Методическая разработка по теме «Основы духовно-нравственной культуры народов России»
«Традиции Мегиона»
Геополитические изменения в мире выдвинули на первый план сохранение России и нации, обеспечение динамического развития российского общества. Дошкольным образовательным организациям отводится важная роль сохранения и распространения национальных традиций. Период формирования личности дошкольника уникален своим потенциалом развития духовности, нравственности, гражданственности и патриотизма. Период дошкольного детства чрезвычайно чувствителен к различного рода воздействием. Своеобразие внутреннего мира дошкольника проявляется в чувственной мотивации поведения, в подвижности эмоциональных переживаний, яркости эмоциональных откликов ребенка, в его восприимчивости к возвышенным мотивам. Единство процесса познания ребенком мира и его аффективного, эмоционального развития связано с его внутренними духовными качествами. Вся многогранная деятельность ребенка обусловлена его доверием к миру, способностями к страданию и радости, соучастию и сопереживанию, безграничной отзывчивостью на все окружающее.
Поэтому в данный период необходимо особое внимание духовно-нравственному воспитанию дошкольников. На наш взгляд знакомство с традициями жителей города Мегиона является наиболее эффективным для духовно-нравственного становления дошкольников. Работа в данном направлении должна начинаться уже в дошкольном возрасте, так как именно в этом возрасте у детей возникают психологические предпосылки для формирования духовно-нравственных качества личности.
Мы все знаем, что «с голубого ручейка начинается река, ну а дружба начинается с улыбки». Так и наша работа по данному направлению начинается с «Семейных традиций». Семья это основа духовно-нравственного воспитания. В нашей группе генеалогическое древо семьи ведут 75% семей; у 80% семей имеются семейные традиции. Однако 60% занимают традиции, связанные с совместным семейным отдыхом; самое большое количество 80% праздники; традиционным играм в кругу семьи отдают предпочтение 25%. Целенаправленно у 42% семей традиции переходят от поколения к поколению; у 40% -традиции появились сами собой. Так же родители посредством личного примера и проецирования семейных ценностей на свою жизнь, воспитательных бесед с детьми происходит приобщение к семейным ценностям у 40%.
Нами проводятся занятия по знакомству с историей семьи – родословной. Так, например, детям необходимо разобраться в родственных отношениях – кто кому приходится, терминах родства. Для этого предлагаем темы для детско-родительских проектов по истории семьи, как: «Моя родословная», «Эмблема семьи», «Древо моей семьи». Для ознакомления с семейными традициями проводим мероприятия по проведению совместного досуга детей и родителей: «Новый год», «8 марта», «23 февраля», «День матери», «День отца», «День рождения мамы (бабушки, дедушки, папы, братьев, сестер)».
Таким образом, подходим к традициям города Мегиона. Необходимо отметить, что город Мегион является многонациональным. В Мегионе проживают ханты, азербайджанцы, татары, башкиры, украинцы, молдаване, белорусы, таджики, казахи, киргизы, узбеки – всего более 100 национальностей. Что примечательно – диаспоры дружат между собой. Мегион можно назвать городом Дружбы Народов, так как в нем поддерживаются традиции добрососедства и взаимоуважения между людьми; проводится целенаправленная расширенная деятельность по предотвращению межнациональных конфликтов как со стороны администрации города Мегиона, так и со стороны различных общественных объединений.
В Мегионе существуют традиции проведения праздников различных национальностей: «Масленица», «Сабантуй», празднование-фестиваль «Иван Купала», в июле гостей приглашают на Аллею Мастеров и пройтись по экотропе, чтобы найти папоротник и местные лечебные травы, игры «Русские забавы», «Хатлые» (в августе мероприятия по приготовлению блюд национальной кухни). Традиционно национальные общественные организации города представят выставки декоративно-прикладного творчества, народных костюмов, национальной кухни.
Горожане Мегиона разных национальностей живут дружно. Так и мы педагоги учим детей слушать и слышать друг друга, уважать чужое мнение. Уверена, что только гуманностью, лаской, добротой можно воспитать хорошего человека. Придерживаюсь такого правила общения: «Относись к окружающим так, как бы ты хотел, чтобы относились к тебе». Приучаю детей вникать в душевное состояние других людей.
