Дополнительная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности для детей 3-4 лет “Маленькие логики”

ФИО: Панкратова Н.Н.
Свидетельство о публикации в электронном СМИ № AP-3594
Конкурс: Всероссийский профессиональный конкурс педагогического мастерства педагогов дополнительного образования «Эффективные педагогические практики и современные технологии работы с детьми в системе дополнительного образования детей»
Наименование конкурсной работы: Дополнительная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности для детей 3-4 лет "Маленькие логики"
Итоговая оценка: 1 место,  83 баллов(-а)



Управление образования администрации городского округа город Выкса Нижегородской области 

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 27 «Сказка»


Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

социально-гуманитарной направленности

«Маленькие логики»

Возраст обучающихся: 3 – 4 года

Срок реализации: 1 год

Автор-составитель: 

Панкратова Надежда Николаевна, 

педагог-психолог

Г.о.г. Выкса, 2023. 

Содержание

 

Раздел № 1 «Комплекс основных характеристик программы» 3

1.1. пояснительная записка 3

1.2. цель и задачи программы 6

1.3. содержание программы 6

1.4. планируемые результаты 8

Раздел № 2 «Комплекс организационно-педагогических условий» 8

2.1. календарный учебный график 8

2.2. условия реализации программы 11

2.3. формы аттестации 11

2.4. оценочные материалы 11

2.5. методические материалы 12

2.6. рабочие программы (модули) курсов, дисциплин программы 14

2.7. список литературы 21

 

Раздел № 1 «Комплекс основных характеристик программы»

1.1. Пояснительная записка

Дополнительная образовательная программа «Маленькие логики» относится к познавательному направлению социально-гуманитарной направленности, составлена с учетом основных принципов, требований к организации и содержанию к учебной деятельности в ДОУ, возрастных особенностях детей 3-4 лет. Разработана на основе методического обеспечения: развивающие альбомы «Блоки Дьенеша».-СПб.: Корвет, 2000; Комплекты карточек «Логико-малыш».- М.:Зимородок, 2016.

Актуальность:

Младший дошкольный возраст – это период наиболее интенсивного развития всех органов и систем организма ребенка, формирования разнообразных умений и поведения малыша. У детей трех лет быстро совершенствуется деятельность органов чувств, зрительные и слуховые восприятия. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, которое является фундаментом для умственного развития ребенка. Человечество выработало основные сенсорные эталоны, задача педагогов – передать этот опыт ребенку, научить его использовать этот опыт в дальнейшем. 

Отличительные особенности программы:

Занятия группы «Маленькие логики» создают условия для формирования у детей способности к саморазвитию. Все занятия основаны на упражнениях и заданиях, проводимых в форме игры, которые не только вызывают интерес своим содержанием и занимательной формой, но и побуждают детей рассуждать, мыслить, находить правильный ответ. Особое внимание уделено развитию у детей самостоятельности, наблюдательности, находчивости, сообразительности. Большое место на занятиях кружка занимают дидактические игры и упражнения с планшетами «Логико-малыш» и блоками Дьенеша. Они являются ценным средством развития умственной деятельности детей, активизируют психические процессы (внимание, мышление, память, воображение), вызывают интерес к процессу познания и, что очень важно, облегчают процесс усвоения знаний. Одним из необходимых условий их успешного развития и обучения является системность, т.е. система специальных игр и упражнений с последовательно развивающимся и усложняющимся содержанием, с дидактическими задачами, игровыми действиями и правилами. Отдельно взятые игры и упражнения могут быть очень интересны, но, используя их вне системы, нельзя достичь желаемого обучающего и развивающего результата.

Адресат программы: дети младшего дошкольного возраста 3-4 лет.

Возрастные особенности интеллектуальной сферы у младших дошкольников:

Младший дошкольный возраст характеризуется высокой интенсивностью физического и психического развития. С 3-4 лет происходят существенные изменения в характере и содержании деятельности ребенка, в отношениях с окружающими: взрослыми и сверстниками. Ведущий вид деятельности в этом возрасте – предметно-действенное сотрудничество.

 В игре, продуктивных видах деятельности (рисовании, конструировании) происходит знакомство ребенка со свойствами предметов, развиваются его восприятие, мышление, воображение. Трехлетний ребенок способен уже не только учитывать свойства предметов, но и усваивать некоторые общепринятые представления о разновидностях этих свойств – сенсорные эталоны формы, величины, цвета и др. Они становятся образцами, мерками, с которыми сопоставляются особенности воспринимаемых предметов.

В этом возрасте ребенок владеет огромным потенциалом, активно развиваются его познавательные способности. Ребенок учится понимать значения вопросов и соотносить их с предметами и явлениями окружающей среды, проявляет инициативу и самостоятельность во время выполнения заданий.

Достижения в психическом развитии ребенка создают благоприятные условия для существенных сдвигов в характере обучения. Появляется возможность перейти от форм обучения, основанных на подражании действиям взрослого, к формам, где взрослый в игровой форме организует самостоятельные действия детей, направленные на выполнение определенного задания.

Развивается память и внимание, продолжает развиваться наглядно-действенное мышление, начинает развиваться воображение.

