Авторская индивидуальная программа наставничества по модели «Преподаватель-Обучающийся»

ФИО: Лысакова М.В.
Свидетельство о публикации в электронном СМИ № AP-3607
Конкурс: Всероссийский конкурс педагогических работников «Лучшие практики наставничества», в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование»
Наименование конкурсной работы: Авторская индивидуальная программа наставничества по модели «Преподаватель-Обучающийся»
Итоговая оценка: 1 место,  85 баллов(-а)



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ТАЙМЫРСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

Авторская индивидуальная программа наставничества 

по модели

 «Преподаватель-Обучающийся» 

Автор программы: 

      Лысакова М.В., преподаватель – наставник     

                 

 

 

Сведения о наставляемом
ФИО Число/год рождения Родители: ФИО

Опекун: ФИО

Адрес проживания статус Номер телефона

 

Дудинка, 2024г.

Пояснительная записка

Наставничество представляется универсальной моделью построения отношений внутри образовательной организации как технология интенсивного развития личности, передачи опыта и знаний, формирование навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей. Наставник способен стать для наставляемого человеком, который окажет комплексную поддержку на пути социализации, взросления, поиске индивидуальных жизненных целей и путей их достижения, в раскрытии потенциала и возможностей саморазвития и профориентации. Создание программы наставничества продиктовано велением времени. На сегодняшний день не только национальный проект «Образование» ставит такую задачу, как внедрение целевой модели наставничества во всех образовательных организациях, но и сама жизнь подсказывает нам необходимость взаимодействия между людьми для достижения общих целей.

Индивидуальная программа Наставничества разработана с учетом федерального проекта «Успех каждого ребенка» и Рабочей программой Наставничества КГБПОУ «Таймырский колледж», направлена на решение важных задач, связанных с коррекцией, развитием, социализацией, становлением гражданственности личности студента (группа/ФИО), обучающегося по профессии «Машинист крана», входящего в «группу риска» и имеющего социальный статус сироты. 

В ходе работы предполагается проведение педагогической диагностики, включение студента(ФИО) в систему ответственных отношений с обществом и коллективом, привлечение его к социально ценной деятельности с учетом положительных качеств, сил, способностей. 

Индивидуальная программа позволит создать условия для максимально полного раскрытия потенциала студента (ФИ) для успешной личной, профессиональной самореализации и формирования эффективной системы поддержки, самоопределения,  профессиональной ориентации.

1.Нормативные основы реализации программы 

Индивидуальная программа наставничества разработана с целью достижения результатов федерального проекта “Успех каждого ребенка” национального проекта “Образование” во исполнение Распоряжения Министерства просвещения РФ от 25 декабря 2019 г. N Р-145 о внедрении Целевой модели наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися.

Нормативные правовые акты КГБПОУ «Таймырский колледж»:

  1. Рабочая программа Наставничества КГБПОУ «Таймырский колледж».
  1. Цель и задачи индивидуальной программы наставничества

 Цель: создание комплексной профилактической системы, коррекционной и реабилитационной работы со студентом (ФИ), находящемся на ранней стадии социального неблагополучия.

Задачи: 

  1. Развитие социально-нравственных качеств, необходимых для успешной адаптации в учебном заведении. 
  2. Помощь в преодолении социально-педагогических трудностей. 
  3. Создание положительной Я-концепции, снятие синдрома неудачника, формирование адекватной самооценки, укрепление положительных нравственных начал в личности. 
  4. Подведение к процессу самовоспитания и перевоспитания. 
  5. Привлечение к социально значимой и трудовой деятельности. 
  6. Ранняя диагностика, профилактика правонарушений. 

 

Срок реализации программы: с «18» января 2024 по «05» июня 2024 года 

Содержание программы

2.1 Основные участники программы и их функции

Форма наставничества: индивидуальная.

Наставник: Лысакова Маргарита Викторовна 

Наставляемый: (ФИ), студент 1 курса, обучающийся по профессии «Машинист крана».

 

Цель: оказание социально-педагогической помощи и поддержки студенту (ФИ) из группы риска.

Задачи:

  • установление контакта с педагогами колледжа, работающими с данным студентом;
  • обучение общеучебным и практическим навыкам, необходимым для адаптации в колледже и обществе;
  • отслеживание социальных контактов студента в Таймырском колледже;
  • оказание помощи в выборе внеурочной деятельности и дополнительного образования;
  • оказание помощи в гражданском, личностном, профессиональном самоопределении.

 

Основные направления: 

  1. Правовое просвещение.
  2. Пропаганда ЗОЖ.
  3. Профилактика вредных привычек, правонарушений, суицидального поведения. 

