ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Юный журналист»
социально-гуманитарной направленности
Программа разработана
Сердюковой Людмилой Юрьевной,
педагогом дополнительного образования
- Комплекс основных характеристик программы
1.1.Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа «Юный журналист» (далее – Программа) имеет социально-гуманитарную направленность и нацелена на знакомство учащихся с основами журналистики как творческой деятельности. Программа помогает подростку пробовать себя в роли корреспондента, интервьюера на равных со взрослыми, даёт возможность быть включенным в систему массовой коммуникаций, развивать коммуникативные компетенции.
Программа реализуется в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование» по созданию высоко-оснащенных мест в дополнительном образовании.
Концепция развития дополнительного образования детей в Российской Федерации (до 2030 года) обращает внимание на важное значение системы дополнительного образования: «Именно творческая среда дополнительного образования, в отличие от традиционной среды общего образования, способна обеспечить обучающимся широкий спектр условий и возможностей для реализации всего комплекса личностных потребностей, что, в свою очередь, стимулирует их активную свободную деятельность как полноценных субъектов образовательного процесса». Программа позволяет решить поставленные задачи посредством создания оптимальных условий для становления личности подростка, раскрытия его творческого потенциала.
Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 2, ст. 15, ст.16, ст.17, ст.75, ст. 79);
- Проект Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года;
- Приказ Минпросвещения РФ от 09.11.2018 года № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Приказ от 30 сентября 2020 г. N 533 «О внесении изменений в порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196»;
- Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ № 09-3242 от 18.11.2015 года;
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 “Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 “Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи”.
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 23.08.2017 года № 816 «Порядок применения организациями, осуществляющих образовательную деятельность электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»
- «Методические рекомендации от 20 марта 2020 г. по реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий»;
- Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации от 05.08.2020 г. N 882/391 «Об организации и осуществлении образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ».
Актуальность программы
Программа подготовки юных журналистов актуальна в современном мире. Это связано не только с тем, что профессия журналиста всегда остается востребованной, но и с интересом подростков ко всему новому, стремлением к самореализации, как творческой личности, а также интересному, познавательному общению. Журналистика имеет настолько большое влияние на массы, что возможность взглянуть и изучить законы этого рода деятельности «изнутри», примерить на себя роль журналиста, вызывает у подростков неподдельный интерес.
Актуальность программы также обусловлена и особенностями нашего города. На территории Димитровграда не очень много местных печатных изданий, а для подростков – вообще ни одного. В связи с этим программа имеет больше практическую направленность. Подростки обучаются по данному курсу, стремясь отражать наиболее важные события, аргументировано высказывать собственную точку зрения и формировать общественное мнение по ряду актуальных проблем в среде подростков и молодежи. Они изучают технологию и способы написания, обработки материалов. Учащиеся знакомятся с художественными, публицистическими, информационными жанрами. В процессе обучения подростки учатся концентрировать внимание читателя с помощью заголовков, иллюстрации, фотографий в газете. Одним из основных направлений данной программы является содействие развитию подростка как личности, обладающей адекватной самооценкой, критическим мышлением, умеющей налаживать коммуникации и принимать решения.
Данная программа решает не только образовательные задачи, но и социальные: профориентационное самоопределение подростка, знакомство юного журналиста с этикетом и основными требованиями этой профессии, разностороннее развитие личности подростка, становление гражданской позиции и проявления социальной и творческой инициативы.
Новизна дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы заключается в системно–деятельностном подходе обучения и воспитания подростков и молодёжи. Такая модель позволяет строить и корректировать индивидуальные образовательные маршруты обучающихся, дифференцировать обучение в соответствии с возрастом участников программы, их способностями и интересами.
Отличительная особенность программы заключается в том, что дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа носит междисциплинарный характер и связана с такими дисциплинами, как русский язык, литература, информатика, статистика, логика, обществознание, социология, изобразительное искусство, мировая художественная культура, история.
Роль преподавателя заключается в организации работы с учащимися в рамках программы, в анализе, оценке, рецензировании их учебной деятельности с использованием возможностей не только очных занятий, но и иинформационной среды. Преподаватель организует и поддерживает учебное взаимодействие, учит фиксировать важнейшие шаги в пространстве курса программы.
