Дополнительная программа для организации каникулярной занятости детей «Разные одинаково»

ФИО: Яско Н.В.
Свидетельство о публикации в электронном СМИ № AP-3491
Конкурс: Всероссийский профессиональный конкурс педагогического мастерства педагогов дополнительного образования «Эффективные педагогические практики и современные технологии работы с детьми в системе дополнительного образования детей»
Наименование конкурсной работы: Дополнительная программа для организации каникулярной занятости детей «Разные одинаково»
Итоговая оценка: 1 место,  90 баллов(-а)



Муниципальное автономное учреждение 

дополнительного образования г. Хабаровске 

«Центр детского творчества «Народные ремесла»

Дополнительная программа для организации 

каникулярной занятости детей 

«Разные одинаково»

Составила:

Наталья Владимировна Яско,

методист,

педагог дополнительного образования

МАУ ДО «Народные ремесла»

Хабаровск, 2023

Содержание:

  1. Пояснительная записка (обоснование, сроки реализации, цель и задачи) …………..3
  2. Описание программы (основное содержание и механизм реализации) ……………..5
  3. Кадровое обеспечение и взаимодействие с заинтересованными организациями….10
  4. Количество и категории целевой группы………………………………………………10
  5. Ожидаемые результаты и социальный эффект программы…………………………11.
  6. Методическая литература для реализации программы……………………………….12.

 

  • Пояснительная записка.

Название программы: дополнительная программа для организации каникулярной занятости детей «Разные одинаково».

Форма: кружок 

Сроки реализации: 1.06.23 – 25.08.23 (12 недель)

Целеваые группы: 

  1. Дети иностранных граждан (включая дети с миграционной историей), проживающие в индустриальном районе г. Хабаровска в возрасте от 6 до 15 лет.
  2. Дети с российским гражданством, для которых русский язык является родным, проживающие на территории Индустриального района г. Хабаровска в возрасте от 6 до 15 лет.

Проблема: дети иностранных граждан, проживающих в Индустриальном районе г. Хабаровска в возрасте от 7 до 15 имеют низкий уровень владения русским языком, не знакомы с социальными, нравственными, этическими нормами и правилами, культурой российского общества. 

Обоснование.

  1. По данным мониторинга в январе 2023 года 1704 несовершеннолетних иностранных гражданина (в том числе несовершеннолетних, имеющих два гражданства и более, несовершеннолетние лица без гражданства) получают образование в 60 школах (1374 чел., 1,97 %) и 16 садах (230 чел., 0,76%) Граждане России с миграционной историей в данном мониторинге не учтены. Из них 1197 инофонов, прошедших диагностику в общеобразовательных организациях. 

На 14 сентября в образовательных организациях города Хабаровска, по данным муниципалитета, в 2022/2023 количество несовершеннолетних граждан иностранных государств, получающих образование и услуги по присмотру и уходу в 112 образовательных организациях города Хабаровска (71,34 % ОО), по данным на 14 октября 2022 г.  составляет 2234 человека, это 2,2% от общего количества обучающихся (в 2021/2022 уч.г. – 1346 чел., в 2020/2021 уч.г. – 1208 чел., в 2019/2020 уч.г. – 726 чел.):

 В 50 ДОО (в 2021 – 48) по данным на 14 октября 2022 г. – 414 дошкольников: Азербайджан – 36, Армения – 16, Киргизия – 17, Узбекистан – 56, Таджикистан – 253, Украина – 19, Китай – 6, Ю. Корея – 5, Грузия – 2, США – 2, Афганистан – 1, Молдова – 1 (в 2021/2022 уч.г. – 4076 чел., в 2020/2021 уч.г. – 196 чел..); в 7 ДОО соотношение составляет от 5 до 10 %, в 2 от 1-5%, в остальных менее 1 %; 152 инофона (Азербайджан – 6, Киргизия – 10, Узбекистан – 26, Таджикистан – 106, Китай – 2, США – 2) – проходит языковую адаптацию в рамках программы.

