муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №35»
Методическая разработка педагогического мероприятия с детьми старшего дошкольного возраста
«Детям знать положено правила дорожные»
Автор:
Бакшеева Наталья Николаевна, воспитатель
Усолье – Сибирское
2024
Введение
В нашей стране, как и во всем мире, увеличивается число дорожно-транспортных происшествий. По статистике каждой десятой жертвой ДТП является ребенок. Часто это связано с несоблюдением правил дорожного движения, их незнанием. У детей еще не выработалась способность предвидеть возможность возникновения опасности в быстро меняющейся дорожной обстановке. Известно, что привычки, закрепленные в детстве, остаются на всю жизнь, поэтому изучение правил дорожного движения является одной из главных задач на сегодняшний день. Чтобы оградить детей от опасности, надо как можно раньше начать готовить их к встрече с улицей, городским движением, приучать обращаться к старшим за помощью, а также и самим правильно и своевременно реагировать на сложившуюся ситуацию. Исходя из актуальности данной темы, мною была поставлена цель:
Цель: закрепление знаний правил дорожного движения, пропаганда основ безопасного поведения на дороге.
Исходя из этого, мною были поставлены следующие задачи:
Задачи:
Закреплять и систематизировать в игровой форме знания детей о правилах дорожного движения;
Формировать правильное поведение на улицах и дорогах;
Развитие связной речи, общих речевых навыков.
Развивать навыки совместной деятельности с взрослыми и сверстниками.
Основная часть
Методы и приемы:
Наглядные: демонстрация иллюстраций, просмотр презентации;
Игровые: загадывание загадок, неожиданное появление героя;
Словесные: постановка вопросов, рассказ, беседа;
Образовательные области:
Познавательное развитие;
Социально-коммуникативное развитие;
Художественно-эстетическое развитие.
Виды детской деятельности:
Игровая
Коммуникативная
Планируемый результат:
Формирование у детей правильного понимания значимости правил дорожного движения;
Привитие устойчивых навыков безопасного поведения в любой дорожной ситуации.
Предварительная работа:
Беседы с детьми;
Рассматривание иллюстраций и сюжетных картинок по ПДД.
Оборудование и материалы: мультимедиа, презентация «Путешествие в историю», дорожные знаки, макет «Дорога», «Перекресток». «Светофор», атрибуты для подвижной игры «Цветные автомобили»
Этапы/
длительность |
Содержание | |
Совместная деятельность
педагога и детей |
Самостоятельная деятельность детей | |
Мотивационно-побудительный этап
1 – 2 минуты |
Воспитатель предлагает отгадать детям загадку:
У кого большая шляпа? Кто бездельник и растяпа? Кто хвастун, болтун, зазнайка? Знают все, малыш – … (Незнайка) Входит Незнайка. Проблемная ситуация Незнайка: – Здравствуйте, ребята! Я впервые попал в ваш большой город. Испугался и заблудился! Помогите мне, пожалуйста, расскажите, как нужно вести себя на улицах города? Воспитатель: – Ребята, поможем Незнайке? Мотивация детской деятельности Воспитатель: Я предлагаю вам отправиться в путешествие по нашему городу. Давайте сядем с вами в автобус и отправимся в путь. Но сначала отгадай загадку: Дома стоят, Друг на друга глядят. Пешеходы идут, Сумки несут. И автомобили куда – то покатили. (Улица) Дети садятся в воображаемый автобус и под песню «Автобус» («Кукутики») отправляются в путь. |
Ответ детей. Ответы детей Ответ детей |
Основной этап
15 – 20 минут |
Воспитатель:
Первая наша остановка называется «Путешествие в историю». Давайте расскажем Незнайке, на чем раньше передвигались люди. Я вам предлагаю посмотреть презентацию «Путешествие в историю», Незнайка, смотри внимательно и запоминай! А что люди придумали после карет, телег? Воспитатель: молодцы, ребята! Я предлагаю отправиться дальше и следующая наша остановка… Хоть имеет он три глаза, Но не смотрит всеми сразу. А глядит всегда одним, Ну а мы следим за ним. Что это такое? Молодцы! Наша следующая остановка «Светофор». Сейчас наши ребята расскажут тебя. Незнайка, что такое светофор и для чего он нужен. Объяснял мне брат Егор Что такое светофор: Это очень старый дед Ведь ему уже сто лет! На одной стоит ноге, В чёрном, строгом сюртуке, В стужу, слякоть и в жару Днём и ночью на посту. А ещё сказал Егор: Очень нужен светофор, Разноцветными глазами Он всегда следит за нами. Кому вправо, кому влево, Осторожно или смело, Как идти и ехать как, Светофор подаст свой знак! Если красный свет горит: Стой спокойно! Путь закрыт! Красный свет – идти опасно, Это всем должно быть ясно! Жёлтым глазом подмигнёт: Не спеши идти вперёд, Осторожен будь и