Рабочая программа по внеурочной деятельности по биологии “Линия жизни” 5 класс

ФИО: Валиева М.Г.
Свидетельство о публикации в электронном СМИ № AP-3640
Конкурс: Всероссийский профессиональный конкурс педагогического мастерства педагогов дополнительного образования «Эффективные педагогические практики и современные технологии работы с детьми в системе дополнительного образования детей»
Наименование конкурсной работы: Рабочая программа по внеурочной деятельности по биологии "Линия жизни" 5 класс
Итоговая оценка: 2 место,  78 баллов(-а)



 

Переход российского образования на новые федеральные государственные стандарты предполагает изменение концептуального подхода в учебном и воспитательном процессе. Учебный процесс направлен не столько на достижение результатов в области предметных знаний, сколько на личностный рост ребёнка, формирование умения адекватно анализировать и оценивать ситуацию, применять полученные знания на практике, стремление к самообразованию.

Практическая деятельность в процессе освоения учебного предмета биологии является одним из важных компонентов. Учащиеся именно этого возраста отличаются своей любознательностью, непосредственностью, готовностью к восприятию информации, выходящей за рамки учебника. В результате внеурочной деятельности происходит расширение знаний учащихся, формирование и развитие положительной учебной мотивации, осознание необходимости приобретаемых знаний, умений, навыков.

Данная программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) основного общего образования.

Пояснительная записка.

Федеральный уровень.

  • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № ФЗ-273 от 29. 12.2012г. (с изменениями).
  • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ от 31.05.2021 № 287 Министерства просвещения Российской Федерации «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования», зарегистрированный в Минюсте России 05.07.2021, регистрационный номер 64101.
  • Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.07.2022 г. № 568 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 287».
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 30.06.2020 №16 «Об утверждении санитарно- эпидемиологических правил СП 3.1/2.4.3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» (с изменениями).
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи в общеобразовательных учреждениях»;
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 г. №2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;
  • Приказ Минпросвещения России от 22.03.2021г №115 «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам начального, основного, среднего общего образования»;
  • Примерная основная образовательная программа основного общего образования, одобренная Федеральным учебно- методическим объединением по общему образованию в редакции протокола № 1/22 от 18.03.2022 федерального учебно-методического объединения по общему образованию.
  • Примерная рабочая программа воспитания для общеобразовательных организаций, одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию. Протокол от 23.06.2022 г. № 3/22.
  • Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 20 мая 2020 г. N 254 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность»;
  • Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 23 декабря 2020 г. N 766 «О внесении изменений в Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 20.05.2020 г. №254».

 

Локальные нормативные акты МАОУ «СОШ №4».

  • Устав МАОУ «СОШ №4».
  • Основная общеобразовательная программа основного общего образования МАОУ «СОШ №4».
  • Рабочая программа воспитания обучающихся основного общего образования МАОУ «СОШ №4».
  • Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ по отдельным учебным предметам, дисциплинам, курсам в МАОУ «СОШ №4».

 

Программа ориентирована на обучающихся пятого класса, изучающих биологию в рамках ФГОС.

Основные принципы программы:

  1. Принцип научности.

Объективно верную картину развития мира дают знания, подтверждённые практикой; наука в жизни человека играет значимую роль.

  1. Принцип доступности.

Содержание, объём изучаемого материала, а также методы преподавания соответствуют возрастным, интеллектуальным особенностям обучающихся.

  • Принцип систематичности и доступности.

Предлагаемый материал выстроен в логической последовательности.

  • Принцип воспитывающего обучения.

Воспитание происходит через содержание предлагаемого учебного материала.

Программа внеурочной деятельности «Я – исследователь» предусматривает проведение практических и лабораторных работ. Системно-деятельностный подход реализуется в процессе формирования УУД. Обязательное условие данной программы – организация проектной и исследовательской деятельности. Предлагаемая программа направлена на формирование у обучающихся интереса к изучению биологии, развитие любознательности, расширение знаний об окружающем мире, умению применить полученные практические навыки и знания на практике.

На реализацию программы отводится 30 часов (1 час в неделю).

Цель программы: формирование и развитие познавательного исследовательского интереса к биологии как науке о живой природе.

Задачи:

  • формирование системы научных знаний о живой природе;
  • способствовать формированию у обучающихся основных биологических понятий;
  • развитие общеучебных умений и навыков;
  • формирование навыков использования биологических методов для проведения экспериментов с целью изучения живых организмов;
  • развитие умений и навыков работы с различными источниками информации;
  • воспитание экологически грамотного и бережного отношения к живой природе.

Содержание курса предусматривает как необходимый элемент получения и развития новых биологических знаний использование системно-деятельностного подхода.

Структура программы.

Программа «Лабораторный практикум» способствует более успешному усвоению знаний по биологии. Происходит развитие общеучебных умений и навыков; навыков исследовательской работы с лабораторным оборудованием; умений применять полученные знания на практике. Программа расширяет кругозор обучающихся.

Формы работы: лабораторные и практические работы, творческие проекты, мини-конференции с использованием электронных презентаций. Предусмотрена индивидуальная и групповая работа.

Ожидаемые результаты.

Личностные

  • сформированность экологически грамотного отношения к живой природе;
  • развитие интеллектуальных способностей (умения сравнивать, анализировать, рассуждать, делать выводы и т.п.)

