УРОКИ–ЭКСКУРСИИ И АВТОРСКИЕ ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВТЕОЬНЫЕ РЕСУРСЫ-КАК ВАЖНЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОВРЕМЕННОГО ТЕХНОЛОИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
Перед сферой образования России на сегодняшний день поставлена задача − получение школьниками современных и глубоких знаний. Это в полной мере относится и к образовательной области «Технология», основным предназначением которой в системе общего образования является формирование трудовой и технологической культуры школьников, системы технологических знаний и навыков в сфере материального производства, воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств личности, и профессиональное самоопределение обучающихся в условиях рынка труда. Эффективное решение вышеуказанных задач, в частности, по получению обучающимися современных технологических знаний в соответствии с требованиями ФГОС, формированию активной познавательной деятельности обучающихся, построению современного урока только в кабинетах технологии − сегодня в полной мере практически невозможно! Здесь тесно переплетены причины объективного и субъективного характера, которые хорошо известны и вызывают у многих недоумение.
Внедряемые сегодня в учебный процесс современной школы обновлённые ФГОС по технологии в 5-8 классах, предусматривают изучение важного составляющего их звена – производственных технологий. Перед учителем стоит важная и порой сложная задача: донести, помочь в формировании знаний о современных производственных технологических операциях, о современных технологических машинах Например, узнать, понять, как происходит процесс резания (обработки) сортового проката на современных предприятиях, тогда как в теоретическом материале учебника 6-го класса речь идёт только о ручном резании с помощью слесарной ножовки и машинном резании проката на промышленном предприятии механической ножовкой. Но что представляет собой механическая ножовка, если этого станка нет в кабинете технологии, а имеется только картинка в учебнике, дети не могут представить. Нет информации о том, что на современных металлообрабатывающих предприятиях для резания крупногабаритных заготовок призматической формы применяются станки лазерной и плазменной резки, а крупногабаритные заготовки цилиндрической формы режут специальными механическими ножовками различной модификации. Что представляет собой процесс плазменной резки? Кроме этого, ряд тем в 6-7-х классах в соответствии с тематическим планированием, в условиях нынешнего содержания учебно-материальной базы в большинстве общеобразовательных учреждений, невозможно раскрыть и изучить с помощью практических или лабораторно-практических работ в кабинетах технологии. Для получения базовых современных технологических знаний недостаточно работать только в школьных кабинетах технологии! Современный урок технологии должен выходить за их пределы. И здесь можно использовать такую форму проведения занятий как уроки-экскурсии, которую я внедряю в учебный процесс по предмету «Технология» с октября 2009 г.
Урок-экскурсия − это форма организации учебной работы, при которой обучающиеся выходят на место расположения изучаемых объектов (природы, исторических памятников, производства) для непосредственного ознакомления с ними. Именно уроки-экскурсии позволяют объединить учебный процесс в школе с реальной жизнью для непосредственного знакомства учеников с предметами и явлениями естественного окружения, технологиями их преобразования.
Цели уроков-экскурсий:
– сформировать представление о составляющих техносферы;
– ознакомить обучающихся с современными технологическими процессами обработки различных материалов на производстве;
– расширить политехнические знания обучающихся;
– оказать помощь в их профессиональном самоопределении, учитывая сегодня бедствие с трудовыми кадрами рабочих специальностей в стране. Важность, актуальность этой формы работы с учащимися, озвучил в своём выступлении Президент нашей страны- В.В. Путин. В своём послании Федеральному Собранию Рф, 29 февраля с.г. – Предприятия должны приглашать, зазывать учащихся к себе на экскурсии, в музеи своих предприятий…
Но всё же- инициатива, в подготовке, организации проведения урока-экскурсии, должна исходить от самого учителя, поддержана и утверждена администрацией образовательной организации.
