Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Детский Сад №36 «Тополек»
Проект
«Формирование основ финансовой грамотности дошкольников
с нарушенным зрением, тяжелыми нарушениями речи и ОВЗ»
Осинниковский городской округ 2019
Проект «Формирование основ финансовой грамотности дошкольников с нарушенным зрением, тяжелыми нарушениями речи и ОВЗ»
Состав рабочей группы
Воспитатель – Корчагина Е.Д.
Учитель-дефектолог – Санжу И.Ф.
Целевое назначение проекта
Актуальность
Проект «Формирование основ финансовой грамотности дошкольников с нарушенным зрением, тяжелыми нарушениями речи и ОВЗ»
Требования современного общества сделали проблему экономического образования детей старшего дошкольного возраста актуальной, так как многочисленные исследования последних лет свидетельствуют о необходимости внедрения экономического образования с дошкольного возраста, когда дети получают первичный опыт участия в элементарных экономических отношениях, происходит их приобщение к миру экономической действительности.
В современной концепции образования подчеркивается особое значение инклюзивного образования, и создание условий для социализации и эффективного развития личности ребенка, гарантируя равный доступ для всех категорий детей.
Состав воспитанников нашего дошкольного учреждения имеет смешанный характер, в основном это дети с нарушениями зрения (амблиопией и косоглазием), тяжелыми нарушениями речи, а также дети с ОВЗ. Однако общим для данной группы детей является ограниченность возможностей социализации и перенос навыков и умений в реальную жизнь.
Наша основная задача, организовать деятельность детей с нарушениями зрения, тяжелыми нарушениями речи и ОВЗ по освоению основных экономических понятий в занимательной, игровой форме.
Проект построен на применении проблемно-поисковых методов, организации интегрированных занятий и охватывает следующие структурные единицы, представляющие определенные коррекционные направления развития и образования детей с нарушениями зрения, тяжелыми нарушениями речи и ОВЗ:
– социально-бытовая ориентировка;
– зрительное восприятие;
– ориентировка в пространстве;
– речевое развитие;
– художественно-эстетическое развитие.
Основная задача проекта: формирование основ финансовой грамотности дошкольников с нарушениями зрения, тяжелыми нарушениями речи и ОВЗ, в тесной связи с занятиями по математике, развитию речи, ознакомлению с природой, обучению грамоте, развитию представлений о мире и о себе, изобразительной деятельности, в свободном общении воспитателя с детьми, в свободной деятельности самих детей, применение на практике полученных знаний и умений.
Мы не забываем, что работа с детьми с нарушениями зрения, тяжелыми нарушениями речи и ОВЗ, требует осторожности, разумной меры, учета возрастных особенностей детей, их диагноза, уровень их развития, интерес воспитанников к данному явлению социальной действительности.
Основная цель проекта: создание условий для формирования знаний и умений финансовой грамотности у детей с нарушениями зрения, тяжелыми нарушениями речи и ОВЗ.
Задачи проекта
- Обучающие – актуализировать первичные экономические представления дошкольников об экономических категориях «потребности», «труд», «деньги», «семейный бюджет».
- Развивающие – развивать ценностное отношение к окружающему предметному миру, сравнивать и анализировать понятия «хочу» и «надо».
- Воспитательные – воспитывать полезные элементарные привычки и навыки.
- Коррекционные – устанавливать причинно-следственные связи, работать с графическим материалом, планировать и прогнозировать результаты своих действий.
Ожидаемые результаты:
– воспитанники адекватно ведут себя в окружающем социальном мире;
– знают несколько современных профессий, содержание их деятельности;
– проявляют интерес к экономической деятельности взрослых (кем работают родители, как ведут хозяйство и т. д.);
– любят трудиться, делать полезные предметы для себя и радовать других;
– знают и называют разные места и учреждения торговли: рынок, магазин, ярмарка, супермаркет, интернет-магазин;
– знают российские деньги, некоторые названия валют ближнего и дальнего зарубежья;
– бережно, рационально, экономно используют расходные материалы для игр и занятий (бумагу, карандаши, краски, материю и др.);
– бережно и аккуратно относятся к личным вещам, а так же к вещам и предметам общего пользования (групповая мебель, игры и игрушки, пособия для игр и занятий)
– объясняют различие понятий благополучия, счастья и достатка;
– проявляют сочувствие к другим в сложных ситуациях;
– с удовольствием помогают взрослым, объясняют необходимость
оказания помощи другим людям.
