Программа Развитие понимания обращённой речи уо 2.6 кл.docx

ФИО: Казакова А.А.
Свидетельство о публикации в электронном СМИ № AP-3632
Конкурс: Всероссийский конкурс педагогического мастерства для работников образовательных организаций «Учитель-профессионал», в рамках федерального проекта Современная школа
Наименование конкурсной работы: Программа Развитие понимания обращённой речи уо 2.6 кл.docx
Итоговая оценка: 1 место,  84 баллов(-а)



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Мценска

 «Средняя общеобразовательная  школа № 4»

Рабочая программа  «Понимание обращенной речи»

логопедического сопровождения обучающихся

с  умственной отсталостью  (вариант II)

на 2023– 2024 учебный год

Программу составила: 

учитель-логопед А. А.Казакова

Мценск, 2022

Содержание

  1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
    1. Пояснительная записка…………………………………………………………………..3
    2. Методологические и теоретические основы программы……………………………..4
    3. Подходы и принципы формирования программы…………………………………..6
    4. Планируемые результаты освоения программы…………………………………….7
  2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
    1. Основное содержание логопедической работы при системной недоразвитии …………………..…………………………………………………..…..………………………..8
  3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1     Содержание курса…………………………………………………………………….11

  1. Календарно-тематическое планирование…………………………………………..11

3.2  Список использованной литературы……………………………………………….…18

 

  • ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1 Пояснительная записка

Программа разработана на основе следующих нормативно-правовых документах:

  • Федеральный закон  «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ;
  • Государственная программа Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2020 гг.
  • Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденный Приказом  Минобрнауки РФ №1599 от 19 декабря 2014г.;
  • Конвенция о правах ребёнка;
  • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июля 2015 г. № 26 «Об утверждении СанПин 2.4.2.3286-15 Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
  • Устав ОУ;
  • Локальные акты школы.

У детей с умеренной и глубокой умственной отсталостью, поступивших в школу, наблюдается не только функциональная незрелость головного мозга, но и серьёзные нарушения тех или иных его отделов, что обусловливает необходимость более целенаправленной коррекционной работы с ними. Эти дети различаются между собой как по степени снижения умственных способностей, так и по качественной структуре самого дефекта. У детей разные склонности, разное развитие моторики и характер эмоциональных проявлений. Коррекционная работа, проводимая с умеренно умственно отсталыми детьми, предполагает также развитие и укрепление у них положительных менее повреждённых качеств.

При работе с таким ребенком, надо учитывать его индивидуальные особенности и возможности. Методы и приёмы обучения игре, различным видам деятельности значительно варьируют в зависимости от умственных и личностных качеств ребёнка. Не все умственно отсталые дети могут научиться читать, писать, считать. Во многих случаях ребёнок  усваивает элементы грамоты, но эти знания имеют чисто формальный характер. Овладев техникой чтения, часто не понимают содержания прочитанного. Письмо часто сводится к механическому копированию знаков. Многие дети не в состоянии овладеть техникой счёта, они зазубривают таблицу сложения, вычитания, даже умножения, не понимая смысл этих действий. К обучению  грамоте, нужно подходить очень индивидуально, учитывая уровень развития ребёнка. Не следует превращать занятия в бессмысленное, механическое заучивание букв, чисел.

Программа логопедической коррекции речи рассчитана на учебный план, в котором для логопедических занятий отводится часы: в 5 «г» 2 индивидуальных занятия.

Цель программы –   Развитие речевых возможностей  учащихся и формирование подражательной деятельности. способствующей успешной адаптации в учебной деятельности и дальнейшей социализации детей логопатов.

Задачи программы:

  1. Создать условия для формирования правильного звукопроизношения и его закрепление на словесном материале исходя из индивидуальных особенностей обучающихся.
  2. Развивать артикуляционную моторику, фонематические процессы, грамматический строй речи. 
  3. Развитие понимания речи; 
  4. Развитие активной подражательной речевой деятельности;
  5.  Развитие внимания, памяти и мышления у детей. 
  6. Обогащать и активировать словарный запас детей, развивать коммуникативные навыки посредством повышения уровня общего речевого развития детей.
  7. Создать условия для коррекции и развития познавательной деятельности обучающихся (общеинтеллектуальных умений, учебных навыков, слухового и зрительного восприятия, памяти, внимания, фонематического слуха) и общей координации движений, мелкой моторики.

 

1.2 Методологические и теоретические основы программы

Как и любая программа, рабочая программа логопедических занятий для обучающихся с умеренной степенью умственной отсталости (интеллектуальной недостаточностью), имеет под собой методологические и теоретические основания. В качестве одного из таких оснований могут выступать принципы, определяющие построение, реализацию программы и организацию работы по ней:

  • гуманизма – вера возможности ребёнка, субъективного, позитивного подхода;
  • системности – рассмотрения ребёнка как целостного, качественного своеобразного, динамично развивающегося субъекта; рассмотрение его речевых нарушений во взаимосвязи с другими сторонами психического развития;
  • реалистичности – учёта реальных возможностей ребёнка и ситуации, единства диагностики и коррекционно-развивающей работы.

Подходы:

  • деятельностного подхода – опоры коррекционно-развивающей работы на ведущий вид деятельности, свойственный возрасту;
  • индивидуально-дифференцированного подхода – изменение содержания, форм и способов коррекционно-развивающей работы в зависимости от индивидуальных особенностей ребёнка, целей работы;
  • системного подхода – взаимосвязь коррекционно-развивающих действий на звукопроизношение, фонематические процессы, лексику и грамматический строй речи.

