Управление образования администрации городского округа город Выкса
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детско-юношеский центр «ТЕМП»»
Методическая разработка занятия для воспитателей детского сада
Мастер – класс
“Выполнение композиции в стиле полхов – майданской росписи на плоской основе как процесс приобщения детей к эстетическим ценностям»
педагог дополнительного образования
высшей квалификационной категории
Сидорина Анна Михайловна
г.о.г. Выкса
2024г.
Аннотация
В данной методической разработке представлено занятие по теме «Выполнение композиции в стиле полхов – майданской росписи на плоской основе как приобщения детей к эстетическим ценностям». Методическая разработка предназначена для воспитателей детского сада, а именно для воспитателей, которые работают с детьми подготовительной группы. Занятие включает теоретический материал по теме, практические задания, самостоятельную работу, работу с наглядными материалами и пособиями.
С помощью данной методической разработки можно содержательно, интересно провести занятие в детском саду.
Народная роспись является яркой частью народного декоративно-прикладного искусства. Но, несмотря на это, ее можно рассматривать как самостоятельное средство эстетического развития личности ребенка.
Процесс приобщения к эстетическим ценностям детей представляет собой целенаправленное воздействие на личность ребенка средствами искусства, которое способствует формированию у воспитуемых эстетических чувств и вкуса, интереса, умения видеть красоту, ценить искусство, наслаждаться им Эстетическое воспитание, несомненно, положительно влияет на ребенка, на его нравственность, возвышает чувства, украшает жизнь.
Пояснительная записка
Работа воспитателя очень разнообразна, как и разнообразны занятия. Одним из занятий является изучение полхов – майданской росписи. Роспись несёт радость, увлекает в мир творчества, способствует раскрытию творческих способностей в декоративно – прикладном искусстве. Создавая композицию из элементов росписи, человек думает, планирует дальнейшую «жизнь» росписи своего изделия.
Мастер – класс – это творческий процесс, который объединяет в себе множество умений и навыков. Работая над росписью композиции, участник учится правильно выполнять работу с красками, кисточкой.
Занятие не является сложным.
Тема занятия: Выполнение композиции в стиле полхов – майданской росписи на плоской основе как приобщение детей к эстетическим ценностям.
Продолжительность занятия: 45 минут
Тип занятия: сообщение и усвоение полученных знаний
Форма занятия: Мастер – класс
Форма организации работы: индивидуально – групповая
Цель занятия: Развитие художественных способностей, воображения и образного мышления, приобщение к народному промыслу «Полхов – Майданская роспись».
Задачи:
– Научить самостоятельно составлять композицию, используя шаблоны элементов полхов – майданской росписи, подбирать соответствующий цвет.
– Развивать зрительное восприятие, пространственную ориентацию, чувство композиции, активный словарный запас.
– Воспитывать интерес к народному творчеству, уважение к труду народных мастеров, упорство в достижении цели, четкую организацию работы.
План занятия
- Организационный этап. (3мин)
Организация начала занятия. Создание психологического настроя на учебную деятельность. Активизация внимания. Приветствие. Сообщение темы занятия.
- Основной этап. (37 мин.)
Подготовка к восприятию нового материала. Мотивация к познавательной деятельности воспитателей детского сада в ходе мастер – класса.
Ознакомление с новыми знаниями и умениями: История появления полхов – майданской росписи. Знакомство с элементами росписи.
Усвоение и закрепление знаний. Практическая работа. Составление и выполнение композиции с помощью простых элементов росписи на плоской, деревянной основе (поставка под горячее) Самостоятельная работа. Роспись деревянной основы – подставка под горячее.
- Подведение итогов занятия. (5мин.)
Выставка выполненных работ. Формулирование выводов. Подведение итогов.
Материалы и инструменты для воспитателей детского сада.
Краски – акрил, кисть белка №2, простой карандаш, ластик, баночка для воды, салфетка, элементы росписи, наглядные пособия, образец готового изделия.
Дидактический материал.
- образец выполнения основных элементов росписи;
- образец полхов – майданской росписи на тарелке;
- образец росписи;
- наглядные пособия.
Ход занятия
“Единственный путь, ведущий к знанию – это деятельность”
Б.Шоу
- Организационный этап
– Здравствуйте, уважаемые воспитатели!
– Я желаю вам хорошего настроения и много новых открытий!
– Сегодня я приглашаю вас отправиться на экскурсию в мир полхов – майданской росписи.