По мере накопления опыта мышление ребенка все больше опирается на образы – представления о том, каким может быть результат того или иного действия. Основным видом мышления присущим ребенку дошкольного возраста, становиться наглядно-образное мышление. Благодаря этому дошкольник может «проделывать» реальные действия в уме. При этом он оперирует только единичными суждениями, так как к умозаключениям еще не готов. Ребенок оказывается способным не только объединять предметы по внешнему сходству (форма, цвет, величина), но и усваивать общепринятые представления о группах предметов (одежда, посуда, мебель). Резко возрастает любознательность детей. В этом возрасте происходят существенные изменения в развитии речи: значительно увеличивается запас слов, появляются элементарные виды суждений об окружающем, которые выражаются в достаточно развернутых высказываниях.

В трехлетнем возрасте в умственном развитии детей происходят большие перемены. В этот период у ребенка обычно завершается кризис трехлетнего возраста, появляется восприятие себя, как отдельной личности. Трехлетний ребенок переходит от предметно-действенного мышления и прямых манипуляций к наглядно-образному мышлению.

Благодаря стремительному развитию речи, малыш расширяет свой лексический запас, у него формируются первые грамматические конструкции. Ребенок учится сравнивать и обобщать, может анализировать не только реальные предметы, но и просто картинки. Он еще играет в простые игры (кубики, пирамидки, песочки), но уже появляются зачатки сюжетно-ролевых игр. Малыш постепенно учится заменять одни предметы на другие, играть «понарошку».

Раньше ребенок для решения задачи представлял себе в уме действия с предметами и их результат. Теперь же, с развитием знаковой системы понятий, он уже оперирует словами и числами, заменяя окружающие предметы понятиями. Эти новые возможности детского мозга называются отвлеченным мышлением, иначе логикой.

Особенность развития логики в 3-4 года проявляется в том, что мыслительный процесс носит эмоциональный характер. Он интересен и увлекателен для ребенка, который, играя, не вдаваясь в излишние подробности, стремиться к обоснованию, доказательству, поиску причин.

О развитии логического мышления у ребенка свидетельствует появление огромного количества вопросов – Почему? Как? Откуда? Зачем? и другие.

Многие психологи и педагоги, изучая данный вопрос, отмечают необходимость целенаправленно развивать у детей возможности интеллектуальной сферы, так как сам по себе набор мыслительных приемов, даже хорошо усвоенных, представляет собой лишь потенциал умственного развития, а не само развитие, которое возможно лишь при постоянной практике этих приемов.

Характеристика интеллекта:

В большом психологическом словаре понятие интеллект (от лат. intellectus — понимание, познание) трактуется как способность к осуществлению процесса познания и к эффективному решению проблемы. Выделяются общие и специальные способности человека. В основе общих способностей лежат, прежде всего, свойства ума, в связи с этим часто общие способности называют общими умственными способностями или интеллектом. Существует большое количество определений интеллекта, но на данный момент нет какой-либо общепринятой формулировки. В психологической литературе имеется, по меньшей мере, три значения понятия «интеллект»: 1) общая способность к познанию и решению проблем, определяющая успешность любой деятельности и лежащая в основе других способностей; 2) система всех познавательных способностей индивида (от ощущения до мышления); 3) способность к решению проблем без внешних проб и ошибок, противоположная способности к интуитивному познанию. 

С определением интеллекта как совокупности общих способностей связано множество работ таких ученых как С. Л. Рубинштейн, Б. М. Теплов, Б. Г. Ананьев, В. Н. Дружинин, по проблеме исследования интеллекта занимались в разное время Ф.Гальтон, Г.Айзенк, Ч. Спирман, Дж.Кеттелл. Но и на данный момент эта проблема не является до конца изученной и занимает большое значение в работах таких ученых как Ч. Э. Спирмен, Дж.П. Гилфорд, Дж. Кэттелл, В. Н. Дружинин. Исходя из анализа работ данных ученых, можно прийти к более общему определению интеллекта. 

В соответствии с воззрениями Ж. Пиаже процесс формирования интеллекта проходит ряд периодов, в течение которых происходит возникновение и развитие трех основных компонентов. На первой стадии формируются сенсомоторные структуры, на второй — формируются и приобретают соответствующий уровень структуры конкретных операций, после чего становится возможным формирование формальных операций.

Л. А. Венгер связывал интеллектуальное развитие с умением обобщать, сравнивать объекты, классифицировать их, выделять существенные признаки, определять причинно-следственные зависимости, делать выводы. 

Л. С. Выготский утверждал, что ведущими компонентами интеллектуального развития является приобретение системы знаний, накопление их фонда, формирование творческого мышления и усвоение способов познавательной деятельности, которые необходимы для получения нового опыта.

Социальная среда имеет большое влияние на развитие интеллекта ребенка. В процессе взаимодействия дошкольника с окружающим миром он овладевает речью, познавая установившуюся систему понятий. В итоге ребенком происходит овладение языка настолько, что он начинает использовать речь свободно в качестве средства общения. В наибольшей степени интеллектуальное развитие протекает под воздействием обучения и воспитания.

 

Особенности организации образовательного процесса – группы одного возраста, кружковое объединение, постоянный состав группы.

Объем программы – 60 академических часов 

Срок освоения – 8 мес.

