“Ценностно-смысловые составляющие профессионального самоопределения”

ФИО: Кулешова Ю.В.
Свидетельство о публикации в электронном СМИ № AP-3650
Конкурс: Всероссийский конкурс педагогических работников «Духовно-нравственное образование и воспитание обучающихся», в рамках реализации приоритетного национального проекта Образование
Наименование конкурсной работы: "Ценностно-смысловые составляющие профессионального самоопределения"
Итоговая оценка: 2 место,  75 баллов(-а)



УДК 378

Ценностно-смысловые составляющие профессионального самоопределения

Кулешова Юлия Викторовна к.б.н., 

доцент кафедры психологии, педагогики и экологии человека

Красноярский государственный аграрный университет, Красноярск, Россия

Анотация: Научная работа рассматривает смысловые ориентиры студентов-первокурсников в контексте их профессионального самоопределения. Исследование охватывает период начального этапа обучения, фокусируясь на том, как студенты воспринимают свои цели, задачи и перспективы в процессе освоения выбранной профессиональной области. В работе анализируются факторы, влияющие на формирование смысловых ориентиров, такие как личные ценности, социокультурный контекст и образовательная среда. Поднимаются вопросы влияния семейного и общественного воздействия на формирование профессиональных целей студентов. Результаты исследования способствуют более глубокому пониманию процесса профессионального самоопределения студентов-первокурсников. 

Ключевые слова: студенты-первокурсники, ориентиры, профессиональное самоопределение, студенты, смыслы, ценности.

 

Semantic guidelines of first-year students in the process of professional self-determination

Kuleshova Julia Viktorovna c.b.s.,

associate professor of the department of psychology, pedagogy and human ecology

Krasnoyarsk State Agrarian University, Krasnoyarsk, Russia

Abstract: The scientific work examines the semantic guidelines of first-year students in the context of their professional self-determination. The study covers the period of the initial stage of training, focusing on how students perceive their goals, objectives and prospects in the process of mastering the chosen professional field. The paper analyzes the factors influencing the formation of semantic guidelines, such as personal values, socio-cultural context and educational environment. The questions of the influence of family and social influence on the formation of professional goals of students are raised. The results of the study contribute to a deeper understanding of the process of professional self-determination of first-year students.
Keywords: first-year students, reference points, professional, self-determination, students, semantic

В современном образовательном контексте, где студенты сталкиваются с разнообразием профессиональных возможностей, вопрос профессионального самоопределения становится ключевым аспектом студенческой жизни. Особенно значимым этот вопрос оказывается на первом курсе, когда молодые люди впервые сталкиваются с выбором профессионального пути. Исследование смысловых ориентиров студентов-первокурсников в этом контексте призвано раскрыть механизмы формирования и влияния смысловых ценностей на процесс профессионального самоопределения.

Смысловые ориентиры, воспринимаемые как ценности, убеждения и цели, играют существенную роль в структурировании индивидуальных предпочтений и выборов студентов. На первом этапе учебного пути студенты подвергаются воздействию новых знаний, общественных ожиданий и культурных стереотипов, что влияет на формирование их собственного профессионального видения. Понимание того, каким образом смысловые ориентиры влияют на процесс самоопределения студентов-первокурсников, представляет значимый научный интерес и имеет важное прикладное значение для образовательной практики.

  1. А. Н. Леонтьев “Деятельность. Сознание. Личность” (1975): А. Н. Леонтьев в своих работах затрагивает вопросы структуры личности и ее взаимодействия с внешней средой. Его идеи об осознанной деятельности как факторе формирования смысловых ориентиров становятся основополагающими для понимания процесса профессионального самоопределения.
  2. Л. С. Выготский “Мышление и речь” (1934): Выготский выделяет роль социокультурного контекста в формировании смысловых структур. Его теория зоны ближайшего развития и концепция социокультурного взаимодействия полезны для понимания, как социальная среда влияет на выбор профессиональных целей студентов.

Обзор этих авторов позволяет охватить различные аспекты влияния смысловых ориентиров на процесс профессионального самоопределения студентов-первокурсников и предоставляет базу для дальнейшего исследования этой важной проблемы в контексте российского образования.

В ходе проведения опроса среди студентов-первокурсников были выявлены следующие смысловые ориентиры, влияющие на профессиональное самоопределение обучающихся:

  1. Личные ценности и страхи: Студенты выделяют значимость личных ценностей при выборе профессионального пути. Некоторые отмечают, что страх перед непониманием самого себя и сомнения в своих способностях могут существенно влиять на формирование смысловых ориентиров.
  2. Семейное влияние: Многие студенты указывают на сильное воздействие семейных ценностей и ожиданий на их собственные предпочтения в области профессионального развития. Некоторые считают это поддержкой, в то время как для других это становится вызовом для независимого выбора.
  3. Влияние образовательной среды: Учебная среда и взаимодействие с преподавателями и сверстниками также играют роль в формировании смысловых ориентиров. Некоторые студенты отмечают важность практического опыта и примеров успешных профессионалов в их предметной области.
  4. Социокультурные ожидания: Студенты признают, что социокультурные стереотипы и ожидания общества могут оказывать давление на выбор профессии. Некоторые чувствуют необходимость соответствовать общепринятым стандартам, в то время как другие стремятся бороться с предвзятыми взглядами и выбирать свой собственный путь.
  5. Потребность в поддержке и информации: Многие студенты выражают потребность в дополнительной поддержке и информации для осознанного выбора профессии. Они высказывают интерес к программам консультирования и мероприятиям, направленным на развитие профессиональных навыков и самопонимания.