– Тема нашего занятия: Выполнение композиции в стиле полхов – майданской росписи на плоской основе как приобщения детей к эстетическим ценностям. Народная роспись является яркой частью народного декоративно-прикладного искусства. Но, несмотря на это, ее можно рассматривать как самостоятельное средство эстетического развития личности ребенка.
- Основной этап
– Сейчас я демонстрирую вам готовое изделие и предлагаю рассмотреть эту работу и ответить мне на несколько вопросов. Готовы?
– Какие материалы здесь используются?
(Ответы педагогов: краски акрил, кисть, карандаш, ластик)
Педагог дополняет ответы (основа для составление композиции ).
– Какие инструменты нам понадобятся?
(Ответы педагогов: кисть)
Педагог дополняет ответы (кисть, карандаш и, возможно, ластик).
– Что первым выполняется в росписи?
(Ответы: фон)
– Что вторым выполняется в полхов- майданской росписи?
(Ответ: «подмалевок» в элементах росписи)
– Что третьим \последним выполняется в полхов- майданской росписи?
( Ответ: «разживка» «Обводка элементов росписи» черным цветом в элементах росписи)
Педагог дополняет ответы.
– Уважаемые воспитатели, сейчас мы с вами познакомимся с элементами полхов- майданской росписи.
– В нашей мастерской мы научимся выполнять простые элементы росписи, составлять композицию и выполним роспись плоского, деревянного изделия.
– Рассмотрим простейшие элементы полхов- майданской росписи.
(Педагог демонстрирует элементы полхов- майданской росписи.)
Узнают полхов-майдановскую роспись по красным цветкам, крупным, ярким, еще не распустившимся. Самый распространенный цветок росписи – роза (мак, роза, ромашка, тюльпан, шиповник).
В выборе цветов доминирует следующее сочетание – желтый плюс темно-синий, зеленый и холодный красный.
Приоритетный фон для орнамента – желтый, рисунок имеет черный, четко очерченный контур.
(Педагог рассказывает и демонстрирует виды композиции полхов-майдановскую росписи.)
Предлагаю вам рассмотреть, как легко и просто составить композицию полхов-майдановскую росписи из элементов.
(Педагог демонстрирует составление композиции на различной поверхности.)
Выполним с вами упражнение по составлению композиции на различных плоских бумажных шаблонах, разной формы (ваза, разделочные доски различной формы, бочонок, стакан и т.д.)
-Я сейчас вам раздам деревянное изделие плоской формы (и шаблоны элементов полхов-майдановскую росписи) для составления композиции.
(Педагог раздает деревянное изделие плоской формы (и шаблоны элементов полхов-майдановскую росписи)
– С помощью элементов мы с вами составляем композицию на изделие плоской формы.
(Самостоятельная деятельность. Проводится индивидуальная работа.)
Самостоятельно составляют композицию из элементов росписи на изделие плоской формы под роспись.
– Теперь мы с вами составим композицию на изделие плоской формы.
(Педагог демонстрирует составление композиции на плоской основе)
(Самостоятельная деятельность. Проводится индивидуальная работа.)
Педагог отвечает на вопросы.
– Прежде чем приступить к выполнению практической работы по росписи на данном этапе занятия я напоминаю вам о технике безопасности. См. приложение 1
3.Практическая часть.
Воспитатели прорисовывают композицию простым карандашом, элементы полхов-майданскую росписи, затем листочки.
-Далее выполняем красками «подмалевок» в элементах росписи. Затем прорисовывают «разживку» черным цветом. Завершают роспись «Обводка элементов росписи» черным цветом.
(Самостоятельная деятельность. Проводится индивидуальная работа.)
– Мне очень интересно, что же у вас получилось? Вижу, уже все закончили.
Очень хорошо!
- Заключительный этап
– Вы молодцы! Давайте с вами выставим свои работы на стенд, и посмотрим что получилось.
(Работы выставляются на стенд или на стол, и проводится их анализ).
Анализ работ
– Посмотрите на выставку, какие у нас получились расписные изделия – яркие, красочные – как у настоящих мастеров, настоящая полхов-майданская роспись! У каждого получился свой, неповторимый узор.
– Как красиво вот здесь выполнены завитки, они нарисованы плавно, неотрывно. А вот здесь получился узор тонкий и красивый. А на этой росписи удачно выполнены цветок, листочки.
– Отметьте каждый в чей- то работе, что вам понравилось, и почему?
( Воспитатели дают анализ работ)
Критерии анализа изобразительных работ. См. приложение 2
– Вы очень постарались.
