МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ТАЙМЫРСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
Авторская индивидуальная программа наставничества
по модели
«Преподаватель-Обучающийся»
Автор программы:
Лысакова М.В., преподаватель – наставник
Сведения о наставляемом | |||||
ФИО | Число/год рождения | Родители: ФИО
Опекун: ФИО |
Адрес проживания | статус | Номер телефона |
Дудинка, 2024г.
Пояснительная записка
Наставничество представляется универсальной моделью построения отношений внутри образовательной организации как технология интенсивного развития личности, передачи опыта и знаний, формирование навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей. Наставник способен стать для наставляемого человеком, который окажет комплексную поддержку на пути социализации, взросления, поиске индивидуальных жизненных целей и путей их достижения, в раскрытии потенциала и возможностей саморазвития и профориентации. Создание программы наставничества продиктовано велением времени. На сегодняшний день не только национальный проект «Образование» ставит такую задачу, как внедрение целевой модели наставничества во всех образовательных организациях, но и сама жизнь подсказывает нам необходимость взаимодействия между людьми для достижения общих целей.
Индивидуальная программа Наставничества разработана с учетом федерального проекта «Успех каждого ребенка» и Рабочей программой Наставничества КГБПОУ «Таймырский колледж», направлена на решение важных задач, связанных с коррекцией, развитием, социализацией, становлением гражданственности личности студента (группа/ФИО), обучающегося по профессии «Машинист крана», входящего в «группу риска» и имеющего социальный статус сироты.
В ходе работы предполагается проведение педагогической диагностики, включение студента(ФИО) в систему ответственных отношений с обществом и коллективом, привлечение его к социально ценной деятельности с учетом положительных качеств, сил, способностей.
Индивидуальная программа позволит создать условия для максимально полного раскрытия потенциала студента (ФИ) для успешной личной, профессиональной самореализации и формирования эффективной системы поддержки, самоопределения, профессиональной ориентации.
1.Нормативные основы реализации программы
Индивидуальная программа наставничества разработана с целью достижения результатов федерального проекта “Успех каждого ребенка” национального проекта “Образование” во исполнение Распоряжения Министерства просвещения РФ от 25 декабря 2019 г. N Р-145 о внедрении Целевой модели наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися.
Нормативные правовые акты КГБПОУ «Таймырский колледж»:
- Рабочая программа Наставничества КГБПОУ «Таймырский колледж».
- Цель и задачи индивидуальной программы наставничества
Цель: создание комплексной профилактической системы, коррекционной и реабилитационной работы со студентом (ФИ), находящемся на ранней стадии социального неблагополучия.
Задачи:
- Развитие социально-нравственных качеств, необходимых для успешной адаптации в учебном заведении.
- Помощь в преодолении социально-педагогических трудностей.
- Создание положительной Я-концепции, снятие синдрома неудачника, формирование адекватной самооценки, укрепление положительных нравственных начал в личности.
- Подведение к процессу самовоспитания и перевоспитания.
- Привлечение к социально значимой и трудовой деятельности.
- Ранняя диагностика, профилактика правонарушений.
Срок реализации программы: с «18» января 2024 по «05» июня 2024 года
Содержание программы
2.1 Основные участники программы и их функции
Форма наставничества: индивидуальная.
Наставник: Лысакова Маргарита Викторовна
Наставляемый: (ФИ), студент 1 курса, обучающийся по профессии «Машинист крана».
Цель: оказание социально-педагогической помощи и поддержки студенту (ФИ) из группы риска.
Задачи:
- установление контакта с педагогами колледжа, работающими с данным студентом;
- обучение общеучебным и практическим навыкам, необходимым для адаптации в колледже и обществе;
- отслеживание социальных контактов студента в Таймырском колледже;
- оказание помощи в выборе внеурочной деятельности и дополнительного образования;
- оказание помощи в гражданском, личностном, профессиональном самоопределении.
Основные направления:
- Правовое просвещение.
- Пропаганда ЗОЖ.
- Профилактика вредных привычек, правонарушений, суицидального поведения.
Принципы наставничества: личностный подход к наставляемому, реализуемый в формуле: любить, понимать, принимать, сострадать, помогать.
Права и обязанности наставника
Лысакова М.В. обязана:
- разрабатывать индивидуальный план мероприятий;
- регулярно посещать образовательные события в рамках обучения наставников;
- оказывать всестороннюю помощь и поддержку студенту (ФИ);
- предоставлять результаты наставнической работы по запросу куратора;
- способствовать развитию информационного освещения реализации системы наставничества в Таймырском колледже;
- внимательно и уважительно относиться к студенту (ФИ).