Форма обучения – очная

Начало учебного года – 15.09.2023 

Окончание учебного года – 30.04.2024 

Продолжительность занятий – 30 минут (=1 акад.часу)

Промежуточная диагностика – сентябрь 

Итоговая диагностика – апрель

Периодичность проведения занятий: два раза в неделю

Место проведения – кабинет педагога-психолога

 

Законодательно-нормативное обеспечение программы:

Программа разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. А так же со следующими нормативными документами:

  • Федеральный закон № 279-ФЗ от 23.07.2013г. «Об образовании в Российской Федерации», 
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 09 ноября 2018г .№ 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
  • Санитарные нормы и правила, утвержденные совместным постановлением Министерства образования РФ и Госсанэпиднадзором СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
  • Устав МБДОУ.

Основные принципы программы:

  1. Принцип деятельности включает ребенка в познавательный процесс. 
  2. Принцип целостного представления о мире в деятельном подходе тесно связан с дидактическим принципом научности. У детей формируется личностное отношение к полученным знаниям и умение применять их в своей практической деятельности. 
  3. Принцип психологической комфортности предполагает снятие, по возможности, всех стрессообразующих факторов на занятиях кружка. 
  4. Принцип вариативности предполагает развитие у детей вариативного мышления, т. е. понимания возможности различных способов решения заданий и умения осуществлять систематический перебор материалов. 
  5. Принцип творчества (креативности) предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в деятельности детей, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности. 

 

Программа соответствует основным требованиям процесса обучения и воспитания: соответствует возрастным особенностям детей; предусматривает рациональный подбор форм, средств и методов, рациональную организацию занятий.

 

1.2. Цель и задачи программы

Цель программы – развитие интеллектуально – познавательных способностей детей четвертого года жизни посредством игр и игровых упражнений. 

Задачи программы

  • Создать условия для обогащения чувственного опыта, необходимого для полноценного восприятия окружающего мира, и накопления сенсорного опыта детей в ходе предметно-игровой деятельности через игры с дидактическим материалом – (методическое пособие «Логико-малыш», блоки Дьенеша).
  • Развивать познавательные процессы (внимание, память, мышление, воображение).
  • Способствовать формированию умения ориентироваться в различных свойствах предметов (цвете, величине, форме, количестве, положении в пространстве и пр.).
  • Способствовать развитию способности наглядного моделирования.
  • Способствовать воспитанию первичных волевых черт характера в процессе овладения целенаправленными действиями с предметами (умение не отвлекаться от поставленной задачи, доводить ее до завершения, стремиться к получению положительного результата и т.д.), эмоционально-положительное отношение к сверстникам в игре.
  • Способствовать развитию сенсорных способностей, мелкой моторики, формированию обследовательских навыков.
  • Развивать творческие способности детей.

 

1.3. Содержание программы

Учебный план

 

Предметы, разделы программы Кол-во часов Теоретическая часть Практическая часть Форма промежуточной аттестации
  1. Вводное занятие
1 1
  1. Раздел 1 

«Цвет»

6 6 Диагностика
  1. Итоговое занятие
1 1
  1. Раздел 2 

«Форма»

7 7
  1. Итоговое занятие
1 1
  1. Раздел 3 

«Размер»

7 7
  1. Итоговое занятие
1 1
  1. Раздел 4 

«Животные»

5 5
  1. Итоговое занятие
1 1
  1. Раздел 5

«Животные 2»

7 7
  1. Итоговое занятие
1 1
  1. Раздел 6

«Одежда»

7 7
  1. Итоговое занятие
1 1
  1. Раздел 6

«Одежда 2»

7 7
  1. Итоговое занятие
1 1
  1. Раздел 7

«Соответствия»

5 5 Диагностика
  1. Итоговое занятие
1 1
Итого: 60 60

 

Содержание учебно-тематического плана:

Комплексно-тематический план рассчитан на 1 учебный год (8 месяцев). 

Занятия в группе проводятся 2 раза в неделю, 8 занятий в месяц. Продолжительность занятий 30 минут.

Краткое описание разделов и тем занятий (последующие темы добавляются к предыдущим):

Раздел 1. Цвет. 

 Цель – учить детей узнавать, различать и назвать основные цвета (красный, желтый, зеленый, синий, оранжевый, фиолетовый), выбирать целое изображение (фигуру) заданного цвета или его части, сравнивать и группировать по данному признаку. 

 Игры и упражнения: Какой цвет, дорожки, составь пары, покажи такую же, найди две одинаковые, чего не стало, что изменилось, где – чья шапочка, завяжи куклам бантики, поставь машину в гараж, цветные загадки, цветочные полянки, подбери ленточки, где чей, разложи в корзинки, собери цепочку.

Раздел 2. Форма

 Цель – учить детей узнавать, различать и назвать основные формы (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник), выбирать фигуру заданной формы, сравнивать и группировать по данному признаку. 

 Игры и упражнения: нарисуй круг, соедини по точкам, пряничный домик, чудесный мешочек, игра с 2 обручами, покажи такую же, найди две одинаковые, чудесный мешочек, угадай фигуру, бусы для мамы, по дорожке, сказочное солнышко, пряничный домик.

Раздел 3. Размер

Цель – учить детей узнавать, различать и назвать размер (большой, маленький), выбирать фигуру заданной формы, сравнивать и группировать по данному признаку. 

 Игры и упражнения: покажи такую же, найди две одинаковые, парусники, бабочки-красавицы, я на скрипочке играю, домики, лесные лужайки, парусники, продолжи дорожку, угости матрешек печеньем, украсим елку, что лишнее.

