Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Игримская средняя общеобразовательная школа № 1
Диагностический подход
в наставнической деятельности
педагога-наставника
автор:
СЕРДЮК АЛЕНЫ НИКОЛАЕВНЫ
УЧИТЕЛЯ МУЗЫКИ, МАТЕМАТИКИ,
РУКОВОДИТЕЛЯ МО
УЧИТЕЛЕЙ ТЕХНОЛОГИИ
И ЭСТЕТИЧЕСКОГО ЦИКЛА
Диагностический подход
в наставнической деятельности педагога-наставника
Запуск Программы наставничества «Учитель-Учитель», как комплекса мероприятий и формирующих их действий, направленный на организацию взаимоотношений наставника и наставляемого в конкретных формах для получения ожидаемых результатов, обоснован реализацией национального проекта «Образование» и направлен на достижение результатов федерального проекта «Современная школа», «Учитель будущего» и «Молодые профессионалы».
Целью внедрения целевой модели наставничества «учитель – учитель / педагог – педагог» является максимально полное раскрытие потенциала личности наставляемого, необходимого для успешной личной профессиональной самореализации в современных условиях неопределенности.
Целью наставничества в школе является обеспечение условий для успешной адаптации молодого специалиста.
Методическое сопровождение наставляемого включает в себя не только обеспечение методическими, научными и психологическими ресурсами, помощь в организации урочной и внеурочной деятельности, но и дидактическую и диагностическую деятельность по выявлению и устранению профессиональных затруднений начинающего специалиста.
Цель и содержание диагностических материалов зависит от стажа, опыта и профессиональных затруднений молодого учителя.
В работе педагога-наставника возникла потребность в разработке пакета диагностических и дидактических материалов, рассчитанных на один учебный год и имеющих цикличную структуру: входная диагностика (блок 1) – обучающие мероприятия – промежуточная диагностика (блок 2) – обучающие мероприятия – итоговая диагностика (блок 3).
Анкетирование и наблюдение показывает, что молодой педагог сталкивается со многими трудностями в своей деятельности:
- организация дифференцированной и индивидуальной работы с детьми
- выбор методов, приемов, технологий
- разработка программы по предмету и составление КТП
- работа с документацией
- работа с родителями
- организация урока
- организация внеурочной деятельности.
С помощью диагностического подхода выявляются дефициты и потребности профессиональной деятельности начинающего учителя. Диагностика обеспечивает обратную связь, показывает насколько эффективно были выбраны формы и методы ликвидации дефицитов, с какими трудностями столкнулся начинающий педагог более остро.
Таким образом, диагностика процесса адаптации начинающего специалиста – это особый вид деятельности, представляющий собой установление и изучение затруднений и потребностей, характеризующих состояние и результаты процесса адаптации, и позволяющий на этой основе прогнозировать возможные отклонения, определять пути их предупреждения, а также корректировать этот процесс в целях повышения качества подготовки молодых специалистов.
Блок 1
Анкета наставника 1
Опроса для мониторинга (до начала работы с наставляемым)
Наставник: (Ф.И.О.) _____________________________________
- Сталкивались ли Вы раньше с программой наставничества? [да/нет]
- Если да, то где?
Инструкция к табличным вопросам:
3 – высокий уровень; 2 – средний уровень; 1 – низкий уровень.
Направление анкетирования | Оценка | ||
1 | 2 | 3 | |
3. Ожидаемая эффективность программы наставничества | |||
4. Ожидаемый комфорт от работы в программе наставничества? | |||
5. Насколько эффективно Вы сможете организовать мероприятия (знакомство с коллективом, рабочим местом, должностными обязанностями и квалификационными требованиями) | |||
6. Ожидаемая эффективность программы профессиональной и должностной адаптации | |||
7. Как Вы думаете, насколько хорошо с Вашей помощью наставляемый овладеет необходимыми теоретическими знаниями? | |||
8. Как Вы думаете, насколько хорошо с Вашей помощью наставляемый овладеет необходимыми практическими навыками? | |||
9. Ожидаемое качество разработанной Вами программы профессиональной адаптации | |||
10. Ожидаемая включенность наставляемого в процесс | |||
11. Насколько Вам важно ощущение поддержки наставника? |
- Что Вы ожидаете от программы и своей роли?
- Что особенно ценно для Вас в программе?
14. Как часто Вы собираетесь проводить мероприятия по развитию конкретных профессиональных навыков (посещение и ведение открытых уроков, семинары, вебинары, участие в конкурсах) | Очень часто | Часто | Редко | 1–2
раза |
Никогда |
- Рады ли Вы участвовать в программе? [да/нет]
Анкета наставляемого 1
Опроса для мониторинга (до начала работы с наставником)
Наставляемый: (Ф.И.О.) _____________________________________
- Сталкивались ли Вы раньше с программой наставничества? [да/нет]
- Если да, то где?
