Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая адаптированная программа «Уютный дом» технической направленности

ФИО: Яско Н.В.
Свидетельство о публикации в электронном СМИ № AP-3492
Конкурс: Всероссийский профессиональный конкурс педагогического мастерства педагогов дополнительного образования «Эффективные педагогические практики и современные технологии работы с детьми в системе дополнительного образования детей»
Наименование конкурсной работы: Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая адаптированная программа «Уютный дом» технической направленности
Итоговая оценка: 1 место,  91 баллов(-а)



Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования 

г. Хабаровска «Центр детского творчества «Народные ремесла»

(МАУ ДО «Народные ремесла»)

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая 

адаптированная программа

«Уютный дом»

технической направленности

Возраст обучающихся 8-13 лет

Срок обучения – 1 год

Автор – составитель:

Педагог дополнительного образования

Багрий Юлия Сергеевна

г. Хабаровск,

2023г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Уютный дом» технической направленности, составлена в соответствии с требованиями следующих нормативных документов:

Нормативная база

– Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»;

– Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 №678-р «Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года»;

– Федеральный закон “О внесении изменений в Федеральный закон “Об образовании в Российской Федерации” по вопросам воспитания обучающихся” от 31.07.2020 N 304-ФЗ (последняя редакция);

– Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;

– Приказ Министерства просвещения РФ от 27.07.2022 № 629 “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам”;

– Распоряжение Правительства Хабаровского края от 05.08.2019 № 645-рп «Об утверждении Концепции персонифицированного дополнительного образования детей в Хабаровском крае»;

– Распоряжение Министерства образования и науки Хабаровского края от 26.09.2019 №1321 «Об утверждении методических рекомендаций «Правила персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в городском округе, муниципальном районе Хабаровского края»;

– Устав городского округа «Город Хабаровск» от 13.07.2004 № 509;

– Постановление администрации города Хабаровска от 25.10.2019 № 3501 «Об утверждении Положения о персонифицированном дополнительном образовании детей на территории городского округа «Город Хабаровск»;

– Устав и программа развития МАУ ДО «Народные ремесла»;

– Программа находится в соответствии с направленностью и профилем МАУ ДО «Центр детского творчества «Народные ремесла» и во взаимосвязи с другими направлениями: «Человек и природа», «Человек и здоровье», «Человек и искусство», «Человек и история», «Человек и семья».

Программа является сетевой (заключен договор о сетевой форме реализации образовательной программы с Муниципальное бюджетное образовательное учреждение лицей «РИТМ» (МБОУ лицей «Ритм»). 

Уровень программы: Стартовый

Актуальность программы заключается в том, что в ходе её реализации, обучающиеся приобретают навыки конструирования, моделирования, технологии изготовления изделий из ткани и бросового материала, создавая стилизованные композиции, применяя в работе швейные машины, проектно-конструкторские способности и нестандартное мышление, возрождая традиции народного стиля в современной жизни. Изделия интерьера ручной и машинной работы считаются очень модными и ценными, так как они обычно абсолютно уникальны.

Новизна

Программа позволяет развить способности использования в работе швейных машин, навыки интерьерного дизайна с использованием современных технологий обработки материала, что позволит обучающимся почувствовать себя дизайнерами, создавать эксклюзивные вещи, эффективно используя ресурсы интеллектуального, физического, этического и креативного развития детей, даст им возможность самоопределения с профессиональной сферой деятельности в будущем. 

Адресат программы: 

Возраст обучающихся: 8-13 лет.

Количество обучающихся в группе: от 8 до 12 человек. 

Сроки реализации программы: ДООП рассчитана на 1 год обучения, стартовый уровень.  Объем программы: 144 ч, занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 час. 

Формы организации занятий:

  • беседы;
  • рассмотрение иллюстраций, альбомов, таблиц, содержащих готовые проекты швейных изделий и дизайнов,
  • практические занятия;
  • выставки детских работ;
  • соревнования;
  • сочинение сказок, рассказов, историй о своих работах.

Объем и сроки усвоения программы, режим занятий:

Год обучения Дата начала обучения по программе Дата окончания обучения по программе Всего учебных недель Количество учебных дней Количество учебных часов Режим занятий в неделю
1 год 01.09.2023 31.08.2024 36 (включая 4 недели каникул) 72 144 2 раза по 2 часа

 

Цель программы:

Познакомить с элементарными понятиями через увлечение дизайном посредством работы с материалами, создания предметов интерьера (швейных изделий) с использованием технологий моделирования и конструирования, применяя технологические решения и освоения работы на швейных машинах.

 

Задачи и результаты программы:

Задачи Результаты
Предметные:
– познакомить учащихся с основами моделирования и конструирования швейных изделий, основами технологии и последовательности изготовления швейных изделий интерьера;

– научить выполнять:

чертежи выкройки швейного изделия; читать чертежи; выполнять разнообразные виды ручных и машинных швов; подбирать материал для изготовления швейных изделий; соблюдать последовательность операций по изготовлению швейных изделий.

– приобретут умение создавать: швейные изделия с использованием технологий моделирования и конструирования, применяя дизайнерские решения.

– научаться: изготавливать чертеж выкройки швейного изделия; определять название и форму деталей кроя; выбирать последовательность операций по изготовлению швейных изделий, соблюдая технические условия.

