Переход российского образования на новые федеральные государственные стандарты предполагает изменение концептуального подхода в учебном и воспитательном процессе. Учебный процесс направлен не столько на достижение результатов в области предметных знаний, сколько на личностный рост ребёнка, формирование умения адекватно анализировать и оценивать ситуацию, применять полученные знания на практике, стремление к самообразованию.
Практическая деятельность в процессе освоения учебного предмета биологии является одним из важных компонентов. Учащиеся именно этого возраста отличаются своей любознательностью, непосредственностью, готовностью к восприятию информации, выходящей за рамки учебника. В результате внеурочной деятельности происходит расширение знаний учащихся, формирование и развитие положительной учебной мотивации, осознание необходимости приобретаемых знаний, умений, навыков.
Данная программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) основного общего образования.
Пояснительная записка.
Федеральный уровень.
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № ФЗ-273 от 29. 12.2012г. (с изменениями).
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ от 31.05.2021 № 287 Министерства просвещения Российской Федерации «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования», зарегистрированный в Минюсте России 05.07.2021, регистрационный номер 64101.
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.07.2022 г. № 568 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 287».
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 30.06.2020 №16 «Об утверждении санитарно- эпидемиологических правил СП 3.1/2.4.3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» (с изменениями).
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи в общеобразовательных учреждениях»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 г. №2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;
- Приказ Минпросвещения России от 22.03.2021г №115 «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам начального, основного, среднего общего образования»;
- Примерная основная образовательная программа основного общего образования, одобренная Федеральным учебно- методическим объединением по общему образованию в редакции протокола № 1/22 от 18.03.2022 федерального учебно-методического объединения по общему образованию.
- Примерная рабочая программа воспитания для общеобразовательных организаций, одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию. Протокол от 23.06.2022 г. № 3/22.
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 20 мая 2020 г. N 254 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность»;
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 23 декабря 2020 г. N 766 «О внесении изменений в Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 20.05.2020 г. №254».
Локальные нормативные акты МАОУ «СОШ №4».
- Устав МАОУ «СОШ №4».
- Основная общеобразовательная программа основного общего образования МАОУ «СОШ №4».
- Рабочая программа воспитания обучающихся основного общего образования МАОУ «СОШ №4».
- Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ по отдельным учебным предметам, дисциплинам, курсам в МАОУ «СОШ №4».
Программа ориентирована на обучающихся пятого класса, изучающих биологию в рамках ФГОС.
Основные принципы программы:
- Принцип научности.
Объективно верную картину развития мира дают знания, подтверждённые практикой; наука в жизни человека играет значимую роль.
- Принцип доступности.
Содержание, объём изучаемого материала, а также методы преподавания соответствуют возрастным, интеллектуальным особенностям обучающихся.
- Принцип систематичности и доступности.
Предлагаемый материал выстроен в логической последовательности.
- Принцип воспитывающего обучения.
Воспитание происходит через содержание предлагаемого учебного материала.
Программа внеурочной деятельности «Я – исследователь» предусматривает проведение практических и лабораторных работ. Системно-деятельностный подход реализуется в процессе формирования УУД. Обязательное условие данной программы – организация проектной и исследовательской деятельности. Предлагаемая программа направлена на формирование у обучающихся интереса к изучению биологии, развитие любознательности, расширение знаний об окружающем мире, умению применить полученные практические навыки и знания на практике.
На реализацию программы отводится 30 часов (1 час в неделю).
Цель программы: формирование и развитие познавательного исследовательского интереса к биологии как науке о живой природе.
Задачи:
- формирование системы научных знаний о живой природе;
- способствовать формированию у обучающихся основных биологических понятий;
- развитие общеучебных умений и навыков;
- формирование навыков использования биологических методов для проведения экспериментов с целью изучения живых организмов;
- развитие умений и навыков работы с различными источниками информации;
- воспитание экологически грамотного и бережного отношения к живой природе.
Содержание курса предусматривает как необходимый элемент получения и развития новых биологических знаний использование системно-деятельностного подхода.
Структура программы.
Программа «Лабораторный практикум» способствует более успешному усвоению знаний по биологии. Происходит развитие общеучебных умений и навыков; навыков исследовательской работы с лабораторным оборудованием; умений применять полученные знания на практике. Программа расширяет кругозор обучающихся.
Формы работы: лабораторные и практические работы, творческие проекты, мини-конференции с использованием электронных презентаций. Предусмотрена индивидуальная и групповая работа.
Ожидаемые результаты.
Личностные
- сформированность экологически грамотного отношения к живой природе;
- развитие интеллектуальных способностей (умения сравнивать, анализировать, рассуждать, делать выводы и т.п.)
Метапредметные
- овладение умениями определять проблему, выдвигать гипотезы, проводить эксперименты, наблюдать, доказывать;
- умение работать с различными источниками информации; Предметные
- Познавательная сфера:
-
-
- выделение отличительных признаков живых организмов;
- определение роли биологии в практической деятельности человека;
- умение сравнивать биологические объекты и процессы, делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
- овладение методами изучения живой природы: наблюдения, описания биологических объектов и процессов, измерения, эксперимента и объяснение их результатов.
