«Формирование основ финансовой грамотности дошкольников с нарушенным зрением, тяжелыми нарушениями речи и ОВЗ»

ФИО: Корчагина Е.Д.
Свидетельство о публикации в электронном СМИ № AP-3498
Конкурс: Всероссийский конкурс педагогического мастерства работников дошкольных образовательных учреждений «Эффективные педагогические практики и современные технологии работы с детьми», в рамках реализации ФГОС дошкольного образования
Наименование конкурсной работы: «Формирование основ финансовой грамотности дошкольников с нарушенным зрением, тяжелыми нарушениями речи и ОВЗ»
Итоговая оценка: 1 место,  90 баллов(-а)



Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Детский Сад №36 «Тополек»

Проект

«Формирование основ финансовой грамотности  дошкольников

  с нарушенным зрением, тяжелыми нарушениями речи  и ОВЗ»

                                                                                                                                                                        

Осинниковский городской округ 2019

Проект «Формирование основ финансовой грамотности  дошкольников  с нарушенным зрением, тяжелыми нарушениями речи  и ОВЗ»

Состав рабочей группы

Воспитатель – Корчагина Е.Д.

Учитель-дефектолог – Санжу И.Ф.

 

Целевое назначение проекта

Актуальность

Проект «Формирование основ финансовой грамотности  дошкольников  с нарушенным зрением, тяжелыми нарушениями речи  и ОВЗ»

Требования современного общества сделали проблему экономического образования детей старшего дошкольного возраста актуальной, так как многочисленные исследования последних лет свидетельствуют о необходимости внедрения экономического образования с дошкольного возраста, когда дети получают первичный опыт участия в элементарных экономических отношениях, происходит их приобщение к миру экономической действительности.

В современной концепции образования подчеркивается особое значение инклюзивного образования, и создание условий для социализации и эффективного развития личности ребенка, гарантируя равный доступ для всех категорий детей.

Состав воспитанников нашего дошкольного учреждения имеет смешанный характер, в основном это дети с нарушениями зрения (амблиопией и косоглазием), тяжелыми нарушениями речи, а также дети с ОВЗ. Однако общим для данной группы детей является  ограниченность возможностей социализации и перенос навыков и умений в реальную жизнь.

Наша основная задача, организовать деятельность детей с нарушениями зрения, тяжелыми нарушениями речи и ОВЗ  по освоению основных экономических понятий в занимательной, игровой форме. 

Проект построен на применении проблемно-поисковых методов, организации интегрированных занятий  и охватывает следующие структурные единицы, представляющие определенные коррекционные направления развития и образования детей с нарушениями зрения, тяжелыми нарушениями речи и ОВЗ:

– социально-бытовая ориентировка;

– зрительное восприятие;

– ориентировка  в пространстве;

– речевое развитие;

– художественно-эстетическое развитие.

 

          Основная задача  проекта: формирование основ финансовой грамотности дошкольников с нарушениями зрения, тяжелыми нарушениями речи и ОВЗ,  в тесной связи с занятиями по математике, развитию речи, ознакомлению с природой, обучению грамоте, развитию представлений о мире и о себе, изобразительной деятельности, в свободном общении воспитателя с детьми, в свободной деятельности самих детей,  применение на практике полученных знаний и умений.

              Мы не забываем, что работа с детьми  с нарушениями зрения, тяжелыми нарушениями речи и ОВЗ, требует осторожности, разумной меры, учета возрастных особенностей детей, их диагноза, уровень их развития,  интерес воспитанников к данному явлению социальной действительности.

Основная цель проекта: создание условий для формирования знаний и умений финансовой грамотности у детей с нарушениями зрения, тяжелыми нарушениями речи и ОВЗ. 

Задачи проекта

 

  • Обучающие – актуализировать первичные экономические представления дошкольников об экономических категориях «потребности», «труд»,  «деньги», «семейный бюджет».
  • Развивающие – развивать ценностное отношение к окружающему предметному миру, сравнивать и анализировать понятия «хочу» и «надо».
  • Воспитательные – воспитывать полезные элементарные привычки и навыки.
  • Коррекционные  –  устанавливать  причинно-следственные связи, работать с графическим материалом, планировать и прогнозировать результаты своих действий.

