Муниципальное автономное учреждение
дополнительного образования г. Хабаровске
«Центр детского творчества «Народные ремесла»
Дополнительная программа для организации
каникулярной занятости детей
«Разные одинаково»
Составила:
Наталья Владимировна Яско,
методист,
педагог дополнительного образования
МАУ ДО «Народные ремесла»
Хабаровск, 2023
Содержание:
- Пояснительная записка (обоснование, сроки реализации, цель и задачи) …………..3
- Описание программы (основное содержание и механизм реализации) ……………..5
- Кадровое обеспечение и взаимодействие с заинтересованными организациями….10
- Количество и категории целевой группы………………………………………………10
- Ожидаемые результаты и социальный эффект программы…………………………11.
- Методическая литература для реализации программы……………………………….12.
- Пояснительная записка.
Название программы: дополнительная программа для организации каникулярной занятости детей «Разные одинаково».
Форма: кружок
Сроки реализации: 1.06.23 – 25.08.23 (12 недель)
Целеваые группы:
- Дети иностранных граждан (включая дети с миграционной историей), проживающие в индустриальном районе г. Хабаровска в возрасте от 6 до 15 лет.
- Дети с российским гражданством, для которых русский язык является родным, проживающие на территории Индустриального района г. Хабаровска в возрасте от 6 до 15 лет.
Проблема: дети иностранных граждан, проживающих в Индустриальном районе г. Хабаровска в возрасте от 7 до 15 имеют низкий уровень владения русским языком, не знакомы с социальными, нравственными, этическими нормами и правилами, культурой российского общества.
Обоснование.
- По данным мониторинга в январе 2023 года 1704 несовершеннолетних иностранных гражданина (в том числе несовершеннолетних, имеющих два гражданства и более, несовершеннолетние лица без гражданства) получают образование в 60 школах (1374 чел., 1,97 %) и 16 садах (230 чел., 0,76%) Граждане России с миграционной историей в данном мониторинге не учтены. Из них 1197 инофонов, прошедших диагностику в общеобразовательных организациях.
На 14 сентября в образовательных организациях города Хабаровска, по данным муниципалитета, в 2022/2023 количество несовершеннолетних граждан иностранных государств, получающих образование и услуги по присмотру и уходу в 112 образовательных организациях города Хабаровска (71,34 % ОО), по данным на 14 октября 2022 г. составляет 2234 человека, это 2,2% от общего количества обучающихся (в 2021/2022 уч.г. – 1346 чел., в 2020/2021 уч.г. – 1208 чел., в 2019/2020 уч.г. – 726 чел.):
В 50 ДОО (в 2021 – 48) по данным на 14 октября 2022 г. – 414 дошкольников: Азербайджан – 36, Армения – 16, Киргизия – 17, Узбекистан – 56, Таджикистан – 253, Украина – 19, Китай – 6, Ю. Корея – 5, Грузия – 2, США – 2, Афганистан – 1, Молдова – 1 (в 2021/2022 уч.г. – 4076 чел., в 2020/2021 уч.г. – 196 чел..); в 7 ДОО соотношение составляет от 5 до 10 %, в 2 от 1-5%, в остальных менее 1 %; 152 инофона (Азербайджан – 6, Киргизия – 10, Узбекистан – 26, Таджикистан – 106, Китай – 2, США – 2) – проходит языковую адаптацию в рамках программы.
В 62 (в 2021/2022 уч.г. – 52 ОО) общеобразовательных организациях (в 2021/2022 уч.г. – 793 чел., в 2020/2021 уч.г. – 902 чел.) по данным на 14 октября 2022 г. 1820 обучающихся:1026 инофонов
- По данным Федеральной службы государственной статистики, мы видим в Хабаровском крае высокий миграционный прирост. В 2011 году прирост в Хабаровском крае составил 1807 человек, в 2020 году – 6631 человек; в 2021 году – 7204 человека. Таким образом за 10 лет в Хабаровском крае миграционный прирост увеличился на 5397 человек, а за 1 год – увеличился на 573 человека.
- 3. По результатам опроса детей из целевой группы «Проблемы детей иностранных граждан в Индустриальном районе г. Хабаровске» выделить следующие:
- -недостаточный уровень владения языком, препятствующий успешному освоению общеобразовательной программы в школах.