В 62 (в 2021/2022 уч.г. – 52 ОО) общеобразовательных организациях (в 2021/2022 уч.г. – 793 чел., в 2020/2021 уч.г. – 902 чел.) по данным на 14 октября 2022 г. 1820 обучающихся:1026 инофонов

  1. По данным Федеральной службы государственной статистики, мы видим в Хабаровском крае высокий миграционный прирост. В 2011 году прирост в Хабаровском крае составил 1807 человек, в 2020 году – 6631 человек; в 2021 году – 7204 человека. Таким образом за 10 лет в Хабаровском крае миграционный прирост увеличился на 5397 человек, а за 1 год – увеличился на 573 человека.
  • 3. По результатам опроса детей из целевой группы «Проблемы детей иностранных граждан в Индустриальном районе г. Хабаровске» выделить следующие: 
  • -недостаточный уровень владения языком, препятствующий успешному освоению общеобразовательной программы в школах.
  • – эмоциональные трудности, вызванные переживаниями миграционного стресса и вхождением в другую культуру страны. 
  • 4. КГКУ «Центр временного размещения соотечественников, прибывших из-за рубежа» (далее ЦВР) находиться по адресу г. Хабаровск ул. Фурманова 7а. Территориально он относится к Индустриальному району г. Хабаровска и дети из семей, которые заселяются в ЦВР оформляются в МБОУ СОШ №70. После окончания периода проживания в ЦВР семьи с детьми чаще всего остаются жить в Индустриальном районе, так как не хотят переходить в другую школу. Такой центр в г. Хабаровске единственный, поэтому сосредоточение детей иностранных граждан в нашем районе наибольшее. 
  • 5. Из справки с МБОУ СОШ №70: в 2021-2022 учебном году обучалось 285 детей иностранных граждан, в том числе с миграционной историей; в 2022-2023 учебном году обучается 344  ребенка иностранных граждан в том числе с миграционной историей. Для данной категории детей русский язык не является родным. Дети не владеют русским языком, либо владеют слабо. 
  • Из справки с МБОУ СОШ №29: в 2021-2022 учебном году обучалось 6 детей иностранных граждан, в том числе с миграционной историей; в 2022-2023 учебном году обучается 32 ребенка иностранных граждан в том числе с миграционной историей. Для данной категории детей русский язык не является родным. Дети не владеют русским языком, либо владеют слабо. 
  • Из вышеуказанных справок, мы видим рост числа детей иностранных граждан в общеобразовательных школах с языковыми проблемами. 

Цель программы: создания пространства, где комфортно любым детям вне зависимости от места их рождения, родного языка и миграционного опыта, где дети получать новые знания, умения и навыки в процессе досуга и обучения.

Задачи: 

    1.  Встроиться в жизнь детей в ЦВР, помочь им придумать, как провести свободное время (мероприятия на базе ЦВР). 
    2. Повысить уровень владения русским языком. 
  •  Создать среду, чтобы местные дети подружились с детьми из ЦВР (на базе МАУ ДО «Народные ремесла») в процессе творческих занятий: бисероплетение, театральная деятельность, изо, компьютерная грамотность.
  1. Познакомить с социальными, нравственными, этическими нормами и правилами, культурой российского общества (включено во все занятия)

 

  • Описание программы.

Работа летнего кружка будет проходить на двух площадках: на базе КГКУ «Центр временного размещения соотечественников, прибывших из-за рубежа»  далее ЦВП) и на базе МАУ ДО «Народные ремесла». 

Место для кружка  в ЦВР выбрана чтобы собрать максимальное число детей. Ведь при этом родителям не надо тратить время для того, чтобы отвезти детей на кружок (родители плохо ориентируются в незнакомом городе) А также было важно сохранить гибкость, чтобы темп кружка не разрушал тот временный уклад жизни детей, к которому они уже адаптировались. Дети на своей территории более открыты, быстро включаются в занятия. 

 На занятия кружка на территории МАУ ДО «Народные ремесла будут  созданы условия для знакомства  с детьми принимающего общества, зарождения дружбы среди детей разных  национальностей, дети будут  перенимать социальный опыт друг друга. На базе МАУ ДО будут проходить занятия по обучению и ориентации на будущую профессию, передача социально и личностно значимых не проходящих ценностей общечеловеческой культуры. Воспитательная работа по разъяснению норм поведения, этикета общения планируется проводится педагогами не только с детьми иностранных граждан, но и в целом с многонациональными коллективами в рамках дошкольного образования. 