Личностные:
– способствовать развитию творческого мышления, наблюдательности, аккуратности, усидчивости;

способствовать формированию умения анализировать собственную деятельность и работу товарищей.

– умения организовать собственную деятельность и анализировать ее;

– умения сопереживать, вырабатывать стремление помогать.

Метапредметные:
– развивать художественный вкус, творческую самостоятельность;

– способствовать овладению необходимыми навыками самостоятельной учебной деятельности.

– научаться сравнивать, анализировать, обобщать и переносить информацию с одного вида деятельности на другой;

– расширят представление о швейном деле;

– научаться слушать собеседника и вести диалог

 

Учебный план

Наименование тем и разделов Кол-во часов всего Теория Практика Формы аттестации
Введение.

Организация рабочего места. Техника безопасности.

2 2 Входной контроль
Раздел 2.

Материаловедение.

8 2 6 Текущий контроль
Раздел 3.

Бытовая швейная машина.

10 4 6 Текущий контроль
Раздел 4.

Технология швейных изделий.

22 6 16 Текущий контроль
Раздел 5.

Изготовление швейных изделий. Поузловая обработка.

24 8 16 Текущий контроль
Раздел 6.

Особенности конструирования и

технология изготовления швейного изделия (фартук)

18 4 14 Промежуточный

контроль

Раздел 7.

Особенности конструирования и технология изготовления швейного изделия (юбка)

20 4 16 Текущий контроль
Раздел 8.

Особенности конструирования и технология изготовления швейного изделия (платье, жилет, халат)

30 8 22 Текущий контроль
Раздел 9.

Блок, реализуемый организацией-партнером.

Подготовка изделий к показу. Демонстрация моделей.

6 2 4 Текущий контроль
Раздел 10.

Учебная проектная деятельность. Подведение итогов за год.

4 2 2 Итоговый контроль
Всего 144 42 102

 

Содержание программы:

Вводное занятие. Организация рабочего места. Техника безопасности. 

Теория: Ознакомление с техникой пожарной безопасности Знакомство с инструментами и материалами. Ознакомление с техникой безопасности при работе с инструментами и швейным оборудованием. 

Практика: Рассматривание образцов, иллюстраций

Форма организации деятельности: Беседа

Раздел 1. История костюма.

Теория: Знакомство с историей костюма, стилями разных эпох. Народный костюм как основа в построении современных форм одежды.

Практика: Рассматривание иллюстраций и готовых швейных изделий. Зарисовка конструктивных линий моделей разных эпох.

Форма организации деятельности: Беседа, демонстрация иллюстраций, изготовление конструкций моделей из бумаги. 

Раздел 2. Материаловедение

Теория: Классификация текстильных волокон. Способы получения и свойства натуральных волокон. Изготовление нитей и тканей в условиях прядильного и ткацкого современного производства и в домашних условиях. Основная и уточная нити в ткани. Лицевая и изнаночная стороны ткани. Виды переплетений нитей в тканях.

Практика: Определение лицевой и изнаночной сторон, направления долевой нити в ткани.

Способы получения и свойства искусственных волокон.

Свойства тканей из искусственных волокон при производстве одежды.

Сложные переплетения нитей в тканях.

Сравнительные характеристики тканей из натуральных и химических волокон. Способы обнаружения искусственных волокон в тканях.

Форма организации деятельности: Беседа, лабораторно-практические работы.

Раздел 3. Бытовая швейная машина.

Теория: Бытовая швейная машина, ее технические характеристики, назначение основных узлов. Виды приводов швейной машины, их устройство, преимущества и недостатки.

Организация рабочего места для выполнения машинных работ. Правила безопасной работы на универсальной бытовой швейной машине. Правила подготовки швейной машины к работе.

Практика: Формирование первоначальных навыков работы на швейной машине.

Регулировка длины стежка. Выполнение машинных строчек.

Конструкция машинного шва. Длина стежка. Ширина шва.

Подготовка швейной машины к работе.

Выполнение машинных строчек на ткани по намеченным линиям, закрепление строчки обратным ходом машины.

Форма организации деятельности: Беседа, лабораторно-практические работы.

Раздел 4. Технология швейных изделий.

Теория: Технология выполнения машинных швов, их условные графические обозначения.

Подготовка ткани к раскрою. Особенности раскладки выкройки на ткани в зависимости от ширины ткани, рисунка или ворса. Инструменты и приспособления для раскроя. Способы переноса контурных и контрольных линий выкройки на ткань.

Правила выполнения следующих технологических операций; обработка деталей кроя; обработка застежек, карманов, проймы и горловины; обметывание швов ручным и машинным способами; обработка низа швейного изделия ручным и машинным способами. Сборка изделия. Проведение примерки, выявление и исправление дефектов. Стачивание машинными швами и окончательная отделка изделия. Приемы влажно-тепловой обработки тканей из натуральных и химических волокон.

Контроль качества готового изделия.

Практика: Влажно-тепловая обработка и отделка изделия. Определение      качества готового швейного изделия. Клеевые соединения, стежки, строчки и швы.

Форма организации деятельности: Беседа, лабораторно-практические работы.