- – эмоциональные трудности, вызванные переживаниями миграционного стресса и вхождением в другую культуру страны.
- 4. КГКУ «Центр временного размещения соотечественников, прибывших из-за рубежа» (далее ЦВР) находиться по адресу г. Хабаровск ул. Фурманова 7а. Территориально он относится к Индустриальному району г. Хабаровска и дети из семей, которые заселяются в ЦВР оформляются в МБОУ СОШ №70. После окончания периода проживания в ЦВР семьи с детьми чаще всего остаются жить в Индустриальном районе, так как не хотят переходить в другую школу. Такой центр в г. Хабаровске единственный, поэтому сосредоточение детей иностранных граждан в нашем районе наибольшее.
- 5. Из справки с МБОУ СОШ №70: в 2021-2022 учебном году обучалось 285 детей иностранных граждан, в том числе с миграционной историей; в 2022-2023 учебном году обучается 344 ребенка иностранных граждан в том числе с миграционной историей. Для данной категории детей русский язык не является родным. Дети не владеют русским языком, либо владеют слабо.
- Из справки с МБОУ СОШ №29: в 2021-2022 учебном году обучалось 6 детей иностранных граждан, в том числе с миграционной историей; в 2022-2023 учебном году обучается 32 ребенка иностранных граждан в том числе с миграционной историей. Для данной категории детей русский язык не является родным. Дети не владеют русским языком, либо владеют слабо.
- Из вышеуказанных справок, мы видим рост числа детей иностранных граждан в общеобразовательных школах с языковыми проблемами.
Цель программы: создания пространства, где комфортно любым детям вне зависимости от места их рождения, родного языка и миграционного опыта, где дети получать новые знания, умения и навыки в процессе досуга и обучения.
Задачи:
-
- Встроиться в жизнь детей в ЦВР, помочь им придумать, как провести свободное время (мероприятия на базе ЦВР).
- Повысить уровень владения русским языком.
- Создать среду, чтобы местные дети подружились с детьми из ЦВР (на базе МАУ ДО «Народные ремесла») в процессе творческих занятий: бисероплетение, театральная деятельность, изо, компьютерная грамотность.
- Познакомить с социальными, нравственными, этическими нормами и правилами, культурой российского общества (включено во все занятия)
- Описание программы.
Работа летнего кружка будет проходить на двух площадках: на базе КГКУ «Центр временного размещения соотечественников, прибывших из-за рубежа» далее ЦВП) и на базе МАУ ДО «Народные ремесла».
Место для кружка в ЦВР выбрана чтобы собрать максимальное число детей. Ведь при этом родителям не надо тратить время для того, чтобы отвезти детей на кружок (родители плохо ориентируются в незнакомом городе) А также было важно сохранить гибкость, чтобы темп кружка не разрушал тот временный уклад жизни детей, к которому они уже адаптировались. Дети на своей территории более открыты, быстро включаются в занятия.
На занятия кружка на территории МАУ ДО «Народные ремесла будут созданы условия для знакомства с детьми принимающего общества, зарождения дружбы среди детей разных национальностей, дети будут перенимать социальный опыт друг друга. На базе МАУ ДО будут проходить занятия по обучению и ориентации на будущую профессию, передача социально и личностно значимых не проходящих ценностей общечеловеческой культуры. Воспитательная работа по разъяснению норм поведения, этикета общения планируется проводится педагогами не только с детьми иностранных граждан, но и в целом с многонациональными коллективами в рамках дошкольного образования.
Освоение культурных правил и норм реализуется через правильную организацию повседневного межкультурного взаимодействия. Это построение образовательной деятельности, обеспечивающей реальное позитивное взаимодействие между детьми из разных культур, между детьми иностранных граждан и представителями принимающего общества. С точки зрения оптимизации социокультурной и языковой адаптации детей иностранных граждан также целесообразно расширить возможности их общения с ровесниками. Важно вовлекать ребенка в систему дополнительного образования. Освоение культурных правил и норм более успешно, если дети иностранных граждан включены в любые виды творческой деятельности. Наша творческая деятельность состоит из занятий по русскому языку через игры, обучение в студиях центра «Бисероплетение», «Бумажные фантазии», «ИЗО», «Театральная деятельность», «Сторителлинг». В процессе занятий, дети не только обучаются основам творчества, но и знакомятся с государственными и народными праздниками, обычаями российского народа»
Программа состоит из 3 модулей:
- Обучение русскому языку.
