Развлечение «Бабушкин сундучок»

ФИО: Гузель Х.Р.
Свидетельство о публикации в электронном СМИ № AP-3495
Конкурс: Всероссийский конкурс педагогических работников «Духовно-нравственное образование и воспитание обучающихся», в рамках реализации приоритетного национального проекта Образование
Наименование конкурсной работы: Развлечение «Бабушкин сундучок»
Итоговая оценка: 1 место,  85 баллов(-а)



Муниципальное автономное дошкольное образовательное  учреждение центр развития ребенка – детский сад «Бэпембэ» муниципального района Хайбуллинский район  Республики Башкортостан

Развлечение  в  старшей  группе

«Бабушкин  сундучок»

                                                                                Выполнила: воспитатель высшей категории  Хисамова Г.Р 

Интеграция  образовательных   областей: социально-коммуникативное  развитие, познавательное  развитие, речевое  развитие, художественно- эстетическое  развитие.

Интегрированные  задачи:

Образовательные: способствовать формированию  интереса к историческому  прошлому  культуре, традициям народов Башкортостана;

Пополнение  словарного  запаса  детей  словами: кумыз,трещетка,кокошник,кашмау.

 

Развивающие: способствовать   развитию   эмоции, памяти,  грамматически   правильной   речи, чувства  ритма, творческих  способностей  детей, способствовать  развитию  чувства  собственного достоинства.

 

Воспитательные: воспитание  патриотических  чувств, интереса  к культурному наследию и  традициям  своего  народа, доброты, чувства товарищества;  уважительного отношения к старшим.

 

Предварительная  работа:  разучивание  стихов  «Родной язык»  Г.Тукай, песня «Кубыз»  слова Р.Ураксина , музыка  А.Зиннурова,  пословицы (о  родном  языке), игр «Юрта», «Колечко» Экскурсия  в  историко -краеведческий   музей.

Используемый  материал:  музейные  экспонаты  (платки, сундук, кочерга, полотенца  и  другие), музыкальные  инструменты –  кумыз, трещетка, ложки, бубен  и  другие

 

Ход  развлечения

 

1-ребенок

Һаумыһығыҙ, балалар! Һаумыһығыҙ,  ҡунаҡтар!

Баҡсабыҙҙа  ҙур  байрам,

Сәскәләй   матур   балалар,

Барыһы   ҡала  хайран.

2-ребенок

Здравствуйте дети! Здравствуйте гости!

Сегодня праздник у нас,

Много-много гостей,

Все приветствуют вас! 

 

1-Ведущий

Балаҡайҙарым, һаумыһығыҙ!

Һаумыһығыҙ, ҡәҙерле ҡунаҡтар!

Бына  һеҙ ҙә килеп  еткәнһегеҙ.

Беҙҙең балаларҙың шау тормошон

Күреп китәйек   тигәнһегеҙ!

-Балалар, әйҙәгеҙ, ҡунаҡтар  менән  йылмайып  күрешәйек. 

 

Балалар.

– Һаумыһығыҙ, ҡунаҡтар!

– Нисек килеп  еттегеҙ   беҙҙең  Хәйбулла  еренә?

 

3 девочка. Сегодня у нас радостный день – «Праздник дружбы». Праздник – это танцы, шутки, игры. 

 

3 мальчик: Это нарядные ребята, музыка, стихи, песни и, конечно же, гости.

 

4 девочка: Дружба – это самое важное, что есть на свете!

 

4 мальчик: Друг – это тот, которому я могу доверить даже самое дорогое!

3.Төрлө   костюмдар кейеп,

Йөрөйбеҙ йырлап, бейеп.

был  байрамды, атаныҡ

“Дуҫлыҡ  байрамы” тиеп .

 

4.Беҙ – башҡорттар! Ошо  исем менән

Ерҙә  йәшәү үҙе ҙур бәхет.

Йәшәйбеҙ  беҙ был  ерҙә,

Бар халыҡтар  менән  берләшеп.

1-Ведущий.( бабушка  Наза). Хөрмәтле  ҡунаҡтар  беҙҙең  байрамға   рәхим  итегеҙ!

2-Ведущий.(бабушка  Нюра).Уважаемые  гости  приглашаем  Вас  на  наш  праздник!

2-Ведущий.(бабушка  Нюра).(.Представление   разыгрывается  на  фоне

экспозиций, имитирующей  избу  и  юрту). В  нашем   убранстве  имеются   интересные  предметы, старинные вещи. Среди них есть вот этот красивый  бабушкин  сундук. Бабушкин сундук хранит искусные изделия.

