Управление образования администрации городского округа город Выкса Нижегородской области
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 27 «Сказка»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
социально-гуманитарной направленности
«Маленькие логики»
Возраст обучающихся: 3 – 4 года
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель:
Панкратова Надежда Николаевна,
педагог-психолог
Г.о.г. Выкса, 2023.
Содержание
Раздел № 1 «Комплекс основных характеристик программы» 3
1.1. пояснительная записка 3
1.2. цель и задачи программы 6
1.3. содержание программы 6
1.4. планируемые результаты 8
Раздел № 2 «Комплекс организационно-педагогических условий» 8
2.1. календарный учебный график 8
2.2. условия реализации программы 11
2.3. формы аттестации 11
2.4. оценочные материалы 11
2.5. методические материалы 12
2.6. рабочие программы (модули) курсов, дисциплин программы 14
2.7. список литературы 21
Раздел № 1 «Комплекс основных характеристик программы»
1.1. Пояснительная записка
Дополнительная образовательная программа «Маленькие логики» относится к познавательному направлению социально-гуманитарной направленности, составлена с учетом основных принципов, требований к организации и содержанию к учебной деятельности в ДОУ, возрастных особенностях детей 3-4 лет. Разработана на основе методического обеспечения: развивающие альбомы «Блоки Дьенеша».-СПб.: Корвет, 2000; Комплекты карточек «Логико-малыш».- М.:Зимородок, 2016.
Актуальность:
Младший дошкольный возраст – это период наиболее интенсивного развития всех органов и систем организма ребенка, формирования разнообразных умений и поведения малыша. У детей трех лет быстро совершенствуется деятельность органов чувств, зрительные и слуховые восприятия. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, которое является фундаментом для умственного развития ребенка. Человечество выработало основные сенсорные эталоны, задача педагогов – передать этот опыт ребенку, научить его использовать этот опыт в дальнейшем.
Отличительные особенности программы:
Занятия группы «Маленькие логики» создают условия для формирования у детей способности к саморазвитию. Все занятия основаны на упражнениях и заданиях, проводимых в форме игры, которые не только вызывают интерес своим содержанием и занимательной формой, но и побуждают детей рассуждать, мыслить, находить правильный ответ. Особое внимание уделено развитию у детей самостоятельности, наблюдательности, находчивости, сообразительности. Большое место на занятиях кружка занимают дидактические игры и упражнения с планшетами «Логико-малыш» и блоками Дьенеша. Они являются ценным средством развития умственной деятельности детей, активизируют психические процессы (внимание, мышление, память, воображение), вызывают интерес к процессу познания и, что очень важно, облегчают процесс усвоения знаний. Одним из необходимых условий их успешного развития и обучения является системность, т.е. система специальных игр и упражнений с последовательно развивающимся и усложняющимся содержанием, с дидактическими задачами, игровыми действиями и правилами. Отдельно взятые игры и упражнения могут быть очень интересны, но, используя их вне системы, нельзя достичь желаемого обучающего и развивающего результата.
Адресат программы: дети младшего дошкольного возраста 3-4 лет.
Возрастные особенности интеллектуальной сферы у младших дошкольников:
Младший дошкольный возраст характеризуется высокой интенсивностью физического и психического развития. С 3-4 лет происходят существенные изменения в характере и содержании деятельности ребенка, в отношениях с окружающими: взрослыми и сверстниками. Ведущий вид деятельности в этом возрасте – предметно-действенное сотрудничество.
В игре, продуктивных видах деятельности (рисовании, конструировании) происходит знакомство ребенка со свойствами предметов, развиваются его восприятие, мышление, воображение. Трехлетний ребенок способен уже не только учитывать свойства предметов, но и усваивать некоторые общепринятые представления о разновидностях этих свойств – сенсорные эталоны формы, величины, цвета и др. Они становятся образцами, мерками, с которыми сопоставляются особенности воспринимаемых предметов.
В этом возрасте ребенок владеет огромным потенциалом, активно развиваются его познавательные способности. Ребенок учится понимать значения вопросов и соотносить их с предметами и явлениями окружающей среды, проявляет инициативу и самостоятельность во время выполнения заданий.
Достижения в психическом развитии ребенка создают благоприятные условия для существенных сдвигов в характере обучения. Появляется возможность перейти от форм обучения, основанных на подражании действиям взрослого, к формам, где взрослый в игровой форме организует самостоятельные действия детей, направленные на выполнение определенного задания.
Развивается память и внимание, продолжает развиваться наглядно-действенное мышление, начинает развиваться воображение.
По мере накопления опыта мышление ребенка все больше опирается на образы – представления о том, каким может быть результат того или иного действия. Основным видом мышления присущим ребенку дошкольного возраста, становиться наглядно-образное мышление. Благодаря этому дошкольник может «проделывать» реальные действия в уме. При этом он оперирует только единичными суждениями, так как к умозаключениям еще не готов. Ребенок оказывается способным не только объединять предметы по внешнему сходству (форма, цвет, величина), но и усваивать общепринятые представления о группах предметов (одежда, посуда, мебель). Резко возрастает любознательность детей. В этом возрасте происходят существенные изменения в развитии речи: значительно увеличивается запас слов, появляются элементарные виды суждений об окружающем, которые выражаются в достаточно развернутых высказываниях.