Представляем методическую разработку о теме «Традиции Мегиона».
Возраст: подготовительная группа 6-7 лет.
Цель: формирование духовно-нравственной культуры народов России.
Задачи:
- Формировать у детей представления о родном городе, дать сведения об истории его возникновения, продолжать знакомить детей с достопримечательностями города Мегиона и традициями жителей Мегиона.
- Развивать любознательность, мышление, чувство сопричастности к жизни своего города.
- Воспитывать интерес к родному городу Мегиону – малой Родине, любовь к семье.
Предварительная работа:
1.Совместная деятельность: свободное общение о достопримечательностях города Мегиона. Обязательным элементом является ознакомление дошкольников с городской символикой:
1) Флаг города является официальным символом муниципального образования. Зелёное полотнище с соотношением 2:3 с белым верхним углом у древка, занимающим 1/4 часть полотнища; в верхнем белом углу – изображение сидящего и обернувшегося от древка чёрного соболя, высота которого составляет 1/2ширины полотнища. Флаг города Мегиона утверждён 19 июля 2001 года.
2) Герб Мегиона. Геральдическое описание герба муниципального образования «город Мегион» гласит: «В серебряном поле сидящий и обернувшийся чёрный соболь, сопровождаемый понижено выходящими по бокам зелёными елями и в верхних углах тремя зелёными малыми вольными стропилами, соединёнными в стропило же наклонёнными в перевязь и обращёнными от соболя».
Детей необходимо познакомить со следующими достопримечательностями: Храм в честь преподобномученицы великой княгини Елизаветы, Церковь в честь Покрова Божией Матери, Оздоровительно-спортивный комплекс «Жемчужина», Мечеть, Памятник первопроходцам, Сквер в честь добычи 500-миллионной тонны нефти, Памятник воину-освободителю, Мемориальная доска имени Кузьмина, Аллея Семьи, Региональный историко-культурный и экологический центр мой город – Мегион.
- Образовательная деятельность в ходе режимных моментов: дидактические игры «Путешествие по Мегиону», разрезные картинки и пазлы.
- Самостоятельная деятельность детей: рассматривание иллюстраций и фотографий города Мегиона; рисование и лепка.
Технологическая карта
этап | Деятельность воспитателя | Деятельность детей |
Орг.момент | Звучит песня о Мегионе
Воспитатель: Ребята, о каком городе сейчас звучала песня? На сибирской земле, По-над Мегой-рекой, Средь тайги и болот Вырос город родной. Как тебя не любить, Дорогой город мой, Ты сияешь огнями По-над Мегой рекой! Словно Мега-река, Здесь текла жизнь моя. Здесь мой дом и семья, Здесь росли сыновья. Как тебя не любить, Дорогой город мой, И печали, и радости Я делила с тобой! Где бы я не была – Все тянуло к тебе, Я душой приросла К Мегионской земле! Как тебя не любить, Дорогой город мой, Видно, доля такая – Быть навеки с тобой! Твое имя звучит, Как малиновый звон: Мегион, Мегион, Мегион, Мегион! Как тебя не любить, Дорогой город мой, Будут наши потомки Любоваться тобой! (Л. Такташева) |
Дети входят по музыку
Дети отвечают |
Мотивационно – ориентировочный этап. | (стук в дверь, у порога коробка).
