ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «путь к успеху»
АВТОР ПРОЕКТА: Преподаватель МКОУ ДО
«Курчатовская районная ДШИ» Бадиловская Т.Л.
Педагогический проект “Концертная деятельность, как фактор творческого развития учащихся Детской Школы Искусств ” определяет различные стороны учебно-воспитательного процесса, направленного на развитие творческих способностей, учащихся в сфере музыкального исполнительства.
Актуальность данной темы обусловлена социальной потребностью в выявление юных дарований, развитие их творческих способностей в музыкальной области и практических действий на пути к мастерству.
В данном проекте концертное направление занимает особое место в деятельности ДШИ. Концертная деятельность является значимым результатом образовательного процесса и важной частью целостного развития каждого ребенка. Развитие концертной деятельности в школе является серьезной поддержкой для творчески одаренных детей. В рамках проекта определяются пути развития заложенных в учащихся возможностей и раскрываются инновационные формы и подходы к организации учебного процесса, направленного на творческое развитие личности обучающегося.
Обоснование проекта
Проект «Концертная деятельность как фактор творческого развития учащихся Детской Школы Искусств” разработан с целью выявления способных, талантливых детей и повышения качественного уровня профессионального мастерства по специальности «Инструментальное исполнительство». Поиск наилучшего пути в профессиональном росте ученика связан с педагогическим экспериментом. Концертная деятельность оказывает огромное влияние на творчество юных исполнителей. Организация концертного движения и привлечение обучающихся к активной концертной деятельности является одной из составляющих системы образовательного процесса ДШИ. Созданы условия, для оптимального развития одаренных детей, включая детей, чья одаренность на настоящий момент может быть еще не проявившейся. А также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей. Это является одним из главных направлений работы, как преподавателей, так и учреждения в целом.
Возможность участия в концертах является сильнейшим стимулом для упорной работы как учащихся, так и преподавателей ДШИ. Организованная концертная деятельность стимулирует учащихся продолжать обучение, рождает интерес к публичным выступлениям.
Любой даже скромный по масштабам концерт или конкурс не просто проект, мероприятие, проведение которого диктуется традицией, потребностям жизни школы – это культурное событие, акция позволяющая осуществлять «смотр» наличного состава (контингента) учащихся с выявлением одаренных детей, и оценку профессиональных «педагогических сил», помогающее налаживать творческую коммуникацию преподавателей, обмен опытом, проводить необходимый пересмотр и обновление целей, задач, методов обучения, оценочных критериев, то есть с пониманием истинных ценностей и целей, организованные концерты, конкурсы становятся сильными стимулами развития системы музыкально-исполнительского образования, катализатором активности всех участников этой деятельности, праздничными кульминациями в жизни школы.
Исполнительские концерты, конкурсы, фестивали осуществляют комплексную программу, в которую заложен широкий спектр музыкально – образовательных, художественно-творческих, педагогических и психологических проблем. Одна из наиболее сложных проблем – выбор концертной программы, которая максимально могла бы раскрыть творческие, художественные, технические возможности потенциального исполнителя. От преподавателя требуется особая мудрость, прекрасное знание репертуара, возможностей ученика, его темперамента, энергетики, его «плюсов», которые стоит подчеркнуть и «минусов», которые стоит максимально смягчить. Эта тема актуальна для любого исполнительского возраста, меняется лишь репертуар и его сложность, но высокая планка художественных задач, отделки материала должна оставаться всегда.
В концертной программе ученик должен чувствовать себя комфортно, получать удовольствие от исполнения. Нельзя завышать трудность программы, так как это вызывает внутреннюю, психологическую зажатость и внешнюю скованность ученика – в положении за инструментом, в двигательном процессе, что неизбежно сказывается во всех сторонах исполнения. Главная направленность этого проекта – развитие творческой личности учащегося. Не менее важно вовлечение в этот процесс родителей. Один из актуальных вопросов для преподавателей – вопрос подготовки учащегося к концертному выступлению. Он включает в себя многое: выбор потенциального исполнителя, определение концертной программы, расчет времени для подготовки и определения работы, правильная, всесторонне продуманная психологическая «тактика и стратегия» преподавателя, а также верный настрой родителей, которые непременно должны включиться в этот процесс. Полезно практиковать выдачу участникам концерта грамот за отдельные заметные достижения: например, за оставившее яркое впечатление исполнения произведения из какого-то раздела концертной программы (полифонии, пьесы современного композитора, этюда или виртуозной пьесы), а также отмечать обратившие на себя внимание индивидуальные исполнительские способности качества некоторых исполнителей – артистизм, поэтичность, виртуозность и т.п.
