Тема: «Семья и семейные ценности» сценарий культурно-массового мероприятия

ФИО: Рекунова Е.В.
Свидетельство о публикации в электронном СМИ № AP-3512
Конкурс: Всероссийский конкурс педагогических работников «Семья, общество, приоритеты», в рамках реализации мероприятий, посвященных Году семьи в Российской Федерации
Наименование конкурсной работы: Тема: «Семья и семейные ценности» сценарий культурно-массового мероприятия
Итоговая оценка: 1 место,  87 баллов(-а)



Тема: «Семья и семейные ценности»

 

Цель: Определить понятие «семья», формировать понятие «счастливая семья».

           Формировать у детей представление о семье как о людях, которые любят друг   

           друга,  

           заботятся друг о друге.

           Формировать убеждения о важности и роли семьи в жизни человека, сплочение коллектива  

           детей и родителей. 

           Развитие внимания, речи, творческого воображения. 

           Воспитание у учащихся чувства любви и уважения к родителям, гордости за свою семью.

Задачи классного часа:

           Раскрыть понятия «семья» и «счастливая семья»,  выявить ее особенности.

           Формировать представления о жизненном идеале семьи;

           Формировать уважение к членам семьи;

           Формировать навыки семейной дипломатии;

           Раскрыть значение семьи в жизни каждого человека.

Предварительная подготовка: семейные фото.

           

Оборудование: презентация «Семья», видеоролик «Что такое семья?» – говорят  

                            дети, кирпичики, солнышко, тучки, цветы, словарь С.И. Ожегова. 

                            сердечки, карточки с заданиями, картинка Кузи, карточки со словами, карточки   

                            для игры «Ищу маму и папу»

                                                              Ход классного часа 

 1.Организационный момент.

   – Здравствуйте! Я очень рада Вас всех видеть в хорошем настроении! Я думаю, что хорошее   настроение поможет вам сегодня на нашем классном часу.

– Ребята, давайте  улыбнёмся друг другу, нашим гостям и порадуемся сегодняшнему дню. 

 2.Постановка проблемной ситуации. 

 – Давным-давно это было. Стояла в наших краях избушка. Жила в ней семья, большая и дружная. Старики со временем умерли, а молодые разъехались кто куда: кто в город, кто на стройку, даже письма друг дружке редко пишут, больше открытки-поздравления с праздником, а что до дама родительского, так совсем про него и забыли.

Впрочем, дома кое-кто жил.

На чердаке – ворона , в подполье – мышка-норушка, под крылечком – лягушка-квакушка, а в доме под печкой – домовенок Кузя.

Хорошо они жили, только однажды загудели трактора, растащили избушку по бревнышку, кому она, старая да бессемейная, нужна!

Разбежались животные кто куда: мышка в поле, лягушка в болото, ворона улетела в соседнее село.

А Кузя с тех пор ходит по свету и не может найти тот дом, где бы ему жилось хорошо.

 

 -Ребята, о каком же доме идет речь? О чем мечтает Кузя?

(Ответы детей)

 

«Очень трудно самому 

 Жить на свете одному. 

 Вместе с мамой жить и папой 

 Хочется всегда, ребята».

 

-Правильно, тема нашего классного часа «Семья и семейные ценности». Я хочу, чтобы вы задумались о важности и необходимости семьи. 

 

  1. Решение проблемной ситуации. 

-Как вы думаете, на какие вопросы мы сегодня должны ответить?

-Что такое семья? 

-Зачем нужна семья? Какую роль играет каждый член семьи? 

-С чем ассоциируется слово «семья»? 

 

  1. Стихи.

1.Какое счастье жить на свете,

когда я в мире не одна.

Когда душа теплом согрета

и за спиной стоит СЕМЬЯ

 

2.Понять способны мы не сразу…

На это нужно много лет:

СЕМЬЯ даётся лишь однажды –

дороже, ближе, лучше нет…

 

3.Что такое семья? Вам скажу по секрету – 
Это папа и мама всех дороже на свете!
Это с ними прогулки, поездки на море,
Это брат и сестра, та с которой я в ссоре.

4.Это бабушка с дедом, пирожки и конфеты,
Но конечно люблю их я совсем не за это!
Что такое семья? Вот оно мое счастье!
Где я нужен всегда, где добро и участие,

5.Где меня понимают, ждут в любую погоду.
Вас люблю я сильней с каждым днем год за годом! 

 

  1. Видеоролик «Что такое семья?»

 

  1. Работа со словарем С.И. Ожегова.

