Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка – детский сад «Бэпембэ» муниципального района Хайбуллинский район Республики Башкортостан
Развлечение в старшей группе
«Бабушкин сундучок»
Выполнила: воспитатель высшей категории Хисамова Г.Р
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно- эстетическое развитие.
Интегрированные задачи:
Образовательные: способствовать формированию интереса к историческому прошлому культуре, традициям народов Башкортостана;
Пополнение словарного запаса детей словами: кумыз,трещетка,кокошник,кашмау.
Развивающие: способствовать развитию эмоции, памяти, грамматически правильной речи, чувства ритма, творческих способностей детей, способствовать развитию чувства собственного достоинства.
Воспитательные: воспитание патриотических чувств, интереса к культурному наследию и традициям своего народа, доброты, чувства товарищества; уважительного отношения к старшим.
Предварительная работа: разучивание стихов «Родной язык» Г.Тукай, песня «Кубыз» слова Р.Ураксина , музыка А.Зиннурова, пословицы (о родном языке), игр «Юрта», «Колечко» Экскурсия в историко -краеведческий музей.
Используемый материал: музейные экспонаты (платки, сундук, кочерга, полотенца и другие), музыкальные инструменты – кумыз, трещетка, ложки, бубен и другие
Ход развлечения
1-ребенок
Һаумыһығыҙ, балалар! Һаумыһығыҙ, ҡунаҡтар!
Баҡсабыҙҙа ҙур байрам,
Сәскәләй матур балалар,
Барыһы ҡала хайран.
2-ребенок.
Здравствуйте дети! Здравствуйте гости!
Сегодня праздник у нас,
Много-много гостей,
Все приветствуют вас!
1-Ведущий.
–Балаҡайҙарым, һаумыһығыҙ!
Һаумыһығыҙ, ҡәҙерле ҡунаҡтар!
Бына һеҙ ҙә килеп еткәнһегеҙ.
Беҙҙең балаларҙың шау тормошон
Күреп китәйек тигәнһегеҙ!
-Балалар, әйҙәгеҙ, ҡунаҡтар менән йылмайып күрешәйек.
Балалар.
– Һаумыһығыҙ, ҡунаҡтар!
– Нисек килеп еттегеҙ беҙҙең Хәйбулла еренә?
3 девочка. Сегодня у нас радостный день – «Праздник дружбы». Праздник – это танцы, шутки, игры.
3 мальчик: Это нарядные ребята, музыка, стихи, песни и, конечно же, гости.
4 девочка: Дружба – это самое важное, что есть на свете!
4 мальчик: Друг – это тот, которому я могу доверить даже самое дорогое!
3.Төрлө костюмдар кейеп,
Йөрөйбеҙ йырлап, бейеп.
был байрамды, атаныҡ
“Дуҫлыҡ байрамы” тиеп .
4.Беҙ – башҡорттар! Ошо исем менән
Ерҙә йәшәү үҙе ҙур бәхет.
Йәшәйбеҙ беҙ был ерҙә,
Бар халыҡтар менән берләшеп.
1-Ведущий.( бабушка Наза). Хөрмәтле ҡунаҡтар беҙҙең байрамға рәхим итегеҙ!
2-Ведущий.(бабушка Нюра).Уважаемые гости приглашаем Вас на наш праздник!
2-Ведущий.(бабушка Нюра).(.Представление разыгрывается на фоне
экспозиций, имитирующей избу и юрту). В нашем убранстве имеются интересные предметы, старинные вещи. Среди них есть вот этот красивый бабушкин сундук. Бабушкин сундук хранит искусные изделия.
Славились они давно у народа моего.
-Что же они хранили?
– Кто расскажет?
-Свои драгоценности, одежду, памятные вещи.
1-Ведущий.( бабушка Наза).
– Һандыҡ башҡорттарҙа ла өйҙөң йыһазы булып һаналған.
-Матурмы?
-Эйе.
-Матур итеп биҙәктәр һалып эшләнгән ул.
Тирмәләге һандығымдың
Өҫтөндә ҡорған – юрған,
Өләсәйем һандығы ул,
Эсе серҙәргә тулған.
-Өйөгөҙҙә ошондай һандыҡтар бармы ?
-Юҡ.
-Сөнки бындай һандыҡтар хәҙер бик һирәк осрай.
2-Ведущий.(бабушка Нюра )Ребята! А сегодняшней наш сундучок не простой, а волшебный. И так просто сундук не откроется. Чтобы открылся сундучок, нужно сказать волшебные слова:
«Сундучок, сундучок, приоткрой-ка свой бочок!»
«Эй,һандыҡ, серле һандыҡ, күрһәт әле байлығыңды!”
Воспитатель предлагает кому – нибудь из детей повторить волшебные слова ( индивидуальные, хоровые повторения). Сундучок открывается, а наверху лежит красивый конверт с заданием.
2- Ведущая.(бабушка Нюра).Присядем детвора, хочу вам загадать загадки.(отгадывание загадки)
Стоит в горнице красавица
Зимой теплей, летом холодней.
(печь)
Ҡағылдым,һуғылдым,
Түргә килеп һуҙылдым.(балаҫ)
Висит, болтается, всяк за него хватается.
(полотенце)
Өйрәге –йылғала,
Ҡойроғо –ҡоймала.(сүмес)
Привяжешь – пойдут, отвяжешь – останутся.
(лапти)
-Әйҙәгеҙ һандыҡты асып ҡарайыҡ әле.(Тылсымлы көй.)
–Ҡарағыҙ әле нимә ул?