Также в настоящей программе, в отличие от аналогичных программ, есть не только теоретическая часть, но и предусмотрена полноценная практическая деятельность, а именно – выпуск периодического печатного юношеского издания. При этом теоретический блок не носит излишне наукообразный характер, максимально приближен к потребностям издательской деятельности учащихся, имеет практический характер.
Отличительной особенностью является и модель воспитательной работы в объединении, предусмотренная данным курсом, одним из направлений которой является создание условий для творческой и социальной самореализации подрастающего поколения. На занятиях поднимаются вопросы активной гражданской позиции, патриотизма, толерантности, проводятся социальные акции, реализуются социально-полезные проекты.
Данная программа может быть творчески применена другими педагогами, журналистами, занимающимися с детьми изданием школьных газет и журналов.
У членов творческого объединения есть возможность публикаций и в он-лайн газете «Школьное окно» (совместного проекта МБУДО ЦДОИРД и Управления образования Администрации города Димитровграда Ульяновской области».
Педагогическая целесообразность
Посредством форм и методов педагогической технологии, в том числе инновационного характера, в условиях максимального психологического комфорта детям в доступной форме даются знания, умения и навыки. Теоретический блок тесно переплетается с практическим, что способствует лучшему освоению программы, а также приобретению и отработке практических навыков на основе полученных знаний. Активное усвоение содержания программы должно стимулировать творческую и социальную активность личности, развивать способность к саморазвитию и самообразованию. Формирование общей культуры ученика в рамках воспитательной деятельности идет целенаправленно, при этом в каждом выбранном направлении формулируются конкретные задачи, которые реализуются различными формами, в основе которых лежит системно-деятельностный подход.
1.2. Цель и задачи программы
Цель данной программы – создание оптимальных психолого-педагогических условий для формирования культурной, творческой, социально-активной личности средствами журналистики.
Для достижения цели необходима реализация следующих задач:
Задачи первого модуля обучения.
Образовательные:
- формировать представления о профессии журналиста, дать допрофессиональную подготовку, показать особенности журналистских специальностей;
- формировать теоретические знания и практические навыки в сфере журналистики.
- формировать практические навыки работы с зеркальной камерой, комплектом студийного оборудования, микрофоном, стабилизатором, штативом настольным, штативом напольным, экшн-камерой 360, экшн-камерой.
Развивающие:
- формировать и развивать коммуникативные навыки и умения;
- развивать интерес к профессии журналиста;
- развивать эмоционально-волевую сферу, способствующую формированию активной гражданской позиции;
Воспитательные:
- создавать оптимальные условия для формирования и развития детского коллектива;
- воспитывать ответственность, самостоятельность, аккуратность;
- способствовать позитивной социализации учащихся.
Задачи второго модуля обучения.
Образовательные:
- продолжать формировать представления о профессии журналиста, дать допрофессиональную подготовку, показать особенности журналистских специальностей;
- продолжать формировать теоретические знания и практические навыки в сфере журналистики;
- познакомить учащихся с программами верстки (AdobePhotoshop, PageMaker, AdobeInDesign);
- способствовать формированию профессиональной грамотности;
- продолжать формировать практические навыки работы с зеркальной камерой, комплектом студийного оборудования, микрофоном, стабилизатором, штативом настольным, штативом напольным, экшн-камерой 360, экшн-камерой.
Развивающие:
- формировать и развивать коммуникативные навыки и умения;
- прививать глубокий интерес к профессии журналиста;
- продолжать развивать эмоционально-волевую сферу, способствующую формированию активной гражданской позиции;
- создавать условия для развития критического мышления, креативности, расширения кругозора, развивать их культуру речи, письма, общения.
Воспитательные:
- содействовать становлению адекватной самооценки учащегося через переживание ситуации успеха, ощущение значимости своих действий;
- воспитывать ответственность, самостоятельность, аккуратность;
- создать условия для проявления детско-юношеской инициативы;
- способствовать позитивной социализации учащихся.
Данная программа создает условия для самоопределения и самореализации подростков, стимулирует детей на активное самообразование, достижение поставленных целей.
В процессе реализации обучения и участия в выпуске газеты «Перекресток» подростки применяют различные подходы к изучению и написанию журналистского материала: научный, исследовательский, творческий. Учатся использовать вновь полученные знания и накопленный опыт в любых жизненных ситуациях.