Раздел 5. Изготовление швейных изделий. Поузловая обработка.

Теория: Правила выполнения следующих технологических операций; обработка срезов деталей; выполнения складок, рельефов, сборок, аппликаций; обработка застежек; обработка разрезов, шлиц.

Практика: Выполнение технологических операций.

Форма организации деятельности: Беседа, лабораторно-практические работы. 

Раздел 6. Особенности конструирования и технология изготовления швейного изделия (фартук).

Теория: Классово-социальное положение человека и его отражение в костюме.

Краткие сведения из истории одежды. Современные направления моды.

Основные точки и линии измерения фигуры человека. Снятие мерок.

Последовательность построения чертежей основы швейных изделий по своим меркам. Расчетные формулы, необходимые для построения чертежа фартука.

Практика: Снятие мерок и запись результатов измерений. Построение чертежа швейного изделия в масштабе 1:4 по своим меркам.

Форма организации деятельности: Беседа, лабораторно-практические работы. 

Моделирование швейных изделий.

Теория: Способы моделирования швейных изделий. Выбор ткани и художественной отделки изделия. Определение количества ткани на изделие. Подготовка выкройки к раскрою.

Понятие о композиции в одежде (материал, цвет, силуэт, пропорции, ритм). Зрительные иллюзии в одежде. Виды художественного оформления швейных изделий.

Моделирование плечевого изделия. Выбор ткани и художественной отделки изделия. Художественное оформление народной одежды. Связь художественного оформления современной одежды с традициями народного костюма. Определение количества ткани на изделие.

Практика: Моделирование и изготовление выкройки плечевого изделия.

Форма организации деятельности: Беседа, лабораторно-практические работы. 

Технология изготовления швейных изделий.

Теория: Ручные стежки и строчки. Технология выполнения машинных швов, их условные графические обозначения.

Подготовка ткани к раскрою. Особенности раскладки выкройки на ткани зависимости от ширины ткани, рисунка. Инструменты и приспособления для раскроя. Раскрой фартука.

Подготовка деталей кроя к обработке. Технология соединения деталей изделия. Художественная отделка изделия.

Влажно-тепловая обработка изделия. Контроль качества готового изделия.

Практика: Отработка техники выполнения соединительных, краевых швов на лоскутках ткани. Раскрой фартука. Обработка деталей. Соединение деталей швейного изделия.  Влажно-тепловая обработка и художественная отделка изделия. Определение качества готового изделия.

Форма организации деятельности: Беседа, лабораторно-практические работы.

Раздел 7. Особенности конструирования и технология изготовления швейного изделия (юбка).

Теория: Эксплуатационные, гигиенические и эстетические требования к легкому женскому платью. Ткани и отделки, применяемые для изготовления юбок. Конструкции юбок. Мерки, необходимые для построения основы чертежа конической, клиньевой и прямой юбок. Прибавки к меркам на свободу облегания.

Условные графические изображения деталей и изделий на рисунках, эскизах, чертежах, схемах. Способы моделирования конических, клиньевых и прямых юбок. Форма, силуэт, стиль. Индивидуальный стиль в одежде.

Практика: Снятие мерок и запись результатов измерений. Построение основы чертежа юбки в масштабе 1:4 и в натуральную величину по своим меркам. Выбор модели юбки в зависимости от особенностей фигуры. Моделирование юбки выбранного фасона. Подготовка выкройки юбки к раскрою.

Чертеж и выкройка юбки.

Форма организации деятельности: Беседа, лабораторно-практические работы. 

Раздел 8. Особенности конструирования и технология изготовления швейного изделия (платье, жилет, халат).

Теория: Способы обработки проймы, горловины, застежек. Обработка плечевых срезов тесьмой, притачивание кулиски. Особенности раскладки выкройки на ткани с крупным рисунком.

Практика: Раскладка выкройки, обмеловка и раскрой ткани. Выкраивание подкройной обтачки. Перенос контурных и контрольных линий и точек на детали кроя. Обработка деталей кроя. Скалывание и сметывание деталей кроя. Обработка выреза горловины подкройной обтачкой Проведение примерки, выявление и исправление дефектов. Стачивание деталей и выполнение отделочных работ. Влажно-тепловая обработка изделия. Контроль и оценка качества готового изделия.

Форма организации деятельности: Беседа, лабораторно-практические работы. 

Раздел 9. Подготовка изделий к показу (блок программы, реализуемый организацией-партнером).

Практика: Ремонт одежды, примерка, подгонка под фигуру. Репетиции в актовом зале, демонстрация моделей на конференции. Форма организации деятельности: Лабораторно-практические работы. 

Раздел 10. Учебная проектная деятельность.

Теория: Определение и формулировка проблемы. Поиск необходимой информации для решения проблемы. Разработка вариантов решения проблемы. Обоснованный выбор лучшего варианта и его реализация.

Банк проектов:

  1. Фартук.
  2. Нагрудник детский с вышивкой или аппликацией.
  3. Изготовление изделия в технике лоскутного шитья (прихватка).
  4. Грелка на чайник.
  5. Мягкая игрушка.
  6. Организация и проведение праздника «Дня рождения».
  7. Диванная подушка с аппликацией.

Форма организации деятельности: Беседа.

КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ

 

Условия реализации программы:

Материально-техническое обеспечение

  • кабинет с хорошей вентиляцией и качественным освещением;
  • наличие рабочих мест, соответствующих возрасту и количеству обучаемых;
  • учебная доска;
  • оборудования: швейные машины, электрический утюг, доска гладильная; ткань;
  • канцелярские товары;
  • ручные инструменты, приспособления и материалы для творчества
  • Швейные машины, гладильные доски, утюги 
  • ноутбук;

Информационное обеспечение:

  • дидактический материал по теме программы: журналы, статьи, публикации с описанием техники изготовления изделия, инструкционные и технологические карты. Чертежи, схемы, базовые сетки изделия, выкройки, моделей конструкций будущих изделий, шаблоны;
  • учебные пособия (список литературы).

Форма контроля:

    • Входной контроль. Определение имеющихся знаний, умений обучающихся по проектированию, моделированию, конструированию, шитью и оформлению изделий посредством наблюдений практической работы на занятиях.
    • Текущая аттестация. В течение учебного года теоретические знания, практические умения и приобретенные навыки отслеживаются посредством бесед по вопросам, наблюдений во время занятий, тестирования. Участие в различных выставках и конкурсах дизайнерско-технического творчества.
  • Итоговая аттестация. Проводится по итогам полугодия и по итогам учебного года. Создание обучающимися творческих работ. Участие обучающихся в городских, краевых и межрегиональных выставках, конкурсах. Вручение грамот самым активным, творческим детям. Контрольные вопросы и задания, обучающихся по итогам каждого года обучения по дополнительной образовательной программе. 

По отдельным разделам: выставка, конкурс, творческое соревнование, педагогическая диагностика, день творчества, самооценка обучающихся своих знаний и умений, групповая оценка работ, собеседование,

По итогам учебного года: Творческий отчет.

Формы представления результатов

    • творческое соревнование;
    • Участие в выставках, конкурсах;
  • Отчетное занятие.

 

Методическое обеспечение

Перед началом занятий проводится инструктаж по технике безопасности (Приложение № 1)

 

Педагогические технологии: 

  1. Метод проектов.

В современной педагогике широко распространен метод проектов. Проект, как элемент творчества обучающихся, как органичная составная часть современных педагогических технологий. 

Привлекательность метода проектов:

Во-первых, метод проектов открывает значительные возможности для повышения качества обучения. 

Во-вторых, метод проектов созвучен жизненным позициям:

  • ребёнок делает с удовольствием только то, что сам выбрал, то что ему интересно;
  • обучающийся – это не «сосуд, который нужно наполнить», а «факел, который надо зажечь».

В-третьих, иногда знания полученные обучающимися остаются подчас теорией, а цель метода проекта – научить детей применять изучаемую теорию на практике для решения конкретных задач реальной жизни;

В-четвёртых, индивидуальный темп работы над проектом обеспечит каждому ребёнку свой уровень развития.

В проектной работе целью обучения становится, прежде всего, развитие у школьников самообразовательной и творческой активности, направленной на освоение нового опыта. Работая в учебных проектах, дети учатся проводить исследования, анализировать различную информацию и представлять новые идеи. Таким образом, в основе методов проектов лежит креативность, умение ориентироваться в информационном пространстве и самостоятельно конструировать свои знания.

В студии «Уютный дом» метод проектного обучения возможен практически по всем предлагаемым программой темам. Метод проектного обучения помогает преодолеть пассивность обучающихся.

  1. Метод проблемного обучения:

Актуальность использования проблемного обучения в том, что оно в отличие от традиционного доставляет обучающимся радость самостоятельного поиска и открытия и, что самое главное, обеспечивает развитие их творческой активности.

Метод проблемного обучения дает возможность развития творческих способностей каждого ребенка. Однако следует учитывать, что метод проблемного обучения невозможно применить ко всем темам предмета. 

Проблемное обучение стимулирует внутреннюю мотивацию приобретения новых знаний и опыта; повышает познавательный интерес; формирует самостоятельность; развивает творческие способности, воображение; коммуникативные навыки; повышает прочность усвоения изученного материала; формирует убеждения; стимулирует овладение первичными навыками исследовательской деятельности.

Главным этапом в проблемном обучении является создание проблемной ситуации разными способами.

Большая самостоятельность обучающихся при использовании проблемного обучения на уроке проявляется посредством частично-поискового метода. 

Наибольшая самостоятельность обучающихся проявляется при использовании исследовательского метода. Например, при создании конструкторского проекта произведения или сказки педагог предлагает творческое задание, а обучающиеся самостоятельно их выполняют.

Итак, применение в процессе обучения проблемных ситуаций помогает педагогу формировать у обучающихся самостоятельное, активное, творческое мышление.

При составлении индивидуальных проектов обучающихся, необходимо изучить их образовательные потребности и запросы обучающихся и их родителей, что:

  • Дает возможность выстраивать индивидуальный образовательный маршрут ребенка;
  • Позволяет скорректировать педагогические цели и способы их достижения;
  • Помогает повысить удовлетворенность родителей качеством образования;
  • Дает возможность учитывать семью как ресурс для совместного развития.

Для эстетического воспитания детей используются различные формы, средства и технологии на основе многих видов дизайнерско-конструкторских проектов. 

