Урок-экскурсия: «Производство-как основная составляющая часть техносферы. Технологические машины. Технологии механической обработки металла»

ФИО: Кузьмицкий Л.Е.
Свидетельство о публикации в электронном СМИ № AP-3549
Конкурс: Всероссийский конкурс педагогического мастерства для работников образовательных организаций «Учитель-профессионал», в рамках федерального проекта Современная школа
Наименование конкурсной работы: Урок-экскурсия: «Производство-как основная составляющая часть техносферы. Технологические машины. Технологии механической обработки металла»
Итоговая оценка: 1 место,  83 баллов(-а)



УРОКИЭКСКУРСИИ И АВТОРСКИЕ ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВТЕОЬНЫЕ РЕСУРСЫ-КАК ВАЖНЫЕ   ФОРМЫ И МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОВРЕМЕННОГО ТЕХНОЛОИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

Перед сферой образования России на сегодняшний день поставлена задача получение школьниками современных и глубоких знаний. Это в полной мере относится и к образовательной области «Технология», основным предназначением которой в системе общего образования является формирование трудовой и технологической культуры школьников, системы технологических знаний и навыков в сфере материального производства, воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств личности, и профессиональное самоопределение обучающихся в условиях рынка труда.    Эффективное решение вышеуказанных задач, в частности, по получению обучающимися современных технологических знаний в соответствии с требованиями ФГОС, формированию активной познавательной деятельности обучающихся, построению современного урока только в кабинетах технологии сегодня в полной мере практически невозможно! Здесь тесно переплетены причины объективного и субъективного характера, которые хорошо известны и вызывают у многих недоумение. 

  Внедряемые сегодня в учебный процесс современной школы обновлённые ФГОС по технологии в 5-8 классах, предусматривают изучение важного составляющего их звена –  производственных технологий. Перед учителем стоит важная и порой сложная задача: донести, помочь в формировании знаний о современных производственных технологических операциях,  о современных технологических машинах Например, узнать, понять, как происходит процесс резания (обработки) сортового проката на современных предприятиях, тогда как в теоретическом материале учебника 6-го класса речь идёт только о ручном резании с помощью слесарной ножовки и машинном резании проката на промышленном предприятии механической ножовкой. Но что представляет собой механическая ножовка, если этого станка нет в кабинете технологии, а имеется только картинка в учебнике, дети не могут представить. Нет информации о том, что на современных металлообрабатывающих предприятиях для резания крупногабаритных заготовок призматической формы применяются станки лазерной и плазменной резки, а крупногабаритные заготовки цилиндрической формы режут специальными механическими ножовками различной модификации. Что представляет собой процесс плазменной резки? Кроме этого, ряд тем в 6-7-х классах в соответствии с тематическим планированием, в условиях нынешнего содержания учебно-материальной базы в большинстве общеобразовательных учреждений, невозможно раскрыть и изучить с помощью практических или лабораторно-практических работ в кабинетах технологии. Для получения базовых современных технологических знаний недостаточно работать только в школьных кабинетах технологии! Современный урок технологии должен выходить за их пределы. И здесь можно использовать такую форму проведения занятий как уроки-экскурсии, которую я внедряю в учебный процесс по предмету «Технология» с октября 2009 г. 

    Урок-экскурсия это форма организации учебной работы, при которой обучающиеся выходят на место расположения изучаемых объектов (природы, исторических памятников, производства) для непосредственного ознакомления с ними. Именно уроки-экскурсии позволяют объединить учебный процесс в школе с реальной жизнью для непосредственного знакомства учеников с предметами и явлениями естественного окружения, технологиями их преобразования.  

    Цели уроков-экскурсий:

 – сформировать представление о составляющих техносферы; 

 – ознакомить обучающихся с современными технологическими процессами обработки различных материалов на производстве;

 – расширить политехнические знания обучающихся; 

– оказать помощь в их профессиональном самоопределении, учитывая сегодня бедствие с трудовыми кадрами рабочих специальностей в стране.       Важность, актуальность этой формы работы с учащимися, озвучил в своём выступлении Президент нашей страны- В.В. Путин. В своём послании Федеральному Собранию Рф, 29 февраля с.г. – Предприятия должны приглашать, зазывать учащихся к себе на экскурсии, в музеи своих предприятий… 

   Но всё же- инициатива, в подготовке, организации проведения урока-экскурсии, должна исходить от самого учителя, поддержана и утверждена администрацией образовательной организации.