Не менее важными методологическими основами и теоретическими предпосылками для создания данной программы явились зарекомендовавшие себя в науке разработки научных представлений о различных формах речевых нарушений и создание эффективных методик их преодоления Р. Е. Левиной, Р. И. Лалаевой, Ф. А. Рау и др., которые базируются на учении Л. С. Выготского, А. Р. Лурии и А. А. Леонтьева о сложной структуре речевой деятельности. Учитывая специфику образовательного процесса обучающихся, имеющих дефект интеллектуального развития, при создании использовались материалы исследований в сфере дефектологии и психологии С. Я. Рубинштейн, М. С Певзнер.

  • Подходы и принципы формирования программы

Рабочая программа учителя-логопеда строится на основе следующих принципов:

принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка; 

принцип гуманизации (признание уникальности и неповторимости каждого ребёнка, признание неограниченных возможностей развития личного потенциала каждого ребёнка, уважение к личности ребёнка всех участников образовательного процесса); 

принцип обеспечение единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие качества, которые являются ключевыми в развитии дошкольников; 

комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса; 

решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности дошкольников; 

построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми; 

сотрудничество с семьями воспитанников.

Система лечебно-педагогической комплексной работы строится с учетом общедидактических и специфических принципов. Можно выделить следующие принципы построения индивидуальных программ: 

учет возрастных особенностей ребенка; 

учет особенностей высшей нервной деятельности; 

учет особенностей познавательной деятельности; 

учет индивидуально-личностных особенностей; 

учет структуры речевых нарушений и уровня речевого развития; 

прогнозирование динамики развития ребенка; 

 

  • Планируемые результаты освоения программы

В работе с детьми с умеренной и тяжёлой степенью интеллектуальной недостаточности предполагается опираться на его возможность достичь оптимального для него уровня развития. Постоянное сопровождение помогает в решении одной из главнейших проблем, затрудняющих обучение и адаптацию – это дезориентация: в пространстве, времени, непосредственной ситуации, в событиях, в требованиях и правилах поведения. 

Конечной целью логопедической работы с детьми с умеренной и тяжёлой степенью интеллектуальной недостаточности  является развитие коммуникативных и социальных навыков. Подготовка этих детей к жизни и работе в условиях социума, приобщение к доступному им общественно полезному труду, максимальное овладение ими навыками самообслуживания, формирования умения ориентироваться в окружающем мире самостоятельно, насколько это возможно. 

Прогнозируемые результаты реализации программы:

динамика индивидуального развития детей; 

коррекция речевых нарушений и развитие речи детей; 

участие родителей в образовательном процессе; 

создание активной развивающей среды, направленной на самореализацию ребёнка в специфических видах деятельности.

Ожидаемые результаты

В работе с детьми с интеллектуальной недостаточности предполагается опираться на его возможность достичь оптимального для него уровня развития. Постоянное сопровождение помогает в решении одной из главнейших проблем, затрудняющих обучение и адаптацию – это дезориентация: в пространстве, времени, непосредственной ситуации, в событиях, в требованиях и правилах поведения. Результаты освоения программы и методика оценки.

I. Развитие понимания речи, мышления, памяти в процессе общения со взрослым на основе обогащения представлений об окружающем.

II. Формирование предпосылок для развития активной речи; активизация, совершенствование словаря, грамматически правильных фраз и связной речи.

III. Развитие зрительной ориентировке в форме, цвете, величине.

IV. Развитие мелкой моторики, действий с предметами, орудийной, игровой, конструктивной деятельности.

Все задания в данных разделах имеют свою оценку. Оценка представляет собой возраст , которому соответствует то или иное развитие.

В  конце года проводиться диагностика, с целью выявления динамики. 

Каждое занятие включает следующие разделы:

 

Раздел Продолжительность
Артикуляционная гимнастика 5 мин.
Формирование воздушной струи 5 мин.
Развитие понимания и активной речи 20 мин.
Физминутка 5 мин.
Развитие мелкой моторики 5 мин.

 

Коррекционно-педагогическая работа планируются по следующим основным разделам: развитие понимания речи; развитие фразовой речи; расширение словарного запаса (активный и пассивный словарь); совершенствование грамматического строя речи (понимание ребёнком грамматических конструкций); развитие общих речевых навыков (развитие речевого дыхания, интонационной выразительности речи).

Направления работы: пробуждение интереса к звукам окружающего мира и звукам речи; дифференциация неречевых звуков; дифференциация тихих и громких звуков; развитие умения определять направление и источник звука; развитие умения локализовать звук в пространстве; дифференциация звукоподражаний; развитие умения локализовать и узнавать голос; дифференциация неречевых и речевых звуков; развитие умения отличать голоса различной громкости; развитие умения ориентироваться на смысл сказанного; развитие речевой памяти.

 

  1. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1 Основное содержание логопедической работы при системной недоразвитии речи 

Коррекция нарушений речи обучающихся с интеллектуальной недостаточностью требует организации специальной логопедической работы.

В начале учебного года учитель-логопед планирует работу на год. На основании материалов обследования обучающихся составляет индивидуальные планы занятий, а также перспективные планы для каждой группы обучающихся. В конце учебного года учитель-логопед составляет отчет о работе, проделанной за год.

Основной формой являются индивидуальные занятия общей продолжительностью 25 минут.