Принципы наставничества: личностный подход к наставляемому, реализуемый в формуле: любить, понимать, принимать, сострадать, помогать. 

Права и обязанности наставника

Лысакова М.В. обязана:

  • разрабатывать индивидуальный план мероприятий;
  • регулярно посещать образовательные события в рамках обучения наставников;
  • оказывать всестороннюю помощь и поддержку студенту (ФИ);
  • предоставлять результаты наставнической работы по запросу куратора;
  • способствовать развитию информационного освещения реализации системы наставничества в Таймырском колледже;
  • внимательно и уважительно относиться к студенту (ФИ).

Лысакова М.В имеет право:

  • способствовать своевременному и качественному выполнению поставленных задач;
  • совместно с куратором определять формы работы со студентом (ФИ);
  • принимать участие в обсуждениях и мероприятиях, направленных на развитие системы наставничества в Таймырском колледже.

Права и обязанности наставляемого

(ФИ) обязан:

  • регулярно посещать встречи, образовательные события в соответствии с индивидуальным планом;
  • выполнять своевременно и качественно задачи, поставленные наставником;
  • внимательно и уважительно относиться к наставнику и другим участникам учебного процесса.

(ФИ) имеет право:

  • вносить предложения в индивидуальный план обучения;
  • принимать участие в обсуждениях и мероприятиях, направленных на развитие системы наставничества в Таймырском колледже;
  • в индивидуальном порядке обращаться к наставнику за советом, помощью по волнующим вопросам.

План работы на период январь-июнь 2024 учебного года

Название 

мероприятия

Срок Ответственный Результат
1 Ежемесячные собрания наставников Каждый месяц 19 числа Зам.директора

по ВР

Анализ траектории наставляемого, корректировка планов
2 Разработка плана индивидуальной работы со студентом (ФИ) 12.01.2024  Зав. отделением Индивидуальные планы
3 Осуществление контроля за успеваемостью и посещением занятий студентом (ФИ) В теч. Уч. года Лысакова М.В. Построение образовательной траектории
4 Вовлечение в кружковую работу и внеурочную деятельность студента (ФИ) В теч. Уч. года  Лысакова М.В. Вовлечение во внеурочную деятельность
5 Исследование социального окружения студента (ФИ) 30.01.2023  Лысакова М.В.

Куратор группы

Анализ окружения наставляемого
6 Изучение интересов, склонностей студента (ФИ) через диагностику и наблюдение с целью вовлечения в кружки, секции по интересам. 30.01.2023  Лысакова М.В.

Зав. отделением

Список интересов наставляемого
Организационно-массовая работа
7 Привлечение студента (ФИ) к участию в спортивных мероприятиях  В теч. Уч. года  Лысакова М.В. Вовлечение в ЗОЖ
8 Привлечение студента (ФИ). к участию в творческих мероприятиях Таймырского колледжа, города.  В теч. Уч.года  Лысакова М.В. Развитие творческих компетенций
9 Привлечение студента (ФИ) к участию в различных конкурсах, олимпиадах, викторинах.  В теч. Уч. года  Лысакова М.В. Повышение мотивации

 

Мониторинг программы

Организация систематического мониторинга направлений деятельности участников Программы дает возможность представлять, как происходит процесс наставничества, каковы изменения во взаимодействиях наставника с наставляемым, какова динамика развития наставляемых и удовлетворенности наставника своей деятельностью.

 

Ожидаемые результаты: 

– повышение образовательных результатов студента (ФИ), его мотивации к участию во внеурочной деятельности и дополнительном образовании; 

– сокращение сроков адаптации и повышение уровня комфорта процесса адаптации в Таймырском колледже и обществе; 

– развитие у студента (ФИ) коммуникативных компетенций, повышение уровня гражданского, личностного и профессионального самоопределения.

 

Приложение

Карта работы с наставляемым «Приоритеты и направления в наставничестве»

  • Оценка «себя» и планирование «будущего»

Черты характера

Черта характера Моя оценка Желаемая оценка Приоритет
активность 7 10 10
общительность 8 10 10
ответственность 9 10 10

 

Определяем картину будущего

Что нравится Вашему подопечному в себе? Леонид занимается спортом (футбол) в школе №5 и в Детском доме «Ромашка», читает книги (берет в библиотеке Детского дома), нравится учиться в колледже, доволен выбором профессии.
Кем хочет стать Ваш подопечный через год? Закончить колледж, устроиться на работу в Дудинский порт по профессии

.

