Разработка материалов проектной деятельности
«Взаимодействие семьи и школы в рамках трудового воспитания»
Курск, 2024
Введение
Актуальность проблемы исследования: Взаимодействие с семьей – одна из актуальных и сложных проблем в работе общеобразовательного учреждения и каждого педагога. Семьи очень разные, у каждой свои проблемы и трудности, поэтому невозможно дать готовый ответ на вопрос о том, как взаимодействовать с семьей. Многое зависит от интуиции, мастерства педагога, который должен проанализировать комплекс различных обстоятельств, чтобы принять нужное решение в выборе способов и средств взаимодействия с родителями и ребенком в конкретной ситуации.
Согласно статье 44 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» «родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка». Именно семья с раннего детства призвана заложить у ребенка нравственные ценности, ориентиры на построение здорового образа жизни. Однако практика показывает, что некоторые родители не имеют специальных знаний в области воспитания и привития навыков здорового образа жизни, испытывают трудности в установлении контактов с детьми. Не все родители откликаются на стремление педагога к сотрудничеству, проявляют интерес к объединению усилий по воспитанию своего ребенка. Поэтому педагогу необходимы терпение и целенаправленный поиск путей решения этой проблемы, поиск оптимальных форм совместной работы школы и семьи в интересах ребенка, для повышения уровня вовлеченности родителей в жизнь школы.
Роль семьи в обществе несравнима по своему значению, ни с какими другими составляющими общества, так как именно в семье развивается и формируется личность человека, его отношение к себе, своему здоровью. Но, тем не менее, школа была, есть и останется одним из важнейших социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и реальное взаимодействие ребенка, родителей и социума.
Совместная деятельность педагогов, родителей и детей может быть успешной, если все положительно настроены на совместную работу, действуют сообща, осуществляют совместное планирование, подводят итоги деятельности. Характер взаимодействия педагогов с семьей должен быть дифференцированным. Не следует навязывать всем одинаковые формы взаимодействия, надо ориентироваться на потребности, запросы родителей, особенности семейного воспитания, терпеливо приобщать родителей к делам школы, класса.
Основными формами работы с семьёй в школе являются групповые и индивидуальные.
К индивидуальным формам можно отнести организуемые классными руководителями, воспитателями, социальным педагогом, психологом и учителями беседы с родителями по вопросам обучения и воспитания ребёнка, консультации, посещение семьи, что помогает лучше познакомиться с условиями жизни, в которых живёт ребёнок, материальным положением семьи, образом жизни, проверить режим дня ребенка. При посещении семьи педагог беседует с родителями об интересах и склонностях ребёнка, об отношении к родителям, к школе, информирует родителей об успехах их ребенка и т.д. Посещая семьи и беседуя с родителями, педагоги узнают о семейных традициях, о характере работы каждого члена семьи, выявляют, кто из членов семьи оказывает большее влияние на ребенка, ищут пути сотрудничества семьи и школы; уделяют большое внимание здоровью ученика.
Консультации могут быть тематическими. Их рекомендуется проводить в каникулярное время или после проведения всех занятий с детьми, чтобы педагог не был жестко ограничен во времени и мог свободно общаться с родителями. Консультации с родителями полезны как для них самих, так и для учителя. Родители получают реальное представление о школьных делах и поведении ребенка, педагог же – необходимые ему сведения для более глубокого понимания проблем каждого ученика.
К групповым формам работы с семьёй относится психолого-педагогическое просвещение родителей. Классные руководители используют такие формы взаимодействия, как родительские собрания, встречи с учителями – предметниками, администрацией. К психолого-педагогическому просвещению родителей привлекают специалистов различных направлений: врачей, юристов, социального педагога, психологов, инспектора ГИБДД, ПДН и т.д.