Содержание работы по логопедической коррекции детей с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью

Развитие понимания обращенной к ребенку речи.

Обучение детей выражать свои желания словесно, однословным или двусловным несинтаксированным предложением

Задание 1. Назвать свои игрушки, знакомые предметы. Допустимо нечеткое произношение.

Задание 2. Назвать предметные картинки отраженно за педагогом, затем самостоятельно.

Задание 3. Назвать слова отраженно и сопряженно с педагогом, сохраняя ударение.

А: Аня, Алик, Катя, Тата, шарик, тапки, шапка, зайка, палка, мак, пальчик, чашка.

О: Оля, Коля, Зоя, ослик, дом, боты, зонт, козлик, ротик, котик, носик, ложка, кошка.

У: утка, муха, кубик, туфли, уши, зубы, губы.

И: Дима, киса, Зина, Нина, нитки.

Задание 4. Вызвать двусложные предложения со слова ми: где, дай, на, вот, тут.

–  Где мячик? – Вот мячик.

–  Дай кису. – На кису.

Задание 5. Учить ребенка в бытовых ситуациях выражать свои желания с помощью речи:

дай пить           идем домой

дай еще             хочу пить

тетя идем          хочу гулять       идем гулять

Словесное подражание может быть в любой форме без исправлений недостатков со стороны взрослого.

Обогащение словарного запаса у детей и его активизация

Задачи:

– расширить пассивный словарь за счет слов названий предметов, окружающих детей; действий, которые совершаются детьми или близкими взрослыми;

–  перевести как можно большее число слов из пассивного словаря в активный;

–  учить произносить ударный слот в слове;

–  учить строить обиходные словосочетания,

– учить употреблять однословные и двухсловные предложения;

– способствовать проявлению подражательной речевой деятельности без исправления со стороны взрослых

Примерное содержание работы по развитию речи при решении коррекционных задач на II этапе.

  1. Расширение пассивного словарного запаса

Задание 1. Различение количества предметов (много -мало – один).

Задание 2. Различение величины предметов (большой – маленький).

Задание 3. Различение вкуса (сладкий – соленый).

Задание 4. Различение пространственного расположения предметов.

Задание 5. Различение предметов по их назначению (ложка, щетка, расческа, мочалка, мыло, карандаши и т. п.).

Задание 6. Узнавание предметов по их описанию («У нее пушистый хвост, мягкая шерсть, длинные усы, острые коготки»).

Задание 7. Выполнение действий по словесной инструкции взрослого.

Задание 8. Переключение с одного действия на другое по словесной инструкции.

       а) без предмета:

иди – стой   беги – иди ложись – садись     беги – стой сиди – лежи     прыгай – беги

б) с предметом (мяч, обруч, гимнастическая палка): возьми мяч, подними его вверх, опусти вниз, отдай Ане;

возьми обруч, подними его над головой, опусти, про лезь в него,

положи на пол.

Задание 9. Различение утверждения и отрицания:

иди – не ходи   закрой глаза – не закрывай

пей – не пей     дыши – не дыши

Задание 10. Различение, к кому обращена просьба, к одному лицу или нескольким лицам.

– Вова, сядь.

– Дети, садитесь. И т. п.

Задание 11. Различение формы единственного и мно жественного числа существительных.

Возьми: шар – шары, мяч – мячи, цветок – цветы; книгу – книги, кубик – кубики; лист – листья; стул – стулья.

  1. Активизация словарного запаса

Основные приемы: называние предметов, предметных картинок; выполнение просьб, поручений передать, взять, отдать предмет; договаривание начатых педагогом слов, фраз с опорой на предмет или его изображение; название действий в повелительной форме, отраженное за педагогом, сопряженное с педагогом; хоровое и индивидуальное проговаривание слов.

Задание 1. Называть имена близких людей, предметы или предметные картинки:

– мама, папа, баба, тетя, деда, Тата, Ляля, няня, дядя;

– Нина, Вова, Валя, Ната, Тата, Таня, Оля, Аня, Катя, Лена;

– суп, гусь, кот, лук, дом, ком, сок, лоб, нос, пол, мяч, стул, хлеб, рот, лес;

– ноги, руки, киса, муха, зубы, ухо, мыло, рыба, каша, шуба, бусы, осы, яма;

– пила, нога, рука, вода, лиса, коза, лицо, яйцо;

– машина, малина, собака, лопата, ворона, корова, па нама;

– ягода, кубики, дерево;

-молоко, голова, сапоги, самолет.

Задание 2. Договаривание слов (зай – ка, гал -ка, ут -ка и т. п.).

Задание 3. Подскажи словечко (- Вова, вымой…).

Задание 4. Объединение слов в двусложные предложе ния.

  1. Выделение на слух и в произношении ударного слога

Используются приемы отхлопывания, отстукивания, протоптывания слоговой структуры слова, выделение голосом ударного слога.

Последовательность знакомства детей с ударением:

  1.  Двусложные слова с одинаковыми слогами: мама, Тата, дядя.
  2. Двусложные слова из разных слогов с ударением на первом слоге: Вова, Тома, Таня.
  3. Односложные слова: дом, дым, мак, суп.
  4.  Двусложные слова с ударением на втором слоге: нога, рука, лиса.
  5. Трехсложные слова с ударением на среднем слоге: машина, собака, корова.
  6.  Трехсложные слова с ударением на первом слоге: кубики, дерево.
  7. Трехсложные слова с ударением на последнем слоге: молоко, голова, самолет.