Участие в создании конкретного продукта – газеты «Перекресток» – помогает подростку правильно распределять обязанности, вырабатывает ответственность, системность, учит планировать и работать по плану. Благодаря работе над выпуском подростки учатся высказывать свою точку зрения и принимать во внимание мнение окружающих, работать в коллективе, искать компромиссы. Каждый выпуск газеты готовит ответственный редактор – обучающийся, который берет на себя роль ответственного за выпуск. Благодаря этому, подростки чувствуют свою значимость и пробуют себя в роли взрослого человека.
Срок реализации программы:
1 модуль обучения – 62 часа.
2 модуль обучения – 82 часа.
Режим занятий и место проведения.
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 занятия по 45 минут с перерывом в 10 минут.
Адресат программы: Данная программа рассчитана на обучение детей и подростков 11 – 15 лет.
1 модуль обучения: дети 11 – 15 лет
2 модуль обучения: дети 15- 17 лет
Принцип зачисления в группы и их формирование.
В детское объединение принимаются дети с разной степенью подготовленности и склонностью к творчеству. На обучение в творческое объединение зачисляются все желающие без специальных знаний и подготовки.
Группы формируются по 12-15 человек, разновозрастные:
– дети 11 – 12 лет,
– дети и подростки 12 – 14 лет,
– подростки 14 – 17 лет.
Уровень реализуемой программы стартовый.
Принципы обучения построены на возрастных и индивидуальных особенностях учащихся, требованиях нормативно-правовых документов и норм СанПиН.
Психолого-педагогическая характеристика учащихся:
Возраст 11 лет – это младший подростковый возраст. В этот период происходит переход от детства к взрослости, от незрелости к зрелости, он является критическим, т.к. связан с разными трудностями. Подросток – это уже не ребёнок и ещё не взрослый.
У них появляется «чувство взрослости», не подкрепленное реальной ответственностью, оно проявляется в потребности равноправия, уважения и самостоятельности, в требовании серьезного, доверительного отношения со стороны взрослых. И если пренебрегать этими требованиями, не удовлетворять этим потребностям, у ребенка обостряются негативные черты подросткового кризиса.
В то же время подростковый возраст характеризуется развитием познавательных процессов. Наряду с теоретическим мышлением у подростка развивается логическое мышление. В подростковом возрасте активно развивается логическая память и быстро достигает того уровня, при котором учащийся переходит преимущественно к использованию именно этого вида памяти.
Развитие восприятия связано с интеллектуализацией всего чувственного познания. Подростку надо видеть не просто наглядный материал, но и выделить существующую в нем зависимость. Необходима установка на размышление в процессе восприятия, определение причинно-следственных связей.
В возрасте 14 – 15 лет подростки активно «ищут себя», пробуют реализоваться в разных видах деятельности, ориентированы на успех. Программа способствует формированию активной жизненной позиции обучаемых, что предполагает гармоничное сочетание таких качеств, как самопознание, самореализация, творческое саморазвитие. Практические экологические исследования дают учащимся возможность получения опыта экспериментальной деятельности, который они успешно используют в выступлениях перед своими товарищами, а также на конкурсах разного уровня
Возрастные особенности учащихся обусловливают отбор учебного материала, а также выбор форм и методов учебно-воспитательной деятельности.
Можно выделить основные принципы и методы, на основе которых строится образовательный процесс:
1.Метод эмоционального погружения.
2.Принцип «от теории к практике». Постепенно изучая азы журналистского мастерства, подростки учатся писать грамотные и интересные материалы, работать с полученной информацией.
3.Принцип развития подростка в личностном плане (тренинги, психологические игры и т.д.)
4.Словесный и наглядный методы (используется в теоретическом блоке данной программы)
5.Репродуктивный метод (через практические задания).
6.Метод «спирали» (некоторые темы являются сквозными на протяжении всего времени обучения, таким образом, материал постепенно усложняется, а полученные ранее знания закрепляются посредством повтора).
Отдельное внимание отводится методам креативной педагогики, таким как
- открытые задачи;
- синектика;
- методы критического мышления.
Используются игровые технологии обучения, методы проблемного обучения, развития критического мышления.
Формы организации образовательного процесса – групповая, индивидуальная.