Возможные риски при реализации проекта
Риски | Меры предотвращения |
неустойчивость познавательных интересов;
недостаточно сформированная способность к самостоятельному целеполаганию; проблемы коммуникативного развития за счет тяжелых нарушений речи и нарушений зрительного восприятия. |
– индивидуальная работа воспитанников с педагогами и специалистами ДОУ
– оптимизация процесса выполнения задания детьми с нарушениями зрения, тяжелыми нарушениями речи и ОВЗ – организация мастер-классов, консультаций и сопутствующего медиосопровождения для родителей воспитанников. |
Недостаток конкретных знаний и навыков у педагогов по формированию финансовой грамотности у воспитанников. | Организация повышения квалификации педагогических работников в области финансовой грамотности обучающихся
Поиск методистом технологий отбора и анализа актуальной информации в области законодательных (регуляторных) изменений финансовых рынков и инструментов. |
Практический выход
Проект объединяет в себе серию мероприятий, направленных на повышение уровня финансово-экономической грамотности воспитанников. Вся работа построена на личностно-ориентированном подходе в различных формах воспитания и образования дошкольников (интегрированные занятия, драматизации, занятия-путешествия, занятия-соревнования, занятия-беседы, занятия-экскурсии, занятия – экономические викторины и другие.)
Все формы организации детской деятельности в ДОУ проводятся со всей группой детей, подгруппами, или индивидуально при помощи многочисленных методов, средств и приемов.
Интегрированный характер способствует разностороннему развитию детей, позволяет с большей эффективностью подготовить их к обучению в школе.
Участники проекта:
- дети подготовительной группы с нарушениями зрения, тяжелыми нарушениями речи и ОВЗ;
- воспитатели, специалисты: музыкальный руководитель, учитель-логопед, учитель-дефектолог, инструктор по физическому воспитанию;
- родители воспитанников
Тип проекта:
по методу: творческий – практико-ориентированный
по продолжительности: долгосрочный – один год(сентябрь 2019-май 2020г.).
по количеству участников: комплексный
Обеспечение проекта:
- Материально-техническое: наглядные материалы, игровое оборудование и игрушки для сюжетно-ролевых игр (магазин, кафе, банк и др.), презентации, фото и видео материалы на электронном носителе, папки передвижки, буклеты, материалы и оборудование для продуктивной деятельности, картон, клей, цветная бумага, пластилин, ножницы, альбом, акварельные и гуашевые краски, цветные карандаши. Проектор, фотоаппарат, ноутбук, декорации к играм инсценировкам и костюмы сказочных персонажей.
- Учебно-методическое:
- Интернет ресурсы
- Гресь Анна «Финансовая грамотность для малышей»
- Л.В.Стахович, Е.В.Семенкова, Л.Ю. Рыжановская Программа «Азы финансовой культуры для дошкольников»
- Вебинар «Включение основ Финансовой грамотности в образовательный процесс дошкольников»
Реализация проекта
Дата проведения | Форма работы | Промежуточные результаты | Участники | |
Подготовительный этап | ||||
СЕНТЯБРЬ |
|
Педагогические работники, реализующие Проект, обладают основными компетенциями, необходимыми для создания условий развития финансовой грамотности у дошкольников старшего возраста с нарушениями зрения, тяжелыми нарушениями речи и ОВЗ.