Методы и приёмы обучения:

Руководитель студии выбирает методы обучения, методические приёмы с учётом знаний и практических навыков, получаемых обучающимися на занятиях студии:

объяснительно – иллюстративный: при этом методе педагог сообщает готовую информацию с использованием демонстраций, а обучающиеся воспринимают, осмысливают и запоминают её, воспроизводят полученные знания;

репродуктивный: деятельность педагога состоит в подборе необходимых инструкций, алгоритмов и других заданий, обеспечивающих многократное воспроизведение знаний или умений по образцу; частично – поисковый: самостоятельный поиск выполнения проектных решений для изготовления изделия; исследовательский: творческая деятельность обучающихся по решению конструктивно-технических задач. Практический: упражнения, практические работы, практикумы; Проблемно-мотивационный;

Наглядный: использование схем, таблиц, шаблонов, моделей, образцов; метод «подмастерья»; Нестандартный: эстафета творческих дел, выставка, реклама, конкурс, выставка-презентация. игры. 

 

План воспитательной работы

Обучающиеся в студии «Уютный дом» принимают активное участие в мероприятиях, вовлечены в систему общественно-полезной деятельности.

К концу года повышается чувство ответственности и уровень воспитанности.

В процессе направленного воспитания личности ребенка, с одной стороны происходит духовное и нравственное развитие, с другой – идет своеобразная дифференциация его способностей, раскрываются разнообразные интересы и потребности, происходит социализация, которая носит положительную направленность.

Работа с родителями обучающихся

Объединяя свои педагогические усилия, педагог и родители должны хорошо знать те проблемы, над решением которых они должны работать совместно.

  1. Проблемы, которые связаны с целями и содержанием образовательно-воспитательной работы студии и семьи.

Воспитание предполагает развитие и формирование творческих склонностей и способностей обучающихся. Родители должны поощрять творческие занятия детей, с пониманием относились к их участию в творческой деятельности, помогать им. 

  1. Проблемы методики стимулирования обучающихся в семье к работе над своим личностным развитием и формированием.
  2. Проблемы учета возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся в процессе семейного воспитания. 

Работа с родителями проводится в форме:

  • родительских собраний
  • индивидуально

Индивидуальная работа зачастую носит характер педагогических консультаций.

Весьма важна индивидуальная работа с родителями тех обучающихся, которые проявляют особую одаренность в области технического творчества. Контакты педагога с родителями таких обучающихся направляются на то, чтобы родители, заботясь о развитии творческих задатков детей и создавая для этого необходимые условия, обращали внимание на развитие их способностей.

Привлечение родителей к оказанию помощи студии в проведении воспитательной работы.

Распространенной формой участия родителей в воспитательной работе является выезды со студией на экскурсии и выставки.

 

Календарный учебный график

См.Приложение № 2

 

Список источников

Литература для обучающихся:

  1. Синица Н.В. Технология. Технологии ведения дома: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.В. Синица, В.Д. Симоненко. – М.: Вентана – Граф, 2012. – 192 с.
  2. Синица Н.В. Технология. Технологии ведения дома: 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ Н.В. Синица, В.Д. Симоненко. – М.:Вентана – Граф, 2013.- 192с.
  3. Еременко Т.И., Заболуева Е.С. Художественная обработка материалов: технология ручной вышивки/книга для учащихся. – М.: Просвещение, 2000. – 160с.
  4. Еременко Т.И. Альбом узоров для вышивки. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2001. – 127с.
  5. Максимова М.В. Азбука вязания. – М.: Изд-во Эксмо, 2005. – 216с.
  6. Максимова М.В., Кузьмина М.А. Лоскутики. – М.: ЭКСМО, 2003. 110с.
  7. Максимова М.В., Кузьмина М.А. Лоскутные подушки и одеяла. – М.: ЭКСМО-ПРЕСС, 2001. – 96с.
  8. Максимова М.В., Кузьмина М.А. Вышивка: первые шаги. – М.: ЭКСМО, 2000. – 96с.
  9.  Материаловедение швейного производства. – Ростов на/Д:Феникс, 2001. – 416с.
  10.  Я познаю мир: Русский народ: традиции и обычаи. Энциклопедия /С.В. Истомин – М.: ООО «Изд-во АСТ», 2007.- 383с.

 

Дополнительная литература для педагога:

  1. Маркуцкая С.Э. Технология: обслуживающий труд. Тесты 5-7 кл./Маркуцкая С.Э. – М.: Изд-во «Экзамен», 2006. – 128с.
  2. Павлова М.Б., Питт Дж., Гуревич М.И., Сасова И.А. Метод проектов в технологическом образовании школьников. Пособие для учителя/Под ред. Сасовой И.А. – М.: Вентана-Графф, 2004.-143с.
  3. Технология: конспекты уроков, элективные курсы: 5-9 класс/Составитель Л.П.Барылкина, С.Е.Соколова. – М.: 5 за знания, 2006. – 208с.
  4. Технология: поурочные планы по разделу «Вязание». 5-7 классы / авт.-сост. Е.А. Гурбина. – Волгоград: Учитель. 2006. – 200с.
  5. Максимова М.В., Кузьмина М.А. Вышивка: первые шаги. – М.: ЭКСМО, 2000.
  6. Максимова М.В. Азбука вязания. – М.: Изд-во Эксмо, 2005. – 216с.
  7. Материаловедение швейного производства. Ростов на/Д:Феникс, 2001. – 416с.
  8. Степура А. В., Степура М. Ю. Энциклопедия комнатных растений. – М.: ООО ТД «Издательство Мир книги», 2010. -224с.
  9. Техника лоскутного шитья и аппликация. – Ростов на/Д:Феникс, 2000. – 192с.
  10. Этикет от А до Я./Автор-составитель Н.В.Чудакова. М.: ООО «Изд-во АСТ», 1999.
  11. Я познаю мир: Русский народ: традиции и обычаи. Энциклопедия /С.В. Истомин – М.: ООО «Изд-во АСТ», 2007.- 383с.