Форма обучения по программе – очное обучение с использованием дистанционных форм обучения (обучающий вебинар, просмотр учебного фильма, самостоятельная работа с различными источниками информации, изучение общественного мнения в социальных сетях Интернет, самостоятельная работа проектного характера). С целью поддержки обучающихся с особыми познавательными запросами могут использоваться такие дистанционные формы обучения, как участие в конкурсных мероприятиях в сети Интернет.
Также в процессе обучения используются: психологический тренинг, проектная деятельность, творческая работа и творческие задания, исследовательская деятельность (сбор материала и фактов; изучение специальной литературы, информационные доклады и др.); групповая работа (работа над текстами: набор, вычитка, правка редакторская и корректорская, поиск информации в Интернете); индивидуальная работа.
Программа предусматривает использование комбинированных и практических занятий, для более успешного усвоения данной программы.
Большое место в образовательном процессе занимает самообразование и творческая деятельность юных журналистов. Они свободны в выборе темы, формы подачи материала, в своих рассуждениях, выводах.
Каждый выпуск газеты – это отражение самостоятельного творчества обучающихся, их интересов, увлечений. В образовательном процессе в период работы над газетным материалом происходит корректировка его сообразно заявленным темам и планированию.
Работа над очередным номером газеты имеет большое обучающее значение: все теоретические знания закрепляются на практике. Участие в творческих конкурсах помогает понять всю ценность проделанной работы, выявляет достоинства и недостатки газеты, формирует творческую самооценку учащихся.
В течение обучения учащиеся узнают особенности профессии «журналист». Они знакомятся с видами СМИ, детскими и подростковыми изданиями, работой редакции газеты. Изучив теорию, подростки пробуют писать материалы в следующих информационных жанрах: новость, все разновидности заметки, соцопрос и блиц-опрос.
На групповых занятиях идет обсуждение материалов. Учащиеся участвуют в групповых психологических тренингах, основной целью которых является снятие эмоциональных зажимов, страхов перед публичными выступлениями, развитию коммуникативных навыков, умению работать в команде. С учащимися проводятся индивидуальные занятия с целью помочь подготовить материал, разобраться в особенностях жанра, отработать приемы обработки информации.
Критерии оценки результативности обучения:
- умение собирать, анализировать, обрабатывать полученную информацию;
- знание основ журналистского этикета и особенностей этой профессии;
- знать и уметь применять на практике особенности информационных жанров: новость, заметка, интервью, соцопрос, блиц-опрос;
- развитие памяти, внимания, фантазии;
- умение самостоятельно выбирать тематику материалов, подбирать источники информации;
- публикация не менее 3-х материалов в различных жанрах.
Оценка качества освоения программы производится при помощи:
- тестирования;
- творческой работы;
- педагогических наблюдений, опроса
- карты самооценки, рефлексии.
1.3.Планируемые результаты освоения программы
1.3.1. Планируемые результаты освоения
первого модуля обучения:
Личностные результаты:
В процессе освоения программы у учащихся отмечается:
- воспитание патриотизма, уважения к Отечеству, обогащение знания по истории журналистики;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
- формирование основ культуры, соответствующей современному уровню мышления.
Метапредметные результаты:
В процессе освоения программы у учащихся происходит развитие
- умений соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- умений оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
- владения основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
Предметные результаты:
Учащиеся должны знать:
- основные понятия журналистики, ее значение для человека и общества в целом;
Учащиеся должны уметь:
- воспринимать на слух смысловую и эмоциональную составляющую речи другого человека;
- составлять вопросы для интервью, беседы;
- давать характеристику, оценивать героев своих статей.
- пользоваться комплектом студийного оборудования, микрофоном.
- использовать по назначению штатив настольный и напольный, экшн-камеру.
1.3.2.Планируемые результаты освоения
второго модуля обучения:
Личностные результаты:
В процессе освоения программы у учащихся отмечается:
- воспитание патриотизма, уважения к Отечеству, обогащение знания по истории журналистики;
- рост готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
- формирование основ культуры, соответствующей современному уровню мышления.
Метапредметные результаты:
В процессе освоения программы у учащихся происходит развитие
- умений соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- умений оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
- владения основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умений определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения и делать выводы.
Предметные результаты:
Учащиеся должны знать:
- основные понятия журналистики, ее значение для человека и общества в целом;
- современные социальные проблемы России, региона и местности проживания, способы их решения.
