Практика наставничества по форме «педагог-студент»

ФИО: Калинина А.П.
Свидетельство о публикации в электронном СМИ № AP-3596
Конкурс: Всероссийский конкурс педагогических работников «Лучшие практики наставничества», в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование»
Наименование конкурсной работы: Практика наставничества по форме «педагог-студент»
Итоговая оценка: 1 место,  86 баллов(-а)



Филиал №2 бюджетного профессионального образовательного учреждения Орловской области «Орловский базовый медицинский колледж»

Практика наставничества

по форме «педагог-студент»

на примере  реализации проекта наставничества

по участию студентов в региональном этапе

Всероссийского чемпионатного движения

по профессиональному мастерству «Профессионалы».

Компетенция «Медицинский и социальный уход»

                   

                        

                                                              

                                                

                                                              Автор практики наставничества:

                                                Калинина Анна Павловна

Преподаватель  профессиональных дисциплин 

первой квалификационной категории

Мценск, 2024

 

Содержание

1. Паспорт проекта по наставничеству
2. Пояснительная записка
2.1 Актуальность разработки проекта по наставничеству
2.2 Описание практики наставничества
2.3 Сроки, механизм реализации проекта
2.4 Основные участники проекта наставничества и их функции 
2.5 Анкета для наставляемых
2.6 План мероприятий по реализации проекта практики наставничества
3. Оценка результатов проекта и его эффективности
3.1 Результативность наставнической деятельности
3.2 Организация контроля и оценки        
4. Список используемых источников
5. Приложение

 

ПАСПОРТ

проекта  наставничества по  участию студентов в региональном этапе Всероссийского чемпионатного движения по профессиональному мастерству «Профессионалы»

Компетенция «Медицинский и социальный уход» 

  • Общая информация
Тема проекта Эффективная система наставничества по подготовке студентов к чемпионатам  по профессиональному мастерству
Вид проекта Организационно-методический

Практико-ориентированный

Основание для разработки проекта
  • Федеральный государственный образовательный стандарт 

среднего профессионального образования по специальности 34.02.01 «Сестринское дело», утвержден приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 4 июля 2022 г. № 527.

  • Профессиональный стандарт «Медицинская сестра / 

медицинский брат», утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 31 июля 2020 г. № 475н. (срок действия до 01.03.2023 г.).

  • Закон Российской Федерации от 29.12.2013 г. №273-ФЗ «Об 

образовании в РФ»;

  • Указ Президента России от 07.05.2018 №204 «О национальных целях 

и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 года»;

  • Распоряжение Правительства РФ от 31 декабря 2019 г. N 3273-р  «Об 

утверждении основных принципов национальной системы профессионального роста педагогических работников РФ, включая национальную систему учительского роста»;

  • Устав БПОУ ОО «Орловский базовый медицинский колледж»;
  • Положение об учебной работе БПОУ ОО «Орловский базовый 

медицинский колледж»;

  • Положение о филиале №2 БПОУ ОО «Орловский базовый 

медицинский колледж»;

  • Письмо Министерства Просвещения России от 21 декабря 2021 

года № АЗ-1128/08 «О направлении методических рекомендаций по разработке и внедрению системы (целевой модели) наставничества педагогических работников в образовательных организациях»;

  • Положение о системе наставничества педагогических работников 

БПОУ ОО «Орловский базовый медицинский колледж»

Автор проекта Калинина Анна Павловна, преподаватель профессиональных дисциплин первой квалификационной категории.
Участники проекта Руководитель филиала – Пономарева Н.В.

Заведующая учебно-практическим обучением – Дувакина С.Э.

Юридический адрес филиала №2 БПОУ ОО 

«Орловский базовый медицинский колледж»:

Мценск, ул. Ленина, дом 19. 

телефон/факс: +7 (486) 462-42-60

E-mail колледжа: medulmce@bk.ru

Наставляемый Студентка 3 курса специальность 34.02.01 «Сестринское дело» 

Ружникова Алина Александровна

  • Описание проекта
Цель реализации проекта  Участие студентов в  региональном этапе Всероссийского чемпионатного движения по профессиональному мастерству «Профессионалы». Компетенция «Медицинский и социальный уход» (далее чемпионате).
Задачи проекта
  1. Создать условия для подготовки наставляемых из числа студентов для 

участия в  чемпионате. 