Приложение № 1

Инструктаж № 1

Т/Б при работе с ножницами, иголками, булавками:

  1. Ножницы во время работы класть справа, кольцами к себе, чтобы не уколоться об их острые концы. Лезвия ножниц в нерабочем состоянии должны быть сомкнутыми.
  2. Следить, чтобы ножницы не падали на пол, так как при падении они могут поранить тебя и твоего товарища.
  3. Передавать ножницы кольцами вперед с сомкнутыми лезвиями.
  4. Не класть ножницы, иголки возле движущихся частей машины.
  5. Шить с наперстком, чтобы избежать прокола пальца.
  6. При шитье не пользоваться ржавой иглой. Так как она плохо прокалывает ткань, легко может сломаться и поранить палец.
  7. Во время работы нельзя вкалывать иголки и булавки в одежду, в стол или случайные предметы. Их надо вкалывать в специальную подушечку.
  8. Нельзя перекусывать нитку зубами, так как можно поранить губы.
  9. Иголки необходимо хранить в игольнице или специальной подушечке, а булавки в коробочке с крышечкой.
  10. Сломанную иглу следует отдать руководителю.

 

Инструктаж № 2

Т/Б при работе электроутюгом:

  1. При включении и выключении электроутюга в розетку браться за вилку, а не за шнур.
  2. Утюг ставится на жаростойкую подставку с ограничителем, иначе он может упасть на пол, на ноги. При падении может возникнуть короткое замыкание.
  3. не отвлекаться во время работы утюгом. Не оставлять его включенным в сеть без присмотра.
  4. Диск терморегулятора должен быть правильно установлен по отношению к виду ткани. Если утюг без терморегулятора. То не допускать его перегрева.
  5. Следить за тем, чтобы во время работы подошва утюга не попадала на шнур, чтобы шнур во время работы не перекручивался – это может привести к излому провода и к короткому замыканию.
  6. Следить за нормальной работой электроутюга. При обнаружении неисправности немедленно отключить его из сети и сообщить преподавателю.
  7. По окончании работы утюг выключить из электросети, дать ему полностью охладить, затем аккуратно намотать шнур на ручку утюга. Хранить утюг в вертикальном положении в сухом месте.

 

Инструктаж № 3

Т/Б при работе с клеем:

  1. Клей хранить в плотно закрытой упаковке.
  2. Выдавливать только необходимое количество клея.
  3. Клей наносить кистью.
  4. Запрещается резко надавливать на ёмкость с клеем.
  5. При работе с клеем стол закрывать клеенкой.
  6. Банку с клеем (лаком) необходимо ставить прямо перед собой в стороне от материалов и

инструментов.

  1. Избегать попадания клея в глаза, в рот, на слизистые носа.
  2. При попадании клея в глаза промыть их водой.
  3. При работе с клеем для рук использовать влажную тряпку.
  4. Во время работы быть внимательным, не отвлекаться и не отвлекать других.

Инструктаж № 4

Т/Б при работе на швейной машине:

  1. Общие положения
  1. Инструкция предназначена для обучающихся на студийных занятиях при работе на швейной машине.
  2. Рабочее место должно быть оборудовано защитными приспособлениями, хорошо освещено.
  3. К самостоятельной работе допускаются обучающиеся, прошедшие медосмотр, изучившие правила безопасной работы, имеющие знания выполняемого вида работ, одетые в рабочую форму.
  4. головной убор (берет или косынка).
  5. Работы на машинах с электроприводами предусматривают использование электрического тока высокого напряжения (220В)
  • Требования безопасности перед началом работ

2.1. Убрать с платформы машины посторонние предметы, проверить прочно ли закреплена игла и лапка.

  • Требования безопасности во время работы
      1. Соблюдать правильную осанку, следить за правильным положением рук.
      2. Не отвлекать внимание работающих за машиной посторонними разговорами, не передавать через них предметы.
      3. Не бросать на пол отработанные и поломанные иглы.
      4. Остерегаться движущихся частей машины. Не наклоняться близко к движущимся частям швейной машины.
      5. Не держать пальцы рук около лапки швейной машины во избежание прокола их иглой.
      6. Перед стачиванием изделия на швейной машине убедиться в отсутствии булавок или иголок на линии шва.
      7. Не откусывать нитки зубами, а отрезать их ножницами.
      8. Проверяйте наличие и исправность заземления электрической швейной машины.
      9. Не оставлять включенную машину без присмотра.
      10. Не допускать перегрузки электродвигателя.
      11. Заправку нитки, замену иглы осуществлять только при выключенном электродвигателе, сняв ногу с педали.
  • Требования безопасности по окончанию работ
      1. Убрать рабочие инструменты в специально отведенные места.
      2. Привести в порядок рабочее место.
      3. Отключить пусковое устройство машины (если швейная машина с электрическим приводом).
  • Требования безопасности в аварийной ситуации
    1. Немедленно прекратить работу и сообщить учителю об аварийной ситуации.
    2. Оказать первую помощь пострадавшим.
    3. Отключить рубильник, обесточить электросеть.
    4. Оказать первую помощь пострадавшим. 