- воспринимать на слух смысловую и эмоциональную составляющую речи другого человека;
- составлять вопросы для интервью, беседы;
- давать характеристику, оценивать героев своих статей.
- пользоваться комплектом студийного оборудования, микрофоном.
- использовать по назначению штатив настольный и напольный, экшн-камеру.
Учащиеся должны уметь:
- воспринимать на слух смысловую и эмоциональную составляющую речи другого человека;
- составлять вопросы для интервью, беседы;
- знать особенности и создавать материалы в разных жанрах (заметка, статья, репортаж и т.д.)
- давать характеристику, оценивать героев своих статей.
1.4. Содержание программы
1.4.1.Учебно-тематический план программы
первого модуля обучения
№ п/п | Название темы | Всего часов | Теория | Практика | Форма аттестации |
1. | Введение в журналистику | 22 | 9 | 13 | |
1.1 | Введение в журналистику | 4 | 2 | 2 | Тестирование. Наблюдение. Устный опрос |
1.2 | История журналистики | 10 | 5 | 5 | |
1.3 | Структура СМИ. Редакция газеты. | 8 | 2 | 6 | Рефлексия. Защита моделей газеты |
2. | Личность журналиста | 28 | 14 | 14 | |
2.1 | Качества, нужные журналисту | 8 | 4 | 4 | Рефлексия. Устный опрос, практические ситуации |
2.2 | Основы журналистского этикета | 10 | 5 | 5 | Устный опрос, практические ситуации |
2.3 | Творчество известных журналистов | 10 | 5 | 5 | Рефлексия. Презентация журналиста |
3. | Информационные жанры журналистики | 10 | 5 | 5 | |
3.1 | Новости – основа информационного потока | 10 | 5 | 5 | Рефлексия. Творческие работы по каждой теме |
4. | Итоговое занятие | 2 | 1 | 1 | Рефлексия. Защита творческой работы |
Итого | 62 | 29 | 33 |
1.4.2.Учебно-тематический план программы
второго модуля обучения
№ п/п | Название темы | Всего часов | Теория | Практика | Форма аттестации |
1. | Введение в программу | 2 | 1 | 1 | Наблюдение, устный опрос |
2. | Информационные жанры журналистики | 30 | 15 | 15 | Рефлексия. Устный опрос |
3.2 | Заметка – искусство замечать детали | 10 | 5 | 5 | Рефлексия. Творческие работы по каждой теме. Тестирование по теме раздела |
3.3 | Источник информации – интервью | 10 | 5 | 5 | |
3.4 | Мнение читателя. Как его узнать? | 10 | 5 | 5 | |
4. | Оформление журналистского материала | 20 | 4 | 16 | |
4.1 | Особенности оформления различных материалов | 8 | 2 | 6 | Рефлексия. Практическая самостоятельная работа |
4.2 | Художественное оформление материала | 12 | 2 | 10 | |
5 | Язык современных СМИ | 8 | 2 | 10 | |
6 | Работа над выпуском газеты «Перекресток» | 16 | 16 | Рефлексия. Проекты газеты | |
6 | Итоговое занятие | 2 | 1 | 1 | Рефлексия. Защита творческих работ. Тестирование |
Итого: | 82 | 23 | 59 |
1.5.1.Содержание учебного плана программы
Первый модуль обучения
Раздел 1. Введение в журналистику.
Тема 1.1. Введение в журналистику. История журналистики
Теория: Знакомство с основными понятиями журналистики, профессии журналист. История российской журналистики. История подростковой прессы. Гимназические рукописные журналы, газеты.
Практика: Игры и тренинги на знакомство, выявления склонности к деятельности в сфере журналистики. Входящее тестирование по теме «Журналистика».
Оборудование. Ноутбук (тип 3). Программное обеспечение. Бумага, ручки, маркеры.
Тема 1.2. История журналистики
Теория: История журналистики в советский период – самодеятельные стенгазеты, литературные альманахи. Коммерческие детские издания – копии западных развлекательных журналов и газет для подростков и детей. Подростковая пресса – трибуна юных. Свобода слова и цензура. Краткий юридический словарь журналиста.
Практика: Анализ современной подростковой прессы и печатных изданий советского периода. Создание коллажей и стенгазеты.
Оборудование. Ноутбук (тип 3). Программное обеспечение. Бумага, ручки, маркеры.