Ожидаемые результаты:

 – воспитанники адекватно ведут себя в окружающем социальном мире;

– знают несколько современных профессий, содержание их деятельности;

– проявляют интерес к экономической деятельности взрослых (кем работают родители, как ведут хозяйство и т. д.);

– любят трудиться, делать полезные предметы для себя и радовать других;

– знают и называют разные места и учреждения торговли: рынок, магазин, ярмарка, супермаркет, интернет-магазин;

– знают российские деньги, некоторые названия валют ближнего и дальнего зарубежья;

– бережно, рационально, экономно используют расходные материалы для игр и занятий (бумагу, карандаши, краски, материю и др.);

– бережно и аккуратно относятся к личным вещам, а так же к вещам и предметам общего пользования (групповая мебель, игры и игрушки, пособия для игр и занятий)

– объясняют различие понятий благополучия, счастья и достатка;

– проявляют сочувствие к другим в сложных ситуациях;

– с удовольствием помогают взрослым, объясняют необходимость

оказания помощи другим людям.

 

Возможные риски при реализации проекта

Риски Меры предотвращения
неустойчивость познавательных интересов;

недостаточно сформированная способность к самостоятельному целеполаганию;

проблемы коммуникативного развития за счет тяжелых нарушений речи и нарушений зрительного восприятия.

– индивидуальная работа воспитанников  с педагогами и специалистами ДОУ

– оптимизация процесса выполнения задания детьми с нарушениями зрения, тяжелыми нарушениями речи и ОВЗ

– организация мастер-классов, консультаций и сопутствующего медиосопровождения для родителей воспитанников.

Недостаток конкретных знаний и навыков у педагогов по формированию финансовой грамотности у воспитанников. Организация повышения квалификации педагогических работников в области финансовой грамотности обучающихся

Поиск методистом  технологий отбора и анализа актуальной информации в области законодательных (регуляторных) изменений финансовых рынков и инструментов.

 

Практический выход

         

         Проект объединяет в себе серию мероприятий, направленных на повышение уровня финансово-экономической грамотности воспитанников. Вся работа построена на личностно-ориентированном подходе в различных формах воспитания и образования дошкольников (интегрированные занятия, драматизации, занятия-путешествия, занятия-соревнования, занятия-беседы, занятия-экскурсии, занятия – экономические викторины и другие.)

          Все формы организации детской деятельности в ДОУ проводятся со всей группой детей, подгруппами, или индивидуально при помощи многочисленных методов, средств и приемов.

Интегрированный характер способствует разностороннему развитию детей, позволяет с большей эффективностью подготовить их к обучению в школе.

 

Участники проекта

  • дети подготовительной группы с нарушениями зрения, тяжелыми нарушениями речи и ОВЗ; 
  • воспитатели, специалисты: музыкальный руководитель, учитель-логопед, учитель-дефектолог, инструктор по физическому воспитанию;
  • родители воспитанников

 

Тип проекта:  

по методу:  творческий – практико-ориентированный

по продолжительности: долгосрочный – один год(сентябрь 2019-май 2020г.).

по количеству участников: комплексный

Обеспечение проекта

  • Материально-техническое: наглядные материалы, игровое оборудование и игрушки для сюжетно-ролевых игр (магазин, кафе, банк и др.), презентации,  фото и видео материалы на электронном носителе, папки передвижки, буклеты, материалы и оборудование для продуктивной деятельности, картон, клей, цветная бумага, пластилин,  ножницы, альбом, акварельные и гуашевые краски, цветные карандаши. Проектор, фотоаппарат, ноутбук, декорации к играм инсценировкам и  костюмы сказочных персонажей.
  • Учебно-методическое:
  1. Интернет ресурсы
  2.  Гресь Анна «Финансовая грамотность для малышей»
  3. Л.В.Стахович, Е.В.Семенкова, Л.Ю. Рыжановская Программа «Азы финансовой культуры для дошкольников»
  4. Вебинар «Включение основ Финансовой грамотности в образовательный процесс дошкольников»

 

Реализация проекта

 

Дата проведения Форма работы Промежуточные результаты Участники
Подготовительный этап
СЕНТЯБРЬ
  • Постановка цели, определение формы работы;
  • Изучение методической литературы и сбор художественной литературы загадки, пословицы, поговорки;
  • Составление перспективного плана работы 
  • Сбор информации, презентации, видеоматериалы, участие в вебинарах, изучение программ по финансовой грамотности для дошкольников.
  • Подготовка наглядного и практического материала и оборудования(картинки, игровые атрибуты, муляжи и т.п)
  •  С/р игры «Магазин» «Помощники» «Кафе»;
  • Входная диагностика;
Педагогические работники, реализующие Проект,  обладают основными компетенциями, необходимыми для создания условий развития  финансовой грамотности у дошкольников старшего возраста  с нарушениями зрения, тяжелыми нарушениями речи и ОВЗ.

Дети умеют распределять роли, выполнять игровые действия, соблюдать правила игры в соответствии с игровой задачей.