Освоение культурных правил и норм реализуется через правильную организацию повседневного межкультурного взаимодействия. Это построение образовательной деятельности, обеспечивающей реальное позитивное взаимодействие между детьми из разных культур, между детьми иностранных граждан и представителями принимающего общества. С точки зрения оптимизации социокультурной и языковой адаптации детей иностранных граждан также целесообразно расширить возможности их общения с ровесниками. Важно вовлекать ребенка в систему дополнительного образования. Освоение культурных правил и норм более успешно, если дети иностранных граждан включены в любые виды творческой деятельности. Наша творческая деятельность состоит из занятий по русскому языку через игры, обучение в студиях центра «Бисероплетение», «Бумажные фантазии», «ИЗО», «Театральная деятельность», «Сторителлинг». В процессе занятий, дети не только обучаются основам творчества, но и знакомятся с государственными и народными праздниками, обычаями российского народа»

Программа состоит из 3 модулей: 

  1. Обучение русскому языку.
  2. Познавательно-развлекательные  игры, психологические и межкультурные тренинги
  3. Дополнительная образовательная часть (по выбору детей)
  4. Модуль 4 «Выезд в город»

 

Механизм кружка, следующий: (часы в неделю)

Работа в КГКУ «Центр временного размещения соотечественников, прибывших из-за рубежа»
День недели Мероприятие Продолжительность Исполнитель
Понедельник Обучение русскому языку в играх. 2 часа Учитель по русскому языку
Познавательно-развлекательные  игры, психологические и межкультурные тренинги 2 часа Педагог-психолог
Среда Обучение русскому языку в играх. 2 часа Учитель по русскому языку
Познавательно-развлекательные  игры, психологические и межкультурные тренинги 2 часа Педагог-психолог
Работа в МАУ ДО ЦДТ «Народные ремесла»
День недели Мероприятие Продолжительность Исполнитель
вторник Бисероплетение/Батик (на выбор) 1 часа Педагог дополнительного образования
Театральная деятельность 1 часа Педагог дополнительного образования
Четверг ИЗО/Компьютерная грамотность (на выбор) 1 час Педагог дополнительного образования
Сторителлинг 1 час Педагог дополнительного образования
Пятница Выезд в город (музеи, театры, парки, итп) 4 часа Педагог дополнительного образования
ИТОГО: 16 часов в неделю

Календарно-тематический план кружка «Разные одинаково»

Модуль №1 «Обучение русскому языку»

Наименование Дата
1. Занятие по русскому языку «Моя семья»

 (2 часа)

05.06.23
2. Занятие по русскому языку «Школа. Я в школе. Я в классе» 

 (2 часа)

07.06.23
3. Занятие по русскому языку «Мои друзья»

 (2 часа)

12.06.23
4. Занятие по русскому языку «Мой дом»

 (2 часа)

14.06.23
5.   Занятие по русскому языку «Город. Я в городе» (2 часа) 19.06.23
6. Занятие по русскому языку Внешность человека. Части тела»

  (2 часа)

21.06.23
7. Занятие по русскому языку «Профессии»

«Государственные российские праздники» (2 часа)

26.06.23
8. Занятие по русскому языку «Национальные праздники»  (2 часа) 28.06.23
9. Занятие по русскому языку «Время года»

  (2 часа)

03.07.23
10. Занятие по русскому языку «Животный мир»

(2 часа)

05.07.23
11. Занятие по русскому языку «Растительный мир»

  (2 часа)

10.07.23
12. Занятие по русскому языку «Лото однокоренные слова»»

  (2 часа)

