Методическая разработка педагогического мероприятия с детьми старшего дошкольного возраста «Детям знать положено правила дорожные»

ФИО: Бакшеева Н.Н.
Свидетельство о публикации в электронном СМИ № AP-3507
Конкурс: Всероссийский конкурс педагогического мастерства работников дошкольных образовательных учреждений «Эффективные педагогические практики и современные технологии работы с детьми», в рамках реализации ФГОС дошкольного образования
Наименование конкурсной работы: Методическая разработка педагогического мероприятия с детьми старшего дошкольного возраста «Детям знать положено правила дорожные»
Итоговая оценка: 2 место,  77 баллов(-а)



муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад №35» 

Методическая разработка педагогического мероприятия с детьми старшего  дошкольного возраста 

«Детям знать положено правила дорожные»

Автор: 

Бакшеева Наталья Николаевна, воспитатель

Усолье – Сибирское

2024

Введение

В нашей стране, как и во всем мире, увеличивается число дорожно-транспортных происшествий. По статистике каждой десятой жертвой ДТП является ребенок. Часто это связано с несоблюдением правил дорожного движения, их незнанием. У детей  еще не выработалась способность предвидеть возможность возникновения опасности в быстро меняющейся дорожной обстановке. Известно, что привычки, закрепленные в детстве, остаются на всю жизнь, поэтому изучение правил дорожного движения является одной из главных задач на сегодняшний день. Чтобы оградить детей от опасности, надо как можно раньше начать готовить их к встрече с улицей, городским движением, приучать обращаться к старшим за помощью, а также и самим правильно и своевременно реагировать на сложившуюся ситуацию. Исходя из актуальности данной темы, мною была  поставлена цель: 

Цель: закрепление знаний правил дорожного движения, пропаганда основ  безопасного поведения на дороге.

Исходя из этого, мною были поставлены следующие задачи:

Задачи:

Закреплять и систематизировать в игровой форме знания детей о правилах дорожного движения;

Формировать правильное поведение на улицах и дорогах;

Развитие связной речи, общих речевых навыков.

Развивать навыки совместной деятельности с взрослыми и сверстниками.

 

Основная часть

Методы и приемы:

Наглядные: демонстрация иллюстраций, просмотр презентации;

Игровые: загадывание загадок, неожиданное появление героя;

Словесные:  постановка вопросов, рассказ, беседа;

Образовательные области:

Познавательное развитие;

Социально-коммуникативное развитие;

Художественно-эстетическое развитие.

Виды детской деятельности:

Игровая

Коммуникативная

Планируемый результат:

Формирование у детей правильного понимания значимости правил дорожного движения;

Привитие устойчивых навыков безопасного поведения в любой дорожной ситуации.

Предварительная работа: 

Беседы с детьми; 

Рассматривание иллюстраций и сюжетных картинок по ПДД.

Оборудование и материалы: мультимедиа, презентация «Путешествие в историю», дорожные знаки, макет «Дорога», «Перекресток». «Светофор», атрибуты для подвижной игры «Цветные автомобили»

 

Этапы/

длительность

Содержание
Совместная деятельность

педагога и детей

Самостоятельная деятельность детей
Мотивационно-побудительный этап

1 – 2 минуты

Воспитатель предлагает отгадать детям загадку:

У кого большая шляпа?

Кто бездельник и растяпа?

Кто хвастун, болтун, зазнайка?

Знают все, малыш – … (Незнайка)

Входит Незнайка.

Проблемная ситуация 

Незнайка: 

– Здравствуйте, ребята! Я впервые попал в ваш большой город.  Испугался и заблудился! Помогите мне, пожалуйста, расскажите, как нужно вести себя на улицах города?

Воспитатель:

– Ребята, поможем Незнайке?

Мотивация детской деятельности

Воспитатель: Я предлагаю вам отправиться в путешествие по нашему  городу. Давайте сядем с вами в автобус и отправимся в путь. Но сначала отгадай загадку:

Дома стоят,

Друг на друга глядят.

Пешеходы идут,

Сумки несут.

И автомобили куда – то покатили.

(Улица)

Дети садятся в воображаемый автобус и  под песню «Автобус» («Кукутики») отправляются в путь. 

Ответ детей.

Ответы детей

Ответ детей

Основной этап

15 – 20 минут

Воспитатель:

Первая наша остановка называется «Путешествие в историю». Давайте расскажем Незнайке, на чем раньше передвигались люди. 

Я вам предлагаю посмотреть презентацию «Путешествие в историю», Незнайка, смотри внимательно и запоминай!

А что люди придумали после карет, телег? 

Воспитатель: молодцы, ребята! Я предлагаю отправиться дальше и следующая наша остановка…

Хоть имеет он три глаза,

Но не смотрит всеми сразу.

А глядит всегда одним,

Ну а мы следим за ним.

Что это такое?

Молодцы! 

 Наша следующая  остановка  «Светофор». Сейчас наши ребята расскажут тебя. Незнайка,  что такое светофор и для чего он нужен.

Объяснял мне брат Егор

Что такое светофор:

Это очень старый дед

Ведь ему уже сто лет!

На одной стоит ноге,

В чёрном, строгом сюртуке,

В стужу, слякоть и в жару

Днём и ночью на посту.

А ещё сказал Егор:

Очень нужен светофор,

Разноцветными глазами

Он всегда следит за нами.

Кому вправо, кому влево,

Осторожно или смело,

Как идти и ехать как,

Светофор подаст свой знак!