- Познавательно-развлекательные игры, психологические и межкультурные тренинги
- Дополнительная образовательная часть (по выбору детей)
- Модуль 4 «Выезд в город»
Механизм кружка, следующий: (часы в неделю)
Работа в КГКУ «Центр временного размещения соотечественников, прибывших из-за рубежа» | |||
День недели | Мероприятие | Продолжительность | Исполнитель |
Понедельник | Обучение русскому языку в играх. | 2 часа | Учитель по русскому языку |
Познавательно-развлекательные игры, психологические и межкультурные тренинги | 2 часа | Педагог-психолог | |
Среда | Обучение русскому языку в играх. | 2 часа | Учитель по русскому языку |
Познавательно-развлекательные игры, психологические и межкультурные тренинги | 2 часа | Педагог-психолог |
Работа в МАУ ДО ЦДТ «Народные ремесла» | |||
День недели | Мероприятие | Продолжительность | Исполнитель |
вторник | Бисероплетение/Батик (на выбор) | 1 часа | Педагог дополнительного образования |
Театральная деятельность | 1 часа | Педагог дополнительного образования | |
Четверг | ИЗО/Компьютерная грамотность (на выбор) | 1 час | Педагог дополнительного образования |
Сторителлинг | 1 час | Педагог дополнительного образования | |
Пятница | Выезд в город (музеи, театры, парки, итп) | 4 часа | Педагог дополнительного образования |
ИТОГО: 16 часов в неделю |
Календарно-тематический план кружка «Разные одинаково»
Модуль №1 «Обучение русскому языку»
№ | Наименование | Дата |
1. | Занятие по русскому языку «Моя семья»
(2 часа) |
05.06.23 |
2. | Занятие по русскому языку «Школа. Я в школе. Я в классе»
(2 часа) |
07.06.23 |
3. | Занятие по русскому языку «Мои друзья»
(2 часа) |
12.06.23 |
4. | Занятие по русскому языку «Мой дом»
(2 часа) |
14.06.23 |
5. | Занятие по русскому языку «Город. Я в городе» (2 часа) | 19.06.23 |
6. | Занятие по русскому языку Внешность человека. Части тела»
(2 часа) |
21.06.23 |
7. | Занятие по русскому языку «Профессии»
«Государственные российские праздники» (2 часа) |
26.06.23 |
8. | Занятие по русскому языку «Национальные праздники» (2 часа) | 28.06.23 |
9. | Занятие по русскому языку «Время года»
(2 часа) |
03.07.23 |
10. | Занятие по русскому языку «Животный мир»
(2 часа) |
05.07.23 |
11. | Занятие по русскому языку «Растительный мир»
(2 часа) |
10.07.23 |
12. | Занятие по русскому языку «Лото однокоренные слова»»
(2 часа) |
12.07.23 |
13. | Занятие по русскому языку «Веселая фонетика» | 17.07.23 |
14. | Занятие по русскому языку «Игры на развития фонематического слуха» | 19.07.23 |
15. | Занятие по русскому языку «Он или Она» | 24.07.23 |
16. | Занятие по русскому языку «Моя или мой» | 26.07.23 |
17. | Занятие по русскому языку «Игры на определение категории рода» | 31.07.23 |
18. | Занятие по русскому языку «Овощная арифметика» | 02.08.23 |
19. | Занятие по русскому языку «Животные в падежах» | 07.08.23 |
20. | Занятие по русскому языку «Рождение слова» (словообразование) | 09.08.23 |
21. | Занятие по русскому языку «Предложно-падежные конструкции» (предлоги места: в, на, под, за, в итп) | 14.08.23 |
22. | Занятие по русскому языку «Игра в прятки» (употребление предлогов) | 16.08.23 |
23. | Занятие по русскому языку «Дни недели» (лото) | 21.08.23 |
24 | Занятие по русскому языку «День загадок» | 23.08.23 |