В трехлетнем возрасте в умственном развитии детей происходят большие перемены. В этот период у ребенка обычно завершается кризис трехлетнего возраста, появляется восприятие себя, как отдельной личности. Трехлетний ребенок переходит от предметно-действенного мышления и прямых манипуляций к наглядно-образному мышлению.
Благодаря стремительному развитию речи, малыш расширяет свой лексический запас, у него формируются первые грамматические конструкции. Ребенок учится сравнивать и обобщать, может анализировать не только реальные предметы, но и просто картинки. Он еще играет в простые игры (кубики, пирамидки, песочки), но уже появляются зачатки сюжетно-ролевых игр. Малыш постепенно учится заменять одни предметы на другие, играть «понарошку».
Раньше ребенок для решения задачи представлял себе в уме действия с предметами и их результат. Теперь же, с развитием знаковой системы понятий, он уже оперирует словами и числами, заменяя окружающие предметы понятиями. Эти новые возможности детского мозга называются отвлеченным мышлением, иначе логикой.
Особенность развития логики в 3-4 года проявляется в том, что мыслительный процесс носит эмоциональный характер. Он интересен и увлекателен для ребенка, который, играя, не вдаваясь в излишние подробности, стремиться к обоснованию, доказательству, поиску причин.
О развитии логического мышления у ребенка свидетельствует появление огромного количества вопросов – Почему? Как? Откуда? Зачем? и другие.
Многие психологи и педагоги, изучая данный вопрос, отмечают необходимость целенаправленно развивать у детей возможности интеллектуальной сферы, так как сам по себе набор мыслительных приемов, даже хорошо усвоенных, представляет собой лишь потенциал умственного развития, а не само развитие, которое возможно лишь при постоянной практике этих приемов.
Характеристика интеллекта:
В большом психологическом словаре понятие интеллект (от лат. intellectus — понимание, познание) трактуется как способность к осуществлению процесса познания и к эффективному решению проблемы. Выделяются общие и специальные способности человека. В основе общих способностей лежат, прежде всего, свойства ума, в связи с этим часто общие способности называют общими умственными способностями или интеллектом. Существует большое количество определений интеллекта, но на данный момент нет какой-либо общепринятой формулировки. В психологической литературе имеется, по меньшей мере, три значения понятия «интеллект»: 1) общая способность к познанию и решению проблем, определяющая успешность любой деятельности и лежащая в основе других способностей; 2) система всех познавательных способностей индивида (от ощущения до мышления); 3) способность к решению проблем без внешних проб и ошибок, противоположная способности к интуитивному познанию.
С определением интеллекта как совокупности общих способностей связано множество работ таких ученых как С. Л. Рубинштейн, Б. М. Теплов, Б. Г. Ананьев, В. Н. Дружинин, по проблеме исследования интеллекта занимались в разное время Ф.Гальтон, Г.Айзенк, Ч. Спирман, Дж.Кеттелл. Но и на данный момент эта проблема не является до конца изученной и занимает большое значение в работах таких ученых как Ч. Э. Спирмен, Дж.П. Гилфорд, Дж. Кэттелл, В. Н. Дружинин. Исходя из анализа работ данных ученых, можно прийти к более общему определению интеллекта.
В соответствии с воззрениями Ж. Пиаже процесс формирования интеллекта проходит ряд периодов, в течение которых происходит возникновение и развитие трех основных компонентов. На первой стадии формируются сенсомоторные структуры, на второй — формируются и приобретают соответствующий уровень структуры конкретных операций, после чего становится возможным формирование формальных операций.
Л. А. Венгер связывал интеллектуальное развитие с умением обобщать, сравнивать объекты, классифицировать их, выделять существенные признаки, определять причинно-следственные зависимости, делать выводы.
Л. С. Выготский утверждал, что ведущими компонентами интеллектуального развития является приобретение системы знаний, накопление их фонда, формирование творческого мышления и усвоение способов познавательной деятельности, которые необходимы для получения нового опыта.
Социальная среда имеет большое влияние на развитие интеллекта ребенка. В процессе взаимодействия дошкольника с окружающим миром он овладевает речью, познавая установившуюся систему понятий. В итоге ребенком происходит овладение языка настолько, что он начинает использовать речь свободно в качестве средства общения. В наибольшей степени интеллектуальное развитие протекает под воздействием обучения и воспитания.
Особенности организации образовательного процесса – группы одного возраста, кружковое объединение, постоянный состав группы.
Объем программы – 60 академических часов
Срок освоения – 8 мес.
Форма обучения – очная
Начало учебного года – 15.09.2023
Окончание учебного года – 30.04.2024
Продолжительность занятий – 30 минут (=1 акад.часу)
Промежуточная диагностика – сентябрь
Итоговая диагностика – апрель
Периодичность проведения занятий: два раза в неделю
Место проведения – кабинет педагога-психолога
Законодательно-нормативное обеспечение программы:
Программа разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. А так же со следующими нормативными документами:
- Федеральный закон № 279-ФЗ от 23.07.2013г. «Об образовании в Российской Федерации»,
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 09 ноября 2018г .№ 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
- Санитарные нормы и правила, утвержденные совместным постановлением Министерства образования РФ и Госсанэпиднадзором СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
- Устав МБДОУ.