Приложение № 2

КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

месяц Тема занятия Форма проведения Кол-во часов Форма контроля
сентябрь 1 Введение. Организация рабочего места.

Техника безопасности.

Разговор о важном «День знаний»

Беседа 2 Наблюдение
2 Стили и эпохи. Беседа

показ

2 Тестирование по пройденной теме.
3 Одежда древних греков.

Разговор о важном «Там, где Россия»

Беседа

показ

2 Тестирование по пройденной теме.
4 Романский стиль в одежде 9-12 вв. Беседа 2 Тестирование по пройденной теме.
5 Костюм конца 19 в.

Разговор о важном «Зоя Космодемьянская»

Беседа

показ

2 Тестирование по пройденной теме.
6 Модерн- стиль в одежде 19-20 вв. Беседа 2 Тестирование по пройденной теме.
7 Сведения о швейных машинах.

Разговор о важном «Избирательная система России»

Беседа

показ

2 Тестирование по пройденной теме.
8 Устройство швейной машины. Беседа 2 Тестирование по пройденной теме.
октябрь 9 Устройство привода швейной машины: винт-разъединитель.

Разговор о важном «День учителя»

Беседа 2 Тестирование по пройденной теме.
10 Устройство машинной иглы. Виды машинных игл. Подбор машинных игл и ниток. Беседа 2 Тестирование по пройденной теме.
11 Моталка. Намотка нитки на шпульку.

Заправка верхней нитки; заправка нижней нитки.

Разговор о важном «О взаимоотношениях в коллективе»

Беседа 2 Тестирование по пройденной теме.
12 Регулятор строчки. Машинная закрепка.

Выполнение зигзагообразных строчек.

Практикум 2 Тестирование по пройденной теме.
13 Выполнение стачного шва взаутюжку и в разутюжку.

Двойной шов. Выполнение двойного шва на образце.

Разговор о важном «По ту сторону экрана. 115 лет кино в России»

Практикум 2 Наблюдение
14 Накладной шов с закрытым срезом. Выполнение накладного шва с одним закрытым срезом. Беседа 2 Наблюдение
15 Шов вподгибку с закрытым срезом. Выполнение шва вподгибку с закрытым срезом.

Разговор о важном «День спецназа»

Беседа 2 Наблюдение
16 Обтачной шов. Выполнение обтачного шва на образце. Беседа 2 Наблюдение
ноябрь 17 Технология швейных изделий

Разговор о важном «день народного единства»

Беседа 2 Контрольный опрос
18 Характеристика конструкции одежды Беседа

показ

2 Контрольный опрос
19 Влажно-тепловая обработка

Разговор о важном «Мы разные, мы вместе»

Беседа 2 Контрольный опрос
20 Клеевые соединения Беседа 2 Контрольный опрос
21 Стежки, строчки и швы.

Терминология ручных работ.

Разговор о важном «День матери»

Беседа 2 Наблюдение
22 Технология выполнения ручных работ

Виды ручных стежков и строчек

Беседа 2 Наблюдение
23 Выполнение ручных стежков и строчек

Разговор о важном «Символы России»

Беседа 2 Контрольный опрос
24 Требования, предъявляемые к выполнению ручных работ Беседа 2 Контрольный опрос
декабрь 25 Виды машинных швов

Выполнение машинных швов

Разговор о важном «Волонтеры России»

Практикум 2 Контрольный опрос
26 Изготовление швейных изделий.

Поузловая обработка.

Практикум 2 Наблюдение
27 Изготовление швейных изделий.

Поузловая обработка.

Разговор о важном «День конституции»

Беседа 2 Наблюдение
28 Обработка срезов деталей Беседа 2 Наблюдение
29 Выполнение различных видов отделок на детали (складки, рельефы, сборки, аппликации и т.п.)

Разговор о важном «День Героев Отечества»

Практикум 2 Наблюдение
30 Виды застежек

Обработка застежек

Беседа 2 Наблюдение
31 Выполнение различных видов отделок на детали (складки, рельефы, сборки, аппликации и т.п.)

Разговор о важном «Новый год. Семейные праздники и мечты»

Практикум 2 Наблюдение
32 Обработка накладных карманов Беседа 2 Наблюдение
январь 33 Снятие мерок

Построение чертежа выкройки

Разговор о важном «Светлый праздник Рождества»

Беседа 2 Наблюдение
34 Виды застежек

Обработка застежек

Беседа 2 Наблюдение
35 Конструирование и моделирование изделия

Разговор о важном «Прорыв блокады Ленинграда»

Беседа 2 Наблюдение
36 Технология изготовления обработки изделия:

Раскрой фартука

Беседа 2 Наблюдение
37 Обработка срезов изделия, подготовка к примерке

Окончательная обработка изделия, ВТО.