Если красный свет горит:

Стой спокойно! Путь закрыт!

Красный свет – идти опасно,

Это всем должно быть ясно!

Жёлтым глазом подмигнёт:

Не спеши идти вперёд,

Осторожен будь и сам,

Оглянись по сторонам!

Глаз зелёный загорится:

Надо тут поторопиться,

Если смел, будешь в пути –

Перекрёсток позади!

Светофор теперь я знаю,

Правила все соблюдаю,

Вы ведь знаете друзья,

Спорить с дедушкой нельзя!

Воспитатель: ну, что, Незнайка, ты запомнил, что такое светофор и для чего он необходим?

Незнайка: спасибо вам ребята, я все запомнил. Теперь буду всегда следить за  сигналам светофора.

Воспитатель:  молодцы, ребята! Отправляемся дальше,  и следующая наша остановка  называется «Дорожные знаки». А для чего на улицах города нужны дорожные знаки? Давайте сейчас проверим, знаете ли вы дорожные знаки? У меня на столе стоят дорожные знаки, вы должны отгадать загадку и показать отгадку – дорожный знак.

1. Всем знакомые полоски,

Знают дети, знает взрослый.

На ту сторону ведет…

2. Это знак заметишь сразу:

Три цветных огромных глаза.

Цвет у глаз определенный:

Красный, желтый и зеленый.

Загорелся красный – двигаться опасно.

Для кого зеленый свет – проезжай, запрета нет.

3.Эй, водитель осторожно!

Ехать быстро невозможно.

Знают люди все на свете – 

В этом месте ходят дети!

4.Что за «зебра» на дороге?

Все стоят, разинув рот,

Ждут, когда мигнет зеленый,

Значит это …

5.Знак гласит, что еле-еле

Виден свет в конце туннеля.

На педаль не налегай,

Лучше фары зажигай!

6.Это что за чудо – юдо,

Два горба, как у верблюда?

Треугольный этот знак

Называется он как?

7. Чудо-конь—  велосипед,

Можно ехать или нет?

Странный этот синий знак,

Не понять его никак!

8. Этот знак ну очень строгий,

Коль стоит он на дороге.

Говорит он нам: “Друзья,

Ездить здесь совсем нельзя!”

Воспитатель: молодцы ребята! Хорошо знаете дорожные знаки. Ну что, Незнайка, запомнил, какие бывают дорожные знаки и для чего они необходимы на дороге?

Незнайка: спасибо вам, ребята! Я все запомнил и выучил! И теперь мне совсем не страшно будет ходить по улицам вашего города.

Воспитатель:  а сейчас я предлагаю вам подвижную игру «Цветные автомобили». (Чей гараж быстрее соберется). Незнайка, поиграй вместе с ребятами.

Воспитатель: наше  путешествие подошло к концу, я предлагаю сесть в наш автобус  и отправиться обратно в детский сад. 

Дети садятся в воображаемый автобус и  под песню «Автобус» («Кукутики) отправляются в путь.

Воспитатель: ну вот мы с вами и вернулись в детский сад! Вы не только  хорошо знаете правила дорожного движения, но и смогли рассказать Незнайке,  для чего необходимо соблюдать,  и знать правила дорожного движения.

Незнайка: спасибо вам большое! Вы настоящие знатоки правил дорожного движения! Но мне пора! До свидания, ребята! 

ответы детей (на лошадях, в каретах…)

просмотр презентации

ответы детей (поезда, автомобили, самолеты, ракеты…)

ответ детей (Светофор)

выходят два ребенка, рассказывают стихотворение  Е. Гвоздевой «Что такое светофор?»

Ответы детей,

Ответ детей – пешеходный переход

Дети: Светофор

Дети: знак «Дети»

Дети: Переход

Дети: тоннель 

Дети: неровная дорога

Дети: велосипедная дорожка.

Дети: движение запрещено

Дети играют вместе с Незнайкой.

Дети прощаются с Незнайкой

Рефлексивный этап

2 – 3 минуты

Воспитатель: 

Ребята, вам понравилось путешествие? Что вам запомнилось больше всего? Какие задания вам показались трудными?

Ответы,   высказывания детей

 

Заключение

Таким образом, систематическая работа с детьми по обучению правилам дорожного движения в детском саду использование эффективных, современных методов и приемов, учет возрастных особенностей дают положительные результаты. Надо отметить: расширились представления детей об окружающей дорожной среде и правилах дорожного движения: умение правильно переходить проезжую часть дороги, знание правил поведения пассажира на остановке, во время посадки, во время движения транспорта, при выходе; дети научились распознавать знаки: информационно-указательные,  предупреждающие, запрещающие, предписывающие,  знаки приоритета,  знаки сервиса. Овладели умением предвидеть опасные ситуации и обходить их. Значительно расширился и обогатился словарный запас детей;

 

Перечень методической литературы

От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования. / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: Мозаика-синтез, 2014. — 368с.

Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М. : Мозаика-синтез, 2014. – 64 с.

Белая К. Ю. Формирование основ безопасности у дошкольников. Для занятий с детьми 2-7 лет. – М. : Мозаика-синтез, 2014. – 64с.

Елжова Н. В. «ПДД в детском саду» Ростов- на -Дону «Феникс» 2014 г. – 173с.

Саулина Т. Ф. Знакомим дошкольников с правилами дорожного движения: Для занятий с детьми 3-7 лет. – М. : Мозаика-синтез, 2014. – 112с.