Метапредметные

  • овладение умениями определять проблему, выдвигать гипотезы, проводить эксперименты, наблюдать, доказывать;
  • умение работать с различными источниками информации; Предметные
  • Познавательная сфера:
      • выделение отличительных признаков живых организмов;
      • определение роли биологии в практической деятельности человека;
      • умение сравнивать биологические объекты и процессы, делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
      • овладение методами изучения живой природы: наблюдения, описания биологических объектов и процессов, измерения, эксперимента и объяснение их результатов.
      • различение на таблицах частей и органоидов клетки, на живых объектах и таблицах органов цветкового растения, органов и систем органов животных, наиболее распространенных растений и домашних животных; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений и животных.
  • Ценностно – ориентационная сфера:
      • знание правил поведения в природе;
      • анализ и оценка последствий деятельности человека в природе;
  • Трудовая сфера:
      • знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
      • знание правил работы с лабораторным оборудованием;
  • Эстетическая сфера:
    • умение оценивать живую природу с точки зрения эстетики.

Занятия построены на том, что ученик может почувствовать себя в роли ученого биолога, занимающегося различными направлениями биологии: ботаником, зоологом, вирусологом, цитологом, гистологом, физиологом, анатомом-морфологом, микологом.

Календарно – тематическое планирование курса

№ п/п Тема Форма Планируемый результат
1. Введение. Инструктаж по технике

безопасности

Беседа. Определение тем

исследовательских и проектных работ

Определить цель и задачи курса. Знать правила безопасной работы с

лабораторным оборудованием

2. Я – ученый. Методы изучения живой природы. Лабораторная работа

«Эксперимент, наблюдение, измерение. Что выбрать?»

Изучить живой объект, используя разные методы
3. Я – цитолог Лабораторная работа «Изучение строения растительной и животной клеток» Смоделировать животную и

растительную клетки. Сравнить растительную и животную клетку между собой и выделить

черты сходства и отличий в их строении

4. Я – гистолог Лабораторная работа «Ткани растений под микроскопом» Назвать растительные ткани и

объяснить их функции в организме

5. Участие в

конференциях,

 

конкурсах, марафонах, олимпиадах.
6. Я – гистолог Лабораторная работа «Ткани животных под микроскопом» Назвать животные ткани и

объяснить их функции в организме

7. Я – ботаник Лабораторная работа «Лист

растений под микроскопом. Кожица – покровная ткань»

Сделать микропрепарат

кожицы листа. Объяснить увиденное.

8. Я – ботаник Лабораторная работа «Лист на поперечном срезе» Сделать микропрепарат листа на поперечном срезе.

Объяснить увиденное.

9-10 Участие в

конференциях,

конкурсах, марафонах, олимпиадах.

11. Я – ботаник – физиолог Практическая работа

«Прорастание семян гороха или фасоли»

Создать фотоленту этапов развития семени фасоли.

Объяснить этапы и условия прорастания семян

12. Я – ботаник -физиолог Лабораторные работы

«Испарение воды листьями»

«Пестрый сельдерей»

Доказать опытным путём, что передвижение воды с минеральными веществами по стеблю и испарение воды

листьями растения – одни из признаков живого организма

13. Я – ботаник Творческая мастерская

«Создание фотоподборки необычных, декоративных, растительноядных, ядовитых растений»,

«Что нам говорит название растения?»

Создать электронную презентации
14-

15.

Участие в

конференциях,

конкурсах, марафонах, олимпиадах.

16. Я – ботаник – агроном Практическая работа

«Выращивание салата и петрушки гидропонным методом»

Объяснять, что такое гидропоника. Вырастить растения естественным и гидропонным способами.

Сравнить результат

17. Я – миколог Лабораторная работа

«Выращивание плесени.

Рассматривание плесени под микроскопом».

Создать фотопрезентацию видов плесневых грибов. Работа с Интернет – ресурсами
18. Я -бактериолог Лабораторная работа «Изучение бактериальной клетки».

Творческая мастерская

«Изготовление бактериальной клетки»

Назвать отличия в строении бактериальной клетки от

растительной и животной.

Изготовить модель

бактериальной клетки

19-

20.

Участие в

конференциях,

конкурсах, марафонах, олимпиадах.

21. Я – вирусолог Творческая мастерская «Как выглядят вирусы» Создать презентации фотоколлекции вирусов с использованием Интернет – ресурсов
22. Я – зоолог-морфолог Творческая мастерская «Узнай по контуру животное» Уметь давать морфологическое описание животного.

Определять его образ жизни,

 

среду обитания по внешнему

виду

23-

25.

Защита

исследовательских работ

Мини – конференция Представить презентации исследовательских работ
26-

28.

Заключительное занятие Подведение итогов. Определение дальнейших перспектив

исследовательской работы

29-

30.

Экскурсия

 

Примерные темы исследовательских работ

  1. Виртуальное путешествие по Красной книге.
  2. Создание клумбы. Правила ухода за ней.
  3. Легенды о растении или животных.
  4. Животные в геральдике России.
  5. Растения на гербах разных стран.
  6. Насекомоядные растения.
  7. Растения – паразиты.
  8. Аптека на подоконнике.
  9. Священные животные со всего мира.
  10. Великие ученые-биологи мира