12.07.23
13. Занятие по русскому языку «Веселая фонетика» 17.07.23
14. Занятие по русскому языку «Игры на развития фонематического слуха» 19.07.23
15. Занятие по русскому языку «Он или Она» 24.07.23
16. Занятие по русскому языку «Моя или мой» 26.07.23
17. Занятие по русскому языку «Игры на определение категории рода» 31.07.23
18. Занятие по русскому языку «Овощная арифметика» 02.08.23
19. Занятие по русскому языку «Животные в падежах» 07.08.23
20. Занятие по русскому языку «Рождение слова» (словообразование) 09.08.23
21. Занятие по русскому языку «Предложно-падежные конструкции» (предлоги места: в, на, под, за, в итп) 14.08.23
22. Занятие по русскому языку «Игра  в прятки» (употребление предлогов) 16.08.23
23. Занятие по русскому языку «Дни недели» (лото) 21.08.23
24 Занятие по русскому языку «День загадок» 23.08.23

Модуль №2 «Познавательно-развлекательные игры, психологические и межкультурные тренинги»

Наименование Дата
1. День защиты детей 05.06.23
2. «Пушкинский День» 07.06.23
3. День России. 12.06.23
4. «Батюшка Амур» 14.06.23
5. «Путешествие по городу Хабаровску» 19.06.23
6. День памяти и скорби 21.06.23
7. День Ивана Купала 26.06.23
8. Праздники содружественных стран 28.06.23
9. День безопасных дорог 03.07.23
10. День семьи, любви и верности. 05.07.23
11. День борьбы с наркоманией 10.07.23
12. День подарков 12.07.23
13. Вкусный день 17.07.23
14. Спортивный день 19.07.23
15. День китов и дельфинов 24.07.23
16. День крещения Руси 26.07.23
17. День дружбы и уважения 31.07.23
18. «Новый год по-русски» 02.08.23
19. День кошек 07.08.23
20. День экологии 09.08.23
21. Яблочный спас 14.08.23
22. День государственного флага РФ 16.08.23
23. День кино 21.08.23
24 Праздник «Мы вместе» 23.08.23

Модуль №3 «Дополнительная образовательная часть» (по выбору детей)

Часть 1 «Бисероплетение»

Наименование 
1 Родословная бисера. Инстркутаж по ТБ 06.06.23
2 Параллельное плетение 13.06.23
3 Фенечка 20.06.23
4 Колечко 27.06.23
5 «Бабочка» (часть1) 04.07.23
6 «Бабочка» (часть 2) 11.07.23
7 «Стрекоза» (часть 1) 18.07.23
8 «Стрекоза» (часть 2) 25.07.23
9 «Цветы» (часть 1) 01.08.23
10 «Цветы» (часть 2) 08.08.23
12 Серьги (часть 1) 15.08.23

Часть 2 «Театральная деятельность

Наименование Дата
1 Знакомство с театральной студией, традициями, правилами поведения. Игра «Знакомство» 06.06.23
2 знакомство с играми: музыкальные, театральные, массовые. Игры «Стулья», «Руки – ноги», «Есть или нет», «Фотография», «Поза», «Печатная машинка» и т. д. 13.06.23
3 Игры-драматизации. Этюды. Драматизации сказки «Репка» 20.06.23
4 Драматизация сказки «Колобок» 27.06.23
5 Драматизация сказки «Волк и семеро козлят» 04.07.23
6 Разучивание считалок: «На золотом крыльце сидели», «Аты-баты», «Трынцы-брынцы»,  «Дождик, дождик». Игры:  «Капризуля», «Больной зуб», «Колокольчики» и их использование. 11.07.23
7 Подвижные  игры. Игры:  «Свеча», «Мыльные пузыри», «Дрессированные собачки», «Птичий двор», «Совы и ночь», «Вороны и воробьи» 18.07.23
8 Подвижные игры (Закрепление) 25.07.23
9 Театральные игры. Игры «Насос – кукла», «Мокрые котята», «Штанга» и т. д. Игры «Змеи», «Осьминог», «Детский мир» Игры «В стране цветов», «Бабочки», «Вкусные слова» 01.08.23
10 Грим. Виды грима. Грим животных: собака, кошка, львенок, мышка 08.08.23
12 Веселый  и грустный грим. 15.08.23
13 Инсценировка произведения Н.К. Рериха «Детская сказка» 22.08.23

Часть 3 «ИЗО»