Важно, чтобы дети в речи сохраняли ударный слог слова, чтобы слово было узнаваемым.

  1. Построение и употребление обиходных словосочетаний

Задание 1. Научить детей объединять слова:

а) глагол повелительного наклонения единственного числа + существительное в винительном падеже.

дай + мяч (шарик, грибок)

б)  дай + ложку (Катю, зайку). Задание 2. Подскажи нужное слово.

– Вова, вымой…

– Ната, вытри…

-Таня, причеши…

Задание 3. Угадай, кто что будет делать. (Разные куклы. Что будет делать кукла Даша? А Маша?) Активизация глаголов в начальной форме: рисовать, гулять.

Задание 4. Использование в общении словосочетаний, выражающих желание:

дай (хлеба, воды, зайку);

налей (супу, молока);

хочу есть, пить, спать, гулять,    и т. п.

  1. Употребление в речи однословных и двусловных предложений

Задание. Употребление предложений типа:

а)  Это Катя. Это киса. Это гуси. Вот киса. Тут утка. И т. п.

б)  Дай утку Дай ложку. Дай воды.

в)  Хочу спать. Хочу гулять Хочу есть.

г)  Можно кушать? Можно идти?

д)  Нина, лови. Лежи, Катя. Пей, киса.

Грамматические структуры желательно отрабатывать в активном общении с детьми, используя предметную деятельность. От детей не требуется точного различения слов: это, вот, здесь, там, тут, допустимо также искажение звуко-слоговой структуры слов.

  1. Развитие речевой подражательности

Эффективно использование кукольного театра, игр-драматизаций, дидактических игр и упражнений.

Задание 1. Два клоуна. Активизация в общении словаря и первых грамматических форм.

Задание 2. «Колобок» (игра-драматизация).

Игры

«Шоферы и строители», «Что мы делали – не скажем…», «Кто сказал «мяу»», «Покорми животных», «Посмотри и назови», «Куда пойдешь, что найдешь», «Кто как кричит», «Гуси – гуси», «Волк, пастух и гуси», «Кому что нужно», «Магазин», «К кому пришел, от кого ушел волк», «День рождения куклы Тани», «Кто что делает», «Отгадай, кто к нам пришел», «Высоко – низко», «Кто что ест», «Кто где сидит», «Угадай, что это».

Формирование в активной речи детей простого нераспространенного предложения

Задачи:

–  научить понимать простые нераспространенные  предложения;

– учить выполнять простые действия по речевой инст рукции;

– учить понимать и строить словосочетания типа гла гол в повелительном наклонении + существительное в ви нительном падеже;

– учить употреблять в речи словосочетания типа гла гол + существительное в винительном падеже; глагол + существительное в творительном падеже; прилагательное + существительное; глагол + наречие;

– учить употреблять в общении предложения типа под лежащее + сказуемое, выраженное глаголом настоящего времени 3 лица;

–  учить понимать и употреблять предложения типа подлежащее + сказуемое + дополнение; подлежащее + ска зуемое + обстоятельство;

– учить различать некоторые формы словоизменения и число существительных;

– учить некоторым продуктивным способам словооб разования существительных и глаголов;

– учить воспроизводить слого-ритмическую структу ру двусложных и трехсложных слов.

Примерное содержание работы по развитию речи при решении коррекционных задач на Ш этапе.

  1. Развитие понимания простых нераспространенных предложений

Задание 1. Различение существительных, сходных по звучанию.

Где?  крыша       земля     стол      палка  

крыса        змея       стул      полка

Задание 2. Различение глаголов, сходных по звучанию:

Кто купается, а кто катается.

Кто копает, а кто покупает.

Кто сидит, а кто стоит.

Задание 3. Различение названий действий по ситуации:

моет – умывается – стирает

лежит – спит        пишет – рисует

шьет – вяжет        строит – чинит

Задание 4. Различение названий действий с противоположным значением:

застегни пальто (расстегни);

сними шапку (надень);

открой коробку (закрой) и т. п.

Задание 5. Различение единственного и множествен ного числа существительных.

Возьми кубик (кубики),    шар (шары), карандаш (ка рандаши).

Задание 6 Различение единственного и множествен ного числа глаголов (по картинкам).

Мальчик спит, бежит – бегут идет – идут сидит – сидят стоит – стоят

Дети спят, летит – летят лежит – лежат везет – везут едет – едут

Задание 7. Различение рода глаголов пропущенного времени (Картинки куклы – мальчика и куклы – девочки).

Женя упал.      –   Женя упала.

Женя встал.     –   Женя встала.

Саша подмел пол. – Саша подмела пол.

Задание 8  Определение взаимодействующих лиц на сюжетной картине  Ответы на вопросы.

  1. Выполнение поручений по речевой инструкции

Задание 1.  Выполнить действия с двумя предметами с целью различения падежных значений.

– Покажи карандашом ручку.

– Покажи ручкой карандаш.

Задание 2. Выполнение действий с целью различения пред ложных конструкций.

– Возьми карандаш, который лежит в коробке (около коробки, на коробке).

– Поставь игрушку на стол (в шкаф, на полку).

– Достань мяч из-под шкафа (из шкафа) и т. п.

Задание 3. Выполнение поручений с целью закрепле ния прилагательных-антонимов.

– Большой мяч дай Вове, а маленький Тане.

– Узкую ленточку дай Маше, а широкую – Оле.