Оценка удовлетворенности в разных сферах жизни (Шкала от 1 до 10)

 

Сфера жизни оценка
Профессиональная сфера (учеба) 10
Физическая сфера (спорт/кружки/ и тд) 10
Личное развитие  7
Социальная жизнь (отношения в семье, с друзьями , в социуме) 9

 

Сфера жизни на сегодня Конкретные плюсы нынешнего состояния Как по мнению наставляемого выделит сфера на 10 баллов
Профессиональная сфера (учеба) Занятия не пропускает

Учеба оценивается на «3-4-5»

Интересуется географией, историей, физикой

8
Физическая сфера (спорт/кружки/ и тд) Посещает секцию футбола в школе №5 8
Личное развитие  Посещает библиотеку, читает книги, которые отражают жизненные ситуации . 5
Социальная жизнь (отношения в семье, с друзьями , в социуме) Доверительные отношения с опекуном, дружеские отношения с ребятами в группе и друзьями по спорту. 10

 

Определяем цели, которые продвигают к «образу будущего»

Сфера жизни Цели на год
Профессиональная сфера (учеба) Учиться на «4-5», закончить 1 курс без «3» и получать академическую стипендию
Физическая сфера (спорт/кружки/ и тд) Продолжить занятие футболом, нравится ходить на ьтренировки и общаться с друзьями
Личное развитие  Прочитать роман «Господа Головлевы» по литературе
Социальная жизнь (отношения в семье, с друзьями , в социуме) Установить коммуникативный контакт с наставником Лысаковой М.В.

 

  1. Практическая часть

Распределение целей по кварталам 

1- й квартал
январь февраль март
Посещение дополнительных занятий по истории (Таскаракова С.Р.), русскому языку (Лысакова М.В.) Принять участие в волонтерском движении «Таймырский колледж своих не бросает» (Попова В.Н.) Участие в олимпиаде по общеобразовательным предметам (по договоренности с преподавателями):

-русский язык

– история

-физика

– химия

-информатика

2-й квартал
апрель май июнь
Участие в Международном форуме ПРОФИ-24, проводимом в Таймырском колледже. Участие в мероприятиях, посвященных 9 Мая. Сдача промежуточной аттестации, подведение итогов за период работы с наставником.

 

 Мои новые привычки

Привычка Месяц
Быть ответственным за свою жизнь и поступки, влияющие на мою дальнейшую судьбу Май-июнь

 

Еженедельное планирование (Цели)

Сроки Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница Суббота Воскресенье
22.01.24 Мысленно и эмоционально заряжаю себя на успех Определение проблем и попытка их устранить Анализ моих действий Посетить дополнительные занятия Понять, что мне удалось сделать за неделю Встреча с друзьями, посещение мест досуга Планирование важных дел на предстоящую неделю
29.01.24 Взял роман Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы», чтобы прочитать для урока литературы Будет читать 1 главу «Семейный суд»

Тренировка по футболу

Составить конспект по Лит-ре

Посещение тети (ФИО)

Дополнительное занятие по Лит-ре

Тренировка по футболу

В Детском доме помогаю делать домашнее задание ребятам средней школьной группы Выходной

Спокойное проведение субботнего вечера перед телевизором

Участвовал в открытии кабинета по профессии (давал интервью)

Подготовка к новой неделе, планирование новых дел
05.02.24 Беседовали с преподавателем химии (ФИО) по поводу выполнения дополнительных заданий во время урока Тренировка по футболу

Посещение х/фильма «Воздух»

Занятия в колледже (4 пары). Вечерний отдых и подготовка дом.задания Тренировка по футболу Самоподготовка в уроку химии Нахождение в Детском доме, помощь воспитателям Подготовка к новой неделе, планирование новых дел
12.02.24 Мониторинг посещения занятий и успеваемости за январь-февраль Тренировка по футболу Тренировка по футболу

 

Приоритеты недели Привычка недели Задачи недели
Внешний вид Я всегда доволен собой, но стремлюсь к лучшему Поддерживать внешний вид
Успеваемость Учиться без «3» Посещение дополнительных занятий
Участие во внеурочной деятельности Ответственное отношение к поручениям Участвовать в мероприятиях, олимпиадах и конкурсах

 

Еженедельный анализ
Самый важный результат Исправил оценки по литературе, химии, истории
Что помогло получить этот результат Вовремя готовил домашнее задание, работал на уроках
Самая важная задача недели Посещение х/фильма «Воздух» и обсуждение с ребятами и наставником
Какие неудачи были и чему научили Не сумел подготовить материал по Информатике, пришлось договариваться в преподавателем и менять сроки сдачи
Как я хочу поблагодарить себя за эту неделю Старался, но не очень собою доволен

 

III. Самоотчет: Я Молодец, потому что ……….