2. Организовать образовательный  процесс в рамках требований технологий проведения чемпионата. 

  1. Способствовать развитию компетенций  у студентов в соответствии с 

требованиями чемпионата. 

3. Подготовить студентов к участию в чемпионате.  

Перечень ожидаемых результатов от наставляемых (обучающихся)
  1. Приобретение знаний, умений и навыков по компетенции 

«Медицинский и социальный уход» для участия в чемпионате.

  1. Приобретение  практического опыта на этапе учебной и 

производственной практики на базе  БУЗ Орловской области «Мценская ЦРБ».

  1. Достижение психологического состояния, при котором наставляемые 

могут продемонстрировать наивысший уровень профессионализма.

  1. Демонстрация  профессиональных компетенций при участии в 

чемпионате.

  1. Успешная самопрезентация наставляемого.
  2. Участие и победа обучающегося в чемпионате.
Сроки и этапы реализации  Подготовительный этап: сентябрь-декабрь 2022г.

Реализация проекта: январь-март 2023г.

Заключительный этап: апрель-июнь 2023г.

Механизм реализации Проекта

Проект реализуется в медицинском колледже с 2022-2023 учебного года. 

Срок реализации Проекта: ежегодно. 

Информационная

поддержка 

Сайт колледжа –  http://mce.orelmed.org

Страница колледжа в социальной сети VK – https://vk.com/club211801034

  1. Пояснительная записка

2.1 Актуальность разработки проекта по наставничеству

          Наставничество в системе образования сегодня получает новое развитие. Кто может стать лучшим наставником для студента колледжа? Конечно же, преподаватель, ранее обучавшийся в этом образовательном учреждении.

Переход на дистанционное обучение в колледже  привел к  необходимости использования  наставничества. Поэтому наставничество стало рассматриваться как ключевая стратегия в организации и управлении процессом обучения и воспитательной системы. Вследствие этого изменились сами модели наставничества в колледже, и возник интерес для образовательной организации.

 Привязка  наставничества  к  профессиональным   стандартам   мы 

увидели  в  практике регионального чемпионата «Молодые профессионалы» (WorldSkillsRussia), регионального этапа Всероссийского чемпионатного движения по профессиональному мастерству «Профессионалы»,  компетенция «Медицинский и социальный уход», целями которых являются повышение статуса профессионального образования и гармонизация профессиональных стандартов во всем мире. Эти движения становится эффективным механизмом разработки и развития профессиональных образовательных стандартов, а также комплексной проверки: качества профессионального образования на различных уровнях его организации, а именно проверки квалифицированных характеристик выпускников; образовательных технологий; технологического уровня используемого учебно-производственного оборудования; квалификации преподавателей, наставников.

На протяжении 6 лет колледж занимает призовые места по компетенции «Медицинский и социальный уход»:

 2017 год – 3 призовое место Региональном чемпионате  «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia),  

2018 год – 3 призовое место Региональном чемпионате  «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia), 

2020 год – 3 призовое место Региональном чемпионате  «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia),  

2022 год – 2 и 3 призовое место Региональном чемпионате  «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia), 

2023 год – 2  призовое место в региональном этапе Всероссийского чемпионатного движения по профессиональному мастерству «Профессионалы». 

2024 год – 3 призовое место в региональном чемпионате по профессиональному мастерству среди инвалидов и людей с ограниченными возможностями здоровья  «Абилимпикс».

        Студенты, которые вошли в проект наставничества по подготовке и участию обучающихся к чемпионатам  на выходе характеризуются как более  инициативные, самостоятельные, у них развиты умения и навыки, необходимые для выполнения квалифицированного медицинского и социального ухода за пациентами. Медицинская сестра должна уметь выполнять медицинский уход  (первая помощь, уход за ранами, дыхательная гимнастика); осуществлять контроль различных параметров состояния пациента (кровяное давление, температура, глюкоза в крови, боль, масса тела); принимать меры предосторожности в отношении рисков при работе с больными (пролежни, пневмония, судороги);   оказывать первую доврачебную помощь; проводить образовательную работу с пациентом/клиентом с целью способствования здоровому образу жизни; консультировать пациента/клиента по распространенным группам медицинских препаратов и их побочным эффектам в рамках своей практики и действующего законодательства (противогипертонические и обезболивающие средства); организовывать образовательные и реабилитационные мероприятия в соответствии с потребностями различных возрастных групп и взрослых пациентов/клиентов.

