Интерактивная беседа «Учимся понимать переживания близких нам людей»

ФИО: Масолова М.В.
Свидетельство о публикации в электронном СМИ № AP-3572
Конкурс: Всероссийский конкурс педагогических работников «Семья, общество, приоритеты», в рамках реализации мероприятий, посвященных Году семьи в Российской Федерации
Наименование конкурсной работы: Интерактивная беседа «Учимся понимать переживания близких нам людей»
Итоговая оценка: 2 место,  75 баллов(-а)



ОКОУ «Льговская  школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья»

Интерактивная беседа «Учимся понимать переживания близких нам людей»

Подготовила:   

Масолова М.В.

 

Цель: укрепление взаимоотношений учащихся и их родителей; побуждение обучающихся к размышлениям об отношениях в их семье.

Задачи:

Образовательные задачи:

  • Формировать осознанное отношение к соблюдению требований взрослых (родителей).
  • Побуждать к проявлению сопереживания детям и родителям, переживаемых трудные ситуации.

Развивающие задачи:

  • Развивать стремление к проявлению сочувствия и сопереживания всем тем, кто в них нуждается;
  • Развивать способности к эмоциональному сопереживанию.

Воспитательные задачи:

  • Воспитывать готовность постоянно проявлять заботу о себе и других людях;
  • Воспитывать гуманное отношение к родным, близким, сверстникам, животным.

Ход занятия:

  1. Вступительное слово.

Педагог: Наше общество все больше превращается в сборище индивидуалистов. Мы прячемся друг от друга за страницами социальных сетей, где в нашей роли выступает некий наш аналог, но более успешный и яркий, мы затыкаем уши наушниками и слышим музыку, а не окружающих, проводим вечера в компьютерных играх или у телевизора. Бывают совершенно невероятные ситуации, когда люди, находящиеся в одной комнате, переписываются в соцсети или звонят по сотовому в соседнюю квартиру.

Педагог: Мы знаем, какая модель сотового у нашего друга, какой мощный компьютер у приятеля, но ухитряемся не слышать обращенных к нам слов наших близких. Как же так? Ведь человек – существо общественное, он не может без общества существовать. Причем общество должно быть не «электронным». Какой смысл иметь 1000 друзей в «Одноклассниках», если не к кому обратиться за помощью?

Педагог: Как вы считаете, должен ли человек рассчитывать только на себя или он может положиться на кого-то еще?

-Кого можно считать близкими людьми?

-Есть ли вас такие люди?

-Это члены вашей семьи или друзья? Еще кто-то?

-Знаете ли вы о том, чем интересуются, увлекаются ваши близкие?

-Известны ли вам их трудности?

-Знают ли близкие о трудностях ваших?

-На что вы готовы пойти, чтобы помочь близким?

-Бывали ли в вашей жизни ситуации, когда ваши близкие чем-то жертвовала ради вас? Если возможно, опишите их.

-Умеете ли вы определять настроение ваших близких «с первого взгляда»? Как?

Дидактическая игра «Часики- эмоции»

Педагог: Подберите названия к эмоциям. 

Педагог: Какого цвета глаза у вашей мамы?

-Когда у ваших родителей дни рождения?

-Вы знаете о том, что творили ваши мама и папа в детстве, забавные истории из их школьной жизни?

-Вы замечаете, когда мама делает уборку? А помогаете? Или вообще взяли все на себя?

-Какого цвета любимая одежда вашего друга?

-Какое любимое блюдо вашего братика или сестренки?

-Как зовут родителей ваших друзей?

-Вы знаете, где находятся хозпомещения в доме ваших бабушки и дедушки?

-Вы знаете хотя бы в лицо своих соседей? А здороваетесь? А поможете донести ведро воды?

-У вас есть домашнее животное? Вы его кормите? Заботитесь о нем?

-Когда мама или папа хотят поговорить с вами, вы отрываетесь от компьютера?

Педагог: Если хотя бы на половину вопросов вы ответили «ДА» – вы не безнадежный индивидуалист, на вас могут положиться близкие люди и знакомые.

Кластер «Счастливая семья»

Попробуем вместить наши представления о счастливой семье в кластер.

Педагог: Быть в близких отношениях – это не только получать, но и отдавать не меньше.

Бывает так, что люди, безусловно любящие друг друга, говорят словно на разных языках.

Бывает, что с непонятым близкими человеком происходит трагедия, и друзья потом удивляются: «Как же так? Да если б мы знали…»

Педагог: Бывает, что родители, ребенок которых тщетно пытался добиться от них внимания и нашел его потом в плохой компании, пребывают в ужасе: «Что же этому паразиту еще нужно? Мы ему – и ноутбук, и велосипед…» А на вопрос: «Когда вы последний раз разговаривали с ребенком по душам?» – возмущаются: «Некогда нам! Мы ж ему на ноутбук… зарабатываем, в общем…» Это замечательно, но общение никто не отменял.

Педагог: Как же понять, чего хотя от нас наши близкие? Вы уже предложили «рецепты» в своих ответах. А теперь предлагаю вам применить свои умения для решения ситуаций нашего тренинга.

Разбор ситуаций:

Педагог:  Предложить стратегии поведения для того, чтобы:

  • выяснить, в чем проблема;
  • выяснить, как помочь;
  • помочь так, чтобы не навредить и не обидеть

Ситуация 1

Ваша подруга вдруг резко прекратила всякое общение с одноклассниками, не ходит на школьные мероприятия, на перемене всегда одна, притом что раньше была центром компании. На вопросы не отвечает, говорит, что «все нормально»

Ситуация 2

Мама приходит с работы злая и усталая, покушать предлагает по принципу «что-нибудь придумайте», кричит на вас и братика/сестренку, на папу. Свободное время проводит у телевизора, уставившись в глупые сериалы, которые раньше ее не слишком интересовали, или плачет потихоньку у себя в комнате. На вопросы отвечает «Не твое дело, маленький/маленькая еще».

Ситуация 3

Братик отказывается идти в школу под самыми непонятными предлогами. Обманывает, куда-то подевал деньги, подаренные мамой на день рождения, но объяснять ничего не хочет.

Учащиеся предлагают стратегии поведения, обсуждают их.

Педагог:  Мама и папа – самые светлые люди на Земле. Родительская любовь согревает душу ребенка, наполняет ее радужным светом, защищает в трудную минуту. Твои родители – самые близкие тебе люди. Люби и береги их! «Почитай отца твоего и мать твою, и будет тебе хорошо, и долго будешь жить на земле». Это одно из главных правил для каждого человека. Проявляй заботу о родителях. Вырастая, дети становятся похожими на своих родителей и внешне и делами. Недаром в народе говорят: «Яблоко от яблони не далеко падает». 

Итог. Рефлексия

Учитель: За что бы вы хотели поблагодарить родителей, близких людей?
Дети по кругу отвечают на вопрос, начиная со слов «Я хочу поблагодарить…»


Педагог: Дорогие дети, не отмахивайтесь от проблем близких, а помогайте их решить. Помните, что в критической или кажущейся безвыходной ситуации всегда есть люди, которые смогут помочь, в первую очередь- это ваши родные и близкие люди. Важно научиться слушать, слышать и понимать родных и близких людей.