Номинация “Сердце отдаю детям” План-конспект урока по предмету “Окружающий природный мир”, для обучающихся с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью), вариант 9.2 АООП

ФИО: Кузнецова И.В.
Свидетельство о публикации в электронном СМИ № AP-3560
Конкурс: Всероссийский конкурс педагогических работников «Педагогические достижения», в рамках реализации приоритетного национального проекта Образование
Наименование конкурсной работы: Номинация "Сердце отдаю детям" План-конспект урока по предмету "Окружающий природный мир", для обучающихся с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью), вариант 9.2 АООП
Итоговая оценка: 2 место,  78 баллов(-а)



Конспект  урока по предмету «Окружающий природный мир»

Класс: 5 (вариант 9.2)

Тема: Насекомые. 

Цель: Расширять и закреплять знания детей о насекомых 

Задачи:

Образовательные:

 -расширять и обогащать знания детей о весенних изменениях в природе;

-расширять и уточнять знания о насекомых, об их существенных признаках;

-обобщать представления о многообразии насекомых, о приспособлении к условиям жизни;

-повторить с детьми названия весенних цветов (подснежник, одуванчик, мать-и-мачеха);

 Коррекционно — развивающие:

– развивать внимательность и наблюдательность, мелкую и общую моторику, коммуникативные навыки;

Воспитательные:

-прививать бережное отношение ко всему живому;

-замечать красоту окружающей природы;

-воспитывать понимание и соблюдение правил поведения при встрече с разными насекомыми.

Тип урока: комбинированный урок

Оборудование: предметные картинки насекомых (бабочка, пчела, кузнечик, муравей, гусеница, божья коровка, стрекоза), пластмассовой набор насекомых, предметные картинки на тему «Весна»

 

Предварительная работа:

Чтение художественной литературы, тематические беседы, рассматривание картинок и фотографий, прослушивание песен, наблюдение за природными явлениями, прослушивание стихов, дидактические игры, наблюдение за насекомыми.

 

Ход урока.

  1. Организационный этап.

Посмотрите-ка на нас:

Вот какой хороший класс!

Приготовились учиться.

Ни минутки не лениться.

Не скучать, не отвлекаться,

А стараться и стараться.

-Ребята, давайте возьмёмся за руки, почувствуем тепло наших ладоней, посмотрим друг на друга и подарим всем свою улыбку, ведь улыбка улучшает настроение; и с хорошим настроением начнём наш урок.

-Присаживайтесь на свои места.

-Все расселись по местам, никому не тесно,

По секрету вам скажу, будет интересно. 

-Сейчас у нас урок  «Окружающий природный мир».

 

  1. Основной этап

2.1 Работа с календарем

-Начнём наш урок с загадки:

 Солнце пригревает,

Снег от солнца тает,

Травка вырастает.

Когда это бывает? (Весной)

 

Какое сейчас время года?  (Дети отвечают и показывают на календаре) 

-Какая сегодня погода?

-Весна – прекрасное время года, когда природа просыпается и оживает после долгого зимнего сна. 

-Вы рады весне? 

Какой сейчас месяц года? (апрель)

-Апрель, второй месяц  весны.

-Давайте повторим весенние месяцы.

-В апреле природа оживает.

 Апрель – месяц пробуждения, таяния снега, появления подснежников. Погода в апреле изменчива: то морозы, то солнце пригревает. В начале апреля еще холодно, а в конце месяца появляется первая трава и цветы. В апреле возвращаются с теплых краев птицы. 

– Слово апрель происходит от слова  « солнечный». в апреле солнце поднимается выше, его лучи все прямее падают на землю.

 

2.2 Актуализация знаний 

Игра «Приметы Весны» (составление рассказа о весне)

-Давайте разберёмся, что же происходит весной в природе?

-Ребята, а вы любите рисовать?

-Сейчас мы с вами нарисуем картину весны, но рисовать будем не карандашами, и не красками, а словами. Давайте попробуем составить рассказ «Приметы весы»

-Как  вы догадались, что наступила весна?

-Что произошло со снегом? (снег растаял)

-Как светит солнце? ( солнце светит ярко и греет)

-Какое небо? (небо голубое)

– Что происходит с деревьями?( на деревьях  и кустарниках появляются зелёные листочки)

Кто прилетел с теплых краёв? (птицы)

-А какие вы знаете первые цветы? (подснежники, мать и мачеха)

-А что происходит с травой, какая она? (появляется первая зелёная трава)

-Вот какая красивая у нас получилась картина. 

-Как мы назовём эту картину? (весна)

-Давайте послушаем мелодию весны и споём весне песенку.

Выходите ко мне.

Подвижная игра «Весна».
Солнышко, солнышко, Дети идут по кругу, взявшись за руки. 
Золотое донышко.
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Побежал в саду ручей, Бегут по кругу.
Прилетело сто грачей, «Летят» по кругу.
А сугробы тают, тают, Медленно приседают.
А цветочки подрастают. Тянутся на цыпочках, руки вверх.

-Молодцы, присаживайтесь на свои места.

2.2 Сообщение темы и целей урока

-Ребята, в начале нашего урока мы говорили о весне. Весной природа оживает, все растет, все рады тёплому солнышку.