Тема 1.3. Структура СМИ. Редакция газеты.
Теория: Типы и виды изданий. Понятие об «информационной нише». «Российская газета», «АиФ», «Комсомольская правда», «Коммерсант» и их приложения. Радио-версии. Тележурналы. Виртуальные издания («Газета.ru», «Лента.ru», информационные агентства). Модели газет и журналов. Познакомить с профессиями, занятыми в редакции газеты, оборудованием, используемым в работе журналистами, фотожурналистами. Распределение обязанностей в различных типах изданий. Система отделов, их рабочая направленность.
Практика: Анализ детской и подростковой прессы. Групповая разработка своей модели. Конкурсная защита моделей газет. Обсуждение достоинств и недостатков. Ролевая игра «Редакция» с использованием оборудования, применяемого в профессиональной деятельности работников редакции. Творческое задание «Редакция моей газеты».
Оборудование. Зеркальная камера. Кольцевая селфи лампа. Комплект студийного оборудования. Микрофон. Ноутбук (тип 3). Стабилизатор. Штатив настольный. Штатив напольный. Экшн-камера 360. Экшн-камера. Программное обеспечение.
Раздел 2. Личность журналиста.
Тема 2.1. Качества, необходимые для профессии журналиста. Основы журналистского этикета
Значение внимания, памяти, фантазии. Журналист должен запомнить не только факты, их можно сразу записать или позднее уточнить, но и свое восприятие происходящего, интересные детали, реплики очевидцев, их эмоциональное состояние. Способы воссоздания полноты картины происходившего события. Достоверность информации. Журналист – очевидец или участник события. Вербальные и невербальные коммуникации. Ты – представитель своей газеты. Разговор по телефону. Можно ли забыть имя собеседника, как нужно ли готовиться к встрече с героем своего будущего материала. Основы этикета. Понятие «объективности» и «субъективности» в рамках журналистской этики. Мораль и нравственность в СМИ.
Практика: Тренинги на развитие внимания, фантазии, памяти, креативного и критического мышления. Тестирование самооценки, упражнения на формирования адекватного восприятия «я», умение налаживать внутренний и внешний диалоги. Упражнение на командообразование. Упражнения на отработку правил этикета. Разговор по телефону. Упражнения: «Прохожий», «Неудобный вопрос», «Справочная служба» и др.
Оборудование. Ноутбук (тип 3). Программное обеспечение. Бумага, ручки, маркеры.
Тема 2.2. Творчество известных журналистов.
Теория: Творчество журналистов, пишущих в молодежных и подростковых изданиях. Победители конкурса «Журналист года».
Практика: Подготовка презентаций «Журналист, который мне интересен». Творческое задание: «Презентация журналиста».
Оборудование. Зеркальная камера. Кольцевая селфи лампа. Комплект студийного оборудования. Микрофон. Ноутбук (тип 3). Стабилизатор. Штатив настольный. Штатив напольный. Экшн-камера 360. Экшн-камера. Программное обеспечение.
Раздел 3. Информационные жанры журналистики.
Тема 3.1. Новости – основа информационного потока.
Теория: Понятие информации и информационного потока. Роль информации в обществе. Как собрать новости и где их найти. Дополнительные источники информации. Знакомство со Всемирной информационной сетью. Новость и расширенная новость. «Скелет» новости. Схемы написания: «треугольник», «обратный треугольник», «песочные часы». Понятия «ядро», «деталь», «бэкграунд».
Практика: составить «десятку» последних школьных новостей. Написание новостей различными способами (применение схем на практике). Написание новости по фото. Упражнения на внимательность, развитие ассоциативного мышления. Творческая работа по теме «Новости – основа информационного потока».
Оборудование. Зеркальная камера. Кольцевая селфи лампа. Комплект студийного оборудования. Микрофон. Ноутбук (тип 3). Стабилизатор. Штатив настольный. Штатив напольный. Экшн-камера 360. Экшн-камера. Программное обеспечение.
Итоговое занятие. Защита творческой работы.
Оборудование. Ноутбук (тип 3). Программное обеспечение. Бумага, ручки, маркеры.
1.6.2.Содержание учебного плана программы
Второй модуль обучения
Раздел 1. Введение в программу.
Тема 1. Введение в программу. История журналистики
Теория: История российской журналистики.
Практика: Игры на выявления склонности к деятельности в сфере журналистики.