Воспитатель: Как вы думаете, что там может быть? Вам интересно, что там внутри? Посмотрим? (Открыть её. В коробке разобранная пирамидка и письмо от Незнайки. «Я не знаю как собрать пирамидку. Помогите мне, пожалуйста».) |
Ответы детей
рассматривают содержимое |
Основной этап | Воспитатель: что бы собрать пирамидку необходимо ответить на вопросы:
Задание 1 Дидактическая игра «Вопрос-ответ» Давайте представим ,что самый большой круг это наша страна. -Как называется страна , в которой мы с вами живём? -Следующий круг это наш округ. Как называется наш округ? -Следующий круг это наш город. Как называется наш город? -Следующий круг это наш детский сад. Как называется наш детский сад? -Следующий круг это наша семья. Как называется наша семья? Воспитатель: как много голосов я услышала и много разных фамилий. Значит самый маленький круг -это каждый из вас, а вместе вы дружный коллектив. Каждый год наш город отмечает своё день рождения. Кто знает, сколько лет нашему городу? Расскажите, пожалуйста, что вам нравится в нашем городе? Наш город очень красивый, в нём много достопримечательностей и есть свои традиционные праздники. Воспитатель: Предлагаю вам отправиться в путешествие во время которого вам придется потрудиться. За каждое задание отдаю вам часть открытки. После мы посмотрим, что изображено на ней. Задание 2 Дидактическая игра «Угадай по описанию» (Например, выходит ребенок, берет картинку и должен рассказать об этой достопримечательности города Мегиона не называя его) Слова для игры: Храм в честь преподобномученицы великой княгини Елизаветы, Церковь в честь Покрова Божией Матери, Оздоровительно-спортивный комплекс «Жемчужина», Мечеть, Памятник первопроходцам, Сквер в честь добычи 500-миллионной тонны нефти, Памятник воину-освободителю, Мемориальная доска имени Кузьмина, Аллея Семьи, Воспитатель: Молодцы, за правильные ответы получаете первую часть открытки. Есть в нашем городе много достопримечательностей, которыми мы гордимся, где можно отдохнуть, узнать много нового и интересного. Праздники мы отмечаем на главной площади нашего города. Во дворце искусств проходят концерты, здесь выступают артисты. На площади проходят праздники города. Воспитатель: Замечательно, получайте вторую часть открытки. Физминутка «Мы по городу гуляем». Мы по городу гуляем, Все вокруг мы замечаем В центре – парк тенистый Там цветы, березы, ели. А за ними дом большой, называется дворцом Издали видна река Пригласим туда гостей. Этот город молодой Светлый, чистый и родной. Мегионом он зовется. Хорошо нам здесь живется. Воспитатель: Замечательно, получайте третью часть открытки. Задание 3. игра Справочное бюро «Как пройти на праздник» Педагог раскладывает карточки с изображениями лицевой стороной вниз, обращается к детям: – Малыши сидят и плачут, не знают, как попасть на праздник. Давайте Вызванный ребенок берет одну карточку, называет праздник, воспитатель предлагает: – Обратись, пожалуйста, в справочное бюро, тебе подскажут, где проходит праздник. Не забудь о вежливости, обращаясь за справкой. В справочном бюро может работать воспитатель, или можно использовать крупную игрушку – куклу, мишку и т.п. На вопрос ребенка дают ответ. Воспитатель: Замечательно, получайте четвертую часть открытки. |
Дети отвечают
Наша страна называется Россия или Российская Федерация Наш округ называется ХМАО-Югра Наш город называется Мегион Дети отвечают Дети отвечают Дети отвечают Дети отвечают (Взявшись за руки, маршируют на месте) (Останавливаются, прикладывают ко лбу козырьком) (Вытягивают руки вперед.) (Машут над головой руками.) (Разводят руки в стороны.) (Встают на носочки, поднимают руки вверх) (Разводят руки в стороны, затем прижимают ладони к груди.) (Проводят ладонями по лицу, прижимают руки к груди.) (Поднимают руки вперед и вверх.) (Хлопают в ладоши.) |
Заключительный этап | Воспитатель: Молодцы.
Наше путешествие заканчивается. Мы собрали все части открытки. Что на ней изображено? Что вы узнали о нашем городе? Что больше всего запомнилось? Какие традиции существуют у жителей Мегиона? Где бы человек не жил, он всегда вспоминает свою «малую родину», потому, что это место остаётся в его сердце навсегда как самое лучшее и любимое , Вы вырастите , и может быть уедите в другой город учиться, работать, но будите всегда вспоминать свой родной город Мегион. Детям вручаются памятные открытки о городе. |
Дети отвечают
Изображен город Мегион Дети отвечают |
Рефлексивно-оценочный этап. | Тот кто считает, что справился с заданиями возьмет красный флажок, а тот кто справлялся с заданием с помощью воспитателя возьмет синий флажок. Ирина, у тебя синий флажок, какие были у тебя трудности? А у тебя Рита? Какое задание вам понравилось больше всех? Вы все молодцы. Умнички. Отдыхайте. |