-Вы прекрасно справились заданиям. Теперь вы сможете самостоятельно составить композицию из элементов полхов-майданской росписи на любой плоскости. Молодцы!
Итог занятия
– Искусство росписи – это гордость нашей культуры. В результате проводимых занятий по декоративному рисованию, рассматривания иллюстраций, изделий городецких мастеров, бесед об этом промысле, у детей может появиться устойчивый интерес к полхов-майданской росписи, дети научатся хорошо ориентироваться на листе бумаги, усвоят цвета данной росписи, станут лучше владеть кистью, они смогут назвать все элементы полхов-майданской росписи. Всё это будет способствовать развитию их художественных и интеллектуальных способностей.
Занятия, проведенные по данному виду росписи дадут возможность детям узнать приемы рисования и научат составлять узоры на различных формах.
Красота нужна всем, но прежде всего она необходима детям. Народное искусство, жизнерадостное по колориту, живое и динамичное по рисунку, пленяет и очаровывает, отвечает эстетическим чувствам.
– Наше занятие завершается! Надеюсь всё, что вы сегодня увидели и узнали о полхов-майданской росписи, о составлении композиции вам понравилось и надолго останется в вашей памяти.
Воспитатели задают вопросы.
– Не забудьте убрать своё рабочее место, и забрать свои работы!
(Уборка рабочих мест)
– До свидания! До встречи!
Список литературы
Нормативно правовые документы
-
- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (редакция от 14 июля 2022 г. N 301-ФЗ).
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09 ноября 2018 N 196 (ред. 2020 года) «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09. 2019 г. №467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей».
- Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 22 сентября 2021 г. № 652н “Об утверждении профессионального стандарта “Педагог дополнительного образования детей и взрослых” (от 1 сентября 2022 г. до 1 сентября 2028 г.)
- Письмо Министерства просвещения РФ от 19 марта 2020 г. № ГД-39/04 “О направлении методических рекомендаций”.
- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р.
- Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 N 678-р (вместе с “Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030 года”).
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 “Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 “Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи”.
- Постановление от 4 июля 2014 года N 41 СанПиН 2.4.4.3172-14 “Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей” (с изменениями на 27 октября 2020 года)
- Распоряжение Правительства Нижегородской области от 30.10.2018 № 1135-р «О реализации мероприятий по внедрению целевой модели развития региональной системы дополнительного образования детей».
- Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 30 сентября 2020 г. № 533 «О внесении изменений в порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам…»
- Методическое письмо о структуре дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы (к экспертизе в НМЭС ГБОУ ДПО НИРО).
- Методические рекомендации по разработке (составлению) дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы ГБОУ ДПО НИРО.
- Устав и нормативно-локальные акты МБУ ДО «ДЮЦ «ТЕМП»».
- Приказ Минтруда РФ от 22.09.2021 № 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»
- Федеральный закон от 26 мая 2021 г. № 144-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации».
- «Рекомендации по реализации внеурочной деятельности, программы воспитания и социализации и дополнительных общеобразовательных программ с применением дистанционных образовательных технологий» Минпросвещения России от 07.05.2020
- Распоряжение Минпросвещения России от 17.12.2019 № Р-136 «Об утверждении методических рекомендаций по приобретению средств обучения и воспитания…»
- Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 03 сентября 2019 года №467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»
Список литературы для педагога
- Бакушинский, А.В. Художественное творчество и воспитание/ А.В. Бакушинский. – М.:
Карапуз, 2015. – 107 с.
- Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте -М.: Просвещение, 2016.
- Выготский, Л.С. Психология развития человека / Л.С. Выготский — М.: «Смысл», 2003.
— 1136 с.
- Ермолаева, М.В. Практическая психология детского творчества / М.В. Ермолаева. – М.:
МПСИ, 2001. – 200 с.
- Иванова, О.Л. Как понять детский рисунок и развить творческие способности ребенка/
О.Л. Иванова. – Спб.: Речь, 2012. – 92 с.
- Казакова, Т.Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества/ Т.Г.
Казакова. – М.: Владос, 2006. – 271 с.
- Лагузинская, Я. Способы развития творческого восприятия детей /Я.Н. Лагузинская//
Искусство: научно-теоретический журнал – 2013. – ноябрь. – С. 52 – 55.
- Логвиненко Г.М. Декоративная композиция/ Г.М. Логвиненко. – М.: Владос, 2012. –
271 с
- Мелик-Пашаев, А.А. Педагогика искусства и творческие способности/ А.А. Мелик-
Пашаев. – М.: Знание, 2016. – 96 с.