Цель проекта: подготовить материалы для педагогического просвещения родителей
Задачи проекта: провести методический анализ литературы по теме «Трудовое воспитание», разработать сценарий родительского собрания по данной тематике
Субъекты проектной деятельности: родители класса
План реализации проекта:
– изучение нормативно-правовой базы школы,
– разработка плана-конспекта родительского собрания с использованием методической литературы по данной тематике,
– проведение собрания,
– самоанализ мероприятия
Формы и методы работы: групповая форма взаимодействия, наглядные, словесные методы
Направление работы: педагогическое просвещение родителей
Основное содержание проектной деятельности: родительское собрание
Выбор темы обусловлен содержанием плана воспитательной работы классного руководителя.
Особенности реализации проекта: организация и проведение родительского собрания в 9 классе
Перспективы дальнейшего развития проекта: на основе данных материалов по данной тематике возможно проведение общешкольного родительского собрания
Родительское собрание
на тему «Трудовое воспитание в семье и школе»
«Самоё воспитание, если оно желает счастья человеку, должно воспитывать его не для счастья, а приготовлять к труду жизни. Воспитание должно развивать в человеке привычку и любовь к труду; оно должно ему дать возможность отыскать для себя труд в жизни». (К.Д.Ушинский)
Цель: сформировать у родителей отчетливые представления о роли, возможностях, путях и способах трудового воспитания детей-школьников в семье.
Одно из главнейших качеств, которое мы должны воспитать в наших детях, – это любовь к труду, уважение к людям труда, готовность трудится в одной из сфер общественного производства. Труд должен стать жизненной потребностью подрастающего гражданина России.
Высшая педагогическая мудрость трудового воспитания заключается в том, чтобы утвердить в детском сердце народное отношение к труду. Труд для народа является не только жизненной необходимостью, без которой немыслимо человеческое существование, но и сферой многогранных проявлений духовной жизни, духовного богатства личности. В труде раскрывается богатство человеческих отношений. Воспитать любовь к труду невозможно, если ребенок не почувствует красоты этих отношений. В трудовой деятельности народ видит важнейшее средство самовыражения, самоутверждения личности. Без труда человек становится пустым местом, – говорят в народе. Важная воспитательная задача в том, чтобы чувство личного достоинства, личной гордости каждого воспитанника основывалось на трудовом успехе.
Основы трудового воспитания закладываются в семье. Семья – дружный трудовой коллектив. Любовь к труду необходимо начинать воспитывать очень рано. Подражание, свойственное ребенку, является одним из важнейших мотивов, побуждающих детей к активной деятельности. Наблюдение за трудом взрослых рождает желание делать то же самое. Не погасить это желание, а развивать и углубить его – основная задача родителей, если они хотят вырастить ребенка трудолюбивым.
Бытовой труд в нашей повседневности занимает весьма значительное место. Уборка, стирка, магазины, стряпня и прочие дела – не перечислить, так их много. Изо дня в день повторяется одно и то же, и никуда от этого не деться. Приучить детей к выполнению домашних дел необходимо не только потому, что мы их должны готовить к будущей самостоятельной жизни. В конечном счете, это не такие уж сложные дела. Наверняка, и не приученные с детства, став взрослыми, они научатся их выполнять.
Главное, привлекая детей к выполнению бытовых обязанностей, мы воспитываем привычку трудиться, а вместе с ней – привычку заботиться о близких, формируя, тем самым, благородные побуждения. Наверное, самый лучший подарок для матери, если дочь или сын скажут ей, уставшей после работы: «Ты отдохни – я сам почищу картошку».
Именно с бытового труда и начинается трудовое воспитание. И не важно, кем станет ребенок, когда вырастет – летчиком или поваром, рабочим или менеджером. Привычка, умение делать что-то своими руками пригодятся ему в любой профессии, и, кроме того, они в огромной степени содействуют умственному развитию ребенка.
В школе учителя сталкиваются с тем, что дети не умеют выжать тряпку, помыть доску, парту.