  •  Описание практики наставничества

Цель: участие обучающихся в  региональном этапе Всероссийского чемпионатного движения по профессиональному мастерству, «Профессионалы». Компетенция «Медицинский и социальный уход» (далее чемпионате).

Задачи:

  1. Создать условия для подготовки наставляемых и числа студентов  для 

участия в  чемпионате.

  1. Организовать образовательный  процесс в рамках требований 

технологий проведения чемпионата. 

  1. Способствовать развитию компетенций  у наставляемых  в 

соответствии с требованиями чемпионата. 

  1. Подготовить студентов к участию в чемпионате.  

Принципы: 

  • принцип добровольности, соблюдения прав и свобод (уважение интересов личности и личностного развития студентов, добровольность их участия в наставнической деятельности);
  • принцип индивидуализации и персонализации (признание способности личности к саморазвитию);
  • принцип саморазвития (создание условий для появления у студентов установки значимости индивидуального развития);
  • принцип рефлексивности (коррекция деятельности мышления студентов);
  • принцип доброжелательности (опора на уникальность и особенность личности студента);
  • принцип психологической поддержки (доброжелательная атмосфера, помощь в определении личностных качеств студента).

2.3 Сроки, механизм реализации проекта

Таблица 1

Подготовительный этап Сентябрь-декабрь 2022г.
Реализация проекта Январь-март 2023г.
Заключительный этап Апрель-июнь 2023г.

Проект реализуется в медицинском колледже с 2022-2023 уч. года. 

Срок реализации Проекта: ежегодно. 

Основными критериями отбора являются

  • Желание студента принимать участие в чемпионате. 

Желание участвовать, профессионально развиваться, а также чётко понимать объём временных, эмоциональных и других видов затрат, которые связаны с подготовкой и участием в конкурсе.

  • Интерес к данной сфере деятельности.

Это может стать дополнительным стимулом для студента при подготовке к чемпионату, что позволит  решить сразу несколько задач: подготовиться к конкурсу, расширить свои знания по модулям, уточнить свой будущий выбор.

  • Способность к профессии и обучаемость. 

Студенты 3 курса, желающие принять участие в чемпионате проходят конкурс профессионального мастерства «Лучший по профессии» на базе филиала № 2 БПОУ ОО «Орловский базовый медицинский колледж». Студенты демонстрируют профессиональные знания, умения и навыки, приобретенные в процессе обучения. Победителей конкурса определяют по лучшим показателям выполнения конкурсных заданий. По итогам всех этапов конкурса  определяют победителей. 2 место в 2022-2023 учебном году заняла студентка группы 31 специальность «Сестринское дело» Ружникова Алина.

  • У каждого будущего участника должны быть здоровые амбиции, как на 

соревнованиях, так и профессиональной сфере, а также умение правильно расставлять приоритеты. Немаловажный аспект — это способность к критической самооценке, а также адекватное отношение к конструктивной критике и умение слушать. Это очень важный момент, так как на чемпионате участник выступает не один, а в тесном взаимодействии со своим экспертом, и поэтому от умения слушать и слушаться эксперта зависит результат выступления.

  • Стрессоустойчивость студента – это способность адекватно переносить 

значительные интеллектуальные, волевые и эмоциональные нагрузки (перегрузки), напряженную или экстремальную ситуацию без особых вредных последствий для дела, окружающих и своего здоровья. Большую роль для успешного прохождения конкурса играет правильный психологический настрой участника, который влияет на эффективность оказания медицинской помощи. Так как одним из отличий  чемпионата по профессиональному мастерству  является его продолжительность (15-22 часа в течение 3-4 дней), психологическая устойчивость позволяет участнику пройти всю дистанцию, не снижая уровня качества работы. 

2.4 Основные участники проекта наставничества и их функции

Таблица 2

Основные участники проекта Должность в ПОО Функции участников проекта
Координатор Руководитель филиала  – внедрение целевой модели наставничества в ОУ;

– контроль за реализацией проекта по  наставничеству, конечные результаты; 

– ведение мониторинга влияния проекта на наставляемых из числа студентов.

Куратор Заведующая учебно-практическим обучением – разработка распорядительных актов;

– оказание содействия в организации площадки для реализации проекта по  наставничеству;

– планирование обучения наставников в рамках реализации  проекта;

– сотрудничество с работодателями;

– представление отчета о реализации проекта по  наставничеству по подготовке и участию студентов в чемпионатах.