Наименование Дата
1 Водное занятие. Основы рисунка и композиции. Инструктаж по технике безопасности 01.06.23
2 Знакомство с основными цветами, изучение спектрального круга, холодные и теплые оттенки. Сложные оттенки (светлые, темные). 08.06.23
3 Изображение симметричных предметов (бабочка, ножницы) 15.06.23
4 Построение геометрических фигур. 22.06.23
5 Построение кувшина. Штриховку рисунка выполняют цветными карандашами 29.06.23
6 Создание рисунков в холодных и теплых тонах. 06.07.23
7 Познакомить с видами росписи. 13.07.23
8 Изображение дымковской игрушки 20.07.23
9 Орнамент. Работа акварельными карандашами. 03.07.23
10 Пейзаж. Изображение цветов. 10.08.23
12 Знакомство с натюрмортом.  17.08.23
13 Натюрморт «Фрукты» 24.08.23

Часть 4 «Компьютерная грамотность»

Наименование Дата
1 Вводное занятие «Мы с компьютером – друзья!» Инструктаж по ТБ. 01.06.23
2 Устройство компьютера (внутреннее и внешнее) 08.06.23
3 Меню, панель инструментов, окна. Операции с файлами и папками 15.06.23
4 Знакомство с графическим редактором Paint 22.06.23
5 Работа в графическом редакторе Paint «Дача» 29.06.23
6 Работа в графическом редакторе Paint «Корабль» 06.07.23
7 Работа в графическом редакторе Paint «Зонтик 13.07.23
8 Знакомство с Текстовым редактором Microsoft Word  20.07.23
Шрифт, размер, цвет, выравнивание. Ввод текста стихотворения «Наш край! Он почти бесконечный» Кухтина А. 03.07.23
10 Форматирование и редактирование текста. Отрывок из сказки Сказка о царе Салтане” А. С. Пушкина 10.08.23
12 Таблицы. Создание таблицы гор по высоте.  17.08.23
13 Вставка картинок из Интернета. Создание открытки, приглашения итп 24.08.23

 

Модуль 4 «Выезд в город»

Наименование Дата
1 Обзорная экскурсия по городу.  02.06.23
2 Выезд в Краеведческий музей города Хабаровска. 09.06.23
3 Обзорная экскурсия «По местам воинской славы» 16.06.23
4 Выезд в парк имени Н.Н. Муравьева-Амурского 23.06.23
5 Поход  в кинотеатр «Атмосфера» 30.06.23
6 Выезд в театр «Триада» 07.07.23
7 Экскурсия на фабрику мороженого с дегустацией. 14.07.23
8 Выезд на набережную Реки Амура (район ул. Вахова) с акцией «Чисты берег» 21.07.23
9 Поход  в кинотеатр «Атмосфера» 28.07.23
10 Экскурсия в художественный музей. 05.08.23
12 Экскурсия в театр кукол (ул. Ленина, 35) 12.08.23
13 Поход  в кинотеатр «Атмосфера» 19.08.23

 

  1. Кадровое обеспечение и взаимодействие

с заинтересованными организациями.

Наименование организации Должность Модуль
МАУ ДО «Народные ремесла» во взаимодействии с КГКУ «Центром временного размещения соотечественников, прибывших из-за рубежа» Педагог дополнительного образования;

Директор КГКУ «Центр временного размещения соотечественников, прибывших из-за рубежа»

Обучение русскому языку, 
МАУ ДО «Народные ремесла» во взаимодействии с КГКУ «Центром временного размещения соотечественников, прибывших из-за рубежа» Педагог-психолог  дополнительного образования;

Директор КГКУ «Центр временного размещения соотечественников, прибывших из-за рубежа»

«Познавательно-развлекательные игры, психологические и межкультурные тренинги»
МАУ ДО «Народные ремесла» Педагоги дополнительного образования «Дополнительная образовательная часть»
МАУ ДО «Народные ремесла» во взаимодействии с туристической фирмой «Юта» Педагоги дополнительного образования;

Менеджер компании «Юта»

«Выезд в город»
  1. Количество и категория целевой аудитории.