Модуль №2 «Познавательно-развлекательные игры, психологические и межкультурные тренинги»
№ | Наименование | Дата |
1. | День защиты детей | 05.06.23 |
2. | «Пушкинский День» | 07.06.23 |
3. | День России. | 12.06.23 |
4. | «Батюшка Амур» | 14.06.23 |
5. | «Путешествие по городу Хабаровску» | 19.06.23 |
6. | День памяти и скорби | 21.06.23 |
7. | День Ивана Купала | 26.06.23 |
8. | Праздники содружественных стран | 28.06.23 |
9. | День безопасных дорог | 03.07.23 |
10. | День семьи, любви и верности. | 05.07.23 |
11. | День борьбы с наркоманией | 10.07.23 |
12. | День подарков | 12.07.23 |
13. | Вкусный день | 17.07.23 |
14. | Спортивный день | 19.07.23 |
15. | День китов и дельфинов | 24.07.23 |
16. | День крещения Руси | 26.07.23 |
17. | День дружбы и уважения | 31.07.23 |
18. | «Новый год по-русски» | 02.08.23 |
19. | День кошек | 07.08.23 |
20. | День экологии | 09.08.23 |
21. | Яблочный спас | 14.08.23 |
22. | День государственного флага РФ | 16.08.23 |
23. | День кино | 21.08.23 |
24 | Праздник «Мы вместе» | 23.08.23 |
Модуль №3 «Дополнительная образовательная часть» (по выбору детей)
Часть 1 «Бисероплетение»
№ | Наименование | |
1 | Родословная бисера. Инстркутаж по ТБ | 06.06.23 |
2 | Параллельное плетение | 13.06.23 |
3 | Фенечка | 20.06.23 |
4 | Колечко | 27.06.23 |
5 | «Бабочка» (часть1) | 04.07.23 |
6 | «Бабочка» (часть 2) | 11.07.23 |
7 | «Стрекоза» (часть 1) | 18.07.23 |
8 | «Стрекоза» (часть 2) | 25.07.23 |
9 | «Цветы» (часть 1) | 01.08.23 |
10 | «Цветы» (часть 2) | 08.08.23 |
12 | Серьги (часть 1) | 15.08.23 |
Часть 2 «Театральная деятельность
№ | Наименование | Дата |
1 | Знакомство с театральной студией, традициями, правилами поведения. Игра «Знакомство» | 06.06.23 |
2 | знакомство с играми: музыкальные, театральные, массовые. Игры «Стулья», «Руки – ноги», «Есть или нет», «Фотография», «Поза», «Печатная машинка» и т. д. | 13.06.23 |
3 | Игры-драматизации. Этюды. Драматизации сказки «Репка» | 20.06.23 |
4 | Драматизация сказки «Колобок» | 27.06.23 |
5 | Драматизация сказки «Волк и семеро козлят» | 04.07.23 |
6 | Разучивание считалок: «На золотом крыльце сидели», «Аты-баты», «Трынцы-брынцы», «Дождик, дождик». Игры: «Капризуля», «Больной зуб», «Колокольчики» и их использование. | 11.07.23 |
7 | Подвижные игры. Игры: «Свеча», «Мыльные пузыри», «Дрессированные собачки», «Птичий двор», «Совы и ночь», «Вороны и воробьи» | 18.07.23 |
8 | Подвижные игры (Закрепление) | 25.07.23 |
9 | Театральные игры. Игры «Насос – кукла», «Мокрые котята», «Штанга» и т. д. Игры «Змеи», «Осьминог», «Детский мир» Игры «В стране цветов», «Бабочки», «Вкусные слова» | 01.08.23 |
10 | Грим. Виды грима. Грим животных: собака, кошка, львенок, мышка | 08.08.23 |
12 | Веселый и грустный грим. | 15.08.23 |
13 | Инсценировка произведения Н.К. Рериха «Детская сказка» | 22.08.23 |
Часть 3 «ИЗО»
№ | Наименование | Дата |
1 | Водное занятие. Основы рисунка и композиции. Инструктаж по технике безопасности | 01.06.23 |
2 | Знакомство с основными цветами, изучение спектрального круга, холодные и теплые оттенки. Сложные оттенки (светлые, темные). | 08.06.23 |
3 | Изображение симметричных предметов (бабочка, ножницы) | 15.06.23 |
4 | Построение геометрических фигур. | 22.06.23 |