- различение на таблицах частей и органоидов клетки, на живых объектах и таблицах органов цветкового растения, органов и систем органов животных, наиболее распространенных растений и домашних животных; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений и животных.
-
- Ценностно – ориентационная сфера:
-
-
- знание правил поведения в природе;
- анализ и оценка последствий деятельности человека в природе;
-
- Трудовая сфера:
-
-
- знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
- знание правил работы с лабораторным оборудованием;
-
- Эстетическая сфера:
-
- умение оценивать живую природу с точки зрения эстетики.
Занятия построены на том, что ученик может почувствовать себя в роли ученого биолога, занимающегося различными направлениями биологии: ботаником, зоологом, вирусологом, цитологом, гистологом, физиологом, анатомом-морфологом, микологом.
Календарно – тематическое планирование курса
№ п/п | Тема | Форма | Планируемый результат |
1. | Введение. Инструктаж по технике
безопасности |
Беседа. Определение тем
исследовательских и проектных работ |
Определить цель и задачи курса. Знать правила безопасной работы с
лабораторным оборудованием |
2. | Я – ученый. | Методы изучения живой природы. Лабораторная работа
«Эксперимент, наблюдение, измерение. Что выбрать?» |
Изучить живой объект, используя разные методы |
3. | Я – цитолог | Лабораторная работа «Изучение строения растительной и животной клеток» | Смоделировать животную и
растительную клетки. Сравнить растительную и животную клетку между собой и выделить черты сходства и отличий в их строении |
4. | Я – гистолог | Лабораторная работа «Ткани растений под микроскопом» | Назвать растительные ткани и
объяснить их функции в организме |
5. | Участие в
конференциях, |
конкурсах, марафонах, олимпиадах. | |||
6. | Я – гистолог | Лабораторная работа «Ткани животных под микроскопом» | Назвать животные ткани и
объяснить их функции в организме |
7. | Я – ботаник | Лабораторная работа «Лист
растений под микроскопом. Кожица – покровная ткань» |
Сделать микропрепарат
кожицы листа. Объяснить увиденное. |
8. | Я – ботаник | Лабораторная работа «Лист на поперечном срезе» | Сделать микропрепарат листа на поперечном срезе.
Объяснить увиденное. |
9-10 | Участие в
конференциях, конкурсах, марафонах, олимпиадах. |
||
11. | Я – ботаник – физиолог | Практическая работа
«Прорастание семян гороха или фасоли» |
Создать фотоленту этапов развития семени фасоли.
Объяснить этапы и условия прорастания семян |
12. | Я – ботаник -физиолог | Лабораторные работы
«Испарение воды листьями» «Пестрый сельдерей» |
Доказать опытным путём, что передвижение воды с минеральными веществами по стеблю и испарение воды
листьями растения – одни из признаков живого организма |
13. | Я – ботаник | Творческая мастерская
«Создание фотоподборки необычных, декоративных, растительноядных, ядовитых растений», «Что нам говорит название растения?» |
Создать электронную презентации |
14-
15. |
Участие в
конференциях, конкурсах, марафонах, олимпиадах. |
||
16. | Я – ботаник – агроном | Практическая работа
«Выращивание салата и петрушки гидропонным методом» |
Объяснять, что такое гидропоника. Вырастить растения естественным и гидропонным способами.
Сравнить результат |
17. | Я – миколог | Лабораторная работа
«Выращивание плесени. Рассматривание плесени под микроскопом». |
Создать фотопрезентацию видов плесневых грибов. Работа с Интернет – ресурсами |
18. | Я -бактериолог | Лабораторная работа «Изучение бактериальной клетки».
Творческая мастерская «Изготовление бактериальной клетки» |
Назвать отличия в строении бактериальной клетки от
растительной и животной. Изготовить модель бактериальной клетки |
19-
20. |
Участие в
конференциях, конкурсах, марафонах, олимпиадах. |
||
21. | Я – вирусолог | Творческая мастерская «Как выглядят вирусы» | Создать презентации фотоколлекции вирусов с использованием Интернет – ресурсов |
22. | Я – зоолог-морфолог | Творческая мастерская «Узнай по контуру животное» | Уметь давать морфологическое описание животного.
Определять его образ жизни, |
среду обитания по внешнему
виду |
|||
23-
25. |
Защита
исследовательских работ |
Мини – конференция | Представить презентации исследовательских работ |
26-
28. |
Заключительное занятие | Подведение итогов. Определение дальнейших перспектив
исследовательской работы |
|
29-
30. |
Экскурсия |
Примерные темы исследовательских работ
- Виртуальное путешествие по Красной книге.
- Создание клумбы. Правила ухода за ней.
- Легенды о растении или животных.
- Животные в геральдике России.
- Растения на гербах разных стран.
- Насекомоядные растения.
- Растения – паразиты.
- Аптека на подоконнике.
- Священные животные со всего мира.
- Великие ученые-биологи мира