Основные принципы программы:
- Принцип деятельности включает ребенка в познавательный процесс.
- Принцип целостного представления о мире в деятельном подходе тесно связан с дидактическим принципом научности. У детей формируется личностное отношение к полученным знаниям и умение применять их в своей практической деятельности.
- Принцип психологической комфортности предполагает снятие, по возможности, всех стрессообразующих факторов на занятиях кружка.
- Принцип вариативности предполагает развитие у детей вариативного мышления, т. е. понимания возможности различных способов решения заданий и умения осуществлять систематический перебор материалов.
- Принцип творчества (креативности) предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в деятельности детей, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности.
Программа соответствует основным требованиям процесса обучения и воспитания: соответствует возрастным особенностям детей; предусматривает рациональный подбор форм, средств и методов, рациональную организацию занятий.
1.2. Цель и задачи программы
Цель программы – развитие интеллектуально – познавательных способностей детей четвертого года жизни посредством игр и игровых упражнений.
Задачи программы
- Создать условия для обогащения чувственного опыта, необходимого для полноценного восприятия окружающего мира, и накопления сенсорного опыта детей в ходе предметно-игровой деятельности через игры с дидактическим материалом – (методическое пособие «Логико-малыш», блоки Дьенеша).
- Развивать познавательные процессы (внимание, память, мышление, воображение).
- Способствовать формированию умения ориентироваться в различных свойствах предметов (цвете, величине, форме, количестве, положении в пространстве и пр.).
- Способствовать развитию способности наглядного моделирования.
- Способствовать воспитанию первичных волевых черт характера в процессе овладения целенаправленными действиями с предметами (умение не отвлекаться от поставленной задачи, доводить ее до завершения, стремиться к получению положительного результата и т.д.), эмоционально-положительное отношение к сверстникам в игре.
- Способствовать развитию сенсорных способностей, мелкой моторики, формированию обследовательских навыков.
- Развивать творческие способности детей.
1.3. Содержание программы
Учебный план
Предметы, разделы программы | Кол-во часов | Теоретическая часть | Практическая часть | Форма промежуточной аттестации |
|
1 | – | 1 | |
«Цвет» |
6 | – | 6 | Диагностика |
|
1 | – | 1 | |
«Форма» |
7 | – | 7 | |
|
1 | – | 1 | |
«Размер» |
7 | – | 7 | |
|
1 | – | 1 | |
«Животные» |
5 | – | 5 | |
|
1 | – | 1 | |
«Животные 2» |
7 | – | 7 | |
|
1 | 1 | ||
«Одежда» |
7 | – | 7 | |
|
1 | – | 1 | |
«Одежда 2» |
7 | – | 7 | |
|
1 | – | 1 | |
«Соответствия» |
5 | – | 5 | Диагностика |
|
1 | – | 1 | |
Итого: | 60 | – | 60 |
Содержание учебно-тематического плана:
Комплексно-тематический план рассчитан на 1 учебный год (8 месяцев).
Занятия в группе проводятся 2 раза в неделю, 8 занятий в месяц. Продолжительность занятий 30 минут.
Краткое описание разделов и тем занятий (последующие темы добавляются к предыдущим):
Раздел 1. Цвет.
Цель – учить детей узнавать, различать и назвать основные цвета (красный, желтый, зеленый, синий, оранжевый, фиолетовый), выбирать целое изображение (фигуру) заданного цвета или его части, сравнивать и группировать по данному признаку.
Игры и упражнения: Какой цвет, дорожки, составь пары, покажи такую же, найди две одинаковые, чего не стало, что изменилось, где – чья шапочка, завяжи куклам бантики, поставь машину в гараж, цветные загадки, цветочные полянки, подбери ленточки, где чей, разложи в корзинки, собери цепочку.
Раздел 2. Форма
Цель – учить детей узнавать, различать и назвать основные формы (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник), выбирать фигуру заданной формы, сравнивать и группировать по данному признаку.
Игры и упражнения: нарисуй круг, соедини по точкам, пряничный домик, чудесный мешочек, игра с 2 обручами, покажи такую же, найди две одинаковые, чудесный мешочек, угадай фигуру, бусы для мамы, по дорожке, сказочное солнышко, пряничный домик.
Раздел 3. Размер
Цель – учить детей узнавать, различать и назвать размер (большой, маленький), выбирать фигуру заданной формы, сравнивать и группировать по данному признаку.
Игры и упражнения: покажи такую же, найди две одинаковые, парусники, бабочки-красавицы, я на скрипочке играю, домики, лесные лужайки, парусники, продолжи дорожку, угости матрешек печеньем, украсим елку, что лишнее.
Раздел 4. Животные часть 1
Цель – начальная систематизация животного мира. Способствовать обогащению словарного запаса, расширять бытовые знания детей.
Игры и упражнения на оперирование обобщающими понятиями: сравни окраску, где чей хвост, найди пары; заяц с шариками, собачка, слон, где – чей детеныш, лисичка.
Раздел 5. Животные часть 2
Цель – начальная систематизация животного мира (дикие, домашние животные). Способствовать обогащению словарного запаса, расширять бытовые знания детей, закрепление полученных знаний.