Воспитатели

специалисты 

Основной этап
ОКТЯБРЬ-

ДЕКАБРЬ

ЯНВАРЬ-

АПРЕЛЬ

  • Познакомить детей с многообразием потребностей человека через:

Дидактическая игры: «Потребности человека», «Хочу и Надо»,  «Помоги маме сделать необходимые покупки», «Наведи Порядок», «Что нужно для жизни», «На необитаемом острове», «Собираясь в дальний путь, взять с собою не забудь»,

«Что вокруг», «Космическая экспедиция»; пиктограммы «Где, чья обувь?», «Какая одежда нужна мальчику, какая девочке?».

ЧХЛ: * Авторские и народные сказки рассказы:            В. Сутеев «Яблоко», «Умелые руки», С. Маршак «Мастер-ломастер», В.Осеев «Просто старушка».

«Потребности живых существ» С.Образцов «Так нельзя, а так можно и нужно», А.Барто «Уехали», Л.Толстой «Старик и яблони», «На что нужны мыши»,

 *Загадки (на товаре быть должна обязательно…(цена) Он финансовый факир, в банке ждет вас всех…(банкир) Люди ходят на базар, там дешевле весь…(товар) и др.) *Пословицы и поговорки (

Словесные игры: «Дополни фразу», «Закончи Предложение» «Назови Ласково» «Угадай профессию по описанию» «Чей, Чья?»

Пальчиковые игры и гимнастики «Будем денежки считать» «Нужные Покупки» «Помошники»

Сюжетно-ролевые игры «Магазин», «Помошники» «Дочки Матери», «Поход в гости» «Путешествие в Космос» «Поход»

Интегрированное занятие «Поход в парк»

Квест-Игра «Береги природу»

  • Способствовать формированию первоначальных представлений о труде. Расширять представления детей о различных видах услуг, познакомить с профессиями и предприятиями, оказывающими услуги и производящими товары, выяснить их сходство и различия, через:

Дидактические и словесные игры: «Природа и рукотворный мир» «Найди Ошибку» «Профессии» «Узнай по описанию» «Что из чего сделано» «Кем быть?»

ЧХЛ:

* С. Маршак «Праздник леса», «Откуда стол пришел» ; Л. Толстой «на что нужны мыши». «Зимовье зверей» «Бременские Музыканты»

«Красные башмачки» «Мамина работа», В.Маяковский «Кем быть?», С.Баруздин «Кто построил этот дом».и др.

*Загадки, Пословицы и Поговорки о труде

Сюжетно-ролевые игры:

«Больница» «Аптека» «Парикмахерская» «Швейная мастерская» «Отелье» «Кинотеатр» и др.

Организация и участие в Осенней Ярмарке: 

*подготовка костюмов и атрибутов

*разучивание закличек, потешек, частушек, приговорок

*подготовка и продажа билетов на праздничный концерт

* принятие ребенком роли продавца товаров на ярмарке

Продуктивная Деятельность: участие в муниципальном  конкурсе детского рисунка «Профессия воспитатель»

  • Формирование представлений об ограниченности финансовых возможностей через:

Работа с родителями. Беседа «Расскажите ребенку о своей профессии». Консультация «Познакомьте своих детей с бюджетом семьи», Консультация «Нужны ли ребенку карманные деньги?»

Дидактические и словесные игры: «Что продается, а что – нет», «Угадай, какая это профессия?», «Ограничены ли ресурсы», «Что кому нужно, кем

производится»; подвижная игра «Займи место» «Мой выбор», «Хорошо – плохо»; решение проблемной ситуации «Катя в кондитерской», «Подбери витрины

магазинов», «Да – нет», «Где это можно купить?». 

ЧХЛ:

Д.Хармс «Пирог», В.Катаев «Дудочка и кувшинчик», А.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». Э.Мошковская «Веселый магазин». 

*Пословицы и Поговорки(Копейка рубль бережет и др)

Пальчиковая игра «Мы делили апельсин»

Интегрированные Занятия «Магазин канцелярских товаров», «В волшебной  Лавке Игрушек», «Копилка Желаний».

Драматизация Муха Цокатуха и Муравей с элементами сюжетно ролевой игры «Лесное Кафе» 

Продуктивные виды деятельности: Рисование «Я мечтаю быть», «Любимые игрушки», «Береги природу» и др,

 Участие во всероссийском фестивале детского рисунка по  Энергосбережению «Вместе Ярче»

Работа с родителями. Консультация  

« Как рассказать ребенку о деньгах?», Консультация  «Игрушки. А можно поменяться?..»

  • Формирование коммуникативно-экономической грамотности, развитие экономического мышления

Через:

Дидактические и словесные игры

по дороге в ДОУ», экскурсия по улице, «Говорящие картинки», «Витрины магазинов», «Путаница», «Кто куда спешит?». дидактическая игра «Сделай выбор», Решение проблемных  ситуаций «Хочу-надо», «Куда пропал Пруд», «Почему Погиб Лес», .