Наставник Преподаватель дисциплины «Технология оказания медицинских услуг» – разработка проекта  наставничества по подготовке и участию студентов в  региональном чемпионате;

– разработка индивидуальной карты подготовки студентов к  участию в проекте наставничества;

– организация процесса, практической подготовки наставляемых к участию в чемпионате.

Работодатель 

БУЗ Орловской области «Мценская ЦРБ»

– оказание помощи, направленной на формирование у студента общих и профессиональных компетенций, приобретение практического опыта на этапе учебной и производственной практики.
  • Анкета для наставляемых
  • Почему мне хочется принять участие в чемпионате по профессиональному мастерству?

У меня большой потенциал

Интересно попробовать

Хочу перенять опыт

Другое

  • Как бы я описал себя как личность?

Я всегда добиваюсь поставленных целей

Я не всегда добиваюсь поставленных целей

Я всегда готов к переменам

Другое

  • Какой тип наставничества наиболее приемлем для меня?

Скрытое наставничество (наставник действует на наставляемого незаметно)

Открытое наставничество (двустороннее взаимодействие наставника и наставляемого)

Индивидуальное наставничество (все силы направлены на одного наставляемого)

Другое

  • Насколько я нуждаюсь в помощи наставника?

Нуждаюсь

Не нуждаюсь

Затрудняюсь ответить

Другое

  • Что мне важно увидеть в наставнике?

Желание к сотрудничеству

Заинтересованность

Затрудняюсь ответить

Другое

  • Какими качествами, по моему мнению, должен обладать наставник?

Лидерские качества

Принятие чужого мнения и опыта

Коммуникабельность

Все варианты ответов

  • Какого наставника я бы выбрал для себя?

Терпеливого

Активного

Более спокойного

Не принципиально

  • План мероприятий по реализации проекта практики наставничества 

в 2022-2023 учебном году

№ п/п Наименование мероприятия /

виды деятельности по его подготовке и организации

Сроки проведения Ожидаемый результат
1. Прохождение профессиональной переподготовки по дополнительной профессиональной программе: «Наставничество в современном образовании: технологии, коммуникации и сопровождение» Январь – апрель 2023г. Диплом о профессиональной переподготовке по дополнительной профессиональной программе: «Наставничество в современном образовании: технологии, коммуникации и сопровождение». Присвоена квалификация «Преподаватель»
2. Разработка проекта практики наставничества по форме

 «педагог-студент»

2022-2023 учебный год Проект наставничества 
3. Представление плана проекта наставничества на Педагогическом совете колледжа Сентябрь 2022г. Проект наставничества
4. Составление анкеты по формированию запросов обучающихся для участия в реализации проекта наставничества Сентябрь 2022г. Анкета по формированию запросов обучающихся для участия в реализации проекта.
5. Проведение анкетирования среди студентов, желающих принять участие в чемпионате. Сентябрь  2022г. Результаты анкетирования студентов, желающих принять участие в чемпионате.
6. Проведение тестирования на выявление уровня тревожности (тест Спилберга-Ханина «Оценка уровня тревожности») Октябрь  2022г. Результаты тестирования студентов, желающих принять участие в чемпионате.

Разработка рекомендаций по взаимодействию с наставляемым.

7. Проведение психологических тренингов, направленных на приобретение навыков уверенного поведения, самопрезентации.  Ноябрь 2022г. Повышение стрессоустойчивости наставляемого.  Достижение психологического состояния, при котором наставляемый может продемонстрировать наивысший уровень профессионализма.
8. Проведение конкурса профессионального мастерства «Лучший по профессии» на базе филиала № 2 БПОУ ОО «Орловский базовый медицинский колледж».  Декабрь 2022г. Определение студентов, получивших высокие баллы по результатам конкурса. 
9. Разработка индивидуальной карты подготовки студентов к  участию в проекте наставничества. Декабрь 2022г. Индивидуальные карты для участников программы наставничества.
10. Изучение особенностей  профессиональной деятельности медицинской сестры. Январь 2023г. Формирование у наставляемого общих компетенций. 
11. Проведение практических занятий (в том числе на базе лечебно-профилактических учреждений)  по следующим модулям:

Модуль А. Сестринский уход за пациентом после ринопластики в условиях стационара.

