимо проявить максимум терпимости, уважения к личности, зная, что каждое движение исполнителями – учениками усваивается по-разному: это зависит от физических данных, координации, памяти, музыкальности, настроения и т.д.

Методы обучения современному танцу, должны гарантировать выполнение задач учебно-тренировочного процесса. В соответствии с этим учебно-тренировочный процесс состоит из ряда компонентов: 

  • обучения техники и совершенствование в ней; 
  • нравственное и эстетическое воспитание; 
  • психологическая подготовка и воспитание волевых качеств; 
  • теоретическая подготовка по общим вопросам. 

На занятиях с детьми, только начавшими свой танцевальный путь, важно уделить большое количество времени основам современного танца, терминологии и технике его исполнения.  На первых этапах обучения основными формами занятий являются информационные и практические занятия.  Информационное занятие предполагает беседы и лекции. Для дальнейшей работы с учениками, педагогу необходимо познакомить их с терминологией современного танца. Для того чтобы уметь грамотно писать и излагать свои мысли, нужно знать правила языка. То же самое и с терминологией хореографии.  

Как известно, хореографическая терминология  –   система специальных наименований, предназначенных для обозначения упражнений или понятий, которые кратко объяснить или описать сложно [2,с.57]. Основные движения современного танца состоят из движений классического танца, так как он значится основой хореографического искусства, поэтому и терминология современного танца состоит из терминов классического танца.

Как в музыке используется итальянская терминология, а в медицине латынь, так в классическом танце все термины записаны на французском языке. Соответственно большая часть терминов требует перевода.

 Педагог должен четко и верно перевести каждый термин, объяснить его значение и технику исполнения. Ученикам следует завести словарь терминов современного танца, а педагогу время от времени проводить тесты на знание танцевальной терминологии. Зная перевод и значение каждого элемента, ученик будет исполнять его более осмысленно и уверенно, это поможет ему в формировании начальных хореографических навыков и придаст уверенности в исполнении. 

Теория даётся по ходу занятий в соответствии с содержанием нового материала.  

 Практическое занятие строится на изучении определенных элементов и соединений. В ходе изучения новых элементов, подросток развивается физически, также происходит воспитание музыкальности, выразительности исполнения. 

Именно в ходе практического занятия, педагог уделяет особое внимание формированию начальных хореографических навыков. Ученики выполняют упражнения на развитие выворотности паховых мышц, коленных суставов и стоп, пластичности тела, улучшение растяжки и гибкости.  Характерными особенностями такого вида занятия служит применение раздельного метода проведения упражнений с неоднократным повторением, выполнением ряда подготовительных упражнений, подводящих к «основному» движению.  

Изучая каждый элемент постепенно, у ученика формируется техника исполнения, он начинает чувствовать свое тело, что очень важно на этапе формирования начальных хореографических навыков. Педагогу необходимо четко и доступно объяснить и показать наглядно каждое движение, а так же рекомендуется раздать каждому ученику методические разработки и литературу о современном танце.  Когда детьми будут освоены основные элементы современного танца, педагог может переходить к следующему этапу формирования начальных хореографических навыков, это постановочные занятия.  

Постановочные занятия – творческий процесс создания эстрадного представления, номера, танцевального этюда. Постановочная работа погружает каждого ученика в творческий процесс создания танцевальной композиции. 

На первом году обучения современному танцу, педагог может поставить небольшой этюд, на основе изученного материала, в ходе которого ученик уже отработав технику исполнения основных элементов, перестает думать о том, как исполнить движении и начинает танцевать всем телом, получая легкость и непринужденность в движении. 

У детей происходит развитие самостоятельности и инициативы, подчёркивание его индивидуальности. Для того, чтобы даже небольшой этюд выглядел красиво, отработанно и четко, педагог должен проводить репетиционные занятия.  Определение репетиционное занятие (репетиция от лат. repetitio – повторение) в энциклопедическом словаре формулируется как форма подготовки (под руководством хореографа) представлений, концертных программ, отдельных номеров, сцен путем многократных повторений (целиком и частями). 