– В словаре русского языка С.И.Ожегова “семья” определяется как группа живущих вместе родственников. Но для современной действительности семья, прежде всего: это не просто родственники, а дети и родители.

 

  1. Работа по теме.

– Все мы любим, слушать семейные истории, смотреть фильмы о семейных ситуациях, но обязательно со счастливым концом. Ведь это все о нас, о нашей жизни. Сегодня семья и дети нуждаются в защите и заботе. И я предлагаю посмотреть сцену из жизни.

 

Сценка-шутка «Семья»

 

Ведущий.

 

Произошла история

Недавно иль давно.

История занятная,

Каких полным-полно.

Это шутка, в ней намек,

Если вдуматься — урок!

Вы на нас не обижайтесь,

Вникнуть в тему постарайтесь

(Сцену прерывает телефонный звонок.)

 

Мама. (берет трубку).

 

Здравствуй, Любочка, подружка!

Ты давно мне не звонишь!

Может быть, сегодня в гости

На минутку забежишь?

Много дел? Ах, да, немало

Ждет домашних нас хлопот,

Надо ужин приготовить,

Постирать, сварить компот.

 

Мальчик. (подходит с книжкой) .

 

Надоело мне играть,

Сказку можешь почитать?

 

Мама: 

 

Подожди ты, не гуди,

Лучше к папе подойди.

(Мальчик охает, пытается взять и посмотреть косметику, но мама легко бьет его по руке) .

 

Что ты? Кофточку купила?

Говоришь, красивый цвет?

Рюшки, бантики, оборки —

Замечательно, слов нет!

Да? Каблук такой высокий?

Сможешь ты такой носить?

Ах, как хочется мне тоже

Эти туфельки купить! (Кладет трубку) .

 

Мальчик.

 

Мама, скучно мне стоять.

Может нам с тобою вместе. В паровозик поиграть?

 

Мама.

 

Ах, мне некогда, сыночек,

Побежала я стирать,

Вон сидит на кресле папа,

Попроси его сыграть! (уходит)

 

Мальчик. (подходит к папе и дергает его за рукав) .

 

Папа, папа, не читай,

Лучше в мячик поиграй!

Я тебя прошу давно,

Отведи меня в кино!

 

Папа. (сидит в кресле с газетой).

 

Это все потом, мой милый,

Ты сходил бы погулять.

Мне же надо очень срочно

Всю рекламу дочитать.

И футбол сегодня будет!

(Гордо) .

Я — болельщик «Спартака»!

Мы в индейцев поиграем

Завтра вечером. Пока!

(Уходя).

А гулять. Об этом, кстати,

Попроси сестренку Катю.

 

Мальчик.

 

Катя, ты сегодня сможешь

Самолет дорисовать,

Или катер будем в ванной

Мы с тобою запускать.

 

Катя.

 

Скажешь тоже! Мне сегодня

В институте нужно быть,

Скоро лекция начнется,

Мне пора уж выходить.

А вчера знакомый Славка

Пригласил меня в кино.

Ни минуточки свободной,

Все расписано давно.

(Уходит. Мальчик остается один, он в недоумении пожимает плечами.)

 

Мальчик.

 

Тишина, сижу, зеваю.

Что же делать мне? Не знаю.

Ведущий.

 

Не сидится, не лежится, не гуляется ему

Мама, папа и сестренка!

Пожалейте вы ребенка…

Порисуйте, почитайте и в индейцев поиграйте,

Знайте, бедному ему скучно в доме одному.

Подрастет малыш, быть может вам когда-нибудь поможет.

Вывод:

-Ребята, какой можно сделать вывод, чего не хватало мальчику? Правильно ли себя повели мама, папа, сестра? Чего нельзя делать, чтобы не испортить отношения в семье,сохранить дружную и счастливую семью? (Ответы детей)

 

История слова «Семья» идет от слова «семя». Маленькое семя, посаженное с любовью, дает свои всходы. И для этого, чтобы оно взошло, нужно жить в любви и согласии. И если ты так будешь жить, у тебя появятся замечательные плоды- дети. Существует такая заповедь: 

 «Почитай мать и отца своего, и будет тебе счастье, и будешь ты долго жить». 

 

-Семья – самое главное в жизни для каждого человека. Это близкие и родные люди, те, кого мы любим, с кого берём пример, о ком заботимся, кому желаем добра и счастья. 

 

-Семья – это круг людей, которые тебя любят и уважают и никогда не оставят в беде, будут с тобой в радости и горести всегда.