Игры и упражнения на оперирование обобщающими понятиями: найди два силуэта, найди пары, где чей детеныш, кто какую пользу приносит; кошечка, мишка, зайка, гусеница.
Раздел 6. Одежда часть 1.
Цель – активизация практического опыта ребенка, систематизация, расширение и углубление знаний по теме «Одежда». Способствовать обогащению словарного запаса, установлению причинно-следственных связей.
Игры и упражнения на оперирование обобщающими понятиями: какие вещи ты видишь в шкафу, помоги девочке одеться, найди пару, как кто будет выглядеть, почему по-разному одеты; девочка (игрушка), мальчик (человек).
Раздел 7. Одежда часть 2.
Цель – активизация практического опыта ребенка, систематизация, расширение и углубление знаний по теме «Одежда». Способствовать обогащению словарного запаса, установлению причинно-следственных связей. Закрепление полученных знаний.
Игры и упражнения на оперирование обобщающими понятиями: что где лежит, наведи порядок, в какое время года так гуляют, помоги одеться; снеговик, клоун, подбери лоскуток.
Раздел 8. Соответствия.
Цель – распределение предметов и явлений по категориям. Способствовать расширению бытовых знаний детей. Развивать воображение.
Игры и упражнения: сравни по цвету, подбери пары по назначению, сравни по форме, сравни по величине, где – чьи игрушки, из какой кладовки запасы, магазин, логический поезд.
1.4. Планируемые результаты
Результатом учебной программы по интеллектуальному развитию детей 3-4 лет следует считать:
- Повышение уровня интеллектуального развития младших дошкольников
- Развитие умения выделять в геометрических фигурах одновременно три признака цвета, формы и величины.
- Развитие способности анализировать, классифицировать, систематизировать, сравнивать.
- Развитие обобщающих понятий: цвет, геометрические фигуры, игрушки, домашние и дикие животные, одежда.
- Развитие способности действия наглядного моделирования, умения давать характеристику с помощью наглядных моделей.
- Развитие способности конструировать по цветной схеме, карточке.
- Развитие умения сосредоточивать внимание на предметах и явлениях.
- Развитие основ произвольной памяти.
Раздел № 2 «Комплекс организационно-педагогических условий»
2.1. календарный учебный график программы «Маленькие логики»
на 2023-2024уч.год
Начало учебного года – 15.09.2023
Окончание учебного года – 30.04.2024
Продолжительность занятий – 30 минут
Форма обучения – очная
Промежуточная диагностика – сентябрь
Итоговая диагностика – апрель
Периодичность проведения занятий: два раза в неделю
Место проведения – кабинет педагога-психолога
Кол-во часов – 60 акад.ч.
Гр. № 1, 2
Время проведения: понедельник, среда
Месяц | 09 | 10 | 11 | 12 | 01 | 02 | 03 | 04 |
К-во занятий | 4 | 9 | 8 | 8 | 7 | 8 | 8 | 8 |
2023г. – 29 занятий
2024г. – 31 занятий
Гр. № 3, 4
Время проведения: вторник, четверг
Месяц | 09 | 10 | 11 | 12 | 01 | 02 | 03 | 04 |
К-во занятий | 4 | 9 | 9 | 7 | 7 | 8 | 8 | 8 |
2023г. – 29занятий
2024г. – 31 занятий
Выходные-праздничные дни: 6.11.23г., 1 – 8.01.24, 23.02.24г., 8.03.24г.
Итого: 8 месяцев
60 занятий
Предметы, разделы программы | Недели | |||||||||||||||||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | |
|
1 | |||||||||||||||||||||||||||||
«Цвет» |
1 | 2 | 2 | 1 | ||||||||||||||||||||||||||
|
1 | |||||||||||||||||||||||||||||
«Форма» |
2 | 2 | 2 | 1 | ||||||||||||||||||||||||||
|
1 | |||||||||||||||||||||||||||||
«Размер» |
2 | 2 | 2 | 1 | ||||||||||||||||||||||||||
|
1 | |||||||||||||||||||||||||||||
«Животные» |
2 | 2 | 1 | |||||||||||||||||||||||||||
|
1 | |||||||||||||||||||||||||||||
«Животные 2» |
2 | 2 | 2 | 1 | ||||||||||||||||||||||||||
|
1 | |||||||||||||||||||||||||||||
«Одежда» |
2 | 2 | 2 | 1 | ||||||||||||||||||||||||||
|
1 | |||||||||||||||||||||||||||||
«Одежда 2» |
2 | 2 | 2 | 1 | ||||||||||||||||||||||||||
|
1 | |||||||||||||||||||||||||||||
«Соответствия» |
2 | 2 | 1 | |||||||||||||||||||||||||||
|
1 | |||||||||||||||||||||||||||||
Итого: | 60 часов |
2.2. условия реализации программы
Группа комплектуется с согласия родителей (законных представителей). Наполняемость группы – 6-9 человек.
Материально-техническое обеспечение:
Для занятий необходимы: столы детские, стулья детские. На занятиях используются: мяч, дидактические игры, коврограф «Ларчик», доска магнитно-маркерная, планшеты «Логико-малыш», блоки Дьенеша, шарики Су-Джок, подручные материалы для поделок.
Занятия проводятся в кабинете педагога-психолога.
Информационное обеспечение: аудиомагнитола, ноутбук.