    Главная цель этой формы урока –  увидеть в практическом воплощении полученные на уроке, в кабинете, теоретические знания, включение нового знания, повторение и закрепление ранее изученного. При подготовке этой форме занятия, конструирование урока происходит на предыдущем уроке. Учитель создаёт проблемную ситуацию и предлагает формулирование проблемы учениками. Например, после изучения с 5-ми классами тем: «Пиломатериалы и древесные материалы», «Последовательность изготовления изделий из древесины» обучающимся важно узнать и ответить на вопросы: «Как происходит этот технологический процесс на современном предприятии?», «Соответствует ли он тем этапам, которые изучаются на теоретической части урока?». Именно во время урока-экскурсии, ребята видят, запоминают всю технологическую цепочку изготовления какого-либо изделия, например, оконного, дверного блока. От выемки заготовок из сушильной камеры с последующим выполнением всех технологических операций на современном технологическом оборудовании – станках, до упаковки изделия. При подготовке урока-экскурсии на базе Белгородского завода энергетического машиностроения («Энергомаш») с 6,7-ми классами по теме «Технология изготовления изделий из сортового проката (металлов)»,  обучающимся важно было узнать, увидеть, и ответить на вопрос: «А как происходит этот технологический процесс на современном предприятии?», «Что представляют собой технологические операции и технологические машины по резанию, гибки заготовок из металла?», «Что представляют собой: технология резания лазером, плазменная резка, Что представляет собой гибочный пресс и какова технология гибки деталей диаметром более 100 мм?»,  «Что представляет собой токарный  станок по обработке  металлов с числовым  программным  управлением?» Именно во время этой формы урока они видят, знакомятся с современными технологическими операциями, которые невозможно выполнить, показать в школьном кабинете технологии. Эта форма занятий не лишена недостатка, так как: во-первых, – здесь в роли учителя-режиссёра выступает специалист предприятия, а ученик сам не сможет открывать новые знания через содержание УМК; во-вторых, учитель не может проводить здесь практическую часть урока.

    Для того, чтобы показать обучающимся сам технологический процесс термообработки, особенно для тех классов, где невозможно было организовать урок-экскурсию, с разрешения руководства завода я записал в своё свободное время все виды термообработки, а затем с помощью специалистов телерадиокомпании создал небольшой видеофильм: «Термическая обработка стали».  Однако, опыт показал, что по объективным и субъективным причинам, тем более вовремя проведения урока-экскурсии, не всегда есть возможность самому сфотографировать, записать, важные для дальнейшей работы кадры.  Но выход из этой ситуации тоже есть… Этот материал, к тому же качественно отснятый, на безвозмездной основе, на основании письма-просьбы, могут предоставить специалисты этого предприятия. Подобный опыт использования такого материала, уже имеется в моей работе.

    Таким образом, в 2010г, возникла идея самостоятельно создать содержательные электронные образовательные ресурсы и прежде всего учебные видеофильмы.     Сегодня различные издательства выпускают по предмету «Технология. Индустриальные технологии» методические пособия, с мультимедийными приложениями, т.е. презентациями к некоторым урокам, в частности для 5-7 классов. Однако по многим важным и достаточно сложным темам и особенно касающимся тематики производственных технологий, подобных презентаций нет, не говоря уже о видеофильмах. К тому же следует заметить, что ряд имеющихся материалов по некоторым темам не всегда глубоко содержателен, и представляет собой презентации, дублирующие картинки в учебниках, и лишь за редким исключением содержит озвученные видеофрагменты. Исходя из материалов проведенных уроков-экскурсий, мною были созданы по некоторым разделам и темам авторские учебные видеофильмы, т.е. цифровые образовательные ресурсы, которые успешно использовал на занятиях в образовательных организациях где я работал, в  т.ч,   в настоящее время и в  МБОУ «Гимназия № 5» г. Белгорода. Например, «Понятие о механизме, машине и детали, и их условное графическое изображение», «Резание сортового проката (металла) на промышленных предприятиях», «Токарные станки для изготовления изделий из металлов. Устройство, виды, назначение», «Термическая обработка сталей», «Электротравматизм как ЧС. Меры безопасности при пользовании бытовыми электроприборами и другим электротехническим оборудованием».   Учитель как автор идеи фильма, являясь порой одновременно и сценаристом, и режиссёром, и оператором должен сам великолепно владеть предметной компетенцией и тем материалом о котором он хочет рассказать. Но чтобы видеофильм действительно соответствовал федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования, к его созданию должны быть подключены различные специалисты: консультант по теме и содержанию текста видеоматериала будущего фильма (как правило, это специалист предприятия). Специалист по компьютерной графике и монтажу видеоматериалов, а также диктор читающий текст. Опыт работы доказал правоту идеи о необходимости создания собственных электронных образовательных ресурсов и, в первую очередь, его основной формы учебного видеофильма.

  Безусловно, как и другой современный урок, урок-экскурсия не заканчивается без важного этапа рефлексии учебной деятельности. По возвращению в кабинет школы учитель с учащимися соотносит цели урока и его результаты. Что они узнали и увидели для себя нового, интересного, что им понравилось, а что не понравилось. Что они не смогли понять в процессе урока и что хотели бы увидеть, узнать на других уроках-экскурсиях.