5 | Построение кувшина. Штриховку рисунка выполняют цветными карандашами | 29.06.23 |
6 | Создание рисунков в холодных и теплых тонах. | 06.07.23 |
7 | Познакомить с видами росписи. | 13.07.23 |
8 | Изображение дымковской игрушки | 20.07.23 |
9 | Орнамент. Работа акварельными карандашами. | 03.07.23 |
10 | Пейзаж. Изображение цветов. | 10.08.23 |
12 | Знакомство с натюрмортом. | 17.08.23 |
13 | Натюрморт «Фрукты» | 24.08.23 |
Часть 4 «Компьютерная грамотность»
№ | Наименование | Дата |
1 | Вводное занятие «Мы с компьютером – друзья!» Инструктаж по ТБ. | 01.06.23 |
2 | Устройство компьютера (внутреннее и внешнее) | 08.06.23 |
3 | Меню, панель инструментов, окна. Операции с файлами и папками | 15.06.23 |
4 | Знакомство с графическим редактором Paint | 22.06.23 |
5 | Работа в графическом редакторе Paint «Дача» | 29.06.23 |
6 | Работа в графическом редакторе Paint «Корабль» | 06.07.23 |
7 | Работа в графическом редакторе Paint «Зонтик | 13.07.23 |
8 | Знакомство с Текстовым редактором Microsoft Word | 20.07.23 |
Шрифт, размер, цвет, выравнивание. Ввод текста стихотворения «Наш край! Он почти бесконечный» Кухтина А. | 03.07.23 | |
10 | Форматирование и редактирование текста. Отрывок из сказки Сказка о царе Салтане” А. С. Пушкина | 10.08.23 |
12 | Таблицы. Создание таблицы гор по высоте. | 17.08.23 |
13 | Вставка картинок из Интернета. Создание открытки, приглашения итп | 24.08.23 |
Модуль 4 «Выезд в город»
№ | Наименование | Дата |
1 | Обзорная экскурсия по городу. | 02.06.23 |
2 | Выезд в Краеведческий музей города Хабаровска. | 09.06.23 |
3 | Обзорная экскурсия «По местам воинской славы» | 16.06.23 |
4 | Выезд в парк имени Н.Н. Муравьева-Амурского | 23.06.23 |
5 | Поход в кинотеатр «Атмосфера» | 30.06.23 |
6 | Выезд в театр «Триада» | 07.07.23 |
7 | Экскурсия на фабрику мороженого с дегустацией. | 14.07.23 |
8 | Выезд на набережную Реки Амура (район ул. Вахова) с акцией «Чисты берег» | 21.07.23 |
9 | Поход в кинотеатр «Атмосфера» | 28.07.23 |
10 | Экскурсия в художественный музей. | 05.08.23 |
12 | Экскурсия в театр кукол (ул. Ленина, 35) | 12.08.23 |
13 | Поход в кинотеатр «Атмосфера» | 19.08.23 |
- Кадровое обеспечение и взаимодействие
с заинтересованными организациями.
Наименование организации | Должность | Модуль |
МАУ ДО «Народные ремесла» во взаимодействии с КГКУ «Центром временного размещения соотечественников, прибывших из-за рубежа» | Педагог дополнительного образования;
Директор КГКУ «Центр временного размещения соотечественников, прибывших из-за рубежа» |
Обучение русскому языку, |
МАУ ДО «Народные ремесла» во взаимодействии с КГКУ «Центром временного размещения соотечественников, прибывших из-за рубежа» | Педагог-психолог дополнительного образования;
Директор КГКУ «Центр временного размещения соотечественников, прибывших из-за рубежа» |
«Познавательно-развлекательные игры, психологические и межкультурные тренинги» |
МАУ ДО «Народные ремесла» | Педагоги дополнительного образования | «Дополнительная образовательная часть» |
МАУ ДО «Народные ремесла» во взаимодействии с туристической фирмой «Юта» | Педагоги дополнительного образования;
Менеджер компании «Юта» |
«Выезд в город» |
- Количество и категория целевой аудитории.