Кадровое обеспечение: педагог-психолог высшей кв.категории Панкратова Н.Н.
2.3. Формы аттестации
Для эффективного развития ребенка в мыслительной деятельности необходимо отслеживать влияние занятий на ребенка. Результаты исследования позволяют педагогу грамотно развивать ребенка в соответствии с его индивидуальными возможностями, видеть результат своей деятельности и вносить коррективы в перспективное планирование.
Промежуточная аттестация проходит в форме диагностического исследования, которое проводится в начале и конце учебного года с использованием таких методов как беседа с родителями, диагностические игровые упражнения.
Способ проверки результатов работы: наблюдение, итоговые занятия после изучения каждого раздела, самоанализ результатов по усвоению знаний, умений, навыков грамматических понятий.
Основная задача мониторинга заключается в том, чтобы определить степень положительной динамики познавательного развития, в рамках освоения ребенком программы дополнительного образования по интеллектуальному развитию «Маленькие логики».
2.4. Оценочные материалы
Уровни освоения программы.
Низкий.
Ребенок выделяет идентичный предмет (находит такой же), называет, отвечает на вопросы взрослого о размере, форме предмета. Сравнивает, выделяет некоторые отношения, в основном количественные, только по подсказке взрослого. На заданный после изменения расположения 3-4 предметов вопрос: “Их столько же или стало больше?”- не отвечает или дает неправильный ответ.
Средний.
Ребенок называет форму предметов, геометрических фигур, группирует их. Правильно располагает предметы с целью сравнения по количеству, размеру. При определении результатов сравнения допускает ошибки, исправляет их по просьбе взрослого. Затрудняется пояснить свои действия; осуществляя заданную последовательность (цепочку) игровых или практических действий, допускает ошибки.
Высокий.
Ребенок выделяет и называет несколько свойств предметов, находит предмет по указанным свойствам, сравнивает и обобщает. Самостоятельно выявляет отношения равенства и неравенства путем практического сравнения, зрительного восприятия, пользуется словами: больше чем…, короче чем… Видит неизменность количества на группах в 3-4 предмета, сам раскладывает их по-иному, обобщает по количеству, сосчитывает. Активно пользуется числами, словами “сначала”, “потом”; поясняет последовательность действий. Инициативен, проявляет интерес к играм на видоизменение фигур, составление силуэтов.
2.5. Методические материалы
Организация образовательного процесса: очно.
Методы обучения:
- словесный
- наглядный
- практический
- игровой
- объяснительно – иллюстративный (воспринимают и усваивают готовую информацию)
- репродуктивный (воспроизводят освоенные способы деятельности)
- частично-поисковый (решение поставленной задачи совместно с педагогом)
- исследовательский (самостоятельная творческая работа).
Методы воспитания:
- убеждение,
- поощрение,
- упражнение,
- стимулирование,
- мотивация и др.
Формы организации образовательного процесса:
- фронтальная (одновременно со всей подгруппой).
- -индивидуально – фронтальная (чередование индивидуальных и фронтальных форм работы).
- подгрупповая (работа в парах).
- -индивидуальная (выполнение заданий, решение проблем).
Форма организации учебного занятия:
- Практическое занятие
- Творческая мастерская
- Открытое занятие
Педагогические технологии:
- технология индивидуализации обучения,
- технология группового обучения,
- технология модульного обучения, технология дифференцированного обучения,
- технология разноуровневого обучения,
- технология развивающего обучения,
- технология проблемного обучения,
- технология игровой деятельности,
- коммуникативная технология обучения,
- технология педагогической мастерской,
- технология образа и мысли, здоровьесберегающая технология
Алгоритм учебного занятия:
Структурно каждая игра-занятие включает 2-3 игры, разной степени подвижности и насыщенности познавательным содержанием, среди них обязательна игра на развитие мыслительной деятельности: умения анализировать, сравнивать, обобщать; освоение практических способов уравнивания, группировки, воссоздания и др. Игры и упражнения повторяются, варьируются, усложняются, обеспечивается смена дидактического материала.
Каждое занятие состоит:
- Вводная часть – ритуал приветствия, упражнение на развитие мелкой моторики
- Основная часть
- Игра на развитие ВПФ
- Песенка-игра Железновой Е.
- Игра с блоками Дьенеша или с планшетом «Логико-малыш»
- Логоритмическая физкультминутка
- Игра на развитие мелкой моторики
- Заключительная часть – подведение итогов, ритуал прощания
По окончанию каждой темы, проводится занятие с продуктивной деятельностью по пройденной теме.