Дети умеют распределять роли, выполнять игровые действия, соблюдать правила игры в соответствии с игровой задачей. |
Воспитатели
специалисты |
|
Основной этап | ||||
ОКТЯБРЬ-
ДЕКАБРЬ ЯНВАРЬ- АПРЕЛЬ |
Дидактическая игры: «Потребности человека», «Хочу и Надо», «Помоги маме сделать необходимые покупки», «Наведи Порядок», «Что нужно для жизни», «На необитаемом острове», «Собираясь в дальний путь, взять с собою не забудь», «Что вокруг», «Космическая экспедиция»; пиктограммы «Где, чья обувь?», «Какая одежда нужна мальчику, какая девочке?». ЧХЛ: * Авторские и народные сказки рассказы: В. Сутеев «Яблоко», «Умелые руки», С. Маршак «Мастер-ломастер», В.Осеев «Просто старушка». «Потребности живых существ» С.Образцов «Так нельзя, а так можно и нужно», А.Барто «Уехали», Л.Толстой «Старик и яблони», «На что нужны мыши», *Загадки (на товаре быть должна обязательно…(цена) Он финансовый факир, в банке ждет вас всех…(банкир) Люди ходят на базар, там дешевле весь…(товар) и др.) *Пословицы и поговорки ( Словесные игры: «Дополни фразу», «Закончи Предложение» «Назови Ласково» «Угадай профессию по описанию» «Чей, Чья?» Пальчиковые игры и гимнастики «Будем денежки считать» «Нужные Покупки» «Помошники» Сюжетно-ролевые игры «Магазин», «Помошники» «Дочки Матери», «Поход в гости» «Путешествие в Космос» «Поход» Интегрированное занятие «Поход в парк» Квест-Игра «Береги природу»
Дидактические и словесные игры: «Природа и рукотворный мир» «Найди Ошибку» «Профессии» «Узнай по описанию» «Что из чего сделано» «Кем быть?» ЧХЛ: * С. Маршак «Праздник леса», «Откуда стол пришел» ; Л. Толстой «на что нужны мыши». «Зимовье зверей» «Бременские Музыканты» «Красные башмачки» «Мамина работа», В.Маяковский «Кем быть?», С.Баруздин «Кто построил этот дом».и др. *Загадки, Пословицы и Поговорки о труде Сюжетно-ролевые игры: «Больница» «Аптека» «Парикмахерская» «Швейная мастерская» «Отелье» «Кинотеатр» и др. Организация и участие в Осенней Ярмарке: *подготовка костюмов и атрибутов *разучивание закличек, потешек, частушек, приговорок *подготовка и продажа билетов на праздничный концерт * принятие ребенком роли продавца товаров на ярмарке Продуктивная Деятельность: участие в муниципальном конкурсе детского рисунка «Профессия воспитатель»
Работа с родителями. Беседа «Расскажите ребенку о своей профессии». Консультация «Познакомьте своих детей с бюджетом семьи», Консультация «Нужны ли ребенку карманные деньги?» Дидактические и словесные игры: «Что продается, а что – нет», «Угадай, какая это профессия?», «Ограничены ли ресурсы», «Что кому нужно, кем производится»; подвижная игра «Займи место» «Мой выбор», «Хорошо – плохо»; решение проблемной ситуации «Катя в кондитерской», «Подбери витрины магазинов», «Да – нет», «Где это можно купить?». ЧХЛ: Д.Хармс «Пирог», В.Катаев «Дудочка и кувшинчик», А.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». Э.Мошковская «Веселый магазин». *Пословицы и Поговорки(Копейка рубль бережет и др) Пальчиковая игра «Мы делили апельсин» Интегрированные Занятия «Магазин канцелярских товаров», «В волшебной Лавке Игрушек», «Копилка Желаний». Драматизация Муха Цокатуха и Муравей с элементами сюжетно ролевой игры «Лесное Кафе» Продуктивные виды деятельности: Рисование «Я мечтаю быть», «Любимые игрушки», «Береги природу» и др, Участие во всероссийском фестивале детского рисунка по Энергосбережению «Вместе Ярче» Работа с родителями. Консультация « Как рассказать ребенку о деньгах?», Консультация «Игрушки. А можно поменяться?..»
