Цель: формирование знаний о магните.
Задачи:
- Познакомить детей с понятием «магнит», явлением земного магнетизма, с полюсами магнита, со свойствами магнита.
2.Продолжать развивать мышление, умение анализировать и обобщать. Расширять словарный запас детей – словами (магнетизм, полюса, магнит).
3.Воспитывать интерес к наблюдательности и экспериментированию.
Оборудование и материалы:
магниты без обозначенных полюсов, магниты с обозначенными полюсами; скрепки, винтики, шайбочки, тарелочки с предметами: мячик, пуговица, скрепка, спичка, лист бумаги, ткань; стаканчики с водой, пластмассовые доски, картон, посылка, большая книга «Свойства магнита».
Ход занятия:
-Ребята, посмотрите , фиксики опять прислали посылку. Вам интересно, что прислали наши друзья? Давайте откроем. Посмотрите, что это? ( магниты, книга о магнитах)
А давайте проверим – это точно магниты. И свои данные исследований занесем в книгу для других детей.
-Ребята, я вам предлагаю пойти в лабораторию и стать на некоторое время учёными.
-Давайте наденем халаты и шапочки.
-Сейчас наша команда учёных будет исследовать волшебный камень магнит.
– Открываем первую страницу книги. Посмотрите, на картинку. Что здесь нарисовано?
-Сейчас я расскажу вам одну легенду. Давно-давно на горе Ида пастух по имени Магнис пас овец. Он увидел и удивился, что его сандалии, подбитые железом, и деревянная палка с железным наконечником липнут к черным камням, которые в изобилии валялись под ногами. Пастух перевернул палку наконечником вверх и убедился, что дерево не притягивается странными камнями. Магнис понял, что эти странные черные камни притягивают только металлические предметы. Пастух захватил несколько таких камней домой и поразил этим своих соседей. От имени пастуха и появилось название “магнит”.
- Опыт:– Вы сказали, что это магнит. Потрогайте какой он наощупь? (твердый, холодный, тяжелый)
-Теперь изобразим это в нашей книге схематично. Молодцы!
2.Опыт. Ребята, сейчас мы проверим к каким предметам притягивается магнит.
– Молодцы. Назовите, какие предметы притянул магнит ( скрепки, болтики, ключи, гайки…). А какие не притянул? (бумагу, ткань, картон, мяч, игрушки…). Как вы думаете , почему притянулись скрепки, болтики, ключи…?
– Как отличить металлические детали от других?
–Какое свойство магнита мы узнали? Как это свойство можно проверить? (Взять магнит и провести эксперимент).
– Полученные результаты запишем в книгу.
– Вывод: магнит притягивает к себе только металлические предметы. Предметы из других материалов не притягиваются. Это свойство притягивать к себе предметы называется магнетизм, от слова магнит.
3.Опыт «Магнитные полюса».
-Возьмите каждый по магниту и поднесите к магниту своего соседа. – Посмотрите, что будет.
(магниты то соединяются, то отталкиваются друг от друга).
– Что вы заметили?
– Это происходит из-за полюсов магнитов. С одной стороны магнита «северный» полюс, а с другой – «южный». Где ещё могут быть «южный» и «северный» полюсы.
– Покажите на глобусе географические полюса Земли и отметьте «южный» полюс красным кружочком, а «северный» – синим.
-Скажите, ребята, наша Земля какой формы?
– А почему люди, предметы, дома не падают с неё? (Земля притягивает к себе всё).
– Земля, как один большой магнит, притягивает к себе всё, она обладает магнетизмом. Она имеет, помимо этих географических полюсов, ещё и магнитные полюса. Магнитные полюса не совпадают с географическими полюсами (отмечает на глобусе магнитный «северный» полюс синим прямоугольником, а «южный» – красным).
– Что вы, еще заметили когда присоединяли магниты?
(Когда соединяем «северным» и «южным» полюсами, то магниты притягиваются. Северные полюса отталкиваются друг от друга и южные тоже.)
-Итак, когда мы соединяем магниты между собой разными полюсами, то наши магниты начинают дружить. А если мы их соединяем одинаковыми сторонами – полюсами, то они убегают друг от друга, не хотят дружить.
– Теперь вы можете определить полюса у своих магнитов .Попробуйте.
-Запишите в книгу.
Физкультминутка «МАГНИТНЫЕ ЧЕЛОВЕЧКИ»
Ребенок берет двумя руками синий или красный квадрат. По команде они должны притянуться или оттолкнуться.
- Опыт«Действие магнита через воду и преграду»
– К нам с просьбой обратились Симка и Нолик. У них в воду упали винтики.
– Как их достать их?
– Очень интересные идеи вы предложили. Ребята, а может быть достать винтики с помощью магнита? Давайте попробуем.
– В стакан с водой опускаем винтик. Ведя магнитом по наружней стороне стаканчика вытаскиваем винтик.
-Теперь помогите собрать шайбочки фиксикам. Возьмите картон, сверху положите шайбочку и снизу магнит. Ведите щайбочку по картону до коробочки.
– Какой можно сделать вывод?
-Вывод: сила магнита действует свозь воду и через преграду.
–Молодцы! Запишите в таблицу.
5.Опыт «Магниты действуют на расстоянии»
– Ребята, а теперь положите скрепку на картон и тихонько подводите магнит. Отметьте расстояние, на котором скрепка вдруг “скакнет” и прилипнет на магнит. Возьмите другой магнит побольше.
вывод, что магниты разные по силе, одни из них сильные – притягивают скрепку с далекого расстояния, другие слабые – притягивают скрепку с близкого расстояния.
-Зарисуем это в книгу.
-Ребята, мы сегодня с вами узнали много нового. Мы изучали свойства магнита. Давайте еще раз посмотрим нашу книгу. Которую написали сегодня и вспомним, что мы с вами узнали о магните.
ВЫВОД.
- Магнит притягивает металлические предметы
• Сила магнита действует через картон и на расстоянии.
• Вода и стекло не мешают действию магнита.
• Свойство притягивать к себе предметы называется магнетизм, от слова магнит.