Репетиционная работа требует большого количества повторений, тем самым ученик оттачивает свое исполнительское мастерство, учится работать на сценической площадке.  Подведение итогов освоения очередного раздела хореографической подготовки является обязательной частью  обучения. 

Преподаватель  должен организовать контрольный (открытый) урок, в ходе которого он выставляет оценку  каждому обучающемуся, за то, как ученик усвоил данный раздел хореографии. Продолжительные и насыщенные физической работой занятия воспитывают волю, упорство и старание в подростке. В детском возрасте, ученики стараются во всем быть лучшими, чтобы педагог их заметил и дал положительную оценку их стараниям, в связи с этим, ученик усердно работает над каждым элементом, осознанно понимая, для чего он это делает. 

Занимаясь хореографией, ученик получает не только хорошую физическую подготовку и пластичное тело, но и воспитывает в себе сильную личность, что в дальнейшем будет помогать справляться с жизненными трудностями. Это позволяет сделать вывод, что спецификой формирования начальных хореографических навыков при освоении подростками современного танца является то, что занятие хореографией включает в себя не только разучивание и проработку техники движений современного танца, но и содержит различные комплексы упражнений с физической нагрузкой, для укрепления мышечного аппарата, силы мышц и выносливости ребенка.

 Так же занятие включает в себя работу в партере, где ученик развивает свою пластичность, улучшает гибкость суставов и связок. Урок современного танца модифицирован, работа не останавливается на одном упражнении, поэтому у учеников на протяжении всего занятия присутствует интерес и активность.

Обучение искусству танца построено на традиционной форме трансляции опыта ученику от учителя с помощью демонстрации. Учитель показывает – ученик смотрит и повторяет. Но не всегда подобная модель реализуется в полной мере, а объяснить особенности танцевальных движений только описанием невозможно. На помощь преподавателям приходят инновационные технологии в хореографии, такие как фото и видеотехнологии, электронное обучение и авторские методические программы нового поколения. 

Новшества в хореографии воспринимаются преподавателями как синтез классических и современных методик преподавания для достижения поставленной цели: эффективного получения обучающимися знаний и умений для создания и реализации творческих проектов. 

Традиционные образовательные программы без внедрения новейших технологий сегодня уже не удовлетворяют потребности учителей. Меняются мировые тренды, возникают новые танцевальные направления, а старые претерпевают изменения. Таким образом, эффективный образовательный процесс строится из совокупности традиционных (классических) и новаторских методов обучения [8,с.37]. 

Современное занятие не представляется без использования информационных технологий. При этом учитель может их применить на различных стадиях урока любого вида. Информатизация образования – комплекс мер по преобразованию педагогических процессов на основе внедрения в обучение и воспитание информационной продукции, средств, технологий.

Процесс информатизации образования заставил по-новому взглянуть на применения ИКТ для представления информации и для процесса образования в целом.

Средства коммуникационных и информационных технологий в образовании классифицируются по следующим категориям:

  • Обучающие средства ИКТ – с их помощью обучающимся сообщают знания, формируют умения, навыки практической или учебной деятельности, обеспечивая нужный уровень обучения);
  • Тренажеры – предназначаются для отработки различного рода навыков и умений, закрепления или повторения пройденного материала, тренажер обязательно должен быть нацелен на какие-то вопросы, знания и коррекцию (программа проверяет, дает анализ и тренирует снова необходимые участки знаний). Важно при формировании тренажеров учитывать алгоритм оценки результирующего тестирования с предоставлением только тех сведений, которые слабо усвоены с возможным уточнением такой информации;
  • Информационно-поисковые и справочные средства ИКТ сообщают данные, формируют навыки и знания по систематизации информации;
  • Демонстрационные средства ИКТ визуализируют исследуемые явления, объекты, процессы в целях их изучения и исследования;
  • Имитационные средства ИКТ представляют собой определенный аспект реальности для исследования его функциональных или структурных показателей;
  • Лабораторные средства ИКТ позволяют проводить удаленные эксперименты на реальном оборудовании;
  • Моделирующие средства позволяют моделировать явления, объекты, процессы с целью их изучения и исследования;
  • Расчетные средства ИКТ автоматизируют разные расчеты и иные рутинные операции;
  • Учебно-игровые средства ИКТ предназначаются для создания учебных ситуаций, в которых деятельность учащихся реализуется в игровой форме.