ЧХЛ: С.Михалков «Как мужик корову продавал», Г.Горбовский «Городские вывески» молдавская сказка «Чудесный клад» русская народная сказка «Крошечка-Хаврошечка», «Царевна-Лягушка»; Ш.Перро «Золушка», Э.Успенский «Все в порядке», И.Шведова «Бюджет», Бартин «Большая семья», 

Интегрированные занятия

«Город мастеров», «Путь Книги», «Что такое Реклама»

Продуктивная деятельность  «Дерево объявлений», «Мой любимый город», «Лучшая семейная  рекламка» «Моя любимая Игрушка»

Сюжетно-ролевые игры «Я бизнесмен», «Банк», «Биржа Труда», Сюжетно-дидактическая игра «Аукцион», дидактическая игра «Сделай выбор», решение проблемной

ситуации «Хочу-надо».

Презентации и интерактивные игры «Веселая Ярмарка», «Урок финансовой грамотности», Мультфильм Смешарики «О Финансовой Грамотности»

«Уроки тетушки Совы «Азбука Денег»

«Новое Простоквашино»

Интегрированные занятия  «Город – село», «Выбери самое необходимое», «История Денег», «Река Времени»

Организация и участие в Весенней Ярмарке

*подготовка костюмов и атрибутов

*разучивание закличек, потешек, частушек, приговорок

*подготовка и продажа билетов на праздничный концерт

* принятие ребенком роли продавца товаров на ярмарке

Участие в муниципальных,  всероссийских и международных творческих  конкурсах. 

Работа с родителями. Беседа «Деньги детям не игрушка. Гигиена», Беседа «Без труда не выловишь и рыбку из пруда»

Дети:

 Имеют Первичное понимание экономических терминов: «труд»,«профессия», «продукт труда».

Имеют представление:

о различных потребностях и в чем они заключаются;

об ограниченности возможностей и удовлетворении потребностей;

о ресурсах, как и для чего они используются, какие ресурсы нужны

человеку;

о производителях, различных профессиях, специальностях, о том, как

их получают;

об обмене товарами и услугами, о деньгах и их значении;

об экономике.

проявляют интерес к экономической деятельности взрослых (кем

работают родители, как ведут хозяйство и т. д.);

– любят трудиться, делать полезные предметы

2 Знают:

знают несколько  современных профессий, содержание их деятельности;

о правилах и нормах жизни в детском учреждении;

об ограниченности ресурсов, о необходимости их беречь и экономить.

знают и называют разные места и учреждения торговли: рынок,

магазин, ярмарка, супермаркет, интернет-магазин;

бережно, рационально, экономно используют расходные материалы

для игр и занятий (бумагу, карандаши, краски, материю и др.);

объясняют различие понятий благополучия, счастья и достатка;

– проявляют сочувствие к другим в сложных ситуациях;

– с удовольствием помогают взрослым, объясняют необходимость

оказания помощи другим людям.

3 Умеют:

делать простейший выбор, определять, правильно ли он сделан и какова его цена;

выбирать из множества единичное, находить правильный выход из

множества простейших ситуаций и возможных решений;

составлять небольшой рассказ на заданную тему, самостоятельно и

последовательно

экономическую тему, ставить небольшой спектакль (с помощью

воспитателя).

Педагоги:

Значительно повышен уровень профессионально-педагогической готовности  к формированию основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с нарушениями зрения тяжелыми нарушениями речи и ОВЗ,  как результат интеграции всех педагогических служб ДОУ.

Расширение материально-технической базы, обогощение развивающей среды в ДОУ.

Родители:

Понимают значимость формирования основ финансовой грамотности у детей, принемают активное участие в создании условий для реализации проекта, в том числе материальные затраты(выступают спонсорами в приобретении новых дидактических, настольных игр и пособий)

Воспитатели, специалисты дети, родители
Заключительный этап
МАЙ
  • Подведение результатов работы 
  • Итоговая диагностика
  • Презентация работы над проектом «Формирование основ финансовой грамотности дошкольников с нарушенным зрением, тяжелыми нарушениями речи и ОВЗ» на итоговом педагогическом совете.
  • Разработка программы по «Формированию основ финансовой грамотности дошкольников с нарушенным зрением, тяжелыми нарушениями речи и ОВЗ»
Обобщение опыта работы над проектом, создание необходимой документации по формированию основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста.

Обоснование  необходимости разработки программы по «Формированию основ финансовой грамотности дошкольников с нарушенным зрением, тяжелыми нарушениями речи и ОВЗ

Воспитатели, специалисты,