Через: Дидактические и словесные игры по дороге в ДОУ», экскурсия по улице, «Говорящие картинки», «Витрины магазинов», «Путаница», «Кто куда спешит?». дидактическая игра «Сделай выбор», Решение проблемных ситуаций «Хочу-надо», «Куда пропал Пруд», «Почему Погиб Лес», . ЧХЛ: С.Михалков «Как мужик корову продавал», Г.Горбовский «Городские вывески» молдавская сказка «Чудесный клад» русская народная сказка «Крошечка-Хаврошечка», «Царевна-Лягушка»; Ш.Перро «Золушка», Э.Успенский «Все в порядке», И.Шведова «Бюджет», Бартин «Большая семья», Интегрированные занятия «Город мастеров», «Путь Книги», «Что такое Реклама» Продуктивная деятельность «Дерево объявлений», «Мой любимый город», «Лучшая семейная рекламка» «Моя любимая Игрушка» Сюжетно-ролевые игры «Я бизнесмен», «Банк», «Биржа Труда», Сюжетно-дидактическая игра «Аукцион», дидактическая игра «Сделай выбор», решение проблемной ситуации «Хочу-надо». Презентации и интерактивные игры «Веселая Ярмарка», «Урок финансовой грамотности», Мультфильм Смешарики «О Финансовой Грамотности» «Уроки тетушки Совы «Азбука Денег» «Новое Простоквашино» Интегрированные занятия «Город – село», «Выбери самое необходимое», «История Денег», «Река Времени» Организация и участие в Весенней Ярмарке *подготовка костюмов и атрибутов *разучивание закличек, потешек, частушек, приговорок *подготовка и продажа билетов на праздничный концерт * принятие ребенком роли продавца товаров на ярмарке Участие в муниципальных, всероссийских и международных творческих конкурсах. Работа с родителями. Беседа «Деньги детям не игрушка. Гигиена», Беседа «Без труда не выловишь и рыбку из пруда» |
Дети:
Имеют Первичное понимание экономических терминов: «труд»,«профессия», «продукт труда». Имеют представление: о различных потребностях и в чем они заключаются; об ограниченности возможностей и удовлетворении потребностей; о ресурсах, как и для чего они используются, какие ресурсы нужны человеку; о производителях, различных профессиях, специальностях, о том, как их получают; об обмене товарами и услугами, о деньгах и их значении; об экономике. проявляют интерес к экономической деятельности взрослых (кем работают родители, как ведут хозяйство и т. д.); – любят трудиться, делать полезные предметы 2 Знают: знают несколько современных профессий, содержание их деятельности; о правилах и нормах жизни в детском учреждении; об ограниченности ресурсов, о необходимости их беречь и экономить. знают и называют разные места и учреждения торговли: рынок, магазин, ярмарка, супермаркет, интернет-магазин; бережно, рационально, экономно используют расходные материалы для игр и занятий (бумагу, карандаши, краски, материю и др.); объясняют различие понятий благополучия, счастья и достатка; – проявляют сочувствие к другим в сложных ситуациях; – с удовольствием помогают взрослым, объясняют необходимость оказания помощи другим людям. 3 Умеют: делать простейший выбор, определять, правильно ли он сделан и какова его цена; выбирать из множества единичное, находить правильный выход из множества простейших ситуаций и возможных решений; составлять небольшой рассказ на заданную тему, самостоятельно и последовательно экономическую тему, ставить небольшой спектакль (с помощью воспитателя). Педагоги: Значительно повышен уровень профессионально-педагогической готовности к формированию основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с нарушениями зрения тяжелыми нарушениями речи и ОВЗ, как результат интеграции всех педагогических служб ДОУ. Расширение материально-технической базы, обогощение развивающей среды в ДОУ. Родители: Понимают значимость формирования основ финансовой грамотности у детей, принемают активное участие в создании условий для реализации проекта, в том числе материальные затраты(выступают спонсорами в приобретении новых дидактических, настольных игр и пособий) |
Воспитатели, специалисты дети, родители | |
Заключительный этап | ||||
МАЙ |
|
Обобщение опыта работы над проектом, создание необходимой документации по формированию основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста.
Обоснование необходимости разработки программы по «Формированию основ финансовой грамотности дошкольников с нарушенным зрением, тяжелыми нарушениями речи и ОВЗ |
Воспитатели, специалисты, |