Оборудование. Ноутбук (тип 3). Программное обеспечение. Бумага, ручки, маркеры.
Раздел 2. Информационные жанры журналистики.
Тема 2.1. Заметка – искусство замечать детали.
Теория: Заметка – искусство замечать детали. Заметка и ее виды: хроникальная, информационная, мини-портрет, мини-рецензия, мини-совет, мини-история и др. Обзор и обозрение – отличия и сходства.
Практика: Упражнения на определение подвида заметки. Практическая работа по отработке навыков написания разного вида заметок. Творческая работа по теме «Заметка – искусство замечать детали».
Оборудование. Ноутбук (тип 3). Программное обеспечение. Бумага, ручки, маркеры.
Тема 2.2. Источник информации – интервью.
Теория: Чем отличается интервью от заметки. Как выбирается собеседник (обладатель интересной информации, очевидец события, участник мероприятия). Алгоритм работы над интервью. Основные типы вопросов. Интервью-монолог, интервью-диалог, интервью – полилог.
Практика: Интервью у одноклассников, у взрослого человека. Объяснить свой выбор. Упражнения «Интервью у супер-героя», «Самоинтервью», «Идеальный собеседник» и др. Творческая работа по теме «Интервью – источника информации».
Оборудование. Зеркальная камера. Микрофон. Ноутбук (тип 3). Стабилизатор. Штатив напольный. Экшн-камера 360. Экшн-камера. Программное обеспечение.
Тема 2.3. Мнение читателя. Как его узнать?
Теория: Что такое обратная связь? Особенности работы с письмом. Как искать ответы на вопросы читателя. Работа в социальных сетях. Специфика тематических соцопросов. Что показывают соцопросы? Как проверить достоверность данных? Отличительные черты соцопроса и блиц-опроса.
Практика: провести соцопрос на любую выбранную тему устно и в социальной сети. Объяснить свой выбор, обработать результаты. Провести блиц опрос у 10 незнакомых людей. Творческая работа по теме «Мнение читателя. Как его узнать?».
Оборудование. Зеркальная камера. Микрофон. Ноутбук (тип 3). Стабилизатор. Штатив напольный. Экшн-камера 360. Экшн-камера. Программное обеспечение.
Раздел 4. Оформление журналистского материала.
Тема 4.1. Особенности оформления различных материалов. Художественное оформление материала.
Теория: Заголовок и заголовочный комплекс. Подзаголовок. «Броский» заголовок. Как привлечь внимание читателя заголовком. Типология заголовков, вариации. Рубрика – смысловая нагрузка и оформительский элемент. Постоянная рубрика и периодическая. Особенности тематической страницы. Как выбрать тематику. Праздничные материалы – тонкости настроения перед праздником. Фотография, рисунок (иллюстрации к репортажу, путевым заметкам, зарисовкам). Дополнение к материалу или отдельный объект? Особенности фотографии: четкость, яркость, цвет.
Рисунок – развлечение: комиксы, головоломки, юмор и сатира. Может ли рисунок заменить фотографию? Карикатура.
Практика: подготовка праздничного или тематического материала. Упражнения на подбор заголовка к материалам. Отработка типов заголовков. Постановочные фотографии к выданным материалам. Репортажная съемка. Упражнения «Настенная живопись», «Рисунок в клеточку» и др. Практическая работа «Моя статья на тему…».
Оборудование. Комплект студийного оборудования. Микрофон. Ноутбук (тип 3). Штатив настольный. Штатив напольный. Экшн-камера. Программное обеспечение. Бумага, ручки, маркеры.
Раздел 5. Язык современных СМИ
Раздел 6.Разработка проекта газеты.
Практика: Заполнение Карты самооценки. Разработка проекта своей газеты.
Оборудование. Комплект студийного оборудования. Микрофон. Ноутбук (тип 3). Штатив настольный. Штатив напольный. Экшн-камера. Программное обеспечение. Бумага, ручки, маркеры.
Итоговое занятие. Защита проекта газеты.
Практика: защита учащимися собственных проектов газеты. Повторное тестирование по теме «Журналистика».
Оборудование. Комплект студийного оборудования. Микрофон. Ноутбук (тип 3). Штатив настольный. Штатив напольный. Экшн-камера. Программное обеспечение. Бумага, ручки, маркеры.