Участниками программы будут дети из двух групп. Первая группа: дети иностранных граждан (в том числе дети с миграционной историей), которые проживают в КГУКУ «Центр временного размещения соотечественников, прибывших из-за рубежа» в возрасте с 7 до 16 лет, для которых русский язык не является родным. Вторая группа: дети – жители города Хабаровска для которых русский язык является родным, проживающие в Индустриальном районе в возрасте от 7 до 16 лет.
- Ожидаемые результаты и социальный эффект.
Ожидаемые результаты и социальный эффект программы | ||
Мероприятия | Ожидаемый результат | |
качественный показатель | количественный показатель | |
Комплекс занятий по русскому языку | Дети стали лучше говорить на русском языке, воспринимают русскую речь на слух, умеют читать и писать на русском языке. | количество детей, у которых повысился уровень владения русским языком – 200 чел |
Комплекс занятий с педагогом-психологом | Дети знают государственные и народные праздники РФ, могут самоорганизовать досуг используя различные проигранные игры. Умеют применять приемы для снятия волнения, экологичного проживание чувств. | Количество детей, у которых снизился уровень тревожности, снизилось количество психолого-эмоциональных трудностей, повысился уровень самозанятости – 200 чел |
Цикл занятий по ИЗО, декоративно-прикладному искусству, театральной деятельности, компьютерной грамотности. | Знание социальных, нравственных, этических норм и правил поведения в обществе, знания традиционных государственных и народных праздников Российской Федерации | Количество детей, которые познакомились с социальными, нравственными, этическими нормами и правилами, культурой России; с государственными и народными праздниками -200 чел. |
Социальный эффект: у детей иностранных граждан повысится уровень владения русским языком; дети мягко войдут в процессы интеграции в российское общество, знакомясь с культурой и обычаями русского народа, участвуя в праздничных мероприятиях, экскурсиях в культурные учреждения города.
- Перечень практических разработок и методического инструментария для реализации программы.
Публикации
1. Омельченко Е.А. Технологии адаптации детей из семей иноэтничных
мигрантов в школе // Вестник антропологии. – 2019. – № 2 (46). – С. 196–207.
2. Омельченко Е.А. Технологии адаптации иноязычных и иноэтничных
обучающихся в школьном образовании // Родной язык. – 2017. – № 2 (7).
– С. 53–74.
3. Хухлаев О.Е., Чибисова М.Ю., Шеманов А.Ю. Инклюзивный подход
в интеграции детей-мигрантов в образовании // Психологическая наука
и образование. 2015. Том 20. № 1. С. 15–27.
https://psyjournals.ru/psyedu/2015/n1/75184.shtml
4. Хухлаев О.Е., Чибисова М.Ю., Кузнецов И.М. Школа как транслятор
культуры принимающего общества: интеграция детей-мигрантов
в образовательной среде // Культурно-историческая психология. 2014. Том 10.
№ 1. С. 95–103. https://psyjournals.ru/kip/2014/n1/67635.shtml.
5. Хухлаев О.Е., Кузнецов И.М., Чибисова М.Ю. Интеграция мигрантов
в образовательной среде: социально-психологические аспекты
// Психологическая наука и образование. 2013. Том 18. № 3. С. 5–17.
https://psyjournals.ru/psyedu/2013/n3/63355.shtml
Методические пособия
6. Хухлаева О.В., Чибисова М.Ю. Работа психолога в многонациональной
школе. М., 2016.
7. Межкультурная компетентность педагога в поликультурном
образовательном пространстве: Научно-методические материалы / Под
редакцией Хухлаева О.Е., Чибисовой М.Ю. – СПб.: ООО «Книжный Дом», 2008. –
408 с. https://psyjournals.ru/icp_2008/issue/ (открытый доступ)
8. Гриценко В.В., Шустова Н.Е. Cоциально-психологическая адаптация
детей из семей мигрантов.— М.: Форум, 2016. — 224 с.
https://psyjournals.ru/spacmf_2016/issue/ (открытый доступ)
9. Каленкова О.Н., Феоктистова Т.Л. Методические материалы
для тестирования детей-инофонов по русскому языку. – М.: Этносфера, 2009.
