Конспект занятия “Волшебный камень”

ФИО: Конова М.Л.
Свидетельство о публикации в электронном СМИ № AP-3517
Конкурс: Всероссийский конкурс педагогических работников «Педагогические достижения», в рамках реализации приоритетного национального проекта Образование
Наименование конкурсной работы: Конспект занятия "Волшебный камень"
Итоговая оценка: 2 место,  67 баллов(-а)



Цель: формирование знаний о магните. 

Задачи:

  1. Познакомить детей с понятием «магнит», явлением земного магнетизма, с полюсами магнита, со свойствами магнита.

2.Продолжать развивать  мышление, умение анализировать и обобщать. Расширять словарный запас детей – словами (магнетизм, полюса, магнит).

3.Воспитывать интерес к наблюдательности и экспериментированию. 

Оборудование и материалы:

магниты без обозначенных полюсов, магниты с обозначенными полюсами; скрепки, винтики, шайбочки, тарелочки с предметами:  мячик, пуговица, скрепка, спичка, лист бумаги, ткань; стаканчики с водой, пластмассовые доски, картон, посылка, большая книга «Свойства магнита».

Ход занятия:

-Ребята, посмотрите ,  фиксики опять прислали посылку. Вам интересно, что прислали наши друзья? Давайте откроем. Посмотрите, что это? ( магниты, книга о магнитах)

А давайте проверим – это точно магниты. И свои данные исследований занесем в книгу для других детей.

-Ребята, я вам предлагаю пойти в лабораторию и стать на некоторое время учёными. 

-Давайте наденем халаты и шапочки.

-Сейчас наша команда учёных будет исследовать волшебный камень магнит.

– Открываем первую страницу книги. Посмотрите, на картинку. Что здесь нарисовано?

-Сейчас я  расскажу вам одну легенду. Давно-давно на горе Ида пастух по имени Магнис пас овец. Он увидел и удивился, что его сандалии, подбитые железом, и деревянная палка с железным наконечником липнут к черным камням, которые в изобилии валялись под ногами. Пастух перевернул палку наконечником вверх и убедился, что дерево не притягивается странными камнями. Магнис понял, что эти странные черные камни притягивают только металлические предметы. Пастух захватил несколько таких камней домой и поразил этим своих соседей. От имени пастуха и появилось название “магнит”. 

  1. Опыт:– Вы сказали, что это магнит. Потрогайте какой он наощупь? (твердый, холодный, тяжелый)

-Теперь изобразим это в нашей книге схематично. Молодцы!

 

2.Опыт. Ребята, сейчас мы проверим к каким предметам притягивается  магнит.

– Молодцы. Назовите, какие предметы притянул магнит ( скрепки, болтики, ключи, гайки…). А какие не притянул? (бумагу, ткань, картон, мяч,  игрушки…). Как вы думаете , почему притянулись скрепки, болтики, ключи…? 

– Как отличить металлические детали от других?

–Какое свойство магнита мы узнали? Как это свойство можно проверить? (Взять магнит и провести эксперимент).

– Полученные результаты запишем в книгу.
– Вывод: магнит притягивает к себе только металлические предметы. Предметы из других материалов не притягиваются. Это свойство притягивать к себе предметы называется магнетизм, от слова магнит.

3.Опыт «Магнитные полюса».

-Возьмите каждый по магниту и поднесите к магниту своего соседа. – Посмотрите, что будет.

(магниты то соединяются, то отталкиваются друг от друга).

– Что вы заметили? 

– Это происходит из-за полюсов магнитов. С одной стороны магнита «северный» полюс, а с другой – «южный». Где ещё могут быть «южный» и «северный» полюсы.

Покажите  на глобусе географические полюса Земли и отметьте «южный» полюс красным кружочком, а «северный» – синим.

-Скажите, ребята, наша Земля какой формы?

– А почему люди, предметы, дома не падают с неё? (Земля притягивает к себе всё).

– Земля, как один большой магнит, притягивает к себе всё, она обладает магнетизмом. Она имеет, помимо этих географических полюсов, ещё и магнитные полюса. Магнитные полюса не совпадают с географическими полюсами (отмечает на глобусе магнитный «северный» полюс синим прямоугольником, а «южный» – красным).

– Что вы, еще заметили когда присоединяли магниты?

(Когда соединяем «северным» и «южным» полюсами, то магниты притягиваются. Северные полюса отталкиваются друг от друга и южные тоже.)

-Итак, когда мы соединяем магниты между собой разными полюсами, то наши магниты начинают дружить. А если мы их соединяем одинаковыми сторонами – полюсами, то они убегают друг от друга, не хотят дружить. 

– Теперь вы можете определить полюса у своих магнитов .Попробуйте. 

-Запишите в книгу.

Физкультминутка «МАГНИТНЫЕ ЧЕЛОВЕЧКИ»

Ребенок берет двумя руками синий или красный квадрат.  По команде они должны притянуться или оттолкнуться. 

  1. Опыт«Действие магнита через воду и преграду»

– К нам с просьбой обратились Симка и Нолик. У них в воду упали винтики.

–  Как их достать их?

– Очень интересные идеи вы предложили. Ребята, а может быть достать винтики с помощью магнита? Давайте попробуем.

– В стакан с водой опускаем винтик. Ведя магнитом по наружней стороне стаканчика вытаскиваем винтик. 

-Теперь помогите собрать шайбочки фиксикам. Возьмите картон, сверху положите шайбочку и снизу магнит. Ведите щайбочку по картону до коробочки.
– Какой можно сделать вывод? 
-Вывод: сила магнита действует свозь воду и через преграду.

Молодцы! Запишите в таблицу.

5.Опыт «Магниты действуют на расстоянии»

– Ребята, а теперь положите скрепку на картон и тихонько подводите магнит. Отметьте расстояние, на котором скрепка вдруг “скакнет” и прилипнет на магнит. Возьмите другой магнит побольше. 

 вывод, что магниты разные по силе, одни из них сильные – притягивают скрепку с далекого расстояния, другие слабые – притягивают скрепку с близкого расстояния.

-Зарисуем это в книгу.

-Ребята, мы сегодня с вами узнали много нового. Мы изучали свойства магнита. Давайте еще раз посмотрим нашу книгу. Которую написали сегодня и вспомним, что мы с вами узнали о магните.

ВЫВОД.

  • Магнит притягивает металлические предметы
    • Сила магнита действует через картон и на расстоянии.
    • Вода и стекло не мешают действию магнита. 
    • Свойство притягивать к себе предметы называется магнетизм, от слова магнит.