сам, Оглянись по сторонам! Глаз зелёный загорится: Надо тут поторопиться, Если смел, будешь в пути – Перекрёсток позади! Светофор теперь я знаю, Правила все соблюдаю, Вы ведь знаете друзья, Спорить с дедушкой нельзя! Воспитатель: ну, что, Незнайка, ты запомнил, что такое светофор и для чего он необходим? Незнайка: спасибо вам ребята, я все запомнил. Теперь буду всегда следить за сигналам светофора. Воспитатель: молодцы, ребята! Отправляемся дальше, и следующая наша остановка называется «Дорожные знаки». А для чего на улицах города нужны дорожные знаки? Давайте сейчас проверим, знаете ли вы дорожные знаки? У меня на столе стоят дорожные знаки, вы должны отгадать загадку и показать отгадку – дорожный знак. 1. Всем знакомые полоски, Знают дети, знает взрослый. На ту сторону ведет… 2. Это знак заметишь сразу: Три цветных огромных глаза. Цвет у глаз определенный: Красный, желтый и зеленый. Загорелся красный – двигаться опасно. Для кого зеленый свет – проезжай, запрета нет. 3.Эй, водитель осторожно! Ехать быстро невозможно. Знают люди все на свете – В этом месте ходят дети! 4.Что за «зебра» на дороге? Все стоят, разинув рот, Ждут, когда мигнет зеленый, Значит это … 5.Знак гласит, что еле-еле Виден свет в конце туннеля. На педаль не налегай, Лучше фары зажигай! 6.Это что за чудо – юдо, Два горба, как у верблюда? Треугольный этот знак Называется он как? 7. Чудо-конь— велосипед, Можно ехать или нет? Странный этот синий знак, Не понять его никак! 8. Этот знак ну очень строгий, Коль стоит он на дороге. Говорит он нам: “Друзья, Ездить здесь совсем нельзя!” Воспитатель: молодцы ребята! Хорошо знаете дорожные знаки. Ну что, Незнайка, запомнил, какие бывают дорожные знаки и для чего они необходимы на дороге? Незнайка: спасибо вам, ребята! Я все запомнил и выучил! И теперь мне совсем не страшно будет ходить по улицам вашего города. Воспитатель: а сейчас я предлагаю вам подвижную игру «Цветные автомобили». (Чей гараж быстрее соберется). Незнайка, поиграй вместе с ребятами. Воспитатель: наше путешествие подошло к концу, я предлагаю сесть в наш автобус и отправиться обратно в детский сад. Дети садятся в воображаемый автобус и под песню «Автобус» («Кукутики) отправляются в путь. Воспитатель: ну вот мы с вами и вернулись в детский сад! Вы не только хорошо знаете правила дорожного движения, но и смогли рассказать Незнайке, для чего необходимо соблюдать, и знать правила дорожного движения. Незнайка: спасибо вам большое! Вы настоящие знатоки правил дорожного движения! Но мне пора! До свидания, ребята! |
ответы детей (на лошадях, в каретах…)
просмотр презентации ответы детей (поезда, автомобили, самолеты, ракеты…) ответ детей (Светофор) выходят два ребенка, рассказывают стихотворение Е. Гвоздевой «Что такое светофор?» Ответы детей, Ответ детей – пешеходный переход Дети: Светофор Дети: знак «Дети» Дети: Переход Дети: тоннель Дети: неровная дорога Дети: велосипедная дорожка. Дети: движение запрещено Дети играют вместе с Незнайкой. Дети прощаются с Незнайкой |
Рефлексивный этап
2 – 3 минуты |
Воспитатель:
Ребята, вам понравилось путешествие? Что вам запомнилось больше всего? Какие задания вам показались трудными? |
Ответы, высказывания детей |
Заключение
Таким образом, систематическая работа с детьми по обучению правилам дорожного движения в детском саду использование эффективных, современных методов и приемов, учет возрастных особенностей дают положительные результаты. Надо отметить: расширились представления детей об окружающей дорожной среде и правилах дорожного движения: умение правильно переходить проезжую часть дороги, знание правил поведения пассажира на остановке, во время посадки, во время движения транспорта, при выходе; дети научились распознавать знаки: информационно-указательные, предупреждающие, запрещающие, предписывающие, знаки приоритета, знаки сервиса. Овладели умением предвидеть опасные ситуации и обходить их. Значительно расширился и обогатился словарный запас детей;
Перечень методической литературы
От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования. / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: Мозаика-синтез, 2014. — 368с.
Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М. : Мозаика-синтез, 2014. – 64 с.
Белая К. Ю. Формирование основ безопасности у дошкольников. Для занятий с детьми 2-7 лет. – М. : Мозаика-синтез, 2014. – 64с.
Елжова Н. В. «ПДД в детском саду» Ростов- на -Дону «Феникс» 2014 г. – 173с.
Саулина Т. Ф. Знакомим дошкольников с правилами дорожного движения: Для занятий с детьми 3-7 лет. – М. : Мозаика-синтез, 2014. – 112с.