Актуальность исследования – развитие творческого потенциала имеет научную и практическую актуальность в силу того, что именно индивидуальность и творческая инициатива каждого ученика своеобразна и реализация в личной, профессиональной и общественных сферах, является существенным ресурсом развития общества. Результатом творчества является продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью. Управление творчеством возможно путем создания благоприятных для этого условий:
- содержание творческой активности
- создание творческой среды
- направленность формирующей работы на развитие творческой личности
В заключение: концерты, конкурсы, фестивали, большие и маленькие будут в радость, прежде всего детям, юным музыкантам. Участники должны ощутить атмосферу праздника Музыки, получат новую сильную мотивацию к продолжению занятий.
Цель – творческое развитие учащихся в процессе, которого выступление в концерте или конкурсе становится итогом определенного этапа совместной работы ученика и преподавателя.
Задачи:
- Раскрытие духовного, интеллектуального и культурного потенциала детей;
- Выявление и поддержка талантливых исполнителей учащихся;
- Сохранение и совершенствование традиций музыкального исполнительства, повышение уровня исполнительского мастерства;
- Использование вариативных подходов к способностям и возможностям каждого учащегося;
- Активное вовлечение учащихся в концертную, конкурсную, фестивальную деятельность для наиболее полной реализации их индивидуальных способностей;
- Расширение репертуара, популяризация классической и современной музыки;
- Развитие мотивации учащихся к познанию и углублению музыкального опыта.
- Укрепление значимости роли преподавателя в воспитательном процессе. Основное содержание проекта
Концертная деятельность является неотъемлемой частью обучения и воспитания учащихся. Оказывает благотворное влияние на развитие музыкально-эстетических вкусов, способствующей развитию гармоничной личности. Приоритетное направление концертной деятельности – развитие пианистической культуры, укрепление традиций, поиск новых возможностей в исполнительском искусстве.
Новизна – заключена в содержательном наполнении интегрирующего начала всех уровней концертно – просветительской деятельности учащегося от простых уроков, концертов – до конкурсов различных уровней. Значимость проекта отображена в принципах организации и осуществления совместной творческой деятельности преподавателей и учащихся на всех уровнях учебно-воспитательного процесса:
- Принцип традиций и новаторства, направленный на поддержание и создание новых культурных традиций;
- Принцип самовыражения и самореализации, позволяющий ученику проявить в полной мере свои творческие способности;
- Демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и ученика в социуме, реализация собственных творческих потребностей);
- Научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы);
- Личностно ориентированного подхода (обращение к субъективному опыту обучающегося, признание самобытности и уникальности каждого воспитанника);
- Природосообразности (учитывается возраст учащегося, а также уровень его интеллектуальной подготовки;
- Культуросообразности (приобщение учащихся к современной и мировой культуре);
- Свободы выбора решений и самостоятельности в их реализации;
- Сотрудничества и ответственности.
В рамках проекта предполагается выступление учащихся в концертах, организованных для музыкального отделения. Планирование концертов проходит в конце учебного года на будущий учебный год. Готовится программа о проведении концерта – преподавателей отделения знакомят с программными требованиями. Функции руководителя проекта: разработка программы, сценария концерта, разработка концертной программы, налаживание системы информирования и рассылки информации: обработка заявок на участие, составление четкого расписания прослушиваний. Подготовка необходимого инструментария, информирование о порядке выступления, репетиций, проведение итогового круглого стола, по итогам проведения концерта с награждением.
Концертная практика характеризуется целым комплексом задач. Одна из них – развитие учащихся в процессе, которого выступление в концерте становится итогом определенного этапа совместной работы учащегося и преподавателя. Весьма ценным показателем ее качества, анализируемого и оцениваемого, прежде всего самим преподавателем, но также его коллегами. От внутришкольной системы контроля успеваемости детей- зачетов, экзаменов, контрольных уроков, открытых концертов – концерты отличаются наличием исполнительского компонента, требующего особенно высокой степени мобилизации способностей усилий как детей, так и преподавателей. Открывается возможность выйти за пределы рутинного учебного процесса, постоянного круга общения: получать новые впечатления от общения с коллегами, расширять профессиональный кругозор, сравнивать собственные достижения с успехами коллег, видеть и оценивать общий уровень детской исполнительской культуры. Все это побуждает осмысливать свой опыт, оценивать свою профессиональную оснащенность, находить ресурсы совершенствования мастерства. В современной России подготовка учащегося к участию в концертах, конкурсах. фестивалях – необходимое условие существования преподавателя и учащегося в социуме, возможность продолжения работы, продвижения по карьерной лестнице, получение званий. Концерты служат средой сохранения традиций исполнения классики и классического музыкального искусства в целом.