10. Криворучко Т.В., Цаларунга С.В. Первый раз в первый класс:
Диагностические материалы для проведения входного и итогового тестирования
детей 6–8 лет, слабо владеющих русским языком. Методическое пособие
для учителей начальной школы. – М.: Этносфера, 2021. 212 с.
11. Технологии психологического сопровождения интеграции мигрантов в
образовательной среде: Учебно-методическое пособие для педагогов-психологов.
*Электронный ресурс+ / под ред. О.Е. Хухлаев, М.Ю. Чибисова. М.: МГППУ.
2013 – 273 с. https://psyjournals.ru/soprovozhdenie_migrantov/issue/index.shtml
(открытый доступ)
12. Лебедева Н.М. Этнопсихология: учебник и практикум
для академического бакалавриата / Н.М. Лебедева. — Москва: Издательство
Юрайт, 2018. — 491 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-
02318-3. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт *сайт+. — URL:
https://urait.ru/bcode/413042 (дата обращения: 03.07.2021).
13. Омельченко Е.А., Шевцова А.А. Как и зачем оценивать межкультурную
компетентность педагога // Начальная школа. – 2017. – № 3. – С. 70–74.
14. Омельченко Е.А. Межкультурная компетентность педагога: от знаний
и мотивации к умению действовать и принимать корректные решения
// Начальная школа. – 2017. – № 10. – С. 48–54.
15. Хухлаев О.Е. и др. Разработка и адаптация методики «Интегративный
опросник межкультурной компетентности» // Психология. Журнал Высшей школы
экономики, 2021. Т. 18. № 1. С. 71–91. DOI: 10.17323/1813-8918-2021-1-71-91.
16. Хухлаев О.Е. и др. Измерение межкультурной компетентности
педагога: разработка и апробация Теста Ситуационных Суждений ТСС-МКК //
Психологическая наука и образование. 2021 (в печати).
17. Фомичева А.Е. Хухлаев О.Е. Методика “мозаичный класс” как форма
осуществления межкультурного диалога // Справочник классного руководителя.
№7 (июль) 2013 сс.52-57
18. Родкина Н.В. Обучение в сотрудничестве на уроках русского языка и во
внеурочное время // Современная педагогика. – Январь 2013.
– № 1 https://pedagogika.snauka.ru/2013/01/824
19. Искусство жить с непохожими людьми: психотехники толерантности /
Г. Солдатова, А. Макарчук, Л. Шайгерова, Т. Лютая. — ГУ МО Издательский
дом Московия, 2009
20. Лейбман И.Я., Чернышева У.В., Фейгельман О. М. Твоя жизнь на новом
месте. Арт-альбом для детей. М., 2020.
21. Макарчук А.В., Солдатова Г.У. Из книги «Может ли «другой» стать
другом? Тренинг по профилактике ксенофобии» *Электронный ресурс+ //
Вестник практической психологии образования. 2006. Том 3. № 3. С. 92–100.
URL: https://psyjournals.ru/vestnik_psyobr/2006/n3/29112.shtml (дата обращения:
28.04.2021)
22. Межкультурный диалог в школе. *Учеб.-метод. пособие: В 2 кн.+
Н.М. Лебедева, О.В. Лунева, Т.Г. Стефаненко; Рос. акад. наук. Ин-т этнологии
и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая.
Методические рекомендации – 07
23. Хухлаев О.Е. Не такой как все: психологическая адаптация
детей-мигрантов из инокультурной среды в начальной школе (материалы
к тренингу) // Школьный психолог №18 (352) 16-30.09.2005. – с.35-38.
24. Хухлаев О.Е. Встреча: социально-психологическая игра // Школьный
психолог №18 (352) 16-30.09.2005. –с.60-61.
25. Создание условий социализации и адаптации детей-мигрантов:
методические рекомендации / авторы-сост.: Е.И. Минаева, И.Н. Полынцева,
О.П. Куликова / под общей редакцией Е. И. Минаевой; автономное учреждение
дополнительного профессионального образования Ханты-Мансийского
автономного округа – Югры «Институт развития образования».