(длинный – короткий, низкий – высокий, толстый – тонкий).

Задание 4. Научить понимать значения слов, отража ющих пространственные отношения, вниз (внизу) – вверх (вверху) далеко – близко вперед (впереди) – назад (сзади).

– Кто спускается вниз по лестнице?

– Кто поднимается вверх?

– Встань впереди Саши.

–  Сделай шаг назад.

  1. Развитие понимания простых именных словосочетаний и введение их в активную речь

Задание 1. Выполнение инструкций педагога в работе с картинками.

– Покажи большой дом (маленький).

– Где узкая тропинка? (широкая дорога)

– Где летний день? (морозное утро)

– Покажи аккуратного мальчика (неряшливую девоч ку) и т. п.

Задание 2. Ответить на вопрос с опорой на картинку.

Яблоко  какое?        Лимон   какой?

Конфета какая?        Игрушки какие?

Задание 3. Беседа по вопросам.

– Какая сегодня погода?

– Какой сегодня день?

– Какое небо?

– Когда бывают такие дни?

Задание 4. У кого какие детеныши?

Щенок у …        Мышонок у …

Котенок у …       Цыпленок у…

Козленок у …    Теленок у …

Задание 5. Где что покупают?

Хлеб…               лекарство ….

газеты …             конверты …

(булочная, киоск, аптека, почта).

Задание 6. Чьи это вещи?

Халат врача.

Очки воспитателя.

Книга девочки. И т. п.

Задание 7. Угадай, чьи это хвосты.

Хвост лисы.    Хвост коровы.

Хвост петуха. Хвост лошади.

Задание 8. Угадай дерево по листочку.

Это лист дуба (березы, клена, рябины).

Задание 9. Игра «Передай ключ».

– Я даю ключ Тане.

– Я даю ключ.

 

Ожидаемые результаты:

В работе с детьми с умеренной и тяжёлой степенью интеллектуальной недостаточности предполагается опираться на его возможность достичь оптимального для него уровня развития. Постоянное сопровождение помогает в решении одной из главнейших проблем, затрудняющих обучение и адаптацию – это дезориентация: в пространстве, времени, непосредственной ситуации, в событиях, в требованиях и правилах поведения. 

Конечной целью логопедической работы с детьми с умеренной и тяжёлой степенью интеллектуальной недостаточности  является развитие коммуникативных и социальных навыков. Подготовка этих детей к жизни и работе в условиях социума, приобщение к доступному им общественно полезному труду, максимальное овладение ими навыками самообслуживания, формирования умения ориентироваться в окружающем мире самостоятельно, насколько это возможно. 

 

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1 Содержание курса

 

Четверть Подгрупповые занятия Индивидуальные занятия
I 9 (включают обследование речи) 9(включают обследование речи)
II 7 7
III 9 9
IV 8 (включают мониторинг речевого развития) 8 (включают мониторинг речевого развития)
Год 33 33

3.2 Календарно-тематическое планирование для учащихся шестого года обучения с нарушениями речи с УУО (II вариант обучения)

№ п/п Тема занятия Речевой материал Содержание

Практические коррекционные упражнения, игры

Кол. часов
I четверть
1. Обследование речи Наблюдение, сбор анамнеза, знакомство, обследование речи, адаптация. 4
2. «Школа» Существительные: школа, класс, парта, стул, доска, карандаши, ручки, краски.

Глаголы: садиться, стоять, брать, писать, рисовать.

Прилагательные: цветные, простые.

Расширение пассивного словаря на заданную лексическую тему. Работать с предметными и сюжетными картинками. Работать над восприятием неречевых звуков. Работать над развитием мелкой моторики. Работать над речевым дыханием.

Игры и упражнения: «Покажи», пальчиковая гимнастика «Мы писали», работа со звучащими предметами и игрушками.

2
3. «Осень. Деревья осенью» Существительные: туча, дождь, погода, листопад, грязь, земля, сентябрь, октябрь, ноябрь, листья, береза, осина,.

Глаголы: желтеть, краснеть, опадать, лить, дуть, наступать.

Прилагательные: желтый, красный, сухой, холодный, мокрый.

Расширение пассивного  словаря на заданную лексическую тему. Работать с предметными и сюжетными картинками. Работать над восприятием неречевых звуков. Работать над развитием мелкой моторики. Работать над речевым дыханием.

Игры и упражнения: аудиозапись шума листьев, деревьев; пальчиковая гимнастика «Листья полетели»; дыхательная гимнастика «Дуем на листочки»; «Найди и покажи».

2
4. «Овощи» Существительные: морковь, капуста, свекла, помидор, лук, картофель.

Глаголы: копать, выкапывать, срывать, собирать.

Прилагательные: зеленый, желтый, красный, круглый, горький, сладкий, большой, маленький.

Расширение пассивного словаря на заданную лексическую тему. Работать с предметными и сюжетными картинками. Работать над восприятием неречевых звуков. Работать над развитием мелкой моторики. Работать над речевым дыханием.

Игры и упражнения: пальчиковая гимнастика «Мы капусту рубим»; дуем на султанчики, «Покажи, где…», работа с звучащими предметами и игрушками.

2
5. «Фрукты» Существительные: апельсин, банан, груша, яблоко.

Глаголы: зреть, срывать, собирать.

Прилагательные: сочный, вкусный.