Раздел 4. Животные часть 1

 Цель – начальная систематизация животного мира. Способствовать обогащению словарного запаса, расширять бытовые знания детей.

 Игры и упражнения на оперирование обобщающими понятиями: сравни окраску, где чей хвост, найди пары; заяц с шариками, собачка, слон, где – чей детеныш, лисичка.

Раздел 5. Животные часть 2

Цель – начальная систематизация животного мира (дикие, домашние животные). Способствовать обогащению словарного запаса, расширять бытовые знания детей, закрепление полученных знаний.

Игры и упражнения на оперирование обобщающими понятиями: найди два силуэта, найди пары, где чей детеныш, кто какую пользу приносит; кошечка, мишка, зайка, гусеница.

Раздел 6. Одежда часть 1. 

Цель – активизация практического опыта ребенка, систематизация, расширение и углубление знаний по теме «Одежда». Способствовать обогащению словарного запаса, установлению причинно-следственных связей.

Игры и упражнения на оперирование обобщающими понятиями: какие вещи ты видишь в шкафу, помоги девочке одеться, найди пару, как кто будет выглядеть, почему по-разному одеты; девочка (игрушка), мальчик (человек).

Раздел 7. Одежда часть 2. 

Цель – активизация практического опыта ребенка, систематизация, расширение и углубление знаний по теме «Одежда». Способствовать обогащению словарного запаса, установлению причинно-следственных связей. Закрепление полученных знаний.

Игры и упражнения на оперирование обобщающими понятиями: что где лежит, наведи порядок, в какое время года так гуляют, помоги одеться; снеговик, клоун, подбери лоскуток.

Раздел 8. Соответствия. 

 Цель – распределение предметов и явлений по категориям. Способствовать расширению бытовых знаний детей. Развивать воображение.

 Игры и упражнения: сравни по цвету, подбери пары по назначению, сравни по форме, сравни по величине, где – чьи игрушки, из какой кладовки запасы, магазин, логический поезд.

 

1.4. Планируемые результаты

Результатом учебной программы по интеллектуальному развитию детей 3-4 лет следует считать:

  • Повышение уровня интеллектуального развития младших дошкольников
  • Развитие умения выделять в геометрических фигурах одновременно три признака цвета, формы и величины.
  • Развитие способности анализировать, классифицировать, систематизировать, сравнивать.
  • Развитие обобщающих понятий: цвет, геометрические фигуры, игрушки, домашние и дикие животные, одежда.
  • Развитие способности действия наглядного моделирования, умения давать характеристику с помощью наглядных моделей.
  • Развитие способности конструировать по цветной схеме, карточке.
  • Развитие умения сосредоточивать внимание на предметах и явлениях.
  • Развитие основ произвольной памяти.

Раздел № 2 «Комплекс организационно-педагогических условий»

2.1. календарный учебный график программы «Маленькие логики» 

на 2023-2024уч.год

Начало учебного года – 15.09.2023

Окончание учебного года – 30.04.2024 

Продолжительность занятий – 30 минут 

Форма обучения – очная

Промежуточная диагностика – сентябрь 

Итоговая диагностика – апрель 

Периодичность проведения занятий: два раза в неделю

Место проведения – кабинет педагога-психолога

Кол-во часов – 60 акад.ч.

 

Гр. № 1, 2

Время проведения: понедельник, среда

 

Месяц 09 10 11 12 01 02 03 04
К-во занятий 4 9 8 8 7 8 8 8

2023г. – 29 занятий

2024г. – 31 занятий

 

Гр. № 3, 4

Время проведения: вторник, четверг

 

Месяц 09 10 11 12 01 02 03 04
К-во занятий 4 9 9 7 7 8 8 8

2023г. – 29занятий

2024г. – 31 занятий

 

Выходные-праздничные дни: 6.11.23г., 1 – 8.01.24, 23.02.24г., 8.03.24г.

 

Итого: 8 месяцев

60 занятий


Предметы, разделы программы Недели
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30
  1. Вводное занятие
1
  1. Раздел 1 

«Цвет»

1 2 2 1
  1. Итоговое занятие
1
  1. Раздел 2 

«Форма»

2 2 2 1
  1. Итоговое занятие
1
  1. Раздел 3 

«Размер»

2 2 2 1
  1. Итоговое занятие
1
  1. Раздел 4 

«Животные»

2 2 1
  1. Итоговое занятие
1
  1. Раздел 5

«Животные 2»

2 2 2 1
  1. Итоговое занятие
1
  1. Раздел 6

«Одежда»

2 2 2 1
  1. Итоговое занятие
1
  1. Раздел 6

«Одежда 2»

2 2 2 1
  1. Итоговое занятие
1
  1. Раздел 7

«Соответствия»

2 2 1
  1. Итоговое занятие
1
Итого: 60 часов


2.2. условия реализации программы

Группа комплектуется с согласия родителей (законных представителей). Наполняемость группы – 6-9 человек.

Материально-техническое обеспечение:

Для занятий необходимы: столы детские, стулья детские. На занятиях используются: мяч, дидактические игры, коврограф «Ларчик», доска магнитно-маркерная, планшеты «Логико-малыш», блоки Дьенеша, шарики Су-Джок, подручные материалы для поделок.