Список литературы для учащихся
- Алферов Л. Г. Технологии росписи. Дерево. Металл. Керамика. Ткани. Серия «Учебный
курс». Ростов н /Д: Феникс, 2000. – 352с.
- Куликовская Т. Дидактический материал. Мир вокруг нас. Народные промыслы. Автор
составитель г. Москва.
- Василенко В.М. Русское прикладное искусство.-М., Искусство, 1997г.
- Короткова М.В. Путешествие в историю русского быта.,- М., 1998г.
- Махмутова. Х.И. Роспись по дереву.-М., Посвещение, 1987г.
- Пуначева Е.Ю. Методика преподавания народного декоративно-прикладного
искусства.-М., 2000г.
- ШпикаловойТ.Я., Поровской Г.А.Возвращение к истокам: народное искусства и
детское творчество /Под ред. .-М., Владис, 2000г.
Приложение 1
ПРАВИЛА РАБОТЫ С КРАСКАМИ
- Работу выполнять за столом.
- Подготовить свое рабочее место: аккуратно и удобно расположить необходимые материалы.
- Планировать свою работу.
- Внимательно выслушивать задание воспитателя.
- В процессе работы поддерживать порядок на рабочем месте.
- При работе с красками необходимо быть аккуратным: не пачкать руки, лицо, костюм, не пачкать стол, за которым работаешь.
- Нельзя: брать грязные руки в рот, тереть грязными руками глаза, размахивать кисточкой.
- По окончании работы привести в порядок рабочее место.
- Тщательно вымыть руки с мылом.
- Не использовать для воды стеклянную посуду.
- Используй кисть по назначению:
- Правильно держи кисть между большим и средним пальцами, придерживая сверху указательным – не слишком близко к ворсу.
- Не сжимай кисть сильно.
- Аккуратно набирай краску на кисточку.
- Лишнюю краску с кисти снимай о край баночки, а не руками.
- Вытирай кисть о тряпочку легким прикосновением.
- По окончании работы промой кисть в воде.
Приложение 2
КРИТЕРИИ АНАЛИЗА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ РАБОТ
Этот диагностический способ отследить динамику развития детского рисунка. Критерии анализа изобразительных работ базируются на взглядах художников, педагогов и психологов. Творческая изобразительная работа определяется художниками по следующим критериям: нестандартность, своеобразность, оригинальность манеры исполнения, романтизм, образность, преобладание субъективно насыщенных эмоций, богатство цветоощущения. Работу можно считать творческой при наличии следующих признаков:
Содержание рисунка: оригинальное, неожиданное, нереальное, фантастическое, непосредственное и наивное, особая смысловая нагрузка, отражающая глубины переживания ребенка.
Особенности изображения: сложность в передаче форм, перспективность изображения, многоплановость, узнаваемость предметов и образов, оригинальность изображения, особый творческий почерк, яркое, выразительное раскрытие в образе своего переживания.
Композиционное решение: хорошая заполняемость листа, ритмичность в изображении предметов, разнообразие размеров нарисованных предметов, зоркость, наблюдательность ребенка и достаточное владение изобразительными навыками.
Пластика:особая выразительность в передаче движений и мимики, собственный почерк в передаче движений.
Колорит:интересное, необычное и неожиданное цветовое решение. Возможно темпераментное, эмоциональное, лаконичное обращение с цветом или, наоборот, богатство сближенных оттенков (теплая или холодная гамма) или пастельность. Цвет звучит и поет, эмоционально воздействуя на зрителя.
Работа производит художественное впечатление и не нуждается в существенных скидках на возраст.
По названным признакам можно определить, насколько сильна работа ребенка в творческом отношении. Если в ней присутствуют все перечисленные признаки – это нестандартная творческая работа. При отсутствии одного или более признаков детская работа теряет свою творческую ценность. Дополнительные факторы может дать наблюдение за процессом работы ребенка над рисунком. Ребенок, не обладая багажом знаний о законах построения композиции, интуитивно ее выстраивает. Он настолько сильно погружается в работу, что в момент рисования представляет с ней одно целое. Почувствовав себя в замысле произведения, ребенок ни на что происходящее рядом не отвлекается, окружение для него перестает существовать. В таком состоянии, как бы живя в своей работе, ребенок чувствует, что, где и как проложить линией и цветом. Очутившись «внутри работы», он творит на уровне чувств и эмоций.