Модуль Б. Оказание медицинской помощи пациенту с бронхиальной астмой в условиях дневного стационара.

Модуль В. Патронаж пациента  с хронической болезнью почек на дому.

Модуль Г. Консультирование пациента с рассеянным склерозом в условиях дневного стационара.

Модуль Д. Патронаж пациента с сахарным диабетом на дому.

Модуль Е. Организация и проведение занятия в рамках школы по отказу от потребления табака.

Модуль Ж. Сестринский уход за пациентом с раком печени в  хосписе.

Февраль – март 2023г. Формирование у наставляемого общих и профессиональных компетенций, приобретение практического опыта. 
12. Участие в региональном этапе Всероссийского чемпионатного движении по профессиональному мастерству «Профессионалы». Компетенция «Медицинский и социальный уход» 28-31 марта 2023г. Место победителя
13. Обсуждение результатов реализации проекта на заседаниях предметно-цикловых комиссий 2022-2023 учебный год Анализ реализации проекта наставничества
14. Представление результатов реализации проекта наставничества на Педагогическом совете Апрель  2023г. Анализ реализации проекта наставничества
15. Размещение материалов по итогам реализации проекта наставничества Май – июнь 2023г. Распространение опыта, обмен опытом
  1. Оценка результатов проекта и его эффективности

3.1 Результативность наставнической деятельности

     Слаженная организация работы наставнической деятельности 

является положительным результатом повышения уровня мотивированности и осознанности студентов в вопросах саморазвития и профессионального образования, получения конкретных профессиональных навыков, необходимых для вступления в полноценную трудовую деятельность.

Анализ проекта практики наставничества показывает, что 

наставничество в процессе подготовки наставляемых к участию в чемпионатах «Молодые профессионалы» (WorldSkillsRussia), региональном этапе Всероссийского чемпионатного движения по профессиональному мастерству «Профессионалы», компетенция «Медицинский и социальный уход» дает  положительную динамику, что подтверждается призовыми местами.

3.2  Организация контроля и оценки

        В целях текущего контроля периодичность оценки  реализации проекта по  наставничеству по подготовке и участию обучающихся в чемпионатах составляет не реже 1 раза  в месяц на заседаниях предметно-цикловых комиссий, а в целях итогового контроля рассмотрения результатов проекта наставничества осуществляется на педагогическом совете при руководителе филиала.

  1. Список используемых источников
    1. Ошвинцева Н.И. Психологическое сопровождение участников конкурсов и фестивалей // Психологическая газета. – 2008. – 25 декабря. URL: https://psy.su (дата обращения: 03.12.2018 г.).
    2. Формирование психологической готовности к конкурсам профессионального мастерства : методическое пособие / департамент образования, науки и молодеж. политики Воронеж. обл., Воронеж. гос. пром.-гуманитар. колледж ; [cост. А.А. Мерзликина, В. И. Шевлякова]. – Воронеж: ВГПГК, 2018. – 57 c.
  • WorldSkillsRussia [Электронный ресурс]: официальный сайт. URL: http://worldskills.ru.

Приложение 1

Эссе – Я преподаватель

Свое первое образование по специальности «Сестринское дело» я получила, в своем колледже, где сейчас работаю. Педагоги, которые учили меня, дали фундаментальные знания, которые способствовали моему дальнейшему развитию. 

В 2018 году, будучи студенткой 2 курса, я заняла 3 призовое место Региональном чемпионате  «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia). Эта победа дала значительный толчок в моем становлении как личности и профессионала. После окончания учебы, колледж выбрал меня уже в качестве преподавателя.

Я – преподаватель профессиональных дисциплин: 

  • «Теория и практика сестринского дела»
  • «Безопасная среда для пациентов и персонала»
  • «Психология»
  • «Здоровый человек и его окружение»
  • «Основы реаниматологии»

Я не могу утверждать, что профессия педагога была выбрана мною осознанно, это произошло по стечению обстоятельств. «Педагогом не рождаются, педагогом становятся» – вот фраза, отображающая сущность моего выбора. Педагог – это человек, профессионально занимающийся учебной и воспитательной деятельностью. А в буквальном смысле переводится как ВЕДУЩИЙ ребенка. Ведь для того, чтобы стать педагогом, надо пройти нелегкий путь становления личности, самопознания и саморазвития. Профессия, требующая беспрерывного личностного самоанализа и самоотдачи. Развиваясь в этой профессии, оказываешься в позиции постоянного познания, тем самым, развивая, в первую очередь, себя.

