ОКОУ «Льговская школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья»
Интерактивная беседа «Учимся понимать переживания близких нам людей»
Подготовила:
Масолова М.В.
Цель: укрепление взаимоотношений учащихся и их родителей; побуждение обучающихся к размышлениям об отношениях в их семье.
Задачи:
Образовательные задачи:
- Формировать осознанное отношение к соблюдению требований взрослых (родителей).
- Побуждать к проявлению сопереживания детям и родителям, переживаемых трудные ситуации.
Развивающие задачи:
- Развивать стремление к проявлению сочувствия и сопереживания всем тем, кто в них нуждается;
- Развивать способности к эмоциональному сопереживанию.
Воспитательные задачи:
- Воспитывать готовность постоянно проявлять заботу о себе и других людях;
- Воспитывать гуманное отношение к родным, близким, сверстникам, животным.
Ход занятия:
- Вступительное слово.
Педагог: Наше общество все больше превращается в сборище индивидуалистов. Мы прячемся друг от друга за страницами социальных сетей, где в нашей роли выступает некий наш аналог, но более успешный и яркий, мы затыкаем уши наушниками и слышим музыку, а не окружающих, проводим вечера в компьютерных играх или у телевизора. Бывают совершенно невероятные ситуации, когда люди, находящиеся в одной комнате, переписываются в соцсети или звонят по сотовому в соседнюю квартиру.
Педагог: Мы знаем, какая модель сотового у нашего друга, какой мощный компьютер у приятеля, но ухитряемся не слышать обращенных к нам слов наших близких. Как же так? Ведь человек – существо общественное, он не может без общества существовать. Причем общество должно быть не «электронным». Какой смысл иметь 1000 друзей в «Одноклассниках», если не к кому обратиться за помощью?
Педагог: Как вы считаете, должен ли человек рассчитывать только на себя или он может положиться на кого-то еще?
-Кого можно считать близкими людьми?
-Есть ли вас такие люди?
-Это члены вашей семьи или друзья? Еще кто-то?
-Знаете ли вы о том, чем интересуются, увлекаются ваши близкие?
-Известны ли вам их трудности?
-Знают ли близкие о трудностях ваших?
-На что вы готовы пойти, чтобы помочь близким?
-Бывали ли в вашей жизни ситуации, когда ваши близкие чем-то жертвовала ради вас? Если возможно, опишите их.
-Умеете ли вы определять настроение ваших близких «с первого взгляда»? Как?
Дидактическая игра «Часики- эмоции»
Педагог: Подберите названия к эмоциям.
Педагог: Какого цвета глаза у вашей мамы?
-Когда у ваших родителей дни рождения?
-Вы знаете о том, что творили ваши мама и папа в детстве, забавные истории из их школьной жизни?
-Вы замечаете, когда мама делает уборку? А помогаете? Или вообще взяли все на себя?
-Какого цвета любимая одежда вашего друга?
-Какое любимое блюдо вашего братика или сестренки?
-Как зовут родителей ваших друзей?
-Вы знаете, где находятся хозпомещения в доме ваших бабушки и дедушки?
-Вы знаете хотя бы в лицо своих соседей? А здороваетесь? А поможете донести ведро воды?
-У вас есть домашнее животное? Вы его кормите? Заботитесь о нем?
-Когда мама или папа хотят поговорить с вами, вы отрываетесь от компьютера?
Педагог: Если хотя бы на половину вопросов вы ответили «ДА» – вы не безнадежный индивидуалист, на вас могут положиться близкие люди и знакомые.
Кластер «Счастливая семья»
Попробуем вместить наши представления о счастливой семье в кластер.
Педагог: Быть в близких отношениях – это не только получать, но и отдавать не меньше.
Бывает так, что люди, безусловно любящие друг друга, говорят словно на разных языках.
Бывает, что с непонятым близкими человеком происходит трагедия, и друзья потом удивляются: «Как же так? Да если б мы знали…»
Педагог: Бывает, что родители, ребенок которых тщетно пытался добиться от них внимания и нашел его потом в плохой компании, пребывают в ужасе: «Что же этому паразиту еще нужно? Мы ему – и ноутбук, и велосипед…» А на вопрос: «Когда вы последний раз разговаривали с ребенком по душам?» – возмущаются: «Некогда нам! Мы ж ему на ноутбук… зарабатываем, в общем…» Это замечательно, но общение никто не отменял.
Педагог: Как же понять, чего хотя от нас наши близкие? Вы уже предложили «рецепты» в своих ответах. А теперь предлагаю вам применить свои умения для решения ситуаций нашего тренинга.
Разбор ситуаций:
Педагог: Предложить стратегии поведения для того, чтобы:
- выяснить, в чем проблема;
- выяснить, как помочь;
- помочь так, чтобы не навредить и не обидеть
Ситуация 1
Ваша подруга вдруг резко прекратила всякое общение с одноклассниками, не ходит на школьные мероприятия, на перемене всегда одна, притом что раньше была центром компании. На вопросы не отвечает, говорит, что «все нормально»
Ситуация 2
Мама приходит с работы злая и усталая, покушать предлагает по принципу «что-нибудь придумайте», кричит на вас и братика/сестренку, на папу. Свободное время проводит у телевизора, уставившись в глупые сериалы, которые раньше ее не слишком интересовали, или плачет потихоньку у себя в комнате. На вопросы отвечает «Не твое дело, маленький/маленькая еще».
Ситуация 3
Братик отказывается идти в школу под самыми непонятными предлогами. Обманывает, куда-то подевал деньги, подаренные мамой на день рождения, но объяснять ничего не хочет.
Учащиеся предлагают стратегии поведения, обсуждают их.
Педагог: Мама и папа – самые светлые люди на Земле. Родительская любовь согревает душу ребенка, наполняет ее радужным светом, защищает в трудную минуту. Твои родители – самые близкие тебе люди. Люби и береги их! «Почитай отца твоего и мать твою, и будет тебе хорошо, и долго будешь жить на земле». Это одно из главных правил для каждого человека. Проявляй заботу о родителях. Вырастая, дети становятся похожими на своих родителей и внешне и делами. Недаром в народе говорят: «Яблоко от яблони не далеко падает».
Итог. Рефлексия
Учитель: За что бы вы хотели поблагодарить родителей, близких людей?
Дети по кругу отвечают на вопрос, начиная со слов «Я хочу поблагодарить…»
Педагог: Дорогие дети, не отмахивайтесь от проблем близких, а помогайте их решить. Помните, что в критической или кажущейся безвыходной ситуации всегда есть люди, которые смогут помочь, в первую очередь- это ваши родные и близкие люди. Важно научиться слушать, слышать и понимать родных и близких людей.