Занятия проводятся в кабинете педагога-психолога.

Информационное обеспечение: аудиомагнитола, ноутбук. 

Кадровое обеспечение: педагог-психолог высшей кв.категории Панкратова Н.Н.

 

2.3. Формы аттестации

 

Для эффективного развития ребенка в мыслительной деятельности необходимо отслеживать влияние занятий на ребенка. Результаты исследования позволяют педагогу грамотно развивать ребенка в соответствии с его индивидуальными возможностями, видеть результат своей деятельности и вносить коррективы в перспективное планирование. 

Промежуточная аттестация проходит в форме диагностического исследования, которое проводится в начале и конце учебного года с использованием таких методов как беседа с родителями, диагностические игровые упражнения.

Способ проверки результатов работы: наблюдение, итоговые занятия после изучения каждого раздела, самоанализ результатов по усвоению знаний, умений, навыков грамматических понятий. 

Основная задача мониторинга заключается в том, чтобы определить степень положительной динамики познавательного развития, в рамках освоения ребенком программы дополнительного образования по интеллектуальному развитию «Маленькие логики».

 

2.4. Оценочные материалы

 

Уровни освоения программы.

Низкий. 

Ребенок выделяет идентичный предмет (находит такой же), называет, отвечает на вопросы взрослого о размере, форме предмета. Сравнивает, выделяет некоторые отношения, в основном количественные, только по подсказке взрослого. На заданный после изменения расположения 3-4 предметов вопрос: “Их столько же или стало больше?”- не отвечает или дает неправильный ответ.

Средний. 

Ребенок называет форму предметов, геометрических фигур, группирует их. Правильно располагает предметы с целью сравнения по количеству, размеру. При определении результатов сравнения допускает ошибки, исправляет их по просьбе взрослого. Затрудняется пояснить свои действия; осуществляя заданную последовательность (цепочку) игровых или практических действий, допускает ошибки.

Высокий. 

Ребенок выделяет и называет несколько свойств предметов, находит предмет по указанным свойствам, сравнивает и обобщает. Самостоятельно выявляет отношения равенства и неравенства путем практического сравнения, зрительного восприятия, пользуется словами: больше чем…, короче чем… Видит неизменность количества на группах в 3-4 предмета, сам раскладывает их по-иному, обобщает по количеству, сосчитывает. Активно пользуется числами, словами “сначала”, “потом”; поясняет последовательность действий. Инициативен, проявляет интерес к играм на видоизменение фигур, составление силуэтов.

 

2.5. Методические материалы

 

Организация образовательного процесса: очно.

Методы обучения: 

  • словесный
  • наглядный
  • практический
  • игровой
  • объяснительно – иллюстративный (воспринимают и усваивают готовую информацию)
  • репродуктивный (воспроизводят освоенные способы деятельности)
  • частично-поисковый (решение поставленной задачи совместно с педагогом)
  • исследовательский (самостоятельная творческая работа).

 

Методы воспитания:

  • убеждение, 
  • поощрение, 
  • упражнение, 
  • стимулирование, 
  • мотивация и др.

 

Формы организации образовательного процесса:

  • фронтальная (одновременно со всей подгруппой).
  • -индивидуально – фронтальная (чередование индивидуальных и фронтальных форм работы).
  •  подгрупповая (работа в парах).
  • -индивидуальная (выполнение заданий, решение проблем).

 

Форма организации учебного занятия:

  • Практическое занятие
  • Творческая мастерская
  • Открытое занятие

Педагогические технологии:

  • технология индивидуализации обучения, 
  • технология группового обучения, 
  • технология модульного обучения, технология дифференцированного обучения, 
  • технология разноуровневого обучения, 
  • технология развивающего обучения, 
  • технология проблемного обучения, 
  • технология игровой деятельности, 
  • коммуникативная технология обучения, 
  • технология педагогической мастерской, 
  • технология образа и мысли, здоровьесберегающая технология

Алгоритм учебного занятия: 

Структурно каждая игра-занятие включает 2-3 игры, разной степени подвижности и насыщенности познавательным содержанием, среди них обязательна игра на развитие мыслительной деятельности: умения анализировать, сравнивать, обобщать; освоение практических способов уравнивания, группировки, воссоздания и др. Игры и упражнения повторяются, варьируются, усложняются, обеспечивается смена дидактического материала.

 

Каждое занятие состоит:

  1. Вводная часть – ритуал приветствия, упражнение на развитие мелкой моторики
  2. Основная часть
    1. Игра на развитие ВПФ
    2. Песенка-игра Железновой Е.
    3. Игра с блоками Дьенеша или с планшетом «Логико-малыш» 
    4. Логоритмическая физкультминутка
    5. Игра на развитие мелкой моторики
  3. Заключительная часть – подведение итогов, ритуал прощания

 

По окончанию каждой темы, проводится занятие с продуктивной деятельностью по пройденной теме.