В 2020 году сразу после окончания колледжа, я поступила в ФГБОУ ВО “Орловский государственный университет имени И.С.Тургенева” (заочная форма) по направлению 44.03.02 Психолого-педагогическое образование. Продолжаю обучение по настоящее  время. Знания, полученные в период получения высшего образования, очень помогают мне в профессиональной деятельности, так как я четвертый год являюсь куратором в группе 4.1 специальность «Сестринское дело».

Основная цель моей кураторской деятельности – повышение эффективности учебно-воспитательного процесса в группе и Колледже в целом. В рамках осуществления кураторской деятельности решаю следующие задачи:

– содействие адаптации студентов в образовательной среде; 

– участие в формировании корпоративной культуры колледжа, сохранении и развитии традиций колледжа;

 – организация работы со студентами в учебной группе по основным направлениям воспитательной деятельности: профессиональное становление медицинского работника; гражданско-патриотическое воспитание; духовно-нравственное воспитание; формирование здорового образа жизни, физкультурно-оздоровительная деятельность; развитие студенческого самоуправления, добровольческой деятельности; профилактика безнадзорности, правонарушений и асоциальных явлений среди обучающихся; противодействие идеологии терроризма и профилактика экстремистских проявлений среди студентов;

– сбор, учет и мониторинг основных сведений, необходимых для организации и реализации образовательного процесса, по каждому студенту и группе в целом.

Считаю, что самое главное в профессии преподавателя заинтересовать студентов в преподаваемой дисциплине, быть требовательным в первую очередь к себе и к студентам, возможно где-то проявить и актерское мастерство, находить индивидуальный подход к студенту, преподать свой предмет понятно, дать возможность самообучению студенту. Я старюсь научить студентов понимать друг друга, понимать зачем им нужны медицинские знания и где они им могут пригодиться. У меня есть глубокое убеждение в том, что каждый человек появившийся в жизни других людей, должен оставить о себе в памяти самые лучшие воспоминания. Мне бы хотелось, чтобы я тоже у своих студентов и коллег была пусть маленьким, но добрым воспоминанием. 

Образовательные технологии

Под термином «образовательные технологии» мы понимаем систему совместной деятельности   студентов и преподавателей по организации и корректировке образовательного процесса с целью достижения конкретного результата: формированию общих и профессиональных компетенций. 

В своей педагогической деятельности я использую современные образовательные технологии 

  • ИКТ
  • Дистанционное образование
  • Проектные методы
  • Решение ситуационных задач
  • Работа малыми группами
  • Погружение в профессиональную среду
  • Рефлексия
  • Симуляционное обучение

Использование технологий симуляционного обучения 

для формирования навыков манипуляционной техники 

при изучении студентами специальности «Сестринское дело».

 Симуляционное обучение– это техника, которая позволяет обогатить или заместить практический опыт обучаемого с помощью искусственно созданной ситуации, имеющей место в реальном мире в полной интерактивной манере.

Цель симуляции – это дальнейшее совершенствование мастерства студентов, закрепление и углубление знаний и умений, полученных в процессе профессионального обучения.

Задачи симуляции:

  1. Повышение интереса студентов к своей специальности и ее социальной значимости.
  2. Развитие способностей самостоятельно и эффективно решать проблемы в области профессиональной деятельности.
  3. Проверка профессиональной готовности будущего специалиста к самостоятельной трудовой деятельности.

Симуляционное обучение в медицинском образовании – это современная технология обучения и оценки практических навыков, умений, основанная на реалистическом моделировании, имитации клинической ситуации – для чего используются различной сложности и реалистичности учебные модели.

В переводе с латинского термин симуля́ция (simulatio — видимость, притворство) – создание видимости болезни или отдельных её симптомов человеком, не страдающим данным заболеванием, или же имитация какого-либо физического процесса при помощи искусственной (напр., механической или компьютерной) системы. То есть, это понятие, изначально уже использовалось в медицине. Но если есть пациент симулирующий болезнь, то может быть и медицинский работник, симулирующий лечение.

Преимущества симуляционного обучения:

  1. Формат с ярко выраженным практическим акцентом.
  2. Клинический опыт без риска для пациента.
  3. Тренинг в удобное время.
  4. Снижение стресса при первых самостоятельных манипуляциях.
  5. Профессиональная подготовка в соответствии с индивидуальными запросами.