Славились они давно у народа моего. 

-Что же они хранили?

– Кто расскажет? 

-Свои драгоценности, одежду, памятные вещи.

1-Ведущий.( бабушка  Наза).

– Һандыҡ  башҡорттарҙа ла  өйҙөң  йыһазы  булып  һаналған.

  -Матурмы?

  -Эйе. 

   -Матур  итеп  биҙәктәр   һалып  эшләнгән   ул.

                    Тирмәләге  һандығымдың

                    Өҫтөндә   ҡорған – юрған,

                    Өләсәйем  һандығы  ул,

                    Эсе  серҙәргә   тулған.

 

-Өйөгөҙҙә  ошондай   һандыҡтар   бармы ?

-Юҡ.

-Сөнки  бындай   һандыҡтар   хәҙер  бик   һирәк  осрай.   

 

2-Ведущий.(бабушка  Нюра )Ребята! А  сегодняшней  наш  сундучок  не  простой, а  волшебный. И так   просто  сундук  не откроется. Чтобы открылся  сундучок, нужно  сказать  волшебные  слова:

  «Сундучок, сундучок, приоткрой-ка свой бочок!» 

   «Эй,һандыҡ,  серле  һандыҡ, күрһәт әле  байлығыңды!”

Воспитатель предлагает  кому – нибудь  из детей повторить волшебные слова ( индивидуальные, хоровые повторения). Сундучок открывается, а наверху лежит красивый конверт с заданием. 

2- Ведущая.(бабушка  Нюра).Присядем  детвора,  хочу   вам  загадать  загадки.(отгадывание загадки)

Стоит  в  горнице  красавица

Зимой  теплей, летом  холодней.

(печь)

Ҡағылдым,һуғылдым,

Түргә  килеп  һуҙылдым.(балаҫ)

 

Висит, болтается, всяк  за него хватается.

(полотенце)

Өйрәге –йылғала,

Ҡойроғо –ҡоймала.(сүмес)

 

Привяжешь – пойдут, отвяжешь – останутся.

(лапти)

 

-Әйҙәгеҙ һандыҡты   асып  ҡарайыҡ әле.(Тылсымлы  көй.)

Ҡарағыҙ   әле  нимә  ул?

– Яулыҡтар,  бик  матур  яулыҡтар.(һәр  бер  яулыҡты  айырым   алып  күрһәтә).

-Ҡарағыҙ  әле  балалар, яулыҡтарҙа  төрлө  биҙәктәр.

-Был  биҙәктәр   нимәне  аңлата  (ҡусҡар,мөгөҙ,тулҡын. )

-Яулыҡтар  менән   ниндәй  башҡорт  халыҡ  уйындарын  беләһегеҙ?

                                      “Тирмә”  уйыны

-Әйҙәгеҙ, уйнап  алайыҡ.   

Беҙ  күңелле  шат  балалар,

Уйнайбыҙ  ҙа   бейейбеҙ.

Ҙур  түңәрәккә  йыйылып,

Матур  тирмә   яһайбыҙ.

Ҡушымта: Лә,лә,лә.

2- Ведущий.(бабушка  Нюра) В старину платки не только носили как  головной   убор,  одежду,   но  и   использовали   как   украшение, а также  использовали  в  игре.

А  мы  знаем  стихи .  ( дети  читают  стихи)

 

На посадском платке –

Россыпь разных цветов,

Эту русскую сказку

Каждый видеть здесь рад.

Это сказка с названьем

Павлов Посад.

***

Словно счастья букеты

На посадском платке.

Их теплей и роднее

Не найти нам нигде!

 

Танцевальная группа детского сада исполняет «Танец с платками»

1- Ведущий.(бабушка  Наза ). Балалар,  беҙҙең   районда  төрлө  милләт  кешеләре  татыу  һәм  дуҫ  йәшәй.

-Ә  ниндәй   милләт    кешеләре  йәшәй?

-башҡорттар, рустар,татарҙар,украиндар,сыуаштар  һәм  башҡалар.

 

Ребенок. Сегодня  я  в  садик  пришла  со  своей  куклой  Айгуль, она   в          нарядном   татарском  платье. И  я  подарю  вам  татарский  танец.