– Ханты-Мансийск: Институт развития образования, 2019.
- Кузьмина Т.В., Удьярова А. В. «Практическое пособие по языковой адаптации детей-инофонов».- Сант-Петербург, 2020.
- Кузьмина Т.В. «Просто русский», – Сант-Петербург, 2021.
- Хухлаев О.Е. Программа оценки образовательных потребностей иностранных граждан в сфере психологического благополучия, социальных навыков и культурной адаптации, – Москва, 2022.
- Балыхина Т.М. «Методика преподавания русского языка как неродного, нового», – Москва, 2007
- Методические рекомендации об организации работы общеобразовательных организаций по оценке уровня языковой подготовки обучающихся несовершеннолетних иностранных граждан, -Москва. 2022.
- Методические рекомендации органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации об организации работы общеобразовательных организаций по языковой и социокультурной адаптации.
- Смолина Е.С., Журушкина Ю.А., Ковалева О.А. “Бисер. Самое полное и понятное пошаговое руководство для начинающих, 2-е издание, исправленное”, 2022.
- Лебедева, Н. М. Этнопсихология : учебник и практикум для вузов / Н. М. Лебедева. — Москва : Издательство Юрайт, 2023.
- «Тематическая смена.» Фестиваль визуальных искусств: практические организационные материалы в помощь отрядному вожатому.» – 2007
- Бесова М. «Весёлые игры для дружного отряда. Праздники в загородном лагере.» – Издательства: «Академия Развития», «Академия Холдинг», 2002 г. Серия: После уроков.
- Григоренко Ю.Н., Кострецова У.Ю. «КИПАРИС. Учебное пособие по организации детского досуга в лагере и школе.»/ – М.: «Педагогическое общество России», 2004. (Библиотека журнала «Вожатый века»)
- Гринченко И.С. «Игровая радуга.» Методическое пособие для педагогов-организаторов, классных руководителей, воспитателей, вожатых оздоровительных лагерей. – М.: «Центр гуманной литературы», 2004.
- «Детские праздники в школе, летнем лагере и дома: Мы бросаем скуке вызов.» – Серия: Школа радости, 2002
- Елжова Н.В. «Лето, ах, лето! Праздники, развлечения, конкурсы при организации досуга в детских оздоровительных центрах.» – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2004.
- Елжова Н.В. «Лето звонкое, громче пой! Сценарии праздников, конкурсов, спортивных мероприятий для школ и детских оздоровительных центров. » – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2004.
- Компьютер. Детская энциклопедия, изд. Росмен, 2021.
- Левин А.Ш. Самоучитель полезных программ. 4-е издание. – СПб.: Питер, 2006.
- Симонович, С.В. Занимательный компьютер. Книга для детей, учителей и родителей / С.В. Симонович, Г.А. Евсеев. – М.: АСТ-Пресс; Издание 2-е, перераб. и доп., 2012
- Авторская программа Тур С.Н., Бокучавы Т.П. «Первые шаги в мире информатики» для учащихся 1-4х классов.
- Авторская программа Тур С.Н., Бокучавы Т.П. «Первые шаги в мире информатики» для учащихся 1-4х классов.
- Епанчинцева Т.А. «Святочные игрища», 1999.
- Науменко Г.М. «Лето-осень», 1999. 5. Набутовский С.В. (ред.) «Песенки, загадки, пословицы» – Издательство «Стрекоза», серия Внеклассное чтение, 2016.
- «Жили-были» – Ярославль, академия развития, автор-составитель В. Пашнина.
- Алехин А. Д. Изобразительное искусство. – М.: Просвещение, 1984. 2. Алехин А. Д. Когда начинается художник. – М.: Просвещение, 1984.
- Аранова С. В. Обучение изобразительному искусству. – СПб., 2004.
- Басина Н. С кисточкой и музыкой в ладошке. – М.: Линка-Пресс, 1997.
- Беда Г.В. Живопись. – М.: Просвещение, 1986.
- Бесчастнов Н.П. Графика пейзажа. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2005.
- Бесчастнов Н.П. Изображение растительных мотивов. – М.: Гуманит. изд.. центр ВЛАДОС , 2004.