Участниками программы будут дети из двух групп. Первая группа: дети иностранных граждан (в том числе дети с миграционной историей), которые проживают в КГУКУ «Центр временного размещения соотечественников, прибывших из-за рубежа» в возрасте с 7 до 16 лет, для которых русский язык не является родным.  Вторая группа: дети – жители города Хабаровска для которых русский язык является родным, проживающие в Индустриальном районе в возрасте от 7 до 16 лет. 

  1. Ожидаемые результаты и социальный эффект.
Ожидаемые результаты и социальный эффект программы 
Мероприятия Ожидаемый результат
качественный показатель количественный показатель
Комплекс занятий по русскому языку Дети стали лучше говорить на русском языке, воспринимают русскую речь на слух, умеют читать и  писать на русском языке.  количество детей, у которых повысился уровень владения русским языком – 200 чел
Комплекс занятий с педагогом-психологом Дети знают государственные и народные праздники РФ, могут самоорганизовать досуг используя различные проигранные игры. Умеют применять приемы для снятия волнения, экологичного проживание чувств. Количество детей, у которых снизился уровень тревожности, снизилось количество психолого-эмоциональных трудностей, повысился уровень самозанятости – 200 чел
Цикл занятий по ИЗО, декоративно-прикладному искусству, театральной деятельности, компьютерной грамотности. Знание социальных, нравственных, этических норм и правил поведения в обществе, знания традиционных государственных и народных праздников Российской Федерации Количество детей, которые познакомились с  социальными, нравственными, этическими нормами и правилами, культурой России; с государственными и народными праздниками -200 чел. 

Социальный эффект: у детей иностранных граждан повысится уровень владения русским языком; дети мягко войдут в процессы интеграции в российское общество, знакомясь с культурой и обычаями русского народа, участвуя в праздничных мероприятиях, экскурсиях в культурные учреждения города.  

 

  1. Перечень практических разработок и методического инструментария для реализации программы.


Публикации
1. Омельченко Е.А. Технологии адаптации детей из семей иноэтничных
мигрантов в школе // Вестник антропологии. – 2019. – № 2 (46). – С. 196–207.
2. Омельченко Е.А. Технологии адаптации иноязычных и иноэтничных
обучающихся в школьном образовании // Родной язык. – 2017. – № 2 (7).
– С. 53–74.
3. Хухлаев О.Е., Чибисова М.Ю., Шеманов А.Ю. Инклюзивный подход
в интеграции детей-мигрантов в образовании // Психологическая наука
и образование. 2015. Том 20. № 1. С. 15–27.
https://psyjournals.ru/psyedu/2015/n1/75184.shtml
4. Хухлаев О.Е., Чибисова М.Ю., Кузнецов И.М. Школа как транслятор
культуры принимающего общества: интеграция детей-мигрантов
в образовательной среде // Культурно-историческая психология. 2014. Том 10.
№ 1. С. 95–103. https://psyjournals.ru/kip/2014/n1/67635.shtml.
5. Хухлаев О.Е., Кузнецов И.М., Чибисова М.Ю. Интеграция мигрантов
в образовательной среде: социально-психологические аспекты
// Психологическая наука и образование. 2013. Том 18. № 3. С. 5–17.
https://psyjournals.ru/psyedu/2013/n3/63355.shtml