Расширение пассивного словаря на заданную лексическую тему. Работать с предметными и сюжетными картинками. Работать над восприятием неречевых звуков. Работать над развитием мелкой моторики. Работать над речевым дыханием.

Игры и упражнения: «Покажи, где…», «Найди», пальчиковая гимнастика «Фрукты собираем», аудиозапись шумов.

2
6. «Грибы» Существительные: подосиновик, подберезовик, мухомор, лес, корзина.

Глаголы: расти, собирать, готовить.

Прилагательные: белый, красный, съедобный, несъедобный.

Расширение пассивного словаря на заданную лексическую тему. Работать с предметными и сюжетными картинками. Работать над восприятием неречевых звуков. Работать над развитием мелкой моторики. Работать над речевым дыханием.

Игры и упражнения: Покажи, где…», «Найди», пальчиковая гимнастика «Грибы собираем и считаем», аудиозапись шумов леса.

2
7. «Перелетные птицы» Существительные: ласточка, грач, скворец, лебедь, гусь, утка.

Глаголы: лететь, улетать, перелетать, зимовать.

Прилагательные: прелетные.

Расширение пассивного словаря на заданную лексическую тему. Работать с предметными и сюжетными картинками. Работать над восприятием неречевых звуков. Работать над развитием мелкой моторики. Работать над речевым дыханием.

Игры и упражнения: аудиозапись голосов птиц; пальчиковая гимнастика «Птичка пьет водичку»; «Покажи», «Повтори за мной»; дыхательная гимнастика «Птицы полетели».

2
8. «Зимующие птицы» Существительные: голубь, воробей, синица; 

Глаголы: летать, искать, клевать.

Прилагательные: зимующие.

Расширение пассивного словаря на заданную лексическую тему. Работать с предметными и сюжетными картинками. Работать над восприятием неречевых звуков. Работать над развитием мелкой моторики. Работать над речевым дыханием.

Игры и упражнения: аудиозапись голосов птиц; пальчиковая гимнастика «Птичка пьет водичку»; «Покажи», «Повтори за мной»; дыхательная гимнастика «Птицы полетели».

2
Итого:  18
II четверть
9. «Признаки поздней осени» Существительные: холод, мороз, осень.

Глаголы: уходить, темнеть.

Прилагательные: холодная, морозная, поздняя.

Расширение пассивного словаря на заданную лексическую тему. Работать с предметными и сюжетными картинками. Работать над восприятием неречевых звуков. Работать над развитием мелкой моторики. Работать над речевым дыханием.

Игры и упражнения: рассматривание сюжетных и предметных картин, «Покажи и назови», «Умный пальчик»; дуем на султанчики; пальчиковая гимнастика «Листья полетели»; работа с массажными мячами; аудиозапись шумов окружающего мира.

3
10. «Животные готовятся к зиме» Расширение пассивного словаря на заданную лексическую тему. Работать с предметными и сюжетными картинками. Работать над восприятием неречевых звуков. Работать над развитием мелкой моторики. Работать над речевым дыханием.

Игры и упражнения: «Умный пальчик»; прослушивание голосов животных, звукоподражание им; пальчиковая гимнастика «Медведь»; самомассаж рук мячами.

3
11. «Зимние месяцы» Существительные: зима, декабрь, январь, февраль, месяц.

Глаголы: приходить, уходить, наступать.

Прилагательные: зимние.

Расширение пассивного словаря на заданную лексическую тему. Работать с предметными и сюжетными картинками. Работать над восприятием неречевых звуков. Работать над развитием мелкой моторики. Работать над речевым дыханием.

Игры и упражнения: аудиозапись шумов окружающего мира; элементы самомассажа; работа массажными мячами; дыхательная гимнастика «Снежинки»; «Умный пальчик»

3
12. «Признаки зимы» Существительные: зима, мороз, снег, холод, лед.

Глаголы: наступать, приходить, морозить.

Расширение пассивного словаря на заданную лексическую тему. Работать с предметными и сюжетными картинками. Работать над восприятием неречевых звуков. Работать над развитием мелкой моторики. Работать над речевым дыханием.

Игры и упражнения: рассматривание сюжетных и предметных картин; «Покажи, где…»; дуем на султанчики; аудиозапись воя вьюги; работа с массажными мячами.

3
13. «Зимняя одежда»  Существительные: сапоги, одежда, валенки, шуба, шапка, шарф, варежки.

Глаголы: одеть, вязать, греть.

Прилагательные: теплая, зимняя.

Расширение пассивного словаря на заданную лексическую тему. Работать с предметными и сюжетными картинками. Работать над восприятием неречевых звуков. Работать над развитием мелкой моторики. Работать над речевым дыханием.

Игры и упражнения: аудиозапись шумов окружающего мира; элементы самомассажа; работа массажными мячами; дыхательная гимнастика «Снежинки»; «Умный пальчик»

2
Итого: 14
III четверть
14. «Птицы зимой» Существительные: голубь, воробей, синица; 

Глаголы: летать, искать, клевать.

Прилагательные: зимующие.

Расширение пассивного словаря на заданную лексическую тему. Работать с предметными и сюжетными картинками. Работать над восприятием неречевых звуков. Работать над развитием мелкой моторики. Работать над речевым дыханием.

Игры и упражнения: аудиозапись голосов птиц; «Чей хвост»; «Покажи, где…», работа с предметными картинками; пальчиковая гимнастика «Птичка пьет водичку»; координация речи с движением – упражнение «Летающие птицы».

