Конспект урока по предмету «Окружающий природный мир»
Класс: 5 (вариант 9.2)
Тема: Насекомые.
Цель: Расширять и закреплять знания детей о насекомых
Задачи:
Образовательные:
-расширять и обогащать знания детей о весенних изменениях в природе;
-расширять и уточнять знания о насекомых, об их существенных признаках;
-обобщать представления о многообразии насекомых, о приспособлении к условиям жизни;
-повторить с детьми названия весенних цветов (подснежник, одуванчик, мать-и-мачеха);
Коррекционно — развивающие:
– развивать внимательность и наблюдательность, мелкую и общую моторику, коммуникативные навыки;
Воспитательные:
-прививать бережное отношение ко всему живому;
-замечать красоту окружающей природы;
-воспитывать понимание и соблюдение правил поведения при встрече с разными насекомыми.
Тип урока: комбинированный урок
Оборудование: предметные картинки насекомых (бабочка, пчела, кузнечик, муравей, гусеница, божья коровка, стрекоза), пластмассовой набор насекомых, предметные картинки на тему «Весна»
Предварительная работа:
Чтение художественной литературы, тематические беседы, рассматривание картинок и фотографий, прослушивание песен, наблюдение за природными явлениями, прослушивание стихов, дидактические игры, наблюдение за насекомыми.
Ход урока.
- Организационный этап.
Посмотрите-ка на нас:
Вот какой хороший класс!
Приготовились учиться.
Ни минутки не лениться.
Не скучать, не отвлекаться,
А стараться и стараться.
-Ребята, давайте возьмёмся за руки, почувствуем тепло наших ладоней, посмотрим друг на друга и подарим всем свою улыбку, ведь улыбка улучшает настроение; и с хорошим настроением начнём наш урок.
-Присаживайтесь на свои места.
-Все расселись по местам, никому не тесно,
По секрету вам скажу, будет интересно.
-Сейчас у нас урок «Окружающий природный мир».
- Основной этап
2.1 Работа с календарем
-Начнём наш урок с загадки:
Солнце пригревает,
Снег от солнца тает,
Травка вырастает.
Когда это бывает? (Весной)
–Какое сейчас время года? (Дети отвечают и показывают на календаре)
–-Какая сегодня погода?
-Весна – прекрасное время года, когда природа просыпается и оживает после долгого зимнего сна.
-Вы рады весне?
–Какой сейчас месяц года? (апрель)
-Апрель, второй месяц весны.
-Давайте повторим весенние месяцы.
-В апреле природа оживает.
Апрель – месяц пробуждения, таяния снега, появления подснежников. Погода в апреле изменчива: то морозы, то солнце пригревает. В начале апреля еще холодно, а в конце месяца появляется первая трава и цветы. В апреле возвращаются с теплых краев птицы.
– Слово апрель происходит от слова « солнечный». в апреле солнце поднимается выше, его лучи все прямее падают на землю.
2.2 Актуализация знаний
Игра «Приметы Весны» (составление рассказа о весне)
-Давайте разберёмся, что же происходит весной в природе?
-Ребята, а вы любите рисовать?
-Сейчас мы с вами нарисуем картину весны, но рисовать будем не карандашами, и не красками, а словами. Давайте попробуем составить рассказ «Приметы весы»
-Как вы догадались, что наступила весна?
-Что произошло со снегом? (снег растаял)
-Как светит солнце? ( солнце светит ярко и греет)
-Какое небо? (небо голубое)
– Что происходит с деревьями?( на деревьях и кустарниках появляются зелёные листочки)
Кто прилетел с теплых краёв? (птицы)
-А какие вы знаете первые цветы? (подснежники, мать и мачеха)
-А что происходит с травой, какая она? (появляется первая зелёная трава)
-Вот какая красивая у нас получилась картина.
-Как мы назовём эту картину? (весна)
-Давайте послушаем мелодию весны и споём весне песенку.
Выходите ко мне.
Подвижная игра «Весна».
Солнышко, солнышко, Дети идут по кругу, взявшись за руки.
Золотое донышко.
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Побежал в саду ручей, Бегут по кругу.
Прилетело сто грачей, «Летят» по кругу.
А сугробы тают, тают, Медленно приседают.
А цветочки подрастают. Тянутся на цыпочках, руки вверх.
-Молодцы, присаживайтесь на свои места.
2.2 Сообщение темы и целей урока
-Ребята, в начале нашего урока мы говорили о весне. Весной природа оживает, все растет, все рады тёплому солнышку.
Но весной просыпаются и животные. Давайте вспомним, какие животные зимой спали? (ёж, медведь)
-Правильно, ребята, но зимой прятались от холода маленькие жители нашей планеты. С наступлением тепла появляются насекомые.
-Сегодня на уроке мы будем изучать насекомых. Многих вы знаете, а с некоторыми только познакомитесь. Сегодня мы узнаем, как отличить насекомое от других животных, где живут насекомые, чем они питаются, что они умеют делать. А так же будем отгадывать загадки, играть. Рисовать, петь и даже танцевать.