2.6. Рабочая программа

Наименование разделов Неделя № занятия Содержание, 

методическое обеспечение

Вводное занятие 1
Знакомство с кабинетом, друг с другом, 

Железнова «Листочки»

Знакомство с блоками Дьенеша, с планшетом «Логико-малыш»

Игра «Зайки» (день-ночь)

«Цвет, классификация по одному признаку»
Красный, синий

Знакомство с ученым котом Яшей

Железнова «Листочки» (по цвету)

Покажи такую же (БД)

Дорожки (к-с-ж-к-с-ж) (БЛ)

«Ладушки» ([6]стр 7)

Подбери цвет (ЛМ)

2
Зеленый, желтый

Какой цвет? (игра «Развиваем память – 6 цветов)

Железнова «Листочки» (по половому признаку)

Найди две одинаковые (БД)

Составь пары (БД)

«Ладушки» ([6]стр 7) 

«Где, чья шапочка?» (ЛМ) [9, с.3]

Оранжевый, фиолетовый

Какой цвет? (игра «Развиваем память – 10 цветов)

чего не стало (БД)

Железнова «Листочки» (различные варианты)

 «Завяжи куклам бантики» (ЛМ) [9, с.2]

«Ладушки» ([6]стр 7)

Игра с досками-вкладышами (цветные геометрические фигуры – большой-маленький)

3
Запоминайка – цвет (игра «Развиваем память – 10 цветов)

Железнова «Мы ногами топ-топ»

Загадки о цвете

Картинки-невидимки (свечные рисунки)

Тихо-громко» ([6]стр 63)

«Предметы» (игра «Развиваем память – 8 предметов)

Цветочные полянки (БД)

Железнова «Мы ногами топ-топ»

 «Палитра» (ЛМ) [12, с.3]

«Тихо-громко» [6стр 63]

Игра с досками-вкладышами (цветные геометрические фигуры – большой-маленький)

4
Запоминайка – предметы (игра «Развиваем память – 10 предметов)

Где чей?

Железнова «Мы ногами топ-топ»

подбери ленточки (БД)

Разложи в корзинки (по цвету) БД)

«Тихо-громко» ([6]стр 63)

«Поставь машинку в гараж» (ЛМ) [9, с.4]

Итоговое занятие
Продуктивное творчество «Радуга»

Железнова «Мы ногами топ-топ»

«Форма, классификация по одному, двум признакам». 1
Цветные предметы (игра «Развиваем память – 10 предметов)

Круг (беседа) [3]

Покажи такую же (БД)

Нарисуй круг в воздухе

Железнова «Разминка»

Бусы для мамы (БД) [2]

«Птичка» ([6]стр 50)

«Волшебный мешочек» – спинеры

«Запоминайка – цветные предметы» (игра «Развиваем память – 10 предметов)

Квадрат (беседа) [3]

Найди две одинаковые (БД)

Железнова «Разминка»

 «По дорожке» [2,c.5] (БД)

«Птичка» ([6]стр 50)

Соедини по точкам – квадрат

2
«Найди такие же – цвет+ предмет» (игра «Развиваем память – 10 предметов)

Треугольник (беседа) [3]

Угадай фигуру (цвет, форма) (БД)

Железнова «Разминка»

 «Сказочное солнышко» [2]

«Птичка» ([6]стр 50)

Соедини по точкам – треугольник

«Найди такие же – цвет+ предмет 2» (игра «Развиваем память – 10 предметов)

Прямоугольник (беседа) [3]

Чудесный мешочек – фигуры (БД)

Железнова «Разминка»

 «Пряничный домик» [2] (БД)

«Птичка» ([6]стр 50)

Соедини по точкам  фигуры

3
«Найди такие же – цвет+ предмет+цветной предмет» (игра «Развиваем память – 10 предметов)

Чудесный мешочек – фигуры (БД)

Загадки о фигурах

Железнова «Тук-ток»

«Логические пары: форма» [16, c.6] ЛМ

«Еду к бабе, к деду» [6,c.65]

Игра «Мышки»

«Найди такие же – цвет+ предмет+цветной предмет» (игра «Развиваем память – 10 предметов)

 «Запутанные дорожки – Подбери фигуру» (БД)

Железнова «Тук-ток»

«Подбери форму» (ЛМ)

«Еду к бабе, к деду» [6,c.65]

 «Веселые прищепки»

4
«Найди такие же – цвет+ предмет+цветной предмет» (игра «Развиваем память – 10 предметов)

«Птичка» [2] (БД)

Железнова «Тук-ток»

 Игра с двумя обручами (цвет, форма)

«Еду к бабе, к деду» [6,c.65]

Игра с крупами «Золушка»

Продуктивная деятельность – Дерево из тыквенных семечек

Железнова «Тук-ток»

«Размер, классификация по одному, двум и трем признакам». 1
«Разложи на группы – цвет» (игра «Развиваем память – 10 предметов)

покажи такую же (БД)

продолжи дорожку (БД)

Железнова «Рисование»

«Парусники» БД

 «Падает снежок» ([6]стр 34)

Игра «Мышки»

«Разложи на группы – цвет» (игра «Развиваем память – 10 предметов)

«Домики»: найди две одинаковые – цвет, форма (БД)

что лишнее: цвет, форма (БД)

Железнова «Рисование»

«Собери пирамидку» [13,c.16]

«Падает снежок» ([6]стр 34)

Игра «Собери цепочку»

2
«Разложи на группы – предметы» (игра «Развиваем память – 10 предметов)

угости матрешек печеньем БД

Железнова «Рисование»

бабочки-красавицы БД [2]

«Падает снежок» ([6]стр 34)

Игра «Собери цепочку»

«Что изменилось?» (игра «Развиваем память – 10 предметов) 