– Яулыҡтар, бик матур яулыҡтар.(һәр бер яулыҡты айырым алып күрһәтә).
-Ҡарағыҙ әле балалар, яулыҡтарҙа төрлө биҙәктәр.
-Был биҙәктәр нимәне аңлата (ҡусҡар,мөгөҙ,тулҡын. )
-Яулыҡтар менән ниндәй башҡорт халыҡ уйындарын беләһегеҙ?
“Тирмә” уйыны
-Әйҙәгеҙ, уйнап алайыҡ.
Беҙ күңелле шат балалар,
Уйнайбыҙ ҙа бейейбеҙ.
Ҙур түңәрәккә йыйылып,
Матур тирмә яһайбыҙ.
Ҡушымта: Лә,лә,лә.
2- Ведущий.(бабушка Нюра) В старину платки не только носили как головной убор, одежду, но и использовали как украшение, а также использовали в игре.
А мы знаем стихи . ( дети читают стихи)
На посадском платке –
Россыпь разных цветов,
Эту русскую сказку
Каждый видеть здесь рад.
Это сказка с названьем
Павлов Посад.
***
Словно счастья букеты
На посадском платке.
Их теплей и роднее
Не найти нам нигде!
Танцевальная группа детского сада исполняет «Танец с платками»
1- Ведущий.(бабушка Наза ). Балалар, беҙҙең районда төрлө милләт кешеләре татыу һәм дуҫ йәшәй.
-Ә ниндәй милләт кешеләре йәшәй?
-башҡорттар, рустар,татарҙар,украиндар,сыуаштар һәм башҡалар.
Ребенок. Сегодня я в садик пришла со своей куклой Айгуль, она в нарядном татарском платье. И я подарю вам татарский танец.
1-Ведущий.( бабушка Наза). Был серле һандыҡта матур биҙәүестәр ҙә бар, күрһәтәйем әле балаларға (йөҙөк алып курһәтә) .Был йөҙөк зиннәтле таштан эшләнгән, өләсәйемдән ҡалған мираҫ, ҡәҙерләп кенә һаҡлайым.Беҙ бала саҡта яратып уйнаған “ Күмер йөҙөк” уйынын уйнап алайыҡ.
-Тәүҙә һанашмаҡ әйтешеп алайыҡ
Ребенок. Бер бабай юлға сыҡҡан
Тәгәрмәсе боҙолған.
Уны йүнәтер өсөн
Нисә сөй кәрәк булған?
(бер балаға наказ- шиғыр һөйләү.)
Ребенок. Эй туған тел, эй матур тел,
Атам -әсәмдең теле.
Донъяла күп нәмә белдем
Һин туған тел арҡылы.
(икенсе балаға наказ- тел тураһында мәҡәл)
Ребенок. Теле барҙың-иле бар,
Иле барҙың- көнө бар.
***
Ребонок. Әсәм теле – сәсән теле.
2-Ведущий.(бабушка Нюра). В нашем сундуке очень много старинных украшений, и с одним из них хочу вас познакомить.
-Это женский головной убор кокошник .
-Чем кокошник украшен?
-Бисером,узором.
-Узор по -другому называют орнамент.
-У каждого народа есть свой орнамент, которыми украшаются одежда,посуда,обувь(сапоги),ковры и другая домашняя утварь. На что похож этот орнамент ?
-На растения.
-Да, потому что русский народ занимался земледелием, выращивал огород ,хлеб. И это отразили на своих одеждах.
1-Ведущая. Минең һандығымда ла матур баш кейеме бар.
Килсе яныма, балам,
(һандыҡтан ҡашмау алып күрһәтә.)
Бына был ҡашмау була –
Мәрйенле баш кейеме.
-Был биҙәктәр нимәгә оҡшаған?
-Башҡорттар элек -электән малсылыҡ менән шөғөлләнгән,шуға күрә кейемдәрендә мөгөҙгә оҡшаш биҙәк сағылыш тапҡан .
2- Ведущая.(бабушка Нюра) Ребята, давайте поиграем в игру
“Собери по частям орнамент и назови”.
(детям предлагается орнаменты башкирского,русского, татарского народов)
1-Ведущий.( бабушка Наза) Һандыҡ төбөндә нимәлер ята балалар. (күрһәтер алдынан бер йомаҡ әйтәм)
Үҙе бәләкәй генә.
Үҙе усыма һыя,
Үҙе көй сығара.(ҡумыҙ)
(Ҡумыҙ сиртеп курһәтә , балалар ҡулдары менән имитациялайҙар һәм «Ҡумыҙ» йырын башҡаралар Р.Ураксина һүҙҙәре, Ә.Зиннурова көйө.)
2- Ведущая. Я тоже приготовила вам сюрприз у меня в сундуке хранится старинный инструмент (трещетка .)
1-я девочка
Пришли сюда мы скуку разогнать,
Пришли повеселиться, поиграть!
2-я девочка
Со всеми вместе песенки попеть,
На разные забавы посмотреть!
Дети исполняют «Калинку»
(импровизируют шумовой оркестр)
6 девочка:
А главное нельзя забывать: в дружбе сила!
Шире круг, шире круг!
Музыка зовет
Всех друзей, всех подруг
В шумный хоровод.
(танец «Дружба»)
Ребенок: Ҡунаҡтар килде беҙгә,
Иң ҡәҙерле ҡунаҡтар.
Беҙ уларға тәмле итеп
Әҙерләнек бәлештәр.
Две девочки в башкирских костюмах угощают гостей с бауырсаком ,
вак-бәлешем и медом на руках.