На сегодняшний день одним из важных моментов реформы образования в РФ является формирование у учащихся навыков работы с информационно-информационными технологиями, в том числе Интернет.

На занятиях хореографией инновационные методы заключаются в разработке новых авторских программ для работы с детьми, использовании в процессе обучения элементов игры и импровизации, применении видеотехнологий и преимуществ электронного обучения. 

В результате внедрения современных методик обучения в детском образовательном учреждении повышается посещаемость детьми хореографических кружков, реализуются новые художественные проекты и формируются устойчивые коллективы. 

Одним из инновационных методов в современной хореографии является использование современных видеотехнологий для создания обучающих материалов. Сегодня стало намного проще создавать, распространять и применять видеозаписи с мастер-классами, показательными выступлениями, семинарами. Раньше видеоматериалы тоже распространялись в формате видеокассет, но тогда процесс обработки записей был дороже и сложнее. 

Цифровые технологии (DVD-диски, Flesh-карты и т.д.) распространились во всех жизненных сферах, став важной частью образовательного процесса в кружке художественном, музыкальном, хореографическом, инноваций. Интернет способствует передаче знаний благодаря возможностям видеохостинга. Материал распространяется с невероятной скоростью и моментально становится доступен множеству пользователей. При этом низкая себестоимость производства и дистрибьюции обучающих видеозаписей не снижают их стоимость, так как правовая система в отношении авторских прав и лицензирования уже сформирована и налажена. Создатель видеоматериала имеет право использовать его по своему усмотрению, в том числе продавать. 

Преимущества технологий современного электронного обучения заключаются в возможностях, которые открываются перед обществом. Помимо очевидной пользы от применения видеотехнологий, сюда относится удобство использования современных мобильных гаджетов (смартфонов, нетбуков и т.п.). Например, преподаватель записывает на видеокамеру мобильного телефона репетицию танцевального номера, а затем воспроизводит ее на большой экран с помощью проектора, внимательно изучая точность исполнения танцевальных движений и комментируя допущенные ошибки. Не менее важное значение имеет умелое сочетание традиционных методик и инноваций в повседневной педагогической практике. 

Традиционные методы работы включают построение и разучивание движений, комплексное развитие творческих способностей, изучение классических произведений. Инновационные методы работы педагога подразумевают использование цифровой техники, видеоматериалов, интернета и т.п. Ключевые преимущества технологий электронного обучения в хореографии: 

  • создание условий для самостоятельного, дополнительного и смешанного образования; 
  • возможность быстро создавать и распространять обучающие материалы; 
  • танцевальное искусство распространяется в широкие массы. 

Современные средства приема и передачи информации практически снимают ограничения по объему транслируемой информации, при этом вид информации не имеет особого значения. Так же современные средства информационного взаимодействия позволяют устанавливать контакты с самыми удаленными уголками планеты и специалистами.

Всемирная мультимедийная среда позволяет образовательным учреждениям не только получать информацию из Всемирной сети, но и распространять собственную информацию. Это позволяет образовательному учреждению продемонстрировать свой научный, практический и социальный потенциал.