Разноцветные зайчата БД [2]

Железнова «Рисование» 

Игра с символьными кубиками (цвет, размер) БД

 «Падает снежок» ([6]стр 34)

«Волшебный мешочек» – спинеры

3
«Что изменилось?» (игра «Развиваем память»)

Дорожка (БД)

Домики (БД)

Железнова «Мороз»

«Один-много: игрушки» ЛМ

Игра «Собери цепочку»

«Елочка» ([6]стр 45)

«Чего не стало?» (игра «Развиваем память»)

лесные лужайки БД [2]

Железнова «Мороз»

Что больше [13, с.12]

Коврограф «Ларчик» игра «Полянка»

 «Елочка» ([6]стр 45)

Игра «Угадай на ощупь»

4
«Чего не стало?» (игра «Развиваем память»)

Украсим елку БД 

Железнова «Мороз»

Один-много: посуда ЛМ

 «Елочка» ([6]стр 45)

Игра «Угадай на ощупь»

Продуктивная деятельность – Елочка из подручных материалов

Железнова «Мороз»

Животные часть 1 2
«Ассоциации» (игра «Развиваем память»)

Кто это? (угадай животных по их силуэтам)

Собачка [1] БД

Железнова «Лягушата»

Найди силуэт [11, c.4] ЛМ

«Зайка» ([6]стр 10)

Игра «Мышки»

«Ассоциации» (игра «Развиваем память»)

Слон [1] БД

Железнова «Лягушата»

Где чей детеныш [16, c.3] ЛМ

«Зайка» ([6]стр 10)

Игра-пазл «Где чей домик?»

3
«Ассоциации» (игра «Развиваем память»)

Лисичка [8, c.2] БД

Железнова «У жирафов»

Где чей узор [10, c.2] ЛМ

 «Зайцы и волк» [6, с. 42]

Игра-пазл «Где чей домик?»

«Ассоциации 2» (игра «Развиваем память»)

заяц с шариками [1] БД

Железнова «У жирафов»

Кто как передвигается [11, c.6] ЛМ

«Зайцы и волк» [6, с. 42]

Игра «Собери цепочку»

4
«Вспомни цвет» (игра «Развиваем память»)

найди пары (БД)

Животные по замыслу(БД)

Железнова «Червяки»

У кого такая одежда [10, c.1]

 «Зайцы и волк» [6, с. 42]

Презентация-игра су-джок «Ежик на прогулке»

Продуктивная деятельность – Овечка из подручного материала

Железнова «Червяки»

Животные часть 2 1
«Вспомни цвет» (игра «Развиваем память»)

Цыпленок [1] (БД)

Железнова «Лягушата»

Где чей хвост [10, c.3] ЛМ

«Котик» ([6]стр 32)

Игра с прищепками «Кто что ест»

«Вспомни цвет 2» (игра «Развиваем память»)

Кошечка [1, c.7] БД

Железнова «Лягушата»

Побери пару: домашние животные (ЛМ)

 «Котик» ([6], стр 32)

4 лишний

2
«Найди пару» (игра «Развиваем память»)

Крокодил ([8], c.6) БД

Железнова «У жирафов»

Найди пары ([11], c.5) ЛМ

«Коготки» ([6]стр 73)

Собери картинку

«Найди пару 2» (игра «Развиваем память»)

Мишка ([1], c.8) БД

Железнова «У жирафов»

Подбери пары: дикие животные ЛМ

 «Коготки» ([6]стр 73)

4 лишний

3
«Сравнение» (игра «Развиваем память»)

Бегемот ([8], c.7) БД

Железнова «Червяки»

где чей детеныш ([11], c.1) ЛМ

«Бобик» ([6]стр 71)

Собери картинку

«Сравнение 2» (игра «Развиваем память»)

Лошадка [8, c.12] БД

Железнова «Червяки»

Логическая задача 

 «Бобик» ([6]стр 71)

4 лишний

4
«Скоростное сравнение» (игра «Развиваем память»)

Петух [8, c.8] БД

Железнова «Червяки»

Логическая задача 

«Бобик» ([6]стр 71)

Кто-где живет[13, c.12]

Продуктивная деятельность – Гусеница из крышек

Железнова «Червяки»

Одежда часть 1. 1
«Скоростное сравнение 2» (игра «Развиваем память»)

Девочка (игрушка) [1] БД

Железнова «Шарики» с Су-Джок

Беседа Кто во что одет? (мальчики, девочки)

Один-много: одежда (ЛМ)

 «Дождик» ([6]стр 95)

«Вспомни предмет» (игра «Развиваем память»)

Мальчик (человек) [1] БД

Железнова «Шарики» с Су-Джок

Кто во что одет? [15, c.4] ЛМ

«Дождик» ([6]стр 95)

2
«Вспомни предмет 2» (игра «Развиваем память»)

Изучение схем БД

Дорожки по схеме БД

Железнова «Шарики» с Су-Джок

какие вещи ты видишь в шкафу [15, c.3] ЛМ

«Дождик» ([6]стр 95)

«Построй ряд» (игра «Развиваем память»)

Дорожки по показу детей (взрослый рисует схему)

Железнова «Шарики» с Су-Джок

помоги девочке одеться[14, c.3]

«Дождик» ([6]стр 95)

3
«Построй ряд» (игра «Развиваем память»)

Клоун [1, c.12] БД

Железнова «Помощники»

найди пару [14, c.4] ЛМ

Шарики Су-джог

Коврограф: найди одинаковые

«Дополни историю» (игра «Развиваем память»)

Дорожки по показу детей (взрослый рисует схему)

Железнова «Помощники»

Как кто будет выглядеть [14, c.1] ЛМ

«Поиски игрушек»

4
«Дополни историю» (игра «Развиваем память»)

Что для кого?