Лысакова М.В имеет право:
- способствовать своевременному и качественному выполнению поставленных задач;
- совместно с куратором определять формы работы со студентом (ФИ);
- принимать участие в обсуждениях и мероприятиях, направленных на развитие системы наставничества в Таймырском колледже.
Права и обязанности наставляемого
(ФИ) обязан:
- регулярно посещать встречи, образовательные события в соответствии с индивидуальным планом;
- выполнять своевременно и качественно задачи, поставленные наставником;
- внимательно и уважительно относиться к наставнику и другим участникам учебного процесса.
(ФИ) имеет право:
- вносить предложения в индивидуальный план обучения;
- принимать участие в обсуждениях и мероприятиях, направленных на развитие системы наставничества в Таймырском колледже;
- в индивидуальном порядке обращаться к наставнику за советом, помощью по волнующим вопросам.
План работы на период январь-июнь 2024 учебного года
№ | Название
мероприятия |
Срок | Ответственный | Результат |
1 | Ежемесячные собрания наставников | Каждый месяц 19 числа | Зам.директора
по ВР |
Анализ траектории наставляемого, корректировка планов |
2 | Разработка плана индивидуальной работы со студентом (ФИ) | 12.01.2024 | Зав. отделением | Индивидуальные планы |
3 | Осуществление контроля за успеваемостью и посещением занятий студентом (ФИ) | В теч. Уч. года | Лысакова М.В. | Построение образовательной траектории |
4 | Вовлечение в кружковую работу и внеурочную деятельность студента (ФИ) | В теч. Уч. года | Лысакова М.В. | Вовлечение во внеурочную деятельность |
5 | Исследование социального окружения студента (ФИ) | 30.01.2023 | Лысакова М.В.
Куратор группы |
Анализ окружения наставляемого |
6 | Изучение интересов, склонностей студента (ФИ) через диагностику и наблюдение с целью вовлечения в кружки, секции по интересам. | 30.01.2023 | Лысакова М.В.
Зав. отделением |
Список интересов наставляемого |
Организационно-массовая работа | ||||
7 | Привлечение студента (ФИ) к участию в спортивных мероприятиях | В теч. Уч. года | Лысакова М.В. | Вовлечение в ЗОЖ |
8 | Привлечение студента (ФИ). к участию в творческих мероприятиях Таймырского колледжа, города. | В теч. Уч.года | Лысакова М.В. | Развитие творческих компетенций |
9 | Привлечение студента (ФИ) к участию в различных конкурсах, олимпиадах, викторинах. | В теч. Уч. года | Лысакова М.В. | Повышение мотивации |
Мониторинг программы
Организация систематического мониторинга направлений деятельности участников Программы дает возможность представлять, как происходит процесс наставничества, каковы изменения во взаимодействиях наставника с наставляемым, какова динамика развития наставляемых и удовлетворенности наставника своей деятельностью.
Ожидаемые результаты:
– повышение образовательных результатов студента (ФИ), его мотивации к участию во внеурочной деятельности и дополнительном образовании;
– сокращение сроков адаптации и повышение уровня комфорта процесса адаптации в Таймырском колледже и обществе;
– развитие у студента (ФИ) коммуникативных компетенций, повышение уровня гражданского, личностного и профессионального самоопределения.
Приложение
Карта работы с наставляемым «Приоритеты и направления в наставничестве»
- Оценка «себя» и планирование «будущего»
Черты характера
Черта характера | Моя оценка | Желаемая оценка | Приоритет |
активность | 7 | 10 | 10 |
общительность | 8 | 10 | 10 |
ответственность | 9 | 10 | 10 |
Определяем картину будущего
Что нравится Вашему подопечному в себе? | Леонид занимается спортом (футбол) в школе №5 и в Детском доме «Ромашка», читает книги (берет в библиотеке Детского дома), нравится учиться в колледже, доволен выбором профессии. |
Кем хочет стать Ваш подопечный через год? | Закончить колледж, устроиться на работу в Дудинский порт по профессии |
.