Самая главная награда для ребенка – то, что вы к нему обратились за помощью, что он нужен, вы надеетесь на него. Но доброе слово родителей – тоже очень важная награда, ее нельзя обесценивать. Если ребенок выполняет свои повседневные обязанности и делает это хорошо, нужно сказать, что вы цените его работу. Ведь если вы приготовили обед, это обычное дело, правда? А вам приятно услышать похвалу, знать, что вы доставили кому-то удовольствие. Поэтому доброе слово всегда уместно, если ребенок красиво накрыл стол, аккуратно застелил кровать, вовремя поливает цветы.
Но если выполнена какая-то работа потруднее, не повседневная, можно и не поскупиться на благодарность. Если ваш ребенок хорошо поработал – помог разобрать кладовку, убрать зимние вещи, починил утюг, особенно, если он для этого отказался от прогулки, телевизионной передачи, то… То дайте ему почувствовать, что вы считаете его взрослым.
Награда за труд – это продвижение на одну ступеньку в мир взрослых, потому что в следующий раз ребенок сможет выполнить что-то еще более сложное, а значит, и интересное.
Памятка родителям.
- Будьте последовательны в своих требованиях.
- Учитывайте индивидуальные и возрастные особенности своих детей.
- Прежде чем поручить что-либо ребенку, покажите образец правильного выполнения поручения, научите этому своего сына и дочь, несколько раз выполните поручение совместными усилиями.
- Не забывайте об игровых моментах в трудовом воспитании детей.
- Учите ребенка уважать труд других людей, бережно относится к результатам их трудовой деятельности. Рассказывайте детям о своей работе, своих друзей.
- Тактично оценивайте результаты труда ребенка.
Решение собрания.
- Рекомендовать родителям применять в практике воспитания детей в семье индивидуальные трудовые поручения.
- Использовать в своей работе по воспитанию у детей трудолюбия советы классного руководителя и предложения родителей, высказанные на родительском собрании.
- Предложить родительскому комитету школы обсудить на своем заседании проблемы трудового воспитания детей в семье.
Самооценка и рефлексия
Подобранное содержание мероприятия соответствует поставленной цели.
Содержание мероприятия актуально, т.к. труд – важнейшее средство воспитания в семье, в процессе формируется личность ребенка, складываются коллективные взаимоотношения.
Труд детей является важнейшим средством воспитания. Весь процесс воспитания детей должен быть организован так, чтобы они научились понимать пользу и необходимость труда для себя и для коллектива. Относиться к работе с любовью, видеть в ней радость – необходимое условие для проявления творчества личности, ее талантов.
На протяжении всего собрания прослеживался продуктивный контакт родителей и педагога. Подобная связь, подкрепленная высокой коммуникативной культурой педагога, обеспечила продуктивную работу коллектива родителей, которые охотно высказывались и вносили предложения для постановления решений родительского собрания.
Все вышеуказанное обеспечило достижение цели мероприятия. Все поставленные задачи можно считать решенными. На основе данного возможна разработка общешкольных родительских собраний.
Проведенное мероприятие занимает особое место в системе работы образовательной организации и классного руководителя. Мероприятия по педагогическому просвещению родителей традиционно вносятся в план воспитательной работы классного руководителя.
Список использованной литературы
1.Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (Ред. От 25.12.2023 с изменениями, вступившими в силу с 01.01.2024) «Об образовании в Российской Федерации».
2.Указ Президента РФ от 29 мая 2017 г. №240 «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства».
3.Данилюк, А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России/ А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. -М.: Просвещение, 2010.
4.Диалоги о воспитании. / Книга для родителей. – М.: Педагогика, 1985.
5.Калейдоскоп родительских собраний. Методические разработки. Выпуск 1. / Е.Н. Степанова – М.: Творческий центр, 2001.
Оглавление
Введение………………………………………………………………………1
Подготовка…………………………………………………………………….1
Сценарий мероприятия……………………………………………………….2-4
Самоанализ и рефлексия………………………………………………………4
Список использованной литературы…………………………………………5