При реализации возможностей технологии телекоммуникации в системе образования происходит изменение структуры и формы информационного взаимодействия участников процесса обучения. Таки образом, происходит изменение самого процесса обучения. Это происходит потому, что технологии телекоммуникации позволяют повысить доступность информации, хотя доступность информации не означает автоматического повышения уровня образования.

Также при использовании технологии телекоммуникации позволяет вовлечь огромное количество специалистов в процесс обучения, что позволит повысить качество образования. Так же повысится скорости и объемы обработки, сбора, передачи различной информации в том числе: учебной, научной, методической литературы, различных проектов, информации о практической деятельности преподавателей.

Основным средством распространения цифровой информации и обмена ей является сеть Интернет. Глобализация, в свою очередь, характеризуется расширением возможностей обмена информацией, в том числе и на международном уровне [5,с.43].

Стоит выделить и форму нетрадиционных занятий:

  1. Презентация. Презентация может представлять собой сочетание текста, компьютерной анимации, графики, видео, музыки и звукового ряда (но не обязательно всё вместе), которые организованы в единую среду. Кроме того, презентация имеет сюжет, сценарий и структуру, организованную для удобного восприятия информации. Отличительной особенностью презентации является её интерактивность, то есть создаваемая для пользователя возможность взаимодействия через элементы управления. предмета, явления, события.
  2. Защита проекта. Рассказ о пректе, его сути, ответы на вопросы, заданные по теме проекта способствуют проецировать изменения действительности во имя улучшения жизни, соотнесение личных интересов с общественными, предложение новых идей для решения жизненных проблем.
  3. Отчет выпускников. Отчет выпускников творческих коллективов, анализ прошлого, планы на будущее, создание атмосферы дружбы
  4. Решение трудных вопросов в жизни совместно с группой, доверительный разговор на основе добрых взаимоотношений, существенно улучшает эмоциональный настрой всего коллектива.
  5. Свободный обмен мнениями на разные темы в дружеской обстановке, способствует дружескому сплочению, взаимопомощи и доброму отношению ко всем участникам коллектива.
  6. Психологическое занятие на основе проведения уроков психологической культуры личности позволяет педагогам дополнительного образования оказывать своевременную квалифицированную помощь обучающимся в решении их возрастных задач.

Внедрение этих инноваций в программу позволяет: существенно повысить качество обучения, сделать более яркими хореографические композиции, изменить границы изучаемых предметов, улучшить микроклимат в коллективе, освоить новые задачи, улучшает процесс самостоятельного изучения предмета.

Рационально организованный процесс преподавания хореографии содержит как традиционные методики, так и инновационные. Такой подход гарантирует гармоничное развитие личности учеников, повышает их вовлеченность и эффективность работы педагога.

 

Список литературы

 

  1. Боген, М. М. Обучение двигательным действиям / М. М. Боген. – М.: Физическая культура и спорт, 2005. – С.28
  2. Верхоляк А.В. Формирование танцевальных навыков у студентов хореографических специальностей в системе высшего профессионального образования / А.В. Верхоляк Вестник МГУКИ, 2014. – С.57
  3. Громова Е.Н. Детские танцы из классических балетов, хореографическая педагогика. – СПб.: СПбГУП, 2005. 287 с
  4. Иванова И.А. Многообразие русского танца // Хореография: история, теория, практика. –  2011. – №4. – С. 16-23.
  5. Манцивода А.В. Достижения в Интернете и будущее информационной среды российского образования // Информационные технологии. – 2008. – №1. – С.43 
  6. Мелехов А.В. Искусство балетмейстера. Композиция и постановка танца. – Екатеринбург: Издательство «УрГПУ», 2015. – 128 с.
  7. Панферов В.И. Мастерство хореографа: учеб. пособие. Челябинск, Полиграф-Мастер, 2009. 368 с.
  8. Пуляева Л.Е. Некоторые аспекты методики работы с детьми в хореографическом коллективе  / Л.Е. Пуляева – М.: «ТГУ им. Г.Р. Державина» 2001. –  80 с.