2
15. «Домашние животные» Существительные: кошка, собака, корова, баран, лошадь.

Глаголы: бегать, мяукать, лаять, мычать, скакать.

Расширение пассивного словаря на заданную лексическую тему. Работать с предметными и сюжетными картинками. Работать над восприятием неречевых звуков. Работать над развитием мелкой моторики. Работать над речевым дыханием.

Игры и упражнения: аудиозапись голосов животных; «Угадай, чей голос?»; звукоподражания животным.

Упражнение «Покажи, где…», работа с предметными и сюжетными картинками; пальчиковая гимнастика «Кошечка».

2
16. «Дикие животные» Существительные: ёж, тигр, лев, лиса, волк, заяц. Расширение пассивного словаря на заданную лексическую тему. Работать с предметными и сюжетными картинками. Работать над восприятием неречевых звуков. Работать над развитием мелкой моторики. Работать над речевым дыханием.

Игры и упражнения: «Угадай, чей голос?»; звукоподражания животным.

Упражнение «Покажи, где…», работа с предметными и сюжетными картинками; пальчиковая гимнастика «Ёжик».

2
17. «Признаки зимы» (февраль) Существительные: признаки, зима, февраль, месяц, вьюга, снегопад.

Глаголы: воет, заметает.

Прилагательные: зимний, последний.

Расширение пассивного словаря на заданную лексическую тему. Работать с предметными и сюжетными картинками. Работать над восприятием неречевых звуков. Работать над развитием мелкой моторики. Работать над речевым дыханием.

Игры и упражнения: аудиозапись «Вьюга»; рассматривание картины «Февраль»; упражнение «Подбери картинки», игра «Бей, наш барабан», дидактическая игра «Рисунок гномов», игра «Слушай внимательно, хлопай старательно»; координация речи с движением – упражнение «Сделай как гномы»; пальчиковая гимнастика «За работу!»

2
18. «Наше тело» Существительные: нога, рука, голова, живот, спина.

Глаголы: ходить, держать, писать, бегать, стоять.

Расширение пассивного словаря на заданную лексическую тему. Работать с предметными и сюжетными картинками. Работать над восприятием неречевых звуков. Работать над развитием мелкой моторики. Работать над речевым дыханием.

Игры и упражнения: работа над восприятием речевых звуков «Хлопни, если услышишь…», «Кто зовет?»; «Угадай и ответь», «Покажи и назови»; пальчиковая гимнастика «Человечек».

2
19. «Наше лицо» Существительные: рот, губы, зубы, язык, нос, глаза, уши.

Глаголы: слушать, говорить, кушать, жевать, улыбаться, смотреть.

Расширение пассивного словаря на заданную лексическую тему. Работать с предметными и сюжетными картинками. Работать над восприятием неречевых звуков. Работать над развитием мелкой моторики. Работать над речевым дыханием.

Игры и упражнения: «Что у Тани грязное?», «Что у Тани чистое?»; работа над восприятием речевых звуков «Хлопни, если услышишь…», «Кто зовет?»; «Угадай кто»; гимнастика для глаз, самомассаж лица.

2
20. «Семья» Существительные: мама, папа, семья, дети, сын, дочь, бабушка, дедушка.

Глагол: жить, любить, заботиться.

Местоимения: я, ты, они, мой, моя, мои.

Прилагательные: дружная, большая. 

Расширение пассивного словаря на заданную лексическую тему. Работать с предметными и сюжетными картинками. Работать над восприятием неречевых звуков. Работать над развитием мелкой моторики. Работать над речевым дыханием.

Игры и упражнения: работа над восприятием речевых звуков «Кто зовет?»; рассматривание картины; «Кто из этих людей твои родственники?». Пальчиковая гимнастика «Семья».

2
21. «Дом» Существительные: дом, крыша, стены, потолок, пол, окна.

Глаголы: жить, приходить, уходить, открывать, закрывать. 

Расширение пассивного словаря на заданную лексическую тему. Работать с предметными и сюжетными картинками. Работать над восприятием неречевых звуков. Работать над развитием мелкой моторики. Работать над речевым дыханием.

Игры и упражнения: аудиозапись «Звуки дома»; «Что увидишь, назови»; пальчиковая гимнастика «Дом», «Ворота».

2
22. «Мебель» Существительные: мебель, стул, стол, шкаф, диван, кровать.

Глаголы: сидеть, лежать, спать, есть.

Расширение пассивного словаря на заданную лексическую тему. Работать с предметными и сюжетными картинками. Работать над восприятием неречевых звуков. Работать над развитием мелкой моторики. Работать над речевым дыханием.

Игры и упражнения: «Хлопни, если услышишь…»; «Угадай и ответь»; координация речи с движением; пальчиковая гимнастика «Стол», «Стул».

2
Итого: 18
IV четверть
23. «Ранние признаки весны» Существительные: капель, солнце, весна, ручьи.

Глаголы: приходить, наступать, таять, греть, бежать.

Прилагательные: весенние, ранние.

Расширение пассивного словаря на заданную лексическую тему. Работать с предметными и сюжетными картинками. Работать над восприятием неречевых звуков. Работать над развитием мелкой моторики. Работать над речевым дыханием.

Игры и упражнения: аудиозапись звуков окружающей среды, д/и. «Какое слово отличается»; «Покажи, где…», работа с предметными картинками; пальчиковая гимнастика «Птенчики в гнезде»; координация речи с движением.