Методические пособия
6. Хухлаева О.В., Чибисова М.Ю. Работа психолога в многонациональной
школе. М., 2016.
7. Межкультурная компетентность педагога в поликультурном
образовательном пространстве: Научно-методические материалы / Под
редакцией Хухлаева О.Е., Чибисовой М.Ю. – СПб.: ООО «Книжный Дом», 2008. –
408 с. https://psyjournals.ru/icp_2008/issue/ (открытый доступ)
8. Гриценко В.В., Шустова Н.Е. Cоциально-психологическая адаптация
детей из семей мигрантов.— М.: Форум, 2016. — 224 с.
https://psyjournals.ru/spacmf_2016/issue/ (открытый доступ)
9. Каленкова О.Н., Феоктистова Т.Л. Методические материалы
для тестирования детей-инофонов по русскому языку. – М.: Этносфера, 2009.
10. Криворучко Т.В., Цаларунга С.В. Первый раз в первый класс:
Диагностические материалы для проведения входного и итогового тестирования
детей 6–8 лет, слабо владеющих русским языком. Методическое пособие
для учителей начальной школы. – М.: Этносфера, 2021. 212 с.
11. Технологии психологического сопровождения интеграции мигрантов в
образовательной среде: Учебно-методическое пособие для педагогов-психологов.
*Электронный ресурс+ / под ред. О.Е. Хухлаев, М.Ю. Чибисова. М.: МГППУ.
2013 – 273 с. https://psyjournals.ru/soprovozhdenie_migrantov/issue/index.shtml
(открытый доступ)
12. Лебедева Н.М. Этнопсихология: учебник и практикум
для академического бакалавриата / Н.М. Лебедева. — Москва: Издательство
Юрайт, 2018. — 491 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-
02318-3. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт *сайт+. — URL:
https://urait.ru/bcode/413042 (дата обращения: 03.07.2021).
13. Омельченко Е.А., Шевцова А.А. Как и зачем оценивать межкультурную
компетентность педагога // Начальная школа. – 2017. – № 3. – С. 70–74.
14. Омельченко Е.А. Межкультурная компетентность педагога: от знаний
и мотивации к умению действовать и принимать корректные решения
// Начальная школа. – 2017. – № 10. – С. 48–54.
15. Хухлаев О.Е. и др. Разработка и адаптация методики «Интегративный
опросник межкультурной компетентности» // Психология. Журнал Высшей школы
экономики, 2021. Т. 18. № 1. С. 71–91. DOI: 10.17323/1813-8918-2021-1-71-91.
16. Хухлаев О.Е. и др. Измерение межкультурной компетентности
педагога: разработка и апробация Теста Ситуационных Суждений ТСС-МКК //
Психологическая наука и образование. 2021 (в печати).
17. Фомичева А.Е. Хухлаев О.Е. Методика “мозаичный класс” как форма
осуществления межкультурного диалога // Справочник классного руководителя.
№7 (июль) 2013 сс.52-57
18. Родкина Н.В. Обучение в сотрудничестве на уроках русского языка и во
внеурочное время // Современная педагогика. – Январь 2013.
– № 1 https://pedagogika.snauka.ru/2013/01/824
19. Искусство жить с непохожими людьми: психотехники толерантности /
Г. Солдатова, А. Макарчук, Л. Шайгерова, Т. Лютая. — ГУ МО Издательский
дом Московия, 2009
20. Лейбман И.Я., Чернышева У.В., Фейгельман О. М. Твоя жизнь на новом
месте. Арт-альбом для детей. М., 2020.
21. Макарчук А.В., Солдатова Г.У. Из книги «Может ли «другой» стать
другом? Тренинг по профилактике ксенофобии» *Электронный ресурс+ //
Вестник практической психологии образования. 2006. Том 3. № 3. С. 92–100.
URL: https://psyjournals.ru/vestnik_psyobr/2006/n3/29112.shtml (дата обращения:
28.04.2021)
22. Межкультурный диалог в школе. *Учеб.-метод. пособие: В 2 кн.+
Н.М. Лебедева, О.В. Лунева, Т.Г. Стефаненко; Рос. акад. наук. Ин-т этнологии
и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая.
Методические рекомендации – 07
23. Хухлаев О.Е. Не такой как все: психологическая адаптация
детей-мигрантов из инокультурной среды в начальной школе (материалы
к тренингу) // Школьный психолог №18 (352) 16-30.09.2005. – с.35-38.
24. Хухлаев О.Е. Встреча: социально-психологическая игра // Школьный
психолог №18 (352) 16-30.09.2005. –с.60-61.
25. Создание условий социализации и адаптации детей-мигрантов:
методические рекомендации / авторы-сост.: Е.И. Минаева, И.Н. Полынцева,
О.П. Куликова / под общей редакцией Е. И. Минаевой; автономное учреждение
дополнительного профессионального образования Ханты-Мансийского
автономного округа – Югры «Институт развития образования».
– Ханты-Мансийск: Институт развития образования, 2019.