Эти разносторонние мнения студентов подчеркивают сложность процесса профессионального самоопределения и важность учета различных факторов при разработке стратегий поддержки в образовательных учреждениях. В дополнение к традиционным методам консультирования, создание платформ для обмена опытом и взаимопомощи может быть эффективным способом поддержки студентов в формировании их смысловых ориентиров.

В ходе нашего исследования мы глубоко погрузились в анализ смысловых ориентиров студентов-первокурсников, стремясь понять, как эти ориентиры формируются и влияют на процесс профессионального самоопределения. Результаты исследования позволяют сделать несколько ключевых выводов.

Во-первых, студенты-первокурсники оценивают собственные смысловые ориентиры как крайне важные в процессе выбора профессии. Личные ценности, семейные влияния, социокультурные стереотипы и образовательная среда выступают как важные компоненты, формирующие представление о профессиональном будущем.

Во-вторых, выявлена значимость семейного воздействия на формирование смысловых ориентиров студентов. Семейные ценности и ожидания оказываются значительными факторами, влияющими на выбор профессионального пути. В этом контексте важно обратить внимание образовательных учреждений на поддержку семей в процессе профессионального становления студентов.

В-третьих, социокультурные факторы и образовательная среда представляют собой динамичное поле влияния на смысловые ориентиры. Программы, направленные на поддержку студентов, должны учитывать социокультурные аспекты и предоставлять возможности для практического опыта.

В заключение, результаты нашего исследования подчеркивают сложность и многогранность процесса профессионального самоопределения студентов-первокурсников. Для успешной поддержки этого процесса важно разрабатывать интегрированные программы, учитывающие личные, семейные и социокультурные аспекты. Оптимальные стратегии поддержки могут включать в себя создание психологических консультаций, обучение навыкам самоанализа и предоставление возможностей для практического опыта в выбранной профессиональной области. Наша работа направлена не только на расширение теоретического понимания смысловых ориентиров, но и на предоставление рекомендаций для образовательных учреждений, стремящихся эффективно поддерживать студентов в процессе их профессионального самоопределения.

Библиографический список

  1. Лев Семенович Выготский. Мышление и речь. Изд. 5, испр. — Издательство”Лабиринт”, М. , 1999. — 352 с.
  2. Психология профессиональной деятельности : учеб.-метод. пособие / В. А. Луговский, М. Н. Кох. – Краснодар : КубГАУ, 2015. – 101 с.
  3. Деятельность. Сознание. Личность. / А.Н. Леонтьев. – 2-е изд. – Москва : Политиздат, 1977. – 304 с.;
  4. Кулешова, Ю. В. Основные проблемы профессионального самоопределения молодежи / Ю. В. Кулешова, А. А. Глухих // Профессиональное самоопределение молодежи инновационного региона: проблемы и перспективы : Сборник статей по материалам Всероссийской (национальной) научно-практической конференции, Красноярск, 14–25 ноября 2022 года. Том Часть 1. – Красноярск-Челябинск-Нижний Новгород-Москва: Красноярский государственный аграрный университет, 2023. – С. 190-191. 
  5. Кулешова, Ю. В. Творческий потенциал в профессиональном самоопределении личности / Ю. В. Кулешова, В. П. Лихачева // Профессиональное самоопределение молодежи инновационного региона: проблемы и перспективы : Сборник статей по материалам Всероссийской (национальной) научно-практической конференции, Красноярск, 14–25 ноября 2022 года. Том Часть 1. – Красноярск-Челябинск-Нижний Новгород-Москва: Красноярский государственный аграрный университет, 2023. – С. 193-195.
  6. Кулешова, Ю. В. Психологические составляющие профессионального самоопределения у подростков / Ю. В. Кулешова, И. А. Шупик // Профессиональное самоопределение молодежи инновационного региона: проблемы и перспективы : Сборник статей по материалам Всероссийской (национальной) научно-практической конференции, Красноярск, 14–25 ноября 2022 года. Том Часть 1. – Красноярск-Челябинск-Нижний Новгород-Москва: Красноярский государственный аграрный университет, 2023. – С. 195-197.
  7. Профессиональное самоопределение студентов-первокурсников с различными стратегиями самоутверждения   [Электронный ресурс].