Оценка удовлетворенности в разных сферах жизни (Шкала от 1 до 10)
Сфера жизни | оценка |
Профессиональная сфера (учеба) | 10 |
Физическая сфера (спорт/кружки/ и тд) | 10 |
Личное развитие | 7 |
Социальная жизнь (отношения в семье, с друзьями , в социуме) | 9 |
Сфера жизни на сегодня | Конкретные плюсы нынешнего состояния | Как по мнению наставляемого выделит сфера на 10 баллов |
Профессиональная сфера (учеба) | Занятия не пропускает
Учеба оценивается на «3-4-5» Интересуется географией, историей, физикой |
8 |
Физическая сфера (спорт/кружки/ и тд) | Посещает секцию футбола в школе №5 | 8 |
Личное развитие | Посещает библиотеку, читает книги, которые отражают жизненные ситуации . | 5 |
Социальная жизнь (отношения в семье, с друзьями , в социуме) | Доверительные отношения с опекуном, дружеские отношения с ребятами в группе и друзьями по спорту. | 10 |
Определяем цели, которые продвигают к «образу будущего»
Сфера жизни | Цели на год |
Профессиональная сфера (учеба) | Учиться на «4-5», закончить 1 курс без «3» и получать академическую стипендию |
Физическая сфера (спорт/кружки/ и тд) | Продолжить занятие футболом, нравится ходить на ьтренировки и общаться с друзьями |
Личное развитие | Прочитать роман «Господа Головлевы» по литературе |
Социальная жизнь (отношения в семье, с друзьями , в социуме) | Установить коммуникативный контакт с наставником Лысаковой М.В. |
- Практическая часть
Распределение целей по кварталам
1- й квартал | ||
январь | февраль | март |
Посещение дополнительных занятий по истории (Таскаракова С.Р.), русскому языку (Лысакова М.В.) | Принять участие в волонтерском движении «Таймырский колледж своих не бросает» (Попова В.Н.) | Участие в олимпиаде по общеобразовательным предметам (по договоренности с преподавателями):
-русский язык – история -физика – химия -информатика |
2-й квартал | ||
апрель | май | июнь |
Участие в Международном форуме ПРОФИ-24, проводимом в Таймырском колледже. | Участие в мероприятиях, посвященных 9 Мая. | Сдача промежуточной аттестации, подведение итогов за период работы с наставником. |
Мои новые привычки
Привычка | Месяц |
Быть ответственным за свою жизнь и поступки, влияющие на мою дальнейшую судьбу | Май-июнь |
Еженедельное планирование (Цели)
Сроки | Понедельник | Вторник | Среда | Четверг | Пятница | Суббота | Воскресенье |
22.01.24 | Мысленно и эмоционально заряжаю себя на успех | Определение проблем и попытка их устранить | Анализ моих действий | Посетить дополнительные занятия | Понять, что мне удалось сделать за неделю | Встреча с друзьями, посещение мест досуга | Планирование важных дел на предстоящую неделю |
29.01.24 | Взял роман Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы», чтобы прочитать для урока литературы | Будет читать 1 главу «Семейный суд»
Тренировка по футболу |
Составить конспект по Лит-ре
Посещение тети (ФИО) |
Дополнительное занятие по Лит-ре
Тренировка по футболу |
В Детском доме помогаю делать домашнее задание ребятам средней школьной группы | Выходной
Спокойное проведение субботнего вечера перед телевизором Участвовал в открытии кабинета по профессии (давал интервью) |
Подготовка к новой неделе, планирование новых дел |
05.02.24 | Беседовали с преподавателем химии (ФИО) по поводу выполнения дополнительных заданий во время урока | Тренировка по футболу
Посещение х/фильма «Воздух» |
Занятия в колледже (4 пары). Вечерний отдых и подготовка дом.задания | Тренировка по футболу | Самоподготовка в уроку химии | Нахождение в Детском доме, помощь воспитателям | Подготовка к новой неделе, планирование новых дел |
12.02.24 | Мониторинг посещения занятий и успеваемости за январь-февраль | Тренировка по футболу | Тренировка по футболу | ||||
Приоритеты недели | Привычка недели | Задачи недели |
Внешний вид | Я всегда доволен собой, но стремлюсь к лучшему | Поддерживать внешний вид |
Успеваемость | Учиться без «3» | Посещение дополнительных занятий |
Участие во внеурочной деятельности | Ответственное отношение к поручениям | Участвовать в мероприятиях, олимпиадах и конкурсах |
Еженедельный анализ | |
Самый важный результат | Исправил оценки по литературе, химии, истории |
Что помогло получить этот результат | Вовремя готовил домашнее задание, работал на уроках |
Самая важная задача недели | Посещение х/фильма «Воздух» и обсуждение с ребятами и наставником |
Какие неудачи были и чему научили | Не сумел подготовить материал по Информатике, пришлось договариваться в преподавателем и менять сроки сдачи |
Как я хочу поблагодарить себя за эту неделю | Старался, но не очень собою доволен |
III. Самоотчет: Я Молодец, потому что ……….