 

1-Ведущий.( бабушка  Наза). Был   серле  һандыҡта  матур  биҙәүестәр  ҙә   бар,  күрһәтәйем  әле   балаларға  (йөҙөк   алып  курһәтә) .Был  йөҙөк  зиннәтле  таштан  эшләнгән,  өләсәйемдән  ҡалған  мираҫ, ҡәҙерләп  кенә   һаҡлайым.Беҙ  бала  саҡта яратып  уйнаған “ Күмер  йөҙөк”  уйынын  уйнап  алайыҡ.

-Тәүҙә  һанашмаҡ   әйтешеп  алайыҡ

        Ребенок. Бер  бабай  юлға  сыҡҡан

Тәгәрмәсе  боҙолған.

Уны  йүнәтер  өсөн

Нисә  сөй  кәрәк  булған?

(бер  балаға   наказ-  шиғыр  һөйләү.)

                        Ребенок.   Эй  туған  тел, эй  матур   тел,

Атам -әсәмдең  теле.

Донъяла   күп   нәмә   белдем

Һин  туған  тел  арҡылы.

                         (икенсе   балаға  наказ- тел  тураһында  мәҡәл)

                        Ребенок.     Теле  барҙың-иле  бар,

                                             Иле  барҙың-  көнө  бар.

                                                         ***

                        Ребонок.     Әсәм   теле – сәсән  теле. 

 

2-Ведущий.(бабушка  Нюра). В нашем  сундуке  очень  много   старинных   украшений, и с  одним  из них  хочу  вас  познакомить.

-Это  женский  головной  убор  кокошник .

-Чем  кокошник  украшен?

-Бисером,узором.

-Узор  по -другому  называют  орнамент.

  каждого  народа  есть  свой  орнамент, которыми  украшаются  одежда,посуда,обувь(сапоги),ковры  и  другая  домашняя  утварь. На что  похож  этот  орнамент ?

-На  растения.

-Да,  потому  что  русский  народ  занимался  земледелием,  выращивал  огород ,хлеб. И  это  отразили  на  своих  одеждах.

1-Ведущая. Минең  һандығымда ла  матур  баш  кейеме  бар.

                     Килсе  яныма,  балам,

             (һандыҡтан   ҡашмау   алып күрһәтә.)

                     Бына   был  ҡашмау    була –

                     Мәрйенле   баш  кейеме.

-Был  биҙәктәр  нимәгә  оҡшаған?

-Башҡорттар  элек -электән  малсылыҡ  менән  шөғөлләнгән,шуға  күрә  кейемдәрендә  мөгөҙгә  оҡшаш  биҙәк  сағылыш  тапҡан  .

2- Ведущая.(бабушка  Нюра) Ребята,  давайте  поиграем  в  игру   

 “Собери по  частям  орнамент  и  назови”.

(детям  предлагается  орнаменты  башкирского,русского, татарского народов)

1-Ведущий.( бабушка  Наза) Һандыҡ  төбөндә  нимәлер  ята  балалар. (күрһәтер  алдынан бер  йомаҡ  әйтәм)

                                                  Үҙе  бәләкәй  генә.

                                                  Үҙе  усыма  һыя,

         Үҙе   көй сығара.(ҡумыҙ)

умыҙ  сиртеп  курһәтә , балалар  ҡулдары  менән  имитациялайҙар  һәм     «Ҡумыҙ»   йырын  башҡаралар   Р.Ураксина   һүҙҙәре, Ә.Зиннурова көйө.)

2- Ведущая. Я  тоже  приготовила  вам  сюрприз  у  меня  в  сундуке  хранится  старинный  инструмент  (трещетка .)

 1-я девочка

Пришли сюда мы скуку разогнать,

Пришли повеселиться, поиграть!

2-я девочка

Со всеми вместе песенки попеть,

На разные забавы посмотреть!

 

 Дети  исполняют «Калинку»

(импровизируют  шумовой  оркестр)

 

6 девочка:

А главное нельзя забывать: в дружбе сила!

Шире круг, шире круг!

Музыка зовет

Всех друзей, всех подруг 

В шумный хоровод.

 (танец «Дружба»)

 

Ребенок:  Ҡунаҡтар  килде  беҙгә,

                   Иң  ҡәҙерле   ҡунаҡтар.

                   Беҙ  уларға  тәмле  итеп

                   Әҙерләнек  бәлештәр. 

Две девочки в башкирских костюмах   угощают  гостей с бауырсаком , 

вак-бәлешем  и медом на руках.