Но весной просыпаются и животные. Давайте вспомним, какие животные зимой спали? (ёж, медведь)

-Правильно, ребята, но зимой прятались от холода маленькие жители нашей планеты. С наступлением тепла  появляются насекомые.

-Сегодня на уроке мы будем изучать насекомых. Многих вы знаете, а с некоторыми только познакомитесь. Сегодня мы узнаем, как отличить насекомое от других животных, где живут насекомые, чем они питаются, что они умеют делать. А так же будем отгадывать загадки, играть. Рисовать, петь и даже танцевать.

Вы готовы, тогда начнём, изучать удивительный мир насекомых.

 

2.3 Изучение нового материала

Просмотр презентации «Насекомые» (слайд 1)

-Работать мы будем с помощью презентации.

  • Кто же такие насекомые и что они умеют делать? (слайд)2

Насекомые –э то животные, у которых шесть ног. (слайд 3)

 Тело насекомых состоит из трёх частей: голова, грудь и брюшко. У насекомых есть усики. У многих насекомых есть крылья.

Значит, чтобы узнать, какое животное – насекомое, а какое нет, надо посчитать его ножки. (слайд 4)

А вы запомнили, сколько ног у насекомых? (шесть)

  • Места обитания насекомых

Насекомых можно встретить везде: в поле, в саду, в лесу, в огороде, и даже в воде.

  • Способы передвижения насекомых (слайд 5)

-Насекомые передвигаются по-разному. Они умеют летать, прыгать и ползать.

  • Чем питаются насекомые?

Что же кушают насекомые? (цветочный нектар, пыльцу. Сок растений, а есть и такие насекомые, которые питаются кровью.

 

-А сейчас давайте познакомимся с насекомыми,  и узнаем, какие насекомые полезные, а какие вредные. 

Но для этого нужно отгадать загадки.

  • Загадки
  • Пчела

Всё жужжит она, жужжит

Над цветочками кружит

Села, сок с цветка взяла

Мёд готовит нам (пчела)  (слайд)

Пчела самое полезное насекомое для человека, они дают людям мёд и опыляют цветы, из которых потом вырастают овощи и фрукты.

А знаете ли вы как называется домик для пчёл? (улей) (слайд)

  • -У пчел яркая окраска, овальное жёлтое туловище с чёрными полосками.

Рисование «Пчелки»

Задание: Помоги пчелкам нарисовать полоски

  • Кузнечик

-Послушайте песню и скажите, про кого эта песенка. (песня про кузнечика)

-В траве кузнечики не заметны из-за своей окраски, ведь они такие же зелёные, как и трава. Кузнечик не умеет летать, но умеет прыгать, а еще они умеют петь.

Физминутка 

Поднимайте плечики, прыгайте кузнечики.

Прыг-скок, прыг-скок. Стоп.

Сели, посидели, травушки поели, тишину послушали.

Выше-выше веселей прыгай на носках скорей

А теперь все дружно сели,

На меня все посмотрели.

  • Жук

Я лечу, лечу, лечу

Очень громко я жужжу (жук) ( слайд 9, 10)

Жуки бывают разные по размеру и по цвету.

Мы все знаем  майского жука, называют его так, потому, что он живет в мае месяце.

-Ребята, давайте посмотрим какие разные бывают жуки, и споём песенку жуков «ЖУ-ЖУ»

Просмотр видеоролика про жуков и речевая распевка

  • Божья коровья

Много жуков на свете, но есть такой, которого знают и любят все дети. Отгадайте.

Всех жучков она милей,

 Спинка алая у неё.

А на ней кружочки –

Чёрненькие точки. 

 

Работа с пуговицами

Задание: выложить из пуговиц точки на божьей коровке.

  • Муравей

Лесные муравьи – полезны тем, что уничтожают вредных насекомых и переносят семена растений.

Муравей – трудолюбивое насекомое.

-А как называется дом, где живут муравьи? (слайд)

  •  Муха и комар

–Ребята, но не все насекомые приносят пользу. Есть такие, которые приносят вред человеку.

Муха приносит человеку вред, она разносит на своих лапках грязь, микробы и разные болезни. Комары больно кусаются и тоже могут переносить болезни.

  • Стрекоза

На ромашку у ворот

Опустился вертолёт-

Золотистые газа,

Кто же это?

 

Динамическая пауза «Стрекоза»

Утром стрекоза проснулась. (Плавные взмахи руками)

Потянулась, улыбнулась. (Выполнять движения в соответствии с текстом)

Раз – росой она умылась.

Два – изящно покружилась.

Три – нагнулась и присела.

На четыре – улетела. 

  • Бабочка

Над цветком порхает, пляшет,

Веерком узорным машет.

Кто это?

-Бабочки очень красивые насекомые и разные по окраске.

Рисование ватной палочкой «Узор для бабочки»

 

Закрепление

  • Игра «Кто живет в этом домике?
  • Игра «Четвёртый лишний»
  • Игра « Найди тень»
  • Игра «Сложи насекомых»
  • Игра «Сложи насекомых»
  1. Заключительный этап

3.1 Итог урока

О ком мы с вами говорили на уроке?

-Давайте вспомним, сколько ног у насекомых?

-Где живут насекомые?

Давайте повторим насекомых и поселим их жить на зелёную лужайку. (дети рассматривают пластмассовые фигурки насекомых)

3.2 Выставление оценок

3.3 Рефлексия

– Кому урок подарил хорошее настроение?