Конспект занятия «Путешествие на метеостанцию»
Цель: в игровой форме познакомить дошкольников с назначением метеостанции и с приборами метеоролога.
Задачи:
Образовательная: дать представления о явлениях неживой природы: дождь, солнце, облака, ветер; расширить знания о погоде; познакомить детей с профессией метеоролога и приборами-помощниками: солнечными часами, ветряным рукавом, флюгером, барометром, термометром, дождемером, гигрометром.
Развивающая: развивать у детей навыки исследовательской деятельности:
наблюдательность, любознательность, умение сравнивать, предполагать, анализировать, сопоставлять, рассуждать, делать выводы и умозаключения.
Воспитательная: воспитывать интерес и потребность в общении с природой.
Оборудование и материалы: детская метеоплощадка, солнечные часы, ветряной рукав, флюгер, барометр, термометр, дождемер, гигрометр, доска, мел.
Ход занятия:
– Здравствуйте, ребята! А кто из вас знает, куда мы пришли? (Ответы детей)
– Молодцы! Правильно, мы пришли на метеостанцию!
– А кто скажет, что это такое? (Ответы детей)
– А что такое погода? Ответ: то, что сейчас происходит на улице: идёт дождь, светит солнце, тепло, холодно…
– Молодцы! Сегодня мы с вами станем юными синоптиками, то есть будем учиться предсказывать погоду, используя для этого наши приборы-помощники: ветряной рукав, флюгер, термометр с барометром, ловец облаков и другие.
-Готовы! Тогда начинаем!
-Ребята, утром мне сорока принесла письмо с просьбой о помощи от одного лесного жителя (письмо в конверте).
«Здравствуйте ребята! Мне нужна ваша помощь, надо срочно починить берлогу, ведь за зиму она прохудилась, а летом я буду искать ульи с медом , ягоды и грибы…некогда мне будет берлогой заниматься. Помогите, мне, пожалуйста, и сообщите, какая погода будет сегодня, завтра и т.д».
-От кого это письмо? И подпись, странная какая-то. Кто же это просит о помощи? (Медведь)
– Верно, это медведь. Ну что, ребята, поможем мишке? (Да)
Только я не знаю, как сообщить Михаилу Потапычу о наших наблюдениях, ведь он в лесу живёт. (Ответы детей)
– Точно, мы тоже напишем ему письмо, но, необычное, а нарисованное. Мы с вами обозначим погоду с помощью специальных знаков. Так медведь узнает, какая сегодня погода, успеет отремонтировать берлогу, да и заодно сам научится за ней наблюдать. Ребята, чтобы помочь Мишке, надо отгадать загадку. Готовы?
Ты весь мир обогреваешь
Ты усталости не знаешь,
Улыбаешься в оконце,
И зовут тебя все …(Солнце) Молодцы!
-Чтобы узнать, ясная или пасмурная сегодня будет погода, сначала надо, посмотреть на небо. Если светит солнышко, (показать картонное солнышко) и нет туч, такая погода называется ясной, безоблачной. Но если на небе есть облака, которые закрывают солнышко, (показать картинку), то открывают, это называется переменная облачность. А если небо затянуто тучами (показать картинку), идет дождь, то такая погода называется пасмурной. Запомнили? (Да)
-Ребята, но у синоптиков есть специальные значки, обозначающие разную погоду которые мы и нарисуем в письме медведю. Хотите с ними познакомиться? Для этого мы подойдем к специальной доске (показать и назвать значки, обозначающие ясную, облачную или пасмурную погоду). Посмотреть на небо и удивиться…
– Ой, а что это в небе такое?
Пушистая вата
Плывет куда-то.
Чем вата ниже,
Тем дождик ближе. (Облака)
– Правильно, облака бывают разные: кучевые, как барашки (показать), слоистые (показать), как пирог, перистые (показать), как пёрышки и дождевые (показать). Вид облаков мы определяем с помощью прибора, который называется ловец облаков.
Отгадайте ещё одну загадку:
По полю рыщет, поет да свищет,
Деревья ломает, к земле приклоняет. (Ветер)
– Ветер бывает разный: слабый, сильный и ураганный, который даже ломает деревья. За ветром мы будем наблюдать с помощью ветряного рукава (показать).
Штиль – это отсутствие ветра. Рукав спокоен. Слабый ветер, когда колышутся листочки (показать), и рукав начинает шевелиться. Ураганный ветер, это когда лес шумит, качаются деревья. Рукав сильно надувается и развевается.
С помощью флюгера мы узнаём, в каком направлении дует ветер.
Посмотрите на буквы – (С, Ю, В, З), они означают стороны горизонта: Север, Юг, Восток и Запад. Если ветер дует с севера, то флюгер поворачивается в противоположную сторону, на юг, а если с юга, то…ответы детей ….
– Давайте определим для Медведя, какой сегодня дует ветерок …. (предположим, с севера на юг).
– Мы хорошо, поработали, давайте немного отдохнем. Вставайте в кружок. Проведем с вами физкультминутку, которую принес нам ВЕТЕР. На роль «Медведя» выбирается ребенок.
Его воспитатель выбирает с помощью считалки.
Раз, два, три, четыре, пять!
Маша вышла погулять.
Вдруг медведя повстречала,
Мы начнем игру сначала!
Дети стоят на одной стороне зала или площадки.
Один ребенок, находящийся на противоположной стороне, изображает медведя (спит).
Дети гурьбой, идут в ту сторону, где спит медведь и произносят слова:
Мишка-Мишка, хватит спать!
Выйди с нами поиграть!
Нас тут много, (Разводят руки в стороны)
Ты один! (Показывают правый указательный пальчик) Игра проводится несколько раз. теперь дальше будем изучать
Молодцы! Отгадайте ещё одну загадку:
Он на лужах, посмотри,
Выдувает пузыри.
Хочет, чтобы я и ты
Не забыли про зонты. (Дождь)
– Чтобы узнать, сколько выпало дождя на землю, мы обратимся к специальному прибору, который называется дождемер (показать). Сегодня Мишке повезло, дождемер пуст, значит, дождя не будет, пусть спокойно ремонтирует берлогу. С этим прибором, мы с вами познакомимся в другой раз, а пока посмотрите, на метеобудку. Здесь находятся самые важные приборы, которые, как в домике, спрятаны от солнца и дождя, чтобы правильно показывать погоду.
У меня в руках термометр. Кто знает, что он показывает? Правильно! температуру. Только не тела, а воздуха!
Холодно или тепло сейчас покажите с помощью жестов. Холодно –бр! Тепло – хлопки. (ответы детей). игра показываем картинки времена года.
– Ребята,Медведь заждался нашего ответа на письмо, давайте поскорее напишем его.
Значки (выбрать подходящие) наклеить на лист бумаги и положить в птичью кормушку, а также насыпать семечки.
-Сорока прилетит покушать и письмо для мишки заберёт.
Ребята, вы такие молодцы. Очень постарались. Помогли мишке определить погоду, познакомились с приборами: (показать) флюгер, ветряной рукав, ловец облаков, термометр, дождемер и смогли правильно определить температуру воздуха, направление ветра, тип облаков.