Главная цель этой формы урока – увидеть в практическом воплощении полученные на уроке, в кабинете, теоретические знания, включение нового знания, повторение и закрепление ранее изученного. При подготовке этой форме занятия, конструирование урока происходит на предыдущем уроке. Учитель создаёт проблемную ситуацию и предлагает формулирование проблемы учениками. Например, после изучения с 5-ми классами тем: «Пиломатериалы и древесные материалы», «Последовательность изготовления изделий из древесины» обучающимся важно узнать и ответить на вопросы: «Как происходит этот технологический процесс на современном предприятии?», «Соответствует ли он тем этапам, которые изучаются на теоретической части урока?». Именно во время урока-экскурсии, ребята видят, запоминают всю технологическую цепочку изготовления какого-либо изделия, например, оконного, дверного блока. От выемки заготовок из сушильной камеры с последующим выполнением всех технологических операций на современном технологическом оборудовании – станках, до упаковки изделия. При подготовке урока-экскурсии на базе Белгородского завода энергетического машиностроения («Энергомаш») с 6,7-ми классами по теме «Технология изготовления изделий из сортового проката (металлов)», обучающимся важно было узнать, увидеть, и ответить на вопрос: «А как происходит этот технологический процесс на современном предприятии?», «Что представляют собой технологические операции и технологические машины по резанию, гибки заготовок из металла?», «Что представляют собой: технология резания лазером, плазменная резка, Что представляет собой гибочный пресс и какова технология гибки деталей диаметром более 100 мм?», «Что представляет собой токарный станок по обработке металлов с числовым программным управлением?» Именно во время этой формы урока они видят, знакомятся с современными технологическими операциями, которые невозможно выполнить, показать в школьном кабинете технологии. Эта форма занятий не лишена недостатка, так как: во-первых, – здесь в роли учителя-режиссёра выступает специалист предприятия, а ученик сам не сможет открывать новые знания через содержание УМК; во-вторых, учитель не может проводить здесь практическую часть урока.
Для того, чтобы показать обучающимся сам технологический процесс термообработки, особенно для тех классов, где невозможно было организовать урок-экскурсию, с разрешения руководства завода я записал в своё свободное время все виды термообработки, а затем с помощью специалистов телерадиокомпании создал небольшой видеофильм: «Термическая обработка стали». Однако, опыт показал, что по объективным и субъективным причинам, тем более вовремя проведения урока-экскурсии, не всегда есть возможность самому сфотографировать, записать, важные для дальнейшей работы кадры. Но выход из этой ситуации тоже есть… Этот материал, к тому же качественно отснятый, на безвозмездной основе, на основании письма-просьбы, могут предоставить специалисты этого предприятия. Подобный опыт использования такого материала, уже имеется в моей работе.
Таким образом, в 2010г, возникла идея самостоятельно создать содержательные электронные образовательные ресурсы и прежде всего учебные видеофильмы. Сегодня различные издательства выпускают по предмету «Технология. Индустриальные технологии» методические пособия, с мультимедийными приложениями, т.е. презентациями к некоторым урокам, в частности для 5-7 классов. Однако по многим важным и достаточно сложным темам и особенно касающимся тематики производственных технологий, подобных презентаций нет, не говоря уже о видеофильмах. К тому же следует заметить, что ряд имеющихся материалов по некоторым темам не всегда глубоко содержателен, и представляет собой презентации, дублирующие картинки в учебниках, и лишь за редким исключением содержит озвученные видеофрагменты. Исходя из материалов проведенных уроков-экскурсий, мною были созданы по некоторым разделам и темам авторские учебные видеофильмы, т.е. цифровые образовательные ресурсы, которые успешно использовал на занятиях в образовательных организациях где я работал, в т.ч, в настоящее время и в МБОУ «Гимназия № 5» г. Белгорода. Например, «Понятие о механизме, машине и детали, и их условное графическое изображение», «Резание сортового проката (металла) на промышленных предприятиях», «Токарные станки для изготовления изделий из металлов. Устройство, виды, назначение», «Термическая обработка сталей», «Электротравматизм − как ЧС. Меры безопасности при пользовании бытовыми электроприборами и другим электротехническим оборудованием». Учитель как автор идеи фильма, являясь порой одновременно и сценаристом, и режиссёром, и оператором должен сам великолепно владеть предметной компетенцией и тем материалом о котором он хочет рассказать. Но чтобы видеофильм действительно соответствовал федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования, к его созданию должны быть подключены различные специалисты: консультант по теме и содержанию текста видеоматериала будущего фильма (как правило, это специалист предприятия). Специалист по компьютерной графике и монтажу видеоматериалов, а также диктор читающий текст. Опыт работы доказал правоту идеи о необходимости создания собственных электронных образовательных ресурсов и, в первую очередь, его основной формы − учебного видеофильма.
Безусловно, как и другой современный урок, урок-экскурсия не заканчивается без важного этапа − рефлексии учебной деятельности. По возвращению в кабинет школы учитель с учащимися соотносит цели урока и его результаты. Что они узнали и увидели для себя нового, интересного, что им понравилось, а что не понравилось. Что они не смогли понять в процессе урока и что хотели бы увидеть, узнать на других уроках-экскурсиях.