2.6. Рабочая программа
Наименование разделов | Неделя | № занятия | Содержание,
методическое обеспечение |
Вводное занятие | 1 |
|
Знакомство с кабинетом, друг с другом,
Железнова «Листочки» Знакомство с блоками Дьенеша, с планшетом «Логико-малыш» Игра «Зайки» (день-ночь) |
«Цвет, классификация по одному признаку» |
|
Красный, синий
Знакомство с ученым котом Яшей Железнова «Листочки» (по цвету) Покажи такую же (БД) Дорожки (к-с-ж-к-с-ж) (БЛ) «Ладушки» ([6]стр 7) Подбери цвет (ЛМ) |
|
2 |
|
Зеленый, желтый
Какой цвет? (игра «Развиваем память – 6 цветов) Железнова «Листочки» (по половому признаку) Найди две одинаковые (БД) Составь пары (БД) «Ладушки» ([6]стр 7) «Где, чья шапочка?» (ЛМ) [9, с.3] |
|
|
Оранжевый, фиолетовый
Какой цвет? (игра «Развиваем память – 10 цветов) чего не стало (БД) Железнова «Листочки» (различные варианты) «Завяжи куклам бантики» (ЛМ) [9, с.2] «Ладушки» ([6]стр 7) Игра с досками-вкладышами (цветные геометрические фигуры – большой-маленький) |
||
3 |
|
Запоминайка – цвет (игра «Развиваем память – 10 цветов)
Железнова «Мы ногами топ-топ» Загадки о цвете Картинки-невидимки (свечные рисунки) Тихо-громко» ([6]стр 63) |
|
|
«Предметы» (игра «Развиваем память – 8 предметов)
Цветочные полянки (БД) Железнова «Мы ногами топ-топ» «Палитра» (ЛМ) [12, с.3] «Тихо-громко» [6стр 63] Игра с досками-вкладышами (цветные геометрические фигуры – большой-маленький) |
||
4 |
|
Запоминайка – предметы (игра «Развиваем память – 10 предметов)
Где чей? Железнова «Мы ногами топ-топ» подбери ленточки (БД) Разложи в корзинки (по цвету) БД) «Тихо-громко» ([6]стр 63) «Поставь машинку в гараж» (ЛМ) [9, с.4] |
|
Итоговое занятие |
|
Продуктивное творчество «Радуга»
Железнова «Мы ногами топ-топ» |
|
«Форма, классификация по одному, двум признакам». | 1 |
|
Цветные предметы (игра «Развиваем память – 10 предметов)
Круг (беседа) [3] Покажи такую же (БД) Нарисуй круг в воздухе Железнова «Разминка» Бусы для мамы (БД) [2] «Птичка» ([6]стр 50) «Волшебный мешочек» – спинеры |
|
«Запоминайка – цветные предметы» (игра «Развиваем память – 10 предметов)
Квадрат (беседа) [3] Найди две одинаковые (БД) Железнова «Разминка» «По дорожке» [2,c.5] (БД) «Птичка» ([6]стр 50) Соедини по точкам – квадрат |
||
2 |
|
«Найди такие же – цвет+ предмет» (игра «Развиваем память – 10 предметов)
Треугольник (беседа) [3] Угадай фигуру (цвет, форма) (БД) Железнова «Разминка» «Сказочное солнышко» [2] «Птичка» ([6]стр 50) Соедини по точкам – треугольник |
|
|
«Найди такие же – цвет+ предмет 2» (игра «Развиваем память – 10 предметов)
Прямоугольник (беседа) [3] Чудесный мешочек – фигуры (БД) Железнова «Разминка» «Пряничный домик» [2] (БД) «Птичка» ([6]стр 50) Соедини по точкам фигуры |
||
3 |
|
«Найди такие же – цвет+ предмет+цветной предмет» (игра «Развиваем память – 10 предметов)
Чудесный мешочек – фигуры (БД) Загадки о фигурах Железнова «Тук-ток» «Логические пары: форма» [16, c.6] ЛМ «Еду к бабе, к деду» [6,c.65] Игра «Мышки» |
|
|
«Найди такие же – цвет+ предмет+цветной предмет» (игра «Развиваем память – 10 предметов)
«Запутанные дорожки – Подбери фигуру» (БД) Железнова «Тук-ток» «Подбери форму» (ЛМ) «Еду к бабе, к деду» [6,c.65] «Веселые прищепки» |
||
4 |
|
«Найди такие же – цвет+ предмет+цветной предмет» (игра «Развиваем память – 10 предметов)
«Птичка» [2] (БД) Железнова «Тук-ток» Игра с двумя обручами (цвет, форма) «Еду к бабе, к деду» [6,c.65] Игра с крупами «Золушка» |
|
|
Продуктивная деятельность – Дерево из тыквенных семечек
Железнова «Тук-ток» |
||
«Размер, классификация по одному, двум и трем признакам». | 1 |
|
«Разложи на группы – цвет» (игра «Развиваем память – 10 предметов)
покажи такую же (БД) продолжи дорожку (БД) Железнова «Рисование» «Парусники» БД «Падает снежок» ([6]стр 34) Игра «Мышки» |
|
«Разложи на группы – цвет» (игра «Развиваем память – 10 предметов)
«Домики»: найди две одинаковые – цвет, форма (БД) что лишнее: цвет, форма (БД) Железнова «Рисование» «Собери пирамидку» [13,c.16] «Падает снежок» ([6]стр 34) Игра «Собери цепочку» |