 

-В семье мы приобретаем представление о жизни, о нравственности, о морали (Что хорошо? Что плохо? Что можно? Что нельзя?); приобретаем хозяйственные навыки; совершаем первые самостоятельные поступки и получаем их оценку; учимся сами оценивать поступки других и свои собственные… 

 

-Давайте попытаемся продолжить этот список………. (получаем жизнь, это место, где нас любят, прощают, заботятся…) (Ответы детей)

 

-Как вы думаете, что может мешать счастью семьи? (слово прикрепляется в виде вырезанных из бумаги тучек, которые закрывают солнышко) 

(Ссоры, обиды, непонимание, материальные трудности, занятость родителей, невнимание, усталость, болезни. )

 

-А на чем основывается счастливая семья? (слова записаны на изображениях цветов, прикрепляются внизу) 

(Любовь, взаимопомощь, взаимоуважение, взаимопонимание.)

 

-Всегда ли вы поступаете так, чтобы ваши родственники были счастливы? 

 

  1. Совместное выполнение заданий.

-Предлагаю немного поиграть. Выполнить задания в группах.

 

Задание № 1

-У вас на столах лежат карточки, запишите качества счастливой семьи. (После обсуждения, каждая группа зачитывает качества счастливой семьи)

 

– А вот, что поэтому поводу писал великий китайский философ Конфуций: “Государство – это большая семья, а семья- это маленькое государство” 

 

Задание № 2

-Допишите в карточках пять определений счастливой семьи. 

Семья будет счастливой если:.

(Выводы детей.) (Несколько детей зачитывают вслух)

 

Задание №3

– Объясните пословицы .

  1. Родители трудолюбивы, и дети не ленивы.
  2. Где любовь да совет, там и горя нет.
  3. Кто детям потакает, тот потом слезы проливает.
  4. Детей наказывай стыдом, а не розгою и бичом. 

(Один из группы отвечает)

 

  1. Игра «Ищу маму и папу»

– Вот вы говорите, что семья счастлива, когда папа, мама и дети вместе. У вас на столах лежат карточки, помогите деткам найти папу и маму.

 

Корова  жеребенок  конь
Кошка  теленок  заяц
Зайчиха  щенок  пес
Лошадь  котенок  бык
Собака  зайчонок  кот

Вывод

-Оказывается и у животных есть папа и мама. Но у животных понятие “семья” не так тесно связано как у людей, за исключением лебедей, львов.

 

– А в старые времена и не так давние времена бабушки и дедушки, их дети и внуки жили одной семьей, где молодые, хотя и были заняты работой или учебой, находили время, чтобы уделить внимание не только своим любимым родителям, но и бабушкам и дедушкам. Так поддерживалась связь времен, продолжение традиции.

 

  1. Прием «Зонтик откровений»

-У нас в классе есть зонтик откровений. Под ним нужно говорить откровенно, от всего сердца. 

 

-Сейчас я предлагаю вам сказать откровенно от чистого сердца то, что вы хотите пожелать своей семье. (Ответы детей)

 

« Семья – это то, что мы делим на всех, 

 Всем понемножку: и слезы, и смех, 

 Взлет и падение, радость, печаль, 

 Дружбу и ссоры, молчанья печать. 

 Семья- это то, что с тобою всегда. 

 Пусть мчатся секунды, недели, года, 

 Но стены родные, отчий твой дом- 

 Сердце навеки останется в нем!» 

 

11.Заключительная часть.

-Вот и подходит к концу наш классный час, который мы посвятили СЕМЬЕ.

 

Игра «Дом для Кузи» 

-Пора подводить итог. Ребята, давайте построим  «ДОМ»  для Кузи. Для этого вы должны написать на «кирпичиках» слова, которые относятся к понятию «СЕМЬЯ» .

(Дети выходят к доске и прикрепляют кирпичики.)

 

-Ребята, а наш класс можно назвать семьёй? (дети отвечают) в какой-то степени можно. (Мы должны друг к другу относиться, как в семье, заботливо, по-доброму и с пониманием.)

 

-Я надеюсь, что наш класс станет дружной семьёй и, как в хорошей семье, в нём будут царить любовь и взаимопонимание.

 

Игра «Родословное дерево класса»

-Давайте впишем свои имена нашей  школьной семьи в «родословное дерево» нашего класса. (практическая работа).

 

-На память о нашем классном часе я дарю вам сердечки, которые вы унесете с собой домой. Мне хотелось, чтобы вы положили эти сердечки на видное место, как напоминание о важности семьи. 

 

-Я благодарю всех, кто принял  сегодня  участие.

 

  1. Песня «Радость моя»