Инструкция к табличным вопросам:
3 – высокий уровень; 2 – средний уровень; 1 – низкий уровень.
Направление анкетирования | Оценка | ||
1 | 2 | 3 | |
3. Ожидаемая эффективность программы наставничества | |||
4. Ожидаемый уровень комфорта при участии в программе наставничества | |||
5. Ожидаемое качество организационных мероприятий (знакомство с коллективом, рабочим местом, должностными обязанностями и квалификационными требованиями) | |||
6. Ожидаемая полезность программы профессиональной и должностной адаптации | |||
7. Ожидаемая польза организованных для Вас мероприятий по развитию конкретных профессиональных навыков (посещение и ведение открытых уроков, семинары, вебинары, участие в конкурсах) | |||
8. Ожидаемое качество передачи Вам необходимых теоретических знаний | |||
9. Ожидаемое качество передачи Вам необходимых практических навыков | |||
10. Ожидаемое качество программ профессиональной адаптации | |||
11. Насколько Вам важно ощущение поддержки наставника? | |||
12. Насколько Вам важно, чтобы Вы остались довольны совместной работой? |
- Что Вы ожидаете от программы и своей роли?
- Что особенно ценно для Вас в программе?
15. Как часто Вы ожидаете проведение мероприятий по развитию конкретных
Профессиональных навыков (посещение и ведение открытых уроков, семинары, вебинары, участие в конкурсах)? |
Очень часто | Часто | Редко | 1–2
раза |
Никогда |
- Рады ли Вы участвовать в программе? [да/нет]
Блок 2
Анкета наставника 2
Анализ промежуточных результатов работы
Наставник: (Ф.И.О.) _____________________________________
К Вам прикреплен молодой педагог. Ответьте, пожалуйста, как строится Ваше взаимодействие с наставляемым и как Вы оцениваете результат работы.
Вопрос | Оценка
(по шкале от 1 до 3) |
1. Достаточно ли было времени, проведенного Вами с молодым педагогом, для получения им необходимых знаний и навыков? | |
2. Насколько точно следовал Вашим рекомендациям молодой педагог? | |
3. В какой степени затраченное на наставничество время было посвящено проработке теоретических знаний? |
|
4. В какой степени затраченное на наставничество время было посвящено проработке практических навыков? |
|
5. Насколько, по Вашему мнению, молодой педагог готов к самостоятельному исполнению должностных обязанностей благодаря пройденному наставничеству? |
|
6. Каков на данный момент, на Ваш взгляд, уровень профессионализма молодого педагога? |
|
7. Какой из аспектов адаптации, на Ваш взгляд, является наиболее важным для молодого педагога при прохождении наставничества? |
|
Расставьте баллы от 1 до 3 для каждого из параметров: | |
– помощь при вхождении в коллектив, знакомство с принятыми правилами поведения; |
|
– освоение практических навыков работы; | |
– изучение теории, выявление пробелов в знаниях; | |
– освоение административных процедур и принятых правил делопроизводства |
|
8. Какой из используемых Вами методов обучения Вы считаете наиболее эффективным? |
|
Расставьте баллы от 1 до 3 для каждого из методов: | |
– самостоятельное изучение молодым педагогом материалов и выполнение заданий, ответы наставника на возникающие вопросы по электронной почте; | |
– в основном самостоятельное изучение молодым педагогом материалов и выполнение заданий, ответы наставника на возникающие вопросы по телефону; | |
– личные консультации в заранее определенное время; | |
– личные консультации по мере возникновения необходимости; | |
– поэтапный совместный разбор практических заданий. |
Ваши предложения по организации процесса наставничества образовательной организации:
_______________________________________________________________________
Анкета наставляемого 2
Анализ промежуточных результатов работы с наставником
Наставляемый: (Ф.И.О.) _____________________________________
(Ответьте на вопросы, как строилось Ваше взаимодействие с наставником.)
- Как Вы можете охарактеризовать периодичность общения с наставником? Отметьте подходящий вариант или напишите свой:
– каждый день;
– один раз в неделю;
– 2–3 раза в месяц;
– не встречались;
– другое___________________________________________________________
- Какое время в среднем в неделю у Вас уходило на общение с наставником?
– более 3 часов в неделю;
– 3–2 часа в неделю;
– 2–1 часа в неделю;
– менее часа в неделю;
– другое__________________________________________________________
- Всегда ли наставник мог дать понятные и применимые в деятельности ответы на Ваши вопросы?
– всегда;
– не всегда;
– никогда;
– другое_________________________________________________________
- Давал ли Вам наставник обратную связь по результатам работы, говорил ли о том, что Вы делаете правильно, неправильно, что нужно изменить, что можно улучшить?
– каждый раз;
– почти всегда;
– иногда;
– никогда;
– другое________________________________________________________
- Какие формы совместной работы с наставником были для Вас наиболее эффективными?