Методы работы над проектом включили в себя:
Теоретический
- Изучение и анализ психолого-педагогической, методической и нотной литературы по проблемам проекта;
- Анализ и обобщение собственного опыта в сфере исполнительского мастерства;
Экспериментальный
- проведение концертов, конкурсов, фестивалей
- изучение концертного репертуара
- методы педагогического наблюдения (проведение круглых столов)
- практическая деятельность – реализация проекта Статистический (обработка полученных данных)
Структура технологии развития творческого потенциала учащегося
- Предварительная диагностика уровня творческого развития
- Мотивация (одно из ведущих направлений работы)
- Организация творческой деятельности, условия, способствующие развитию творческих способностей, и ее реализация
- Контроль качества выполнения творческой деятельности
- Выявление соответствия полученных результатов (анализ эффективности проделанной работы)
Для привлечения участников проекта к совместному творчеству использовались различные инновационные технологии:
- проблемные
– исследовательские
– интегрированные
Для того чтобы поддерживать интерес участников образовательного процесса, а также с целью проверки качества усвоения образовательных программ, проводятся следующие, ставшие традиционными школьные концерты, конкурсы. Данный концертный проект объединил в себе следующие мероприятия:
Концерт для первоклассников «Посвящение в музыканты»
Новогодний концерт для учащихся ДШИ.
Отчетный концерт отделения народных инструментов.
Концерт для дошкольников «День открытых дверей в ДШИ».
Концерты, конкурсы, фестивали проводятся в соответствии с планами работы школы, которые утверждаются администрацией МОУ ДО «Курчатовская районная ДШИ».
Ресурсы:
- Информационные – обеспечение информационного сопровождения, включающего учебно-программную документацию, своевременное пополнение библиотечных фондов нотами, учебниками и учебными пособиями, учитывающие современное содержание образования; распространение посредством публикаций, выступлений, курсов, конференций.
- Человеческие – учащиеся и преподаватели ДШИ
- Организационные – администрация ДШИ
- Материально-технические – музыкальные инструменты, аудио-видео аппаратура.
Целевая аудитория
- Учащиеся ДШИ 1-7 классов, (возраст 7-15 лет)
- Преподаватели ДШИ
Программа реализации проекта
Перечень организационных мероприятий, нацеленных на реализацию
проекта
- Подготовительный этап 2023г.
Изучение вопросов
проблемы, перспективы.
- Организационный этап 2024г
Подготовка и создание необходимых условий для реализации проекта.
- Основной этап 2024г.
Проведение внутренних школьных концертов.
- Заключительный этап
Подведение итогов по реализации проекта
- Обработка мониторинговых данных по внедрению проекта, дальнейшие перспективы развития, работа над оформлением проекта
Ожидаемые результаты
После реализации данного проекта ожидаются следующие результаты:
- совершенствование форм работы с учащимися и развития творческого потенциала;
- создание условий для целенаправленного выявления, поддержки и развития творческого потенциала, их самореализации;
- обеспечение каждому ребенку равных стартовых возможностей в реализации интересов;
- стимулирование мотивации развития способностей;
- активное участие в концертах, конкурсах, конференциях, фестивалях, смотрах различного уровня
- создание портфолио (видео) лучших выступлений и заслуг воспитанников
- увеличение числа детей, активно занимающихся творческой, исполнительской деятельностью;
- повышение профессионального уровня исполнительской деятельности учащихся
- создание и апробация пакета психолого-педагогических диагностик по выявления способных детей (психологический профиль ребенка);
- разработка методических рекомендаций для работы со способными детьми
В связи с актуальностью темы данного проекта, предполагается перспектива его дальнейшего усовершенствования и развития. Для этого потребуется:
- Продолжать работу с целью развития творческого потенциала учащихся
- Проводить конкурсы на базе ДШИ
- Продолжать работу с целью привлечения учащихся к активной концертной и конкурсной деятельности
- Применять в работе инновационные формы
Результаты данного педагогического (творческого) проекта могут быть использованы не только преподавателями ДШИ, но также и субъектами муниципальной и региональной образовательной системы.
ПРОЕКТ
«Путь к успеху»
(КОНЦЕРТ, КАК ФОРМА СОТРУДНИЧЕСТВА МЕЖДУ ОУ, ДОУ)
Цели и задачи проекта:
- Раскрытие духовного, интеллектуального и культурного потенциала детей;
- Выявление и поддержка талантливых исполнителей (учащихся);
- Сохранение и совершенствование традиций музыкального исполнительства, повышение уровня исполнительского мастерства;
- Активное вовлечение учащихся в концертно-просветительскую деятельность и укрепление связей между образовательными учреждениями города и района.
Учредители и организаторы проекта:
МОУ ДО «Курчатовская районная ДШИ»
Организационный комитет:
Бадиловская Т.Л. преподаватель Панфилова Н.А. концертмейстер Стариковская М.Н. преподаватель
Участники концерта:
Учащиеся и преподаватели ДШИ
Предполагаемый результат:
- совершенствование форм работы с учащимися и развития творческого потенциала;
- создание условий для целенаправленного выявления, поддержки и развития творческого потенциала, их самореализации;
- увеличение числа детей, активно занимающихся творческой, исполнительской деятельностью;
- повышение профессионального уровня исполнительской деятельности учащихся.