||
2 |
|
«Разложи на группы – предметы» (игра «Развиваем память – 10 предметов)
угости матрешек печеньем БД Железнова «Рисование» бабочки-красавицы БД [2] «Падает снежок» ([6]стр 34) Игра «Собери цепочку» |
|
|
«Что изменилось?» (игра «Развиваем память – 10 предметов)
Разноцветные зайчата БД [2] Железнова «Рисование» Игра с символьными кубиками (цвет, размер) БД «Падает снежок» ([6]стр 34) «Волшебный мешочек» – спинеры |
||
3 |
|
«Что изменилось?» (игра «Развиваем память»)
Дорожка (БД) Домики (БД) Железнова «Мороз» «Один-много: игрушки» ЛМ Игра «Собери цепочку» «Елочка» ([6]стр 45) |
|
|
«Чего не стало?» (игра «Развиваем память»)
лесные лужайки БД [2] Железнова «Мороз» Что больше [13, с.12] Коврограф «Ларчик» игра «Полянка» «Елочка» ([6]стр 45) Игра «Угадай на ощупь» |
||
4 |
|
«Чего не стало?» (игра «Развиваем память»)
Украсим елку БД Железнова «Мороз» Один-много: посуда ЛМ «Елочка» ([6]стр 45) Игра «Угадай на ощупь» |
|
|
Продуктивная деятельность – Елочка из подручных материалов
Железнова «Мороз» |
||
Животные часть 1 | 2 |
|
«Ассоциации» (игра «Развиваем память»)
Кто это? (угадай животных по их силуэтам) Собачка [1] БД Железнова «Лягушата» Найди силуэт [11, c.4] ЛМ «Зайка» ([6]стр 10) Игра «Мышки» |
|
«Ассоциации» (игра «Развиваем память»)
Слон [1] БД Железнова «Лягушата» Где чей детеныш [16, c.3] ЛМ «Зайка» ([6]стр 10) Игра-пазл «Где чей домик?» |
||
3 |
|
«Ассоциации» (игра «Развиваем память»)
Лисичка [8, c.2] БД Железнова «У жирафов» Где чей узор [10, c.2] ЛМ «Зайцы и волк» [6, с. 42] Игра-пазл «Где чей домик?» |
|
|
«Ассоциации 2» (игра «Развиваем память»)
заяц с шариками [1] БД Железнова «У жирафов» Кто как передвигается [11, c.6] ЛМ «Зайцы и волк» [6, с. 42] Игра «Собери цепочку» |
||
4 |
|
«Вспомни цвет» (игра «Развиваем память»)
найди пары (БД) Животные по замыслу(БД) Железнова «Червяки» У кого такая одежда [10, c.1] «Зайцы и волк» [6, с. 42] Презентация-игра су-джок «Ежик на прогулке» |
|
|
Продуктивная деятельность – Овечка из подручного материала
Железнова «Червяки» |
||
Животные часть 2 | 1 |
|
«Вспомни цвет» (игра «Развиваем память»)
Цыпленок [1] (БД) Железнова «Лягушата» Где чей хвост [10, c.3] ЛМ «Котик» ([6]стр 32) Игра с прищепками «Кто что ест» |
|
«Вспомни цвет 2» (игра «Развиваем память»)
Кошечка [1, c.7] БД Железнова «Лягушата» Побери пару: домашние животные (ЛМ) «Котик» ([6], стр 32) 4 лишний |
||
2 |
|
«Найди пару» (игра «Развиваем память»)
Крокодил ([8], c.6) БД Железнова «У жирафов» Найди пары ([11], c.5) ЛМ «Коготки» ([6]стр 73) Собери картинку |
|
|
«Найди пару 2» (игра «Развиваем память»)
Мишка ([1], c.8) БД Железнова «У жирафов» Подбери пары: дикие животные ЛМ «Коготки» ([6]стр 73) 4 лишний |
||
3 |
|
«Сравнение» (игра «Развиваем память»)
Бегемот ([8], c.7) БД Железнова «Червяки» где чей детеныш ([11], c.1) ЛМ «Бобик» ([6]стр 71) Собери картинку |
|
|
«Сравнение 2» (игра «Развиваем память»)
Лошадка [8, c.12] БД Железнова «Червяки» Логическая задача «Бобик» ([6]стр 71) 4 лишний |
||
4 |
|
«Скоростное сравнение» (игра «Развиваем память»)
Петух [8, c.8] БД Железнова «Червяки» Логическая задача «Бобик» ([6]стр 71) Кто-где живет[13, c.12] |
|
|
Продуктивная деятельность – Гусеница из крышек
Железнова «Червяки» |
||
Одежда часть 1. | 1 |
|
«Скоростное сравнение 2» (игра «Развиваем память»)
Девочка (игрушка) [1] БД Железнова «Шарики» с Су-Джок Беседа Кто во что одет? (мальчики, девочки) Один-много: одежда (ЛМ) «Дождик» ([6]стр 95) |
|
«Вспомни предмет» (игра «Развиваем память»)
Мальчик (человек) [1] БД Железнова «Шарики» с Су-Джок Кто во что одет? [15, c.4] ЛМ «Дождик» ([6]стр 95) |
||
2 |
|
«Вспомни предмет 2» (игра «Развиваем память»)
Изучение схем БД Дорожки по схеме БД Железнова «Шарики» с Су-Джок какие вещи ты видишь в шкафу [15, c.3] ЛМ «Дождик» ([6]стр 95) |
|
|
«Построй ряд» (игра «Развиваем память»)
Дорожки по показу детей (взрослый рисует схему) Железнова «Шарики» с Су-Джок помоги девочке одеться[14, c.3] «Дождик» ([6]стр 95) |