_______________________________________________________________________
- Какие формы совместной работы с наставником были для Вас менее эффективными?
_______________________________________________________________________
- Какие Ваши предложения/пожелания по организации работы с педагогом наставником на следующий период?
_______________________________________________________________________
Блок 3
Диагностическая карта оценки навыков специалиста
Наставляемый: (Ф.И.О.) _____________________________________
Наставник: (Ф.И.О.) ______________________________________________ Инструкция: Оцените навыки наставляемого по шкале:
3 – высокий уровень развития навыка;
2 – средний уровень развития навыка;
1 – развитие навыка не проявляется.
Подсчет баллов: поставьте галочку в столбце с цифрой, которая соответствует уровню развития навыка.
Интерпретация: посчитайте все галочки по каждому блоку навыков. Большинство выборов по шкале – уровень развития навыка.
Запишите вывод в конце карты.
№ | Прогностические навыки | Оценка | ||
1 | Осознает цель своей деятельности в виде программы личностных качеств, которые должны быть сформированы в каждом ребенке в процессе усвоения содержания ООП ОУ | 1 | 2 | 3 |
2 | Умеет проектировать и планировать развитие личных качеств ребенка в соответствии с периодами воспитательно-образовательного процесса по основным направлениям воспитания и обучения, которые прописаны в ООП ОУ | |||
3 | Умеет отбирать наиболее важный материал по усвоению каждой образовательной области ООП ОУ | |||
4 | Умеет отбирать дидактический материал и организовывать развивающую предметно-пространственную среду по интересам и возрасту детей | |||
5 | Умеет планировать деятельность детей и не нарушать свободу выбора ребенка | |||
Организаторские и коммуникативные навыки | ||||
1 | Умеет организовывать собственную деятельность по выполнению плана | |||
2 | Умеет находить себе помощников среди коллег и направлять их усилия | |||
3 | Умеет развивать познавательную активность и способности детей в процессе усвоения ООП ОУ | |||
4 | Умеет формировать коллектив детей и организовывать его деятельность, мотивировать детей общаться с педагогом и сверстниками | |||
5 | Устанавливает конструктивные отношения с родителями обучающихся для достижения целей развития и воспитания, которые прописаны в ООП ОУ | |||
6 | Умеет подходить к обучающемуся с верой в его лучшие качества | |||
7 | Умеет сочетать требования к детям и родителям с глубоким уважением к ним | |||
Аналитические навыки | ||||
1 | Умеет анализировать свою работу и соотносить результаты с поставленными целями по ООП ОУ | |||
2 | Умеет комплексно анализировать деятельность детей и уровень их навыков | |||
3 | Умеет перестраивать свою деятельность в соответствии с новыми условиями и задачами |
Вывод: _____________ обладает достаточной (недостаточной) компетенцией, чтобы полностью выполнять все обязанности самостоятельно. Профессиональные навыки наставляемого по окончании периода наставничества развиты на ____________ уровне.
Рекомендации: В дальнейшем ______________ необходимо продолжать развивать _________________ навыки, в особенности навыки __________________.
Анкета наставляемого 3
Показатели системы оценки
профессиональной деятельности наставляемого педагога
Наставляемый: (Ф.И.О.) _____________________________________
Инструкция: Оцените навыки наставляемого по шкале:
3 – высокий уровень развития навыка;
2 – средний уровень развития навыка;
1 – развитие навыка не проявляется.
Подсчет баллов: поставьте галочку в столбце с цифрой, которая соответствует уровню развития навыка.
Интерпретация: посчитайте все галочки по каждому блоку навыков. Большинство выборов по шкале – уровень развития навыка.
Запишите вывод в конце карты.
№ | Направление анкетирования | Оценка | ||
1 | 2 | 3 | ||
1 | Выполнение требований законодательных актов, нормативных документов в сфере образования. | |||
2 | Культура ведения документации. | |||
3 | Удовлетворение образовательных потребностей детей, родителей, общества. | |||
4 | Реализация современных образовательных программ, методик и технологий обучения и воспитания. | |||
5 | Использование в профессиональной деятельности информационных технологий | |||
6 | Комплексная система планирования образовательной деятельности, индивидуальное сопровождение воспитанника. | |||
7 | Использование инновационных форм, методов образования. | |||
8 | Создание современной развивающей предметно-пространственной среды, информационно-образовательной среды. | |||
9 | Обеспечение благоприятного микроклимата, психологического комфорта в детском коллективе. | |||
10 | Участие в инновационной работе. | |||
11 | Осуществление самообразования. | |||
12 | Профессиональная компетентность в вопросах воспитания и обучения детей. | |||
13 | Дисциплинированность и ответственность. | |||
14 | Достижения воспитанников. |
Вывод: _____________ обладает достаточной (недостаточной) компетенцией, чтобы полностью выполнять все обязанности самостоятельно. Профессиональные навыки наставляемого по окончании периода наставничества развиты на ____________ уровне.