2
24. «Весна в природе» Существительные: животные, птицы, растения, цветы, капель, ручьи.

Глаголы: просыпаться, прилетать, таять, бежать, радоваться, оживать.

Прилагательные: красивые, новые, свежие.

Расширение пассивного и активного словаря на заданную лексическую тему. Работать с предметными и сюжетными картинками. Работать над восприятием неречевых звуков. Работать над развитием мелкой моторики. Работать над речевым дыханием.

Игры и упражнения: д/и. «Чем различаются слова?»; «Угадай, чей голос?»; «Покажи, где…», работа с предметными и сюжетными картинками; Пальчиковая гимнастика «Цветок».

2
25. «Птицы весной» Существительные: грачи, ласточки, скворцы.

Глаголы: петь, прилетать, вить.

Расширение пассивного словаря на заданную лексическую тему. Работать с предметными и сюжетными картинками. Работать над восприятием неречевых звуков. Работать над развитием мелкой моторики. Работать над речевым дыханием.

Игры и упражнения: аудиозапись «Птицы»; рассматривание картины «Птицы весной»; «Покажи, где…», «Назови птицу»; пальчиковая гимнастика «Птичка летит».

2
26. «Весенняя одежда» Существительные: одежда, платье, пальто, плащ, кепка.

Глаголы: снимать, менять, убирать, одевать.

Прилагательные: легкая, весенняя.

Расширение пассивного словаря на заданную лексическую тему. Работать с предметными и сюжетными картинками. Работать над восприятием неречевых звуков. Работать над развитием мелкой моторики. Работать над речевым дыханием.

Игры и упражнения: «Хлопни, если услышишь…»; «Чего не стало?»; рассматривание картины «На прогулку»; «Покажи, где…», «Назови, что изображено»; пальчиковая гимнастика.

2
27. «Труд людей весной» Существительные: труд, май, мусор, грядки, цветы, овощи.

Глаголы: сажать, копать, поливать.

Расширение пассивного словаря на заданную лексическую тему. Работать с предметными и сюжетными картинками. Работать над восприятием неречевых звуков. Работать над развитием мелкой моторики. Работать над речевым дыханием.

Игры и упражнения: раскрашивание картинки; пальчиковая гимнастика «За работу!»; «Хлопни, если услышишь…»; «Чего не стало?».

2
28. «Профессии» Существительные: повар, учитель, водитель, врач.

Глаголы: варить, учить, водить, лечить.

Расширение пассивного словаря на заданную лексическую тему. Работать с предметными и сюжетными картинками. Работать над восприятием неречевых звуков. Работать над развитием мелкой моторики. Работать над речевым дыханием.

Игры и упражнения: «Хлопни, если услышишь…», «Кто зовет?»; «Угадай и ответь»; «Покажи и назови»; пальчиковая гимнастика «Человечек».

2
29. Мониторинг. Обследование. 4
Итого: 16
Итого за год: 66

 

Список использованной литературы

  1. Богомолова А. И. Нарушение произношения у детей. М.: Просвещение, 1979.
  2. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. М.: Владос, 1998. – С. 18-46, 74-97, 105-169.
  3. Садовникова И.Н. Нарушение письменной речи и их преодоление у младших школьников. М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1997.-С. 80-256.
  4. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А. Логопедическая работа в специальном детском саду. М.: Просвещение, 1987.-С. 15
  5. Ястребова А.В. Преодоление общего недоразвития речи у обучающихся начальных классов общеобразовательных учреждений. М.: АРКТИ, 1999.-С. 39,46, 114-115.

Литература, используемая  учителем – логопедом в работе над программой

  1. Аксёнова, А.К. «Методика обучения русскому языку в коррекционной школе». – М.: «Владос»,1999 г.
  2. Волковой – М. Логопедия под редакцией:  «Просвещение», 1989 г.
  3. Лалаева, Р. И. «Логопедическая работа в коррекционных классах». – М.: «Владос»,

1998 г.

  1. Лалаева, Р. И. « Устранение нарушений чтения у обучающихся вспомогательной школы», – М.: « Просвещение», 1978 г.
  2. Филичева, Т.Г., Чевелёва, Н.А., Чиркина, Т. В. «Основы логопедии». – М.: «Просвещение» , 1989 г.

Методическое обеспечение программы

  1. Логопедия/ под ред. Л.С.Волковой – М.: «Просвещение», 1989.
  2. Т.Г.Филичева, Н.А.Чевелёва, Т.В.Чиркина. Основы логопедии. – М.:                   «Просвещение»,1989.
  3. Р.И.Лалаева. Логопедическая работа в коррекционных классах. – М.: «Владос», 1999.
  4. Е.Ф.Рау, В.И.Рождественская. Исправление недостатков произношения у школьников. – М.: «Просвещение», 1969.
  1. 5.Л.Н.Ефименкова. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. – М.: «Просвещение», 1991.

6.М.Ф.Фомичёва. Воспитание у детей правильного произношения. – М.: «Просвещение», 1989.

7.Г.А.Каше, Р.И.Шуйфер, Н.А.Никашина, Э.А.Евлахова. Исправление недостатков произношения, чтения и письма учащихся. – М., 1960.

8.М.Ю.Гаврикова. Коррекционно-логопедические занятия с младшими школьниками. – Волгоград: «Панорама», 2006.

  1. Т.А.Ткаченко. Коррекция фонетических нарушений у детей. Подготовительный этап: Пособие для логопеда. – М., 2005.