Разговор о важном «Медиаграмотность и цифровая гигиена»

2 Наблюдение
38 Особенности конструирования, технология изготовления швейного изделия (фартук) Практикум 2 Контрольный опрос
39 Снятие мерок

Построение чертежа выкройки

Разговор о важном «Движение первых»

2 Наблюдение
40 Конструирование и моделирование изделия 2 Наблюдение
февраль 41 Конструирование и моделирование изделия

Разговор о важном «День российской науки»

2 Наблюдение
42 Технология изготовления и последовательность обработки изделия:

Раскрой юбки, подготовка к примерке

Практикум 2 Наблюдение
43 Обработка срезов изделия, подготовка к примерке

Окончательная обработка изделия, ВТО.

Разговор о важном «Россия в мире»

Практикум 2 Контрольный опрос
44 Особенности конструирования и изготовления швейного изделия (платье, жилет, халат) 2 Контрольный опрос
45 Снятие мерок

Построение чертежа выкройки.

Разговор о важном «День защитника Отечества»

Практикум 2 Наблюдение
46 Конструирование и моделирование изделия 2 Наблюдение
47 Технология изготовления и обработки изделия:

Раскрой изделия

Обработка деталей кроя

Разговор о важном «Традиционные семейные ценности»

2 Наблюдение
48 Изготовление изделий: «Изготовление наволочки». Практикум 2 Наблюдение
март 49 Самостоятельная работа: «Изготовление наволочки».

Разговор о важном «Мамин день»

Практикум 2 Контрольный опрос по проделанной работе.
50 Фасоны. Стандартные изделия. Применяемые швы. Расчет расхода ткани. Построение чертежа.

Подготовка выкройки наволочки к раскрою.

Подготовка ткани к раскрою.

Раскладка выкройки на ткани и раскрой.

Практикум 2 Наблюдение
51 План работы по пошиву наволочки.

Обработка поперечных срезов наволочки.

Выполнение разметки длины клапана. Обработка боковых срезов двойным швом.

Разговор о важном «Гимн России»

Практикум 2 Тестирование по пройденной теме.
52 Лоскутная техника. 2
53 Изготовление изделий: «Головной платок».

Разговор о важном «Путешествие по Крыму»

Практикум 2 Контрольный опрос
54 Построение чертежа и изготовление выкройки головного платка. Подготовка выкройки к раскрою.

Название х/б тканей. Подготовка ткани к раскрою. Раскрой.

Практикум 2 Контрольный опрос
55 Подготовка швейной машины к шитью. Обработка поперечных срезов.

Обработка долевых срезов.

Разговор о важном «Что такое творчество»

2 Контрольный опрос
56 Обработка углов платка. Практикум 2 Проверочная работа по пройденной теме.
апрель 57 Изготовление изделий: «Мешочек для хранения изделий».

Разговор о важном «День земли»

2 Контрольный опрос
58 Сведения о ручных стежках и строчках. Выполнение прямых стежков. 2 Контрольный опрос 
59 Название тканей, используемых для пошива мешочка.

Применяемые ручные и машинные швы.

Выполнение отделки.

Обработка боковых срезов мешочка стачным швом.

Разговор о важном «День космонавтики»

2 Контрольный опрос
60 Обработка верхнего среза краевым швом.

Продергивание шнура. Утюжка изделия.

Практикум 2 Наблюдение
61 Выполнение косых стежков. Оформление в альбом.

Разговор о важном «День памяти о геноциде советского народа нацистами и их пособниками»

Практикум 2 Наблюдение
62 Выполнение крестообразных стежков.

Выполнение петлеобразных стежков.

Практикум 2 Наблюдение
63 Изготовление изделий: «Сумки хозяйственной».

Разговор о важном «День труда. Мир профессий»

Практикум 2 Наблюдение
64 Фасоны сумок. Ткани, детали, размеры сумки. Расчет рас хода ткани.

Построение чертежа и подготовка выкроек деталей к раскрою.

Раскрой сумки.

Практикум 2 Наблюдение
май 65 Обработка деталей ручек накладным швом с двумя закрытыми срезами.

Разговор о важном «День победы»

2 Тестирование по пройденной теме
66 Подготовка изделий к показу

Демонстрация моделей

2 Контрольный опрос
67 Учебная проектная деятельность:

Аналитический этап, описание проблемной ситуации, выдвижение идей.

Разговор о важном «День детских общественных объединений»

2 Контрольный опрос
68 Выбор необходимых операций и оборудования

Технологический этап, раскрой изделия

Сборка изделия

2 Контрольный опрос
69 Сведение о пуговицах. Пришивание пуговиц.

Ремонт одежды по распоровшемуся шву.

Разговор о важном «Про счастье»

2 Контрольный опрос
70 Изготовление вешалки.

Соединение вешалки с образцом ткани

2 Наблюдение
71 Оценка качества изделия

Защита творческого проекта

Практикум 2 Наблюдение
72 Подведение итогов за год 2 Открытый показ
Всего 144