В настоящее время занятия при изучении ПМ 04 «Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больными» выстраиваются мной по определенному алгоритму. Первоначально студентам на лекционных занятиях даются теоретические знания. Для отработки практических умений в колледже имеются учебные кабинеты, в которых проводятся практические занятия. Кабинет Сестринское дело оснащен оборудованием и манекенами, что позволяет использовать при проведении практических занятий технологии симуляционного обучения.

В этом же кабинете проводятся занятия по учебной практике, на которых студенты под моим руководством  путем многократного повторения и разбора ошибок добиваются формирования у них навыка работы с оборудованием и пациентом, работы в команде, освоения общих и профессиональных компетенций. 

Все сестринские манипуляции проводятся в соответствии с национальным стандартом Российской федерации «Технологии выполнения простых медицинских услуг» «Манипуляции сестринского ухода» (ГОСТ Р 52623.3-2015).

Для отработки манипуляций по ПМ 04 Выполнение работ по профессии «младшая медицинская сестра по уходу за больными» используются следующие симуляционное оборудование:

Механический тренажер – тренажер, выполненный из различных материалов (силикон, пластик), с помощью которого осваиваются отдельные практические навыки (инъекции, пункции, катетеризация).

Муляж – модель органа или части тела в натуральную величину, не обладающая тактильными и функциональными характеристиками воспроизводимого объекта.

Фантом – модель органа или части тела в натуральную величину, обладающая рядом тактильных и функциональных характеристик воспроизводимого объекта.

Манекен – механическая полноростовая модель низкой степени реалистичности, с помощью которой отрабатываются базовые практические навыки и умения (уход, сестринские и врачебные манипуляции, транспортировка, неотложка)

Для отработки манипуляций мной используются следующие уровни симуляционного обучения:

Визуальный – знакомство студентов с практическими действиями, их последовательностью и техникой выполнения манипуляции. Студентами отрабатывается понимание последовательности действий выполнения манипуляции, однако никакой собственно практической отработки манипуляции не происходит. Примером может служить просмотр студентами электронных пособий и видеофильмов.

Тактильный – на данном уровне происходит воспроизведение и отработка практических навыков, т.е. последовательность скоординированных движений в ходе выполнения той или иной манипуляции и как результат – приобретение практического навыка. Пример – отработка манипуляций на фантоме, муляже или стандартизированном пациенте, роль которого выполняет студент.

Приведем примеры симуляций:

Задание № 1. Пациенту нужна помощь при перемещении из положения «Сидя на кровати» в положение «Сидя на стуле». Как помочь сесть на стул? «Перемещение пациента с кровати на стул»

Задание № 2. Медицинской сестре процедурного кабинета необходимо подготовить бикс для стерилизации. Цель укладки бикса- накрытие стерильного стола для процедурного кабинета. Продемонстрируйте укладку бикса для накрытия стерильного стола в процедурном кабинете.

Задание № 3.  В приемное отделение поступил пациент М. 27 лет с пищевым отравлением. Жалуется на боль в желудке и животе, головокружение, тошноту, позывы на рвоту.

  1. Перечислите проблемы пациента и выделите приоритетную проблему.
  2. Сформулируйте цель и составьте план по решению приоритетной проблемы.
  3. Выполните манипуляцию «Промывание желудка толстым желудочным зондом»

Задание № 4. Вы палатная медицинская сестра (брат) кардиологического отделения. Необходимо осуществить транспортировку пациента на кресло-каталке в диагностический кабинет.  Продемонстрируйте транспортировку пациента на кресло – каталке.

Конечно, симуляционные технологии не заменят в полной мере клиническую практику, а условия любого моделирования имеют отличия от реальной ситуации. Однако, предоставляя возможность для постоянной и безопасной тренировки студентов специальности «Сестринское дело», эти технологии могут значительно повысить уровень подготовки  ПМ 04 «Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больными».

«Если вы удачно выберете свой труд и вложите в него всю свою душу, то счастье само отыщет вас» (К.Д. Ушинский)

Результатами своей педагогической деятельности считаю эффективную организацию наставничества с целью формирования у студентов общих и профессиональных компетенций, приобретения практического опыта для участия в конкурсах профессионального мастерства.