Железнова «Помощники»

почему по-разному одеты

Шарики Су-джог

Одень девочку (мальчика)

Матрешка из подручного материала

Железнова «Помощники»

Одежда часть 2. 1
«Сочини историю» (игра «Развиваем память»)

Дорожки по показу детей (каждый ребенок рисует часть схемы)

Железнова «Весна» 

Снеговик [1, c.4] БД

 «Ручеек-журчалочка» ([6]стр 82)

«Сочини историю» (игра «Развиваем память»)

Дорожки по показу детей (каждый ребенок рисует часть схемы)

Железнова «Весна» 

Игра «Дубль»

«Ручеек-журчалочка» ([6]стр 82) 

2
«Сочини историю» (игра «Развиваем память»)

2 дорожки по показу детей (каждый ребенок рисует часть схемы)

Железнова «Весна» 

Волчки

4 лишний

Взаимомассаж «Дождик»

Игра «Дартс»

«Сочини историю» (игра «Развиваем память»)

Дорожки с помощью кубиков БД

Железнова «Весна» 

Наведи порядок [15, c.2] ЛМ

3 лишний

Взаимомассаж «Дождик»

Коврограф: Чего не стало

3
Человек по замыслу детей БД 

Железнова «Цветок» с Су-джог

Подбери лоскуток [14, c.5] ЛМ

Взаимомассаж «Дождик»

Игра «Что личнее?»

Картина по замыслу детей БД 

Железнова «Цветок» с Су-джог

Помоги одеться

Взаимомассаж «Дождик»

Игра «Найди пару»

4
Железнова «Цветок» с Су-джог

логический поезд БД

Взаимомассаж «Дождик»

 «Волшебные картинки» (восковые рисунки)

«Кукла из подручного материала

Железнова «Цветок» с Су-джог

Соответствия. 1
Железнова «Котик»

сравни по цвету

сравни по форме

Марш [6, c.30]

Из какой кладовки запасы [16, c.6]

где, чьи игрушки

Подбери пары по назначению [8, c.4] коврограф

Железнова «Твоя ладошка»

Логические пары: умозаключения (ЛМ)

Кто, кого боится [18, c.44] 

Марш [6, c.30]

Дорисуй рисунок

2
Игры с символьными кубиками БД

Железнова «Твоя ладошка»

Магазин БД [7]

Логические пары: противоположности (ЛМ)

Марш [6, c.30]

Логические загадки

Угощения для медвежат [7] БД

Логические загадки 

Железнова «Твоя ладошка»

Забавные небылицы

Марш [6, c.30]

Игра «Коврики»

3
Забавные небылицы

Логические загадки 

Железнова «Твоя ладошка»

Магазин БД [7]

Логические пары: признаки (ЛМ)

Марш [6, c.30]

Игра «Мышки»

Веер «Полянка» из подручных материалов

Железнова «Твоя ладошка»

 

  1. Список литературы

 

  1. Блоки Дьенеша для самых маленьких.-СПб.: Корвет, 2000
  2. Блоки Дьенеша для малышей: маленькие логики.-СПб.: Корвет, 2000
  3. Дидактические карточки: геометрические формы.- М.: Маленький гений, 2000
  4. Дидактические карточки: домашние животные.- М.: Маленький гений, 2000
  5. Еромыгина М.В. Картотека упражнений для самомассажа пальцев и кистей рук. Зрительная гимнастика.- СПб.: Детство-пресс, 2018
  6. Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 2-3 лет.- М.:сфера, 2008
  7. Лелявина Н.О., Финкельштейн Б.Б. Давайте вместе поиграем. Игры с логическими блоками Дьенеша.-СПб.: Корвет, 2000
  8. Лепим нелепицы: творчество, мышление, речь.- СПб.: Корвет, 2000
  9. Лыкова И.А., Мальцева И.В. Логико-малыш: Цвет в игрушках.- М.:Зимородок, 2016
  10. Лыкова И.А. Логико-малыш: Животные (1).- М.:Зимородок, 2016
  11. Лыкова И.А. Логико-малыш: Животные (2).- М.:Зимородок, 2016
  12. Лыкова И.А., Мальцева И.В. Логико-малыш: Цвет в природе.- М.:Зимородок, 2016
  13. Логика. 3-4 года.-М.: Хайтбер-пресс, 2007
  14. Мальцева И.В., ФимменМ.  Логико-малыш: Наша одежда (1).- М.:Зимородок, 2016
  15. Мальцева И.В., ФимменМ. Логико-малыш: Наша одежда (2).- М.:Зимородок, 2016
  16. Протасова Е.Ю. Логико-малыш: На земле и под землей.- М.:Зимородок, 2016
  17. Протасова Е.Ю. Логико-малыш: Соответствия.- М.:Зимородок, 2016
  18. Развивающая игра для дошкольников «Найди четвертый лишний»