Вы готовы, тогда начнём, изучать удивительный мир насекомых.
2.3 Изучение нового материала
Просмотр презентации «Насекомые» (слайд 1)
-Работать мы будем с помощью презентации.
- Кто же такие насекомые и что они умеют делать? (слайд)2
Насекомые –э то животные, у которых шесть ног. (слайд 3)
Тело насекомых состоит из трёх частей: голова, грудь и брюшко. У насекомых есть усики. У многих насекомых есть крылья.
Значит, чтобы узнать, какое животное – насекомое, а какое нет, надо посчитать его ножки. (слайд 4)
А вы запомнили, сколько ног у насекомых? (шесть)
- Места обитания насекомых
–Насекомых можно встретить везде: в поле, в саду, в лесу, в огороде, и даже в воде.
- Способы передвижения насекомых (слайд 5)
-Насекомые передвигаются по-разному. Они умеют летать, прыгать и ползать.
- Чем питаются насекомые?
Что же кушают насекомые? (цветочный нектар, пыльцу. Сок растений, а есть и такие насекомые, которые питаются кровью.
-А сейчас давайте познакомимся с насекомыми, и узнаем, какие насекомые полезные, а какие вредные.
Но для этого нужно отгадать загадки.
- Загадки
- Пчела
Всё жужжит она, жужжит
Над цветочками кружит
Села, сок с цветка взяла
Мёд готовит нам (пчела) (слайд)
Пчела самое полезное насекомое для человека, они дают людям мёд и опыляют цветы, из которых потом вырастают овощи и фрукты.
А знаете ли вы как называется домик для пчёл? (улей) (слайд)
- -У пчел яркая окраска, овальное жёлтое туловище с чёрными полосками.
Рисование «Пчелки»
Задание: Помоги пчелкам нарисовать полоски
- Кузнечик
-Послушайте песню и скажите, про кого эта песенка. (песня про кузнечика)
-В траве кузнечики не заметны из-за своей окраски, ведь они такие же зелёные, как и трава. Кузнечик не умеет летать, но умеет прыгать, а еще они умеют петь.
Физминутка
Поднимайте плечики, прыгайте кузнечики.
Прыг-скок, прыг-скок. Стоп.
Сели, посидели, травушки поели, тишину послушали.
Выше-выше веселей прыгай на носках скорей
А теперь все дружно сели,
На меня все посмотрели.
- Жук
Я лечу, лечу, лечу
Очень громко я жужжу (жук) ( слайд 9, 10)
Жуки бывают разные по размеру и по цвету.
Мы все знаем майского жука, называют его так, потому, что он живет в мае месяце.
-Ребята, давайте посмотрим какие разные бывают жуки, и споём песенку жуков «ЖУ-ЖУ»
Просмотр видеоролика про жуков и речевая распевка
- Божья коровья
Много жуков на свете, но есть такой, которого знают и любят все дети. Отгадайте.
Всех жучков она милей,
Спинка алая у неё.
А на ней кружочки –
Чёрненькие точки.
Работа с пуговицами
Задание: выложить из пуговиц точки на божьей коровке.
- Муравей
Лесные муравьи – полезны тем, что уничтожают вредных насекомых и переносят семена растений.
Муравей – трудолюбивое насекомое.
-А как называется дом, где живут муравьи? (слайд)
- Муха и комар
–Ребята, но не все насекомые приносят пользу. Есть такие, которые приносят вред человеку.
Муха приносит человеку вред, она разносит на своих лапках грязь, микробы и разные болезни. Комары больно кусаются и тоже могут переносить болезни.
- Стрекоза
На ромашку у ворот
Опустился вертолёт-
Золотистые газа,
Кто же это?
Динамическая пауза «Стрекоза»
Утром стрекоза проснулась. (Плавные взмахи руками)
Потянулась, улыбнулась. (Выполнять движения в соответствии с текстом)
Раз – росой она умылась.
Два – изящно покружилась.
Три – нагнулась и присела.
На четыре – улетела.
- Бабочка
Над цветком порхает, пляшет,
Веерком узорным машет.
Кто это?
-Бабочки очень красивые насекомые и разные по окраске.
Рисование ватной палочкой «Узор для бабочки»
Закрепление
- Игра «Кто живет в этом домике?
- Игра «Четвёртый лишний»
- Игра « Найди тень»
- Игра «Сложи насекомых»
- Игра «Сложи насекомых»
- Заключительный этап
3.1 Итог урока
О ком мы с вами говорили на уроке?
-Давайте вспомним, сколько ног у насекомых?
-Где живут насекомые?
Давайте повторим насекомых и поселим их жить на зелёную лужайку. (дети рассматривают пластмассовые фигурки насекомых)
3.2 Выставление оценок
3.3 Рефлексия
– Кому урок подарил хорошее настроение?