  1. Кузьмина Т.В., Удьярова А. В. «Практическое пособие по языковой адаптации детей-инофонов».- Сант-Петербург, 2020.
  2. Кузьмина Т.В. «Просто русский», – Сант-Петербург, 2021.
  3. Хухлаев О.Е. Программа оценки образовательных потребностей иностранных граждан в сфере психологического благополучия, социальных навыков и культурной адаптации, – Москва, 2022.
  4. Балыхина Т.М. «Методика преподавания русского языка как неродного, нового», – Москва, 2007
  5. Методические рекомендации об организации работы общеобразовательных организаций по оценке уровня языковой подготовки обучающихся несовершеннолетних иностранных граждан, -Москва. 2022.
  6. Методические рекомендации органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации об организации работы общеобразовательных организаций по языковой и социокультурной адаптации. 
  7. Смолина Е.С., Журушкина Ю.А., Ковалева О.А. “Бисер. Самое полное и понятное пошаговое руководство для начинающих, 2-е издание, исправленное”, 2022.
  8. Лебедева, Н. М. Этнопсихология : учебник и практикум для вузов / Н. М. Лебедева. — Москва : Издательство Юрайт, 2023.
  9. «Тематическая смена.» Фестиваль визуальных искусств: практические организационные материалы в помощь отрядному вожатому.» – 2007
  10. Бесова М. «Весёлые игры для дружного отряда. Праздники в загородном лагере.» – Издательства: «Академия Развития», «Академия Холдинг», 2002 г. Серия: После уроков. 
  11. Григоренко Ю.Н., Кострецова У.Ю. «КИПАРИС. Учебное пособие по организации детского досуга в лагере и школе.»/  – М.: «Педагогическое общество России», 2004.  (Библиотека журнала «Вожатый века»)
  12. Гринченко И.С. «Игровая радуга.» Методическое пособие для педагогов-организаторов, классных руководителей, воспитателей, вожатых оздоровительных лагерей. – М.: «Центр гуманной литературы», 2004.
  13. «Детские праздники в школе, летнем лагере и дома: Мы бросаем скуке вызов.» – Серия: Школа радости, 2002
  14. Елжова Н.В. «Лето, ах, лето! Праздники, развлечения, конкурсы при организации досуга в детских оздоровительных центрах.» – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2004. 
  15. Елжова Н.В. «Лето звонкое, громче пой! Сценарии праздников, конкурсов, спортивных мероприятий для школ и детских оздоровительных центров. » – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2004.
  16. Компьютер. Детская энциклопедия, изд. Росмен, 2021.
  17. Левин А.Ш. Самоучитель полезных программ. 4-е издание. – СПб.: Питер, 2006.
  18. Симонович, С.В. Занимательный компьютер. Книга для детей, учителей и родителей / С.В. Симонович, Г.А. Евсеев. – М.: АСТ-Пресс; Издание 2-е, перераб. и доп., 2012
  19. Авторская программа Тур С.Н., Бокучавы Т.П. «Первые шаги в мире информатики» для учащихся 1-4х классов.
  20. Авторская программа Тур С.Н., Бокучавы Т.П. «Первые шаги в мире информатики» для учащихся 1-4х классов.
  21. Епанчинцева Т.А. «Святочные игрища», 1999.
  22. Науменко Г.М. «Лето-осень», 1999. 5. Набутовский С.В. (ред.) «Песенки, загадки, пословицы» – Издательство «Стрекоза», серия Внеклассное чтение, 2016.
  23. «Жили-были» – Ярославль, академия развития, автор-составитель В. Пашнина.
  24. Алехин А. Д. Изобразительное искусство. – М.: Просвещение, 1984. 2. Алехин А. Д. Когда начинается художник. – М.: Просвещение, 1984. 
  25. Аранова С. В. Обучение изобразительному искусству. – СПб., 2004.
  26. Басина Н. С кисточкой и музыкой в ладошке. – М.: Линка-Пресс, 1997.
  27. Беда Г.В. Живопись. – М.: Просвещение, 1986. 
  28. Бесчастнов Н.П. Графика пейзажа. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2005.
  29. Бесчастнов Н.П. Изображение растительных мотивов. – М.: Гуманит. изд.. центр ВЛАДОС , 2004.