||
3 |
|
«Построй ряд» (игра «Развиваем память»)
Клоун [1, c.12] БД Железнова «Помощники» найди пару [14, c.4] ЛМ Шарики Су-джог Коврограф: найди одинаковые |
|
|
«Дополни историю» (игра «Развиваем память»)
Дорожки по показу детей (взрослый рисует схему) Железнова «Помощники» Как кто будет выглядеть [14, c.1] ЛМ «Поиски игрушек» |
||
4 |
|
«Дополни историю» (игра «Развиваем память»)
Что для кого? Железнова «Помощники» почему по-разному одеты Шарики Су-джог Одень девочку (мальчика) |
|
|
Матрешка из подручного материала
Железнова «Помощники» |
||
Одежда часть 2. | 1 |
|
«Сочини историю» (игра «Развиваем память»)
Дорожки по показу детей (каждый ребенок рисует часть схемы) Железнова «Весна» Снеговик [1, c.4] БД «Ручеек-журчалочка» ([6]стр 82) |
|
«Сочини историю» (игра «Развиваем память»)
Дорожки по показу детей (каждый ребенок рисует часть схемы) Железнова «Весна» Игра «Дубль» «Ручеек-журчалочка» ([6]стр 82) |
||
2 |
|
«Сочини историю» (игра «Развиваем память»)
2 дорожки по показу детей (каждый ребенок рисует часть схемы) Железнова «Весна» Волчки 4 лишний Взаимомассаж «Дождик» Игра «Дартс» |
|
|
«Сочини историю» (игра «Развиваем память»)
Дорожки с помощью кубиков БД Железнова «Весна» Наведи порядок [15, c.2] ЛМ 3 лишний Взаимомассаж «Дождик» Коврограф: Чего не стало |
||
3 |
|
Человек по замыслу детей БД
Железнова «Цветок» с Су-джог Подбери лоскуток [14, c.5] ЛМ Взаимомассаж «Дождик» Игра «Что личнее?» |
|
|
Картина по замыслу детей БД
Железнова «Цветок» с Су-джог Помоги одеться Взаимомассаж «Дождик» Игра «Найди пару» |
||
4 |
|
Железнова «Цветок» с Су-джог
логический поезд БД Взаимомассаж «Дождик» «Волшебные картинки» (восковые рисунки) |
|
|
«Кукла из подручного материала
Железнова «Цветок» с Су-джог |
||
Соответствия. | 1 |
|
Железнова «Котик»
сравни по цвету сравни по форме Марш [6, c.30] Из какой кладовки запасы [16, c.6] где, чьи игрушки |
|
Подбери пары по назначению [8, c.4] коврограф
Железнова «Твоя ладошка» Логические пары: умозаключения (ЛМ) Кто, кого боится [18, c.44] Марш [6, c.30] Дорисуй рисунок |
||
2 |
|
Игры с символьными кубиками БД
Железнова «Твоя ладошка» Магазин БД [7] Логические пары: противоположности (ЛМ) Марш [6, c.30] Логические загадки |
|
|
Угощения для медвежат [7] БД
Логические загадки Железнова «Твоя ладошка» Забавные небылицы Марш [6, c.30] Игра «Коврики» |
||
3 |
|
Забавные небылицы
Логические загадки Железнова «Твоя ладошка» Магазин БД [7] Логические пары: признаки (ЛМ) Марш [6, c.30] Игра «Мышки» |
|
|
Веер «Полянка» из подручных материалов
Железнова «Твоя ладошка» |
- Список литературы
- Блоки Дьенеша для самых маленьких.-СПб.: Корвет, 2000
- Блоки Дьенеша для малышей: маленькие логики.-СПб.: Корвет, 2000
- Дидактические карточки: геометрические формы.- М.: Маленький гений, 2000
- Дидактические карточки: домашние животные.- М.: Маленький гений, 2000
- Еромыгина М.В. Картотека упражнений для самомассажа пальцев и кистей рук. Зрительная гимнастика.- СПб.: Детство-пресс, 2018
- Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 2-3 лет.- М.:сфера, 2008
- Лелявина Н.О., Финкельштейн Б.Б. Давайте вместе поиграем. Игры с логическими блоками Дьенеша.-СПб.: Корвет, 2000
- Лепим нелепицы: творчество, мышление, речь.- СПб.: Корвет, 2000
- Лыкова И.А., Мальцева И.В. Логико-малыш: Цвет в игрушках.- М.:Зимородок, 2016
- Лыкова И.А. Логико-малыш: Животные (1).- М.:Зимородок, 2016
- Лыкова И.А. Логико-малыш: Животные (2).- М.:Зимородок, 2016
- Лыкова И.А., Мальцева И.В. Логико-малыш: Цвет в природе.- М.:Зимородок, 2016
- Логика. 3-4 года.-М.: Хайтбер-пресс, 2007
- Мальцева И.В., ФимменМ. Логико-малыш: Наша одежда (1).- М.:Зимородок, 2016
- Мальцева И.В., ФимменМ. Логико-малыш: Наша одежда (2).- М.:Зимородок, 2016
- Протасова Е.Ю. Логико-малыш: На земле и под землей.- М.:Зимородок, 2016
- Протасова Е.Ю. Логико-малыш: Соответствия.- М.:Зимородок, 2016
- Развивающая игра для дошкольников «Найди четвертый лишний»